Значение игры в системе обучения лепке детей среднего дошкольного возраста
статья по аппликации, лепке (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Статья на тему «Значение игры в системе обучения лепке детей среднего дошкольного возраста»
Автор – Миронова Зоя Ивановна, воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 16» г. Канаш Чувашской Республики
Изобразительная деятельность ребенка среднего дошкольного возраста дает ему возможность самостоятельно применять полученные знания на практике, активно упражняться в художественной деятельности, приобретать навыки индивидуальной и совместной работы, получать удовлетворение от ее результатов. Изобразительная деятельность ребенка среднего возраста все еще зачастую имеет игровой характер. Воспитатель должен учитывать данное обстоятельство при планировании занятий и включать в них игровые моменты и ситуации. Использование игровых приемов обучения, обыгрывание созданных образов вызывает яркий эмоциональный отклик у детей, способствует их эстетическому и нравственному воспитанию.
Изучив исследования психологов и педагогов, мы решили выявить, как игра способствует на занятиях лепкой в развитии детского творчества. База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16» г. Канаш Чувашской Республики. В эксперименте участвовали дети средней группы № 5. Количественный состав – 15 человек.
Работа проходила в 3 этапа:
1. Констатирующий эксперимент
2. Формирующий эксперимент;
З. Контрольный эксперимент.
3.1. Констатирующий эксперимент
Цель эксперимента: выявить развитие интереса к лепке, определить уровень сформированности технических навыков и умений, способность проявить творчество детей 4 - 5 лет.
На этапе констатирующего эксперимента были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать формирование творчества детей средней группы;
2.. проведение занятия по лепке в средней группе на тему «Игрушечный мишка» (лепка предметная приложение № 1) с целью выявления.
Программное содержание: учить детей лепить животное из трех частей, соблюдая пропорции между ними, закреплять знакомые приемы лепки, развивать самостоятельность, творческие способности, воспитывать интерес к лепке животных.
Критерии
В эксперименте применялась диагностика детского творчества, разработанная Тамарой Семеновной Комаровой.
Полный набор критериев и показателей можно использовать для более глубокой характеристики уровня овладения детьми изобразительной деятельностью; для более оперативного диагностирования был отобран ограниченный набор критериев и показателей.
Выделенные критерии объединили в две группы: первая применяется при анализе продуктов деятельности, вторая - при анализе процесса деятельности. Обе группы тесно между собой связаны и позволяют охарактеризовать деятельность и ее продукты.
Анализ продукта деятельности.
1. Содержание изображения (полнота изображения образа).
В этом критерии не выделяются показатели уровня. Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения. В последующих критериях выделяются показатели, позволяющие определить уровень овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям.
2. Передача формы:
• форма передана точно;
• есть незначительные искажения;
• искажения значительные, форма не удалась.
3. Строение предмета:
• части расположены верно;
• есть незначительные искажения;
• пропорции предмета переданы не верно.
4. Передача пропорций предмета в изделии:
• пропорции предмета соблюдаются;
• есть незначительные искажения;
• пропорции предмета переданы не верно.
5. Композиция.
В этом критерии более полная и точная характеристика овладения детьми композицией двух групп показателей: «а» и «б»:
а) расположение фигур:
• по всей доске;
• не продумана, носит случайный характер;
б) отношение по величине разных изделий составляющих сюжет:
• соблюдается пропорциональность в изделии разных предметов;
• есть незначительные искажения;
• пропорциональность разных предметов передана не верно.
6. Передача движения:
• движение передано достаточно четко;
• движение передано неопределенно, неумело;
• изображение статичное.
Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение выделялась на занятии или вытекает из темы занятия.
1. Характер лепки.
В соответствии с проведенным исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает четыре группы показателей:
а) характер лепки:
• по частям
• из целого куска
• комбинированным способам
б) технические приемы
2. Регуляция деятельности.
В этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности:
а) отношение к оценке взрослого:
• адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, не точности;
• эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале - радуется, темп работы увеличивается, при замечании сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);
• безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);
б) оценка ребенком, созданного им изображения:
• адекватна;
• неадекватна (завышенная, заниженная);
• отсутствует;
в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится:
• к предложенному заданию;
• к процессу деятельности;
• к продукту собственной деятельности.
3. Уровень самостоятельности:
• выполняет задания самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;
• требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослым обращается редко;
• необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослым не обращается.
4. Творчество:
• самостоятельность замысла;
• оригинальность изображения;
• стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нем показателям носит не количественный, а качественный характер и дается в описательной форме.
По всем другим критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, в каждом из которых по три показателя, оценка дастся по трехбалльной системе: первый (по месту за критерием) - 3 балла, второй - 2 балла, третий — 1 балл.
Например, критерий «передача формы»:
• форма передана точно - 3 балла;
• есть незначительные искажения - 2 балла;
• искажения значительные, форма не удалась - 1 балл.
Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить испытуемый – 18 баллов, низшее – 6 баллов, промежуточное число – 12 баллов. Исходя из этого была составлена характеристика сформированности технических навыков и умений в лепке.
