Долгосрочный проект по пластилинографии "Пластилиновая сказка"
проект по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Романюк Марина Вячеславовна

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста.

Занятия проводятся 1раз в 2 недели

Продолжительность занятия 30минут.

Занятия проходят как фронтально, так и коллективно. В вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_plastilinografii.docx40.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад № 6 «Дюймовочка»

Проект по пластилинографии:

«Пластилиновая сказка»

                                                                              Составила:

                                                                                                                              воспитатель  подготовительной группы

                                                                                                                  Романюк Марина Вячеславовна

2015-2016 уч. год

Г. о. г. Бор

Паспорт проекта «Пластилиновая сказка».

Тема проекта

«Пластилиновая сказка»

Участники проекта

Дети подготовительной группы, родители, воспитатель.

Тип проекта                                                                          

Творческий, групповой, долгосрочный

Цель проекта

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через пластилинографию.

Задачи проекта

  • Формировать умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
  • Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
  • Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
  • Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
  • Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

Сроки реализации проекта

Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся с детьми подготовительной группы 2 раза в месяц, продолжительность занятия 25-30 минут

Предполагаемый результат

  • у ребёнка развит интерес к творческой деятельности;
  • усвоены основные приёмы работы в технике пластилинографии;
  • мелкая моторика развита на достаточном уровне;
  • ребёнок проявляет аккуратность при работе с пластилином,
  • умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.

Продукт проектной деятельности

Пластилиновые картины

Актуальность.

        Любая система дошкольного воспитания и обучения ориентирована на подготовку ребенка к школе. Многие родители, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. В школе, на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обусловлены неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно-двигательной координации. Поэтому, чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, в дошкольном возрасте необходимо проводить определенную работу, направленную на развитие мелкой моторики рук.

        Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность), зрительная и двигательная память, речь. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

        В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать неотъемлемой частью подготовки ребенка к школе.

        В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте.

        Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук у дошкольников являются мероприятия по изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинография. 

          Пластилинография – техника самая осязаемая в художественном творчестве. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки, изменяет и дополняет  по мере необходимости отдельные детали. Основным инструментом в лепке является рука (вернее обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами.

        Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми  дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Вся работа с детьми стоится согласно перспективному плану. При планировании я опираюсь на времена года, праздники, интересы детей, соблюдение следующих принципов.

Принципы построения программы:

  1. От простого к сложному.
  2. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
  3. Научность и доступность.
  4. Системность знаний.
  5. Воспитывающая и развивающая направленность.
  6. Всесторонность, гармоничность   в содержании знаний, умений, навыков.
  7. Активность и самостоятельность.
  8. Учет возрастных и  индивидуальных особенностей.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный

  • Изучение и анализ методической литературы, приобретённой для создания проекта;
  • Создание условий для реализации проекта;
  • Подбор диагностического инструментария;
  • Диагностика детей;
  • Анкетирование родителей, обсуждение целей и задач с родителями;
  • Сбор информации, материал для занятий.

2. Основной

  • Проведение занятий по изготовлению поделок из пластилина в совместной деятельности с воспитателем;
  • Проведение консультаций для родителей  «Польза пластилинографии для подготовки руки к письму» ;
  • Проведение совместных занятий для углубления взаимосвязи родителей и детей;
  • Оформление выставки «Знакомьтесь – наше творчество!».

3. Итоговый

  •  Сбор и обработка материалов (анкет, диагностики);
  • Соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными;
  • Обобщение материала проекта;
  • Оформление фотоальбома с детскими работами; 
  • Анализ участия родителей в проекте ;
  • Презентация проекта, выступление на педсовете.

Занятия проводятся 1раз в 2 недели

Продолжительность занятия 30минут.

Занятия проходят как фронтально, так и коллективно. В вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми.

При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук.

Перспективный план работы.

Месяц

Название занятия

Задачи занятия

сентябрь

Мониторинг развития мелкой моторики

Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.

октябрь

Осенние листья

  • Закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени;
  • Формировать умения детей работать с пластилином на плоскости;
  • детей приему «вливание одного цвета в другой»;
  • Развивать мелкую моторику;
  • Воспитывать чувство любви к красоте родной природы.

Чудо-хохлома.

  • Формировать умения оформлять объемную плоскость элементами узора хохломской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография»;
  • Закрепить знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи: ягоды, цветы, завиток травки;
  • Развивать глазомер, мелкую моторику рук;
  • Воспитывать интерес и продолжать знакомить детей с народными промыслами.  

ноябрь

Ветка рябины (1 занятие)

  • Учить передавать в работе характерные особенности внешнего вида ветки рябины, используя способ раскатывания, стеку.
  • Расширять знания о многообразии растительного мира.
  • Укреплять познавательный интерес к природе.
  • Воспитывать аккуратность и самостоятельность при выполнении работы.

Снегири на ветке

(2 занятие)

  • Формировать умения детей передавать свои наблюдения за живой природой посредством пластилинографии;
  • Формировать умение изображать снегирей, передавать особенности внешнего облика (строение туловища, форму головы, крыльев, хвоста, характерную окраску);
  • Закрепить приёмы скатывания, расплющивания, деления на части с помощью стеки;
  • Расширять знания о зимующих птицах;
  • Воспитывать настойчивость в достижении цели, аккуратность, чувство взаимопомощи.

