Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида №395 «Полянка»
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему:
«Традиции встречи весны. Лепка « Жаворонки»
для детей 6-7 лет.
Подготовила: Козлова Т. Д.
Воспитатель высшей квалификационной категории.
г. Самара2016
Цель: Развитие творческих способностей детей через использование технологии тестопластике.
Образовательные задачи :
Обогатить представление детей о народных традициях, устном народном творчестве (закличках).
Познакомить детей с ритуальной выпечкой – жаворонками.
Научить приемам лепки жаворонков из теста.
Закрепить умение детей применять различные способы и приемы лепки с целью выразительного, образного решения.
Развивающие задачи:
Развивать мелкую моторику рук, воображение детей, эстетический вкус и эстетические представления.
Развивать воображение, творческую активность.
Расширять словарный запас.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к результатам работы.
Оборудование: солёное тесто, доски для лепки, стеки, тарелочки с водой, кисточки, шаблоны птичек из картона, макет дерева, салфетки, трубочки (на каждого ребенка); запись пения жаворонка; ноутбук , мультимедийный экран.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Предварительная работа:
Беседа о традициях разных народов ,рассматривание иллюстраций о птицах, о весне, разучивание закличек о весне.
Предполагаемые результаты: систематизация знаний детей о народной традиции встречи весны, научить приемам лепки жаворонков из теста.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Посмотрите сколько у нас гостей. Давайте поздороваемся с ними! А теперь возьмите за руки друг друга и повторяйте все за мной:
« Здравствуй, Солнце,
Здравствуй, Земля,
Здравствуйте, все мои друзья»! ( Дети повторяют за воспитателем).
Воспитатель: Занимайте свои места. Сегодня, ребята, мы с вами совершим небольшое путешествие в прошлое. А для начала давайте вспомним, где мы с вами уже побывали (подходят к шкале времени.)
Каким цветом обозначено то, что было очень давно, старина? (Синим цветом.) Посмотрите на условные обозначения и скажите, что было давно в прошлом (Ледниковый период, динозавры)
Каким цветом обозначено настоящее время? (Красным цветом). А какие события вы знаете, то что было не давно, что вы помните или о чем вам рассказывали, или вы видели ? (ответы детей).
Ребята, а хочется вам сегодня узнать ещё, что - то новое и интересное?
( В грамзаписи звучат голоса птиц)
Ребята, чьи голоса вы слышите?(ответы детей ).
Кажется, наступила долгожданная весна и перелетные птицы вернулись домой, а каких перелетных птиц вы знаете, у меня на столе лежат иллюстрации птиц выберите тех, которые прилетают к нам весной из теплых краев. (дети прикрепляют птиц к макету дерева).
Долго длится зимняя пора у нас в России. И много различных праздников приходится на зимнюю пору, какие зимние праздники вы знаете ребята?( и Новый год, и Рождество, и Крещение, и Масленица, люди по-разному отмечают эти праздники)
Но надоело людям слушать завывание вьюг, кутаться в теплую одежду от трескучих морозов. Проводили люди зиму и стали и стали ждать наступления весны. Все мечтали о том, что придет красавица весна и прогонит наскучившую зиму прочь.
А какие весенние праздники , ребята вы знаете ( ответы детей).
А я знаю праздник птиц, который в народе называется Благовещение.
В старину на Руси был особенный обычай встречи весны.
Ребята, а хотите узнать, как в старину встречали весну?
По народному календарю встреча весны происходит трижды.
Первая встреча – 15 февраля, когда в народе отмечается праздник Сретенье. В народе говорили: «На Сретенье зима с весной встречается впервой».
Вторая встреча – 22 марта – День поминовения Сорока мучеников. На Руси этот день называли «Сороки». Но больше этот день известен, как день весеннего равноденствия.
Третья встреча – 7 апреля, на Благовещение. Сегодня мы поговорим о второй встрече весны, которая приходится на 22 марта.
Предлагаю вам отправиться в прошлое по реке времени, предлагаю превратиться в ручеек ( звучит аудиозапись песенок - веснянок , дети и воспитатель перемещаются в часть зала оформленного в фольклорном стиле там их встречает хозяюшка, воспитатель надевает на голову старинный головной убор, накрывает плечи платком превращается в хозяюшку).
Хозяюшка – проходите, детки милые, да рассаживайтесь, поудобнее. Расскажу вам, как люди весну встречали?
Хозяюшка – Ребята, видите, на веточках нашего «Чудо-дерева» птички сидят. Их ещё называют птички-веснянки. Эти птички нам напомнили о старинном русском народном празднике, который приходится на 22
марта. Называется этот праздник «Сороки». Это весенний праздник, когда весёлыми , песнями – закличками, дети звали весну.
В старину на Руси хозяйки пекли печенье из теста в форме таких птичек-жаворонков. «Жаворонки» раздавали детям, те бежали на улицу на возвышенное место и начинали песни – заклички, петь, весну звать (закликать), послушайте одну из них (ребёнок читает веснянку).
Жавораточки, красны лапочки,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Весну ясную, весну красную
Нам зима-то надоела:
Весь наш хлебушек подъела,
Всю соломку собрала,
На печь в угол загнала.
