Кружок "Маленькие волшебники"
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Куковерова Ольга Анатольевна

Перспективные планы кружка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_raboty.doc189.5 КБ

Предварительный просмотр:

Принято:                

На заседании Совета педагогов

МКДОУ детский сад «Светлячок»

Протокол № ____

от «___»___________20__года

Утверждаю:

Заведующий МКДОУ детский сад «Светлячок»

_________________Л.В.Шутихина

Приказ № ___

от  «___»___________20__года

             

Программа

дополнительного образования,

кружка по художественному ручному труду

«Маленькие волшебники»

для детей старшего дошкольного возраста

 

                                                                                            Составитель: 

                                                             Куковерова Ольга Анатольевна                                                                                                                                   воспитатель

                                                                        МКДОУ детский сад  

                                                                  «Светлячок»

                                                           

пгт Подосиновец, 2015г.

2

Содержание:

Пояснительная записка.................................................3

Тематический план. Старшая группа………………..7

Содержание занятий…………………………………10

Тематический план. Подготовительная группа……13

Содержание занятий…………………………………16

Приложение 1…………………………………………20

Приложение 2…………………………………………22

Приложение 3 …………………………………………24

Приложение 4…………………………………………..25

Приложение 5…………………………………………...26

Список литературы……………………………………..28

        

3

Пояснительная записка.  

Программа по дополнительному образованию художественно – эстетического направления «Маленькие волшебники» закреплена нормативными документами - Закон «Об образовании», Федеральная программа «От рождения до школы», приказ по ДОУ «Об организации кружковой работы в ДОУ», положение о кружковой работе.

Программа разработана на основе анализа концепций художественно-эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательных областях «Художественное творчество», «Познание».

Она направлена на развитие креативных способностей детей через ознакомление с нетрадиционными техниками изображения. В продуктивной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, самовыражается, пробует свои силы и совершенствует способности.

Программа «Маленькие волшебники»  обеспечивает  условия  для художественно – эстетического, познавательно – речевого, духовного развития детей. Она носит инновационный характер, так как в системе работы, кроме традиционных, используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей.

                                                Актуальность.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности и важно не дать этому стремлению  угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.  Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является развитие творческих способностей.

Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка. Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

4

Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз создать новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы.

Нетрадиционные техники изображения демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребёнку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в  творческих работах свои мысли, чувства, переживания, настроение.

Педагогическая целесообразность: систематические и последовательные занятия дошкольников в кружке способствуют раскрытию у воспитанников творческого потенциала, привитию интереса к искусству, развитию познавательных процессов, нравственно-волевых качеств, формированию эстетического вкуса,  что является прочным фундаментом в формировании гармонично развитой личности.

Новизна – состоит в разработке рабочей программы, направленной на развитие творческих способностей дошкольников посредством обогащения содержания художественно-эстетического воспитания детей компонентами художественного ручного труда, инновационными технологиями и материалами.

Предлагаемая программа является вариативной, то есть, при необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий кружка, времени прохождения, материала.

5

Цель: развитие у детей познавательных, конструктивных и творческих способностей.

Задачи:

-Развивать у детей изобразительные, художественно-конструктивные способности, творческую индивидуальность, экспериментируя с различными материалами;

-Формировать умение выразить свою мысль с помощью образа, рисунка, объемных форм;

-Воспитывать нравственное и эстетическое восприятие окружающего мира.

Методы и приемы работы:

- мотивационный (убеждение, поощрение);

- проблемно – поисковый (стимулирует активность детей, за счет включения проблемной ситуации, в ходе занятия);

- метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе);

-эвристический метод направлен на развитие самостоятельности в каком – либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.

-исследовательский метод направлен на развитие у детей не только

самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает

самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.

Возраст детей: 5-7 лет.

Срок реализации: 2 года.

Направление: художественно-эстетическое.

Программа: составительская

Организация занятий: вторая половина дня по 20 - 30 мин. (в зависимости от возраста детей), один - два раза в две недели.

Форма проведения: подгрупповая, индивидуальная.

6

Ожидаемый результат

  • Способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными нетрадиционными материалами;
  • Рационально используют изобразительный материал, сформированы навыки трудовой дисциплины;
  • Умеют фантазировать, самостоятельно оформлять работу по собственному замыслу, анализировать ее.
  • Умеют последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала), работать индивидуально, в парах и в подгруппе.

