Кружок "Маленькие волшебники"
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Принято: На заседании Совета педагогов МКДОУ детский сад «Светлячок» Протокол № ____ от «___»___________20__года | Утверждаю: Заведующий МКДОУ детский сад «Светлячок» _________________Л.В.Шутихина Приказ № ___ от «___»___________20__года |
Программа
дополнительного образования,
кружка по художественному ручному труду
«Маленькие волшебники»
для детей старшего дошкольного возраста
Составитель:
Куковерова Ольга Анатольевна воспитатель
МКДОУ детский сад
«Светлячок»
пгт Подосиновец, 2015г.
2
Содержание:
Пояснительная записка.................................................3
Тематический план. Старшая группа………………..7
Содержание занятий…………………………………10
Тематический план. Подготовительная группа……13
Содержание занятий…………………………………16
Приложение 1…………………………………………20
Приложение 2…………………………………………22
Приложение 3 …………………………………………24
Приложение 4…………………………………………..25
Приложение 5…………………………………………...26
Список литературы……………………………………..28
3
Пояснительная записка.
Программа по дополнительному образованию художественно – эстетического направления «Маленькие волшебники» закреплена нормативными документами - Закон «Об образовании», Федеральная программа «От рождения до школы», приказ по ДОУ «Об организации кружковой работы в ДОУ», положение о кружковой работе.
Программа разработана на основе анализа концепций художественно-эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательных областях «Художественное творчество», «Познание».
Она направлена на развитие креативных способностей детей через ознакомление с нетрадиционными техниками изображения. В продуктивной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, самовыражается, пробует свои силы и совершенствует способности.
Программа «Маленькие волшебники» обеспечивает условия для художественно – эстетического, познавательно – речевого, духовного развития детей. Она носит инновационный характер, так как в системе работы, кроме традиционных, используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей.
Актуальность.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности и важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является развитие творческих способностей.
Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка. Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
4
Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз создать новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы.
Нетрадиционные техники изображения демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребёнку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в творческих работах свои мысли, чувства, переживания, настроение.
Педагогическая целесообразность: систематические и последовательные занятия дошкольников в кружке способствуют раскрытию у воспитанников творческого потенциала, привитию интереса к искусству, развитию познавательных процессов, нравственно-волевых качеств, формированию эстетического вкуса, что является прочным фундаментом в формировании гармонично развитой личности.
Новизна – состоит в разработке рабочей программы, направленной на развитие творческих способностей дошкольников посредством обогащения содержания художественно-эстетического воспитания детей компонентами художественного ручного труда, инновационными технологиями и материалами.
Предлагаемая программа является вариативной, то есть, при необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий кружка, времени прохождения, материала.
5
Цель: развитие у детей познавательных, конструктивных и творческих способностей.
Задачи:
-Развивать у детей изобразительные, художественно-конструктивные способности, творческую индивидуальность, экспериментируя с различными материалами;
-Формировать умение выразить свою мысль с помощью образа, рисунка, объемных форм;
-Воспитывать нравственное и эстетическое восприятие окружающего мира.
Методы и приемы работы:
- мотивационный (убеждение, поощрение);
- проблемно – поисковый (стимулирует активность детей, за счет включения проблемной ситуации, в ходе занятия);
- метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе);
-эвристический метод направлен на развитие самостоятельности в каком – либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.
-исследовательский метод направлен на развитие у детей не только
самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает
самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.
Возраст детей: 5-7 лет.
Срок реализации: 2 года.
Направление: художественно-эстетическое.
Программа: составительская
Организация занятий: вторая половина дня по 20 - 30 мин. (в зависимости от возраста детей), один - два раза в две недели.
Форма проведения: подгрупповая, индивидуальная.
6
Ожидаемый результат
- Способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными нетрадиционными материалами;
- Рационально используют изобразительный материал, сформированы навыки трудовой дисциплины;
- Умеют фантазировать, самостоятельно оформлять работу по собственному замыслу, анализировать ее.
- Умеют последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала), работать индивидуально, в парах и в подгруппе.
Формы предоставления результатов работы кружка.
