"Художественно-эстетическое развитие детей в НОД по лепке, рисованию, аппликации"
консультация по аппликации, лепке (младшая, средняя, старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Художественно-эстетическое развитие детей в НОД
по лепке, рисованию, аппликации.
Выполнила:
воспитатель I категории
Подрясская О.А.
Мурманск
В наше время проблема художественно - эстетического развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и дошкольным образованием в частности.
Педагогика определяет художественно - эстетическое развитие детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве.
Задачами образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» во ФГОС дошкольного образования являются:
· развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
· становление эстетического отношения к окружающему миру;
· формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
· стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
· реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Изобразительная деятельность– важнейшее средство художественно-эстетического развития, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки), у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить, одним словом реализовать себя как творческая личность.Занимаясь лепкой, рисованием, аппликацией дошкольники учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление детей достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудностей. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка, лепки, аппликации.
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) включаются в педагогический процесс дошкольного учреждения с первой младшей группы. Руководя ею, педагоги должны помнить об общих для всех возрастных группах условиях, необходимых для успешного овладения детьми изобразительной деятельностью и развития творчества.
Работа по художественно-эстетическому направлению предусматривает:
- развитие интереса к различным видам искусства (литература, изобразительное, декоративно-прикладное искусство, музыка, архитектура и др.);
- формирование художественно-образных представлений, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;
- развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации, художественно-речевой и музыкально-художественной деятельностях;
- обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков и умений;
- развитие сенсорных способностей: восприятия, чувства цвета, ритма, композиции, умения элементарно выражать объекты и явления действительности в художественных образах;
- приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.
«Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой» предусматривает непосредственно образовательную деятельность по трём направлениям работы с детьми дошкольного возраста: рисованию, лепке и аппликации с младшей группы до подготовительной группы.
Непосредственно образовательная деятельность – совместная, индивидуальная, подгрупповая или групповая форма организации детей, осуществляемая в таких видах деятельности, как лепка, рисование, аппликация, конструирование, изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр, экспериментирование, рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства, тематические досуги, творческие мастерские, виртуальные экскурсии.
Организуя работу с детьми, направленную на овладение ими изобразительной деятельностью, необходимо заниматься обогащением педагогического процесса эффективными методами и приёмами, избегая устаревших шаблонов и стереотипов.
При планировании НОД по рисованию, лепке, аппликации необходимо учитывать всю воспитательно-образовательную работу, проводимую по ознакомлению с окружающим, развитию речи, чтению художественной литературы, а также музыкальные занятия. Такой подход способствует отбору интересных, знакомых детям явлений, произведений искусства. Наблюдения природы, общественных событий формируют идейно-нравственную направленность изобразительной деятельности. Следует помнить, что все ее виды объединяет образное отражение окружающей действительности: рисование, аппликация позволяют отразить предметы и явления на плоскости, в цвете, в пространстве; лепка дает объемное изображение предмета, иногда допускается роспись готовой формы (например, декоративная лепка по мотивам народных игрушек).Каждому виду соответствует своя техника и свой способ создания изображения: рисованию присущ линейно-графический и живописный; лепке присущ пластический; аппликации – декоративно- силуэтный способ (вырезывание силуэта из листа бумаги, составление изображения из отдельных частей). Педагог намечает как более конкретные задачи обучению лепке, рисованию, аппликации, так и общие, которые решаются во всех видах деятельности. Например, в аппликации и рисовании дети учатся различать, подбирать цвет и с его помощью передавать свое отношение к предмету, персонажу. В процессе рисования они могут самостоятельно составить цвет из 2—3 красок, в аппликации им приходится пользоваться цветной бумагой, подбирая ее по фактуре, сочетанию оттенков. Работа с разными материалами расширяет представления детей о художественных возможностях этих материалов. Благодаря взаимосвязи видов изодеятельности можно установить последовательность заданий по лепке, рисованию, аппликации. Например, освоение круглых форм целесообразно предлагать детям сначала в лепке, аппликации (особенно в младшем дошкольном возрасте). Ребенок воспринимает готовую круглую форму (шарик, мяч), рукой обводит ее по контуру, наклеивает и видит четкие очертания. Процесс рисования этой формы для ребенка более сложен, так как требует координации движений, умения проводить замкнутую линию на листе бумаги. Линии получаются слабыми по силе нажима и не создают такого яркого цветового пятна, которое получается в аппликации.