     Формы предоставления результатов работы кружка.

  • Участие в выставках и конкурсах детских работ по художественному творчеству, как в ДОУ, так и районного, областного и всероссийского масштаба;
  • Создание фото-книги «Наши руки не для скуки» (Детские работы разной тематики);
  • Оформление раздевалок; групповой; музыкального зала и холла в ДОУ работами детей, которые занимаются в кружке;

Аннотация.

 Программа разработана на основе анализа концепций художественно-эстетического образования и задач, представленных в общеобразовательных областях «Художественное творчество», «Познание», наряду с общими идеями:

  • Приобщение детей к художественному ручному труду;
  • Развитие общей способности к творчеству;
  • Умение найти свое место в жизни;
  • Воспитание творческой, жизнеспособной личности.

 Программа основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

 Новизной и отличительной особенностью программы «Маленькие волшебники» является развитие у детей творческого и исследовательского опыта; пространственных представлений; познание свойств различных материалов; овладение         способами практических действий; приобретении ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему миру.  

 Программа может быть использована педагогами ДОУ для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

7

Тематический план занятий  в старшей группе.

Тема занятия

Задачи занятия

1.

Березовая роща

(коллективная работа).

СЕНТЯБРЬ

Учить изображать березу из цветной бумаги приемом обрывания бумаги; развивать ловкость рук, чувство композиции. Воспитывать доброжелательное и заботливое отношение к природе.

2.

Осенние листья

Продолжать учить детей разным приемам вырезания; смешивать краски; развивать творческое воображение, эстетическое восприятие; закрепить знания об особенностях разных деревьев. Учить работать с материалом аккуратно.

3.

Улетают птицы.

ОКТЯБРЬ

Продолжать знакомство с техникой оригами; учить составлять композицию, совмещая различные техники изображения; Развивать наглядно-образное мышление, мелкую моторику.

4.

Полянка с грибами

(коллективная работа)

Закреплять знания детей о дарах леса; учить составлять композицию из листьев и грибов из цветной бумаги(обрывная аппликация); Развивать творческое воображение, учить работать сообща.

5.

Рыбки плавают в пруду

НОЯБРЬ

Закреплять знания детей о рыбах; учить      составлять композицию, используя различный материал; Развивать фантазию, ловкость рук, активный интерес к объектам природы.

6.

Ракушка с дна морского

Формировать у детей умение анализировать предметы по форме; Учить оформлять ракушку с использованием пуговиц и лент; развивать логическое мышление, мелкую моторику.

7.

Белоснежная зима

ДЕКАБРЬ

Учить детей сравнивать разные способы изображения, передавать объемное изображение из цветной бумаги на конусе; Развивать образное мышление, ловкость рук.

8.

Воронье семейство

Совершенствовать умения детей работать в технике оригами; развивать образное мышление, мелкую моторику; Воспитывать доброжелательное отношение к птицам;

9.

Кто зимой не спит?

ЯНВАРЬ

Закреплять знания детей о геометрических фигурах; Совершенствовать умение вырезать по контуру; развивать чувство цвета и композиции; Учить выполнять работу последовательно.

10.

Дружные ребята

Учить детей преобразовывать чупа-чупс с помощью дополнения деталей.  Развивать образное мышление, координацию движения рук;

11.

Звонкие колокольчики

ФЕВРАЛЬ

Учить детей изготавливать колокольчики из яичных лотков, атласных лент и бисера. Развивать чувство цвета, мелкую моторику, усидчивость, творческое воображение .

12.

Букет «Вдохновение»

Учить делать цветы в технике оригами; оформлять работу сообща, объединять свои усилия в едином продукте, развивать чувство прекрасного  

13.

Первоцветы

МАРТ.

Учить составлять композицию: подснежники (ватные диски) в вазе (открытки -вырезание по контуру); Развивать эстетическое восприятие, мелкую моторику, творческое воображение

14.

Чудо-дерево

(работа в парах).

Продолжать учить детей работать в технике оригами, составлять из отдельных частей дерево; развивать мелкую моторику, усидчивость; Учить доводить начатое дело до конца..

15.

Ландыши

АПРЕЛЬ.

Продолжать учить детей изготавливать цветы из яичных лотков; Развивать творческое воображение, ловкость рук, логическое мышление.

