Программа работы кружка Пластилинография - детский дизайн"
календарно-тематическое планирование по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему
Направленность программы «Пластилинография» по содержанию является художественно- эстетической; по функциональному предназначению - художественно –прикладной; по форме организации - кружковой; по времени реализации - годичной.
Программа разработана на основе методических разработок автора Давыдовой Г.Н. Новизна программы состоит в том, что ребенок приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.
«Пластилинография» помогает подготовить руку ребенка к письму. Чем чаще ребенок моделирует из различных материалов (пластилин, тесто, глина), тем активнее у него развиваются общие и изобразительные задатки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgot_gr_perspekt_moy.docx | 445.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Актуальность.
В современном мире, где рядом с надеждами живёт тревога о судьбах человечества и планеты, наиболее прогрессивно мыслящие люди видят всю важность воспитания будущих поколений в духе гуманизма. Доктор философских наук, эстетик Е.М. Торшилова показывает, что приоритет общечеловеческих ценностей связан с таким более широким и более универсальным, чем идеология, пониманием человека и единства человеческого рода, которое в равной мере базируется на его биологическом, психофизиологическом и культурном единстве. В условиях эстетического развития и эстетического воспитания, в отличие от других форм воспитания, задействованы все эти уровни развития человека как представителя рода.
Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Эстетическая деятельность - это духовно-практическая, эмоционально-рациональная активность человека, содержанием которой является построение индивидуальной картины мира через создание выразительных художественных образов, а целью - гармонизация своих отношений с миром.
В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.
В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью... Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.
Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.
Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.
Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры.
Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.
Цель и задачи.
Цель программы - формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей.
Основные задачи:
1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
2.Создание условий для свободного экспериментирования с природными, бросовыми материалами.
3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.
4. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание - художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в художественную форму.
5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
В лепке - показать детям разнообразие пластических материалов (глина, пластилин, соленое тесто) познакомить с их свойствами (пластичность, вязкость, вес, цельность массы) возможность своего воздействия на материал и на этой основе учить детей.
Видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки;
Синхронизировать работу обеих рук; координировать работу глаз и рук (формировать зрительный контроль за движениями своих рук); соизмерять нажим ладоней на комок пластилина.
Учить детей анализировать форму предмета, объяснять связь между пластической формой и способом лепки; совершенствовать изобразительную технику - освоение рельефной лепки (натюрморт, портрет), скульптурного способа или лепки из целого куска путём вытягивания и моделирования частей; показывать способ лепки на форме или каркасе для прочности сооружения, предлагать на выбор приёмы декорирования лепного образа (рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой .Побуждать детей создавать динамичные выразительные образы, самостоятельно выбирая материал (глина, пластилин, солёное тесто), способы лепки (скульптурный, комбинированный, конструктивный, модульный, рельефный), приёмы декорирования образа.
Межпредметные связи.
- Знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок.
- Обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения, природные ландшафты, специально оформленные помещения, мебель, посуда, одежда, игрушки, книги и т.п.); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор; показывать, из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект.
- Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.
- Учить детей грамотно отбирать содержание лепки («населять» лес, водоём соответствующими обитателями, на лугу изображать ромашки, васильки, колокольчики, а в саду - розы, астры, тюльпаны).
- Поддерживать желание передавать характерные признаки объектов и явлений на основе представлений, полученных из наблюдений или в результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций в детских книгах и энциклопедиях; отражать в своих работах обобщённые представления о цикличности изменений в природе (пейзажи в разное время года).
-При создании сюжета передавать несложные смысловые связи между объектами, стараться показать пространственные взаимоотношения между ними (рядом, сбоку, вверху, внизу), используя для ориентира линию горизонта.
- Поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения.
- Формировать представления о художественных ремеслах резьба и роспись по дереву, знания о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера.
-Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами (картон белый и цветной, ткань, глина, пластилин, тесто), инструментами (карандаши, стека), природный и бросовый материал.
Общепедагогические принципы.
- принцип культуросообразности: построение универсального эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций;
- принцип сезонности: построение познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
- принцип систематичности и последовательности: постановка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
- принцип цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту;
- принцип природосообразности: постановка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
- принцип интереса: построение программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
Предполагаемый результат.
В результате освоения полного курса занятий дети овладевают нетрадиционной художественной техникой изобразительного искусства - пластилинографии.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла, иногда дети заменяют пластилин на другой лепной материал (тесто, глина). Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.
Занятия проводятся один раз в неделю в совместной деятельности, во второй половине дня по подгруппам..
Тематическое планирование по занятиям.
Подготовительная группа
№ занятия | Тема занятия. | Количество Часов. |
1 | Кленовый листик | 1 |
2-3 | Подарки осени | 2 |
4-5 | Осенние деревья | 2 |
6-7 | Корзинка с грибами | 2 |
8 | Разные деревья | 1 |
9 | Снегири и синички | 1 |
10 | Веточка ели | 1 |
11-12 | Новогодняя елочка | 2 |
13-14 | Сказочный дворец | 2 |
15-16 | Жители морские | 2 |
17 | Облака белогривые лошадки | 1 |
18-19 | Ветер по морю гуляет | 2 |
20-21 | Милой мамочке букет | 2 |
22 | Солнышко улыбнись | 1 |
23 | Зима не даром злится | 1 |
24-25 | Городец - удалец | 2 |
26 | Ночное небо | 1 |
27-28 | Волшебный замок | 2 |
29-30 | Мы на луг ходили | 2 |
31-32 | Весенний ковер | 2 |
Содержание образовательной программы
Подготовительная группа
Октябрь
1 занятие
Тема: Кленовый листик.
Задачи: Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе. Обучать детей приемам работы в технике «пластилинография»: придавливать, примазывать, разглаживать, смешивать разные цвета пластилина.
Материал: картон плотный голубого цвета, пластилин (красного, желтого, зеленого) цвета, салфетка для рук.
Методы и приемы: разгадывание загадок, рассматривание осенних листьев, рассматривание репродукции И. Левитана «Золотая осень».
2-3 занятие
Тема: Подарки осени.
Задачи: Способствовать расширению знаний о многообразии растительного мира, знакомить детей с натюрмортом. Учить оформлять композицию из разных объектов. Продолжать учить детей в работе с пластилином на плоскости. Учить детей приему «влияние одного цвета в другой». Воспитывать чувство любви к родной природе.
Материал: Плотный картон желтого цвета с силуэтами кленового, дубового листьев, рябиновой грозди с листьями. Пластилин (красного, зеленого) цвета, стека, простой карандаш, салфетка для рук.
Методы и приемы: Рассматривание веточки рябины, осенних листьев с разных деревьев, заучивание стихотворения
4-5 занятие
Тема: Осенние деревья.
Задачи: Закреплять умение работать пластилином: раскатывание, сплющивание, разглаживание поверхностей. Развивать мелкую моторику.
Материал: плотный картон голубого цвета, пластилин желтый,
оранжевый ,красный, стеки, салфетки для рук
Методы и приемы: Отгадывание загадок, рассматривание фотографий осенних деревьев.
Ноябрь
6-7 занятие
Тема: Корзинка с грибами .
Задачи: Вызывать интерес к окружающему миру, продолжать учить использование в творческой деятельности детей технического приема - пластилинографии. Продолжать учить раскатывать тонкие жгутики из пластилина.
Материал: силуэт корзинки с грибами , пластилин (зеленого, красного, желтого) цвета, стека, салфетка для рук.
Методы и приемы: отгадывание загадок, чтение стиха.
8 занятие
Тема: Разные деревья
Задачи: Учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения разных деревьев посредством пластилинографии. Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал. композиция.
Материал: картон синего цвета , набор пластилина, стека, салфетка для рук, иллюстрации с изображением разных деревьев.
Декабрь
9 занятие
Тема: Снегири и синички.
Задачи: Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни птиц. Стимулировать интерес к экспериментированию в работе; включать в оформление работы «бросовый» материал. Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки.
Материал: Белый картон с силуэтом птицы, пластилин( черного, желтого, синего, красного, коричневого) цвета, салфетка для рук.
Методы и приемы: Рассматривание картинок птиц, чтение стихотворения.
10 занятие
Тема: Веточка ели.
Задачи: Продолжать учить раскатывать ровные жгутики, развивать мелкую моторику, освоение пластических особенностей пластилина.
Материал: Плотный картон, пластилин коричневого, зеленого цвета, цветные пайетки, бисер, бусины, салфетка для рук.
Методы и приемы: Музыкальное произведение, чтение стихотворения.
11-12 занятие
Тема: Новогодняя елочка.
Задачи: Стимулировать интерес к экспериментированию в работе; учить получать многослойный пластилин
Материал: Плотный картон голубого цвета, пластилин (желтого, красного, зеленый) цвета, стека , салфетка для рук.
Методы и приемы: Рассматривание новогодних елочек , чтение книг.
Январь
13-14 занятие
Тема: Сказочный дворец.
Задачи: Дать детям представление об архитектуре старинных зданий. Продолжать развивать умения детей выполнять лепную картину на плоскости. Развивать фантазию, воображение. Стимулировать интерес к экспериментированию в работе; включать в оформление работы «бросовый» материал.
Материал: Плотный картон белого цвета, пластилин (зеленый, оранжевый), зубочистки, бусины, бисер, , стека, карандаш, салфетка для рук.
Методы и приемы: Чтение загадок, рассматривание иллюстраций.
15-16 занятие
Тема: Жители морские.
Задачи: Дать детям представление о разнообразии животного мира. Продолжить знакомство детей со специальным жанром изобразительного искусства – анималистикой. Учить передавать форму, характерные детали внешнего вида животного способом пластилинографии. Развивать воображение, композиционные навыки.
Материал: картон голубого цвета, набор пластилина, салфетка для рук, доска для лепки, стека, иллюстрация с изображением морских жителей.
Методы и приемы: Отгадывание загадки, рассматривание иллюстраций с изображением морских жителей.
Февраль
17 занятие
Тема: Облака белогривые лошадки.
Задачи: Развивать образное мышление. Закреплять умение работать в технике пластилинографии. Развивать воображение. Испытывать радость от создания работ.
Материал: Картон голубого цвета, пластилин белого цвета, стека, салфетка для рук, рисунки различных видов облаков.
Методы и приемы: Слушание песенки «Облака», физкультминутка, пальчиковая гимнастика.
18-19 занятие
Тема: Ветер по морю гуляет.
Задачи: Закреплять умение детей делить брусок пластилина на две равные части, раскатывать его круговыми и прямыми движениями ладоней. Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей. Продолжать формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости – пластилинографии.
Материал: Картон синего цвета, пластилин желтого и оранжевого цвета, доска для лепки, стека, салфетка для рук.
Методы и приемы: Загадывание загадки, физкультурная разминка, , иллюстрация с изображением корабля.
Март
20-21 занятие
Тема: Милой мамочке букет.
Задачи: Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой. Развивать умение любоваться природными формами и преобразовывать их в декоративные. Закреплять умение детей выполнять лепную картину, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. Формировать композиционные навыки.
Материал: картон желтого цвета, набор пластилин, простой карандаш, стека, салфетка для рук, фото с изображением цветов.
Методы и приемы: Чтение стихотворения «Цветы», пальчиковая гимнастика
22 занятие
Тема: Солнышко улыбнись.
Задачи: Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, умение сочуствовать персонажам, желание помогать им. Учить передавать образ солнышка, совершенствуя умения детей скатывать шарик, сплющивать его на картоне. Упражнять в скатывании колбасок. Поддерживать в детях желание доводить начатое до конца.
Материал: Картон голубого цвета, пластилин желтого цвета, салфетка для рук, доска для лепки, персонажи к сказке «Утренние лучи» К. Ушинского для фланелеграфа.
Методы и приемы: Отгадывание загадок, слушание песенки «Где ночует солнышко», физкультминутка, пальчиковая гимнастика.
23 занятие
Тема: Зима не даром злится.
Задачи: Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства «пейзаж». Учить детей работать в подгруппе. Продолжать учить рисовать пластилином
Материал: Картон, простые карандаши, пластилин белого, синего, черного цвета салфетка для рук.
Методы и приемы: Чтение стихотворения, рассматривание репродукций о зиме, музыкальное сопровождение.
Апрель
24-25 занятие
Тема: Городец – удалец.
