"Формирование у старших дошкольников лексико-грамматических категорий"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Михайлова Елена Владимировна

В данном материале помещается выступление на МО учителей-логопедов по теме "Формирование у старших дошкольников лексико-грамматических категорий". Прилагается конспект логопедического занятия по теме: "Посуда".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx11.53 КБ
Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya.docx15.08 КБ

Предварительный просмотр:

                   Выступление на МО

Тема: «Формирование у старших дошкольников лексико-грамматических категорий».

  Тема, которой будет посвящено наше открытое занятие относится к разделу «формирования у старших дошкольников лексико – грамматических категорий».                                                                                         Как говорил К.И.Чуковский: «огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок должен ориентироваться в этом хаосе.                                                                     Тема «формирования лексико-грамматических категорий» является актуальной . Так как в настоящее время встречается много дошкольников  с нарушениями лексико-грамматического строя речи. Таким детям трудно усвоить общеобразовательную программу детского сада и тяжело при поступлении в школу.

         Нарушение лексико-грамматического строя проявляется  в виде бедности словаря, аграмматизмов, трудности словообразования и словоизменения, несформированности связной речи.

        На данном слайде представлены задачи, которые решаются на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий.

        Методы и приемы формирования грамматически правильной речи могут быть разнообразны.

       Ребенок в ходе образовательного процесса интегрирует  с разными специалистами.

     Формы работы с родителями также разнообразны.

      Предлагаю вашему вниманию занятие на лексическую тему: «Посуда». Занятие является обобщающим по данной теме.



Предварительный просмотр:

             Конспект логопедического занятия

                               Тема : «Посуда»

Задачи:

-настроить детей др. на др., дать возможность каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания;

-способствовать  активизации и расширению словаря по теме;

-способствовать умению образовывать сущ. при помощи суффиксов: -ик-, иц-, -енк-, онк-;

-способствовать развитию  мышления и воображения.

Оборудование: мультимидийный проектор, экран, картинки с предметами посуды по кол-ву. детей, волшебная палочка, колокольчик, разрезные картинки.

                                  Ход занятия.

  1. Коммуникативно-речевая игра «Добрый друг».

Логопед.

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева – друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Игра  «Ласковое слово»

Ребята, я вас приглашаю встать в большой круг, и подарить другу «ласковое слово». «Волшебной палочкой взмахну и ласковое слово другу подарю» (дети, стоя в кругу, передают др. др. «волшебную палочку», говоря при этом добрые, ласковые слова: солнышко ты мое ясное, котенок мой ласковый, звездочка моя ясная, цветочек мой нежный, песенка моя звонкая и т.д.).

Логопед:

- Очень приятно слышать в свой адрес ласковые слова. И настроение становится замечательным и солнечным! С таким добрым настроением и начнем наше занятие.

(Под тревожную музыку вбегает растрепанная Федора в грязном фартуке, плачет).

 -Ой, вы бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои

Воротитесь-ка немытые домой,

Я водою вас умою ключевой.

Логопед: Бабушка, что случилось, почему Вы плачете?

Федора: От меня убежала… (всхлипывает, не может сказать, жестами и мимикой изображает ложку, чашку, кастрюлю).

Логопед: Ребята, что убежало от бабушки? Я, кажется узнала эту бабушку, а Вы?

Дети: Это бабушка Федора из сказки К.И. Чуковского «Федорино горе».

Федора: Да, вы правы, это я. От меня убежали чашки, блюдца, кастрюли, одним словом…

Дети: Посуда.

Федора: Детки, миленькие, помогите мне вернуть мою посуду.

Логопед: Ребята, поможем Федоре?

Дети: Да.

Логопед: Ну, тогда в путь.

Чтобы вернуть посуду Федоре мы должны правильно выполнить все задания.

  1. Презентация.
  1. Назови предметы посуды.
  2. Назови только столовую посуду.
  3. Назови только кухонную посуду.
  4. Назови только чайную посуду.

Физкультминутка: № 27 «Помощники».

  1. Образование сущ. при помощи суффиксов –иц-, -ик-,      -енк-, -онк-.
  2. Игра «Скажи наоборот»(игра с мячом)
  3. Игра «Что лишнее и почему» (с картинками)

Логопед: Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями. Подарим Федоре новый чайный сервиз (дети выполняют аппликацию сервиза под музыку).

 А ты, Федора, береги свою посуду, относись к ней бережно, вовремя ее мой, держи в чистоте и в порядке.

Федора: Спасибо, ребятки, что помогли мне, подарили новый сервиз. И за это я вас отблагодарю (дарит сладости).

Логопед: Спасибо тебе, Федора, за подарки (уходит под музыку).

  1. Итог занятия: - Ребятки, понравилось вам занятие? А что именно понравилось? Расскажите. Молодцы!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование фронтальных (групповых) занятий по формированию фонетической стороны речи, лексико-грамматических категорий, развитию связной речи с детьми с ОНР (первый год обучения) в старшей логопедической группе

Календарно-тематическое планированиефронтальных (групповых) занятийпо формированию фонетической стороны речи,лексико-грамматических категорий,развитию связной речис детьми с ОНР (первый год обуч...

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ, ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ, РАЗВИТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ в группе компенсирующей направленности для дете

В перспективном планировании образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи  представлено 33 лексических темы, разработанные для ...

Презентация проекта "Формирование у старших дошкольников лексико-грамматических категорий через дидактические игры и упражнения"

В дидактических играх с грамматическим содержанием решаются задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы, грамматического явления. Развитие лексико-грамматического строя в дошкольно...

Формирование фонематического слуха и лексико-грамматических категорий с помощью игр и упражнений на базе развивающих домашних заданий

Формирование фонематического слуха и лексико-грамматических категорий с помощью игр и упражнений на базе развивающих домашних заданий...

ПОСОБИЕ "Формирование у дошкольников лексико-грамматических категорий"

ПОСОБИЕ "Формирование у дошкольников лексико-грамматических категорий"....