- Участие в выставках и конкурсах детских работ по художественному творчеству, как в ДОУ, так и районного, областного и всероссийского масштаба;
- Создание фото-книги «Наши руки не для скуки» (Детские работы разной тематики);
- Оформление раздевалок; групповой; музыкального зала и холла в ДОУ работами детей, которые занимаются в кружке;
Аннотация.
Программа разработана на основе анализа концепций художественно-эстетического образования и задач, представленных в общеобразовательных областях «Художественное творчество», «Познание», наряду с общими идеями:
- Приобщение детей к художественному ручному труду;
- Развитие общей способности к творчеству;
- Умение найти свое место в жизни;
- Воспитание творческой, жизнеспособной личности.
Программа основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.
Новизной и отличительной особенностью программы «Маленькие волшебники» является развитие у детей творческого и исследовательского опыта; пространственных представлений; познание свойств различных материалов; овладение способами практических действий; приобретении ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему миру.
Программа может быть использована педагогами ДОУ для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
7
Тематический план занятий в старшей группе.
№ | Тема занятия | Задачи занятия |
1. | Березовая роща (коллективная работа). | СЕНТЯБРЬ Учить изображать березу из цветной бумаги приемом обрывания бумаги; развивать ловкость рук, чувство композиции. Воспитывать доброжелательное и заботливое отношение к природе. |
2. | Осенние листья | Продолжать учить детей разным приемам вырезания; смешивать краски; развивать творческое воображение, эстетическое восприятие; закрепить знания об особенностях разных деревьев. Учить работать с материалом аккуратно. |
3. | Улетают птицы. | ОКТЯБРЬ Продолжать знакомство с техникой оригами; учить составлять композицию, совмещая различные техники изображения; Развивать наглядно-образное мышление, мелкую моторику. |
4. | Полянка с грибами (коллективная работа) | Закреплять знания детей о дарах леса; учить составлять композицию из листьев и грибов из цветной бумаги(обрывная аппликация); Развивать творческое воображение, учить работать сообща. |
5. | Рыбки плавают в пруду | НОЯБРЬ Закреплять знания детей о рыбах; учить составлять композицию, используя различный материал; Развивать фантазию, ловкость рук, активный интерес к объектам природы. | |
6. | Ракушка с дна морского | Формировать у детей умение анализировать предметы по форме; Учить оформлять ракушку с использованием пуговиц и лент; развивать логическое мышление, мелкую моторику. | |
7. | Белоснежная зима | ДЕКАБРЬ Учить детей сравнивать разные способы изображения, передавать объемное изображение из цветной бумаги на конусе; Развивать образное мышление, ловкость рук. | |
8. | Воронье семейство | Совершенствовать умения детей работать в технике оригами; развивать образное мышление, мелкую моторику; Воспитывать доброжелательное отношение к птицам; | |
9. | Кто зимой не спит? | ЯНВАРЬ Закреплять знания детей о геометрических фигурах; Совершенствовать умение вырезать по контуру; развивать чувство цвета и композиции; Учить выполнять работу последовательно. | |
10. | Дружные ребята | Учить детей преобразовывать чупа-чупс с помощью дополнения деталей. Развивать образное мышление, координацию движения рук; | |
11. | Звонкие колокольчики | ФЕВРАЛЬ Учить детей изготавливать колокольчики из яичных лотков, атласных лент и бисера. Развивать чувство цвета, мелкую моторику, усидчивость, творческое воображение . | |
12. | Букет «Вдохновение» | Учить делать цветы в технике оригами; оформлять работу сообща, объединять свои усилия в едином продукте, развивать чувство прекрасного | |
13. | Первоцветы | МАРТ. Учить составлять композицию: подснежники (ватные диски) в вазе (открытки -вырезание по контуру); Развивать эстетическое восприятие, мелкую моторику, творческое воображение | |
14. | Чудо-дерево (работа в парах). | Продолжать учить детей работать в технике оригами, составлять из отдельных частей дерево; развивать мелкую моторику, усидчивость; Учить доводить начатое дело до конца.. | |
15. | Ландыши | АПРЕЛЬ. Продолжать учить детей изготавливать цветы из яичных лотков; Развивать творческое воображение, ловкость рук, логическое мышление. | |
16. | Первые листочки | Учить детей выполнять работу с помощью цветной бумаги и веточек, соблюдать пропорции и последовательность; развивать наглядно-образное мышление, ловкость рук; учить работать с материалом аккуратно. | |
17. | Пейзаж | МАЙ. Развивать у детей композиционные умения, учить совмещать в работе различные техники; расширять знания детей о жанрах искусства, воспитывать чувство прекрасного. | |
18. | Разноцветные бабочки | Учить детей передавать знакомые образы с помощью яичных лотков и цветной бумаги; Развивать образное мышление, творческие способности, ловкость рук; Учить выполнять работу последовательно и аккуратно. |
10
Содержание занятий:
- Тема: «Березовая роща» Цель: формирование у детей творческого воображения, способности к композиции, умения работать в подгруппе, сообща. Техника выполнения: обрыв бумаги.