16.

Первые листочки

Учить детей выполнять работу с помощью цветной бумаги и веточек, соблюдать пропорции и последовательность; развивать наглядно-образное мышление, ловкость рук; учить работать с материалом аккуратно.

17.

Пейзаж

МАЙ.

Развивать у детей композиционные умения, учить совмещать в работе различные техники; расширять знания детей о жанрах искусства, воспитывать чувство прекрасного.  

18.

Разноцветные бабочки

Учить детей передавать знакомые образы с помощью яичных лотков и цветной бумаги; Развивать образное мышление, творческие способности, ловкость рук; Учить выполнять работу последовательно и аккуратно.

10

Содержание занятий:

  1. Тема: «Березовая роща»                                                                                                   Цель: формирование у детей творческого воображения, способности к композиции, умения работать в подгруппе, сообща.                                                                                    Техника выполнения: обрыв бумаги.

Материалы: цветная бумага, карандаш, ножницы, цветной картон, клей.

  1. Тема: «Осенние листочки»

Цель: знакомство с новыми приемами вырезания (сложение гармошкой,  пополам) возможностями передачи  внешнего вида, путём смешивания красок; развитие у детей творческой индивидуальности.

Техника выполнения: сюжетная аппликация.

Материалы: картон, ножницы,  кисточки , краски.

  1. Тема: «Улетают птицы»

Цель: совершенствование у детей композиционных умений; поиск новых способов совмещения техник изображения.

Техника выполнения: оригами, рисование по мокрому листу.

Материалы: цветная бумага, салфетки голубого цвета, губка, гуашь, клей ПВА, вода.

  1. Тема: «Полянка с грибами»

Цель: формирование у детей умений к свободному экпериментированию с изобразительными материалами; воспитание навыков сотрудничества.

Техника выполнения: флористика, обрывная аппликация.

Материалы: лист картона А3, сухие листья, цветная бумага, клей.

  1. Тема: «Рыбки плавают в пруду»

Цель: обогащение содержания изобразительной деятельности, используя различный материал; формирование умений составлять сюжетную композицию.

Техника выполнения: сюжетная аппликация.

Материалы: картон голубого цвета, печенье «Крекер» (рыбки), клей ПВА, нитки (шерстяные, зеленого цвета), пуговки.

  1. Тема: «Ракушка со дна морского»

Цель: совершенствование у детей умений экспериментировать с изобразительным материалом; развитие творческого воображения.

Техника выполнения: предметная аппликация.

11

Материалы: клей ПВА, пуговки, картон (коричневого цвета), шторная тесьма.

  1. Тема: «Белоснежная зима»

Цель: развитие у детей способностей к художественному отображению своих впечатлений и представлений об окружающем мире; воспитание чувства прекрасного.

Техника выполнения: аппликация, рисование ладошками.

Материалы: картон А3 (белого цвета), бумага белого цвета А4, ножницы, гуашь, ватные диски.

  1. Тема: «Воронье семейство»

Цель: развитие у детей композиционных умений, творческого воображения; формирование навыков сотрудничества.

Техника выполнения: оригами, аппликация из салфеток.

Материалы:  салфетки, цветная бумага  (черного цвета), клей ПВА, картон А3.

  1. Тема: «Кто зимой не спит?»

Цель: знакомство с новыми приемами оригами; обогащение опыта сотрудничества и сотворчества.

Техника выполнения: оригами.

Материалы: цветная бумага, клей ПВА, самоклеющаяся бумага, картон A3, ватные диски.

  1.  Тема: «Дружные ребята»

Цель: создание условий для самостоятельного моделирования изделия; развитие чувства формы и пропорции.

Техника выполнения: моделирование человечка.

Материалы: чупа-чупсы, цветной картон, самоклеющаяся бумага, канцелярский нож.

  1.  Тема: «Звонкие колокольчики»

Цель: знакомство с возможными способами преобразования бросового материала; развитие у детей конструктивных способностей.

Техника выполнения: конструирование колокольчика.

Материалы: яичные лотки, проволока, бисер, атласные ленты, шило.

  1.  Тема: «Букет «Вдохновение»»

Цель: совершенствование у детей умений изготавливать цветы в технике оригами; развитие чувства формы и композиции.

Техника выполнения: оригами.

Материалы: картон А3, цветная бумага, ножницы, клей ПВА.

