Программа по дополнительному образованию "Мир фантазии" для детей 3-7 лет.
рабочая программа по теме
Устремленная личность - личность творческая, имеющая творческую энергию, идеи, таланты. В частности, такая личность легко выражается в словах, ощущениях тела, эмоций и мыслей Духа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_mir_fantazii_novaya.doc | 717 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад «Дружба»
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета МДОУ ЦРР д/с "Дружба" Протокол № ___ от "___"_____ 20 ___ г. | УТВЕРЖДЕНО: заведующим МДОУ ЦРР д/с «Дружба» ___________О.Н. Седлецкая Приказ № ___ |
Срок реализации 4 года
(2015-2018 учебный год)
Разработчик:
Волоковых Любовь Валерьевна
Воспитатель
г. Качканар
Содержание
- Пояснительная записка
- Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы "Мир фантазии"
- Содержание дополнительной образовательной программы "Мир фантазии"
- Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы "Мир фантазии"
- Список литературы
Пояснительная записка.
Устремленная личность - личность творческая, имеющая творческую энергию, идеи, таланты. В частности, такая личность легко выражается в словах, ощущениях тела, эмоций и мыслей Духа.
Развитие художественно - творческих способностей детей являются актуальной проблемой.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.
В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Педагоги-практики отмечают, что если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах.
В Федеральном государственном Образовательном стандарте дошкольного образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания дошкольного образования, является гуманистическая направленность образования. Личностно-ориентированный подход к образованию - одна из составных частей процесса гуманизации. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Личностно-ориентированное рассматривают как такое взаимодействие, которое обеспечивает развитие и саморазвитие личности ребёнка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Отсюда следует то, что личностно-образовательные технологии ставят в центр образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природного потенциала. Личность ребёнка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлечённой цели.
Е. А. Флёрина дала следующее определение детского творчества: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому». Дальнейшие исследования детского творчества еще более уточнили это определение.
Н.А Ветлугина определила детское творчество как «первоначальную ступень в развитии творческой деятельности. Вместе с тем творчество ребёнка способно доставить удовольствие своей непосредственностью, свежестью выражения. В своём художественном творчестве ребёнок открывает новое для себя, а для окружающих – новое о себе.»
Л.С. Выготский писал: «Обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению». Он отмечал, что изобразительная деятельность - самый первый, самый доступный и привлекательный для маленьких детей вид творческого труда. Умелое и тактичное руководство изобразительной деятельностью помогут развить способности ребенка.
Т.С. Комарова исследовала компонент способности к изображению, как овладение графическими навыками и умениями, включающими и технику рисования. Ею определено содержание графических умений и навыков, выделена система этих навыков и умений, доступная детям дошкольного возраста вообще и детям разных возрастных групп в частности, разработана методика их формирования.
Н. П. Сакулина рассматривает изобразительную деятельность ребенка как способность к изображению, т. е. умению правильно нарисовать предмет, и способность создать образ, показывающий отношение к нему рисующего. Эта способность выражения и является показателем детского творческого начала. Исследования Н.П. Сакулиной показывают, что обучение не препятствует развитию творчества. Оно способствует его становлению, развитию при наличии определенных условий.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью.
Формирование творческой личности ребёнка - одна из наиболее важных задач современной педагогики. Наиболее эффективное для этого средство - изобразительная деятельность, аппликация и лепка, но не следует останавливаться только на этих видах деятельности, нужно развивать мировоззрение ребенка и через оригами, конструирование, бумагопластика, бумагокручение (квилинг), бисероплетение и многое другое. Они способствуют активному познанию детьми окружающего мира, воспитанию у них способности творчески отражать свои впечатления. К тому же творческая деятельность является для детей источником особой радости, способствует воспитанию у них чувства гордости и удовлетворения результатами своего труда, закрепляет чувство успеха.
Актуальность: способность к творчеству - отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножить, не разрушая. Творчество человека не мыслимо вне общества, поэтому все созданное творцом всегда было и будет неповторимым, оригинальным и ценным. Ручной художественный труд в дошкольном детстве является прежде всего, средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил, т.е. общего развития ребенка. Это и есть концептуальная основа данной программы.
На занятиях художественно-эстетического развития и при работе с различными видами материалов, при создании работ требуется определенные умения и навыки, которые развивают мелкую моторику рук и способствуют активизацию речевого развития.
Новизна: Изучив ряд методических пособий и литературы по организации и проведению работы в кружках с дополнительным образование, опыт работы других детских садов, выявлено, что работа ведётся в узком направлении: либо это занятия по рисованию, либо по ручному труду (наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала, либо занятия - оригами. Программа "Мир фпнтазии"- комплексная, включающая занятия по аппликации, ручному труду, рисованию, в том числе с использованием нетрадиционных способов, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.
Программа предусматривает реализацию педагогических, познавательных и творческих задач.
Педагогические задачи предполагают формирование таких свойств личности, как внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, художественный вкус, стремление к экспериментированию, формирование творческого начала в личности ребенка, развитие его индивидуальности.
Познавательные задачи реализуются через поиск детьми новых знаний в области изобразительного искусства и познание своих возможностей путем соединения личного опыта с реализацией заданных действий.
Творческие задачи - это те задачи, которые требуют от ребенка комбинирования известных приемов художественной деятельности и главным образом самостоятельно найденных в результате экспериментирования с художественными материалами.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
- Раскрыть истоки народного творчества;
- Сформировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- Совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- Сформировать творческие способности, духовной культуры;
- Формировать пространственные представления (ориентировка во времени, в пространстве и на листе бумаги).
- Учить различным способам создания предметов (работа с бумагой, пластилином, полосками бумаги, природным материалом).
- Учить использованию поделок и в сюжетно - ролевых играх.
- Продолжать учить понимать поставленную задачу и способы ее достижения.
Развивающие:
- Развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
- Развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и обобщать.
- Развивать любознательность, как основу познавательной деятельности.
- Развивать творческие способности.
- Способствовать развитию мелкой моторики и творческой активности детей.
Воспитательные:
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
- Воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству, природе и окружающему миру.
- Прививать любовь к труду, научить доводить начатое дело до конца, видеть результат своего труда.
Направления работы:
- художественно-эстетическое развитие;
- развитие творческих способностей;
- познавательное развитие.
Принципы построения программы:
- От простого к сложному.
- Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
- Научность.
- Доступность.
- Системность знаний.