Материалы: цветная бумага, карандаш, ножницы, цветной картон, клей.
- Тема: «Осенние листочки»
Цель: знакомство с новыми приемами вырезания (сложение гармошкой, пополам) возможностями передачи внешнего вида, путём смешивания красок; развитие у детей творческой индивидуальности.
Техника выполнения: сюжетная аппликация.
Материалы: картон, ножницы, кисточки , краски.
- Тема: «Улетают птицы»
Цель: совершенствование у детей композиционных умений; поиск новых способов совмещения техник изображения.
Техника выполнения: оригами, рисование по мокрому листу.
Материалы: цветная бумага, салфетки голубого цвета, губка, гуашь, клей ПВА, вода.
- Тема: «Полянка с грибами»
Цель: формирование у детей умений к свободному экпериментированию с изобразительными материалами; воспитание навыков сотрудничества.
Техника выполнения: флористика, обрывная аппликация.
Материалы: лист картона А3, сухие листья, цветная бумага, клей.
- Тема: «Рыбки плавают в пруду»
Цель: обогащение содержания изобразительной деятельности, используя различный материал; формирование умений составлять сюжетную композицию.
Техника выполнения: сюжетная аппликация.
Материалы: картон голубого цвета, печенье «Крекер» (рыбки), клей ПВА, нитки (шерстяные, зеленого цвета), пуговки.
- Тема: «Ракушка со дна морского»
Цель: совершенствование у детей умений экспериментировать с изобразительным материалом; развитие творческого воображения.
Техника выполнения: предметная аппликация.
11
Материалы: клей ПВА, пуговки, картон (коричневого цвета), шторная тесьма.
- Тема: «Белоснежная зима»
Цель: развитие у детей способностей к художественному отображению своих впечатлений и представлений об окружающем мире; воспитание чувства прекрасного.
Техника выполнения: аппликация, рисование ладошками.
Материалы: картон А3 (белого цвета), бумага белого цвета А4, ножницы, гуашь, ватные диски.
- Тема: «Воронье семейство»
Цель: развитие у детей композиционных умений, творческого воображения; формирование навыков сотрудничества.
Техника выполнения: оригами, аппликация из салфеток.
Материалы: салфетки, цветная бумага (черного цвета), клей ПВА, картон А3.
- Тема: «Кто зимой не спит?»
Цель: знакомство с новыми приемами оригами; обогащение опыта сотрудничества и сотворчества.
Техника выполнения: оригами.
Материалы: цветная бумага, клей ПВА, самоклеющаяся бумага, картон A3, ватные диски.
- Тема: «Дружные ребята»
Цель: создание условий для самостоятельного моделирования изделия; развитие чувства формы и пропорции.
Техника выполнения: моделирование человечка.
Материалы: чупа-чупсы, цветной картон, самоклеющаяся бумага, канцелярский нож.
- Тема: «Звонкие колокольчики»
Цель: знакомство с возможными способами преобразования бросового материала; развитие у детей конструктивных способностей.
Техника выполнения: конструирование колокольчика.
Материалы: яичные лотки, проволока, бисер, атласные ленты, шило.
- Тема: «Букет «Вдохновение»»
Цель: совершенствование у детей умений изготавливать цветы в технике оригами; развитие чувства формы и композиции.
Техника выполнения: оригами.
Материалы: картон А3, цветная бумага, ножницы, клей ПВА.
12
- Тема: «Первоцветы»
Цель: развитие у детей композиционных умений; воспитание эстетического отношения к природе.
Техника выполнения: оригами, аппликация из крупы.
