Рабочая программа студии детского творчества "Цветная мозаика" по развитию мелкой моторики рук и творческих способностей (старшая группа).
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа) по теме

Нуркатова Елена Борисовна

Развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке и аппликации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetnaya_mozayka.docx25.72 КБ

Предварительный просмотр:

Студия детского творчества «Цветная мозаика».

Составил воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/с № 20 Буратино»

г. Волжский Волгоградской области Нуркатова Елена Борисовна.

 

Дата проведения: вторник.

Время проведения: 15.20 – 15.50.

Срок проведения: с  сентября по май.

Возрастная группа: старший дошкольный возраст.

Количество занятий в год: 36.

Периодичность занятий: 1 раза в неделю.

Форма организации: подгрупповая.

Длительность занятий: 30 минут.

Место проведения кружка: групповая комната.

Методическое обеспечение:

  • А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева, З.М. Поварченкова «Аппликация в детском саду», Ярославль, Академия развития, 2010.
  • А. Гарматин «Оригами чудеса из бумаги», Ростов н/Д, ИД Владис, 2009.
  • Т.И. Тарабарина «Оригами для всей семьи», Ярославль, «Академия развития», 2007.
  • И.М. Петрова «Объёмная аппликация», С-П, «Детство – Пресс», 2004.
  • Е. Смирнова «Весёлый пластилин», М, ООО «Искательпресс», 2014.
  • О.А. Морозова «Волшебный пластилин», М, «Мозайка-Синтез», 1998.
  • О.С. Московка «Пластилин в картинках», М. «Карапуз», 2015.
  • Доронова Г.Н., Якобсон С.Г. «Обучение детей рисованию, лепке, аппликации», М., Просвещение, 1992.
  • Н.А. Горяева Программа для дошкольных образовательных учреждений «Первые шаги в мире искусства».

 

Пояснительная записка

Развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке и аппликации.

Занятия лепкой и аппликацией имеют большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Они способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Так же формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. А еще подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.

Занятия лепкой и аппликацией тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с развитием речи, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.

 

Цель кружковой деятельности: 

  • развитие мелкой моторики руки у старших дошкольников, в том числе у детей с ОНР; подготовка руки к письму;
  •  развитие познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей детей в процессе создания поделок, используя различные материалы и техники.

Задачи:

  • Обучать детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материалов.
  • Учить предварительно, планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки).
  • Учить определять приемы работы и инструменты, самостоятельно ориентироваться в задании.
  • Формировать умения учитывать конкретные свойства материалов при выполнении поделок из них.
  • Развивать творческое воображение, фантазию, сообразительность, умение устанавливать причинно-следственные связи, познавательные интересы и творчество, конструктивные умения, эстетический вкус.
  • Развивать мелкую моторику руки, общую умелость руки, координацию движений руки и глаза.
  • Развивать сенсорные эталоны формы, величины, цвета.
  • Совершенствовать коммуникативные навыки.
  • Активизировать и обогащать словарь детей, игровой опыт и создавать условия для самовыражения и расширения социального опыта.
  • Создать условия для положительных эмоций.
  • Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.

Методы и приемы обучения.

1. Наглядные (показ образца педагога, пример, помощь).

2. Словесные  (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование пальчиковых игр, беседа, рассказ).

3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

Подготовка предметно–развивающей среды:

Бумага разного формата, цвета, качества, цветной картон;

Краски, клей, ножницы, пластилин, фломастеры, карандаши, кисточки;

Природный материал: зерна, горох, семечки и пр.

Бросовый материал: нитки, пуговицы, стразы, бисер, бусы, перья, вата, спички, ткань и пр.

Структура занятий:

  1. Формирование положительной мотивации трудовой деятельности;
  2. Рассматривание образцов, обсуждение;
  3. Выстраивание плана действий («что сначала, что потом»);
  4. Выбор материала;
  5. Пальчиковая гимнастика;
  6. Самостоятельная работа детей;
  7. Физкультурная минутка или игра с поделкой.
  8. Анализ готовой работы.

План работы:

1 квартал – работа с пластилином.

Месяц.

Тема.

Материал.

сентябрь

  1. Фрукты.

Пластилин разных цветов, доска для лепки, стека, бумажные салфетки, картон.

  1. Арбуз.

Пластилин разных цветов, доска для лепки, стека, бумажные салфетки, картон.

  1. Солнышко.

Пластилин разных цветов, доска для лепки, стека, бумажные салфетки, картон.

  1. Гусеница.

Пластилин разных цветов, доска для лепки, стека, бумажные салфетки, картон.

  1. Стрекозы.

Пластилин разных цветов, доска для лепки, стека, бумажные салфетки, картон.

октябрь

  1. Улитки.

Пластилин разных цветов, доска для лепки, стека, бумажные салфетки, картон.

  1. Поросёнок.

Пластилин разных цветов, доска для лепки, стека, бумажные салфетки, картон.

  1. Барашек.

Пластилин разных цветов, доска для лепки, стека, бумажные салфетки, картон.

  1. Корова.

Пластилин разных цветов, доска для лепки, стека, бумажные салфетки, картон.

  1. Цыплёнок.

Пластилин разных цветов, доска для лепки, стека, бумажные салфетки, картон.

ноябрь

  1. Гусь.

Пластилин разных цветов, доска для лепки, стека, бумажные салфетки, картон.

  1. Собачка.

Пластилин разных цветов, доска для лепки, стека, бумажные салфетки, картон.