- Воспитывающая и развивающая направленность.
- Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
- Активность и самостоятельность.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Методы и приемы обучения:
- наглядные (показ педагога, пример, помощь);
- словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование художественного слова) ;
- практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки) .
Методы и приемы решения задач, выбор практического материала корректируются, варьируются в зависимости от способностей детей, их интересов и желаний, времени года и т. д.
Этапы работы:
- знакомство со свойствами материалов;
- обучение приемам изготовления;
- изготовление поделок.
Ожидаемый результат:
- познакомятся с различными материалами и их свойствами;
- освоят навыки работы с ножницами, клеем, стекой;
- научаться некоторым приемам преобразования материалов;
- научаться видеть необычное в обычных предметах;
- разовьют мелкую моторику рук.
- разовьют интерес к результату и качеству поделки;
- разовьется поисковая деятельность;
- освоят умения анализировать поделку;
- сформируется положительное отношение к труду;
- разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности;
- подготовится рука к письму.
Социальная значимость: Полученные умения и навыки помогут детям в самостоятельной деятельности, использование поделок в сюжетно – ролевых играх, на уроках труда в школе.
Формы и режим занятий:
Занятие по предлагаемой программе состоит из:
- Подготовки рабочего места и художественных материалов.
- Введения в тему занятия.
- Восприятия произведений искусства изделий рукотворного труда по соответствующей теме и обращение к соответствующим моментам окружающей реальности.
- Созидательной творческой о практической деятельности воспитанника по этой же теме.
- Обобщения и обсуждения итогов занятия.
- Уборка рабочего места и художественных материалов.
Темы и задания занятий предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, занятия - путешествия и театрализованные занятия. На многих занятиях используются игровые приемы для объяснения предстоящей работы. Это дидактические игры, игровые упражнения, сюжетно- дидактические игры, задания типа «Представьте себе, что вы…» и др. В конце некоторых занятий используется прием обыгрывания выполненного изображения (сказочный дворец и др.). Занятия построены так, чтобы вызывать у детей желание рассказать о свой работе или работе товарища (опиши другу свой новый дом), обосновывать свой выбор. Наряду с индивидуальными и коллективными формами занятий, в конце каждой темы программы и в конце каждого учебного года организовываются выставки детских работ, в которых и определяется уровень художественного развития каждого ребенка.
Программа «Мир фантазии» рассчитана на 4 года обучения при объёме: 36 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Предполагаемый возраст детей:
1-ый год обучения 3-4 лет;
2-ой год обучения 4-5 лет,
3-ий год обучения 5-6 лет.
4-ый год обучения 6-7 лет.
Продолжительность занятия:
Младшая группа: 15 мин
Средняя группа: 20 мин
Старшая группа: 25 мин
Подготовительная группа: 30 минут.
Место реализации программы: детский сад (дети 3-7 лет) – 99%.
Учебно-тематическое планирование
программы "Мир фантазии"
во 2 младшей группе
№ | тема | Всего часов | теоретических | практических |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Работа с пластилином | 5 | 0,5 | 4,5 |
3 | Работа с соленым текстом | 2 | 0,5 | 1,5 |
4 | Работа с тканью | 8 | 1 | 7 |
5 | Работа с бумагой и картоном | 10 | 2 | 8 |
6 | Работа с бросовым материалом | 9 | - | 9 |
7 | Итоговое занятие | 1 | 1 | - |
Всего: | 36 | 6 | 30 |
Тема № 1. Вводное занятие.
- Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка.
- Требования к поведению дошкольников во время занятия.
- Соблюдение порядка на рабочем месте.
- Соблюдение правил по технике безопасности.
Тема № 2. Работа с пластилином.
- Лепка людей, животных, овощей (по образцу).
- Пластилиновая аппликация на картоне "Полет на Луну", "Ваза с цветами" (по образцу).
- Лепка по замыслу детей.
Тема № 3. Работа с соленым текстом
- Совершенствовать технику лепки из теста.
- Учить детей использовать разные приемы лепки из теста: скатывание, расплющивание.
- Вызвать интерес к работе с тестом.
- Обобщить знания об особенностях и свойства соленого теста.
Тема № 4. Работа с тканью
- Объяснить детям, что аппликацию можно делать не только из бумаги, но и из ткани.
- Учить детей наносить контур на ткань с помощью трафарета, аккуратно наклеивать детали на основу.
- Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
- Учить детей проявлять фантазию и творчество, при изготовлении поделок из ткани.
- Познакомить детей с инструментами для шитья, выучить правила пользования ими.
- Научить детей измерять нитку и вдевать ее в иголку, завязывать узелок.
- Воспитывать аккуратное обращение с инструментами для шитья.
Тема № 5. Работа с бумагой и картоном.
- Продолжать учить детей способам изготовления поделок из бумаги.
- Изготовление закладки по образцу.
- Знакомство с оригами.
- Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей, фруктов, листьев.
- Изготовление аппликаций по образцу.
- Изготовление елочных гирлянд, игрушек.
- Изготовление поздравительных открыток (по образцу).
Тема № 6. Работа с бросовым материалом.
- Конструирование дома для сказочных героев.
- Конструирование игрушек из прямоугольных коробок.
- Игрушки из пластмассовых бутылок, банок.
Итоговое занятие.
- Подведение итогов.
- Проведение итогового контроля.
К концу 1 года обучения дети должны знать:
- название и назначение материалов - бумага, пластилин, тесто, пластик;
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений - ножницы, кисточка для клея, пяльцы;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.
К концу 1 года обучения дети должны уметь:
- анализировать под руководством педагога изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
Учебно-тематическое планирование
программы "Мир фантазии"
в средней группе
№ | тема | Всего часов | теоретических | практических |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Работа с пластилином | 5 | 0,5 | 4,5 |
3 | Работа с бумагой и картоном | 10 | 2 | 8 |
4 | Работа с тканью и нитками | 8 | 1 | 7 |
5 | Работа с природным материалом | 5 | 0,5 | 4,5 |
6 | Работа с бросовым материалом | 6 | - | 6 |
7 | Итоговое занятие | 1 | 1 | - |
Всего: | 36 | 6 | 30 |
Тема № 1. Вводное занятие.
- Вводное занятие.
- Правила по технике безопасности.
- Соблюдение порядка на рабочем месте.
Тема № 2. Работа с пластилином.
- Пластилинография.