Материалы: картон А4, цветная бумага, пшено, ножницы, клей ПВА.
- Тема: «Чудо-дерево»
Цель: формирование у детей конструктивных способностей; воспитание художественного вкуса.
Техника выполнения: конструирование дерева.
Материалы: цветная бумага (зеленого цвета), проволока, шерстяные нитки (коричневого цвета).
- Тема: «Ландыши»
Цель: расширение знаний детей о способах моделирования предметов; воспитание чувства прекрасного.
Техника выполнения: моделирование цветка.
Материалы: яичные лотки, цветная бумага, салфетки жёлтого цвета, проволока.
- Тема: «Первые листочки»
Цель: развитие у детей конструктивных способностей, творческого воображения; воспитание доброжелательного отношения к объектам природы.
Техника выполнения: конструирование веточки с листочками.
Материалы: сухие веточки, цветная бумага зеленого и коричневого цвета, клей ПВА.
- Тема: «Пейзаж»
Цель: стимулирование самостоятельного выбора детьми художественного материала и средств выразительности для раскрытия предложенной темы.
Техника выполнения: аппликация.
Материалы: макаронные изделия, цветная бумага, клей ПВА, картон белого цвета А4, салфетки.
- Тема: «Разноцветные бабочки»
Цель: совершенствование у детей навыков конструирования; развитие чувства формы и цвета.
Техника выполнения: конструирование бабочки.
Материалы: яичные лотки, цветной картон, самоклеющаяся бумага, цветная бумага, двойной скотч.
13
Тематический план занятий в подготовительной группе.
№ | Тема занятия | Задачи занятия |
1. | Подсолнухи. | СЕНТЯБРЬ Совершенствовать умения детей создавать композицию из природного материала, цветной бумаги и семечек; Развивать воображение, логическое мышление. |
2. | Веселые зверушки из фруктов и овощей. | Учить видеть в овоще что-то необычное; Развивать образное мышление, сообразительность, дополняя овощ другими деталями (спички, зубочистки…). |
3. | Осенняя скатерть. | ОКТЯБРЬ Стимулировать творческую индивидуальность при оформлении скатерти различными способами; развивать мелкую моторику, нестандартное мышление, воображение. |
4. | Осенняя гирлянда. | Показать детям, как можно создать украшение, используя подручные материалы; развивать логическое мышление, творческие способности. |
5. | Панно из засушенных растений (работа в парах) | НОЯБРЬ Учить детей создавать панно из засушенных цветов , листьев и растений, планировать свою работу; видеть композиционное решение; совершенствовать умения работать сообща, развивать творческое воображение. | |
6. | Фонарики с растительными мотивами | Расширять творческие возможности детей при работе с природным материалом; формировать умение свободно фантазировать; развивать мыслительные процессы и ловкость рук. | |
7. | Фигурки из шишек. | ДЕКАБРЬ Учить детей видеть в обычной шишке новый образ, дополнять увиденное различными материалами; Развивать творческое воображение | |
8. | Новогодняя птичка | Совершенствовать умения детей работать с бросовым материалом; развивать наглядно-образное мышление, воображение, ловкость рук. | |
9. | Зимний пейзаж. | ЯНВАРЬ Закреплять знания детей о жанрах искусства; развивать композиционные умения, мелкую моторику, творческую фантазию.. | |
10. | Мышка (объемная аппликация) | Учить детей создавать объемную аппликацию, используя шерстяную нить, совершенствовать трудовые навыки; развивать речевую активность. | |
11. | Лес - Весенннаше богатство! | ФЕВРАЛЬ Совершенствовать умения детей в нетрадиционных техниках аппликации; Развивать мелкую моторику, эстетический вкус, творческое воображение. | |
12. | Звездное небо (работа в парах). | Формировать у детей умения оформлять работу по собственному замыслу; развивать координацию движения рук; учить работать в сотворчестве.
| |
13. 14. | Ваза с цветами. Панно «Гусята» (работа в парах). | МАРТ. Используя заготовки из кусочков ткани, научить создавать композицию, дополняя работу аппликацией; развивать логическое воображение, творческое воображение. Совершенствовать умения создавать панно из подручных материалов; развивать воображение, ловкость рук; закреплять навыки трудовой дисциплины. | |
15. | Почта (письма, открытки). | АПРЕЛЬ. Познакомить детей с различными способами создания красивых открыток и конвертов; развивать творческие способности, мелкую моторику. | |
16. | Птичье гнездо. | Показать детям как из простых веточек, соломы и ниток можно сделать гнездо; развивать воображение, ловкость рук; обогащать словарный запас, расширять кругозор.. | |
17. | Овечка из шерсти. | МАЙ. Закреплять умения детей создавать объемные поделки; развивать наглядно-образное мышление; учить проявлять выдумку и фантазию; формировать трудовые навыки. | |
18. | Панно из цветов (коллективная работа) | Используя подручный материал (ватные диски, открытки, цветные салфетки) оформить работу по собственному замыслу; совершенствовать умения договариваться об этапах работы, радоваться результатам труда, анализировать его. |
16
Содержание занятий
- Тема: «Подсолнухи»
Цель: активизировать разные приемы создания композиции; воспитывать самостоятельность в художественном поиске и при воплощении замысла.
Техника выполнения: аппликация из природного материала.
Материалы: цветная бумага, цветной картон, природный материал (листья), семечки, клей.
- Тема: «Веселые зверушки из фруктов и овощей»
Цель: вызвать у детей интерес к преобразованию фруктов и овощей; формировать умение представлять изображаемый объект и конструировать его.
Техника выполнения: конструирование.
Материалы: Фрукты, овощи, спички, семечки, веточки.
- Тема: «Осенняя скатерть»
Цель: формирование у детей умений находить различные способы для создания выразительного изображения; воспитывать творческую индивидуальность, самостоятельность.
Техника выполнения: пластилинография, аппликация.
Материалы: цветной картон, пластилин, природный материал, клей.
- Тема: «Осенняя подвеска»
Цель: побуждать детей к поиску оригинальных способов изготовления украшений; воспитывать эстетическое отношение к интерьеру.
Техника выполнения: конструирование.
Материалы: нитки, листья, сухофрукты, бисер.
- Тема: «Панно из засушенных растений»
Цель: развитие у детей способности к сюжетосложению; воспитание художественного вкуса, творческой индивидуальности. Техника выполнения: аппликация.
Материалы: гербарий, цветной картон,
17
- Тема: «Фонарики с растительными мотивами»
Цель: формирование умений изготавливать объемные украшения, используя различный материал; обогащать опыт сотрудничества и сотворчества.
Техника выполнения: конструирование.
Материалы: цветной картон, клей, природный материал, атласные ленты, пуговицы.
- Тема: «Фигурки из шишек»
Цель: вызвать у детей интерес к созданию нового образа из обычной шишки; инициировать самостоятельный поиск средств и приемов конструирования.
Техника выполнения: конструирование.
Материалы: шишки, пластилин, природный материал, пуговицы.
- Тема: «Новогодняя птичка»
Цель: создать условия для использования разных материалов при выполнении работы; развивать творческое воображение и сообразительность.
Техника выполнения: объемная аппликация.
Материалы: картон, ватные диски, клей, стразы, мишура.
- Тема: «Зимний пейзаж»
Цель: совершенствовать у детей композиционные умения; воспитывать активный интерес и бережное отношение к природе.
Техника выполнения: аппликация.
Материалы: картон, клей, манная крупа, ватные диски, фольга.
- Тема: «Мышка»
Цель: расширять возможности применения нетрадиционных техник аппликации для передачи выразительности образа; поощрять инициативу и сообразительность.
Техника выполнения: аппликация из ниток.
Материалы: картон, шерстяные нитки, клей, ножницы, бисер.
- Тема: «Лес-наше богатство»
Цель: совершенствовать композиционные умения и способности; создать условия для свободного экспериментирования с изобразительным материалом.
Техника выполнения: аппликация.
Материалы: цветной картон, цветные салфетки, клей, нитки, ножницы.
18
- Тема: «Звездное небо»
Цель: развитие у детей творческого воображения; воспитание любознательности, самостоятельности, художественного вкуса. Техника выполнения: аппликация.
Материалы: картон синего цвета, самоклеющаяся бумага, фальга, клей.
- Тема: «Ваза с цветами»
Цель: создать условия для творческого применения освоенных умений; продолжать учить планировать свою работу и анализировать ее.
