ИЗО студия программа
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Кадырова Виктория Аркадьевна

программа для руководителя ИЗО студии 5- 7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_moya_programma.docx50.79 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 51 Московского района г. Санкт- Петербург

Рабочая программа изостудии

«ВЕСЁЛЫЙ КАРАНДАШ»  

для детей старшей группы 5 – 6 лет

Срок реализации программы - 1 год

                                                                                                                     

               

Составитель: Кадырова В.А

                                                                                                                    воспитатель ДОУ №51

2016 год


Содержание

  1. Пояснительная записка________________________________________3

  1. Цель и задачи________________________________________________3

  1. Частные задачи______________________________________________ 4

  1. Учебно–тематический план образовательной программы изостудии_  8

  1. Содержание программы______________________________________  11

  1. Список литературы__________________________________________


Пояснительная записка

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.

Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Направленность программы:

Программа ориентирована на работу с детьми 5-6 лет и носит художественно-эстетическую направленность, по форме проведения занятий является групповой и индивидуально-ориентированной. Данная программа направлена на развитие у ребёнка эстетического и эмоционального начала, а также на формирования его образного мышления и творческих способностей. Программа способствует развитию воображения, фантазии, чтобы ребёнок мог открыть свой внутренний мир через цвет, форму, линию. Содержание программы направлено на создание условий для развития личности ребенка его интеллектуального и духовного развития

Цель и задачи

Цель программы - формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Основные задачи

Образовательные:

1) Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

2) Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

3) Создание условий для ознакомления с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.

4) Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

Воспитательные:

1) Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

2) Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение ждать, радоваться достигнутому результату, радостное сопереживание.

3) Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, стремление к самостоятельности, опрятность, аккуратность, бережное отношение к вещам, навыки культуры поведения, положительное отношение к окружающему.

Развивающие:

1) Создание условий для развития эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.

2) Создание условий для развития художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

3) Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам).

Дидактические принципы построения и реализации программы «Весёлый карандаш:

- принцип культуросообразности: построение или корректировка универсального эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций;

- принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;

-принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;

- принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;

- принцип развивающего характера художественного образования;

- принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей - возрастных особенностей и индивидуальных способностей;

Отличительными особенностями программы являются:

- работа с различными материалами (бумага, соленое тесто, масса папье-маше);

- использование нетрадиционных техник рисования (кляксография, монотипия, тычок сухой кистью, граттаж и др.)

Применяются такие методы, как беседы, объяснения, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

Частные задачи

Содержание образовательной области „Художественное творчество" направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

  • развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
  • развитие детского творчества;
  •  приобщение к изобразительному искусству».

Развитие продуктивной деятельности:

Рисование

Предметное рисование. Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках.

Закреплять умение передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по- разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день — наклоняться и т. д.); передавать движения фигур.

Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать изображение на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали). Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т. п).

Вырабатывать навык рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.

Закреплять умение рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой).

Совершенствовать умение детей рисовать кистью разными способами: широкие линии — всем ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.

Знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, poзовый, темно-зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании - акварелью).

При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. В карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передать до трех оттенков цвета.

Сюжетное рисование.

Подводить детей к созданию сюжетных компартий на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений Кого встретил Колобок», «Два жадных медвежонка!», «Где обедал воробей !?» и др.).

Развивать композиционные умения, учить располагать изображения посередине, внизу листа, по всему листу.

Обращать внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов). Развивать умение располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие перед домом деревья частично его загораживают и т. п.).

Декоративное рисование 

Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов. Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки.

Познакомить с росписью Полхов-Майдана. Включать городецкую и полхов-майданскую роспись в творческую работу детей, помогать осваивать специфику этих видов росписи, знакомить с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки).

Вызывать желание создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.). Для развития творчества в декоративной деятельности учить использовать декоративные ткани. Предоставлять детям бумагу в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и др.), предметов быта (салфетка, полотенце).

Лепка

Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из глины, пластилина и пластической массы.

Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки); передавать их характерные особенности. Совершенствовать умение лепить посуду из целого куска глины и пластилина ленточным способом.

Закреплять умение лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способами. Формировать умение сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми.

Закреплять умение передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях): «Курица с цыплятами», «Два жадных медвежонка нашли сыр», «Дети на прогулке» и др.

Формировать умение лепить по представлению героев литературных произведений (Медведь и Колобок, Лиса и Зайчик, Машенька и Медведь и т. п.). Развивать творчество, инициативу.

Продолжать формировать умение лепить мелкие детали; пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы, узор, складки на одежде людей и побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки и т.д.).

