«Знакомство с чувашскими головными уборами»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Образовательная ситуация
«Знакомство с чувашскими головными уборами»
(аппликация головного убора «хушпу»)
Реализация самостоятельной творческой декоративной - орнаментальной деятельности (аппликация)
Основной вид деятельности: декоративно – орнаментальная.
Виды детской деятельности: восприятие произведений: декоративно – прикладного искусства; декоративно – орнаментальная деятельность.
Форма проведения: творческое задание.
Интеграция содержания образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Задачи работы с детьми.
Вызвать интерес к рассматриванию чувашских изделий декоративно – прикладного искусства, их красочному наряду. Познакомить с частью чувашского женского костюма в прошлом – головными уборами «масмак», «сурпан», «тухья», «хушпу».
Развивать замысел и интерес к самостоятельному созданию образа чувашского головного изделия в аппликации путём чередования вертикальных и горизонтальных линий в виде бус в один ряд. Развивать эстетические чувства детей.
Вызывать эмоциональный отклик на созданный образ.
Воспитывать доброе отношение к игровым персонажам.
Совершенствовать тонкие движения кончиков пальцев, координацию рук.
Материалы: Куклы в чувашских костюмах. Иллюстрации головных уборов: «масмак», «сурпан», «тухья», «хушпу»
Листы бумаги половины альбомного формата белого цвета, бумажные монеты диаметром около 2,5 см., клей, кисти, подставки для кистей, салфетки.
Образец воспитателя с изображением «хушпу»
Музыкальный ряд: дети клеят под музыку.
Методические приёмы:
1.Рассматривание чувашских головных уборов.
2.Физкультминутка.
3.Аппликация головного изделия «хушпу».
4.Итог образовательной деятельности.
Ход образовательной деятельности:
Вовлечение детей в деятельность. Воспитатель вносит 4 нарядные куклы в чувашских нарядных костюмах и обращается к детям: « Ребята сегодня к нам в гости пришли куклы в интересных костюмах, в каких?» (высказывание детей) Рассказывает какие у них красивые наряды, обращает внимание, что у них разные головные уборы ( слайд №1 )
Рассматривание чувашской головной повязки «масмак» и показ способов ее ношения ( Слайд №2 )
«Эту куклу зовут Илемпи, на голове у неё головная повязка «масмак». Это повязка похожа на радугу? А чем похожа, на ваш взгляд? (высказывание детей) Своим многообразием она могла бы поспорить с волшебной радугой. Все краски природы вобрала в себя эта вещь: и жёлтый, красный, зелёный цвета, так красиво живущие вместе, как в радуге, и другие: чёрный и белый.
Эту повязку носили чувашские женщины с большой радостью и гордостью. Это своеобразное узкое головное украшение «масмак» носили в виде ободочка, он обхватывал голову. Как радуга-кольцо опоясывает нашу землю, так и масмак тоже обхватывает, опоясывает голову женщины».
Рассматривание чувашской головного убора «сурбан» и показ способов ее ношения( Слайд №3 )
«Эту куклу зовут Нарспи, на голове у неё головное изделие «сурбан». Чем «тухья» отличается от «масмака»? Это длинная повязка, похожая на шарф и на полотенце – женская головная повязка. Такую головную повязку носили чувашские женщины в далёкие времена. Сурбан носили вместе с масмаком.
Дети, а как вы думаете, а для чего носили чувашки эту головную повязку «сурбан»? (высказывание детей) Да, носили для красоты. А ещё чтобы закрывать голову летом от жары, а зимой от холода. Сурбан, как и масмак, связывал женщин-чувашек, как они считали, с небом, с небесным миром, где живёт солнце, которое даёт тепло, энергию, а значит и силы».
Ребята послушайте стихотворение Михаила Юхма «Сурбан»:
Заведено издавно было,
Что внучке вышитый сурпбан
Однажды бабушка дарила,
Как родословный талисман.
Рисунок каждый и узор
Повествовали на сурбане
О том, что в жизни было ране
И не забыто до сих пор.
Похоже на письмена
Рисунки эти и узоры
Впрок очаровывают взоры
И связывают времена.