Высокий уровень – 18 – 16 баллов
Средний уровень – 15 –12 баллов
Низкий уровень - 11 – 8 баллов
Кроме оценки уровня сформированности технических навыков и умений у детей на занятиях лепкой, мы поставили перед собой задачу определить какой из критериев данного задания для детей представляет особые затруднения. Для этого нами были определены уровни сформированности группой каждого критерия по отдельности. Наибольшее количество которое могла набрать группа по каждому критерию – 45 баллов, наименьшее – 15 баллов, средний показатель – 22 балла. Мы определили, что высокий уровень сформированности каждого критерия будет составлять 45 –34балла, средний – 33 – 22 балла, низкий – 21 – 15 баллов.
Таблица 1. Результаты выполнения задания констатирующего эксперимента
№ п/п | Имя ребенка | Форма | Строение предмета пропорции | Реальные способы лепки | Композиции | Передача движения Выразительность | Самостоятельность замысла Оригинальность изображения | Общее |
1 11 | Дима В. | 2 | 3 | 2 | 2 3 | 3 | 2 | 14 |
2 | Лаврик В. | 2 | 3 | 2 | 2 2 | 2 | 2 | 13 |
3 | Аня В. | 2 | 3 | 2 | 2 2 | 2 | 1 | 12 |
4 | Кирилл Г. | 2 | 2 | 2 | 2 2 | 2 | 2 | 12 |
5 | Даша Е. | 2 | 3 | 2 | 2 2 | 2 | 1 | 13 |
6 6 | Настя З. | 2 | 2 | 2 | 1 2 | 2 | 2 | 11 |
7 7 | Миша З. | 2 | 3 | 3 | 2 23 | 3 | 2 | 15 |
8 88 | Арсений М. | 2 | 2 | 3 | 2 1 | 2 | 2 | 13 |
9 9 | Юля Н. | 2 | 2 | 2 | 2 2 | 2 | 3 | 13 |
10 10 | Ульяна П. | 3 | 2 | 3 | 2 3 | 3 | 2 | 15 15 |
11 11 | Дима П. | 2 | 3 | 2 | 2 1 | 1 | 1 | 11 |
12 12 | Софья С. | 2 | 3 | 2 | 2 3 | 1 | 2 | 12 |
13 13 | Павлик С. | 2 | 2 | 3 | 2 3 | 3 | 3 | 15 |
14 14 | Наташа Т. | 2 | 3 | 2 | 2 3 | 2 | 3 | 14 |
15 15 | Рифат Х. | 2 | 2 | 1 | 2 2 | 2 | 1 | 10 |
Общее количество баллов по критериям | 31 | 38 | 33 | 29 34 | 32 | 29 |
Как видно из таблицы 1 детей с высоким уровнем сформированности технических навыков и умений нет.
Уровни | % |
Высокий уровень | 0 |
Средний уровень | 80 |
Низкий уровень | 20 |
Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей средней группы не достаточно сформированы умения наблюдать, использовать разные способы лепки, проявлять фантазию, творческую активность.
3.2. Формирующий эксперимент
Исходя из констатирующего эксперимента, мы поставили задачу провести формирующий эксперимент, который включает в себя цикл занятий по лепке с игровыми моментами, предусматривающий формирование у детей творчества.
На занятиях по лепке создавались условия для формирования творчества:
• создание необычной, новой обстановки;
• создание благоприятной атмосферы (игровые моменты, дидактические игры, слушание музыки, стихи, беседы);
• новые проблемные ситуации;
• неповторяющиеся задания;
• учет возможностей и интересов каждого ребенка;
Цель: создать условия на занятиях по лепке для формирования у детей творчества.
Задачи:
- предложить материал к занятиям по лепке для формирования творчества;
- составить и провести цикл занятий по лепке с игровыми моментами;
- включить в занятия условия, методы и приемы, способствующие формированию творчества.
Формирующий эксперимент проходил в четыре этапа
Этап № 1 «Угостим птичек» (приложение № 1)
Программное содержание: Учить передавать в лепке характерные признаки птицы, соотношение частей по величине, форме, закреплять знакомые приемы лепки: раскатывание прямыми движениями круг, овал(туловище, голова), оттягивание (шея, хвост); обозначать стекой крылья,
глаза. Развивать творческие способности детей.
Методы и приемы проведения: Художественное слово, сообщение детям занятия, игровой прием, мотивация детей к самостоятельной работе, показ приема лепки, совместный анализ и просмотр детских изделий.
Этап №2 «Уточка» (приложение № 2)
содержание: Учить передавать в лепке характерные признаки птицы, соотношение частей по величине, форме, закреплять знакомые приемы лепки: раскатывание прямыми движениями круг, овал (туловище, голова), оттягивание (шея, хвост); обозначать стекой крылья, глаза. Развивать творческие способности детей.
Методы и приемы проведения: Художественное слово, наглядность, объяснение, сообщение детям занятия, игровой прием, мотивация детей к самостоятельной работе, показ приема лепки, дидактические игры, сюрпризный момент, совместный анализ и просмотр, детских изделий
Этап № 3 «Ежик» (приложение № 3)
Программное содержание: Совершенствовать умение скатывать комок пластилина круговыми движениями, получая предмет круглой формы; учить способу лепки из целого куска, используя прием вытягивания и сплющивания. Развивать глазомер, воображение, уверенность в себе. В процессе оказания помощи персонажу развивать сочувствие, сопереживание.
Методы и приемы проведения: Художественное слово, беседа, видеопросмотр, игровой прием, мотивация детей к самостоятельной работе, показ приема лепки, сюрпризный момент, проблемная ситуация, совместный анализ и просмотр детских изделий.
Этап № 4 «Грибная поляна» (приложение № 4)
Программное содержание: Познакомить детей с выполнением аппликации способом насыпания и приклеивания пшена. Закреплять технические навыки и приемы лепки из теста. Учить лепить из частей, делить куски на части. Развивать творческие способности, мелкую моторику рук. Воспитывать желание трудиться, усидчивость. Воспитывать умение согласовывать свои действия с работой коллектива.
Методы и приемы проведения: Художественное слово, игровой момент, создание атмосферы творчества, объяснение и показ лепки, сюрпризный момент, анализ детских работ.
Данный эксперимент показал, что под влиянием различных игр, наблюдений, рассматривания игрушек, иллюстраций, а также наглядных методов, дети лепили предметы своих замыслов; использовали различные способы лепки. Не забывали мы знакомить родителей с нашими успехами. Устраивали выставки детских работ в приемной комнате, где родители могли оценить творческие способности детей.
3.3. Контрольный эксперимент.
Цель контрольного эксперимента: выяснить, как повлиял формирующий эксперимент на творчество.
Тема занятия: «В гостях у Петрушки» (приложение № 5)
Программное содержание:
• Закреплять умение лепить животных, зверей, игрушки; учить детей создавать выразительные лепные образы, сочетая разные способы и приемы лепки;
•Развивать фантазию, творческую инициативу.
•Воспитывать интерес к лепке.
Таблица 2. Результаты выполнения задания контрольного эксперимента
№ п/п | Имя ребенка | Форма | Строение предмета пропорции | Реальные способы лепки | Композиции | Передача движения выразительность | Самостоятельность замысла Оригинальность изображения | Общее число баллов |
1 | Дима В. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 18 |
2 | Лаврик В. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 18 |
3 | Аня В. | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 16 |
4 | Кирилл Г. | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 17 |
5 | Даша Е. | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 15 |
6 | Настя З. | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 15 |
7 | Миша З. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 18 |
8 | Арсений М. | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 14 |
9 | Юля Н. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 18 |
10 | Ульяна П. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 18 |
11 | Дима П. | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 13 |
12 | Софья С. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 17 |
13 | Павлик С. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 18 |
14 | Наташа Т. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 18 |
15 | Рифат Х. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 11 |
Общее количество баллов по критериям | 43 | 41 | 40 | 39 | 41 | 40 |
Критерии оценивания детских работ по лепке:
• 3 балла — предмет наделен оригинальным образным содержанием, форма передана точно, части расположены точно, композиция продумана, достаточно четко передано движение.
• 2 балла — есть незначительные искажения в строении предмета, передачи формы, пропорциях предмета, композиции, движение передано неопределенно.
• 1 балл — предметы не наделены образным решением, неверно передана форма, пропорции, композиция не продумана, носит случайный характер, безразличие к материалу.
В следующей таблице показано процентное соотношение детей к каждому уровню развития творческих способностей (приложение № 7).
Уровни | % |
Высокий уровень | 66 |
Средний уровень | 27 |
Низкий уровень | 7 |
Сравнивая показатели результатов исследования, мы видим, что за время проведения эксперимента показатель среднего уровня развития творческих способностей сократился с 80 % до 27% и повысился показатель высокого уровня до 66 %, низкий уровень развития сократился с 20% до 7%. С целью определения динамики изменений уровня развития художественного, на этапах констатирующего и контрольного экспериментов, построена диаграмма (приложение № 6).
Сравнительный анализ оценок выполнения заданий на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показал тенденцию к снижению средних, низких оценок и увеличению высоких. Дети, показавшие в констатирующем эксперименте низкий уровень развития творческих способностей на данном этапе исследования (контрольного эксперимента) повысили показатели уровня развития художественного творчества до среднего, увеличились показатели детей с высоким уровнем развития. Можно отметить повышение у детей активности, стремление при выполнении задания действовать самостоятельно.
На основе полученных оценок выполнения контрольных заданий детьми группы были определены уровни развития творчества у детей среднего дошкольного возраста.
Таким образом, анализ контрольного эксперимента продемонстрировал эффективность использования игр и игровых моментов на занятиях по лепке у детей среднего дошкольного возраста. Данные исследования свидетельствуют о том, что использование разных видов игр, способствует развитию активности, инициативности, творчества. Играя на занятиях по лепке, дети получают удовольствие, у них развивается фантазия, творческая инициатива.
.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Конспект занятия по лепке в средней группе «Угостим птичек зернышками»
Интеграция областей «Художественное творчество», «Познание», «Труд», «Социализация»
Образовательные задачи: учить передавать в лепке характерные признаки птицы, соотношение частей по величине, форме; закреплять знакомые приемы лепки: раскатывание прямыми движениями круг, овал (туловище, голова); оттягивание (шея, хвост); обозначать стекой крылья, глаза.