Декоративная лепка.

Продолжать знакомить детей с особенностями декоративной лепки. Формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно - прикладного искусства.

Закреплять умение лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек, передавая их характерные особенности (дымковской, филимоновской, каргопольской и др.).

Формировать умение украшать узорами предметы декоративного искусства. Учить расписывать изделия гуашью, украшать их налетами и углубленным рельефом, использовать стеку.

Учить сглаживать неровности вылепленного изображения, обмакивая пальцы в воду, когда это необходимо для передачи образа.

Аппликация

Закреплять умение разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие (квадрат — в два-четыре треугольника, прямоугольник — в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

Формировать умение вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения — из бумаги, меженной пополам (стакан, ваза, цветок и др.). С целью создания выразительных образов познакомить с приемом обрывания.

Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения.

Приобщение к изобразительному искусству

Учить выделять, называть, группировать произведения по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр).

Познакомить детей с жанрами изобразительного и музыкального искусства. Учить выделять и использовать в своей изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности средства выразительности разных видов искусства, знать и называть материалы для разных видов художественной деятельности.

Познакомить с произведениями живописи (И. Шишкин, И. Левитан. В. Серов, И. Грабарь, П. Кончаловский и др.) и изображением родной природы в картинах художников.

Расширять представления о графике (ее выразительных средствах). Знакомить с творчеством художников - иллюстраторов детских книг (Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин, И. Билибин и др.).

Продолжать знакомить детей с архитектурой. Закреплять знания о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры и др.

Обращать внимание детей на сходства и различия архитектурных сооружений одинакового назначения: форма, пропорции (высота, длина, украшения — декор и т.д.).

Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать здания, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих деталей.

При чтении литературных произведений, сказок обращать внимание детей на описание сказочных домиков (теремок, рукавичка, избушка на курьих ножках), дворцов.

Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству. Формировать умение соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности.

Подвести детей к понятиям «народное искусство», «виды и жанры народного искусства». Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах. Развивать интерес к участию в фольклорных праздниках.


Учебно–тематический план образовательной программы изостудии

 «Весёлый карандаш»

для детей 5 - 6 лет, старшая группа

Месяц

Неделя

Вид занятия

Содержание (разделы, темы)

Кол-во часов

Сентябрь

1

Комплектование группы

4

2

3

Рисунок

Прекрасна летняя пора

1

Лепка

Осенние дары на тарелке

1

4

Живопись

Натюрморт

1

ДПИ

Дымковская игрушка

1

Октябрь

1

Рисунок

Рисуем непогоду. Музыка ветра

1

Лепка

Осенний лист

1

2

Живопись

Красота осеннего пейзажа

1

ДПИ

Матрешка Полхов - Майданская

1

3

Рисунок

Деревья смотрят в озеро

1

Лепка

Весёлый зонтик

1

4

Живопись

Городской пейзаж

1

ДПИ

Золотая хохлома

1

Ноябрь

1

Рисунок

Мы идем в зоопарк

1

Лепка

Утки на пруду

1

2

Живопись

Осень в деревне

1

ДПИ

Портрет мамы

1

3

Рисунок

Панда

1

Лепка

Мишка-Топтыжка

1

4

Живопись

«Унылая пора! Очей очарованье!»

1

ДПИ

Тверская игрушка

1

Декабрь

1

Рисунок

Выпал первый снег

1

Лепка

Девочка в зимней шубке

1

2

Живопись

Зимний пейзаж

1

ДПИ

Новогодняя открытка

1

3

Рисунок

Белая береза

1

Лепка

Дед Мороз

1

4

Живопись

Новогодняя елочка

1

ДПИ

Рождественские пряники

1

Итого 1полугодие:

32

Январь

1

2

3

Рисунок

Зима в родном городе

1

Лепка

Белый медведь на рыбалке

1

4

Живопись

 Дремлет лес под сказку сна

1

ДПИ

Бело синее чудо Гжели (тарелка)

1

Февраль

1

Рисунок

Пингвины на льду

1

Лепка

Цирковые акробаты

1

2

Живопись

Снегирь на ветке

1

ДПИ

Каргопольская игрушка

1

3

Рисунок

Хрустальное утро

1

Лепка

Звери в цирке

1

4

Живопись

Зайчик в лесу

1

ДПИ

Масленица (солнышко на зубочистке)

1

Март

1

Рисунок

Мы с мамой

1

Лепка

Конфетница для мамы

1

2

Живопись

Ваза с цветами

1

ДПИ

Павлово-посадский платок

1

3

Рисунок

Подснежники

1

Лепка

Пластилинография скворец

1

4

Живопись

Скворец на ветке

1

ДПИ

Филимоновская игрушка

1

Апрель

1

Рисунок

Космос (гратаж)

1

Лепка

Инопланетянин

1

2

Живопись

Солнечная система

1

ДПИ

Сакура цветет

1

3

Рисунок

Ветка вербы

1

Лепка

Гнездо для птицы

1

4

Живопись

Мать – и – мачеха

1

ДПИ

Доска (городец)

1

Май

1

Рисунок

Гвоздики к празднику 9 мая

1

2

ДПИ

День Победы

1

3

Рисунок

Одуванчики с божьими коровками

1

Лепка

Яблоня цветет

1

4

Живопись

День города

1

ДПИ

Цветы луговые

1

Итого 2 полугодие:

34

Итого:

66


Содержание программы

Сентябрь

Рисунок

Тема: Прекрасна летняя пора

Содержание: Беседа о летних занятиях и развлечениях, схематическое изображение человека с помощью счетных палочек, подготовка альбома с семейными фотографиями о летнем отдыхе

Материалы: Белые листы бумаги одного размера для составления общего альбома рисунков на тему, простые карандаши, ластик, цветные карандаши или фломастеры по выбору детей

Лепка

Тема: Осенние дары на тарелке

Содержание: Учить передавать в лепке различия в форме и величине фруктов; продолжать учить детей основную форму предмета лепить кистями обеих рук, а детали прорабатывать пальцами, использовать стеку для прорисовки некоторых деталей у фруктов.

Материалы: Корзиночка с яблоком, грушей и сливой (муляжи); конверт с загадками-описаниями; пластилин, стеки, дощечки

Живопись

Тема: Натюрморт

Содержание: Продолжать знакомить детей с натюрмортом, его содержанием, композицией, подбором цвета предметов; учить понимать красоту в сочетании форм и цвета.

Материалы: Репродукции 5 - 6 натюрмортов разных художников, акварельные краски, листы бумаги, кисти, баночки с водой, палитра, салфетки бумажные

Декоративно- прикладное искусство

Тема: Дымковская игрушка

Содержание: Познакомить детей с одним из видов народно – прикладного искусства – дымковской глиняной игрушкой, учить выделять элементы росписи на животных и фигурках людей

Материалы: Иллюстрации с изображениями дымковских коней, элементы дымковской росписи, силуэты коней, гуашь, кисти, баночки с водой, палитра, салфетки бумажные, ватные палочки

Октябрь

Рисунок

Тема: Рисуем непогоду. Музыка ветра

Содержание: систематизировать и углубить представления детей об осенних изменениях в природе, закреплять умения детей изображать деревья в ветреную погоду со склоненной верхушкой, с прижатыми к стволу ветками, с одной стороны, и отклоненными в сторону, с другой, расширять и обогащать словарный запас детей на осеннюю тематику: (ветер, ветрище, листопад, облетают, кружат, шуршат, сильный, задувает, пронизывающий, ветреная, штормовой.

Материалы: мольберт, тонированная бумага с изображением земли, неба и дополнительных деталей рисунка, которые могут встретиться в парке, кисти мягкие №2, 4, гуашевые краски, стаканчики для воды, салфетки влажные, палитры для смешивания красок;

Лепка пластилинография

Тема: Осенний лист

Содержание: научить правильным навыкам работы с пластилином и умение ориентироваться

на листе картона, возбудить фантазию и воображение

Материалы: пластилин, картон белый;

Живопись

Тема: Красота осеннего пейзажа

Содержание: Знакомство детей с техникой рисования (отпечатки листьями), рассматривание иллюстраций с осенними деревьями

Материалы: Тонированные листы бумаги, акварельные краски, кисти, баночки с водой, салфетки бумажные, губки, листья разных деревьев

Декоративно- прикладное искусство

Тема: Матрешка Полхов - Майданская

Содержание: Знакомство детей с одним из видов народно – прикладного искусства – Матрешкой Полхов - Майданской, учить выделять элементы росписи

Материалы: Силуэты матрешек, гуашь, кисти, палитра, баночки с водой, салфетки бумажные

Рисунок

Тема: Деревья смотрят в озеро

Содержание: Знакомство детей с новой техникой рисования (монотипия, оттиск), рассматривание иллюстраций с осенними деревьями.

Материалы: Листы бумаги, акварельные краски, кисти, баночки с водой, салфетки бумажные, губки.