декабрь

Елочка

  • Формировать умение детей передавать в характерные особенности внешнего строения ели (пирамидное строение, ветки, направление вниз, тёмно-зелёный цвет) посредством пластилинографии.
  • Упражнять в раскатывании комочков пластилина      между ладонями прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении   веток ёлочки.
  • Развивать умение наносить стекой штрихи (иголочки) на концах веток для более выразительной передачи образа.
  • Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа или диска.
  • Воспитывать любовь к красоте русской природы.

Снегурочка

  • Закреплять знания о времени года - зима и сказочных зимних персонажах.
  • Расширять знания детей об истории новогоднего праздника;
  • Совершенствовать технические и изобразительные навыки, закреплять умение работать по контуру. Развивать детское творчество.
  • Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца.

январь

Новогодняя снежинка

  • Формировать умения создавать композицию на компакт диске;
  • Формировать умения передавать в работе характерные особенности снежинки;
  • Развивать фантазию, творчество, используя в работе бросовый материал (паетки, бисер);
  • Воспитывать интерес к творческой деятельности, аккуратность;
  • Закрепить прием раскатывания колбасок, жгутиков разной длины.

Жостовские подносы

  • Формировать умение детей рисовать пластилином и выполнять несложные элементы «жостовского узора» и составлять узоры из этих элементов;
  • Познакомить детей с традициями и особенностями росписи данного народного промысла;
  • Развивать мелкую моторику, развивать координацию пальцев;
  • Развивать умение вылепливать, пользуясь разными приемами, стимулировать воображение и фантазию ребенка;
  • Воспитывать взаимовыручку, товарищеские взаимоотношения при выполнении коллективных работ.

февраль

Вечер

  • Формировать умение создавать композицию на готовом эскизе;
  • Закрепить приёмы скатывания, расплющивания;
  • Расширять представление детей о красоте природы в вечернее время суток;
  • Развивать художественное восприятие и эстетический вкус;
  • Воспитывать уважительное отношение к результатам своего труда и труда сверстников.

Золотая рыбка

  • Способствовать расширению знаний о многообразии подводного мира;
  • Формировать умения передавать в работе характерные особенности внешнего строения рыбы (туловище, хвост, плавники) посредством пластилинографии;
  • Добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала (ракушки, блестки и т.д.);
  • Развивать мелкую моторику;
  • Воспитывать чувство любви к красоте родной природы.

март

Весенние цветы для любимой мамочки.

  • Способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать приятное маме.
  • Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями.
  • Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определенной последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы.
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Воспитывать любовь и внимание к родным и близким.

Радуга - дуга

  • Формировать умение детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней.
  • Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями рук.
  • Продолжать формировать умение использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос.
  • Развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга)
  • Воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность.

апрель

Полет на луну.

  • Продолжать знакомить детей с техникой рисование пластилином;
  • Формировать технические умения и навыки работы с различными материалами для лепки;
  • Формировать умения детей создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения;
  • Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.
  • Воспитывать навыки аккуратности.

Лягушачье озеро

  • Формировать умение детей создавать многофигурные сюжетные композиции;
  • Развивать умение использовать в работе знакомые способы лепки: раскатывание, оттягивание, вдавливание, прищипывание, сглаживание;
  • Развивать у детей художественное творчество, воображение, фантазию;
  • Закреплять умение передавать в лепке выразительность образа;
  • Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве.

май

Свободная тема по желанию (выбору) детей.

  • Закрепление умений и способов работы с пластилином в технике пластилинография.
  • Диагностика по изо — деятельности (лепка).

Приложение 1.

Анкета (для родителей)

Возраст, пол ребёнка

  1. Знаете ли Вы, какие занятия посещает в детском саду Ваш ребёнок?

Да.      Нет.

  1. Знаете ли Вы, какие функции и навыки мелкой моторики руки  необходимо развивать у ребёнка?

Да.      Нет.

  1. Готовят ли в детском саду Вашего ребёнка к овладению письмом?

Да.      Нет.

  1. Имеете ли Вы какую – либо информацию о том, какие игры, игрушки, пособия помогают развивать мелкие мышцы руки?

Да.      Нет.

  1. Нравится ли Вам предметно – развивающая среда в группе, которую посещает Ваш ребёнок?

Да.       Нет.

Литература:

  1. Реан, А.А. Как подготовить ребенка к школе. – Спб: Питерком, 1998, -109 с.
  2. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».
  3. Г.Н. Давыдова, Нетрадиционные техники рисования в детском саду, Москва 2008;
  4. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006.
  5. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по пластилинографии "Пластилиновые чудеса"

Проект направлен на развитие навыков мелкой моторики ребёнка. Реализация проекта незаметным образом помогает ребёнку в формировании его познавательных и творческих способностей, становлению речи....

Проект по пластилинографии «Пластилиновые фантазии» в старшей группе

Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки прин...

Долгосрочный проект по пластилинографии для детей подготовительной группы на тему: «Пластилиновые фантазии»

Цель: Развитие ручной умелости у детей  дошкольного возраста посредством пластилинографии.Образовательные задачи:- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредство...

Проект по пластилинографии "Пластилиновые чудеса"

АктуальностьВ настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а...

Проект по пластилинографии «Пластилиновые фантазии»

Проект по пластилинографии «Пластилиновые фантазии» ...

Проект по пластилинографии «Пластилиновые фантазии»

Проект по пластилинографии«Пластилиновые фантазии»...

Программа кружковой работы по пластилинографии «Пластилиновая сказка»

Авторская Программа кружковой работы по пластилинографии «Пластилиновая сказка» для детей младшего дошкольног возраста...