Развивающие задачи: развивать творческие способности детей.
Воспитательные задачи: Вызывать у детей сочувствие к зимующим птицам и желание угостить их.
Материалы: пластилин, клеенка, доска, баночка с водой, стеки (на каждого ребенка); кормушка, модели птиц, иллюстрация с изображением птицы.
Словарная работа: разноцветные птицы, туловище, крылья, клюв.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, а у меня для вас есть очень интересные загадки. Посмотрите внимательно сюда, что это? (модель птички).
Правильно, модель птички. А как вы догадались? (есть крылья, есть клюв, есть перышки).
Эту загадку вы отгадали. А, у меня есть еще одна загадка для вас. Смотрите, а это, что? (модель птички).
Правильно, тоже модель птички. А, сейчас как вы догадались?
Значит у птиц есть: туловище, шея, голова, на голове клюв, хвостик, крылья, лапки.
Значит это у нас модели птичек. Смотрите, а вот и сама птичка. Какая она? (птичка красивая).
А, какого цвета у этой птички крылышки? (Желтые).
А, какого цвета крылышки у воробушка? (Коричневые).
А, у снегиря? (красные и черные).
Значит, птички могут быть какими?
Дети: Разноцветными.
Воспитатель: А, давайте представим, что мы птички. Что птички делают? Они летают. А давайте полетаем как птички. А, еще что птички делают? Зернышки клюют. Давайте поклюем как птички. А, где птички купаются? В луже. А, давайте почистим перышки как птички. Все, а теперь из птичек, превращаемся в деток.
Воспитатель: Давайте теперь сядем за столы. Садитесь удобно, красиво. И смотрите внимательно, я вам покажу как нужно правильно лепить птичек. Сначала смачиваем руки в воде чтобы пластилин не прилип к рукам. Потом берем кусок пластилина, делим его на две части. Разделили, кладем один кусок на клеенку, это будет туловище. А второй делим еще на две одинаковые половинки, из одной половинки сделаем голову, а из второй как будто ножки. Кладем эти два кусочка пластилина тоже на клеенку. Берем большой кусок пластилина и начинаем делать туловище, раскатываем его в толстую колбаску. Раскатали, теперь вытягиваем из туловища шею с одной стороны, а с другой стороны хвост. Теперь берем маленький кусочек пластилина и раскатываем голову. А, из головы мы вытягиваем клюв. Сделали. Теперь голову прикрепляем к шее способом примазывания. А, теперь берем последний кусочек пластилина и делаем как будто ножки, тоже раскатываем его, круговыми движениями. Раскатали, у нас получился маленький овал, и ставим на него нашу птичку, это у нас как будто ноги. Вот мы и слепили птичку, но чего же не хватает у нашей птички? Давайте ей нарисуем стекой крылышки и глазки. Вот и моя птичка готова. Но она же одна ей скучно, а давайте ей слепим много подружек. Берите себе пластилин и начинайте лепить, во время лепки обращайте внимание на модель.
В ходе работы наблюдать за детьми, подходить к каждому ребенку индивидуально и оказывать помощь.
Ой, смотрите у меня еще и кормушка есть. Ставьте на нее своих птичек. Смотрите, как много птичек у нас получилось. Вот только птичкам холодно и голодно. Давайте сделаем нашим птичкам зернышки, маленькие как пшено.
Рефлексия.
Воспитатель: Вот какие красивые птички у нас получились и они даже клюют зернышки.
Спросить у каждого ребенка какого цвета его птичка. Спросить у детей кому чья птичка понравилась больше всего и почему.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Конспект занятия по лепке в средней группе «Уточка»
Интеграция областей «Художественное творчество», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Физическая культура», Труд»
Образовательные задачи: Учить рассматривать игрушку, выделять основные части, их форму, строение; лепить уточку по частям, передавать их форму (шар, овал – овоид ), плотно соединять части, примазывая их пальцем, оттягивать детали (клюв, хвост), закреплять приемы лепки: скатывание теста между ладонями.
Воспитательные задачи: Воспитывать самостоятельность, активность. Вызвать положительный эмоциональный отклик на общий результат.
Развивающие задачи: Развивать воображение, творческие способности детей.
Словарная работа: клюв, хвостик.
Методические приемы: словесное (отгадывание загадок об уточке), наглядность (рассматривание с детьми игрушечной уточки), объяснение (какой формы тело, какой голова, клюв, хвостик), самостоятельность (работы детей), момент (оказание индивидуальной помощи воспитателем), сюрпризный (танец вокруг озера в шапочках масках).
Материалы и оборудование: соленое цветное тесто, доски, салфетки, игрушки-уточки (на каждого ребенка ); озеро – зеркало; шапочки-маски уточек на каждого ребенка; макет домика; плетень; игрушки – домашние животные птицы; костюм хозяйки для воспитателя; музыкальное сопровождение; огромное яйцо-игрушка для поощрения детей и мармелад «Червячки».
Организация детей на занятии по подгруппам.
Предварительная работа. Беседа с детьми о домашних птицах (гуси, утки, куры); рассматривание иллюстраций уток-утят, кур-цыплят, гусей-гусят;
игра «Чем похожи? Чем отличаются?» (сравнение цыплят и утят); отгадывание загадок о птицах.
Ход непосредственно – образовательной деятельности:
(Дети заходят в группу, их встречает воспитатель в чувашском национальном костюме).
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
(Звучит музыка голоса домашних птиц и животных).
Воспитатель: Ой, какие у меня гости! Как я вам рада! Проходите, гости дорогие! А я как раз собралась покормить своих домашних птиц. А каких птиц, вы сейчас угадаете.
Под дождем она гуляет,
Щипать травку обожает!
«Кря!» кричит,
Все это шутка,
Ну, конечно, это…
Дети: Утка!
Воспитатель: Молодцы, ребята, а вот еще одна загадка.
Удивительный ребенок!
Только вышел из пеленок
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
Дети: Утенок!
Воспитатель: Молодцы! Вот и угадали. Это утка и утята. Их во дворе нет, наверное, они ушли на озеро. Пойдемте, их поищем.
(Дети проходят полосу с физкультурным оборудованием: мостик; кочки. Воспитатель с детьми подходят к столику, на котором оформлено озеро. Обступают его со всех сторон. На озере плавает одна уточка).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, уточка плавает одна, видно, детки спрятались в травке. Маме уточке стало одиноко, стала она их звать.
«Кря-кря-кря!», а утята не отзываются. Мама уточка просит вас помочь найти утят. Давайте ей поможем! А как мы ей можем помочь, ребята?
Дети (варианты ответов): … слепить можно…
Воспитатель: конечно, можно слепить утят! Но прежде давайте с вами немножко поиграем.
Вышли уточки на луг, (шагаем как утята) –
Кря-Кря-Кря!
Пролетел веселый жук -
Жжжжжжж! (машем руками – крыльями).
Гуси шеи выгибают –
Га-Га-Га (круговые вращение шеей).
Клювом перья расправляют (повороты туловища вправо-влево).
Ветер ветки раскачал (качаем поднятыми вверх руками),
Шарик тоже зарычал –
Ррррр…(руки на поясе, наклоны вперед, смотрим перед собой).
Зашептал в воде камыш –
Шшшшшшшш…(поднять руки вверх и потянуться),
И опять настала тишь –
Шшшшшшш… (присели).
Воспитатель: Молодцы! А теперь садитесь за столы, мы должны помочь маме - уточке. Посмотрите, ребята, какое замечательное цветное тесто лежит у нас на тарелочках. Потрогайте, какое оно?..
Дети: Мягкое, желтое..
Воспитатель: Посмотрите, дети, из каких частей состоит уточка?
Дети: Голова, туловище. Голова меньше, туловище больше.
Воспитатель: Как вы думаете, а что это?
Дети: Клюв, хвостик.
Воспитатель: Молодцы! Сначала нужно разделить тесто на две части. Один кусочек теста, который побольше, будет туловищем; кусочек поменьше – головка. Чтобы нам вылепить туловище уточки, надо взять кусочек теста, который побольше, и скатать его в ладошках в овал. Затем также мы лепим головку, только шариком. Далее мы соединяем эти две части, плотно прижимая их друг к другу. Но очень аккуратно, чтобы не сломалась форма. Затем мы, ребята, прищипыванием делаем на головке утенка клювик и немножко его оттягиваем, а на туловище, где должен находиться хвостик, мы его вытянем. Посмотрите, как у меня это получается.
Наш утенок почти готов. Ему не хватает глазок и еще чего?
Дети: Крылышек!..
Воспитатель: посмотрите, у вас в тарелке есть крупа – гречка, сделайте из нее глазки утенку. Аккуратно! Где должны быть глазки, вдавите крупу. Если все понятно, приступайте к занятию.
(Звучит чувашская народная музыка, дети приступают к занятию).
Воспитатель: Наша уточка в пруду очень ждет своих утят!
(Дети закончили работу).
Воспитатель: А сейчас, ребята, пойдемте, посадим всех утят на озеро.
В водоеме рыбка есть,
А утята любят есть
Эту рыбку по утрам,
По утрам и вечерам.
И в обед конечно тоже!
Рыбка им расти поможет!
Наша уточка одна, а утят много! Давайте, ребята, их посчитаем! Вот, какие молодцы, вы сегодня отлично поработали! Посмотрите, как обрадовалась мама-уточка! И утята тоже рады, они к маме вернулись! Всем весело, и нам тоже! Ведь мы сделали доброе дело. Правда?
Дети: Да!!
Воспитатель: Чтобы у наших гостей тоже было хорошее настроение, давайте станцуем для них вместе с нашей уточкой и утятами танец. Встаньте все, пожалуйста, в круг вокруг озера, а я надену вам шапочки-маски утят. Теперь слушайте музыку и повторяйте все движения за мной.
(Звучит музыка. Дети танцуют танец маленьких утят).