Задачи: Продолжать знакомство с городецкой росписью. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте. Закрепить умение смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка. Развивать интерес к народному творчеству
Материал: Картон желтого цвета. пластилин, стеки, доски, салфетка для рук.
Методы и приемы: Образцы изделий городецких мастеров.
26 занятие
Тема: Ночное небо.
Задачи: Учить детей передавать образ звездного неба. Закрепить навыки работы с пластилином. Научить делить готовую форму на мелкие части и скатывать из них шарики. Развивать композиционное и пространственное воображение.
Материал: Картон черного цвета, пластилин желтого и белого цвета, стека, салфетка для рук, доска для лепки.
Методы и приемы: Слушание колыбельной песенки, отгадывание загадок, физкультминутка.
27-28 занятие
Тема: Волшебный замок.
Задачи: Развивать у детей творческое воображение. Развивать умение создавать сказочные здания. Закрепить способы работы в технике «пластилинографии».
Материал: Картон желтого цвета, набор пластилина, стека, салфетка для рук, иллюстрация с изображением теремка, шапочки для драматизации сказки «Теремок».
Методы и приемы: Отгадывание загадок, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, обыгрывание сказки «Теремок».
Май
29-30 занятие
Тема: Мы на луг ходили, мы лужок лепили.
Задачи: Развивать эмоциональное восприятие окружающего мира. Учить детей отражать впечатления и наблюдения в технике пластилинографии. Побуждать передавать разнообразие природных форм луговых цветов.
Материал: Картон зеленого цвета, набор пластилина, стека, салфетка для рук, иллюстрации с изображением луговых цветов.
Методы и приемы: Чтение отрывка М. Пришвина «Золотой луг», физкультминутка, пальчиковая гимнастика, чтение стихотворения «Одуванчик».
31-32 занятие
Тема: Весенний ковер.
Задачи: Продолжать расширять кругозор и знания детей о природе. Учить создавать образы растений. Развивать пространственные представления. Вызвать интерес к цветам.
Материал: Картон зеленого цвета, пластилин разного цвета, стека, салфетка для рук.
Методы и приемы: Чтение стихотворения, отгадывание загадки, физкультминутка, пальчиковая гимнастика.
Литература:
- Г.Н. Давыдова "Пластилинография" Издательство "Скрипторий, 2003"
- Давыдова, Г.Н. Пластилинография. Детский дизайн / Г.Н. Давыдова. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013.
- . Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. Издательство "ГНОМ и Д",2004
- . Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников - Издательство" АСТ ",2002
- Венгер, Л. Пластилиновая груша / Л. Венгер // Дошкольное воспитание. - 2007. - №8. - С. 45.
- Кард, В. Сказки из пластилина / В. Кард, С. Петров. - СПБ: ЗАО «Валери СПб», 2010. – 160 с.
- И.А.Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа . Цветные ладошки 2011г.
- Лыкова И.А. Лепка из пластилина «Карапуз – Дидактика» 2007г.
- Колдина Д.Н. Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет М.: Мозаика – синтез 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работы кружка "Пластилинография - детский дизайн" на тему "Мой любимый город - Ессентуки"
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является формирование у детей дошкольного возраста любви к Родине, родному краю, чувства гордости за с...
Программа работы кружка дополнительного образования "Весёлый пластилин" с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства - пластилинографии для детей 3-4 лет
Программа моего кружка включает в себя несколько разделов:1 Пояснительную записку, в которой подробно описаны:-актуальность программы,-цели и задачи кружка,-предполагаемые результаты освоения программ...
Рабочая программа бесплатного кружка "Пластилинография" Средняя группа 2018- 2019уч.г.
Цель программы: развитие ручной умелости у детей 4-5 лет, через укрепление мелкой моторики пальцев рук посредством пластилинографии....
Презентация по работе кружка "Пластилинография"
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежи...
ПРОГРАММА работы кружка «Занимательная пластилинография» (пластилинография) с детьми среднего дошкольного возраста.
laquo;Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».И. П. Павлов.Актуальность.Исследованиями различных стран установлено,...
работы кружка "пластилинография" апрель 2022
работы кружка "пластилинография" апрель 2022...
Программа по кружку пластилинографии "Пластилишка"
Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Пластилинография – создание из пластилина выпуклых, ...