Детско - родительский проект "Мукосолька"
проект по аппликации, лепке

Умирова Людмила Владиславовна

Взаимосвязь мелкой моторики и речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mukasolka.docx31.26 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «Мукосольска»

Тип проекта: творческий

Вид проекта: краткосрочный, групповой

Возраст детей: 4-5 лет

Участники проекта: воспитатели, воспитанники, родители

Разработчик воспитатель логопедической группы

 МБДОУ «Детский сад №16 «Золотой ключик» Воронянская Л.В.                                                                                                

Пояснительная записка

Актуальность. Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой. Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. Творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания

НОД по художественно-эстетическому развитию  (лепка) помогают детям выражать свои мысли и чувства древнейшим языком пластической лепки. Ребенок может сам слепить какую-то вещь, рассмотреть ее со всех сторон, потрогать,  что-то изменить, раскрасить. Поделки из теста – очень древняя традиция. Тесто эластично, легко в обработке, изделия из теста долговечны, работа с ним доставляет огромное удовольствие. Дети учатся делить тесто на части, придавать форму, соединять детали, оформлять изделия.

Развитие  детского творчества является  актуальной проблемой. Творчество – это  деятельность  человека, преобразующая природный и  социальный мир в соответствии с целями и  потребностями человека. Творческое  созидание – это проявление  продуктивной  активности  человеческого сознания.

Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

Возраст от 3 до 5 лет - время наиболее бурного развития ребенка. Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие способности детей. Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации. Развивать творческие способности ребёнка лучше начинать с дошкольного детства, именно этот возраст имеет непреходящее значение в становлении первооснов личности. Весь путь формирования личности пролегает между задатками и способностями.

В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.

Лепка имеет большое значение  для обучения и  воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию  зрительного  восприятия, памяти, образного мышления, привитию  ручных умений и навыков, необходимых для успешного  обучения в школе. Лепка  так же, как и другие виды  изобразительной деятельности, формирует эстетические   вкусы, развивает чувство  прекрасного, умение  понимать прекрасное  во всем его  многообразии.

Лепка как  деятельность в большей  мере, чем рисование или  аппликация, подводит  детей  к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению  целого ряда  математических  представлений.

Ещё одной специфической чертой лепки является  ее  тесная связь с игрой. Объемность выполненной  фигурки  стимулирует детей  к игровым действиям с ней. Такая организация занятий  в виде  игры  углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.

НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) тесно связаны с НОД по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной  литературой, с  наблюдением за живыми объектами.

Создание ребенком  даже самых  простых  скульптур – творческий процесс.

Специфику лепки определяет материал.

Почему именно тесто? Тесто – это такой материал, который  для детской руки более удобен – он мягкий и для  ребенка представляет больший интерес, чем  пластилин.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”.

В этом учебном году в логопедической  средней  группе №6  «Мальвина» начали работу по проекту «Мукосолька». НОД проводится один  раз в неделю, для всех  детей группы.

 Соленое тесто  - хороший обучающий материал. Его  секрет прост:  при лепке  у малышей  развивается моторика рук, а это прямая дорога к развитию речи.

Тестопластика расширяет границы познания  ребенка, учит создавать  своими руками изделия, которые можно использовать в качестве подарков, сувениров, украшений. За время обучения расширяется общий кругозор воспитанников, развивается мелкая моторика, возникает желание творить своё, развивается эстетический вкус, фантазия.

Цель: Развитие творческой активности детей в процессе лепки из соленого теста.

Задачи:

1.Способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию  художественно-эстетического вкуса через занятия лепкой из соленого теста;

2. Развивать тонкую моторику рук, стимулирующую  развитие речи;

3. Содействовать развитию интереса детей к   художественному творчеству;

4. Обогащать предметно-развивающую среду группы, способствующую проявлению творческой активности детей.

Условия реализации проекта

Количество НОД в течение года – 33 по 20  минут.

Наличие наглядно-иллюстративного и дидактического материала:

– методические разработки занятий;
– учебные и методические пособия;

– фотографии;
– образцы изделий.

Материалы и инструменты: мука, соль “Экстра”, клей обойный, клей ПВА, “Момент”, краски акриловые; краски акварельные, гуашь, кисти, ножницы, стеки, доска, рамки, пищевая фольга; проволока, лак, валик-скалка, формочки, мисочки для теста, ёмкость с водой, зубочистки, ситечко.

Дополнительные материалы: бисер, бусинки, мешковина, ткань.

Срок реализации проекта: 1 год.

Диагностический  инструментарий взят из «Программы воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, из раздела «Художественно - эстетическое развитие» (лепка).

Изучается умение детей

1.Сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета.

2. Прищипывать с легким оттягиванием

3.Вытягивание отдельных частей из целого куска.

4.Прищипывание мелких деталей (ушки, клюв).

Ожидаемые результаты:

1. уметь создавать образы разных предметов;

2. уметь  объединять в композицию;

3.  использовать разнообразие усвоенных приёмов: сглаживание, прощипывание, вытягивание.

