Конспект ООД "Осень, осень, в гости просим"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Кудерко Светлана Анатольевна

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в нетрадиционной техники лепки (пластилинография)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ood_osen_osen_v_gosti_prosim.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Осень, осень, в гости просим»

Возрастная группа: подготовительная.

Образовательная область

Цель: Создание условий для проявления познавательно исследовательской деятельности через создание проблемно-поисковых ситуаций.

Задачи:

-обеспечить условия для формирования  представления о приметах осени, об изменениях в природе, используя образные слова и выражения;

-обеспечить условия для проявления поисковой активности детей (познавательное  развитие);

- закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи);

- создать условия для формирования навыков пользования  планом;

-обеспечить условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие);

- продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения; 

- воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом (социально-коммуникативное развитие).

Организация детских видов деятельностей:

1.общение ребенка со взрослым;

2.общение ребенка со сверстниками;

3.исследовательская практика.

Методы и приемы:

Наглядные  (показ, демонстрация);

Словесные  (беседа, вопросы);

Проблемные (создание проблемных ситуаций);

Практические (опыты, эксперименты).

Педагогические технологии: гуманно-личностные, игровые, технология исследовательской деятельности.

Оборудование и материалы: Колокольчик, тайное письмо, сундук, карта маршрута, мнемотаблица - загадка, кленовые листья с загадками, лупы, две коробки (с сухими и свежими листьями), кусочки белой ткани, сложенные пополам, деревянные кубики, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, коробки, пластилин разных цветов,  листья, вырезанные из белой бумаги, волшебный мешочек.

Предварительная работа: На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
• Сбор листьев разной формы и окраски.
• Беседы об осени;
• Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.Соколов-Микитов,
«Лес осенью» А. Твардовский,
стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
• Разучивание стихов и поговорок об осени;
• Пение песен об осени и слушание музыки;
• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
• Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);
• Наблюдение за деревьями на прогулке;
• Поделки из природного материала.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого – педагогические условия/Условия социальной ситуации развития

Вводная часть

(Организационный и мотивационный момент)

Основная

часть

Заключительная часть

Дети играют в группе, раздается звонок колокольчика

Загорается «волшебная лампа», и возле неё лежит  письмо, написанное лимонным соком.

На столе стоит стакан с водой и бутылочка йода.

На полке с игрушками стоит сундучок.

Остановка №1 (на карте изображен желтый лист, дети находят, берут по листочку)

Остановка №2 (на карте изображен красный лист, дети находят, берут по листочку)

Остановка №3  лаборатория (на карте изображен оранжевый лист, дети находят, берут по листочку)
(на листочках нарисованы лупа и лист, зеленый лист, две коробки)

Исследование №1 «Строения листа с помощью лупы»

Исследование №2 «Почему лист зеленый?»

Исследование №3  «Что же случается с опавшими листьями?»

Остановка №5 (волшебный мешочек)

.

Воспитатель стоит у окна, звенит в колокольчик и говорит: «Мой звоночек звенит, заливается
И ребята вокруг собираются
Собрались все дети вкруг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся
(закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди!!!)

Педагог берет письмо и удивляется:  «Что это?»

Воспитатель: «Это какой-то чистый лист. Я ничего не вижу.
 Ну и что это может быть?»

Воспитатель: «А разве бывают такие письма?»

Воспитатель: «А как же узнать, что в нем написано?»

Воспитатель: «Давайте проверим?»

Воспитатель: «Оказывается, ребята, это письмо с секретом. Вы поняли, что надо найти?»  Предлагает детям походить по группе и найти сундучок.

Воспитатель;
«Знаю, знаю наперед
Вы, смекалистый народ.
Отгадайте-ка, ребятки
интересную загадку» (рассматривает вместе с детьми мнемотаблицу)

Взрослый по предложению детей читает письмо.  

«Дорогие ребята!
Одни говорят, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Я не знаю, что делать. Как мне украсить свое платье? Посоветуйте, пожалуйста. Я не могу понять, кончается осень или нет? Только прошу вас, представьте убедительные доказательства, а в этом поможет карта». 

