Кружок по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники лепки
календарно-тематическое планирование по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
Лепка из пластилина - занятие не только приятное, но и полезное. Во время лепки развивается правое полушарие головного мозга, которое отвечает за творческое мышление, мелкая моторика пальцев рук, стабилизируется нарвная система, ребенок учиться мыслить творчески, развивается воображение. У ребенка форируется понятие о форме и цвете, расширяется представление об окружающем мире. Лепка из пластилина - одно из любимых занятий детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_starshaya_gr.docx | 30.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 185
Ленинского района г. Саратова
Кружок
«Пластилиновый мир»
Старшая «А» группа
Воспитатель:
Ендягина К.Н.
Кружок по изобразительной деятельности
с использованием нетрадиционной техники лепки
в старшей «А» группе
«Пластилиновый мир»
Руководитель кружка:
Ендягина К.Н.
Программа кружка по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник лепки в старшей группе «Пластилиновый мир».
Пояснительная записка.
Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации. Лепка из пластилина – занятие не только очень приятное, но и полезное. Во время лепки развивается правое полушарие головного мозга, которое отвечает за творческое мышление, мелкая моторика рук, стабилизируется нервная система. У ребенка формируется понятие о форме и цвете, расширяется представление об окружающем мире. От развития мелкой моторики зависит логическое мышление, внимание, двигательная и зрительная память, воображение, координация движений.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений.
Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.
Цель: развивать у детей художественно-творческие способности посредством лепки. Познакомить детей с нетрадиционной техникой лепки – пластилинографией.
Задачи:
- освоить простейшие действия с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание, размазывание;
- передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;
- вырабатывать навыки аккуратной работы с пластилином, пробуждать интерес к лепке.
Развивающие задачи:
- формировать художественно-эстетический вкус детей;
- развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер;
- развивать фантазию, приучать к терпению и упорству;
- развиваем пространственное мышление.
Образовательные задачи:
- совершенствовать навыки и умения детей в лепке сложных по форме и строению предметов комбинированным, скульптурным способами;
- учить создавать сложные композиции;
- использовать разные приемы в лепке.
Воспитательные задачи:
- научиться размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его;
- научиться не выходить за контур рисунка;
- использовать несколько цветов пластилина;
- научиться смешивать несколько цветов пластилина;
- воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
Методы проведения:
- словесные (беседа, загадки, напоминание о последовательности работы);
- наглядные (наблюдения, показ образца, показ способов выполнения и др.);
- практические (изготовление изделия под руководством воспитателя).
Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму; формируют эмоционально-положительное отношение к самому процессу – лепки; способствуют развитию воображения, восприятия, познавательных способностей.
Форма работы – совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
В процессе работы обеспечивается интеграция следующих образовательных областей:
- Чтение художественной литературы: стихи, загадки, рассказы.
- Социализация: воспитание дружеских взаимоотношений;
- Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, делать выводы;
- Познание: игры по художественному творчеству;
- Здоровье: физкультминутки;
- Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, воспитывать бережное отношение к материалам и инструментам.
Для создания сложных лепных композиций используются разные приемы: смешение контрастных цветов пластилина для получения более светлого оттенка; выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывание одной части к другой.
Программа предполагает проведение одного мероприятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка «Пальчиковый мир». Общее количество занятий в год – 32. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводиться 2 раза в год (вводный – в октябре, итоговый – в мае). Возраст детей 5-6 лет.
Перспективный план работы кружка «Пластилиновый мир» на 2015 – 2016 учебный год.
