Рабочая программа кружка "Умелые пальчики"
рабочая программа (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
I Целевой раздел.
Пояснительная записка
Дети рисуют, лепят, складывают фигурки и здания из конструктора — играют, скажем мы. На самом деле тренировка пальчиков — это «мелкая моторика ладоней и рук», которая напрямую связана с формированием интеллекта, развитием речи, памяти, внимания и мышления.
Ученые доказали, что около трети площади коры головного мозга проектируется на кисти, также участки мелкой моторки находятся очень близко от языковых. Именно величина этой проекции и ее близость к моторной зоне, дают возможность рассматривать кисть как «орган речи», точно такой же, как и артикулярный аппарат.
В связи с этим ученые выдвинули допущение о значительном взаимодействии тонких движений кистей и пальцев на формирование и развитие языковой функции у ребенка.
Развитие навыков мелкой моторики нужно еще и потому, что всю дальнейшую жизнь человеку будет требоваться использование тонких, координированных движений кистей и пальцев, которые нужны, чтобы писать и рисовать, одеваться, а также выполнять множество различных бытовых, производственных и учебных действий.
Тренировка и моторика пальцев в первую очередь происходит с помощью лепки из пластилина, таким образом быстро развиваются творческие способности ребенка, а еще пластилин хорошо развивает мелкую моторику рук.
Главное в работе с пластилином — не переоценить силы ребенка, дать ему интересное и увлекательное задание. Тогда он ощутит максимум удовольствия от процесса лепки и от результатов своей работы. А это — залог будущего успеха.
Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: графия - создавать, изображать, а первая половина слова пластилин подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Дети очень любят лепить. Обучение детей лепке всегда было одним из важных коррекционных средств и важным фактором познания окружающего мира.
Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего дошкольного возраста, осваивая простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приёмов: выполнение декоративных налепов разной формы, прощипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. Большое значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов.
Регулярная работа с пластилином позволяет ребенку создавать более сложные композиции с помощью разнообразных и комплексных приёмов.
Пластичный и яркий пластилин прекрасно подходит для выполнения аппликаций, так как его легко обрабатывать, придавать нужную форму. А сама аппликация долго сохраняет форму. Для пластилиновой аппликации понадобиться разноцветный пластилин, картон (цветной или белый), кроме того, аппликацию можно выполнять на стеклянной поверхности, затем накрыв ее таким же куском стекла и вставив в рамку.
Сюжетом для аппликации может послужить любой рисунок из книги или журнала, который можно перенести на поверхности с помощью копировальной бумаги.
Цель программы (возраст 5 - 6 лет): совершенствовать изобразительные умения, навыки и собственного творчества детей через продуктивную деятельность с применением нетрадиционных приемов работы с пластилином в технике пластилинографии.
Задачи программы (возраст 5 – 6 лет):
Образовательные:
1. Освоение передачи простейших образов предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
2. Освоение основных приемов пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
Развивающие:
- Развитие изобразительных умений посредством пластилинографии.
- Развитие тонких и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.
Воспитательные:
- Поддержание проявления фантазии и смелости в применении собственных замыслов.
Принципы и подходы к реализации программы:
- Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
- Принцип гуманистичности – индивидуально - ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
- Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
- Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.
Планируемые результаты освоения рабочей программы:
- После реализации рабочей программы в группе:
В группе:
-подготовлен наглядно-информационный материал (консультации для родителей);
-оформлен фотоотчет о работе кружка «Умелые пальчики».
- После реализации рабочей программы дети:
По итогам освоения программы творческой мастерской дети освоят основные приемы пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание), создавая при помощи взрослого выразительные образы хорошо знакомых предметов окружающего мира, сформируются навыки ручной умелости: дифференцированные движения кистей и пальцев рук.
II Содержательный раздел
Содержание программы.
При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждой встрече подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Для решения поставленных задач, максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т.д.
Встречи целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:
– “Художественная литература”, где используются произведения познавательной направленности.
– “Развития речи”, где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем.
– “Продуктивные” занятия, где осуществлялась закрепление образов.
– “Познавательные” занятия, где осуществляется закрепление образов и понятия о живой и не живой природе.