Воспитатель: «Этот вопрос очень даже интересный. Что вы решили ребята?»

Воспитатель: «Нужно назвать приметы осени, которые определяют время года»

Воспитатель: « Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое?»

Воспитатель: «Дети, а как можно узнать какая будет погода?

Заходит Лесовичок, здоровается.

Лесовичок: «Здравствуйте, дети. Как у вас красиво, прямо как в осеннем лесу, в котором  я нашёл вот эти волшебные листья. На них написаны загадки, а читать  я не умею, помогите,  пожалуйста,  разгадать  их».

Воспитатель: « Да, Лесовичок, плохо,  когда не умеешь читать. Ну, что, ребята поможем разгадать  загадки?»

1. Утром мы во двор идем-

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. (Осень)

 

2. Под сосною у дорожки,

Кто стоит среди травы,

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть - нет головы? (Гриб)

 

3 .Вот кто-то важный

На белой ножке.

Он с красной шляпкой,

На шляпке горошки. (Мухомор)

 

4 .Само с кулачок,

Красный бочок,

Потрогаешь гладко,

Откусишь – сладко. (Яблоко)

 

5. Летом вырастают,

А осенью опадают (Листья)

 

6. Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю. (Осень)

 

7. И зелен, и густ,

На грядке вырос куст,

Покапай немножко,

Под кустом… (картошка)

 

8. Кто осенью холодной,

Ходит хмурый и голодный? (Волк)

Лесовичок: «Спасибо, вам, дети. Вы очень умные на свете. Я тоже хочу так отгадывать загадки.

Воспитатель: Лесовичок, оставайся у нас мы тебя многому научим.

Лесовичок: «Я согласен, буду учиться вместе с вами»

Воспитатель: Что бы это могло означать? 

Воспитатель: «А как вы, ребята, думаете, зачем дереву нужны листья?»

Воспитатель: «А вам интересно узнать, как устроен лист и что нам для этого может понадобиться»

Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод?

 Воспитатель: «Листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество».
-
Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?

- Это зеленое вещество из листочка называется – хлорофилл,  оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).

Воспитатель: «Что же случается с опавшими листьями?

Воспитатель: «А вы сумели бы на слух определить шелест сухих и только что опавших листьев?»

Воспитатель: 
По дороге золоченой
Осень в гости к нам идет.
Для мальчишек и девчонок
Щедрый дар она несет.

Воспитатель: «Белые листочки. А бывает такое?»

Воспитатель: «Что же нужно сделать»

Воспитатель: «Чем мы можем раскрасить листья?»

Воспитатель: «А я предлагаю раскрасить листья пластилином. Техника эта называется пластилинография – рисование пластилином»

Воспитатель: «Вы ребята молодцы, столько много у Вас знаний об осени.
Вы собрали много примет осени,  что же нам с ними делать?»

Воспитатель: «А как же мы это сделаем?»

Воспитатель: « А, может, отдадим листья Лесовичку, он их и передаст Осени?»

Дети обращают внимание взрослого на то, что звонит колокольчик

Дети предлагают варианты действия. (Давайте посмотрим)

Ответ детей: «А может это не просто чистый лист, а тайное письмо?»

Ответ детей:  «Да, такие письма могут быть написаны секретными чернилами (лимоном или крахмалом)»

Ответ детей: «Развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо»

Ребенок смачивает письмо йодовой водичкой). Появляется надпись (СУНДУК)

Дети находят сундук, открывают и достают карту и письмо, но не знают от кого карта и письмо (на дне сундука находят мнемотаблицу, которая подскажет от кого карта)
(Отгадывание загадки по мнемотаблице).

Дети отгадывают, что письмо прислала Осень.

Ответ детей: «Пойдем искать доказательства»

Дети:

-день короче, а ночь длиннее;
-на деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.
-небо серое, хмурое;
-часто идут дожди;
-перелетные птицы улетают на юг;
-дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;
- люди надевают демисезонную одежду;
-собирают урожай овощей, фруктов и зерна;
- осенние месяца называются сентябрь, октябрь, ноябрь

Дети: «Дождь, снег, туман»

Дети: «Посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру». 

Дети соглашаются.

Дети отгадывают загадки

Ответы детей:  нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории

Дети: «Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит».

Дети: «Интересно»

Дети обсуждают этот вопрос и перечисляют предметы, которые могут пригодиться в исследовании.

Дети приходят к выводу, что

у листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой

Дети: На ткани появились зеленые пятна

Вывод детей: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного света. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или оранжевыми.

Ответ детей: Они высыхают.

Дети: «Да!»

Дети берут коробочки и определяют на слух в какой сухие, а в какой не засохшие листья.
Вывод детей: Сухие листья шуршат сильнее.

Дети находят мешочек, а в нем осенние листочки, но они все белого цвета.

Дети: «Нет»

Дети: «Раскрасить листья»

Дети: «Красками гуашью, акварелью, цветными карандашами, цветными мелками»

Дети на выбор берут пластилин красного, жёлтого, оранжевого, зелёного и коричневого цветов и раскрашивают под музыку листья.

Ответ детей: Подарить их осени.

Дети предлагают свои варианты.

Дети кладут листья в волшебный мешочек и передают Лесовичку.  Лесовичок благодарит детей и прощается с ними.

Условия для развития самостоятельности и инициативы.

Условия для проявления речевой активности.

Условия для поисковой активности и взаимодействия друг с другом.

Условия для развития самостоятельности и инициативы.

Условия для принятия решений.

Условия для поисковой

 деятельности.

Условия для практической деятельности.

Условия для речевой активности детей

Условия для практической деятельности

Условия для развития самостоятельности и инициативы. Выбора материалов.

Условия для развития диалогической речи.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для проявления поисковой активности.

Условия для развития речевой активности

Условия для развития самостоятельности и инициативы. Выбора материалов.

Условия для речевой активности детей

Условия для речевой активности детей

Условия для проявления поисковой активности.

Условия для речевой активности детей

Условия для речевой активности детей

Условия для проявления поисковой активности.

Условия для речевой активности детей

Условия для проявления познавательно-исследовательской деятельности.

Условия для речевой активности детей

Условия для речевой активности детей

Условия для проявления поисковой активности.

Условия для речевой активности детей

Условия для проявления познавательно-исследовательской деятельности.

Условия для речевой активности детей

Условия для проявления познавательно-исследовательской деятельности.

Условия для проявления познавательно-исследовательской деятельности.

Условия для проявления поисковой активности.

Условия для речевой активности детей

Условия для проявления поисковой активности

Условия для проявления творческой активности

Условия для проявления поисковой активности

Условия для проявления речевой активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект организованной образовательной деятельности "осень, осень в гости просим!"

Конспект  НОД для детей старшего дошкольного возраста...

конспект НОД в старшей группе "Осень, осень в гости просим"

Конспект НОД "Осень, осень в гости просим"Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе (короткие дни  и длинные ночи, моросящие затяжные дожди, листопад...

Конспект "Осень, осень в гости просим"

Тема:  «Осень, осень в гости просим» Задачи: Обобщить и систематизировать представление детей об осенних явлениях в природе (короткие дни  и длинные  ночи, моросящие затяжные дожд...

Конспект НОД "Осень, осень, в гости просим" для детей 1 младшей группы.

Расширять представления детей об окружающем, об осенних изменениях в природе.Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.Воспитывать эмоциональный отклик на красоту осеннего пейзажа, яр...

Конспект ОД « Осень в гости просим» МБДОУ№12

Беседы о времени года осень, наблюдения за приметами осени, прослушивание мелодий «Осенняя песня» П.И.Чайковского, «Осень» А.Вивальди, шумы осени, разучивание песен об осени, т...

Конспект НОД «Осень, осень в гости просим!» в рамках проекта «Золотая осень» по речевому и познавательному развитию

Закрепляются представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....