12

  1. Тема: «Первоцветы»

Цель: развитие у детей композиционных умений; воспитание эстетического отношения к природе.

Техника выполнения: оригами, аппликация из крупы.

Материалы: картон А4, цветная бумага, пшено, ножницы, клей ПВА.

  1.  Тема: «Чудо-дерево»

Цель: формирование у детей конструктивных способностей; воспитание художественного вкуса.

Техника выполнения: конструирование дерева.

Материалы: цветная бумага (зеленого цвета), проволока, шерстяные нитки (коричневого цвета).

  1.  Тема: «Ландыши»

Цель: расширение знаний детей о способах моделирования предметов; воспитание чувства прекрасного.

Техника выполнения: моделирование цветка.

Материалы: яичные лотки, цветная бумага, салфетки жёлтого цвета, проволока.

  1.  Тема: «Первые листочки»

Цель: развитие у детей конструктивных способностей, творческого воображения; воспитание доброжелательного отношения к объектам природы.

Техника выполнения: конструирование веточки с листочками.

Материалы: сухие веточки, цветная бумага зеленого и коричневого цвета, клей ПВА.

  1.  Тема: «Пейзаж»

Цель: стимулирование самостоятельного выбора детьми художественного материала и средств выразительности для раскрытия предложенной темы.

Техника выполнения: аппликация.

Материалы: макаронные изделия, цветная бумага, клей ПВА, картон белого цвета А4, салфетки.

  1.  Тема: «Разноцветные бабочки»

Цель: совершенствование у детей навыков конструирования; развитие чувства формы и цвета.

Техника выполнения: конструирование бабочки.

Материалы: яичные лотки, цветной картон, самоклеющаяся бумага, цветная бумага, двойной скотч.

13

Тематический план занятий в подготовительной группе.

Тема занятия

Задачи занятия

1.

Подсолнухи.

СЕНТЯБРЬ

Совершенствовать умения детей создавать композицию из природного материала, цветной бумаги и семечек; Развивать воображение, логическое мышление.

2.

Веселые зверушки из фруктов и овощей.

Учить видеть в овоще что-то необычное; Развивать образное мышление, сообразительность, дополняя овощ другими деталями (спички, зубочистки…).

3.

Осенняя скатерть.

ОКТЯБРЬ

Стимулировать творческую индивидуальность при оформлении скатерти различными способами; развивать мелкую моторику, нестандартное мышление, воображение.

4.

Осенняя гирлянда.

Показать детям, как можно создать украшение,  используя подручные материалы; развивать логическое мышление, творческие способности.

5.

Панно из засушенных растений

(работа в парах)

НОЯБРЬ

Учить детей создавать панно из засушенных цветов , листьев и растений, планировать свою работу; видеть композиционное решение; совершенствовать умения работать сообща, развивать творческое воображение.

6.

Фонарики с растительными мотивами

Расширять творческие возможности детей при работе с природным материалом; формировать умение свободно фантазировать; развивать мыслительные процессы и ловкость рук.

7.

Фигурки из шишек.

ДЕКАБРЬ

Учить детей видеть в обычной шишке новый образ,  дополнять увиденное различными материалами; Развивать творческое воображение

8.

Новогодняя птичка

Совершенствовать умения детей работать с бросовым материалом; развивать наглядно-образное мышление, воображение, ловкость рук.

9.

Зимний пейзаж.

ЯНВАРЬ

Закреплять знания детей о жанрах искусства; развивать композиционные умения, мелкую моторику, творческую фантазию..

10.

Мышка

(объемная аппликация)

Учить детей создавать объемную аппликацию, используя шерстяную нить, совершенствовать трудовые навыки; развивать речевую активность.

11.

Лес - Весенннаше богатство!

ФЕВРАЛЬ

Совершенствовать умения детей в нетрадиционных техниках аппликации; Развивать мелкую моторику, эстетический вкус, творческое воображение.

12.

Звездное небо

(работа в парах).

 Формировать у детей умения оформлять работу по собственному замыслу;  развивать координацию движения рук; учить работать в сотворчестве.

 

13.

14.

Ваза с цветами.

Панно «Гусята»

(работа в парах).

МАРТ.

Используя заготовки из  кусочков ткани, научить создавать композицию, дополняя  работу аппликацией; развивать логическое воображение, творческое воображение.

