Общеразвивающая программа «Экопластика» для детей 4 - 7 лет
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Сергеенко Елена

            Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ре­бенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художест­венному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это дает художественная деятельность. Интегрированный курс, основанный на синтезе искусств: музыки, театрализации, художественной литературы и изобразительного искусства позволит включать искусство в образовательный процесс, повседневную жизнь детей как неотъемлемую часть эстетической среды, использовать в различных видах деятельности, развивать детское творчество. Художественно – эстетическое направление является центром спирали, по которой непрерывно движется познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное направления развития ребенка.

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения.  Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей. Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство.  Художественно-эстетическое воспитание помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_ekoplastika.docx55.54 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеразвивающая программа

«Экопластика»

На 2016 – 2017 учебный год

Для детей  4 – 7 лет

По образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»

                                                 Руководитель кружка Сергеенко Е.Е.

Тамбов, 2016

                                                                                           АКТУАЛЬНОСТЬ

            Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это дает художественная деятельность. Интегрированный курс, основанный на синтезе искусств: музыки, театрализации, художественной литературы и изобразительного искусства позволит включать искусство в образовательный процесс, повседневную жизнь детей как неотъемлемую часть эстетической среды, использовать в различных видах деятельности, развивать детское творчество. Художественно – эстетическое направление является центром спирали, по которой непрерывно движется познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное направления развития ребенка.

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения.  Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей. Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство.  Художественно-эстетическое воспитание помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству.

                                                              ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В наше время, когда на телевидении, в сказках, компьютерных играх и литературе преобладает жестокость и агрессия, дети зачастую либо замыкаются в себе, не желая общаться, либо наполнены отрицательными эмоциями. 

Ориентация на творчество является мировоззренческой установкой современного образования. Решение одной из важных задач педагогической теории и практики по формированию творческой личности должно начаться уже в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст – очень важный период в жизни детей. В этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, который с радостью и удивлением открывает для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Поэтому художественно - продуктивная деятельность самый доступный вид работы с детьми в детском саду. Этот вид деятельности создает условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого он создает что-то красивое и необычное. Художественно-продуктивная деятельность приносит много радости дошкольникам, дети с удовольствием работают с природным материалом, т. к. легко поддается обработке.

          Экопластика – вид детского художественного творчества, в котором художественные образы создаются из разных природных материалов. Это слово строится на основе двух производных слов «ЭКОЛОГИЯ» - наука о доме, как среде обитания в широком смысле этого понятия; «ПЛАСТИКА» – динамичная форма и процесс формирования в самом общем смысле. Экопластика – это такой вид художественного творчества, в котором произведение создается в сотворчестве с великим художником природой. Художественный образ рождается на основе готовой природной формы (шишки, ветки, ракушки) и сохраняются ее исходные признаки и свойства (конфигурации, цвет, фактура).

            Понятие «Экопластика» включает в себя и такую многогранную составляющую как экологичность, что предполагает, с одной стороны, натуральность и естественность (т.е безвредность для здоровья), с другой стороны, необходимость бережного отношения к природе (культура поведения и отношения к природному окружению). Для детского творчества из природного материала характерно стремление к созданию реальной предметной среды – не столько декаративно - оформительской или дидактической, сколько игровой или сюжетной. Экопластика предоставляет детям возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. Они создают забавные игрушки, фигурки для спектакля, скульптуры для своего игрового пространства, сувениры и подарки для близких людей. Экопластика, или создание оригинальных картин, изделий и композиций из природного материала, - одно из любимейших занятий детства. Малыши старательно прилаживают перышки к шишке – получается забавная птичка, соединяют несколько желудей пластилином – выходит гусеница, а потом играют с ними как с настоящими игрушками. Дошколята с увлечением мастерят поделки и сувениры из самых разных материалов – шишек, желудей, крылаток клена, плодов каштана, ягод шиповника и просто из красивых листочков и веточек. Почти все дети любят разыгрывать представления с забавными персонажами. Да и взрослые вместе со своими детьми окунаются в свои детские впечатления.   Такое занятие как Экопластика развивает в детях художественный вкус и умение, воспитывает терпение, приучает к аккуратности, обогащает внутреннюю жизнь. Дети получают истинное удовольствие от выполненной работы. А очень важно, чтобы ребёнок – дошкольник нашёл себе увлечение, приобрел мастерство и открыл двери в мир творчества. Работая в кружке, дети получают возможность творить, выдумывать, узнавать много нового, учатся анализировать. Сколько радости получают дети от сделанной своими руками поделки. Не меньшее удовольствие получают родители, видя результаты труда в кружке своего ребёнка.