Календарно-тематическое планирование

Месяц

НОД

Задачи

Сентябрь.

1  неделя

Мониторинг

2  неделя

Вводное

Материалы и инструменты.

Знакомство  с  куклой  Мукосолькой.

Техника безопасности. Технология изготовления             соленого теста. Заучивание стихотворения

Замесили тесто, а оно ни с места,
Замесили на дрожжах, не удержишь на вожжах.
Взяли соль, воды, муки, налепили колобки.
А из этих колобков лепим сказочных зверьков
Девочки и мальчики развивают пальчики.
Взяли кисть и краски, получилась сказка!Оборудование рабочего места. Принадлежности, необходимые для занятий. Сведения о материалах, необходимых для изготовления изделий из соленого теста.

3 неделя

Тема: «ПЛЮШКИ-ЗАВИТУШКИ  ДЛЯ  РЕБЯТ»

Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно  передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы

4 неделя

Тема: «ОСЕННИЕ  ЛИСТЬЯ»

Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить   передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.

Октябрь.

1  неделя

Тема: «ОВОЩИ  НА ГРЯДКЕ»

Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить  передавать задуманную идею при выполнении изделия, добиваться выразительности и схожести. Развивать композиционные умения – размещать несколько объектов, создавать гармоничную композицию. раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.

2 неделя

Тема: «ФРУКТЫ»

Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить  передавать задуманную идею при выполнении изделия, добиваться выразительности и схожести. Развивать композиционные умения – размещать несколько объектов, создавать гармоничную композицию. раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы

3 неделя

Тема: «ЯГОДА-МАЛИНА»

Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке

4 неделя

Тема: «ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА»

Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить  передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы

Ноябрь.

1  неделя

Тема: «КРАСИВОЕ  ПЛАТЬЕ

Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить   передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.

2 неделя

Тема: «САПОГИ-СКОРОХОДЫ»

Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить  передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.

3 неделя

Тема: «ПАННО  НА  СТЕНУ»

Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить  передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы

4 неделя

Тема: «ПОСУДА»

Знакомить детей с основными видами посуды, отрабатывать приёмы вдавливания, выгибания, сглаживания, развивать чувство формы, умение соблюдать пропорции предмета, воспитывать интерес к гончарному ремеслу, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.

Декабрь.

1  неделя

Тема: «СНЕЖИНКА»

Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин; использовать холодную гамму цветов для передачи зимнего колорита.
Развивать художественно - творческие способности, эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста.

2 неделя

Тема: «РЯБИНА  ДЛЯ  СНЕГИРЕЙ»

Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение.

3 неделя

Тема: «КОМНАТНЫЕ  РАСТЕНИЯ»

Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить   передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.

4 неделя

Тема: «НОВОГОДНИЕ  ИГРУШКИ»

Вызвать интерес к зимней и новогодней тематике, формировать у детей представление о народных праздниках, их атрибутах, показать разные приемы оформления лепных фигурок – выкладывание узора из бусин и бисера, нанесение узора стекой, штампование (печатание) декора колпачками фломастеров, развивать чувство формы, пропорций, воспитывать аккуратность.

Январь.

1  неделя

ЗИМНИЕ  КАНИКУЛЫ

2 неделя

Тема:

«ЦЫПЛЕНОК »

Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.

3 неделя

Тема: «КОШАЧЬЯ СЕМЕЙКА»

Учить анализировать особенности строения животных, соотносить части по величине и пропорциям, развивать глазомер, умение синхронизировать работу обеих рук, воспитывать уважительное и бережное отношение к животным научить  передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат работы.

4 неделя

Тема: «ЗАЯЧЬЯ СЕМЕЙКА»

Учить анализировать особенности строения животных, соотносить части по величине и пропорциям, развивать глазомер, умение синхронизировать работу обеих рук, воспитывать уважительное и бережное отношение к животным научить  передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат работы

Февраль.

1  неделя

Тема: «БУЛКИ ПЛЮШКИ И ВАТРУШКИ ДЛЯ ИГРЫ  В  «МАГАЗИН»

Продолжать учить детей создавать выразительные образы, сочетая разные способы и приемы лепки, вызвать у детей интерес к изготовлению игрушек для сюжетно-ролевых игр, развивать наблюдательность, воспитывать заботливое отношение к результатам своего труда.

2 неделя

Тема: «ПОЗДРАВИТЕЛЬНАЯ  ОТКРЫТКА»

Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить  передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы

3 неделя

Тема: «ЛЕТЯТ  САМОЛЕТЫ»

Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить   передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.

4 неделя

Тема: «ШТУРВАЛ  ДЛЯ  КАПИТАНА»

Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить   передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.

Март.

1  неделя

Тема: «СОСУЛЬКИ»

Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить   передавать задуманную идею при выполнении изделия, побуждать  самостоятельно  сочетать разные  приемы  для  усиления  выразительности  образа: сплющивать, скручивать, вытягивать, свивать, , развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.