Октябрь
№ | Тема | Цель | Оборудование | Литература |
1 | Диагностическое занятие. | Выявить уровень изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста. | Пластилин, доски для пластилина, стеки, салфетки для рук. | |
2 | «Божья коровка». | Осваивать навыки работы с пластилином, скатывание шарика, скатывание мелких одинаковых шариков и сплющивание их. Скатывание колбасок и выкладывание их Развиваем мелкую моторику. | Пластилин, доски для пластилина, стеки, салфетки для рук, картон. | Макаренко М.К. Чудеса из пластилина, стр.40 – 41. |
3 | «Листопад». | Ознакомить детей с техникой смешивания пластилина 2 цветов. Освоить прием намазывание пластилина по шаблону. Развиваем воображение. | Пластилин, доски для пластилина, стеки, салфетки для рук. Картон формата А5. Шаблоны листьев. | Конспект №1. |
4. | «Козленок Иванушка». | Продолжаем осваивать навыки работы с пластилином: скатывание шариков, скатывание валиков | Пластилин, доски для пластилина, стеки, салфетки для рук. | Лыкова И.А. Лепим сказку. |
Ноябрь
№ | Тема | Цель | Оборудование | Литература |
1. | «Урожай» | Учить создавать изображение овощей на плоскости с помощью пластилина; закрепляем приемы работы в технике «пластилинография»: отщипывание, раскатывание, придавливание. Развиваем мелкую моторику. Развиваем знания детей об овощах. Воспитываем усидчивость, самостоятельность. | Пластилин, доски для пластилина, стеки, салфетки для рук. Картон формата А5. | Конспект №2. |
2. | «Клоун» | Учим создавать изображение на плоскости. Развиваем мелкую моторику. | Пластилин, доски для пластилина, стеки, салфетки для рук. Картон формата А5. | Веселый пластилин. Первые шаги №2. |
3. | «Осенняя березка» | Учим создавать изображение на плоскости. Развиваем воображение, внимание. | Пластилин разноцветных цветов, стеки, салфетки для рук, доска для пластилина, картон, простой карандаш. | Конспект №3. |
4. | «Жираф» | развиваем творческое мышление, моторику рук. | пластилин, стеки, картон, салфетки для рук, карандаш | Веселый пластилин. Первые шаги (№2). |
Декабрь
№ | Тема | Цель | Оборудование | Литература |
1. | «Деревце в снегу» | Продолжаем знакомить детей с техникой смешивания пластилина 2 цветов. Освоить прием намазывание пластилина. Развиваем воображение. | пластилин, стеки, картон, салфетки для рук, карандаш | Конспект №4. |
2. | «Лисичка» | Продолжаем осваивать навыки работы с пластилином: скатывание шариков, скатывание валиков. | Пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки для рук. | Лыкова И.А. Лепим сказку, стр.6. |
3. | «Снеговики в лесу» | Развиваем моторику рук, воображение, усидчивость. | Пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки для рук. | Макаренко М.К. Чудеса из пластилина, стр. 98 – 99. |
4. | «Новогодние сувениры» | Развиваем воображение. | Пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки для рук, шаблоны снежинок. | Макаренко М.К. Чудеса из пластилина, стр. 100 – 101. |
Январь
№ | Тема | Цель | Оборудование | Литература |
1. | «Сова» | Продолжаем осваивать навыки работы с пластилином: скатывание шариков, скатывание валиков. Развиваем моторику рук. | Пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки для рук. | Багрянцева А. Зоопарк из пластилина, стр. 54-55. |
2. | «Пингвин» | Продолжаем осваивать навыки работы с пластилином: скатывание шариков, скатывание валиков. Развиваем внимание, моторику рук. | Пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки для рук. | Багрянцева А. Зоопарк из пластилина, стр. 38 – 39. |
3. | «Кролик» | Закрепляем навыки работы с пластилином. | Пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки для рук. | Макаренко М.К. Чудеса из пластилина, стр. 26 – 27. |
4. | «Рыбка» | Учим катать конус из пластилина, развиваем внимание, моторику рук. | Пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки для рук. | Макаренко М.К. Чудеса из пластилина, стр. 28 – 29. |
Февраль
№ | Тема | Цель | Оборудование | Литература |
1. | «Лось» | Осваиваем навыки работы с пластилином. Учим лепить конус, развиваем моторику. | Пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки для рук. | Багрянцева А. Зоопарк из пластилина, стр. 56 – 57. |
2. | «Черепаха» | Продолжаем осваивать навыки работы с пластилином, скатывание одинаковых шариков и сплющивание их. | Пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки для рук. | Багрянцева А. Зоопарк из пластилина, стр. 62 – 63. |
3. | «Красный попугайчик» | Продолжаем осваивать навыки работы с пластилином, скатывание одинаковых шариков и сплющивание их. Скатывание колбасок и выкладывание их. Развиваем мелкую моторику. | Пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки для рук. | Макаренко М.К. Чудеса из пластилина, стр. 46 – 47. |
4. | «Тюлень» | Продолжаем осваивать навыки работы с пластилином, учим катать валик и вытягивать нужную форму. Развиваем внимание и моторику рук. | Пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки для рук. | Багрянцева А. Зоопарк из пластилина, стр. 60 – 61. |
Март
№ | Тема | Цель | Оборудование | Литература |
1. | «Какаду» | Продолжаем осваивать навыки работы с пластилином, скатывание одинаковых шариков и сплющивание их. Скатывание колбасок и выкладывание их. Развиваем мелкую моторику. | Пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки для рук. | Багрянцева А. Зоопарк из пластилина, стр. 30 – 31. |
2. | «Картина для мамы» | Освоить прием намазывание пластилина. Учим создавать изображение на плоскости. Развиваем воображение. | Пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки для рук, картон. | Конспект №5. |
3. | «Роза» | Продолжаем осваивать навыки работы с пластилином, скатывание одинаковых шариков и сплющивание их. Развиваем моторику. | Пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки для рук, зубочистки. | Макаренко М.К. Чудеса из пластилина, стр. 12 – 13. |
4. | «Мимоза» | Продолжаем осваивать навыки работы с пластилином, скатывание одинаковых шариков, скатывание колбасок и выкладывание их. Учим создавать изображение на плоскости. Развиваем мелкую моторику. | Пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки для рук, картон. | Конспект № 6. |
Апрель
№ | Тема | Цель | Оборудование | Литература |
1. | «Пестрая бабочка» | Продолжаем осваивать навыки работы с пластилином, скатывание одинаковых шариков и сплющивание их. Скатывание колбасок и выкладывание их. Развиваем мелкую моторику. | Пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки для рук | Макаренко М.К. Чудеса из пластилина, стр. 18 – 19. |
2. | «Овечки на лугу» | Продолжаем осваивать навыки работы с пластилином, учим пользоваться шаблоном. Учим располагать композицию на листе. Развиваем моторику, воображение. | Пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки для рук. | Макаренко М.К. Чудеса из пластилина, стр. 96 – 97. |
3. | «Морские обиатели» | Продолжаем осваивать навыки работы с пластилином, скатывание одинаковых шариков, скатывание колбасок и выкладывание их. Учим создавать изображение на плоскости. Развиваем мелкую моторику. | Пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки для рук, картон. | Макаренко М.К. Чудеса из пластилина, стр. 94-95. |
4. | «Букет ромашек». | Обучаем приёмам работы с пластилином – примазывание, разглаживание, работа с накладными деталями; развиваем творческие способности. | Пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки для рук, картон. | Конспект №7. |
Май
№ | Тема | Цель | Оборудование | Литература |
1. | «Яблоня» | Обучаем приёмам работы с пластилином – примазывание, разглаживание, работа с накладными деталями; развиваем творческие способности. | Пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки для рук, картон, карандаш. | Конспект № 8. |
2. | «Бабачка» | Продолжаем осваивать навыки работы с пластилином, скатывание одинаковых шариков и сплющивание их. Скатывание колбасок и выкладывание их. Развиваем мелкую моторику. | Пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки для рук, картон. | Макаренко М.К. Чудеса из пластилина, стр. 44 – 45. |
3. | «Трудолюбивые пчелки» | Продолжаем осваивать навыки работы с пластилином, учим катать валик и вытягивать нужную форму. Развиваем внимание и моторику рук. | Пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки для рук, картон. | Макаренко М.К. Чудеса из пластилина, стр. 86. |
4. | «Цветочная полянка» | Обучаем приёмам работы с пластилином – примазывание, разглаживание, работа с накладными деталями; развиваем творческие способности. | Пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки для рук, картон. | Конспект №9. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (изобразительной деятельности) с использованием нетрадиционных техник рисования в старшей группе.
Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (изобразительной деятельности) с использованием нетрадиционных техник рисования в старшей группе. Тема: "Гравю...
Непосредственно-образовательная деятельность с использованием ЦОР по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования с детьми старшей группы «Осень золотая».
Непосредственно-образовательная деятельность с использованием ЦОР по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования с детьми старшей группы«Осень золотая».Ц...
Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников кружок по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования "Волшебная кисточка"
Программа доп образования...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники в старшей группе детского сада «Сказка в лесу»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники в старшей группе детского сада «Сказка в лесу»Инте...
Конспект совместной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования «Осенний пейзаж»
Конспект совместной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования «Осенний пейзаж»...
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в страну Рисовандию» для детей подготовительной к школе группы по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования
КОНСПЕКТнепосредственной образовательной деятельности на тему:«Путешествие в страну Рисовандию»для детей подготовительной к школе группы по изобразительной деятельности с использованием не...
Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников: кружок по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования «Фантазёры» (5-7 лет)
Данная программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координац...