Программа кружка «Умелые пальчики»
методическая разработка по аппликации, лепке по теме
Программа кружка по развитию мелкой моторики «Умелые пальчики» для детей 4-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 67.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка по развитию мелкой моторики «Умелые пальчики» для детей 4-7 лет.
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
Актуальность.
Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.
Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.
Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов - служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.
Пояснительная записка.
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально волевой сферы и мелкой моторики.
Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Программа позволяет посещать занятия не только здоровым детям, но и детям с отклонениями в развитии.
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, учатся владеть ножницами, развивают графические навыки: обводка, штриховка, рисование по точкам.
Программа описывает курс по развитию мелкой моторики для детей дошкольного возраста 4-5 лет. В ДОУ ведется кружковая работа по данной теме. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 минут. Всего 32 занятий. Диагностика проводится 2 раза в год (в сентябре и мае).
Цель: Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук; развитие двигательных и познавательных способностей детей; развитие мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно практических действий.
Задачи:
Обучающие:
1.Учить детей владеть графическими навыками:
а) штриховка в разных направлениях по образцу: сверху вниз, слева направо.
б) обводить контуры предмета по точкам,
в) дорисовывать предметы,
г) раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не заходя за контур, не оставлять не закрашенных мест.
2. Учить работать с бумагой, осваивать различные виды сгибания (оригами).
3.Обучать приемам работы с пластилиновой техникой.
4. Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы.
Развивающие:
1.Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
3.Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
4. Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий;
Воспитывающие:
1.Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.
2.Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
3.Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.
Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений.
Пальчиковый игротренинг
Массаж кистей рук. Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
Ручная умелость.
Рисование пластилином. Конструирование из бумаги в технике оригами.
Аппликация.
Развитие графических навыков
Рисование по трафаретам. вырезывание ножницами.
Штриховка.
Дорисовка.
Игры и действия с мелкими предметами.
Узнавать предметы на ощупь.
Работа с крупой, фасолью, горохом.
Нанизывание бус, пуговиц на проволоку.
Выкладывание фигур из геом. фигур, палочек. Семян.
В разделе «Пальчиковый игротренинг» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают ловкость, подвижность. На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.
В разделе «Ручная умелость» дети знакомятся с техникой рисования пластилином, знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной геометрии (техника оригами), с различными видами аппликации.
Здесь создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения.
В разделе «Графические навыки
дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш.
В разделе «Игры с предметами»
У детей совершенствуются двигательные навыки, развивается моторная координация и оптико-пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
Результатом работы по данной программе должно стать:
1.Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.
2.Овладение разными видами ручной умелости.
3.Овладение приемами работы с разными инструментами.
4.Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности. 5.Овладение нормами этики поведения.
Перспективное планирование.
Тема занятий. | Цель занятий | Содержание |
1.Диагностика | Выявление ведущей руки | |
2. «Детский сад и игрушки». Октябрь. | Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. Формировать графические умения и навыки. | 1.Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики». 2.Катание ребристого карандаша между ладонями (массаж) 3.Раскрашивание игрушек. |
3. Детский сад и игрушки» | Развивать мелкую моторику пальцев; Учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри контура. | 1. Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики», 2. Игра «Что это?». Определить плоские игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамидка. 3.Пластилинография: «Мой веселый, звонкий мяч». |
4. «Осень» | Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности. Закрепить умение придавливать шарики, добиваясь изображения листьев. | 1.Пальчиковая гимнастика «Осенние листья». 2. «Листопад» - лист желтой, оранжевой бумаги порвать на мелкие кусочки. 3.Пластилинография. «Осеннее дерево». |
5.«Огород. Овощи». | Развивать координацию движений пальцев рук. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур. | 1. «Дид. игра «Чудесный мешочек». Выбрать только овощи. 2.Пальчиковая гимнастика «Капуста». 3.Работа с трафаретом «Обведи и раскрась овощи» |
6. «Сад. Фрукты». Ноябрь. | Развивать мелкую моторику пальцев. Учить наносить пластилин на основу. | 1.Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин». 2. «Сушка фруктов». Нанизывание на проволоку кружков из толстого картона с дырочкой посередине. 3Работа с трафаретами «Обведи и раскрась фрукты» |
7. «Ягоды» | Развивать мелкую моторику пальцев, учить выкладывать фигуру по контуру. Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри. | 1.Пальчиковая игра «По ягоды». 2. Выложить горохом по нарисованному контуру (ягоды) 3.Пластилинография. «Клубника». |
8 «Дом. Семья» | Развивать мелкую моторику пальцев; ориентировку на плоскости. Продолжать формировать графические навыки. | 1. Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая» 2. «Мой дом» Выкладывание из геометрических фигур домов различной высоты. 3. «Семья». Обвести фигуру человека и раскрасить. |
9. «Мебель, квартира». | Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности. Развитие ориентировки на плоскости. Совершенствовать зрительную память. | 1. «Мебель для гостиной». Выкладывание из палочек шкафа, дивана. 2. Массаж ребристым карандашом между ладонями. 3. «Продолжи узор». Раскрась геометрические фигуры. |
10. «Зима». Декабрь. | Развивать мелкую моторику пальцев; учить преобразовывать квадрат в части дома: основание и крышу. Развивать внимание, логическое мышление. | 1. «Построим горку для зверушек из снежных комков» - изготовление снежных комков из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями. 2.Игра «Что лишнее и почему?» 3. «Сказочный домик» (оригами) |
11. «Зимние забавы» | Упражнять в координации движений с речью. Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Научить скатывать шарики из салфеток. | 1.Хороводная игра «Снежная баба» 2.Игра с пробками «Лыжи» 3. «Веселый снеговик». Аппликация из комочков, сделанных из салфеток. |
12. «Новый год». | Развивать мелкую моторику пальцев. Учить складывать круг пополам, находить середину круга. Учить соблюдать ритм при выкладывании фигур. | 1.Игра «Наведем порядок». (группировка предметов по признаку). 2. «Бусы на елку» Выкладывание геометрических фигур в определенной последовательности. 3. «Елочная игрушка». (оригами) |
13. «Новогодний праздник» | Развивать мелкую моторику пальцев; зрительно-двигательную координацию. Закрепить умение складывать базовую форму треугольник. | 1.Пальчиковая игра «Елочка» «В лесу родилась елочка» - 2.Рисование по точкам «Елочка» 3.Нарядная елочка (оригами) |
14.«Зимующие птицы». Январь.
| Развивать мелкую моторику пальцев. Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными способами. | 1.Угощение для птиц. Сортировка семян: фасоль, горох. 2.Пальчиковая игра «Снегири» 3. «Птица» - обводка трафарета, штриховка по показу в разных направлениях. |
15. «Домашние животные» | Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умение обводить рисунок по точкам и штриховать мелкими штрихами. | 1. «Маленький конструктор» выкладывание из геометрических фигур животных. 2.Пальчиковая игра «На ладошку села кошка». 3. Обвести котенка по точкам и штриховать мелкими штрихами. |
16. «Домашние птицы» | Развивать мелкую моторику пальцев рук. Продолжать учить штриховать мелкими штрихами. | 1. «Накормим птичек» скомкать бумагу в маленькие комочки. 2. «Птицы хотят пить» - работа с водой и пипеткой. 3. «Цыпленок» (штриховка) |
17. «Транспорт» Февраль | Развивать зрительно двигательную координацию и моторику пальцев рук. Закрепить назначение транспорта. Продолжать учить складывать фигуры из бумаги. | 1.Рисуем машину пальчиками на крупе. 2.Игра «Назови вид транспорта и его назначение» 3. «Машина» (оригами) |
18. День Святого Валентина. | Учить действовать по словесной инструкции. Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Учить работать с бумагой. | 1.Пальчиковая гимнастика «Солнышко» 2. Массаж ладошек. Прокатывание колючего мяча между ладошек. 3. Изготовление Валентинки из бумаги. |
19«Наша Армия». | Продолжать развивать зрительно моторные функции. Учить штриховать в разных направлениях. | 1.Из риса выложить салют по нарисованному контуру. 2.Пальчиковая игра «Солдаты». 3.Штриховка «Танк». |
20. «Весна» | Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. Учить работать с крупой. | 1. «Потекли ручейки» рисование пальцами на крупе. 2.Нанизывание пуговиц – называние (чередование: маленькая, большая и т.д.) 3. Аппликация из пшена «Солнышко» |
21. «Мамин праздник» Март | Развивать мелкую моторику. Учить действовать по словесной инструкции. Продолжать учить складывать цветы из бумаги. | 1.Завязываем бантик на подарке 2.Смотать клубок для бабушки. 3.Открытка для мамы. (оригами) |