  1. Осеннее дерево.

Пластилин разных цветов, доска для лепки, стека, бумажные салфетки, картон.

  1. Медведь.

Пластилин разных цветов, доска для лепки, стека, бумажные салфетки, картон.

  1. Снегирь.

Пластилин разных цветов, доска для лепки, стека, бумажные салфетки, картон.

2 квартал – работа с нитками.

Месяц.

Тема.

Материал.

декабрь

  1. Снежинка.

Клей ПВА, ножницы, кисть, салфетка, клеёнка, картон, цветная пряжа.

  1. Зимнее дерево.

Клей ПВА, ножницы, кисть, салфетка, клеёнка, картон, цветная пряжа.

  1. Снеговик.

Клей ПВА, ножницы, кисть, салфетка, клеёнка, картон, цветная пряжа.

  1. Ёлочка.

Клей ПВА, ножницы, кисть, салфетка, клеёнка, картон, цветная пряжа.

  1. Дед Мороз.

Клей ПВА, ножницы, кисть, салфетка, клеёнка, картон, цветная пряжа.

январь

  1. Зайчик.

Клей ПВА, ножницы, кисть, салфетка, клеёнка, картон, цветная пряжа.

  1. Белочка.

Клей ПВА, ножницы, кисть, салфетка, клеёнка, картон, цветная пряжа.

  1. Котик.

Клей ПВА, ножницы, кисть, салфетка, клеёнка, картон, цветная пряжа.

  1. Синица.

Клей ПВА, ножницы, кисть, салфетка, клеёнка, картон, цветная пряжа.

  1. Зимний лес.

Клей ПВА, ножницы, кисть, салфетка, клеёнка, картон, цветная пряжа.

февраль

  1. Рыбка.

Клей ПВА, ножницы, кисть, салфетка, клеёнка, картон, цветная пряжа.

  1. Черепаха.

Клей ПВА, ножницы, кисть, салфетка, клеёнка, картон, цветная пряжа.

  1. Кит.

Клей ПВА, ножницы, кисть, салфетка, клеёнка, картон, цветная пряжа.

  1. Подарок для папы.

Клей ПВА, ножницы, кисть, салфетка, клеёнка, картон, цветная пряжа.

  1. Цветы в горшочках.

Клей ПВА, ножницы, кисть, салфетка, клеёнка, картон, цветная пряжа.

3 квартал – работа с бумагой.

месяц

тема

материал

март

  1. Букет для мамы.

Цветная бумага, картон, клей, ножницы, салфетки, кисти, клеёнка.

  1. Мимоза.

Цветная бумага, картон, клей, ножницы, салфетки, кисти, клеёнка.

  1. Сирень.

Цветная бумага, картон, клей, ножницы, салфетки, кисти, клеёнка.

  1. Весёлые динозаврики.

Цветная бумага, картон, клей, ножницы, салфетки, кисти, клеёнка.

  1. Белеет парус одинокий.

Цветная бумага, картон, клей, ножницы, салфетки, кисти, клеёнка.

апрель

  1. Мышка в сыре.

Цветная бумага, картон, клей, ножницы, салфетки, кисти, клеёнка.

  1. Собачка.

Цветная бумага, картон, клей, ножницы, салфетки, кисти, клеёнка.

  1. Лев.

Цветная бумага, картон, клей, ножницы, салфетки, кисти, клеёнка.

  1. Заяц.

Цветная бумага, картон, клей, ножницы, салфетки, кисти, клеёнка.

  1. Светлая пасха.

Цветная бумага, картон, клей, ножницы, салфетки, кисти, клеёнка.

май

  1.  Воздушные шары.

Цветная бумага, картон, клей, ножницы, салфетки, кисти, клеёнка.

2.Кактус в горшочке

Цветная бумага, картон, клей, ножницы, салфетки, кисти, клеёнка.

3.Бабочки.

Цветная бумага, картон, клей, ножницы, салфетки, кисти, клеёнка.

4.Матрёшки.

Цветная бумага, картон, клей, ножницы, салфетки, кисти, клеёнка.

5.Одуванчики.

Цветная бумага, картон, клей, ножницы, салфетки, кисти, клеёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по коррекции речевых нарушений посредством развития мелкой моторики рук .

Данная рабочая программа является одним из важнейших условий, обеспечивающих развитие мелкой моторики рук и правильной речи детей дошкольного возраста. Используется техника оригами и объемная аппликац...

Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экопластика в детском творчестве»)

Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет  «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экоп...

2010-2011 Творческий отчет на тему: «Развитие мелкой моторики на занятиях аппликацией» первая младшая группа

Творческий отчет на тему:«Развитие мелкой моторики на занятиях аппликацией»...

Методическое пособие « Развитие мелкой моторики и художественно-творческих способностей старших дошкольников».

Методическое пособие« Развитие мелкой моторики и художественно-творческих способностей старших дошкольников».Опыт работы с детьми по данному пособию дает положительные результаты, входе пр...

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики «Табан хурган» в первой младшей группе.

           Игра  – одна  из лучших способов развития  речи и мышления у детей. Доставляет ребёнку  удовольствие и радость, а эти чувства ...

Программа детского творческого объединения «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».группа раннего возраста

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцам...

Развитие мелкой моторики рук и творческих способностей у старших дошкольников с ТНР посредством использования ткани и нити

Педагогический опыт работы на тему«Развитие мелкой моторики рук и художественно-творческих способностей у воспитанников старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством...