«Формирование познавательного интереса у старших дошкольников к народному декоративно - прикладному искусству»
статья по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа) по теме

Румянцева Елена Юрьевна

Дошкольное детство - важный этап социального развития личности. Воспитание познавательныхинтересов - это важная составная часть в формировании личности ребёнка. сегодня особое значение приобретает создание условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребёнка. познавательный интерес придаёт мыслительной деятельности эмоциональную окрашенность и повышает её продуктивность. Важное значение имеет формирование у ребёнка понятий о добре и зле. Народное искусство способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, духовно богатых. Учит любить и ценить народные истоки и традиции. Воспитывает гордость за народных умельцев.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование познавательного интереса у старших дошкольников

к народному декоративно - прикладному искусству»

Автор составитель Румянцева Елена Юрьевна

Дошкольное детство — важный этап социального развития личности. Воспитание  познавательных  интересов - важная составная часть  воспитания  личности  ребёнка.  Проблема формирования познавательного интереса к декоративно-прикладному искусству рассматривается мной в качестве значимого аспекта его развития.

Сегодня особое значение приобретает создание условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка. Процесс познавательной активности строим с учетом “внутреннего состояния готовности к познавательной деятельности к поиску впечатлений, реализующихся в познавательных действиях и операциях” (М.Лисина).

      Проблемой познавательного интереса занимались многие отечественные и зарубежные психологи, такие как Рубинштейн С.А., Фрейд З., Морозова Н.Г., Щукина Г.И. В исследованиях выявлены особенности проявления познавательных интересов (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.И. Логинова, Л.М. Маневцова, Н.Н. Подъяков и др.).

     Познавательный интерес придаёт мыслительной  деятельности  эмоциональную  окрашенность  и  повышает  её  продуктивность.  Интерес  заставляет  ребёнка  активно  стремиться  к  познанию,  а  также  способствует  формированию  нравственных  качеств. В  настоящее  время  резко  снизилась  роль  значения  таких  понятий,  как  патриотизм,  чувство  национальной  гордости. Поэтому   важно  возникновение  познавательных  интересов  к  истории  народной  культуры. В этой связи, особый интерес представляет развитие познавательного интереса как «пускового механизма»  освоения  представлений о народных промыслах.

     Декоративно-прикладное искусство - область декоративного искусства, включающего создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.). При обработке материалов (металл, дерево, керамика, стекло, текстиль и др.) в декоративно-прикладном искусстве используются литье, ковка, чеканка, гравирование, резьба, роспись, инкрустация, вышивка, набойка и т. д. Произведения декоративно-прикладного искусства составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически ее обогащают. Они обычно тесно связаны с архитектурно-пространственным окружением, ансамблем (на улице, в парке, в интерьере) и между собой, образуя художественный комплекс. Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества, его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, с начале 20 в. также с художественным  конструированием.

     Каждый раз, встречаясь с разными произведениями декоративно - прикладного искусства, дети будут осваивать их образный язык, открывать для себя смысл, который несут декоративные элементы и благодаря которым вещь становится художественной и ценной. Познавательный  интерес  проявляется  в  эмоциональном  подъёме,  ожиданию  удовольствия  от  предстоящей  деятельности,  желании  узнать  больше  о  предмете  интереса,  в  стремлении  продолжать  работу,  а  также  наличие  вопросов  познавательного  характера  (В.Ф. Максимович, М.Р. Белоусов, Е.В. Гайманова, Н.Р. Казанская и др.).  Эти исследователи занимались одним из видов нормы народной педагогики, которым следовали родители – давали свои результаты.  Взрослые строго соблюдали последовательность в работе с детьми, превращая её в своеобразный трудовой ритуал, в закон мастерства, передаваемый из поколения в поколение.  Известны многие талантливые семьи мастеров, где интерес ребёнка воспитывался собственным примером родителей: косторезов Гурьевых,  Шубиных,  Шашениных;  богородской резьбы – Чушкиных,  Устратовых,  Шишовых,  Рыжовых,  Потаповых,  Морозовых; хохломской росписи – Красильниковых, Тюкаловых,  Подоговых и др.