- Пластилиновая аппликация на картоне "Мир вокруг нас", "Волшебная страна".
- Пластилиновая аппликация на стекле (по образцу).
- Лепка-игра.
Тема № 3. Работа с природным материалом
- Экскурсия по территории садика с целью сбора природного материала.
- Изготовление композиций из засушенных листьев.
- Изготовление животных из шишек.
- Составление композиции (коллективная работа).
- Работа по замыслу детей.
- Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев).
Тема № 4. Работа с тканью и нитками
- Изготовление игрушки- самоделки плоскостных форм, используя цветную бумагу, хорошо накрахмаленную ткань плотной структуры (Сатин, тик, лён ), различный бросовый материал (бусы, брошки и т. д. ).
- Изготовление сувениров к праздникам: нарядные салфетки, игольницы, различные сувениры, используя при этом плотную ткань, типа драпа, обрезки меха, пластик.
Тема № 5. Работа с бумагой и картоном.
- Изготовление аппликации "Осенний лес" и "Зимняя сказка".
- Изготовление сплошной мозаики из обрывных кусочков.
- Знакомство с папье-маше.
- Изготовление поздравительных открыток (по замыслу).
Тема № 6. Работа с бросовым материалом.
- Изготовление сувениров.
- Конструирование игрушек из прямоугольных коробок.
- Игрушки из пластмассовых бутылок, банок.
Итоговое занятие.
- Подведение итогов.
- Проведение итогового контроля.
- Выставка работ.
- Участие в конкурсах поделок.
К концу 2 года обучения дети должны знать:
- название ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой;
- правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
- правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;
- способы обработки различных материалов предусмотренных программой.
К концу 2 года обучения дети должны уметь:
- правильно пользоваться ручными инструментами;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
- организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
- бережно относиться к инструментам и материалам;
- самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
- правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду.
Учебно-тематическое планирование
программы "Мир фантазии"
в старшей группе
№ | тема | Всего часов | теоретических | практических |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Работа с пластилином | 5 | 0,5 | 4,5 |
3 | Работа с бумагой и картоном | 10 | 2 | 8 |
4 | Работа с тканью и нитками | 8 | 1 | 7 |
5 | Работа с соленым текстом | 6 | 0,5 | 5,5 |
6 | Работа с бросовым и природным материалом | 5 | - | 5 |
7 | Итоговое занятие | 1 | 1 | - |
Всего: | 36 | 6 | 30 |
Тема № 1. Вводное занятие.
- Проведение входного контроля.
- Правила по технике безопасности.
- Соблюдение порядка на рабочем месте.
Тема № 2. Работа с пластилином.
- Совершенствовать навыки и умения детей в лепке сложных по форме и строению предметов комбинированным ,скульптурным способами, употребляя при этом стеки, штампы материалы для укрепления идеальных, вытянутых форм.
- Создавать сложные лепные композиции; использовать в лепке разнообразные приёмы: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение, частей, путём, примазывания, одной части к другой.
- Пластилиновая аппликация на стекле (по замыслу детей).
- Пластилиновая аппликация на картоне с использованием семян, камешек, листьев.
Тема № 3. Работа с соленым текстом
- Совершенствовать передачу динамики и статики при создании изображений в лепке.
- Совершенствовать художественные навыки в сюжетных работах в лепке: соблюдать взаимосвязи между объектами построения, композиции .
- Совершенствовать навыки работы с тестом в нетрадиционной художественной технике – тестопластике.
- Самостоятельно проектировать игрушку, определяя последовательность этапов выполнения объёмов работ.
- Учить эстетично оформлять свою работу, украшать её отдельными деталями (рамкой, кантом, бусами, подвесками).
- Воспитывать целеустремлённость в работе.
- Развивать память, совершенствовать логическое мышление детей.
- Воспитывать аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
Тема № 4. Работа с тканью и нитками
- Учить делать сувениры - подарки, типа кулонов, игольниц, с использованием ткани грубых текстур, бросового материала и природного материала.
- Выполнять и оформлять картины по типу «Коллаж», с использованием цветных ниток, типа мулине, искусственной кожи и природного материала.
- Дать понятие о моделировании одежды и учить кроить наряды для плоскостных кукол из хорошо накрахмаленной хлопчатобумажной ткани; украшать их по замыслу, используя элементы ручного труда (изготовление из бумаги бус, браслетов, кулонов, бантов).
Тема № 5. Работа с бумагой и картоном.
- Изготовление елочных игрушек.
- Изготовление новогодних сувениров.
- Изготовление поздравительных открыток с сюрпризом.
- Изготовление гирлянд (коллективная работа).
- Изготовление игрушек-сувениров.
- Совершенствовать умение детей работать с бумагой и картоном, продолжать учить делать поделки по типу «Оригами».
- Изготовление плоскостных игрушек, объединённые одним содержанием на плоском цилиндре или картоне, изготовление настольных театров по мотивам русских народных сказок.
Тема № 6. Работа с бросовым и природным материалом.
- Изготовление подставки для чайника.
- Изготовление кукол из чулок (шитье одежды, эстетическое оформление работы).
- Работа по замыслу детей.
- Изготовление аппликации, используя в работе сухие засушенные листья различных деревьев и различных цветовых оттенков.
- Изготовление игрушки - самоделки из природного материала (скорлупы грецкого ореха, ягод рябины, семян подсолнечника и бросового материала ( пенопласта, различных коробок, обрывков шнуров), используя в качестве дополнительного материала пластилин, глину, клей ПВА.
Итоговое занятие.
- Подведение итогов.
- Проведение итогового контроля.
- Выставка работ.
- Участие в конкурсах поделок.
- Мастер-класс для родителей и сотрудников детского сада.
К концу 3 года обучения дети должны знать:
- название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
- правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
- способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка).
К концу 3 года обучения дети должны уметь:
- правильно называть ручные инструменты и использовать по назначению;
- выполнять работу самостоятельно без напоминаний;
- организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
- понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
- самостоятельно изготовлять изделия, предусмотренные программой (по образцу, рисунку, эскизу).
Учебно-тематическое планирование
программы "Мир фантазии"
в подготовительной группе
№ | тема | Всего часов | теоретических | практических |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Работа с пластилином | 5 | 0,5 | 4,5 |
3 | Работа с бумагой и картоном | 8 | 2 | 6 |
4 | Работа с тканью и нитками | 8 | 1 | 7 |
5 | Работа с соленым текстом | 6 | 0,5 | 5,5 |
6 | Работа с бросовым и природны материалом | 7 | - | 7 |
7 | Итоговое занятие | 1 | 1 | - |
Всего: | 36 | 36 | 6 |
Тема № 1. Вводное занятие.