Календарно-тематический план реализации рабочей программы
Взаимодействие с родителями
№ | Тема встречи | Форма проведения встречи | Цель встречи | Время проведения |
1 | «Умелые пальчики» | Ознакомительная беседа | Представить родителям программу кружка «Умелые пальчики». | октябрь |
2 | «Мир на кончиках пальцев» | Консультация для родителей | Рассказать родителям о взаимосвязи развитии мелкой моторики и речи детей. | декабрь |
3 | «Это мы умеем» | Фотоотчет для родителей о работе кружка «Умелые пальчики» | май |
III Организационный раздел
Материально-техническое обеспечение программы:
центр художественного творчества, пластилин, стеки, дощечки для раскатывания пластилина, салфетки для рук, бросовый материал.
Возрастные и психические особенности детей 5 – 6 лет.
В возрасте около 5 лет в развитии ребёнка происходит большой скачок.
К 5 годам он должен иметь представление об обратимых и необратимых процессах, отличать ситуации, в которых произошло изменение какого-либо признака или количества от ситуаций, в которых количество или (признак) остались неизменными.
Содействует общему психическому развитию активизация воображения. Воображение - высшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и взрослого. Взрослые должны ценить в дошкольнике не способность делать по указанию или по образцу то, что предлагает взрослый, а придумывать свои собственные планы. Формировать замыслы и реализовать индивидуальное воображение во всех видах деятельности.
Математика требует переводить абстрактные понятия в зрительные образы, визуализировать их. Развитию этой способности содействует, в частности, знакомство с беспредметным, абстрактным искусством, объектом внимания которого становится линия, форма, цвет сами по себе. Занятия музыкой, в том числе и слушание музыкальных произведений, активизируют абстрактное мышление и воображение.
Особенность детей данного возраста - интерес и тяга к красивому, эстетически ценному. Эстетичность используемых наглядных материалов, их композиции на занятии, во многом определяют степень заинтересованности ребят самим предметом.
Необходимо привить детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и получаемого в виде проблемы интеллектуального результата. Важно, чтобы ребятам сопутствовал успех.
Ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями; В любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса.
Место программы в режиме дня:
Программа творческой мастерской составлена с учетом психо-физиологических особенностей детей 5 - 6 лет. Встречи проводятся во 2-ой половине дня в подгруппах по 5 - 6 человек, не в ущерб времени, отведенному на дневной сон и прогулку, количество встреч в год – 36,при частоте встреч -1 раз в неделю, длительность встречи в соответствии с возрастными особенностями и требованиями СанПиН для старшей группы- 25минут.
Взаимодействие с педагогами:
С педагогом по физической культуре - рекомендации по использованию физкульминуток, пальчиковых гимнастик.
Со старшим воспитателем - консультирование при составлении программы кружка.
Список использованной литературы:
1. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. Развиваем руки - чтоб учиться, и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития 1997.
2. Серия книг для развития творческих способностей учащихся.
3. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань 1999.
4.Анищенкова Е.С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.» – М.:АСТ: Астрель, 2006.
5.Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.» - М.:ТЦ Сфера,2009.
6. Давыдова Г.Н. «Пластилинография для малышей.» – Скрипторий, 2003.
7.Кипхард, Эрнст Й. « Как развивается ваш ребенок? «– М.:Теревинф, 2006.
8.Шницкая И.О. «Аппликация из пластилина «Д.:Феникс, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Умелые пальчики» по развитию мелкой моторики для детей 3-4 лет.
Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Н...
рабочая программ для средней группы по реализации парциальной программы И.А. Лыковой «Умные пальчики»
рабочая программа для воспитателей средней группы...
Рабочая программа «Волшебные пальчики». Для второй группы раннего возраста. Составитель: Коваленко Ирина Анатольевна
Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.В.А.Сухомлинский.Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные от...
Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы п...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ
Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга....
Рабочая программа кружка "Пальчик, ручка, язычок" дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования 1 младшая группа.
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцам...
Рабочая программа «Умелые пальчики» по развитию мелкой моторики для детей 3-4 лет.
Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки ...