программа кружка "Умелые пальчика"
рабочая программа (подготовительная группа)

Гуро Елена Владимировна

Одним из аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координация движений пальцев рук. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Импульсации с мышц руки значительно влияют на формирование речевой моторной области мозга только в детском возрасте, пока идёт её формирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_umelye_palchiki.docx221.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированной направленности №5» города Сосновоборска

                                               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«УМЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

для детей 3-7 лет

http://paidagogos.com/wp-content/uploads/2014/10/children.jpg

Автор:

Гуро Е.В.

Борисова Н.И.

Сосновоборск, 2019г.

Содержание программы

наименование

страница

1.        Целевой раздел

1.1.    Пояснительная записка

3

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы

4

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

4

1.2.    Описание  планируемых результатов освоения Программы

5

2. Содержательный раздел

2.1  Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития ребенка

5

2.2  Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

6

2.3 Способы и направления поддержки детской инициативы

7

2.4 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

8

3. Организационный раздел

3.1 Описание материально-технического обеспечения Программы

8

3.2 Описание Обеспеченности методическими материалами и средствами обучения

8-9

3.3 Распорядок

10

I.Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

Программа кружка «Умелые ручки»        разработана    педагогическим        коллективом  самостоятельно, входит в часть, формируемую участниками образовательных отношений  основной     образовательной     программы      МАДОУ      «Детский     сад   комбинированной  направленности №5 г. Сосновоборска, на основании нормативно-правовых документов:

- Федеральный   закон   от   29.12.2012   г.   №   273  –ФЗ   «Об   образовании   в   Российской  Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;  

- Приказ  Министерства  образования  и  науки  Российской  Федерации  от  17.10.2013  г.  №1155 «Об утверждении ФГОС ДО»;

- СанПиН 2.4.1.3049-13;

- Конституция РФ;

- Конвенция о правах ребёнка;

- Устав ДОУ.

«Чем больше мастерства в детской руке,

                                  тем умнее  ребёнок».

                                                                                             В.А.Сухомлинский

            Одним из аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координация движений пальцев рук. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Импульсации с мышц руки значительно влияют на формирование речевой моторной области мозга только в детском возрасте, пока идёт её формирование.

            Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

            Слабое развитие моторики рук, может отрицательно отразиться на обучении ребёнка в школе. Движение рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев будет замедлена, то нарушается и точность движений. Ребёнку будет трудно учиться писать, писать он будет медленнее других. Может сформироваться негативное отношение и к письму, и к учебным действиям.

            Наблюдая за детьми в младшей группе, я заметила, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук: одни не могли правильно держать ложку, другие собрать конструктор, играть с мячом, третьи – застёгивать и  расстегивать застёжки – молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах и шнурках. Тогда я и начала свою работу по развитию мелкой моторики рук. Наиболее интересным, занимательным и любимым мною способом для развития мелкой моторики рук, считаю различные виды ручного труда.

            Кружок «Умелые пальчики» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-7 лет.

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы

Цель Программы: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Задачи реализации Программы:

  - формировать произвольные  координированные движения  пальцев рук, глаз,      гибкость рук, ритмичность, развивать осязательное  восприятие (тактильной, кожной  чувствительности пальцев рук);

- формировать практические умения и навыки;

- обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином, тканью, фурнитурой.

- развить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

- совершенствовать  движения рук;

- развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание,  логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

- развивать речь детей.

- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);

- воспитывать и развивать художественный вкус;

- воспитывать усидчивость, целенаправленность.

1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы

В программе отсутствует жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

Программа разработана с учетом следующих принципов:

-  поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- развитие художественно – творческих способностей в продуктивных видах деятельности.

- возрастная адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту  и особенностям развития);

При формировании  Программы учтены следующие подходы:

Компетентностный  подход  –  организация  образовательного  процесса  через  создание  условий для формирования у ребёнка опыта самостоятельного решения познавательных,  коммуникативных,      организационных      и   иных    задач,   составляющих     содержание  образования;

Личностно-ориентированный  подход  –  создание  благоприятной  среды  для  усвоения  предложенного к изучению материала каждым ребёнком;

Деятельностный подход  – это организация учебного процесса, в котором главное место  отводится    активной   и  разносторонней,    в  максимальной     степени   самостоятельной  познавательной деятельности дошкольника.

 

1.2. Описание планируемых результатов освоения Программы.

В результате обучения по данной программе дети:

- научаться различным приемам работы с бумагой, тканью, бросовым и природным материалом;

- научаться следовать устным инструкциям;

- будут создавать композиции с изделиями, выполненными из разного материала;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; 

- разовьют мелкую моторику рук и глазомер;

- разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию;

- познакомятся с различными техниками работы с бумагой, пластилином и др. материалами;

- овладеют навыками культуры труда;

- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. 

II. Содержательный раздел

2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

Процесс обучения детей включает в себя три основных направления:

1. Развитие познавательных и творческих способностей детей.

2. Развитие художественных способностей.

3.Развитие  собственно  художественного труда,  совершенствование  технических  умений и навыков работы с различным материалом.

Занятия  по  Программе внесены  в  расписание  образовательной  деятельности,  строятся   на   основе   тематического   и   перспективного   планирования, организованы   и  проводятся в соответствии со структурой: 

1.Мотивационно  –    организационный  этап     (история,  легенда,  игровая  или  проблемная  ситуация   и   др.,   самостоятельное   планирование   детьми   своей   деятельности,   выбор  партнера,    распределение    ролей,    организация    пространства    для    деятельности.).