Лепка

Тема: Весёлый зонтик

Содержание: Знакомить детей с приемов техники лепки, упражнять в умении раскатывать и расплющивать пластилин, формировать умение раскатывать пластилин придавая форму колбаски, развивать мелкую моторику пальцев рук (развитие у детей согласованности в работе обеих рук, также развитие согласованности глаз и рук, образное восприятие, воспитывать усидчивость, терпение, умение трудиться.

Материалы: пластилин, доски, салфетки, два зонта, картинка зайчик под зонтом

Живопись

Тема: Городской пейзаж

Содержание: Знакомить детей с красотой городского пейзажа осенью, рассматривание иллюстраций

Материалы: листы для акварели, краска гуашь, стаканчики, кисточки, тряпочки.

Декоративно- прикладное искусство

Тема: Золотая хохлома

Содержание: Знакомство детей с одним из видов народно – прикладного искусства – хохлома, учить выделять элементы росписи на деревянных изделиях

Материалы: Иллюстрации с изображениями деревянной посуды, расписанной хохломской росписью, элементы хохломской росписи, силуэты миски и ложки, гуашь, кисти, баночки с водой, палитра, салфетки бумажные, ватные палочки

Ноябрь

Рисунок

Тема: Мы идем в зоопарк

Содержание: формировать у детей представления о диких животных, живущих в зоопарке их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни. Продолжать учить использовать нетрадиционные приёмы рисования в создании образа, упражнять в выразительной передаче фактуры, цвета, характера животного.

Материал: Мольберты с листами, жёсткие кисти, салфетки, ватные палочки, салфетки.

Лепка

Тема: Утки на пруду

Содержание: Закреплять приемы лепки: приплющивание (клюв и хвостик утки), умение детей передавать в лепке относительную величину частей уточки, развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, вызывать желание любоваться своими работами

Материалы: пластилин, стеки, цветной картон

Живопись

Тема: Осень в деревне

Содержание: познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования – витражной росписью, продолжать учить детей работать с красками, развивать творческое воображение, мышление, фантазию, воспитывать интерес к творчеству.

Материалы: восковые или масляные мелки, краска акварель, бумага для акварели, кисть.

Декоративно- прикладное искусство

Тема: Портрет мамы

Содержание: Рассматривание и беседа о жанре живописи – портрет, учить рисовать портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение людей, д/и «Фоторобот»

Материалы: Семейные фотографии, репродукции картин известных художников – портретистов, белая и тонированная бумага, гуашь, кисти, палитра, баночки с водой, салфетки бумажные

 

Рисунок

Тема: Панда.

Содержание: Беседа и рассматривание иллюстраций с животными жарких стран, знакомство с внешним видом панды.

Материалы: Тонированная бумага, гуашь, кисти, палитра, баночки с водой, салфетки бумажные

Лепка

Тема: Мишка-Топтыжка

Содержание: Учить детей лепить медведя, используя игрушку в качестве натуры, создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание, деление целого на три части при помощи стеки, передавать форму частей игрушки: овальную (туловище, округлую (голова, цилиндрическую (ноги), передавать пропорциональное соотношение частей и деталей (уши, хвост, лапы), объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путем примазывания одной части к другой.

Материал: Игрушка «Мишка – Топтыжка», набор пластилина, салфетки для рук, доски для лепки, стеки.

Живопись

Тема: «Унылая пора! Очей очарованье!»

Содержание: Рассмотрение картин с поздней осенью, развивать представление у детей о том, что через подбор красок можно передать в рисунке определенную погоду и настроение

Материалы: Репродукции с изображением ясного и пасмурного дня, тонированная бумага, гуашь, кисти, палитра, баночки с водой, салфетки бумажные

Декоративно – прикладное искусство

Тема: Тверская игрушка

Содержание: Знакомство детей с тверскими игрушками: птички, петушки, жар-птицы, царь рыбы, птицы-сирины, медведи и другие игрушки-свистульки, учить выделять элементы росписи

Материалы: Силуэты на красно-коричневом фоне, гуашь, кисти, палитра, баночки с водой, салфетки бумажные

Декабрь

Рисунок

Тема: Выпал первый снег

Содержание: Разучивание стихов и песен о зиме, рассматривание иллюстраций с зимним пейзажем, продолжать учить детей создавать зимний пейзаж с использованием нетрадиционных техник рисования (рисование палочками-тычками)

Материалы: Картины с зимним пейзажем, кисточки, палочки-тычки, тонированная бумага голубого цвета, белая гуашь, палитра, баночка с водой

Лепка

Тема: Девочка в зимней шубке

Содержание: Учить детей лепить фигуру человека, правильно передавая форму одежды, частей тела; соблюдая пропорции. Закреплять умение использовать усвоенные ранее приемы соединения частей, сглаживания мест скрепления.