     Преимуществами в процессе развития познавательных интересов в приобщении  детей к народным промыслам, по мнению исследователей В. М Вишневской, Н. И Каплан, С. М Буданова является то, что  «Характер образов и мотивов народного декоративного искусства неразрывно связан со свойственными ему задачами преображения среды, окружающей человека, и его самого, в соответствии с представлением о добре и красоте.  Это искусство обладает способностью вносить в жизнь радость, яркие краски, бодрые ритмы, утверждать положительные идеалы. Народное декоративное искусство способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, духовно богатых, наделенных тонким поэтическим чувством, учит любить и ценить то, что признано народом». В настоящее время начинает угасать интерес к истокам народной культуры. Недостаточно изучено развитие познавательных интересов в процессе приобщения дошкольников к истории возникновения народных промыслов, используют преимущественно репродуктивные методы и приемы; недостаточно «задействованы»  приемы, обеспечивающие развитие интересов. 

Я попыталась изучить возможности развития интереса у старших дошкольников к декоративно-прикладному искусству (на примере народных промыслов).

Актуальность этой проблемы определяется рядом факторов:

1) встречаясь с разными произведениями декоративно - прикладного искусства, дети будут осваивать их образный язык, открывать для себя смысл, который несут декоративные элементы и благодаря которым вещь становится художественной и ценной.

2) Познавательный  интерес  проявляется  в  эмоциональном  подъёме,  ожиданию  удовольствия  от  предстоящей  деятельности,  желании  узнать  больше  о  предмете  интереса,  в  стремлении  продолжать  работу,  а  также  наличие  вопросов  познавательного  характера.

3) Характер образов и мотивов народного декоративного искусства неразрывно связан со свойственными ему задачами преображения среды, окружающей человека, и его самого, в соответствии с представлением о добре и красоте.

4) Народное декоративное искусство способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, духовно богатых, наделенных тонким поэтическим чувством, учит любить и ценить то, что признано народом.

Актуальность исследования обусловлена тем, что требует решения проблема угасания  интереса к истокам народной культуры. Недостаточно изучено развитие познавательных интересов в процессе приобщения дошкольников к истории возникновения народных промыслов, используют преимущественно репродуктивные методы и приемы; недостаточно «задействованы»  приемы, обеспечивающие развитие интересов. 

Объектом моего исследования стало приобщение старших дошкольников к декоративно-прикладному искусству. Предметом  исследования стало развитие познавательного интереса к декоративно-прикладному искусству (на примере народных промыслов) у старших дошкольников.

Задачи:

  1. Определить психолого-педагогические подходы к проблеме развития познавательного интереса к декоративно-прикладному искусству (на примере народных промыслов).
  2. Выявить особенности освоения старших дошкольников и особенности проявления интереса к декоративно-прикладному искусству (на примере народных промыслов).
  3. Разработать и апробировать педагогическую технологию развития познавательного интереса к декоративно-прикладному искусству (на примере народных промыслов) у старших дошкольников.

Я считаю, что в старшем дошкольном возрасте возможно развитие познавательного интереса к декоративно-прикладному искусству (на примере народных промыслов), и данный процесс будет более эффективным при следующих условиях:

  1. последовательной и усложняющейся работе по развитию интереса у старших дошкольников к декоративно-прикладному искусству (на примере народных промыслов);
  2. осуществление в сочетании обогащения опыта восприятия декоративно-прикладного искусств (на примере народных промыслов) и активизации художественной декоративной деятельности;
  3. развитие компонентов познавательного интереса в единстве (волевых, когнитивных, эмоциональных, творческих);
  4. организации разных форм детской деятельности в процессе освоения  декоративно-прикладного искусства;
  5. использования разнообразия предметов декоративно-прикладного искусству с различной росписью; создание ситуаций, обеспечивающих развитие умений декорирования, освоение способов заполнения основ, а также развитие эстетических способностей

Актуальность проблемы обусловлена тем, что воспитание  познавательных  интересов – одна из важных составных частей  воспитания  личности  ребёнка. Процесс познавательной активности строится с учетом внутреннего состояния готовности к познавательной деятельности к поиску впечатлений, реализующихся в познавательных действиях и операциях.

Согласно этому:

Развитие интереса к декоративно-прикладному искусству предполагал:

- обогащение опыта ребёнка,

- способность распознавать некоторые виды народных промыслов,    использование накоплено опыта в самостоятельной деятельности,

- развитие умения детей создавать интересные образы,

- умение видеть особенности материала,

- проявление творчества

-  развитие устойчивого познавательного интереса.

 1 этап имел цель - ознакомление старших дошкольников с различными видами декоративно-прикладного искусства;

2 этап имел цель - развивать когнитивные способности, эмоциональный интерес, волевые качества и творческие способности;

 3 этап имел цель - поощрять проявления всех сторон познавательного интереса в ходе ознакомления использования в своей деятельности декоративно-прикладного искусства старшими дошкольниками.