Техника выполнения: объемная аппликация.
Материалы: цветной картон, кусочки ткани, клей, стразы, гофрированная бумага.
- Тема: «Гусята»
Цель: продолжить знакомство с многообразием приемов изобразительной деятельности; вызвать интерес у детей к поиску выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более точно, индивидуально.
Техника выполнения: объемная аппликация.
Материалы: картон, клей ПВА, цветная бумага, цветные салфетки, пшено.
- Тема: «Почта(письма, открытки)»
Цель: совершенствовать конструктивные способности у детей; воспитывать доброжелательное и чуткое отношение к близким людям.
Техника выполнения: конструирование.
Материалы: цветной картон, открытки, клей, бархатная бумага, макаронные изделия.
- Тема: «Птичье гнездо»
Цель: обогащать опыт детей в конструировании; воспитывать бережное и заботливое отношение к объектам природы.
Техника выполнения: конструирование.
Материалы: веточки, нитки, двойной скотч, яйца от «Киндер сюрприза», цветной картон.
- Тема: «Овечка из шерсти»
Цель: развитие у детей наглядно-образного мышления; воспитание художественного вкуса, самостоятельности.
19
Техника выполнения: объемная аппликация.
Материалы: картон, шерсть, клей ПВА, пуговки, цветная бумага.
- Тема: «Панно из цветов»
Цель: создать условия для свободного экспериментирования с изобразительным материалом; совершенствовать навыки сотрудничества.
Техника выполнения: коллаж.
Материалы: цветной картон, клей ПВА, ватные диски, открытки, цветные салфетки, бисер.
20
Приложение №1
Методические рекомендации к программе
- Прежде всего, целесообразно в соответствии с конкретными условиями наметить план работы по основным направлениям содержания программы.
- В течение учебного года работа по программе должна проводиться систематически. Следует помнить, что творческие способности, следует целенаправленно, последовательно развивать, иначе они просто угаснут.
- На теоретическую часть занятия отводится меньше времени, чем на практические действия. Воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” взрослого по принципу “делай как я”, т.е. выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Использование иллюстраций, презентаций. Мастер-классов из интернета, схем и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным детям работать самостоятельно, соединяя “работу ума и работу рук», при этом педагог имеет большую возможность оказать помощь менее подготовленным детям.
- Важно стараться объединять содержание занятий по программе с повседневным опытом детей и знакомыми им ситуациями, искать новые формы для закрепления уже пройденного материала, придумывать сюрпризы, включать в занятия паузы для разрядки: песенки, стишки, загадки, шутки, индивидуальные беседы на разные темы интересные для ребёнка.
21
- Не перегружать детей и создавать условия для самовыражения и развития художественно-продуктивной деятельности.
- С самого начала процесса обучения систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с различными материалами и орудиями ручного труда.
- Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его единомышленниками и активными помощниками. Очень важно, чтобы педагог еще до начала своей работы объяснил родителям её цели и задачи. Перед педагогом стоит особая задача заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей, сделать их союзниками в своей работе.
- При организации работы необходимо уделять особое внимание социально-эмоциональному развитию. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Важно постоянно пополнять внутренний потенциал детской фантазии, обогащая ее все новыми впечатлениями до тех пор, пока не появится ощущение избытка эмоций и желания поделится своим состоянием с окружающими.
«Детское творчество научает овладеть системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их, учит психику восхождению».
(Л. С. Выготский)
22
Приложение №2
Организуя кружковую работу с детьми, необходимо помнить:
- занятия в кружке должны стать для ребенка новым и интересным средством познания окружающего мира;
- не стремиться навязать ребенку тот или иной творческий процесс, а попытаться увлечь его различными видами деятельности;
- не ограничивать детскую свободу и раскованность;
- каждое занятие в кружке - это школа сотрудничества, в которой ребенок будет созидать и творить;
- доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии - только в этом случаи занятия будут полезны для развития ребенка.
«Свобода, радость и успешность - художественное экспериментирование»
(И.А.Лыкова)
На занятиях кружка целесообразно использовать музыкальные произведения (классическая музыка, «Звуки природы»...) Дети с умилением слушают музыкальные произведения и работы получаются намного лучше.