Материалы: Пластилин, стеки, дощечки

Живопись

Тема: Зимний пейзаж

Содержание: Закрепить знания о жанрах живописи: пейзаж.  В ходе знакомства  детей  с  произведениями  живописи  учить  понимать,  как  художник  передаёт свой замысел путем использования цвета, тонов и оттенков в зависимости от того, что изображает.  Продолжать учить изображать пейзаж зимнего леса по воображению, продолжать учить детей применять в рисовании нетрадиционные техники.

Материалы: Репродукции картин: И. И.  Левитан − «Золотая осень» и

«Весна. Большая вода», И. И. Шишкин «Зима»; тонированные листы бумаги, гуашь, кисти, салфетки, кусочки пенопласта.

Декоративно- прикладное искусство

Тема: Новогодняя открытка

Содержание: Учить детей делать поздравительные открытки, подбирая и создавая соответствующее празднику изображение. Продолжать учить вырезывать одинаковые части из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные – из бумаги, сложенной вдвое. Закреплять приемы вырезывания и наклеивания.

Материалы: Иллюстрации с новогодними открытками, картон, сложенный вдвое, цветная бумага, ножницы, кисти для клея, клей ПВА, салфетки бумажные

Рисунок

Тема: Белая береза

Содержание: Беседа о том, что природа прекрасна в любое время года и многие ее состояния соответствуют переживаниям людей. Учить детей видеть средства выразительности, использованные художником для передачи чувств и настроения. Подводить детей к установлению взаимосвязей между художественными образами изобразительного искусства, музыки и поэзии. Продолжать учить рисовать красками, составлять из красок полутона разбеливая их, накладывать светотени. Рассматривание репродукций о зиме, разучивание стихов о зиме и пение песен, прослушивание музыки, дидактическая игра «Палитра настроения»

Материал: Репродукции картин:«Февральская лазурь» И.Э.Грабарь,«Зимний сад» - Липц, образец березы, схематические изображения березы с разнообразной кроной, лист бумаги, краски, кисти, палитра, баночки с водой

Лепка

Тема: Дед Мороз

Содержание: расширить знания, умения и навыки лепки изделий из соленого теста;

развивать эстетические чувства детей, навыки самостоятельного творчества; использовать различные декорирующие материалы при создании сувениров; развивать мелкую моторику рук

Материалы: соленое тесто, вода в стаканчике, кисти, гуашь.

Живопись

Тема: Новогодняя елочка

Содержание: Создать условия для расширения знаний детей об истории новогоднего праздника, закреплять умения детей использовать в работе нетрадиционную технику изобразительного искусства – пластилинографию,

 добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала

Материалы: Плотный картон с силуэтом елки, набор пластилина, бисер и блестки для украшения, стека, салфетка для рук

Декоративно – прикладное искусство

Тема: Рождественские пряники

Содержание: Знакомство детей со Святками, с праздником Рождества, традициями, связанными с зимними праздниками. Картинки с разными пряниками, чтение стихотворения И.Рутенина «Рождество».

Материалы: Силуэты рождественских пряников (фигурки различных животных), кисти, гуашь, баночки с водой, салфетки бумажные.

Январь

Рисунок

Тема: Зима в родном городе

Содержание: Рассматривание иллюстраций с зимним пейзажем, учить детей передавать в своей работе картину зимнего города, закреплять умение рисовать разные дома и деревья.

Материалы: Тонированные листы бумаги, восковые мелки, акварельные краски, кисти, баночки с водой, салфетки.

Лепка

Тема: Белый медведь на рыбалке

Содержание: Знакомство детей с животными Крайнего Севера, развивать у детей умение передавать в лепке фигуру белого медведя, выделяя некоторые характерные особенности, использовать различные приёмы лепки

Материалы: Пластилин, стеки, дощечки

Живопись

Тема: Дремлет лес под сказку сна

Содержание: Чтение стихотворение Ф.Тютчева «Чародейкою зимой околдован…», рассматривание зимних пейзажей, учить детей создавать картину зимнего леса по замыслу, формировать композиционные умения (рисовать густой лес ярусами, начиная с заднего плана)

Материалы: Тонированная бумага, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки

Декоративно – прикладное искусство

Тема: Бело синее чудо Гжели (тарелка)

Содержание: Комплект плакатов «Народное искусство в детском саду» (Гжель), знакомство с керамической и деревянной посудой, учить детей рисовать посуду по мотивам «гжели»

Материалы: Бумажные тарелки, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки

Февраль

Рисунок

Тема: Пингвины на льду

Содержание: Познакомить с пингвинами, средой их обитания, учить рисовать семью пингвинов, передавая разницу в величине птиц, развивать умение отображать в рисунке несложный сюжет.