- Проведение входного контроля.
- Правила по технике безопасности.
- Соблюдение порядка на рабочем месте.
Тема № 2. Работа с пластилином.
- Пластилиновая аппликация на стекле (по замыслу детей).
- Учить детей работать творчески и коллективно, проявляя инициативу в выборе материала.
- Учить детей выполнять работы по замыслу из любого материала, по мотивам художественного произведения.
- Самостоятельно проектировать игрушку, определяя последовательность этапов выполнения объёмов работ.
- Уметь зарисовывать графическую схему поэтапной работы с природным материалом на доске или бумаге.
- Анализировать предложенный воспитателем образец - поделку, определяя , из каких материалов он сделан.
- Учить эстетично оформлять свою работу, украшать её отдельными деталями (рамкой, кантом, бусами, подвесками).
- Воспитывать целеустремлённость в работе.
- Развивать память, совершенствовать логическое мышление детей.
- Воспитывать аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
Тема № 3. Работа с соленым текстом
- Обогащение художественных представлений детей о декоративно-прикладном искусстве;
- Развитие у детей умений конструирования художественной формы, мелкой моторики пальцев рук;
- Учить соблюдать формы деталей и их соразмерность в изделии и изделий в композиции, знания исходных форм и приемы их доработки, использовать плоские рисованные изображения для объемных форм, пользоваться схемами с условными обозначениями.
Тема № 4. Работа с тканью и нитками
- Продолжать учить делать сувениры - подарки, типа кулонов, игольниц, с использованием ткани грубых текстур, бросового материала и природного материала.
- Выполнять и оформлять картины по типу «Коллаж», с использованием цветных ниток, типа мулине, искусственной кожи и природного материала.
- Продолжать знакомить с моделированием одежды и учить кроить наряды для плоскостных кукол из хорошо накрахмаленной хлопчатобумажной ткани; украшать их по замыслу, используя элементы ручного труда (изготовление из бумаги бус, браслетов, кулонов, бантов).
Тема № 5. Работа с бумагой и картоном.
- Мастерить игрушки - забавы, используя работе картон и бросовый материалом, пользуясь шаблоном.
- Изготовление отдельных элементов для карнавальных костюмов, для инсценирования сказок, рассказов. При этом в качестве дополнительного материала используется бросовый материал.
- Учить делать поделки типа «Витраж», используя марлю или целлофан, бумагу различной фактуры.
Тема № 6. Работа с бросовым и природным материалом.
- Изготовление шкатулок из открыток (подбор открыток, изготовление выкроек);
- Изготовление карандашницы (с использованием пластмассовой бутылки).
- Игрушка "Гордый петух" (из пластмассовой бутылки).
- Работа по замыслу детей.
- Изготовление коллективной работы (с использованием бросового и природного материала, цветной бумаги) по сказкам и стихотворениям, рассказам.
- Продолжать работать с природным материалом (орехами, ракушками, сухими листьями, ветками, ягодами); бросовым материалом при изготовлении картин, при этом оформлении картин в рамках и фиксируя нить для подвеса.
- Учить мастерить подставки и вазы для сухих букетов и икебан, используя в работе пустые жестяные банки из - под кофе, сметаны, шампуней. В качестве дополнительного материала использовать пластилин, орехи, скорлупу яиц, ракушки.
- Изготовлять поделки, типа монументальных скульптур, по замыслу, по сюжету сказки или рассказа, с использовании природного бросового материала .
Итоговое занятие.
- Подведение итогов.
- Проведение итогового контроля.
- Выставка работ.
- Участие в конкурсах поделок.
К концу 4 года обучения дети должны знать:
- название изученных материалов и инструментов, их назначение;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с режущими инструментами;
- правила планирования и организации труда;
- способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренных программой.
К концу 4 года обучения дети должны уметь:
- правильно использовать инструменты в работе;
- строго соблюдать правила безопасности труда;
- самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
- самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
- экономно и рационально расходовать материалы;
- контролировать правильность выполнения работы.
Содержание дополнительной образовательной программы "Мир фантазии"
Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.
Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом: тканью и бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.
Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.
Тематические циклы дают возможность создавать с детьми из разных материалов общие композиции, позволяющие использовать их в оформлении группы, дошкольного учреждения, дает возможность объединить детей в группы для коллективных работ. Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию. Количество занятий, входящих в любой из тематических циклов, не может быть четко фиксировано, оно во многом зависит от того, делается работа всей группой или же делается детьми одной возрастной группы. Использование тематических блоков позволяет переводить занятия из одной темы в другую, заменять одно задание другим, не меняя при этом основной цели - развитие художественно-творческих способностей детей во время работы с различными материалами. При проведении анализа работы используются различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дети учатся находить достоинства и недостатки своих работ и поделок других детей.
Прежде чем начать работу с детьми я провела наблюдения за детьми и выяснила, что им трудно захватывать карандаш (правильно держать его тремя пальцами). При выполнении различных действий (например, при рисовании) ребенку трудно правильно управлять посредником (в данном случае - карандашом). Зажатый в руке карандаш как бы удлиняет кисть, является ее своеобразным продолжением. Поэтому маленький ребенок сосредотачивает свое внимание не на захвате, а на точке соприкосновения карандаша и бумаги. И это часто является причиной формирования у него неправильного захвата карандаша, что скажется на качестве формируемых навыков рисования, а в последующем - и письма. На основании данного наблюдения мною было проведено обследование мелкой моторики рук и педагогическая диагностика (мониторинг) художественно-творческого развития детей 3-4 лет.
Благодаря полученным данным перед педагогами и родителями встает задача развития мелкой моторики рук ребенка.
В семье
Развивать мелкую моторику рук через игровые упражнения (типа "Пальчик, пальчик, где ты был?" и т.п.), развитие ручной умелости (давать детям в домашних условиях под контролем взрослых вырезать ножницами, шить иголкой с большим ушком, лепить, перебирать крупу и т.п.)
В детском саду
Создавать условия для развития мелкой моторики рук через специальные игровые упражнения и мероприятия по художественно - творческой деятельности.
Для развития мелкой моторики рук разработано много интересных приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы (спички, проволока и др.) Однако мною были отобраны определенные направления работы по развитию мелкой моторики рук.