Совершенствовать умения создавать панно из подручных материалов; развивать воображение, ловкость рук; закреплять навыки трудовой дисциплины.

15.

Почта

(письма, открытки).

АПРЕЛЬ.

Познакомить  детей с различными способами создания красивых открыток и конвертов; развивать творческие способности, мелкую моторику.

16.

Птичье гнездо.

Показать детям как из простых веточек, соломы и ниток можно сделать гнездо; развивать воображение, ловкость рук; обогащать словарный запас, расширять кругозор..

17.

Овечка из шерсти.

МАЙ.

Закреплять умения  детей создавать объемные поделки; развивать наглядно-образное мышление; учить проявлять выдумку и фантазию; формировать трудовые навыки.

18.

Панно из цветов

(коллективная работа)

Используя подручный материал (ватные диски, открытки, цветные салфетки) оформить работу по собственному замыслу; совершенствовать умения договариваться об этапах работы, радоваться результатам труда, анализировать его.

16

Содержание занятий

  1. Тема: «Подсолнухи»

Цель: активизировать разные приемы создания композиции; воспитывать самостоятельность в художественном поиске и при воплощении замысла.

Техника выполнения: аппликация из природного материала.

Материалы: цветная бумага, цветной картон, природный материал (листья), семечки, клей.

  1. Тема: «Веселые зверушки из фруктов и овощей»

Цель: вызвать у детей интерес к преобразованию фруктов и овощей; формировать умение представлять изображаемый объект и конструировать его.

Техника выполнения: конструирование.

Материалы: Фрукты, овощи, спички, семечки, веточки.

  1. Тема: «Осенняя скатерть»

Цель: формирование у детей умений находить различные способы для создания выразительного изображения; воспитывать творческую индивидуальность, самостоятельность.

Техника выполнения: пластилинография, аппликация.

Материалы: цветной картон, пластилин, природный материал, клей.

  1. Тема: «Осенняя подвеска»

Цель: побуждать детей к поиску оригинальных способов изготовления украшений; воспитывать эстетическое отношение к интерьеру.

Техника выполнения: конструирование.

Материалы: нитки, листья, сухофрукты, бисер.

  1. Тема: «Панно из засушенных растений»

Цель: развитие у детей способности к сюжетосложению;  воспитание художественного вкуса, творческой индивидуальности. Техника выполнения: аппликация.

Материалы: гербарий, цветной картон,

17

  1. Тема: «Фонарики с растительными мотивами»

Цель: формирование умений изготавливать объемные украшения, используя различный материал; обогащать опыт сотрудничества и сотворчества.

Техника выполнения: конструирование.

Материалы: цветной картон, клей, природный материал, атласные ленты, пуговицы.

  1. Тема: «Фигурки из шишек»

Цель: вызвать у детей интерес к созданию нового образа из обычной шишки; инициировать самостоятельный поиск средств и приемов конструирования.

Техника выполнения: конструирование.

Материалы: шишки, пластилин, природный материал, пуговицы.

  1. Тема: «Новогодняя птичка»

Цель: создать условия для использования разных материалов при выполнении работы; развивать творческое воображение и сообразительность.

Техника выполнения: объемная аппликация.

Материалы: картон, ватные диски, клей, стразы, мишура.

  1. Тема: «Зимний пейзаж»

Цель: совершенствовать у детей композиционные умения; воспитывать активный интерес и бережное отношение к природе.

Техника выполнения: аппликация.

Материалы: картон, клей, манная крупа, ватные диски, фольга.

  1.  Тема: «Мышка»

Цель: расширять возможности применения нетрадиционных техник аппликации для передачи выразительности образа; поощрять инициативу и сообразительность.

Техника выполнения: аппликация из ниток.

Материалы: картон, шерстяные нитки, клей, ножницы, бисер.

  1.  Тема: «Лес-наше богатство»

Цель: совершенствовать композиционные умения и способности; создать условия для свободного экспериментирования с изобразительным материалом.

Техника выполнения: аппликация.

Материалы: цветной картон, цветные салфетки, клей, нитки, ножницы.

18

  1. Тема: «Звездное небо»

Цель: развитие у детей творческого воображения; воспитание любознательности, самостоятельности, художественного вкуса. Техника выполнения: аппликация.

Материалы: картон синего цвета, самоклеющаяся бумага, фальга, клей.

  1.  Тема: «Ваза с цветами»

Цель: создать условия для творческого применения освоенных умений; продолжать учить планировать свою работу и анализировать ее.

Техника выполнения: объемная аппликация.

Материалы: цветной картон, кусочки ткани, клей, стразы, гофрированная бумага.

  1.  Тема: «Гусята»

 Цель: продолжить знакомство с многообразием приемов    изобразительной деятельности; вызвать интерес у детей к поиску выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более точно, индивидуально.

Техника выполнения: объемная аппликация.

Материалы: картон, клей ПВА, цветная бумага, цветные салфетки, пшено.

  1. Тема: «Почта(письма, открытки)»

Цель: совершенствовать конструктивные способности у детей; воспитывать доброжелательное и чуткое отношение к близким людям.

Техника выполнения: конструирование.

Материалы: цветной картон, открытки, клей, бархатная бумага, макаронные изделия.

  1.  Тема: «Птичье гнездо»

Цель: обогащать опыт детей в конструировании; воспитывать бережное и заботливое отношение к объектам природы.

Техника выполнения: конструирование.

Материалы: веточки, нитки, двойной скотч, яйца от «Киндер сюрприза»,  цветной картон.

  1.  Тема: «Овечка из шерсти»

Цель: развитие у детей наглядно-образного мышления; воспитание художественного вкуса, самостоятельности.

19

Техника выполнения: объемная аппликация.

Материалы: картон, шерсть, клей ПВА, пуговки, цветная бумага.

  1.  Тема: «Панно из цветов»

Цель: создать условия для свободного экспериментирования с изобразительным материалом; совершенствовать навыки сотрудничества.

Техника выполнения: коллаж.

Материалы: цветной картон, клей ПВА, ватные диски, открытки, цветные салфетки, бисер.

   

20

Приложение №1

Методические рекомендации к программе

  • Прежде всего, целесообразно в соответствии с конкретными условиями наметить план работы по основным направлениям содержания программы.

 

  • В течение учебного года работа по программе  должна проводиться систематически. Следует помнить, что творческие способности, следует целенаправленно, последовательно развивать, иначе они просто угаснут. 

  • На теоретическую часть занятия отводится меньше времени, чем на практические действия. Воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” взрослого по принципу “делай как я”, т.е. выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Использование иллюстраций, презентаций. Мастер-классов из интернета, схем и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным детям работать самостоятельно, соединяя “работу ума и работу рук», при этом педагог имеет большую возможность оказать помощь менее   подготовленным детям.

  • Важно стараться объединять содержание занятий по программе с повседневным опытом детей и знакомыми им ситуациями, искать новые формы для закрепления уже пройденного материала, придумывать сюрпризы, включать в занятия паузы для разрядки: песенки, стишки, загадки, шутки, индивидуальные беседы на разные темы интересные для ребёнка.

21

  • Не перегружать детей и создавать условия для самовыражения и развития художественно-продуктивной  деятельности.

 

  • С самого начала процесса обучения систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с различными материалами и орудиями ручного труда.

 

  • Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его единомышленниками и активными помощниками. Очень важно, чтобы педагог еще до начала своей работы объяснил родителям её цели и задачи. Перед педагогом стоит особая задача заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей, сделать их союзниками в своей работе.

 

  • При организации работы необходимо уделять особое внимание социально-эмоциональному развитию. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Важно постоянно пополнять внутренний потенциал детской фантазии, обогащая ее все новыми впечатлениями до тех пор, пока не появится ощущение избытка эмоций и желания поделится своим состоянием с окружающими.

«Детское творчество научает овладеть системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их, учит психику восхождению».

(Л. С. Выготский)

22

Приложение №2

Организуя кружковую работу с детьми, необходимо помнить:

  • занятия в кружке должны стать для ребенка новым и интересным средством познания окружающего мира;

  • не стремиться навязать ребенку тот или иной творческий процесс, а попытаться увлечь его различными видами деятельности;

  • не ограничивать детскую свободу и раскованность;

  • каждое занятие в кружке - это школа сотрудничества, в которой ребенок будет созидать и творить;

  • доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии - только в этом случаи занятия будут полезны для развития ребенка.

«Свобода, радость и успешность  - художественное экспериментирование»

(И.А.Лыкова)

На занятиях кружка целесообразно использовать музыкальные произведения (классическая музыка, «Звуки природы»...) Дети с умилением слушают музыкальные  произведения и работы получаются намного лучше.