         Понимая ценность и значимость кружка «Экопластика» в гармоничном развитии личности, а так же его роль в развитии индивидуальных творческих способностей детей, я поставила в своей работе следующие задачи: - развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать их между собой; - формировать умения, связанные с художественно- образным отражением предметов и явлений в различных видах изобразительной деятельности; - развивать способности к изобразительной и дизайн-деятельности (чувство цвета, формы, композиции); - учить детей создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше; - воспитывать у детей личностную позицию как при восприятии произведений изобразительного и прикладного искусства, так и в процессе самостоятельного творчества.

Основная цель кружка «Экопластика»:      развитие художественно-творческих способностей детей 4-7 лет средствами нетрадиционного создания композиций, путём использования природного материала.

          Основные задачи:  

1.Обучающие:

  • учить различать и называть способы нетрадиционного изображения, применять их на практике;
  • учить приемам  работы  с природным материалом;
  • учить различать основные геометрические фигуры.

2.Развивающие:

  • развивать мелкую моторику рук;
  • развивать способность смотреть на мир и видеть его  глазами художников,
  • замечать и творить Красоту;
  • развивать творчество и фантазию, наблюдательность  воображение, ассоциативное мышление и любознательность.

3.Воспитательные:

  • воспитывать любовь и уважение к изобразительному искусству;
  • воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;
  • воспитывать навыки самостоятельности.

   

                                                            Режим реализации программы курса кружка

Возраст дошкольников

Общее количество образовательных ситуаций

в год

Количество образовательных ситуаций в неделю

Длительность образовательной ситуации

4 – 5 лет

32

1

20 мин.

6 – 7 лет

32

1

30 мин.

Регулярность проведения занятий, их систематичность позволяют  добиться хороших результатов. Форма проведения занятий: групповые и индивидуальные. Индивидуальная работа проводится с целью закрепления приемов выполнения той или иной операции, а так же с учетом индивидуальных особенностей детей.

Курс программы состоит из двух этапов. 1этап – дети 4 – 5 лет. 2 этап – дети 5 -7 лет. Срок реализации курса – 2 года

Этапы реализации программы:

I этап – Задачи: 

•Создание условий для развития мотивации и интереса у детей к лепке, аппликации, как виду художественно-творческой деятельности посредством экопластики;                                                                                                                                                        •Знакомство с экоматериалами, их свойствами, техникой работы.                                                                                                                                               •Развитие простых формообразующих  движений, знаний, умений и навыков в работе с природным материалом.                             •Учить составлять композиции;                                                                                                                                                                            •Повышение интереса к новому виду деятельности с использованием природного материала.

II этап – Задачи: 

Развитие воображения, художественного вкуса, творческих способностей детей  старшего дошкольного возраста.                           •Совершенствовать умения и навыки детей в работе с известными материалами.                                                                              •Учить создавать выразительные композиции, используя различные экоматериалы и техники работы с ними.

Каждый этап реализации курса кружка «Экопластика»  включает следующие ступени работы:

  1. Аналитико-диагностическая (анализ литературы, сбор информации, диагностика, подготовка экоматериала).
  1. Практическая (методы и приемы обучения, формы организации детей, использование новых технологий, создание системы планирования кружковой работы, участие в конкурсах разного уровня)                                                                                                                              3.Аналитико-обобщающая  (диагностика, подведение итога работы с детьми, организация выставки работ).

В своей работе опираюсь на следующие принципы:

  1. Принцип систематичности. Заключается в непрерывности, регулярности, планомерности воспитательно – образовательного процесса.
  2. Принцип сознательности. Когда ребенок узнает что – либо новое, он всегда задает вопросы: для чего? почему? Чтобы на них ответить, ребенок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.
  3. Принцип поэтапности. От простого к сложному – важное условие при обучении экопластики.
  4. Принцип наглядности. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желания его сотворить.
  5. Принцип доступности и индивидуальности. Дети имеют различные способности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам.