Материалы: Иллюстрации с изображением семьи пингвинов, листы бумаги, сухая пастель, ватные палочки

Лепка

Тема: Цирковые акробаты

Содержание: Беседа и рассматривание картинок с изображением цирковых артистов, лепить фигуру человека, соблюдая пропорции частей тела, сочетать разные приемы лепки для получения выразительного образа циркового артиста

Материалы: Пластилин, стеки, дощечки

Живопись

Тема: Снегирь на ветке

Содержание: Создать условия для представления о зимующих птицах, их особенностях и внешнем виде; знакомство детей с нетрадиционной технике тычка щетинистой кистью; уметь использовать вспомогательные линии для построения рисунка, чтение стихотворений и загадок о птицах

Материалы: Тонированная бумага, щетинистая кисть, кисти, баночки с водой, гуашь, палитра

Декоративно – прикладное искусство

Тема: Каргопольская игрушка

Содержание: Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления каргопольской игрушки, с историей возникновения этого промысла, учить выделять элементы росписи, чтение рассказов, стихов о народных игрушках. Рассматривание знакомых игрушек из глины.

Материалы: Силуэты каргопольских игрушек, кисти, гуашь, баночки с водой, палитра

Рисунок

Тема: Хрустальное утро

Содержание: Рассматривание зимних пейзажей, учить детей создавать картину зимнего утра, используя нетрадиционную технику рисования (акварель и восковые мелки)

Материалы: Листы бумаги, кисти, баночки с водой, палитра, акварельные краски и восковые мелки

Лепка

Тема: Звери в цирке

Содержание: Беседа и рассматривание картинок с изображением цирковых артистов, лепка цирковых зооартистов на основе представления о внешнем виде животных и специфике цирковых представлений

Материалы: Пластилин, стеки, дощечки

Живопись

Тема: Зайчик в лесу

Содержание: Создать условия для представления о зверях, живущих зимой в лесу, их особенностях и внешнем виде; знакомство детей с нетрадиционной технике тычка щетинистой кистью; уметь использовать вспомогательные линии для построения рисунка, чтение стихотворений и загадок о лесных зверях

Материалы: Тонированная бумага, щетинистая кисть, кисти, баночки с водой, гуашь, палитра

Декоративно – прикладное искусство

Тема: Солнышко на зубочистке

Содержание: Знакомство детей с праздником Масленица, традициями, рассматривание репродукций картин

Материалы: Деревянная шпажка или зубочистка, нитки, картон, скотч, крючок, клей ПВА, ножницы, карандаш, нитки мулине, бусины

Март

Рисунок

Тема: Мы с мамой

Содержание: Продолжение знакомства с жанром живописи – портрет, продолжать рисовать портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретных людей

Материалы: Репродукции картин художников – портретистов, семейные фотографии, тонированные листы бумаги, кисти, баночки с водой, гуашь, палитра, салфетки

Лепка

Тема: Конфетница для мамы

Содержание: Беседа о мамах и о том, как можно поздравить с женским праздником 8 марта, рассматривание разных предметов посуды, знакомство детей с новым способом лепки- из колец. Показать возможность моделирования формы изделия за счет изменения длины исходных деталей – «колбасок»

Материалы: Пластилин, стеки, салфетки, бусины, пуговицы, бисер, тесьма

Живопись

Тема: Ваза с цветами (с натуры)

Содержание: Продолжение знакомства с жанром живописи – натюрморт, рассматривание 2-3 цветочных натюрморта, учить детей рисовать с натуры, точно передавая форму и колорит цветов в букете

Материалы: Тонированные листы бумаги, кисти, баночки с водой, гуашь и акварельные краски, палитра, салфетки

Декоративно – прикладное искусство

Тема: Павлово – пасадский платок

Содержание: Формировать представления детей о происхождении данного вида народного искусства, знакомить с закономерностями, выразительными средствами народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, изобразительные приемы и т.д.), закреплять знания детей об элементах и правилах расположения узора на платках. 