Для благоприятной творческой обстановки в группе использовались традиционные и нетрадиционные методы и приёмы: например разные  направления в музыке, как народной, так и классической. Огромное количество иллюстраций и предметов декоративно-прикладной деятельности, силуэты из картона и трафареты декоративно-декоративно прикладных предметов, журналы, раскраски. Разные виды глины. Использование слайдов  и различных алгоритмов. Дидактические игры. Проведение творческих вечеров и досугов с родителями. Использовалась Театрализованная атрибутика ( сарафаны,  рубашки- косоворотки, Би-ба-бо Петрушка – зазывала на ярмарку, русские-самовары для чаепития, На первом занятии «Веселая ярмарка» дети познакомились с некоторыми видами народных промыслов, узнали историю создания предметов декоративно-прикладного искусства, историю украшения; пытались самостоятельно украсить предложенные заготовки предметов, но у них получалось это с трудом. Некоторые дети не могли различать похожие виды промыслов по стилевым признакам (например, Каргопольские и Филимоновские игрушки).

Но, несмотря на трудности, дети заинтересовались историей создания предметов, стали рассматривать иллюстрации и предметы разных видов промыслов, чтобы найти схожесть и различия  рисунка. А также назначение разных предметов и использование их в быту. Сначала распределение предметов по группам у детей вызывала определенные  сложности: дети не знали, как и что нужно делать, как сортировать предметы, убирать лишние по материалу (например, керамика, глина или дерево), затруднялись в использовании моделей техники Триз, какой материал взять, чтобы получился необходимый образ. Детям требовалось пояснение и разъяснение. Занятия вызывали у детей огромный интерес. Дети контрольной группы очень хотели принять участие в работе, некоторые дети подходили по несколько раз и просили, чтобы им тоже дали что-нибудь пораскладывать. Следующим шагом стало разучивание различных потешек, придумывание загадок, составление рассказов и волшебных сказок о предмете, а также освоение работы с глиной.

Непосредственная образовательная деятельность: «Мастерская свистулек»,  «Елочка-красавица», где  дети должны были самостоятельно украсить елочку необычными игрушками, выполненных различными материалами. В конце деятельности  все ребята показывали друг другу свои работы, утверждая, что «Моя ёлочка самая красивая». «Посуда». Дети самостоятельно придумывали сюжет, выбирали предложенный материал и располагали его в соответствии со своим замыслом. В совместной деятельности  по теме: «Весёлые игрушки» дети самостоятельно подбирали иллюстрации с изображением декоративно-прикладной игрушки к предложенной музыке или  потешке. Все дети справлялись с заданиями, активно в них участвовали, творили. Некоторые дети не хотели заканчивать игру, просили еще дать картинки и включить музыку. На этом же этапе проводилась серия совместной игровой деятельности «Ярмарка чудо - узоров». Здесь детям предлагалось в игровой форме обыграть товар. Выступить в роли коробейников, расхвалить свой товар покупателю, а это, в свою очередь, говорит о большой заинтересованности детей. Дети были активными, придумали каждому предмету рекламу. После того, как все товары были распроданы, устраивались хороводы и чаепитие с самоваром и блинами,

При выборе формы, размера и материала для украшения предмета, дети придумывали название своему изделию  (например: “Весёлые свистульки”, “Озорные козлики”, “Барышни”, “Чудо-мебель” и т.д.). Для детей и родителей был объявлен конкурс по теме: «Весёлая ярмарка пришла». Дети и родители проявили активность и творчество при выполнении работ. Была организована выставка работ. Дети проявляли гордость, показывали свои работы другим ребятам, по несколько раз подводили родителей к стенду, организована выставка детских рисунков «Путешествие в мир игрушки».

Результаты контрольного этапа показали эффективность данной работы.

Таким образом, экспериментальные результаты позволяют подтвердить гипотезу исследования, что

В старшем дошкольном возрасте возможно развитие познавательного интереса к декоративно-прикладному искусству (на примере народных промыслов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Декоративное рисование как средство развития детского изобразительного творчества....

Конспект занятия – по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе. «Народные промыслы России»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация»Цель:Знакомство детей с изделиями народных п...

Консультация для педагогов. Тема: «Прикладное творчество» и «Народное декоративно- прикладное искусство в старшей и подготовительной к школе группе»

Декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста....

Роль педагога и семьи в формировании интереса к народному декоративно-прикладному искусству у дошкольников

Роль педагога и семьи в формировании интереса к народному декоративно – прикладному искусству у дошкольников...

Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группе Тема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»

Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группеТема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства&raqu...