Методы и приемы обучения

1.Последовательное знакомство с различными видами экопластики:

  • Конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет создают из отдельных частей. Его чаще использую на начальных этапах обучения, когда у детей еще нет навыка.
  • Пластический – здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление.
  • Комбинированный – этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический. Так выполняют изделия, из разнообразных фрагментов природного материала.

2.Словесный метод:

  • беседа, рассказ;
  • объяснение, пояснение;
  • вопросы;
  • словесная инструкция.

3.Наглядный:

  • рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии);
  • показ выполнения работы (частичный, полностью).

4.Практический.

5.Игровой.  

Специфической чертой «Экопластики» является  ее  тесная связь с игрой. Объемность  выполненной  фигурки  стимулирует детей  к игровым действиям с ней. Организация занятий  в виде  игры  углубляет у детей интерес к продуктивной деятельности, расширяет возможности общения со сверстниками и взрослыми.

Для того чтобы деятельность детей стала осмысленной, понятной и отвечающей в полной мере их потребностям, в своей работе я стараюсь использовать интегрированный подход. Построение процесса обучения на интегративной основе позволяет гармонизировать работу двух полушарий мозга. Происходит слияние образного и логического мышления. При этом интеграция содержания предполагается не в рамках одного занятия, а в границах нескольких занятий. Объединяющим ядром выступает общий познавательный контекст.

Интеграция экопластики с другими образовательными областями:

  • речевое развитие;
  • познавательное развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • физическое развитие.

Для работы в кружке в детском саду имеются: иллюстративный материал, наглядные пособия, природный материал, что делает занятия интересными для ребят, активизируя их внимание и творческие способности.

                                                                               Ожидаемые результаты.

  • дети научаться различать, называть и применять на практике нетрадиционные способы изображения при помощи природного материала;
  • дети научатся приемам  работы нетрадиционным художественным материалом
  • у детей разовьется мелкая моторика рук;
  • сформируется способность смотреть на мир и видеть его  глазами художников,  замечать и творить Красоту;
  • разовьется творчество и фантазия, наблюдательность,  воображение,       ассоциативное мышление и любознательность;
  • появится любовь и уважение к изобразительному искусству;
  • сформируется художественный вкус и чувство гармонии;
  • сформируются навыки самостоятельности.

Тематическое планирование (дети 4 - 5 лет)

   Месяц

п/п

      Название занятия

Задачи

Материалы, оборудование

октябрь

1

Лист клёна

Познакомить с новой техникой рисования - отпечаток растения. Учить смешивать краски на листе клена, набирая краски осенних тонов.

Бумага А4, гуашь, засушенный лист клена, кисти, салфетка, бумага для печатания(газета и 0,5 альбомного листа). Иллюстративный материал с изображением осенних листьев.

2

Осенний букет

Учить составлять красивую композицию из засушенных листьев, учить аккуратности при наклеивании засушенного материала.

Бумага А4 с аппликацией готовой вазы,  засушенные листья разных деревьев, кисти, салфетка, клей. Иллюстративный материал с изображением красивых букетов из веток с осенними листьями.

3

Бабочка

Продолжать учить составлять красивую композицию из засушенных листьев, учить аккуратности при наклеивании засушенного материала.

Бумага А4 с аппликацией готового туловища бабочки,  засушенные листья разных деревьев, кисти, салфетка, клей. Иллюстративный материал с изображением бабочек.

4

Золотая рыбка

Продолжать учить составлять красивую композицию из засушенных листьев, учить аккуратности при наклеивании засушенного материала. Развивать творчество и фантазию.

Бумага А4, засушенные листья разных деревьев, кисти, салфетка, клей. Иллюстративный материал с изображением золотой рыбки.

ноябрь

1

Волшебная дорожка

Продолжать знакомить с новой техникой рисования-отпечаток растения. Учить смешивать краски на листе , набирая краски осенних тонов. Развивать чувство ритма

Бумага полоска, гуашь, по 2 засушенных листа на каждого, кисти, салфетка, бумага черновая. Иллюстративный материал с изображением узора из листьев на полосе.

2

Цветок

Учить выполнять образ цветка, используя пластилин (для серединки) и семян ясеня (липестки), дополнять работу рисованием стебелька восковыми мелками.

Картон А4, семена ясеня – крылатки, пластилин, восковые мелки. Иллюстративный материал с изображением цветов.