Наряду с полученными результатами выявила качественную характеристику уровней выполнения задания:
Низкий уровень - ребенок не проявляет заметного интереса к изобразительной деятельности; в совместной деятельности с другим человеком (взрослым, старшим ребенком) или по подражанию создает схематическое изображение, но не выражает свое отношение к нему. Не проявляет желание работать, не владеет техническими и художественными навыками и умениями.
Средний уровень - в разных видах изобразительной деятельности ребенок обычно следует образцу, действует по подражанию, мотивирует свою неуверенность неумением; но при поддержке взрослого включается в деятельность и охотно соглашается рассматривать иллюстрации, рисовать, лепить, делать аппликации и конструировать вместе со взрослым; частично владеет техническими и изобразительными навыками и умениями.
Высокий уровень - в рисовании, лепке, аппликации, конструировании ребенок увлеченно и с интересом создает изображения и при этом выражает свое отношение к ним; с увлечением рассматривает книжные иллюстрации и предметы декоративно-прикладного искусства; замечает красивое в природе, искусстве и в быту (в игрушках, одежде, упаковке и др.); испытывает удовлетворение и радость при выполнении задания. Владеет техническими и изобразительными навыками и умениями. Проявляет самостоятельность, инициативу и творчество.
Проанализировав данные, сделала вывод: в настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Дополнительное образование в дошкольных учреждениях дает возможность выявить и развить творческие способности детей. На занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности. Кружковая работа даёт возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.
Для развития художественного творчества художественных навыков детей старшего дошкольного возраста необходим системный подход и условия формирования навыков через организацию кружковой работы по ознакомлению и обучению нетрадиционным приемам и технике работы с бумагой, как нового нетрадиционного приема.
Начиная работу по обучению созданию поделок, основное внимание обратила на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей. При обучении различным способам преобразования бумаги наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать показ способов работы.
Любая работа в кружке предусматривает совместную творческую деятельность детей, что положительно влияет на развитие общения, так как возникает необходимость самостоятельно распределять между собой работу, обсуждать композицию, проявлять взаимопомощь для достижения положительного результата. Так же предлагается работа в парах, учитывая симпатии дошкольников, уровень их навыков, темперамент. Часто дети выполняют художественно-творческую работу коллективно. Маленькому ребёнку, как и человеку любого возраста, нужно и важно знать, что он трудится не напрасно; то, что он делает, кому-то необходимо. Поэтому коллективные работы будут использоваться для оформления групп детского сада, выставок и т.д.
В конце года будут проводиться диагностики знаний, умений и навыков, полученных детьми от кружковой работы, которые можно проанализировать согласно таблице (уровни усвоения знаний), а также организованы выставки детских работ, открытые просмотры занятий кружка или подготовки мероприятий (развлечение, досуг, праздник и т.д.).
Уровни усвоения знаний
Дети 3-4 лет | Низкий уровень - ребенок не проявляет заметного интереса к изобразительной деятельности; создает схематическое изображение по образцу; не выражает свое отношение к ее процессу и результату. Средний уровень - в разных видах изобразительной деятельности ребенок обычно следует образцу, действует по подражанию, мотивирует свою неуверенность неумением; но при поддержке взрослого включается в деятельность и охотно соглашается рассматривать иллюстрации, рисовать, лепить, делать аппликации и конструировать вместе со взрослым или более умелым ребенком. Высокий уровень - в рисовании, лепке, аппликации, а также в процессе художественной деятельности и конструирования ребенок охотно и с интересом выражает собственные представления и впечатления об окружающем мире: создает эмоционально выразительные образы и выражает свое отношение к ним; с увлечением рассматривает книжные иллюстрации и предметы декоративно-прикладного искусства; замечает красивое в природе, искусстве и в быту (в игрушках, одежде, упаковке и др. |
Дети 4-5 лет | Низкий уровень - ребенок не проявляет заметного интереса к изобразительному искусству; вовлекается в рисование, лепку, аппликацию лишь по приглашению взрослого; мотивирует свою пассивность "неумением" и "нежеланием"; не выражает свое отношение к ее процессу и результату; создает схематическое изображение по образцу, копируя чужие рисунки и повторяя свои без особых изменений. Средний уровень - ребенок интересуется изобразительными и декоративно-прикладным искусством, выражает свое отношение вербально и доступными изобразительно-выразительными средствами; владеет практическими навыками в разных видах изобразительной деятельности, но испытывает затруднения при самостоятельном выборе сюжета, часто следует образцу, охотно включается в коллективную деятельность, но не охотно выступает инициатором; обращается за помощью к взрослому и сверстникам. Высокий уровень - в рисовании, лепке, аппликации, а также в процессе художественной деятельности и конструирования ребенок создает оригинальные, эмоционально выразительные образы и выражает свое отношение к ним; создает сюжеты, разнообразные по тематике и содержанию; с увлечением знакомится с разными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства; дает эстетические оценки воспринимаемому в природе, искусстве и в быту (красиво, некрасиво, грустно или весело). |
Дети 5-6 лет | Низкий уровень - ребенок занимается изобразительной деятельностью лишь в специально созданной ситуации при участии и активной поддержке со стороны взрослого; не проявляет интереса к освоению новых художественных техник. Средний уровень - ребенок проявляет интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству, замечает красивое в окружающем мире и выражает свои эмоции; включается в сотворчество с другими детьми и взрослыми, но не очень охотно проявляет свою инициативу в выборе сюжетов, изобразительно-выразительных средств. мотивируя боязнью неудачи, ошибки, неуверенностью в своих силах и умениях; замыслы и результат деятельности не всегда оригинальны и самостоятельны. Высокий уровень - ребенок активно интересуется разными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства; проявляет индивидуальное эмоционально-ценностное отношение (выражает эмоциями, словами, жестами, мимикой); самостоятельно и мотивированно занимается изобразительной деятельностью; получает эстетическое удовольствие от освоения нового, достижения результата, оригинальности замысла, открытия своих возможностей; замечает красоту и гармонию в окружающем мире (природном, бытовом, социальном). |
Дети 6-7 лет | Низкий уровень - ребенок занимается изобразительной деятельностью лишь в специально созданной ситуации при участии и активной поддержке со стороны взрослого или сверстников; не проявляет интереса к освоению новых техник и изобразительно-выразительных средств; не вызывает заметного интереса к искусству. Средний уровень - ребенок проявляет интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству; охотно включается в сотворчество с другими детьми и взрослыми, но не охотно проявляет свою инициативу в выборе сюжетов, изобразительно-выразительных средств. мотивируя боязнью неудачи, ошибки, неуверенностью в своих силах и умениях; замыслы и результат деятельности не всегда оригинальны. Высокий уровень - ребенок проявляет устойчивый интерес к разным видам изобразительного и декоративно-прикладного искусства; увлеченно и самостоятельно занимается изобразительной деятельностью; нашел свой стиль (индивидуальный почерк), получает эстетическое удовольствие от освоения нового, достижения результата, оригинальности замысла, открытия своих возможностей; замечает красоту и гармонию в окружающем мире (природном, бытовом, социальном)., сам пытается внести красоту и гармонию в окружающий мир. |
Программа "Мир фантазии" вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности, а также направлена на развитие мелкой моторики рук, которая в свою очередь способствует развитию речевого аппарата.