Воспитатель: Какие вы молодцы! Я и уточка благодарим вас за прекрасный танец. А уточка еще и за то, что вы вернули ей деток, хочет отблагодарить вас! Она передавала угощения. А теперь не будем беспокоить нашу уточку с утятами, пойдемте к себе в группу. (Дети уходят).
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Конспект занятия по лепке в средней группе «Ёжик»
Интеграция областей «Художественное творчество», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Физическая культура», Труд»
Образовательные задачи: совершенствовать умение скатывать комок пластилина круговыми движениями, получая предмет круглой формы;
учить способу лепки из целого куска, используя прием вытягивания и сплющивания.
Развивающие задачи: развивать глазомер, воображение, уверенность в себе.
Воспитательные задачи: В процессе оказания помощи персонажу развивать сочувствие, сопереживание.
Предварительная работа: рассматривание ежика.
Методические приемы: объяснение, беседа, видеопросмотр, вопросы, художественное слово, игровые моменты, сюрпризность. Проблемная ситуация.
.Материалы и оборудование: Пластилин, доски для лепки, стеки, фартучки для лепки, игрушка ежихи – мамы и ежика, аудиопрослушивание песенки про ежика.
Природный и бросовый материал: сосновые и еловые шишки, семена, зубочистки, спички, гвоздика, черный перец, скорлупки от фисташек;
Предварительно слепленные детьми яблочки и грибочки;
Яблоки для угощения детей.
Ход занятия:
Воспитатель загадывает загадки:
Вот иголки и булавки
Выползают из под лавки,
На меня они глядят,
Молока они хотят.
Словно елка, весь в иголках.
Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками.
Дети: Это ежик!
Воспитатель: А вот и отгадка в нашем телевизоре.
(Короткий просмотр отрывка из мультфильма о ежике).
Игровая мотивация.
Воспитатель: Сегодня в гостях у нас Ежиха – мама. А ее дети ежики разбежались в ближайшем лесу, чтобы сделать запасы на зиму и найти для себя удобные норки, где они будут спать всю зиму. Ежиха - мама приготовила вкусный обед и ждет, когда вернуться маленькие ежата. А они заигрались на лесной поляне и забыли про обед. Ежиха – мама уже начала волноваться о том, где же ее малыши?
А как же мы можем помочь ежихе?
Дети: Покричать ежат, позвать их, слепить ежиков…
Воспитатель: Я соглашусь с вами и слепим ее маленьких ежиков.
Постановка учебной задачи.
Физкультминутка
Воспитатель: Сегодня мы научимся лепить ежика из шарообразной формы пластилина. Вспомните, пожалуйста, как можно получить шарообразную форму?
(ответы детей).
Воспитатель обобщает: Нужно положить комочек пластилина на одну ладошку и круговыми движениями другой ладони скатать шарообразную форму.
Сейчас я вам покажу, как пальчиками оттянуть носик. Вот так сделаю ему мордочку (частичный показ).
Пальчиковая гимнастика.
Работа детей.
Воспитатель: У вас на столе лежит разный материал для выполнения иголок, глаз, носика: спички, зубочистки, сосновые и еловые иголки, мелкая мозаика, перчинки, гвоздичка. Предлагаю выбрать нужный материал, чтобы у вас получились красивые и выразительные ежики. Использовать можно яблочки и грибочки, которые вы лепили раньше.
Анализ работы.
Воспитатель: Ежиха – мама вновь рада встрече с ежатами, ей очень нравятся эти веселые зверьки, которых вы постарались и слепили (отмечает выразительность работ).
- Какие красивые глазки!
- Очень интересные густые иголки!
- Выразительный носик!
- Ровный гладкий шарик!
Благодарит детей, угощает яблоками.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Конспект интегрированного занятия по аппликации и лепке в средней группе "Грибная поляна"
Интеграция областей «Художественное творчество», «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Физическая культура», Труд»
Образовательные задачи: Познакомить детей с выполнением аппликации способом насыпания и приклеивания пшена. Закреплять технические навыки и приемы лепки из теста. Учить лепить из частей, делить куски на части.
Развивающие задачи: Развивать творческие способности, мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи: Воспитывать желание трудиться, усидчивость. Воспитывать умение согласовывать свои действия с работой коллектива.
Материалы:
Соленое тесто двух цветов (желтого и коричневого, доска для лепки, клей, кисточки для клея, заготовка для полянки в виде круга, пшено, влажные салфетки, запись звуков природы, запись песни «Про ежика», фигура ежика, иллюстрации с изображением грибов.
Ход занятия.
Организационный момент.
Звучит музыка. Дети входят, встают возле декораций деревьев.
1 часть
Воспитатель:
Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи: ты же видишь – мы свои.
Ребята, мы попали с вами в сказочный осенний лес. А какие признаки осени вы знаете?
Ответы детей. (Листопад, ветры, дожди, дни короче, на улице
становится холодно.)
Воспитатель: Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы полетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время осенью зовется.
Ребята, возьмите листочки и покажите, как ветер
дует листья.
Листопад, листопад.
Листья желтые летят
Листья желтые летят
И кружат, кружат, кружат.