3

Лодочка

Упражнять в подборе листьев  для создания образа лодочки с парусом. Учить разрезать листок пополам по прямой линии. Закреплять умение работать ножницами, материалами для аппликации. Воспитывать аккуратность.

Развивать творчество и фантазию.

Бумага  А4 тонированная, засушенные листья разного цвета овальной формы, клей, салфетка, кисточка для клея, ножницы. Иллюстративный материал с изображением лодки.

4

Рыбки плавают

Упражнять в рисовании клеем, манкой. Учить рисовать рыбок клеем, затем засыпать линию клея манной крупой. Дорисовывать кистью водоросли.

Картон А4или бумага   холодного цвета, клей ПВА, манка, черновая бумага, салфетка, кисть, вода, гуашь.

Иллюстративный материал с изображением рыб, аквариума.

декабрь

1

Снежинка

Познакомить с новой техникой- рисование манкой. Учить рисовать снежинки клеем, а затем приклеивать манную крупу.  воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Картон или бумага темных тонов холодного цвета, клей ПВА, манка, черновая бумага, салфетка. Иллюстративный материал с изображением снежинок.

2

Снеговик

 Познакомить с новым способом изображения - скомканной салфеткой. Учить располагать персонаж в середине листа.  

Картон синего цвета, салфетки белые, клей, кисти, салфетки. Иллюстративный материал с изображением снеговиков.

3

Ёжик

Упражнять в подборе листьев  для создания образа гриба. Учить разрезать листок пополам по прямой линии. Закреплять умение работать ножницами, материалами для аппликации. Воспитывать аккуратность.

Развивать творчество и фантазию.

Силуэт ёжика вырезанный из картона, по 2 листа на каждого, клей, салфетка, черновая бумага. Иллюстративный материал с изображением ёжика.

4

Весёлый зигзаг

 

 Учить детей с помощью пластилина и крупы создавать фигуру. Развивать усидчивость, мелкую моторику рук. Развивать творчество и фантазию.

Картон, пластилин, манная крупа, черновая бумага.

январь

1

Цыплёнок

Продолжать знакомить с новым способом изображения - скомканной салфеткой. Учить располагать персонаж в середине листа.   Воспитывать аккуратность, развивать мелкую моторику рук.

Картон, салфетки жёлтые, клей, салфетки влажные. Иллюстративный материал с изображением цыплёнка.

2

Дерево в снегу.

Знакомить с техникой  - пластилинографией.    Приобретение знаний, умений и навыков выполнения картин из пластилина; Учить создавать небольшие сюжетные композиции. 

Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Картон, пластилин. Иллюстративный материал с изображением зимних деревьев в снегу.

3

Заяц

Продолжать знакомить с новым способом изображения - скомканной салфеткой. Учить располагать персонаж в середине листа.   Воспитывать аккуратность, развивать мелкую моторику рук.

Картон, салфетки белые, клей, салфетки влажные. Иллюстративный материал с изображением зайца.

4

Моя тёплая шапочка

Упражнять в технике изображения скатанными комочками из цветной бумаги или салфеток.   Учить  аккуратно наклеивать комочки салфеток на изображение шапочки, получая узор из полосок. Развивать мелкую моторику рук.

Бумага А4 с нарисованной шапочкой, салфетки разноцветные, клей, салфетки влажные. Иллюстративный материал с изображением зимних головных уборов.

февраль

1

Зимний букет

Продолжать знакомить с новой техникой рисования - отпечаток растения. Учить выбирать самостоятельно растения для своей работы. Показать эффективность белого цвета на темном фоне. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Бумага синего цвета А4, засушенные листья, гуашь белая, вода, кисть, салфетка.

2

Гриб - боровик

Продолжать знакомить с новой техникой - рисование крупой. Познакомить с гречкой и пшеном. Учить рисовать   клеем, а затем приклеивать  крупу (ножка у гриба –пшено, шляпка – гречка)

Картон А4 с нарисованным грибом, клей ПВА, крупа гречневая, пшено, черновая бумага, салфетка. Иллюстративный материал с изображением грибов.

3

Птенец

Совершенствовать умения работать с сыпучим материалом – пшеном. Учить аккуратно наклеивать крупу на изображение, дополнять изображение рисованием (клюв, ножки, глазки)

Картон А4 с нарисованным контуром птенца, клей ПВА,   пшено, черновая бумага, салфетка, фломастеры. Иллюстративный материал с изображением птенцов.