Наблюдения, впечатления окружающей действительности, образы сказок служат содержанием детских работ. В рисовании сюжет раскрывается в определенной композиции на плоскости листа в двухмерном измерении (дошкольник не может передать глубины пространства). В лепке дети изображают сюжет, объединяя фигурки общим содержанием. В аппликации они вырезывают из листа силуэты и располагают их на плоскости. Например, русская народная сказка «Колобок» предлагается детям для лепки ирисования. Повторность одной темы не снижает у ребят интереса к ней, так как в каждом виде деятельности выявляются новые способы изображения сказочных персонажей. Связь видов деятельности прослеживается не только при повторе одной и той же темы. В рисовании, например, дети учатся изображать элементы декоративного узора, а в лепке расписывают вылепленную форму, подбирая цвета красок, располагая фигурку на декоративном коврике. Или дети лепят фигурку девочки, а затем рисуют девочку, играющую с мячом. Внесение новых деталей, создание более полного изображения сюжета в одном из видов деятельности способствует развитию творчества у детей в другом виде деятельности. Ознакомление дошкольников с различными видами изобразительного искусства (живописью, графикой, скульптурой, мелкой пластикой, декоративно-прикладным искусством) оказывает влияние на изобразительную деятельность. Дети узнают жанры искусства, учатся видеть многообразие линий, форм, определяют цветовой колорит, композицию. У них проявляется интерес, предпочтение при выборе картины, иллюстрации, народной игрушки. Для формирования творчества в рисовании, лепке, аппликации большое значение имеет взаимодействие художественного слова, музыки, изобразительного искусства. Благодаря этому воспитатель создает у детей эмоциональный настрой, вызывает желание самостоятельно передать образ в своей работе. К концу пребывания в детском саду дети достигают определенного уровня художественного развития: эмоционально воспринимают содержание произведения, запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации, народные игрушки; замечают изобразительно-выразительные средства (ритм, цвет, форму, композицию и др.), с помощью этих средств создают образ в рисунке, лепке, аппликации; оценивают то, что получилось, отмечают выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания, симметричность декоративного узора, орнаментальной аппликации. У детей формируются творческие способности, необходимые им для последующего обучения изобразительному искусству в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое творчество» для детей средней группы по рисованию «Филимоновская игрушка – козлик»
Цель: осуществление преемственной работы с семьей в развитии интереса к художественному творчеству средствами рисования Задачи:1. Знакомить детей с народным промыслом – филимоновской игрушк...
Годовой план воспитательно – образовательной работы ГККП «Детского сада № 2 «Жулдыз» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей на 2014 - 2015 учебные годы
Задачи на 2014 -2015 учебный год:1. Укрепление здоровья детей и создание необходимых условий для их физического развития в соответствии с ГОСО РК. Формировать здоровый...
Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...
Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож
Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...
Авторская программа кружка по художественно-эстетическому направлению развития детей в разновозрастной группе «Волшебные сказки» на 2015-2016 уч.год МБДОУ «Детский сад с.Каменка» Красноармейского района Саратовской области В
I.Пояснительная запискаНаши дети с самого раннего детства сталкиваются с художественным словом. Мы часто используем в речи различные потешки, стихи, и часто читаем малышам детские книжки. Но чем старш...
Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования «Хвостик для петушка»
Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования Тема: «Хвостик для петушка», 2-ая млад...
Конспект НОД «Художественно-эстетическое направление» для детей средней группы Тема: обрывная аппликация «Сарафан для девочки и брюки для мальчика»
Программное содержание1. Закреплять представления детей о профессиях работников ателье, о свойствах и разнообразии тканей.2. Научить выполнять аппликаци...