Воспитатель: В давние времена считалось, что весна наступает с прилётом жаворонков. Вот так выглядит ребята, жаворонок в природе. Послушайте, как он поёт.
Воспитатель: а теперь ребята давайте с вами чуть разомнёмся. (Повторяйте за мной).
Физминутка "Жаворонок"
В небе жаворонок пел,
(Дети выполняют маховые движения руками)
Колокольчиком звенел,
(Вращают кистями поднятых рук)
Порезвился в вышине,
Спрятал песенку в траве.
(Слегка помахивая руками, опускают их через стороны вниз)
Тот, кто песенку найдет,
(Дети приседают, руками обхватывают колени)
Будет весел целый год.
(Дети стоя весело хлопают в ладоши)
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычное встреча. Мы будем с вами учиться встречать весну по старинным русским традициям. Мы научимся лепить птичек жаворонков. Посмотрите, какого жаворонка смастерила я. Давайте рассмотрим, что есть у жаворонка? (голова, глаза, туловище, хвост, крылья).
Каждый из вас сделает своего жаворонка. Для лепки мы будем использовать не пластилин, а соленое тесто.
- А из чего же состоит наше тесто? Давайте посмотрим на экран.
Воспитатель: (Сейчас я вам расскажу, как мы будем её лепить. А лепить мы её будем из необычного материала, из солёного теста. Потом своих жаворонков подсушим, и можно будет с ними играть.
Сначала берём кусок теста и делим его на две равные части (пополам, затем каждую раскатываем и делаем толстую «колбаску». Накладываем одну «колбаску» на другую, крестиком.
Затем из нижней колбаски формируем пальцами голову и прищипываем клюв, а из другого конца колбаски делаем хвост птички. Прищипываем и расплющиваем его. Из верхней колбаски делаем крылья (расплющиваем их также как хвост).
После этого стекой разрезаем хвост и крылья (делаем пёрышки). Глаза делаем из такой приправы, которая называется «гвоздика» и посыпаем сверху кокосовой стружкой (маком, чтобы были наши «жаворонки» красивыми, как настоящими.
Воспитатель демонстрирует последовательность изготовления жаворонков).
Воспитатель: Работать будем руками, давайте разбудим пальчики.
Упражнение «Птички летят».
Пойка, подпевайка Дети хлопают в ладоши.
Прилетела стайка
Эта птичка - соловей. Поочерёдно соединяют
Эта птичка - воробей, пальчики с большим пальцем
Эта птичка - скворушка как бы здороваясь.
Пестренькое перышко.
Ну, а это - коршун злой
Птички, птички все домой. Складывают руки над головой
«домик».
Воспитатель: А теперь и можно приступить к работе. (Демонстрация слайда с образцом).
Сделать гимнастику для глаз
Проводится индивидуальная работа с детьми по необходимости.
Воспитатель: . По окончании выполнения работ воспитатель говорит: «Ну, вот и работа сладилась, а теперь давайте рассмотрим, какие у нас получились жаворонки. Дети выставляют работы на выставку. (Рассматривание).
Какие красивые работы у вас получились. Сразу видно, что вы очень старались. Понравилось вам лепить «жаворонков», хотелось бы ещё раз вылепить «жаворонков» На память о нашей встречи я хочу подарить вам
жаворонка, который будет вам напоминать о нашей встрече.
ВоспитательРебята, о каком времени года мы сегодня говорили?
Как назывались песенки, которыми зазывали весну?
Как называются птицы, которых мы с вами сегодня лепили?
Понравилось ли вам работать с солёным тестом?
А теперь давайте весну закликать! (Берём птичек и становимся в круг)
Жаворонки прилетите! Жаворонки! Жаворонки!
Красно лето принесите! Жаворонки! Жаворонки!
На тебе зиму, а нам лето!
Зима надоела!
На тебе сани, а нам телегу!
Ребята, как вы думаете, услыхала ли нас весна?
- (ответ детей)
-А когда мы пойдём на прогулку мы развесим наших жаворонков веснянок на ветки деревьев как наши предки.
- Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие?
- (ответ детей)
- А теперь поставим блюдца с нашими жаворонками на окошко.
- Ребята мы с вами много узнали о традиции встречи весны, нам пора возвращаться в детский сад, превращаемся в ручеек и на носочках тихонечко бежим как ручеек в наш детский сад.
- Понравилось наше перемещение в прошлые времена?
- Посмотрите перед нами река времени, предлагаю вам отметить на ней картинками , то о чём мы узнали ( картинка весна ,игры, птицы, закличка весны, жаворонки, хозяюшка..)
- Ребята, давайте подойдём к шкале времени и отметим на ней наше перемещение в прошлое. Каким знаком мы с вами отметим традиции встречи весны, выпекание жаворонков , выберем только один символ?
Воспитатель:
Ребята, а Весна - красна вам подарок передала. Посмотрите, каких красивых она жаворонков испекла. Угощайтесь! Я думаю, что жаворонки очень скоро принесут нам весну на своих крыльях.
(Воспитатель раздает детям угощение).
До новых встреч, ребята!!