4

 Снеговичок

Знакомить с новым материалом для изображения  - ватные диски. Учить аккуратно наклеивать ватные диски, дополнять изображение рисованием.

Развивать творчество и фантазию.

Картон А4, клей ПВА, ватные диски,   салфетка,  фломастеры. Иллюстративный материал с изображением снеговиков.

март

1

Зайка беленький

Продолжать знакомить с новым материалом для изображения  - ватные диски. Учить аккуратно наклеивать ватные диски, дополнять изображение рисованием. Развивать мелкую моторику рук. Развивать творчество и фантазию.

Картон А4, клей ПВА, ватные диски,   салфетка,  фломастеры. Иллюстративный материал с изображением зайца.

2

Рыбки

Продолжать знакомить с новым материалом для изображения  - ватные диски. Учить аккуратно наклеивать ватные диски, дополнять изображение рисованием пузырьки, водоросли). Развивать мелкую моторику рук.

Картон А4, клей ПВА, ватные диски,   салфетка,  фломастеры. Иллюстративный материал с изображением рыб, аквариума.

3

Весеннее солнышко

Совершенствовать умения работать с сыпучим материалом – пшеном. Учить аккуратно наклеивать крупу, дополнять изображение другим материалом (вата – облака). Учить составлять композицию. Развивать мелкую моторику рук.

Картон А4 синего, голубого цвета, клей ПВА,   пшено, черновая бумага, салфетка, вата. Образец работы.

4

Вот так щётка!

Знакомство с новой техникой рисования – набрызг зубной щёткой. Учить правильно держать щётку, направляя брызги на бумагу. Развивать мелкую моторику рук, творчество и фантазию. Воспитывать аккуратность при работе.

Бумага А4, зубная щётка, акварель, засушенные листья, вода, влажные салфетки.

апрель

1

Божья коровка на ромашке.

Продолжать знакомить с техникой  - пластилинографией.      Учить создавать небольшие сюжетные композиции. 

Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии. Развивать мелкую моторику.

Картон А4, пластилин. Иллюстративный материал с изображением ромашек, божьих коровок.

2

Весеннее деревце.

Учить сочетать  в работе различный материал: рисовать ствол и ветви дерева пластилином,  листву – комочками салфеток. Учить составлять композицию. Развивать мелкую моторику рук.  

Картон А4, пластилин, клей ПВА, салфетки зелёного цвета.

3

Черепашка

Продолжать знакомить с техникой  - пластилинографией.    Учить дополнять изображение оттиском предметов на пластилине.    

Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии. Развивать мелкую моторику.

Картон, пластилин. Различные предметы для оттисков. Иллюстративный материал с изображением черепах.

4

Котик

Продолжать знакомить с новым материалом для изображения  - ватные диски. Учить аккуратно наклеивать ватные диски, дополнять изображение рисованием пузырьки, водоросли). Развивать мелкую моторику рук.

Картон А4, клей ПВА, ватные диски,   салфетка,  фломастеры. Иллюстративный материал с изображением кошек.

май

1

Весенняя бабочка

Совершенствовать умения работать с сыпучим материалом. Знакомить с рисовыми зёрнами. Учить детей рисовать контур бабочки пластилином. Учить аккуратно наклеивать. Учить составлять композицию. Развивать мелкую моторику рук.

Картон А4, клей ПВА, рис, черновая бумага, салфетка,  пластилин.

 Иллюстративный материал с изображением бабочек.

2

Стрекоза

Учить использовать в работе различный материал  (туловище -  косточки дыни, крылья – засушенные листья). Учить аккуратно наклеивать косточки на пластилин, а листья на клей. Развивать мелкую моторику рук.  Развивать творчество и фантазию.

Картон А4, клей ПВА, черновая бумага, салфетка,  пластилин. косточки дыни, засушенные листья.

Иллюстративный материал с изображением стрекоз.

3

Совушка – сова, мудрая голова

Совершенствовать умения работать с материалом для изображения  - ватные диски. Учить аккуратно наклеивать ватные диски, учить работать ножницами при необходимости. Дополнять работу мелкими деталями (пуговицы – глаза, клюв – семечка. Развивать мелкую моторику рук.

Картон, ватные диски, клей, ножницы, семена подсолнечника, пуговицы. Иллюстративный материал с изображением совы.