2. Продуктивная деятельность детей.

3. Выставка и презентация готовых детских конструкций, рефлексия, оценка.            

Перспективное планирование Приложение №1, 2, 3, 4.

2.2 Описание форм, способов и средств реализации Программы

Перечень основных форм, способов, методов и средств реализации Программы

Формы работы

Способы

Методы

Средства

Индивидуальная

Подгрупповая

Групповая

Совместная игра со сверстниками

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Самостоятельная деятельность

Изготовление украшений

Рассматривание Наблюдение

Игра

Беседа

Проблемная ситуация

Рассказ

Организация выставок работ

Чтение

Беседа

Показ

Диалог

Повторение

Рассматривание

Выполнение

Раздаточный материал

Игровые пособия

Макеты

Альбомы

Дидактический материал

ТСО

Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игры и упражнения:

  • самомассаж кистей рук;
  • пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
  • выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
  • рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты) аппликация, оригами.
  • разнообразные игровые упражнения

2.3 Способы и направления поддержки детской инициативы 

          Важнейшим условием реализации Программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды.

При организации партнерской деятельности взрослого с детьми руководствуемся следующими положениями:

-        включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми,

-        добровольное присоединение детей к деятельности (без психического принуждения),

-        свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства),

-        открытое временное завершение деятельности (каждый работает в своем темпе).

- поощрение    любознательности     детей,  отвечая  на  все вопросы,   которые   у  них   возникли

- предложение   разнообразного    раздаточного   материала   (схемы,  инструкции)    для практической работы, и дети выбирают его по своему желанию.

В   группе   разработан  и  функционирует     Центр  Детского творчества,  в  котором  дошкольники могут использовать различный материал для воплощения своих замыслов  и творческих идей.

     Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия через:

    - непосредственное общение с каждым ребенком;

- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

    2)  поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

 -  создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

   3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

- развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

- развитие умения детей работать в группе сверстников;

  4)построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка) через:

- создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

- организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

- поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

- оценку индивидуального развития детей.  

2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Взаимодействие с семьями воспитанников осуществляется следующими способами:

- информирование о целях и задачах обучения детей, о Программе в целом, её принципах, ожидаемых результатах освоения;

- привлечение семей воспитанников к участию в совместных мероприятиях;

- консультирование родителей.

3.  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Описание материально-технического обеспечения Программы

В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань различной фактуры, нитки, крупы, пуговицы и др.)

3.2 Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения

Материально-техническое обеспечение программы включает в себя учебно-методический комплект, оборудование, дидактический и раздаточный материал.

Для осуществления образовательной деятельности с детьми используются различные средства обучения и воспитания, в том числе технические, визуальные и аудиовизуальные.

Программно-методическое обеспечение

Содержание образовательной деятельности с детьми по парциальной программе представлено в методических пособиях:

I.Учебные и методические пособия. Интернет ресурсы.

1.И. Агапова, М.Давыдова «200 лучших игрушек из бумаги и картона», Москва, 2008г.

2.М. Антипова «Соленое тесто» Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. Ростов-на-Дону, ИД Владис, 2007.

3.Л.В Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду», ТЦ «Сфера, 2005г.

4.Е.Рубцова «Фантазии из соленого теста», Москва, Эксмо, 2008г.

5.Л.А. Парамонова, Е.Ю. Протасова «Я люблю изобретать», Мир книги, «Карапуз», 2008г.

6.Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003»,
7. Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс 2007 г.
8.Джун Джексон. Поделки из бумаги. Перевод с англ. С.В. Григорьевой – М: «Просвещение», 1979 г.
9.Марина Третьякова «Цветы из гофрированной бумаги»  М:Издательство «ЭКСМО»2013г.

10.Теория и методика творческого конструирования в детском саду. Л.А. Парамонова.

11.З.А.Богатеева  Чудесные поделки из бумаги. М., Просвещение, 1992.

12.О.А.Сафонова Конструирование из бумаги. Нижний Новгород, 1994.

13.Новые самоделки из бумаги. 94 современные модели. М., ЛИРУС

II. Материалы из опыта работы педагога

- Инструкционные карты и схемы изготовления поделок

- Инструкционные карты сборки изделий

-Образцы изделий

- Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний

3.3 Распорядок

Программа рассчитана для детей от 3 до 7 лет. Период реализации 4 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю, во второй половине дня, по подгруппам.  Продолжительность  15-30 минут (в зависимости от возраста).

Реализация Программы не выходит за рамки режима работы группы.

  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Ловкие пальчики» (салфеточная аппликация)

Программа дополнительного образования для детей 3-4 лет сроком обучения  - 1 год...

Программа «Ловкие пальчики» (салфеточная аппликация)

Программа дополнительного образования для детей 3-4 лет сроком обучения  - 1 год...

Проект программы «Умные пальчики» по формированию графических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Пояснительная записка.В связи с изменением приоритетов современного дошкольного образования проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важны...

Рабочая программа «Умелые пальчики» по развитию мелкой моторики для детей 3-4 лет.

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Н...

Дополнительная общеобразовательная программа "Разноцветные пальчики"

Программа по художественно - эстетическому развитию (рисование),  предназначена для детей среднего дошкольного возраста. Срок реализации программы 3 года....