22. «Комнатные растения» | Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. Учить штриховать в разных направлениях. | 1.П/и «На окошке в горшочке» 2Обрывание цветка по контуру. 3.Штриховка цветка в горшке. |
23. «Дикие животные» | Продолжать работать над развитием зрительно моторных функций. Продолжать учить работать с ножницами. Познакомить с новым видом штриховки: клубок. | 1. Игра «Кто, где живет?» Обвести трафарет животного, вырезать его и поместить туда, где он живет. 2.Игра «Кто, чем питается?» В сухом бассейне определить на ощупь предмет, назвать и сказать, кто это ест. 3.Штриховка диких животных. Показать новый вид: клубок. |
24. «Перелетные птицы» | Упражнять в выкладывании фигур из палочек. Работать над развитием зрительно моторных функций. Продолжать учить работать с ножницами. | 1.Пальчиковая игра «Встреча птиц. 2. «Домик для скворца» выкладывание из палочек по принципу «колодца» 3.Обвести птицу по трафарету и вырезать. |
25.«Весенние цветы» Апрель. | Учить работать с трафаретами и шаблонами. Продолжать учить работать с бумагой. | 1.Упражнение «Мотылек». 2.Работа с трафаретами (в парах), изготовление зашумленных картинок. 3. Коллективная аппликация «Весенний луг». |
26 «Моё село» | Упражнять в работе с трафаретами. Учить ориентироваться на микроплоскости. | 1.Что спряталось в комочке» разглаживание смятых в комочек трафаретов автобусов из бумаги, обводка, штриховка. 2.Пальчиковая гимнастика «Дом». 3.Выложить дом пластилиновыми жгутиками по контуру. |
26 «Правила дорожного движения» | Продолжать работать над развитием мелкой моторики Учить работать с ножницами. Продолжать учить прикладывать пластилиновые колбаски по контуру. | 1.Пальчиковая гимнастика «Лодочка» 2.Обвести транспорт по трафарету и вырезать. 3.Пластилинография. «Светофор» |
27 «Рыбы» | Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Развивать зрительное внимание, память. Продолжать учить работать с пластилином. | 1.Пальчиковая игра «Рыбка» 2. Упражнение «Чего не хватает» 3.Пластилинография. Коллективная работа «Рыбки в аквариуме» |
28 «Насекомые» Май. | Продолжать работать над развитием зрительно моторных функций. Совершенствовать графические навыки. Продолжать учить работать с пластилином. | 1.Пальчиковая игра «Сороконожка» 2. «Нес однажды муравей» - перекладывание гороха из одной емкости в другую на ударный слог. 3. Пластилинография «Гусеница» |
29 «Бабочки» | Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координации движений. Закрепить умение работать в технике оригами. | 1.Пальчиковая игра «Бабочка» 2.Зашумленные картинки. 3. «Бабочка» (оригами) |
30 «Лето» | Продолжать работать над развитием мелкой моторики Совершенствовать память, внимание, логическое мышление. | 1.«Быстрые ножки» - «ходьба» указательным и средним пальцами в крышках от пластиковой бутылки. 2.Пальчиковая игра «Пчелы» 3.Коллективная аппликация «Лето». |
31. Диагностика | Обследование мелкой моторики. |
Диагностический инструментарий.
Обследование мелкой моторики рук.
СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Цель обследования — проверить стабильность выполнения детьми движений, напряжение мышц.
Во время выполнения упражнений педагоги смотрят, как долго каждый ребенок может сохранять напряжение мелкой моторики (пальцев).
Проверку можно провести как экспресс-исследование в форме игры «Замри». Педагог предлагает детям (ребенку) поиграть в игру; дает соответствующие каждому упражнению инструкции; затем произносятся слова «Раз, два, три! Замри!». Дети (ребенок) выполняют упражнение. Педагог следит за выполнением каждого упражнения, считая про себя или смотря на часы. По истечении 2 мин педагог дает команду «Отомри!».
Проверку можно проводить подгруппами. Количество детей в подгруппах может быть разным (3—7 человек).
Упражнения проводятся без наглядности (картинок). Воспитатель дает словесную инструкцию и следит за выполнением упражнения. Каждое упражнение выполняется три раза. При этом сначала идет инструкция педагога, сопровождающаяся показом. Затем ребенок выполняет упражнение под счет в следующем порядке:
1-й раз выполнение упражнения (под счет до 15); расслабление — отдых (около 5 с);
2-й раз — выполнение упражнения (под счет до 15); расслабление — отдых; 3-й раз — выполнение упражнения (под счет до 15).
- «Кольцо». Соединить большой и указательный пальцы вместе; остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удерживать под счет до 15.
- «Коза». Вытянуть вперед указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется под счет до 15 (дети 5-6 лет до 10)
- «Заяц». Вытянуть вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони.
Упражнение выполняется под счет до 15 (дети 5-6 лет до 10)
ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
6. Вырезание ножницами. Работа с ножницами показывает, как ребенок может быстро сменить напряжение мелкой мускулатуры руки на расслабление.
Педагог предлагает вырезать из бумаги круг.
При выполнении задания обращается внимание на быстроту и ловкость руки ребенка.