4

Пчёлки на лугу

Учить использовать в работе различный материал: пластилин, пластиковые заготовки крыльев, салфетки цветные. Развивать мелкую моторику рук.  Развивать творчество и фантазию.

Картон зелёного цвета, пластилин, заготовки для крыльев, вырезанные из пластиковой бутылки, салфетки разноцветные, клей.

Иллюстративный материал с изображением пчёл, ос, шмелей.

Тематическое планирование (дети 5 - 7 лет)

Месяц

п/п

Название занятия

Задачи

Материалы, оборудование

октябрь

1

Листопад

Познакомить детей с техникой рисования- отпечаток растения. Учить смешивать краски на листе клена, набирая краски осенних тонов.

Бумага А3, гуашь, засушенные листья клена, берёзы, дуба и др., кисти, салфетка, бумага для печатания. Иллюстративный материал с изображением красивых осенних листьев.

2

Веточка березки

Упражнять в технике печатания. Учить составлять композицию из березовых веточек. Учить покрывать листок дерева красками осенних цветов, затем прикладывать окрашенной стороной для получения отпечатка.

Бумага А4, гуашь, засушеные листья берёзы, кисти, салфетка, бумага для печатания. Иллюстративный материал с изображением берёзы, веток с листьями.

3

Осенний букет в вазе

Учить составлять красивую композицию. Закреплять знания жанров живописи(натюрморт). Упражнять в технике печатания засушенными листьями. Учить подбирать цвета осенних красок. Развивать цветоведение. Совершенствовать умения вырезания из бумаги, сложенной вдвое.

Бумага А3, гуашь, засушенные листья разных деревьев, кисти, салфетка, бумага для печатания, бумага для вазы, ножницы, клей.

Иллюстративный материал с изображением осенних букетов.

4

Ветка рябины

Упражнять в технике печатания. Учить составлять композицию из листьев рябины. Учить покрывать листок дерева красками осенних цветов, затем прикладывать окрашенной стороной для получения отпечатка. Совершенствовать умение дорисовывать композицию пальцами (ягоды). Развивать творчество и фантазию.

Бумага А3, гуашь, кисти, засушенные листья рябины,   салфетка, бумага черновая, салфетки влажные. Иллюстративный материал с изображением рябины.

ноябрь

1

Виноградная лоза

Учить составлять красивую композицию с виноградной лозой. Упражнять в рисовании листьев засушенными растениями. Дополнять изображение ягодами (рисование пальчиками). Развивать творчество и фантазию.

Бумага А3, гуашь, кисти, засушенные листья винограда, салфетка, бумага черновая, салфетки влажные. Иллюстративный материал с изображением винограда.

2

Бабочка, которую я видел летом.

Учить оставлять образ бабочки отпечатками засушенных листьев.

Упражнять в технике печатания  листьев. Учить дополнять изображение деталями. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Бумага А4 тонированная на занятии №2, засушенные листья, кисти, гуашь разная, бумага для печатания.

Иллюстративный материал с изображением бабочек.

3

Осенний ветер

Учить составлять композицию, используя различный материал для творчества: акварель для фона, восковые мелки для дерева, засушенные листья для листопада. Учить рисовать ветреную погоду. Учить подбирать цвета осенних красок. Развивать цветоведение.

Бумага А4, акварель, восковые мелки, вода, кисть, салфетки, клей, засушенные листья.

Иллюстративный материал с изображением ветреной погоды.

4

Осенние пейзажи

Учить составлять осенний пейзаж, используя отпечатки листьев (деревья), дорисовывать кистью детали (стволы, ветки и др.). Учить подбирать цвета осенних красок. Развивать цветоведение. Развивать творчество и фантазию.

Бумага А4, гуашь, кисть, вода, листья различных деревьев, черновая бумага.

Иллюстративный материал с изображением осенних пейзажей.

декабрь

1

Букет цветов

Учить выполнять образ цветов, используя пластилин (для серединки) и семян ясеня (липестки), дополнять работу рисованием стебелька восковыми мелками. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Картон А4, семена ясеня – крылатки, пластилин, восковые мелки.

Иллюстративный материал с изображением цветов.

2

Ёжик

Учить составлять образ ёжика, используя различные материалы: для туловища – пластилин, для иголок – семена ясеня – крылатки. Воспитывать аккуратность. Совершенствовать умения ровно размазывать пластилин.

Картон А4, пластилин, карандаш, семена ясеня.

Иллюстративный материал с изображением ёжика.

3

Птицы на ветках

Учить детей рисовать по карандашному контуру клеем ПВА, засыпать манкой, прижимать изображение бумагой, ссыпать лишнее на газету.

Бумага тонированная, карандаш простой, клей ПВА, манка, черновая бумага. Иллюстративный материал с изображением  снегирей, синиц.

4

Птицы на ветках

Учить заканчивать гуашью рисунок, сделанный манкой на прошлом занятии. Учить набирать на кисть больше воды и цвета, разукрашивать птиц - синичек, снегирей. Воспитывать аккуратность. Развивать композицию. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Бумага с рисунком манкой от прошлого занятия, краски гуашь, кисти, салфетки. Иллюстративный материал с изображением птиц.

январь

1

Белая берёза под моим окном.

Продолжать учить рисовать манкой (ствол и ветки берёзы), дополняя изображение аппликацией (обрывание бумаги – крона). Учить передавать зимние впечатления, изображая берёзку в снегу. Воспитывать аккуратность, любовь к родной природе.

Картон синего цвета А4, манка, бумага белая, клей, черновая бумага.

Иллюстративный материал с изображением берёзы зимой.

2

Дуб – дубок.

Продолжать учить рисовать сыпучим материалом – сухой чайной заваркой  (ствол и ветки дуба), дополняя изображение салфетками (снежная крона). Учить передавать зимние впечатления, изображая дерево в снегу. Воспитывать аккуратность, любовь к родной природе.  Развивать творчество и фантазию.

Картон голубого цвета А4, сухая чайная заварка, салфетка белая, клей, черновая бумага. Иллюстративный материал с изображением дуба.

3

Рыбки в аквариуме

Продолжать учить детей рисовать по карандашному контуру клеем ПВА, засыпать манкой, прижимать изображение бумагой, ссыпать лишнее на газету. Воспитывать аккуратность. Учить создавать композицию, располагая рыбок по всему листу, дополняя работу аппликацией  из бумаги (водоросли, камни).

Бумага тонированная, карандаш простой, клей ПВА, манка, черновая бумага, ножницы, бумага цветная.

Иллюстративный материал с изображением рыб, аквариума.

4

Рыбки в аквариуме

Учить заканчивать гуашью рисунок, сделанный манкой на прошлом занятии. Учить набирать на кисть больше воды и цвета, разукрашивать рыбок. Воспитывать аккуратность. Развивать композицию. Развивать творчество и фантазию.

Бумага с рисунком манкой от прошлого занятия, краски гуашь, кисти, салфетки. Иллюстративный материал с изображением рыб, аквариума.

февраль

1

Напишу своё имя

 Учить детей с помощью пластилина и крупы писать своё имя. Развивать усидчивость, мелкую моторику рук. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Картон, пластилин, крупа манная, черновая бумага. Иллюстративный материал с изображением букв.

2

Ёлочка

Знакомить с новой техникой изображения – торцеванием. Развивать усидчивость, мелкую моторику рук. Учить создавать образ колючей ёлки. Воспитывать аккуратность, любовь к родной природе.

Картон, карандаш простой, бумага зелёного цвета двухсторонняя, клей.

Иллюстративный материал с изображением ёлки.

3

Парашютист

Знакомить с новой техникой рисования – набрызг зубной щёткой. Совершенствовать умение вырезать ножницами из бумаги, сложенной вдвое, плавно срезать углы у квадрата, прямоугольника.

Бумага А4, зубная щётка, бумага для вырезания парашютиста, облаков, ножницы, акварель, вода, салфетки влажные. Иллюстративный материал с изображением парашютиста.

4

Морозные узоры на окне.

Совершенствовать умение создавать композицию отпечатками засушенных растений. Учить выбирать самостоятельно растения для своей работы. Показать эффективность белого цвета на темном фоне. Развивать творчество и фантазию. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Бумага черного, фиолетового, синего цвета, засушенные растения, белая гуашь, кисть, вода, салфетка, бумага черновая. Иллюстративный материал с изображением морозных узоров на окнах.

март

1

Цветок – маме.