Обучение проводится один раза в неделю, в первую половину дня - на коллективных занятиях и по подгруппам (10-15 человек). На занятиях кружка «Мир фантазии», осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.
Руководствуясь личностно - ориентированным подходом в воспитании творчески активной личности ребёнка, воспитатель на занятиях предусматривает решение поставленных задач.
Основным условием реализации программы «Мир фантазии» является творческое отношение к работе самого педагога.
Выдумка, творческая фантазия педагога, умение вдохновить детей на новые достижения в творчестве - главное руководство в работе кружка «Мир фантазии».
В процессе прохождения программы детям сообщаются новые знания о форме, цвете, величине, пространственных отношениях, о различных свойствах предметов, о вариативности использования природного и бросового материала, пластилина, пластика, различных тканей, меха и кожи и т.п. Каждая тема занятия сопровождается вопросами и заданиями, которые помогают реализовать названные задачи.
Программа предполагает необходимый учёт техники выполнения работ, сравнительное диагностирование детей по учебным полугодиям. Материальное оснащение занятий кружка «Мир фантазии» соответствует гигиеническим и эстетическим требованиям.
Используемые материалы:
- Пластилин и пластик
- Крышки от майонезных банок
- Крышки от бутылок, пластиковые бутылочки, баночки от йогуртов
- Яйца «Киндер - сюрприза»
- Сухие листья
- Коряги, шишки, жёлуди, мох
- Семена растений
- Цветная бумага, гофрированная бумага, журнальная бумага, газетная бумага, салфетки, картон
- Вата, ватные диски, ватные палочки
- Скорлупа яиц
- Перья
- Галька, мелкие камушки, ракушки
- Фольга
-Клей, краски
- Шерстяные нитки, нитки для шитья, разноцветное мулине для вышивания.
- Бисер, бусины, паетки
- Кусочки ткани, кожаные кусочки, пуговицы, проволока.
Инструменты и приспособления:
- Мольберты
- Магнитная доска
- Ширма
- Столы и стулья
- Ножницы, шило ( только для взрослого)
- Иголка и нитковдеватель
- Карандаши и линейка
- Набор стеков и доска для лепки
- Клеёнка для аппликации
- Клейкая лента
- Пяльцы
- Кисточки для клея и красок.
Дополнительное оборудование:
- Театр (пальчиковый, теневой, настольный, на прищепках)
- фоновая музыка (для релаксации, из мультфильмов)
Формы организации обучения художественному конструированию на занятиях кружка
"Мир фантазии"
К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.
1. По образцу
Форма организации заключается в том, что детям предлагают образцы поделок из бумаги или образцы поделок из природного материала, как правило, показывают способы их воспроизведения .
2. Конструирование по условию
Данная форма конструирования традиционно относится к конструированию из строительного материала. Однако, как возникло убеждение, что она может быть использована и в других его видах в целях развития творчества.
3. По замыслу
Форма организации обладает большими возможностями для развёртывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребёнок сам решает, что он будет конструировать. Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщённые представления о конструируемом объекте, владеть обобщёнными способами конструирования и уметь искать новые способы. Эти знания и умения формируются в процессе других форм конструирования - по образцу и по условиям.
4. По теме
Детям предлагают общую тематику художественных конструкций («птицы» и т.п.) и они сами создают замысел конкретных поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Основная цель организации конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений.
Каждая из рассмотренных форм организации обучения художественному конструированию может оказать развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования их творчества.
Деятельность кружка организована посредством следующих форм:
- С детьми:
- Фронтальные занятия (групповые)
- Экскурсии
- Тематические прогулки
- Развлечения, досуги
- Участие в различного уровня конкурсах
- С педагогами:
- Консультации, мастер - классы, семинары для педагогов ДОУ
- С родителями:
- Консультации, мастер- классы, выступления на родительских собраниях, информация на сайте.
Виды деятельности
1. Работа с бумагой и картоном
1.1. Работа в технике «Оригами»
Традиционная техника складывания бумажных фигурок, популярная в Японии, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния « оригами» на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия «Оригами» способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремлённости. Работа с самыми маленькими детьми построена на конструировании из одного и нескольких квадратов, при изготовлении которых применяются доступные малышам способы работы с бумагой (иногда с клеем). В основе работы лежит объединение фигурок, сложенных двумя основными способами сгибания квадрата: «книжкой» и «косынкой». В процессе занятий и при использовании полученных фигурок педагог может решить многие задачи обучающего и воспитательного характера. Складывание фигурок сопровождается познавательными рассказами различной направленности. Создавая бумажные модели, ребёнок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры - квадрата (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребёнка одна геометрическая фигура преобразуется в другую. Работая с геометрическими фигурами , дети закрепляют сведения об их строении (стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т.д.), признаки их сходства и различия. При изготовлении некоторых классических фигурок дошкольники узнают о некоторых обычаях, существующих в Японии. Занятия оригами несут в себе культурологические сведения. При складывании фигурок педагог сообщает детям информацию экологического характера, особенно если это фигурки животных. Занятия сопровождаются информацией о птицах и зверях, обитающих на территории нашей страны.
1.2. Работа с мятой бумагой
Технология изготовления игрушек из бумаги, помогающая педагогу показать детям один путь самореализации в творческой деятельности, формирования познавательной и коммуникативной активности.
Кроме того, изготовление игрушек из мятой бумаги - прекрасное упражнение для развития мелкой моторики пальцев.