Воздействуя на чувства и мысли людей, музыка способствует эмоциональному познанию окружающей действительности и помогает ее преобразованию, изменению. При помощи своего эмоционального языка музыка воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его.
23
Психолог Б.М. Теплов говорил: «Музыка, прежде всего, путь к познанию огромного и содержательнейшего мира человеческих чувств. Лишенная своего эмоционального содержания музыка перестает быть искусством». Музыка проникает в самые глубокие тайники человеческого духа, пробуждает чистые благородные чувства, позволяет осмысливать судьбы личности и состояние мира.
Использование художественного слова придает занятию своеобразную эмоциональную окраску.
«Читайте детям стихи. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного. Пусть поэзия действует на них как музыка» В.Г.Белинский
Если за основу своей педагогической деятельности взять положение В.А.Сухомлинского о том, что если мы сумеем научить ребенка ощущать красоту, изумляться дивным творениям человеческих рук, красоте природы, то вырастим человека с высокой культурой чувств, а открывать детям красоту мира возможно через музыку слова, которое несет радость и грусть.
Цитаты о творчестве.
* Творчество детей - это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка.
* Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.
* «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». (В.А.Сухомлинский)
24
Приложение №3
Понятие художественного творчества
Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью.
На сегодняшний день творчество перестает быть неким таинством, в которое, по мнению ряда ученых, нельзя вторгаться и которым нельзя управлять; допустимо лишь создавать для него соответствующие условия. Психологическая наука приоткрыла завесу над этим таинством и показала фундаментальное значение деятельностного подхода к формированию творчества (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов, Д.Б.Богоявленская, Н.Н.Поддьяков, А.В.Брушлинский и др.).
Творчество в широком смысле - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т.п.). Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, чего раньше не существовало. Сам же процесс создания имеет субъективную окраску, так как в нем проявляется индивидуальность творца.
Творчество является постоянным спутником детского развития. Детское творчество, которое рассматривается как процесс, приводящий к созданию субъективно нового продукта, изучается, как правило, в русле исследования именно той деятельности, в которой оно формируется (П.М.Якобсон, Н.А.Ветлугина, К.В.Тарасова, О.С.Ушакова, А.Г.Тамбовцева (Арушанова), Т. В. Кудрявцев и др.). Отсюда вытекают и специфические показатели развития творчества (музыкальное, изобразительное, литературное и т.п.), связанные прежде всего с анализом продукта деятельности.
25
Приложение №4
Особенности художественного творчества дошкольников
Творчество дошкольника имеет свои особенности.
Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т.п. Новизна открытий и продукта субъективна, это первая важная особенность детского творчества.
При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата. И это - вторая особенность детского творчества.
Для взрослого человека начало решения проблемы (ее осознание, поиск подходов) является самым трудным и мучительным, иногда приводящим к отчаянию. Ребенок же, в отличие от взрослого, не испытывает таких трудностей (если, конечно, над ним не довлеют жесткие требования взрослых). Он с легкостью и прежде всего практически начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам. И это третья особенность детского творчества, безусловно связанная с первыми двумя и особенно со второй.
Указанные выше особенности детского творчества демонстрируют определенную степень несовершенства психических процессов ребенка, что естественно в этом возрасте. И учет этих особенностей необходим в организации развивающего обучения детей.
Существенно значимым является и понимание того, что развитие творчества у детей связано с целенаправленным обучением, ориентированным на «зону ближайшего развития» ребенка (Л.С.Выготский).
В формировании творчества особая роль отводится воображению (Л.С.Выготский, Э.В.Ильенков, В.В.Давыдов, О.М.Дьяченко, В.Т.Кудрявцев и др.). Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества.
26
Приложение №5
Основные условия и средства развития художественного творчества детей дошкольного возраста
Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы. Концепция дошкольного воспитания рассматривает воображение и творчество как предпосылки формирования базиса личностной культуры.
А. В. Запорожец утверждал, что «детское художественное творчество существует», и обращал внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество. Он отводил большую роль занятиям художественной деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства, которое играет большую роль в общем и творческом развитии ребенка. Нельзя не забывать и о том, что искусство дает богатый эмоциональный опыт. Это опыт особого рода: искусство не только вызывает переживание, но и познает его, а через познание чувства оно ведет к овладению им (эмоциональная отзывчивость).