Молодцы, все знаете, а теперь угадайте загадку:
На спинке иголки
Длинные и колкие,
А свернется он в клубок –
Нет ни головы, ни ног.
(Еж)
Дети: Еж.
2 Часть.
Воспитатель: Ой, ребята, а кто это у нас тут?
Ежик: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Здравствуй, ежик. А что ты такой грустный?
Ежик: Скоро зима, а я не упел на зиму сделать запасы грибов и теперь буду зимой голодный.
Воспитатель: Не переживай, ежик, мы тебе поможем. Так ведь, ребята?
Дети: Да
Воспитатель: Ребята, а чем ежик питается?
Дети: Яблоки, ягоды, грибы.
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: Ребята, поможем ежику сделать запасы грибов на зиму?
Дети: Да
Воспитатель: Так что ежик, не переживай, мы сейчас с ребятами слепим для тебя грибочки. Но сначала разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Мы съедобные грибы (Наклоняются, собирают грибочки)
Долго собирали,
А потом своим друзьям
Вот что рассказали:
В бору вырос боровик, (Показывают большой палец руки, потом большой палец другой руки).
А под дубом дубовик.
На пеньке сидят опята –
Очень дружные ребята. (Соединяют указательный и средний пальцы обеих рук)
Вырос подосиновик –
Под молодой осиной (Соединяют безымянный и мизинец на обеих руках по очереди).
Крупный подберезовик –
Под белою березою.
Если с нами в лес пойдете,
Много вы грибов найдете.
Основная часть.
Воспитатель: Вот мы с вами пальчики размяли. Но прежде чем приступить к лепке грибов, нужно сделать для них полянку. Какого цвета полянка бывает осенью?
Дети: Желтая.
Воспитатель: Правильно. Вот у меня есть одна полянка, но ее еще нужно украсить, сделать желтой. Чем мы ее будем украшать? Что лежит у нас на столе?
Дети: Пшеном.
Воспитатель: Правильно. Сначала всю поверхность полянки мы намажем клеем, а потом будем круговыми движениями сыпать пшено по всей поверхности полянки. Помогайте мне.
Коллективная работа
Воспитатель: Вот какая красивая осенняя поляна для грибов у нас получилась.
А теперь садитесь за столы, будем лепить грибочки для ежика.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Ребята, а что у вас на столах? Из чего мы будем лепить грибочки?
Дети: Из теста.
Воспитатель: Правильно. А из каких частей состоит грибочек.
Дети: Из ножки и шляпки.
Воспитатель: Правильно. Какого цвета тесто лежит у вас на столах?
Дети: Коричневого и желтого.
Воспитатель: Мы с вами будем лепить разные грибочки: один с коричневой ножкой и желтой шляпкой, другой – с желтой ножкой и коричневой шляпкой.
Возьмите кусочек желтого цвета и разделите на две равные части, для двух грибочков. Теперь возьмите кусочек коричневого цвета и его тоже разделите на две части. Сначала мы будем лепить ножку. Вот так. (В воздухе показываем прямые движения рук.) Показывайте вместе со мной. А потом будем лепить шляпку. Скатаем шарик круговыми движениями рук. Вот так. Потом сплющиваем между ладошками. Получится блинчик. Это наша шляпка. Ее приклеиваем на ножку и получается грибочек. Приступаем к работе.
Лепка грибочков.
Заключительная часть.
Дети ставят готовые грибочки на полянку. Воспитатель и дети подходят к ежику, приносят ему грибочки.
Ежик: Вот, ребята, какие вы все хорошие, добрые, старательные!
Помогли мне, старику ежику. Теперь я зимой не буду голодным.
Воспитатель: Ребята, что мы с вами сегодня лепили?
Дети: Грибочки.
Воспитатель: А из чего мы лепили грибочки?
Дети: Из теста.
Воспитатель: А что еще мы с вами делали?
Дети: Грибную полянку
Воспитатель: А из чего мы ее делали?
Дети: Из пшена.
Воспитатель: Понравилось вам?
Дети: Да!
Ежик: Спасибо вам, ребята!
Воспитатель: Ребята, давайте на прощание споем ежику песню, чтобы у нашего ежика всегда было хорошее настроение.
Песня про ежика с движениями.
Ежик угощает детей сладостями, еще раз благодарит.
Дети говорят «спасибо», прощаются с ежиком и уходят.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по лепке «В гостях у Петрушки»
Интеграция областей «Художественное творчество», «Социализация», «Музыка», «Труд», «Физическая культура», «Здоровье»
Образовательные задачи: закреплять умение лепить животных, зверей, игрушки; совершенствовать ходьбу по ребристой доске, пролезание в обруч.
Развивающие задачи: развивать фантазию, творческую инициативу.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к лепке.
Предварительная работа: лепка животных, игрушек. Разучивание песни «Где был Иванушка?»
Оборудование: ребристая доска, обруч с подставкой, выставка предметов народного промысла, игрушка Петрушка, письмо, глина, клеенки, влажные салфетки, баночки с водой для каждого ребенка.
Музыкальное сопровождение: песня «Разноцветные ярмарки», русская народная мелодия.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель обращает внимание детей на письмо.