7.Обрывание листа бумаги. Обрывание листа бумаги показывает содружество обеих рук в работе. Педагог раздает листы бумаги, показывает квадрат-образец и спрашивает, что он показал. Далее воспитатель просит детей сделать такой же квадрат (по форме) способом обрывания.
ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
8.Узнавание предмета и качества. Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу разные предметы определенного качества. Оборудование: ложки (деревянная, металлическая, пластмассовая); линейки (деревянная, металлическая, пластмассовая).
Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и вытащи деревянную ложку (ложку, сделанную из дерева)».
9.Узнавание формы и качества. Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу геометрические фигуры разной формы и определенного качества.
Оборудование: треугольники (деревянный, пластмассовый, резиновый картонный); прямоугольники (деревянный, пластмассовый, резиновый (картонный).
Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там фигуры и вытащи пластмассовый треугольник
КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ
- Вдевание шнурка в дырочки. Педагог предлагает ребенку шнурок и фигуру с дырочками.
- Упражнение «Ладонь — ребро — кулак». Ребенок сидит за столом, его рука(и) расположена(ы) на краю стола. При выполнении упражнения необходимо выдерживать четкую последовательность. В отличие от старшей группы темп выполнения упражнения задает воспитатель посредством счета (один, два, три). Темп приблизительно следующий: на каждое упражнение дается 1 с, на три упражнения — 3 с все полученные данные заносятся в таблицу 9 (см. приложение)
Графические навыки.
- «Езда по дорожке». Ребенку предлагается «проехать по дорожке», соединив с помощью карандаша изображения машины и дома (они нарисованы на листе бумаги, соединены «дорожкой», которая огибает различные препятствия (деревья, реку, колодец и т.п.). Дом изображается в верхнем правом углу листа А-4, машина – в нижнем левом. Инструкция: «Представь, что ты водитель. Тебе надо проехать вот к этому домику (взрослый указывает на дом). Ты поедешь вот так (на рисунке – образце психолог показывает, как надо ехать по дорожке с помощью карандаша). Карандаш должен все время двигаться по нарисованной на бумаге дорожке, иначе получится, что машина взлетела как самолет или произошла авария.
Езжай аккуратно, чтобы твоя машина не съезжала с дороги.
15. Обведи рисунок по линиям. Ребенку предлагается обвести карандашом рисунок точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги.
Все полученные данные заносятся в таблицу.
Условные обозначения:
если ребенок справился с заданием — 1 балл; если ребенок справился с заданием частично — 0,5 балла; если ребенок не справился с заданием — 0 баллов.
В последней графе выставляется группа (А, Б, В), которая показывает степень развития мелкой моторики руки ребенка на момент обследования.
Характеристика групп
Группа «А». К группе относятся дети, набравшие в процессе обследования 14—12 баллов. У этих детей мелкая моторики развита хорошо.
Группа «Б». К группе относятся дети, набравшие 11 - 8 баллов. Мелкая моторика у этих детей развита недостаточно. Для достижения положительного результата в наследующей работе необходим тесный контакт педагогов с родителями.
Группа «В». К группе относятся дети, набравшие 7 баллов и менее. У этих детей мелкая моторика развита плохо.
Условные обозначения:
«+» - правильное выполнение задания
«-» - задание выполнено неверно;
«V» - неустойчивое выполнение задания.
Диагностическая карта развития мелкой моторики.
Возраст: 4-7 лет Воспитатель:
№ п\ п | Фамилия Имя ребенка | Статические упражнения | Работа с бумагой | Тактиль ные ощущен ия | Координа ция движений | Графические навыки | Кол ичес тво балл ов | Группа | ||||||
| «КОЛЬЦО» К | «КОЗА» | «ЗАЯЦ» | Вырезание ножницами | Обрывание листа бумаги | Узнавание качества предмета | ||||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
25 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Литература.
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.
2.Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет. Ярославль: Академия развития, 2009.
3.Новиковская О.А. .: АСТ; СПб.; Сова 2007.
4.Сахарова О. М. Готовим руку к письму. Москва. РОСМЭН. 2008.
5.Н.Рымчук «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики» Ростов н/Д: Владис: РИПОЛ классик, 2008
6.Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.
7.Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких». Детство-пресс 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/23/picture-855704-1479901058.jpg)
Программа кружка "Умелые пальчики"
Развитие у детей художественно- творческих способностей, фантазии, воображения,мелкой моторики....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/08/picture-944408-1504892856.jpg)
Программа кружка "Умелые пальчики"для средней группы.
Кружок "Умелые пальчики" для средней группы....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/11/picture-1052507-1552324009.jpg)
программа кружка "Умелые пальчика"
Одним из аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координация движений пальцев рук. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением р...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/17/picture-589758-1576547983.jpg)
Рабочая программа кружка «Умелые пальчики»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23376724","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...