Воздействуя на чувства и мысли людей, музыка способствует эмоциональному познанию окружающей действительности и помогает ее преобразованию, изменению. При помощи своего эмоционального языка музыка воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его.

23

Психолог Б.М. Теплов говорил: «Музыка, прежде всего, путь к познанию огромного и содержательнейшего мира человеческих чувств. Лишенная своего эмоционального содержания музыка перестает быть искусством». Музыка проникает в самые глубокие тайники человеческого духа, пробуждает чистые благородные чувства, позволяет осмысливать судьбы личности и состояние мира.

Использование художественного слова придает занятию своеобразную эмоциональную окраску.

«Читайте детям стихи. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного. Пусть поэзия действует на них как музыка» В.Г.Белинский

Если за основу своей педагогической деятельности  взять положение В.А.Сухомлинского о том, что если мы сумеем научить ребенка ощущать красоту, изумляться дивным творениям человеческих рук, красоте природы, то вырастим человека с высокой культурой чувств, а открывать детям красоту мира возможно через музыку слова, которое несет радость и грусть.

Цитаты о творчестве.

* Творчество детей - это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка.

* Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.

* «Творчество не приходит к  детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».                         (В.А.Сухомлинский) 

24

Приложение №3

Понятие художественного творчества

Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью.

На сегодняшний день творчество перестает быть неким таинством, в которое, по мнению ряда ученых,  нельзя вторгаться и которым нельзя управлять; допустимо лишь создавать для него соответствующие условия. Психологическая наука приоткрыла завесу над этим таинством и показала фундаментальное значение деятельностного подхода к формированию творчества (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов, Д.Б.Богоявленская, Н.Н.Поддьяков, А.В.Брушлинский и др.).

Творчество в широком смысле - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т.п.). Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, чего раньше не существовало. Сам же процесс создания имеет субъективную окраску, так как в нем проявляется индивидуальность творца.

Творчество является постоянным спутником детского развития. Детское творчество, которое рассматривается как процесс, приводящий к созданию субъективно нового продукта, изучается, как правило, в русле исследования именно той деятельности, в которой оно формируется (П.М.Якобсон, Н.А.Ветлугина, К.В.Тарасова, О.С.Ушакова, А.Г.Тамбовцева (Арушанова), Т. В. Кудрявцев и др.). Отсюда вытекают и специфические показатели развития творчества (музыкальное, изобразительное, литературное и т.п.), связанные прежде всего с анализом продукта деятельности.

25

Приложение №4

Особенности художественного творчества дошкольников

Творчество дошкольника имеет свои особенности.

Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т.п. Новизна открытий и продукта субъективна, это первая важная особенность детского творчества.

При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата. И это - вторая особенность детского творчества.

Для взрослого человека начало решения проблемы (ее осознание, поиск подходов) является самым трудным и мучительным, иногда приводящим к отчаянию. Ребенок же, в отличие от взрослого, не испытывает таких трудностей (если, конечно, над ним не довлеют жесткие требования взрослых). Он с легкостью и прежде всего практически начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам. И это третья особенность детского творчества, безусловно связанная с первыми двумя и особенно со второй.

Указанные выше особенности детского творчества демонстрируют определенную степень несовершенства психических процессов ребенка, что естественно в этом возрасте. И учет этих особенностей необходим в организации развивающего обучения детей.

Существенно значимым является и понимание того, что развитие творчества у детей связано с целенаправленным обучением, ориентированным на «зону ближайшего развития» ребенка (Л.С.Выготский).

В формировании творчества особая роль отводится воображению (Л.С.Выготский, Э.В.Ильенков, В.В.Давыдов, О.М.Дьяченко, В.Т.Кудрявцев и др.). Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества.

26

Приложение №5

Основные условия и средства развития художественного творчества детей дошкольного возраста

Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы. Концепция дошкольного воспитания рассматривает воображение и творчество как предпосылки формирования базиса личностной культуры.

А. В. Запорожец утверждал, что «детское художественное творчество существует», и обращал внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество. Он отводил большую роль занятиям художественной деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства, которое играет большую роль в общем и творческом развитии ребенка. Нельзя не забывать и о том, что искусство дает богатый эмоциональный опыт. Это опыт особого рода: искусство не только вызывает переживание, но и познает его, а через познание чувства оно ведет к овладению им (эмоциональная отзывчивость).

Интерес к изобразительной деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а все более увеличивается.

Формирование психических процессов и основных видов деятельности взаимосвязано. Восприятие, воображение, память, внимание ребенка, развиваясь в играх и на занятиях, проявляются по-разному, в зависимости от организации его деятельности, зависящей от приемов и средств воспитания и обучения, соответствующих возрасту ребенка.

Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка,

27

бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания.

Формирование мотивов изобразительной деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач обучения.

Следующей задачей является формирование восприятия, так как изобразительная деятельность возможна на уровне сенсорного восприятия: умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки предмета и явления.

Для создания художественно-выразительного образа необходимо эмоциональное эстетическое восприятие, развитие у ребенка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение и чувства.

Цель сенсорного воспитания - формирование у детей рационального чувственного познания окружающего мира на основе усвоения сенсорных эталонов. Изобразительная деятельность оказывает непосредственное влияние на развитие сенсорных процессов, образного мышления, воображения, а дошкольный возраст является благоприятным для их развития, и наибольшие возможности открывает именно изобразительная деятельность.

Сенсорное воспитание является основой умственного воспитания, обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка. Сенсорное воспитание - это целенаправленное развитие ощущений и восприятий, с которых и начинается познание окружающего мира.

28

Список литературы

  1. С.Ю. Афонькин, Л.В. Лежнева. «Оригами и аппликация», 2010;
  2. Григорьева Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности», Москва, 2000 г.
  3. С.И. Гудилина. Чудеса своими руками. «Аквариум », 1997г.
  4. Дошкольная педагогика №8, 2008 год.
  5. С. Корнилов, А. Галанов. Уроки изобразительного искусства. Москва, 2005год.
  6. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду/Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 1991.
  7. Кожохина С.К. Сделаем жизнь наших детей ярче. Ярославль, 2007г.
  8. А. Киселев, Н. Острун. Самоделки. Россия, 2002г.
  9. Н. Л. Ликсо. Бисер. Уроки, приемы и схемы.
  10. А. Лопатина, М. Скребцова. 600 творческих игр. Москва, 2011
  11. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев/ О.А. Новиковская. – М.: АСТ; СПб: Сова, 2006
  12. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр/ М.С. Рузина, С.Ю. Афонькин. – СПб: КРИСТАЛЛ, 1997
  13. Сделай сам и подари. Москва, Олма-пресс, 2001г.
  14. О. Соболева, А. Серке. Подарок своими руками. Академия развития.
  15. Т.И. Тарабарина. Оригами и развитие ребенка.
  16. Узорова О.В. Физкультурные минутки/ О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – М.:Асрель – АСТ – Ермак, 2004

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Маленькие волшебники"

История создания проектаВ августе 2009 года, после того, как Татьяна Васильевна по несчастливой случайности лишилась некоторых своих пособий и конспектов занятий, мы решили перевести все ее наработки ...

Экспериментально-исследовательская деятельность: «Голос мой –волшебник».

Пояснительная записка: Главная задача педагога: бережно относиться к словам ребёнка ,потому что слово воспринимается и зрением, и слухом .В голосе отражаются мысли ,эмоции ,действия , желан...

Экспериментально-исследовательская деятельность с инновационно- развивающей, здоровьесберегающей технологией опережающего обучения с использованием опорных схем: «Голос мой –волшебник».

Гипотеза:Поможет ли ребёнку участие в экспериментально-исследовательской деятельности сформировать психологическую установку на сохранение и укрепление собственного здоровья(голоса, голосовых св...

Перспективный план работы кружка "Юные волшебники"

Перспективный план работы кружка на три года: младшую, среднюю и старшую группы. Кружок нацелен на развитие мелкой моторики ребенка, знакомство детей с различными видами ручного труда, сплочение колле...

Технологии развивающего обучения. Игры с использованием ТРИЗ-технологии. Разбуди в себе волшебника.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно, с её помощью можно развивать внимание, память мышление, воображен...

Перпективный план работы кружка по нетрадиционной техники рисования "Волшебники"

Перспективный план работы кружка по нетрадиционной техники рисования "Волшебники"Предлагается планирование с использованием нетрадиционных техник ,рекомендуемых для использования в детском саду....