2неделя

Тема: «БУСЫ  ДЛЯ  МАМЫ»

Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, продолжать учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, развивать воображение, чувство формы и пропорций, воспитывать трепетное отношение к маме, желание сделать ей приятное.

3 неделя

Тема: «ПОДСНЕЖНИК»

Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить   передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.

4 неделя

Тема: «ЦВЕТОК-ОГОНЕК»

Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить   передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.

Апрель.

1  неделя

Тема: «ЕЖИК»

Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить  передавать задуманную идею при выполнении изделия, добиваться выразительности и необычности исполнения «шубки» ежа посредством включения в его оформление элементов природного материала (семечки), раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.

2 неделя

Тема: «ЧЕРЕПАХА»

Развивать у детей познавательный интерес к природе. Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто создавая изображение. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.

3 неделя

Тема: «СКВОРУШКА»

Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.

4 неделя

Тема: «БОЖЬЯ  КОРОВКА».

Вызвать интерес к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе. Учить детей использовать разные приемы лепки из теста: скатывание, расплющивание, Учить детей создавать несложную композицию из двух элементов.

Май.

1 неделя

Тема: «РЫБКА»

Развивать у детей познавательный интерес к природе. Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто, создавая изображение. Развивать мелкую моторику,развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.

2 неделя

Тема: «НАШ  ГОРОД»

Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста, лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине,  прикреплять, плотно соединяя их, учить создавать общую сюжетную композицию, развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа, интонационную выразительность речи. Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм.

3 неделя

Тема: «МАШИНЫ  НА  УЛИЦАХ  ГОРОДА»

Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста, лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, прикреплять, плотно соединяя их, учить создавать общую сюжетную композицию, развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа, интонационную выразительность речи. Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм.

4 неделя

Тема: «ЦВЕТУЩИЙ  ЛУГ».

Учить создавать композицию из отдельных деталей; использовать знания и представления об особенностях внешнего вида цветов; закреплять навыки, полученные на занятиях по лепке; развивать эстетическое восприятие; воспитывать любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве.

Мониторинг

 

            Список литературы:

  1. Журнал «Дошкольное воспитание», №2/2007г.
  2. Журнал «Дошкольное воспитание», №2/2008г.
  3. Комарова Т.С.,.Сакулина Н.П «Изобразительная деятельность в детском саду», И.: «Просвещение», 1982г.
  4. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» программа и методические рекомендации, для занятий с детьми 2 -7 лет, И.: «Мозаика – Синтез», М. 2006г.
  5. Лыкова И.А. «Программу художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет./Изд. «Карапуз»-Дидактика., М.:2007г.
  6. Соломенникова О.А. «Радость творчества» ознакомление детей с народным искусством для занятий с детьми 5-7лет, программа дополнительного образования, И.:«Мозаика – Синтез», М. 2006г.
  7. Силаева К., Михайлова И. «Соленое тесто», И.: «Эксмо», М.2007г.
  8. Рубцова Е.В. Фантазии из соленого теста, 2008.
  9. Халезова Н.Б. «Декоративная лепка в детском саду» пособие для воспитателя, И.: ТВ. Центр «Сфера», М. 2005г.
  10. Халезовой Н.Б. Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М.Б. Халезовой-Зацепиной, 2008 г.;
  11. Хананова И.Н. Соленое тесто. М., 2006.
  12.  Хоменко В.А. Соленое тесто: шаг за шагом. Харьков, 2007.
  13. .Швайко Г.С «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» программа, конспекты, пособие для педагогов дошкольных учреждений, Гуманитарный издательский центр «Владос», М. 2006г.
  14. Чаянова Г.Н. Соленое тесто. М., 2005        

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»

Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»Цель проведения дня открытых дверей: помочь родителям и детям ощутить радость от сов...

Использование методов коучинга при проведении родительского собрания на тему «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений».

На примере родительского собрания «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений», хочу поделиться опытом использования методов коучинга в работе с родителями....

Исследование взаимосвязи родительской компетентности и детско-родительских отношений в работе с детьми с нарушениями развития, посещающими Службу ранней помощи (СРП).

Исследование взаимосвязи родительской компетентности и детско-родительских отношений в работе с детьми с нарушениями развития, посещающими Службу ранней помощи (СРП)....

Детско-родительские отношения. Понятие и типы детско-родительских отношений.

Под родительским отношением понимается «система, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним». В литературе описана дос...

Сценарий заседания детско-родительского клуба "Безопасное колесо"; Заседание детско-родительского клуба "Весёлые приключения, в королевстве Считая второго"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад №88» Кировского района г.Казани       Сценарий заседания детско-родит...

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Групповое детско-родительское собрание. Сценарий спортивно-интеллектуального детско-родительского развлечения «Красный, желтый, зеленый»

Собрание посвящено одной из актуальных проблем воспитания - формированию у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности. Важнейшая задача семьи и дошкольного учрежден...