Формы организации работы с мятой бумагой:
- специальные занятия по ручному труду в кружке «Мир фантазии».
- индивидуальные занятия с целью развития и совершенствования мелкой моторики определённых навыков и умений.
- творческие проекты.
1.3. Бумагопластика и художественное макетирование
комнатных растений
Работа строится на имеющихся у детей навыков, полученных на занятиях аппликацией, оригами: складывание бумаги в разных направлениях, симметричное, силуэтное, контурное, многослойное вырезывание,
склеивание и т. д.
Восприятие красоты природных форм через практическую деятельность способствует воспитанию у детей бережного отношения к окружающему миру, развитию эмоционально - чувственной сферы, художественно - образного мышления, реализации их творческих возможностей.
14. Изготовление объёмных картинок
Изготовление аппликации - достаточно лёгкое и очень интересное занятия для детей. Здесь открывается широкий простор для креативной деятельности детей. Технология изготовления объёмной аппликации отличается степенью сложности. На занятиях предлагается получить объёмность предмета на аппликации из геометрических фигур за счёт приклеивания деталей к основному листу.
1.5. Работа с бумагой в нетрадиционной технике
Используя бумагу разной фактуры и разные способы работы с ней, дети учатся создавать сюжетные и декоративные композиции, делать подарки из бумаги в нетрадиционной форме. Любое изделие , выполненное руками ребёнка - это его труд, его достижение. В процессе изготовления поделок педагог имеет возможность заняться экологическим воспитанием детей, рассказать им о цветах, их названиях, бережном отношении к природе. На занятиях дети смогут изготовить подарки и открытки из бумаги, используя техники бумагокручения и бумагопластики.
2. Работа с бросовым материалом
Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приёмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Многие из предложенных поделок предполагают использование их в быту, и важным моментом при их изготовлении является прочность конструкции. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Некоторые операции требуют приложения усилий, использования наиболее опасных инструментов, особенно в подготовительной стадии, и этот этап работы педагог берёт на себя.
Поделки, включённые в кружковую деятельность, могут иметь разное назначение:
- для игр детей;
- для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома;
- их можно использовать в качестве подарков.
Так как материал для работы относится к категории бросового, при его подборе предъявляется определённые требования:
- должен быть безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию);
- тщательно промытым и высушенным;
- доступным в обработке ( вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д. )
При работе с бросовым материалом учитывается возрастные особенности детей:
Если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии, например проколоть отверстия нагретым шилом, необходимо, чтобы эту предварительную работу выполнял педагог.
3. Работа с тканью и нитками
Основы шитья: Учиться пользоваться иголкой приходится так же, как учиться держать ложку, карандаш, кисточку. Необходимо привлекать детей к ручной работе как можно раньше. Это наиболее верный способ научить правильной, даже точной координации движений пальчиков детской руки. Учить надо не спеша, постепенно, как бы играя, предлагать детям новые затеи: пришить что-либо, сшить простой предмет для подарка. Даже изготовление самой простой поделки- трудовой подвиг для ребёнка.
4. Работа с природным материалом
Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только их структурно отображают, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов.
Задача педагога - научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы. Это способствует развитию у детей воображения и творчества, в основе которых лежит овладение детьми обобщёнными способами построения образа с опорой на наглядность (природный материал) и имеющиеся у них многоаспектные представления из собственной жизни, сказок, фильмов т. п.
5. Пластилинография
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня:
« графия» - создать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивают простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно - образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка.
Индивидуальная работа с детьми
Развитие у ребёнка творческих способностей.
Самым ближайшим социальным окружением является для ребёнка семья и детский сад. В детском саду у ребёнка впервые формируется правильное отношение к трудовой и эстетической деятельности. Основными источниками детских эстетического содержания является игрушки, предметы быта, книжные иллюстрации, кинофильмы, спектакли кукольного театра, радио - и телепередачи, общественные и семейные праздники, детские утренники и развлечения и декоративные оформления. Эти впечатления и связанные с ними переживания ребёнок стремится отразить в играх, рисунках, поделках. Чем полнее и содержательнее ведётся эстетическая воспитательная работа на занятиях кружка «Мир фантазии» в детском саду, тем ярче и интереснее ребёнок проявляет себя в индивидуальной творческой деятельности.
В условиях детского сада руководитель кружка «Мир фантазии», устанавливает контакт с каждым ребёнком, учитывая индивидуальные склонности, интересы и возможности. В детском саду ребёнок должен чувствовать себя членом близкого ему коллектива, должен знать, что его труд - это частица большого интересного дела, которое приносит радость всем. При выполнении индивидуальных заданий ребёнок принимает от педагога советы в выборе сюжета, и в раскрытии творческого замысла, в применении того или иного технического приёма. А сам ребёнок, должен уметь тактично помогать сверстникам или малышам, в осуществлении их замыслов.
Работа с родителями
От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.
В семье и коллективе ребёнок впервые познаёт себя и мир вокруг. Важным моментом художественного развития детей является условия, при которых задаётся общее направление, согласованность в действиях воспитателя и родителей. Прежде всего, это благоприятный климат в семье и группе, уважительное отношение к художественным проявлениям ребёнка, как бы просты и наивны они ни были. Беседы руководителя кружка «Мир фантазии» с родителями показывают, что во многих семьях взрослые увлекаются выполнением различных изделий для украшения быта. Этим родителям педагог может предложить участвовать в творческой тематических выставках, организуемых в одной из возрастных групп детского сада. На стеллажах и специальных подставках располагают целые композиции изделий из тканей, пряжи, меха, дерева, корни засушенных растений, выполненных совместными усилиями родителей и детей.
Темы выставок могут быть такими:
1. «Герои любимых сказок».
2. «Выставка весёлых человечков». (мелкая пластика из природного материала)
3. «Мама - золотые ручки» ( вязание, плетение, ткачество, вышивка, шитьё).
4. «Папа - мастер на все руки» (изготовление скворечника, рамочки для картин и т.п.).
Проводя индивидуальную работу с родителями, педагог побуждает их быть более активными в создании дома атмосферы творчества, в организации совместных с детьми занятий по рукоделию, по изготовлению поделок из самых разных по качеству и фактуре материалов. Он рекомендует им проводить семейные праздники вместе с детьми и приглашать на них соседей или знакомых (тоже с детьми).
Оформление и художественная часть такого семейного торжества продумывается и обсуждается заранее. В обсуждении должен принять участие каждый член коллектива. Кто-то, например, рисует, вырезает и склеивает фигурные маски, шапочки для выступления. Другие готовят сувениры для каждого участника праздника. Эта работа может быть сделана детьми заранее, когда у них есть время продумать сюжет, выбрать соответствующий материал, качественно выполнить изделие. Совместными усилиями составляется программа действий, распределяется объём работ на каждого участника праздника.
Совместные творческие проекты
Родители | Дети |
Темы консультаций для родителей:
Конкурсы и проекты:
| Конкурсы и проекты:
(Совместное оформления групповой комнаты и музыкального зала. Вместе с воспитателем дети определяют содержание оформительской работы в группе, затем в зале. Дети намечают план действий. Дети самостоятельно формулируют цель, мотивируют свою деятельность: «Мы хотим помочь сделать красивым детский сад к празднику»; обдумывают содержание панно (просматривают открытки, иллюстрации в книгах), активно участвуют в создании эскизов, их реализации).
(Проект строится по тому же принципу, что и творческий проект «Новогодний праздник»).
(Проект строится по тому же принципу, что и творческий проект «Новогодний праздник»). |
Защита творческих проектов. (для всей семьи).
(Родители совместно с ребёнком изготавливают поделку, затем на защите проекта рассказывают ,что понадобилось для изготовления поделки, какие этапы изготовления поделки, для чего они изготовили поделку, придумывают оригинальное название своей поделке, стихотворение ).
(Родители совместно с ребёнком, на защите проекта делятся своим опытом, проведения выходных дней всей семьёй. Предлагается поделиться своим опытом в творческой форме. Для защиты проекта применяются стихи, фотографии, всевозможные поделки сделанные своими руками на выходном дне. Родители и дети рассказывают интересные события, которые произошли в этот день семье.
(В проекте принимают участие и дети, и взрослые. В составлении альбома «Наше лето» используются рассказы детей о летнем отдыхе, рисунки детей и взрослых, аппликационная работа детей и взрослых, работа с природным материалом, фотографии, ракушки, камушки, стёклышки. 4. Творческий проект «Зимние забавы» (проект строится по тому же принципу, как и предыдущий проект). |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы "Мир фантазии"
- Родительское собрание "Развитие творчества у детей"
- Родительское собрание "Художественно-эстетическое воспитание детей в семье"
- Доклад для родительского собрания "Развитие творческих способностей в семье"
- Консультация "Каждый ребенок - творец!"
- Консультации "Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?"
- Консультация "Развиваем фантазию"
- Консультация "Развитие творчества у детей"
- Консультации "Сказочное тесто - "Тестопластика"
- Консультация "Проворные пальчики - бойкая речь"
- Рекомендации родителям "Как в домашних условиях с помощью круп развивать мелкую моторику рук ребенка"
- Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук"
Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
- Флёрина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста.
- Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность // Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. - М., 1981.
- Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 1973. - 208с.
- Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. - М.: Просвещение, 1982. - 208с.
- Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 1980. - 208с.
- Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика. - М.: Издательский дом "КАРА-ПУЗ". 2009. - 160 с., 8 л.вкл.
- Дронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2008. - 189 с.: ил.
- Козлина А.В. Уроки ручного труда: Конспекты занятий. - М.: Мозайка-Синтез, 1999. - 64 с.
- Разноцветные поделки из природных материалов/ Пер. с нем. А.П. Прокопьева. – М.: Рольф, 2001.-192с., с цв.илл.– (Внимание: дети!).
- Аппликация в детском саду/ А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева; худож. Е.А. Афоничева, В.Н. Куров.– Ярославль: Академия развития, 2006.– 144 с., ил.– (Серия: “Детский сад: день за днем”).
- Из чего сделаны предметы: Сценарии игр – занятий для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005.– 128 с. (Серия “Вместе с детьми”).
- Уроки ручного труда в детском саду и начальной школе: Конспекты занятий. – М.: Мозайка – Синтез, 2005. – 64 с.
- Садилова Л.А. "Поделки из мятой бумаги".
- Петрова И.М. "Волшебные полоски".
- Соколова С.В. "Оригами для самых маленьких".
- Соколова С.В. "Оригами для старших дошкольников".
- Парамонова Л.А. "Детское творческое конструирование".
- Малышева А.Н.; Ермолаева Н.В. "Аппликация в детском саду".
- Давыдова Г.Н. "Детский дизайн. Пластилинография».
- Давыдова Г.Н. "Пластилинография - Детский дизайн 3".
- Пантелеева Л.В. "Детское рукоделие. Художественный труд в детском саду и семье".
- Салагаева Л.М. "Объёмные картинки".
- Давыдова Г.Н."Детский дизайн. Поделки из бросового материала".
- Петрова И.М. "Кукольная оранжерея".
- Пищикова Н.Г. "Работа с бумагой в нетрадиционной технике -3".
- Анистратова А.А., Гришина Н.И. "Поделки из кусочков бумаги": "Оникс" 2010 г.
- Армин Тойбнер "Прикольные поделки из цветной бумаги": Академия развития, 2008г.
- Давыдова Г.Н. "Пластилинография для малышей": Скрипторий 2003г.
- Казакова Т.Г. "Развивайте у дошкольников творчество" - М,
- Лубковска К. Згрыхова И. "Сделаем это сами". М. «Просвещение»,
- Садилова Л.А. "Поделки из мятой бумаги". – М, Скрипторий 2003г.
- Шалаева Г. "Поделки из бумаги" - М: "Слово" 2007 г.
- Шквыря Ж. "Поделки из бумаги": - Харьков Белгород, 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Занимательная математика» Программа по дополнительному образованию для детей 6-7 лет.
«Занимательная математика» Программа по дополнительному образованию для детей 6-7 лет.( по Колесниковой)...
Авторская программа по дополнительному образованию (обучение детей игре на свирели) "Свирелька"
Есть слово – и оно едино, Россия. Этот звук – свирель. ...
Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию творческих способностей через тестопластику: «Тили-тили-тесто»
Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция.Солѐное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изде...
Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по патриотическому воспитанию "Мы - смоляне"Патриотическое воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Будущее России во многом опр
Патриотическое воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданс...
Программа по дополнительному образованию для детей дошкольного возраста "Юный интеллектуал" (Математика+логика)
Программа по дополнительному образованию для детей дошкольного возраста "Юный интеллектуал" (Математика+логика)...
Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)
Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...