Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Традиции встречи весны. Лепка « Жаворонки» для детей 6-7 лет.
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

КОЗЛОВА ТАТЬЯНА ДМИТРИЕВНА

ПРАЗДНИК СОРОКИ (40 СВЯТЫХ) - ПРИМЕТЫ, НАРОДНЫЕ ОБЫЧАИ

 

     
     
    Праздник сороки (40 святых) - приметы, гадания, народные обычаи
     

    Праздник «Сороки», более известный в народе, как 40 святых, отмечается  22 марта. Наши предки в этот день своими обрядами пытались ускорить приход весны и прогнать прочь холодную и голодную зиму.

    Православная церковь в этот день чтит память сорока севастийских мучеников. 
В этот светлый и радостный весенний денек, зима, наконец, отдаст свои права весне, день сравняется с ночью, и начнется обновление природы. 


    Русские люди очень почитают этот день, считается, что если позвать весну, как следует, то она не замедлит появиться, стужа уйдет, прилетят птички, и потекут ручейки, весело поблескивая под нежными солнечными лучиками. 
У этого праздника в народе несколько названий: «Сороки», «Куличи». Некоторые день 22 марта называют «Жаворонки» или «Тетерочный день». 


    Жаворонки на праздник 40 святых

     

    Существует очень добрая традиция печь к празднику 22 марта птичек из теста, жаворонков, которым и отводилась главная роль: позвать весну. 
Итак, лепим птичек.

    Тесто для жаворонков заводим с вечера 21 марта, желательно сдобное – порадуем детишек, птички у нас получатся вкусные и очень красивые. Можно в тесто добавить и изюма, и орешков, главное – сделать птичек с распростертыми крылышками, будто они летят навстречу весне, встречают ее, и несут на своих крылышках в наши края. Не забудем сделать у пернатых глазки и ротик – пусть птички видят Весну издалека и зовут ее погромче своим щебетанием. 
Можно из теста налепить небольшие гнездышки, а в них потом посадить наших пернатых друзей – испеченные лакомства поставим на подоконник, чтобы Весна увидела, что к встрече с ней давно готовы и поспешила прогнать надоевшую зиму.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл moe_zanyatie.docx33.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    Детский сад общеразвивающего вида №395 «Полянка»

    Конспект непосредственной  образовательной  деятельности с детьми подготовительной группы на тему:

    «Традиции встречи весны. Лепка  « Жаворонки»

     для детей 6-7 лет.

        Подготовила: Козлова Т. Д.

    Воспитатель высшей  квалификационной категории.

    г. Самара2016

    Цель: Развитие творческих способностей детей через использование технологии тестопластике.

    Образовательные  задачи :

    Обогатить представление детей  о  народных традициях, устном народном творчестве (закличках).

    Познакомить детей с ритуальной выпечкой – жаворонками.

    Научить приемам лепки жаворонков из теста.

    Закрепить умение детей применять различные способы и приемы лепки с целью выразительного, образного решения.

    Развивающие  задачи:

    Развивать мелкую моторику рук, воображение детей, эстетический вкус и эстетические представления.

    Развивать воображение, творческую активность.

    Расширять словарный запас.

    Воспитательные задачи:

    Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к результатам работы.

    Оборудование:  солёное тесто,  доски для лепки,  стеки, тарелочки с  водой, кисточки,  шаблоны  птичек из картона,  макет дерева, салфетки, трубочки (на каждого ребенка);  запись пения жаворонка;  ноутбук , мультимедийный  экран. 

    Методы: словесный, наглядный, практический.

    Предварительная работа:

    Беседа о традициях разных народов ,рассматривание иллюстраций о птицах, о весне, разучивание закличек  о весне.

    Предполагаемые результаты: систематизация знаний детей о народной традиции встречи весны, научить приемам лепки жаворонков из теста.

    Ход  занятия:

    Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас  видеть. Посмотрите  сколько у нас гостей. Давайте поздороваемся с ними! А теперь возьмите за руки  друг друга и повторяйте все за мной:

    « Здравствуй, Солнце,

    Здравствуй, Земля,

    Здравствуйте, все мои друзья»! ( Дети повторяют за воспитателем).

    Воспитатель: Занимайте свои места. Сегодня, ребята, мы с вами совершим небольшое путешествие в прошлое.  А для начала давайте вспомним, где мы с вами уже побывали (подходят к шкале времени.)

    Каким цветом обозначено то, что было очень  давно, старина? (Синим цветом.) Посмотрите на условные обозначения и скажите, что было давно в прошлом (Ледниковый период, динозавры)

    Каким цветом обозначено настоящее время? (Красным цветом). А какие события вы знаете, то что было не давно, что вы помните или о чем вам рассказывали, или вы видели ? (ответы детей).

    Ребята, а хочется вам сегодня узнать ещё, что - то новое и интересное?

    ( В грамзаписи звучат голоса птиц)

    Ребята, чьи голоса вы слышите?(ответы детей ).

    Кажется, наступила долгожданная весна и перелетные птицы вернулись домой, а каких перелетных птиц вы знаете, у меня на столе лежат иллюстрации птиц  выберите  тех, которые прилетают к нам весной из теплых  краев. (дети прикрепляют птиц к макету дерева).                                            

    Долго длится зимняя пора у нас в России. И много различных праздников приходится на зимнюю пору, какие зимние праздники вы знаете ребята?( и Новый год, и Рождество, и Крещение, и Масленица, люди по-разному отмечают эти праздники)

    Но надоело людям слушать завывание вьюг, кутаться в теплую одежду от трескучих морозов. Проводили люди зиму и стали и стали ждать наступления весны. Все мечтали о том, что придет красавица весна и прогонит наскучившую зиму прочь.

    А какие весенние праздники , ребята вы знаете ( ответы детей).

    А я знаю праздник птиц, который в народе  называется Благовещение.

    В старину на Руси был особенный обычай встречи  весны.

    Ребята, а хотите узнать, как в старину встречали весну?

     По народному календарю встреча весны происходит трижды.

    Первая встреча – 15 февраля, когда в народе отмечается праздник Сретенье. В народе говорили: «На Сретенье зима с весной встречается впервой».

    Вторая встреча – 22 марта – День поминовения Сорока мучеников. На Руси этот день называли «Сороки». Но больше этот день известен, как день весеннего равноденствия.

    Третья встреча – 7 апреля, на Благовещение. Сегодня мы поговорим о второй встрече весны, которая приходится на 22 марта.

    Предлагаю вам отправиться в прошлое по реке времени, предлагаю превратиться в ручеек ( звучит аудиозапись песенок -  веснянок , дети и воспитатель перемещаются  в часть зала оформленного в фольклорном стиле там их встречает хозяюшка, воспитатель надевает на голову старинный головной убор, накрывает плечи платком превращается в хозяюшку).

    Хозяюшка – проходите,  детки милые, да  рассаживайтесь, поудобнее. Расскажу вам,  как  люди  весну встречали?

    Хозяюшка – Ребята, видите, на веточках нашего «Чудо-дерева» птички сидят. Их ещё называют птички-веснянки. Эти птички нам напомнили о старинном русском народном празднике, который приходится на 22

    марта. Называется этот праздник «Сороки». Это весенний праздник, когда весёлыми , песнями – закличками,  дети звали весну.

     В старину на Руси хозяйки пекли печенье из теста в форме таких птичек-жаворонков. «Жаворонки» раздавали детям, те бежали на улицу на возвышенное место и начинали песни – заклички,  петь, весну звать (закликать), послушайте одну из них (ребёнок читает веснянку).

     Жавораточки,  красны лапочки,

    Прилетите к нам,

    Принесите нам

    Весну ясную, весну красную

    Нам зима-то надоела:

    Весь наш хлебушек подъела,

    Всю соломку собрала,

    На печь в угол загнала.

     Воспитатель: В давние времена считалось, что весна наступает с прилётом жаворонков. Вот так выглядит  ребята, жаворонок в природе. Послушайте,  как он поёт.

    Воспитатель: а теперь ребята давайте с вами чуть разомнёмся. (Повторяйте за мной).

    Физминутка "Жаворонок"

    В небе жаворонок пел,

    (Дети выполняют маховые движения руками)

    Колокольчиком звенел,

    (Вращают кистями поднятых рук)

    Порезвился в вышине,

    Спрятал песенку в траве.

    (Слегка помахивая руками, опускают их через стороны вниз)

    Тот, кто песенку найдет,

    (Дети приседают, руками обхватывают колени)

    Будет весел целый год.

    (Дети стоя весело хлопают в ладоши)

    Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычное встреча. Мы будем с вами учиться встречать весну по старинным русским традициям. Мы научимся лепить птичек жаворонков. Посмотрите, какого  жаворонка смастерила  я.  Давайте  рассмотрим,  что есть у жаворонка? (голова,  глаза, туловище, хвост, крылья).

    Каждый из вас  сделает своего жаворонка. Для лепки мы будем использовать не пластилин, а соленое тесто.

    -  А из чего же состоит наше тесто? Давайте посмотрим на экран.

    Воспитатель: (Сейчас я вам расскажу, как мы будем её лепить. А лепить мы её будем из необычного материала, из солёного теста. Потом своих жаворонков подсушим, и можно будет с ними играть.

    Сначала  берём  кусок  теста и делим его на две равные части (пополам, затем каждую раскатываем и делаем толстую «колбаску». Накладываем одну «колбаску» на другую, крестиком.

    Затем из нижней колбаски формируем пальцами голову и прищипываем клюв, а из другого конца колбаски делаем хвост птички. Прищипываем и расплющиваем его. Из верхней колбаски делаем крылья (расплющиваем их также как хвост).

    После этого стекой разрезаем хвост и крылья (делаем пёрышки). Глаза делаем  из  такой  приправы, которая называется «гвоздика» и посыпаем сверху кокосовой стружкой (маком, чтобы были наши «жаворонки» красивыми, как настоящими.

    Воспитатель демонстрирует последовательность изготовления жаворонков).

    Воспитатель: Работать будем руками, давайте разбудим пальчики.

    Упражнение «Птички летят».

    Пойка, подпевайка                                               Дети хлопают в ладоши.

    Прилетела стайка

    Эта  птичка -  соловей.                                         Поочерёдно соединяют

    Эта  птичка -  воробей,                                         пальчики с большим пальцем

    Эта птичка -  скворушка                                      как бы здороваясь.

    Пестренькое перышко.

    Ну,  а это -  коршун злой

    Птички, птички все домой.                                  Складывают руки над головой                

                                                                                     «домик».

    Воспитатель: А теперь и можно приступить к работе. (Демонстрация слайда с образцом).

     Сделать гимнастику для глаз

    Проводится индивидуальная работа с детьми по необходимости.

    Воспитатель: . По окончании выполнения работ воспитатель говорит: «Ну, вот и работа сладилась, а теперь давайте рассмотрим, какие у нас получились жаворонки. Дети выставляют работы на выставку. (Рассматривание).

     Какие красивые работы у вас получились. Сразу видно, что вы очень старались. Понравилось вам лепить «жаворонков», хотелось бы ещё раз вылепить «жаворонков» На память о нашей  встречи я хочу подарить вам

    жаворонка, который будет вам напоминать о нашей встрече.
    ВоспитательРебята, о каком времени года мы сегодня говорили?

    Как назывались песенки, которыми зазывали весну?

    Как называются птицы, которых мы с вами сегодня лепили?

    Понравилось ли вам работать с солёным тестом?

     А теперь давайте весну закликать! (Берём птичек и становимся в круг)

    Жаворонки прилетите! Жаворонки! Жаворонки!

    Красно лето принесите! Жаворонки! Жаворонки!

    На тебе зиму, а нам лето!

    Зима надоела!

    На тебе сани, а нам телегу!

    Ребята, как вы думаете, услыхала ли нас весна?

    - (ответ детей)

    -А когда мы пойдём на прогулку мы развесим наших жаворонков веснянок на ветки деревьев как наши предки.

    - Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие?

    - (ответ детей)

    - А теперь поставим блюдца с нашими жаворонками на окошко.

    - Ребята мы с вами много узнали о традиции  встречи  весны, нам пора возвращаться в детский сад, превращаемся в ручеек  и на носочках  тихонечко бежим как ручеек в наш детский сад.

    - Понравилось наше перемещение в прошлые времена?

    - Посмотрите перед нами река времени, предлагаю вам отметить на ней картинками , то о чём  мы  узнали ( картинка весна ,игры, птицы, закличка весны, жаворонки, хозяюшка..)

    - Ребята, давайте  подойдём к шкале времени  и отметим  на ней  наше  перемещение  в прошлое. Каким  знаком  мы с вами  отметим традиции  встречи  весны, выпекание  жаворонков , выберем  только  один символ?

    Воспитатель:
    Ребята, а Весна - красна вам  подарок передала. Посмотрите, каких красивых она жаворонков испекла. Угощайтесь!  Я думаю, что жаворонки очень скоро  принесут нам  весну на своих крыльях.

    (Воспитатель раздает детям угощение).

    До новых встреч, ребята!!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД с детьми подготовительной группы на тему: «День матери».

    Углубить у детей чувство привязанности и любви к самому близкому человеку-маме....

    Конспект НОД с детьми подготовительной группы в условиях ФГОС «Пришла весна прилетели птицы»

    Конспект занятия, на котором формируются представления детей об изменении в жизни птиц с наступлением весны, о взаимосвязи живой и неживой природы....

    «Традиции встречи весны. Лепка « Жаворонки» для детей 6-7 лет.

    Конспект по дополнительной образовательной деятельности (тестопластика)...

    Конспект занятия с детьми подготовительной группы по теме модуля «Природа Белогорья». Тема: «Лесное приключение»

    Целью данного конспекта познакомить детей с особенностями природы Белгородской области....

    Планирование воспитательной работы в детьми подготовительной группы на тему:"Ликуй победная весна"

    9 мая "День победы" -самый важный и любимый праздник в нашей стране....