Конспект организованной деятельности "Чудесное ремесло"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему
С давних времен люди занимались гончарным делом. Глина вошла в быт человека. Из глины издавна и по сей день делают посуду, глиняными обожженными плитками – черепицей – покрывают крыши домов, на пол кладут керамическую плитку. Из доступной и распространенной повсеместно глины древние мастера изготавливали различные произведения искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной деятельности «Чудесное ремесло»
В мультимедийной комнате на полках стоят глиняные игрушки, посуда.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание , у нас ничего не изменилось в комнате?
(Изменилось. В комнате много глиняных изделий)
Воспитатель:- Из чего сделаны эти предметы?
(Предметы сделаны из глины.)
Воспитатель: Кто может сказать, откуда берут глину?
(Глину берут из земли.)
Воспитатель: Как глина появилась в земле?
(Когда то на месте, где сейчас глина, была река, река высохла, а глина осталась).
Воспитатель: Чем добывают глину?
(Глину добывают экскаватором, лопатой и скребком).
Воспитатель: Как называется место, где добывают глину?
(место, где добывают глину, называется – карьер)
Воспитатель: А в народе это место называют «копанце»
Глину сразу используют, когда его добудут?
(Нет, его пропускают через специальную мельницу или дробилку, чтобы она стала как песок)
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас провести опыты с глиной и песком.
Дети проходят к экспериментальным столам, под руководством воспитателя проводятся опыты.
Опыт 1. Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать: песок или глину? (одинаково)
Вывод: песок и глина сыпучие.
Опыт 2. С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из очень мелких зернышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные ,желтого цвета. Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи, и чем отличаются? Одни дети могут ответить, что песчинки похожи, другие – что нет, и не нужно их разубеждать. Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки. Затем рассмотрите таким же образом песчинки глины. Видны ли такие же частички в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам». А в глине – очень мелкие частички. Если у вас есть лупы с большим увеличением, пусть дети рассмотрят глину, растертую в порошок. Пылинки, которые можно увидеть, намного меньше песчинок.
Вывод: частички песка крупнее частичек глины.
Опыт 3. Во время проведения этого опыта не следует забывать о безопасности детей: ведь песчинки могут попасть в глаза или в нос. Чтобы избежать этого, можно проводить опыты в стеклянных банках. В банку насыпьте тонким слоем глину или песок, закройте полиэтиленовой крышкой. В нижней части крышки сделайте отверстие для резиновой трубки, через которую можно вдувать в банку воздух. Один конец трубки будет находиться в банке, в другой вставьте обычную резиновую грушу. Создайте в банке сильный поток воздуха – игрушечный ветер. Что происходит с песчинками? Они легко двигаются, сдуваются. Затем подуем так же на частички глины. Глина поднимается выше, чем песок.
Вывод: частички глины легче, чем частички песка.
Опыт 4. Аккуратно нальем воду в стаканчик с песком. Потрогаем его. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками. Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно? Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине. Для большей наглядности можно одновременно наливать воду в оба стаканчика и следить, в каком из них вода впитывается быстрее.
Вывод: между частичками песка расстояние больше, чем между частичками глины.
Опыт 5. Слепим из влажной глины и песка шарики. Шарик из песка получился непрочный. А шарик из глины получился прочным, частички как будто слились, получилась однородная масса, масса пластичная.
Вывод: глина пластичная.
Дети вытирают салфеткой руки и присаживаются на стульчики.
Воспитатель:- Ребята, где используют глину?
(Дети будут называть разные варианты, но воспитатель останавливается на варианте строительства)
Ребенок: С древних времен люди использовали глину при постройке жилищ. Они вырывали яму, наливали туда воду, добавляли солому и топтали ногами. Из этой смеси делали кирпичи, сушили на солнце. Этот кирпич назывался саман. Жилища защищали людей от жары летом, а зимой от холода.
Воспитатель: А в наше время используют глину в строительстве?
(Да, ее добавляют в строительные смеси и делают из нее кирпичи)
Воспитатель: Чем саман отличается от современного кирпича?
(Саман делали вручную, а кирпич делают на заводе. Кирпич ровный, саман не очень)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам побыть в роли строителей дома. Что нам для этого нужно?
(Чтобы построить дом, нужны кирпичи, крыша, окно, дверь, печь)
На интерактивной доске дети поочередно выкладывают детали дома.
Воспитатель: Сколько кирпичей на первом слое дома?
(На первом слое дома 5 кирпичей)
Сколько кирпичей на четвертом слое дома?
(На четвертом слое дома 2 кирпича)
На каком слое больше кирпичей?
(На первом)
На сколько больше?
(На 3 кирпича)
Воспитатель: Где еще используют глину?
(Глину используют в медицине. Ее накладывают на раны, опухоли, порезы. Примочки из глины вытягивают гной из ран. Во время войны использовали глину при переломах.)
Еще где используется глина?
(Глина используется в косметологии. С древних времен женщины накладывали разноцветную глину на кожу лица. Еще белую глину использовали при стирке)
Воспитатель показывает глину для лица разного цвета.
( Из глины делают посуду)
С древних времен люди заметили, что еда в такой посуде долго хранится, становится вкуснее. Глиняная посуда долго сохраняет тепло и холод)
Воспитатель: Я сейчас вам загадаю загадки .
С языком – а не лает,
Без зубов – а кусает?
Шипит и злится,
Воды боится
( огонь)
Если работает она,
Не будет голодная семья.
(печь)
Она – и туча, и туман.
Она – ручей и океан.
Она летает и бежит
И стеклянной может быть.
(Вода).
Сухая – сыпучая,
Мокрая – липучая.
(глина)
Кружится и вертится
И посуда делается.
(гончарный круг)
Воспитатель: Человеку какой профессии не обойтись без всего этого?
(Гончару)
Воспитатель: А вы хотите на некоторое время стать гончарами?
(Да!) Я приглашаю вас в гончарную мастерскую.
Дети проходят за столы с гончарными кругами, повторяют правила работы с глиной на кругах и начинают работать с ними.
После работы воспитатель спрашивает у детей о том, что они сегодня сделали. Что узнали нового. Что им понравилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи в доступной, игровой занимательной форме поможет педаго...
конспект развлечения КВН о Москве, комплексно- тематическое планирование во второй младшей группе и конспект организованной образовательной деятельности по художественной литературе "Рассказывание нанайской сказки "Айога"
мероприятие направленное на развитие нравственно- патриотического воспитания дошкольников, расширение знаний о Москве, о народно- прикладном искусстве; в комплексно- тематическом планировании даются з...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/29/picture-1080525-1606623754.jpg)
Конспект "Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Огород бабушки Агафьи на нашем окне»
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Огород бабушки Агафьи на нашем окне»Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе познавательной ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/19/picture-848703-1552996414.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности «Народные ремесла Кубани» в подготовительной к школе группе.
Конспект занятия «Народные ремесла Кубани» в подготовительной к школе группеЦель - формировать у дошкольников целостное восприятие искусства как частикультуры народа. Задачи:1. Познак...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/24/picture-1452465-1674557321.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности детей в старшей группе по заучиванию стихотворения А. С. Пушкина «У лукоморья» Автор конспекта ННОД: Белоголова А.Ю
Представлен конспект по художественной литературе в старшей группе на тему "У лукоморья дуб зеленый"...