консультация для воспитателей ДОУ "Теоретические основы программы художественного воспитания «Цветные ладошки»
консультация по аппликации, лепке на тему
консультация для педагогов "Теоретические основы программы художественного воспитания "Цветные ладошки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_pedsovet.docx | 27.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Лямбирский детский сад №2 «Родничок»
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для педсовета
«Теоретические основы
программы художественного воспитания
«Цветные ладошки»
Подготовила:
старший воспитатель
Ефремова О.В.
Лямбирь, 2017
В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.
В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью... Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.
Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.
Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.
Изучение психологического механизма развития способности восприятия художественных образов (Венгер Л.А., Запорожец А.В.) привело к выводу о взаимосвязи видимых свойств образа с имеющимся у ребёнка эстетическим опытом (эстетической апперцепцией). Полнота и точность образов восприятия зависят, в связи с этим, от овладения детьми выразительными средствами и эстетическими эталонами, которые ребёнок присваивает так же, как всю духовную культуру (Выготский Л.С, Мухина B.C.) и от уровня владения операциями по соотнесению их со свойствами художественного объекта.
Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры.
Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.
Цель и задачи Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки»
Цель программы - формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Основные задачи:
1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
2.Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.
4. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание -художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в художественную форму.
5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
8.Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я - концепции-творца».
Дидактические принципы построения и реализации Программы «Цветные ладошки»
Общепедагогические принципы,
обусловленные единством учебно-воспитательного пространства ГОУ:
► принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания
программы с учётом региональных культурных традиций;
► принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
►► принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
► принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
► принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
► принцип развивающего характера художественного образования;
► принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей -возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
► принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:
► принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
► принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
► принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
► принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
►► принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
►►принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;
►принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
► принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
В программе художественного воспитания дошкольников «Цветные ладошки» сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста, а именно:
1) формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей;
2) создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества;
3) ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного учреждения.
Эстетическое отношение ребёнка к окружающему миру являет собой целую систему его индивидуальных, избирательных связей с эстетическими качествами предметов и явлений действительности. В эстетическое отношение ребёнка входит его эмоциональный отклик на прекрасное (красивое, привлекательное), добрые чувства, его творческая деятельность, посильное стремление к преобразованию окружающего по законам красоты, а также к оценке красивых, гармоничных сочетаний красок, звуков, рифм и т.д. Эстетический компонент оказывает существенное влияние на установление ведущих звеньев структуры личности в целом.
Для более чёткой ориентировки важно построить модель эстетического отношения детей к окружающему миру, которая в лаконичной (схематичной) форме отразит комплекс взаимосвязанных компонентов художественного развития ребёнка. Такая модель поможет распознавать и формировать процесс художественно-творческого развития детей с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
Модель эстетического отношения включает три ведущих компонента, каждый из которых, в свою очередь, является многосторонним явлением.
1. Способность эмоционального переживания.
Ребёнок не только видит, но и ощущает, чувствует художественный образ, являясь как бы соучастником событий и явлений, передаваемых художественным произведением. Эмпатия и эмоциональное переживание возникают и проявляются в меру возрастных и индивидуальных возможностей детей, они же способствуют развитию мотивационной установки на активное участие в художественной деятельности. Эмоционально-эстетическое переживание возникает на основе специфики воздействия искусства в разных его проявлениях. Сначала это ориентировочное действие, затем возникновение интересов и предпочтений, на основе которых формируется нравственно-эстетическая направленность.
2.Способность к активному усвоению художественного опыта (эстетической апперцепции), к самостоятельной творческой деятельности, к саморазвитию и экспериментированию (поисковым действиям). Общеизвестно, что художественный опыт передаётся ребёнку в различных направлениях и видах творческой деятельности. Ребёнок приобретает основы знаний и представлений о различных видах искусства, начинает осваивать их «язык» - изобразительно-выразительные средства. На этой основе у ребёнка формируются практические художественные умения и в результате - складывается опыт художественно-творческой деятельности. Педагогу важно знать, что наиболее важными в эстетическом опыте являются способности, которые позволяют ребёнку самостоятельно переносить свой опыт (уже знакомое и освоенное под руководством взрослого или в сотворчестве с ним) в новые условия и самостоятельно применять в творческих ситуациях.
3. Специфические художественные и творческие способности (восприятие, исполнительство и творчество).
В эстетическом воспитании ведущая деятельность детей - художественная. Развивающий характер эстетического воспитания состоится при условии овладения детьми обобщёнными (типичными) и самостоятельными способами художественной деятельности, необходимыми и достаточными во всех видах художественной деятельности.
Методы эстетического воспитания:
► метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;
►метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;
► метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт».);
► метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);
► метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса;
► метод разнообразной художественной практики;
► метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками);
►метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;
► метод эвристических и поисковых ситуаций.
Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Авторская программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» включает систематизированный комплекс учебно-методических изданий и современного наглядного материала (демонстрационного и раздаточного)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей и учителей: "Художественно-эстетическое направление в внеурочной деятельности МОУ "Начальная школа-детский сад № 78"
В данной публикации воспитатель-руководитель ИЗОстудии делится опытом работы с дошкольниками и учащимися начальной школы по кружковой деятельности в МОУ "Начальная школа-д...
Консультация для воспитателей: Условия формирования художественного творчества дошкольников в ДОУ.
Разнообразие и вариативность работы по изобразительному творчеству с дошкольниками в ДОУ, изобразительное творчество и игра, препятствия на пути к успешному развитию детского творчества...
Консультация для воспитателей «Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Извлечение из ФГОС ДО
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылокценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,музыкального, изобразительного), мира природы; стано...
Консультация для воспитателей Знакомство с художественной литературой в раннем возрасте
Особую роль в формировании человека, в определении им положительных стратегий жизнедеятельности играет среди других средств книга, которая представляет собой не просто артефакт народной истории и куль...
Консультация для воспитателей «Роль музыкально-художественной культуры в духовно-нравственном воспитании детей»
Духовность является важным явлением культуры человека и всего общества в целом. Осмысление этого феномена особенно необходимо для тех, кто участвует в воспитании нового поколения. Во все времена прогр...
Консультация для воспитателей "Влияние нетрадиционной, художественной деятельности на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
консультация для воспитателей по нетрадиционной техники рисования...
Консультация для воспитателей "Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста"
Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Она сп...