Упражнять в технике изображения скатанными комочками из цветной бумаги или салфеток. Воспитывать желание сделать приятное близкому человеку. Упражнять в составлении композиции. Учить вырезать и объемно наклеивать листья к цветку. Учить рисовать рамку для картинки. Развивать творчество и фантазию.

Картон цветной А4, бумага цветная двусторонняя или цветные салфетки 2,5х2,5см, клей ПВА, простой карандаш, салфетка, клеенка.

Иллюстративный материал с изображением цветов.

2

Вот так тесто!

Познакомить детей с солёным тестом, научить замешивать в нужных пропорциях тесто для лепки. Рассказать возможности данного материала, заинтересовать новым материалом для творчества. Научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук;  развивать мелкую моторику рук.

Мука, соль мелкая, вода, ёмкость для замеса, салфетки влажные, образцы, вылепленные из солёного теста.

3

 Солнышко

Продолжать знакомить с солёным тестом, учить формообразующему движению – скатывание жгутика, развить мелкую моторику, мышление, воображение. Развивать творчество и фантазию.

Солёное тесто,   гуашь, мисочки с водой, кисточки.

4

Солнышко

Учить расписывать красками готовое изделие из солёного теста.

Готовое изделие, гуашь, кисти, вода, салфетки.

апрель

1

 Фрукты в тарелке.

Учить лепить широкую невысокую посуду в определенной последовательности (скатывать шар, расплющивать его в диск, загнуть края, учить скатывать шары одинакового размера. Показать детям, что тесто можно красить в сыром виде.

Цветное солёное тесто, мисочки с водой, кисточки.

2

Птичка в гнёздышке.

Лепка гнезда и яиц в нём

Знакомить детей с ленточным способом лепки; учить соединять лентообразную форму с диском (дном, вырабатывать навыки лепки деталей яйцевидной формы; использовать приемы скатывания, вытягивания, сплющивания при лепки птички; продолжать учить расписывать фигурки после просушки.

тесто, стеки, фломастеры, картон, гуашь, палитра, вода, кисти.

Иллюстративный материал с изображением птичьих гнёзд.

                

3

Птичка в гнёздышке.

Лепка птички.

4

Птичка в гнёздышке.

Раскрашивание изделия

май

1

Красивый коврик

Упражнять в технике изображения скатанными комочками из цветной бумаги или салфеток.   Упражнять в составлении композиции в круге.  Воспитывать аккуратность, развивать мелкую моторику рук. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Картон цветной А4, бумага цветная двусторонняя или цветные салфетки 2,5х2,5см, клей ПВА.

Иллюстративный материал с изображением ковров.

2

Красивый коврик

3

Букет ромашек

Совершенствовать умения и навыки в пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность,  любовь к природе. Учить дополнять работу дополнительными деталями (бабочки, божьи коровки, стрекозки и т.д.). Развивать творчество и фантазию.

Картон А4, пластилин, салфетки влажные. Иллюстративный материал с изображением ромашек.

4

Деревце летом.

Продолжать учить рисовать сыпучим материалом – сухой чайной заваркой  (ствол и ветки дуба), дополняя изображение салфетками (снежная крона). Учить передавать зимние впечатления, изображая дерево в снегу. Воспитывать аккуратность, любовь к родной природе.

Картон А4, сухая чайная заварка, салфетки зелёные, клей, черновая бумага. Иллюстративный материал с изображением деревьев летом.

        Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

  1. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2010.
  2. Новикова И. Аппликация из природных материалов.
  3. Туфкрео Р., Кудейко М. Коллекция идей

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей и взрослых по формированию ранней профориентации у детей дошкольного возраста "Мир профессий"

Цель программы: Создать систему действенной профориентации воспитанников, способствующей формированию у детей способности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями,...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Дополнительная общеразвивающая программа «Безопасность и дети» для детей с 4 до 5 лет.

Дополнительная общеразвивающая программа«Безопасность и дети» для детей с 4 до 5 лет....

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Инженерики» для детей 5-7 лет

Всероссийская общественная организация содействия развитию профессиональной сферы дошкольного образования «Воспитатели России».Игровые практики в реализации парциальной модульной обр...

Дополнительная общеразвивающая программа по подготовке детей к обучению в школе «Пишу красиво» для детей старшего дошкольного возраста

Дополнительная общеразвивающая программапо подготовке детей к обучению в школе«Пишу красиво» для детей старшего дошкольного возраста...