Интерес к изобразительной деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а все более увеличивается.
Формирование психических процессов и основных видов деятельности взаимосвязано. Восприятие, воображение, память, внимание ребенка, развиваясь в играх и на занятиях, проявляются по-разному, в зависимости от организации его деятельности, зависящей от приемов и средств воспитания и обучения, соответствующих возрасту ребенка.
Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка,
27
бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания.
Формирование мотивов изобразительной деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач обучения.
Следующей задачей является формирование восприятия, так как изобразительная деятельность возможна на уровне сенсорного восприятия: умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки предмета и явления.
Для создания художественно-выразительного образа необходимо эмоциональное эстетическое восприятие, развитие у ребенка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение и чувства.
Цель сенсорного воспитания - формирование у детей рационального чувственного познания окружающего мира на основе усвоения сенсорных эталонов. Изобразительная деятельность оказывает непосредственное влияние на развитие сенсорных процессов, образного мышления, воображения, а дошкольный возраст является благоприятным для их развития, и наибольшие возможности открывает именно изобразительная деятельность.
Сенсорное воспитание является основой умственного воспитания, обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка. Сенсорное воспитание - это целенаправленное развитие ощущений и восприятий, с которых и начинается познание окружающего мира.
28
Список литературы
- С.Ю. Афонькин, Л.В. Лежнева. «Оригами и аппликация», 2010;
- Григорьева Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности», Москва, 2000 г.
- С.И. Гудилина. Чудеса своими руками. «Аквариум », 1997г.
- Дошкольная педагогика №8, 2008 год.
- С. Корнилов, А. Галанов. Уроки изобразительного искусства. Москва, 2005год.
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду/Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 1991.
- Кожохина С.К. Сделаем жизнь наших детей ярче. Ярославль, 2007г.
- А. Киселев, Н. Острун. Самоделки. Россия, 2002г.
- Н. Л. Ликсо. Бисер. Уроки, приемы и схемы.
- А. Лопатина, М. Скребцова. 600 творческих игр. Москва, 2011
- Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев/ О.А. Новиковская. – М.: АСТ; СПб: Сова, 2006
- Рузина М.С. Страна пальчиковых игр/ М.С. Рузина, С.Ю. Афонькин. – СПб: КРИСТАЛЛ, 1997
- Сделай сам и подари. Москва, Олма-пресс, 2001г.
- О. Соболева, А. Серке. Подарок своими руками. Академия развития.
- Т.И. Тарабарина. Оригами и развитие ребенка.
- Узорова О.В. Физкультурные минутки/ О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – М.:Асрель – АСТ – Ермак, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Маленькие волшебники"
История создания проектаВ августе 2009 года, после того, как Татьяна Васильевна по несчастливой случайности лишилась некоторых своих пособий и конспектов занятий, мы решили перевести все ее наработки ...
Экспериментально-исследовательская деятельность: «Голос мой –волшебник».
Пояснительная записка: Главная задача педагога: бережно относиться к словам ребёнка ,потому что слово воспринимается и зрением, и слухом .В голосе отражаются мысли ,эмоции ,действия , желан...
Экспериментально-исследовательская деятельность с инновационно- развивающей, здоровьесберегающей технологией опережающего обучения с использованием опорных схем: «Голос мой –волшебник».
Гипотеза:Поможет ли ребёнку участие в экспериментально-исследовательской деятельности сформировать психологическую установку на сохранение и укрепление собственного здоровья(голоса, голосовых св...
Перспективный план работы кружка "Юные волшебники"
Перспективный план работы кружка на три года: младшую, среднюю и старшую группы. Кружок нацелен на развитие мелкой моторики ребенка, знакомство детей с различными видами ручного труда, сплочение колле...
Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы : «Помощники доброго волшебника»
Занятие разрабатывалось и проводилось вместе с психологом...
Технологии развивающего обучения. Игры с использованием ТРИЗ-технологии. Разбуди в себе волшебника.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно, с её помощью можно развивать внимание, память мышление, воображен...
Перпективный план работы кружка по нетрадиционной техники рисования "Волшебники"
Перспективный план работы кружка по нетрадиционной техники рисования "Волшебники"Предлагается планирование с использованием нетрадиционных техник ,рекомендуемых для использования в детском саду....