Воспитатель. Дети, нас Петрушка приглашает на ярмарку. А вы знаете, что на ярмарке продают разные игрушки? Хотите посетить ярмарку? Ярмарка находится далеко за речкой. Сначала надо пройти по мостику.
Под музыкальное сопровождение (песня «Разноцветные ярмарки») дети идут по ребристой доске. ( Слежу за осанкой детей.)
Обращаю внимание на красивые ворота, через которые надо пройти, чтобы попасть на ярмарку. Пролезание в обруч. (Слежу за правильным выполнением упражнения).
Детей встречает Петрушка. К нам сюда скорее просим,
Подходи, честной народ.
Веселиться начинайте.
Всех нас ярмарка зовет!
Подходи, народ, сюда
И давай знакомиться!
Пусть на долгие года
Этот день запомнится!
Воспитатель. Игрушка из глины известна с давних времен. C давних пор она стала одним из видов народного творчества. Глиняные зверушки и фигурки людей служат игрушкой детям. Они просты и всегда несут в себе частичку души мастера. Особенно известна дымковская игрушка из глины. (Дать детям рассмотреть игрушки.)
Петрушка предлагает детям поучаствовать в ярмарке, сделать своими руками игрушки из глины.
Воспитатель. Мы уже с вами умеем лепить зайца, мишку, птиц, рыбок. А сегодня ваши игрушки и животные будут продаваться на ярмарке. Предлагаю детям подумать, что можно слепить.
Напоминаю детям правила работы с глиной.
Закатать рукава. Стараться не касаться стола локтями. Во время работы с глиной смачивать кончики пальцев мокрой салфеткой, стеками и баночкой с водой, чтобы, при необходимости, немного размочить глину. Если глина липнет к пальцам- она слишком влажная и ее надо помять в руках. А если на куске появляются трещины, когда вы его сжимаете – она слишком сухая, и нужно обмакнуть ее в воду и хорошо размять.
Под русскую народную мелодию дети лепят разных животных, игрушки. В процессе занятий помогаю детям советом, напоминаю приемы лепки.
Готовые фигурки животных, птиц и т.д. дети относят к Петрушке. Дети предлагают Петрушке отгадать, кого они слепили. (Имитация движений животных, птиц, рыб…)
Воспитатель. Обращаю внимание, сколько много красивых интересных игрушек появилось на ярмарке. В конце занятия предлагаю детям инсценировать песню «Где был Иванушка?».
После занятия дети играют в сюжетно - ролевую игру «Ярмарка».
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
Процентное соотношение детей к каждому уровню развития творчества на начало эксперимента
Процентное соотношение детей к каждому уровню развития творчества в конце эксперимента
Список использованных источников
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2010, 289 с.
2. Грибовская А. А., Халезова – Зацепина М. Б. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2 – 7 лет. – ТЦ Сфера, 2013, 80с.
3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. - М.: Просвещение, 2010, 172 с.
4. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Педагогика, 2011, 174 с.
5. Кравцова Е. Е. Понимание игры в психологии Л. С, Выготского. //
6. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М.: Карапуз, 2010, 154 с.
7. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная про грамма дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, - М.: Мозаика – Синтез, 2012, 336 с.
8. Павлова О. В. Изобразительная деятельность и художественный труд. Средняя группа: комплексные занятия. – Волгоград: Учитель, 2014, 158с.
9. Погодина С. В. Творческое развитие дошкольников в теориях и концепциях. // Дошкольное воспитание, № 4, 2013, с. 83 – 87.
10. Собкин В. С. Важно заинтересовать ребенка. // Современное дошкольное образование, № 1, 2012, с. 16 – 19.
11. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду. - М.: Просвещение, 2011, 164 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению плаванию детей среднего дошкольного возраста (второй год обучения)
Задачи: Формировать гигиенические навыки:раздеваться и одеваться в определенной последовательности; аккуратно складывать одежду; самостоятельно пользоваться полотенцем; последовательно вытирать час...
Консультация для воспитателей «Значение театрализованной деятельности в развитии речи детей среднего дошкольного возраста»
Роль театра в жизни ребенка - дошкольника несоизмеримо велика, т. к. здесь можно решать множество задач, связанных с его воспитанием и развитием....
"Обучение грамоте детей среднего дошкольного возраста"
"Обучение грамоте детей среднего дошкольного возраста"...
Значение фонематического слуха в развитии речи детей среднего дошкольного возраста
Статья по развитию речи дошкольников для воспитателей и родителей. Формирование правильного звукопроизношения тесно связано с развитием фонематического слуха....
Программно-методический материал по художественно-эстетическому развитию «Игровые приемы в обучении лепке детей младшего дошкольного возраста»
Программно-методический материал по художественно-эстетическому развитию "Игровые приемы в обучении лепке детей младшего дошкольного возраста"...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей среднего дошкольного возраста.
Закрепление понятий "звук", "слово". Упражнять детей в отчетливом произношении звука С , в нахождении слов с заданным звуком....
Современная технология «Бусоград или Волшебные игры Феи Бусинки» в системе речевого развития детей среднего дошкольного возраста»
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность. Бусы – это не только элемент украшения...