Материалы: Квадратные листы бумаги, кисти, баночки с водой, гуашь, палитра, салфетки

Рисунок

Тема: Подснежники

Содержание: Уточнить и расширить представления о первых цветах весны, учить любоваться растущими цветами и видеть их красоту

Материалы: Листы бумаги, гуашь, две кисточки (жесткая и мягкая), баночки с водой, гуашь, палитра, салфетки

Лепка

Тема: Скворец (пластилинография)

Содержание: Активизировать знания детей о весне, её признаках, о перелетных птицах, особенности внешнего вида скворца, закрепление приёма- надавливания и размазывания

Материалы: Силуэты скворца, пластилин, стеки, дощечки, музыка (пение птиц)

Живопись

Тема: Скворец на ветке

Содержание: Активизировать знания детей о весне, её признаках, о перелетных птицах

Материалы: Листы бумаги, скворцы (пластилинография), кисти, восковые мелки, акварельные краски, баночки с водой, салфетки

Декоративно – прикладное искусство

Тема: Филимоновская игрушка

Содержание: Познакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства – филимоновской глиняной игрушкой, учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях

Материалы: Силуэты филимоновской игрушки, кисти, гуашь, баночки с водой, салфетки

Апрель

Рисунок

Тема: Космос (гратаж)

Содержание: Закрепить знания детей о звездах (о происхождении, цвете),

 о возникновении созвездий, учить детей изображать созвездие,

 познакомить с техникой рисования «Гратаж» (выцарапывание по воску)

Материалы: Тонированные листы бумаги, свечи, шпажки, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки

Лепка

Тема: Инопланетянин

Содержание: Продолжать знакомство детей с космосом, закрепляем умение лепить конструктивным способом (лепка из отдельных частей)

Материалы: Пластилин, стеки, дощечки

Живопись

Тема: Солнечная система

Содержание: Создать условия для расширения представлений детей о космосе и космических объектах, познакомить детей с особенностями вращающихся вокруг солнца планет, рассматривание иллюстраций о Солнечной системе, открыток о звездном небе, Луне

Материалы: Листы бумаги, кисти, гуашь, баночки с водой, салфетки

Декоративно – прикладное искусство

Тема: Сакура цветет

Содержание: Знакомство детей с национальным праздником «Ханами – цветение сакуры», рассматривание иллюстраций с цветущей сакурой, умение передать в своей работе красоту этого дерева

Материалы: Тонированные листы бумаги, заготовки из цветной бумаги, клей, кисти для клея, салфетки

Рисунок

Тема: Ветка вербы

Содержание: Расширять представления детей об изменениях в живой природе с приходом весны, учить детей рисовать ветки вербы используя технику рисования красками «по сырому», вливать цвет в цвет

Материалы: Акварельные краски, влажные салфетки, тонкие палочки (зубочистки), кисточки, ветки вербы, изображения веток вербы (с начало, в середине и конце  расцветания)

Лепка

Тема: Гнездо для птиц

Содержание: Уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период, о видах гнезд и их размещении, совершенствование круговой лепки, слушание музыки пение птиц, чтение стихотворений и загадок о птицах

Материалы: Пластилин, стеки, дощечки

Живопись

Тема: Мать – и – мачеха

Содержание: Рассматривание картинок (демонстрационные) с изображением весенних цветов, отгадывание загадок о первоцветах, формировать у детей представление о первоцветах, закрепляя признаки ранней весны; познакомить детей с одним из первых первоцветов – «мать – и – мачехой», уточнить, из каких частей состоит растение, его характерные особенности, закрепить умение рисовать примакиванием

Материалы: Тонированные листы бумаги, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки

Декоративно – прикладное искусство

Тема: Городец (роспись доски)

Содержание: Формировать у детей представление, что произведения декоративно – прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся от поколения к поколению, расширить представления детей о том, что, одинаковые изделия можно украшать по – разному, учить выбирать для изображения один из предложенных вариантов композиции или придумать узор и его расположение на доске

Материалы: Силуэты досок темно – желтого цвета, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки

Май

Рисунок

Тема: Гвоздики к празднику 9 мая

Содержание: Закреплять умение детей изображать в рисунках строение цветка (стебель, листья, лепестки) используя разнообразные формообразующие движения работая всей кистью и ее концом. Развивать эстетические чувства (дети должны продуманно брать цвет краски), аккуратность, воображение, творчество.

Материалы: Пластилин, стеки, дощечки

Декоративно – прикладное искусство

Тема: День Победы

Содержание: Коллективная работа по изготовлению панно «Память неизвестному солдату», отработать навыки работы с бумагой, ножницами, клеем, проволокой, соблюдение техники безопасности, обводка деталей по шаблону, развитие мелкой моторики рук, концентрация внимания, развитие мышления, воспитание усидчивости, аккуратности, сотрудничества (коллективная работа 2-3 человека), развитие эстетического вкуса.

Материалы: Цветная бумага, картон, ножницы, клей, проволока, шаблоны деталей, макет изделия

Рисунок

Тема: Одуванчики с божьими коровками

Содержание: Расширить представления детей о весенних цветах, о насекомых, чтение стихотворения и рассказов о насекомых и цветах, закрепить умения лепить и рисовать

Материалы: Тонированные листы бумаги, кисти, пластилин, стеки, баночки с водой, акварельные краски, салфетки

Лепка

Тема: Яблоня цветет

Содержание: Продолжать формировать умение находить связи между изменениями в неживой и живой природе, упражнять в умении классифицировать цветы по принципу «первоцветы-летние», закрепить умения лепить и рисовать

Материалы: Тонированные листы бумаги, кисти, пластилин, стеки, баночки с водой, акварельные краски, салфетки

Живопись

Тема: День города

Содержание: Учить детей передавать в рисунке яркую праздничную обстановку, нарядный город, дома, людей, располагать изображение по всему листу – ближе, дальше

Материалы: Иллюстрации с изображением улиц в праздничном убранстве, листы бумаги, простые карандаши, акварельные краски, кисти, восковые карандаши, баночки с водой, салфетки

Декоративно – прикладное искусство

Тема: Цветы луговые.

Содержание: Продолжать учить детей вырезать розетковые цветы из бумажных квадратов, сложенных знакомым способом «дважды по диагонали». Показать детям возможность составления панорамной коллективной композиции на единой основе из множества элементов. Развивать пространственное мышление, воображение. Воспитывать интерес к сотворчеству.

Материалы: листы бумаги, кисти, баночки с водой, палитра, акварельные краски и восковые мелки, салфетки


Список литературы

  1. «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
  2. Артемова Л.В.  «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников»  М: Просвещение 1992г – 96с.
  3. Аверина  И.Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ», М: Айрис – пресс, 2005г – 144с.
  4. Анищенкова Е.С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», М: АСТ: Астрель, 2006г -61с.
  5. Аджи А.В.  «Конспекты интегрированных занятий в старшей  группе детского сада», Воронеж ТЦ «Учитель», 2006г – 333с.
  6. Береславский Л., Береславская А., «Современные игровые методы развития интеллекта», М: Школьная Пресса, 2010г – 80с.
  7. Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в старшей  группе детского сада»   Воронеж: 2009. – 666с.
  8. Вахрушев А.А., Кочемасова  Е.Е. «Здравствуй, мир», М: «Баласс», 2003г – 304с.
  9. Журнал «Воспитатель ДОУ»,  ООО «ТЦ СФЕРА», 2011г – 126с.
  10. Журнал «Дошкольное воспитание»,  2012г
  11. «Игры  и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»,   Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, М:  Просвещение, 1989г – 127с.
  12. Коломина Н.В.  «Занятия по экологии в детском саду», М: ТЦ Сфера, 2010г – 144с.
  13. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». М., «Просвящение», 1978 – 190с.
  14. Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду»,   ООО «ТЦ Сфера»2005 – 212с.
  15. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду.  ТЦ Сфера, 2010г – 208с.
  16. Краснощекова Н.В.  «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста»  (Школа развития), Ростов н/Д:  издательство «Феникс» 2007г – 251с.
  17. Лыкова И.А.   «Изобразительная деятельность в детском саду», М: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА». 2009г – 208с.
  18. Павлова Л.Ю.  «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром», издательство «Мозаика-Синтез» 2011г – 80с.
  19. Узорова О.В. «Игры с пальчиками», М:, АСТ: Астрель,2006г – 124с.
  20. Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений», М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 176с., ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экопластика в детском творчестве»)

Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет  «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экоп...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ "СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ" (авторская программа, рецензия)

программа работы в театральной студии для детей старшей группы...

Дополнительная общеразвивающая программа "Комплексная программа студии раннего развития дошкольников "Эксперимент"

Комплексная программа Студии раннего развития дошкольников «Эксперимент»Объединение, в котором реализуется программа – Студия раннего развития дошкольников «Эксперимент»;составитель Гаркуша Д. Е.педаг...

Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год

Программа «Умелые мастера»  разработана на основании  программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «СКАЗКА» Возраст детей: 6 - 7 лет

Программа театральной студии детей старшего дошкольного возраста разработана на основе программ М. Д. Маханёвой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», А. Е. Антипиной ...