Рассматривание чувашской головного убора «тухья» и показ способов ее ношения (Слайд №4 )
«Эту куклу зовет Анюк, на голове у неё головной убор «тухья». Чем «тухья отличается от «масмака» и «сурбана»? (высказывание детей). Тухья сплошь покрыта узорами из бисера, а по нижнему краю рядами прикреплены серебряные монеты. Тухья носили незамужние девушки. Тухья праздничный – головной убор. Она считалась волшебной, передавалась от матери к дочери, от бабушки к внучке и считалась самым дорогим подарком. Чувашский головной убор тухья носился девушками до выхода замуж. Носить тухью детям разрешали только по праздникам с 10 – 12 лет. Тухья изготовлена по форме головы, с заостренным навершием – конусом, украшенным бисером красного цвета. Макушка тухьи означает твердый свод неба. Вся расшитая бисером, только несколько рядов покрыты монетами. В височной части – подвески из бусинок и мелких монеток».
Рассматривание чувашской головного убора «хушпу» и показ способов ее ношения (Слайд №5)
«Эту куклу зовет Синерпи, на голове у неё головной убор «хушпу». Хушпу — это головной убор замужней женщины. Женщины повсеместно старались прятать свои волосы, потому что волосы могли служить в обрядах порчи и являлись сугубо интимной внутрисемейной принадлежностью. Женский головной убор хушпу носился как поверх сурпана, так и без него. Каркас головного убора делался из прочной толстой шерсти, кожи или холщевой ткани. К нему суровой ниткой пришивался бисер и монеты. В орнаменте хушпу чувашки отражали свои языческие представления о мире.
Основные цвета для расшивки хушпу – красный, белый, желтый, зеленый....
Беседа с детьми, чем отличаться «тухья» от «хушпу» (слайд № 6) Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации хушпу и тухьи. «Чем отличается тухья от хушпу»? (высказывание детей)
Чуваши для украшений хушпу и тухья использовали монеты. Хушпу отличается большим количеством монет, а в украшении тухьи больше использовался бисер. Тухъю одевали девушки, а хушпу носили замужние женщины. В украшении тухъю больше использовался бисер, и у этого головного убора мог быть козырек (напоминает военный шлем). А хушпу отличается большим количеством металлических украшений, его носили только с сурпаном.
Физкультминутка.
Эпе руль умпе ларатап
Эпе сул сине пахатап
Эпе тимле, тимле, тимле.
Вара пуле спурте сыва.
Предложить детям создать головной убор «хушпу» и показ последовательности выполнения его в техники аппликации (слайд №7)
- Рассматривание готового образца – лист бумаги с наклейными бумажными монетами в форме хушпу.
- Предложить основу, положив её вертикально.
- Затем приклеить горизонтально (посередине) 5 монет.
- Сверху (касаясь) на готовую линию из монет, приклеиваем 4 монеты.
- Далее сверху (касаясь) 3 монеты.
- Затем сверху (касаясь) ещё 3 монеты.
- Далее по бокам в нижней части 5 монет в виде серёжек приклеиваем остальные монеты.
Дети под музыку выполняют работу, воспитатель обращает внимание, что получаются нарядный головной убор «хушпу»
Рассматривание готового изделия и анализ пройденной темы( слайд №8)
Вместе с детьми воспитатель, отмечает, с какими головными уборами они сегодня познакомились, кто их носит, чем они отличаются. Воспитатель предлагает подарить свои головные уборы «хушпу» своим мамам.
В заключении воспитатель и дети прощаются с чувашскими куклами, и благодарят их за интересное знакомство с чувашскими головными уборами.
МБДОУ №30 «Лесная полянка»
Образовательная ситуация
«Знакомство с чувашскими головными уборами»
(аппликация головного убора «хушпу»)
Выполнила: воспитатель первой
квалификационной категории
Долгова Евгения Сергеевна
Чебоксары 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "Головные уборы Чувашских девушек и женщин"
какие головные уборы носят женщины и девушки в Чувашии...
Мастер-класс по изготовлению чувашского женского головного убора «Масмак»
изготовление масмакаМастер-класс по изготовлению чувашского женского головного убора «Масмак» Материал: тесьма разных видов, бисер, круглые пайетки, нитки, иголка....
Знакомство с женскими головными уборами чувашей
В преддверии празднования 100-летия образования Чувашской Автономной области и в рамках реализации муниципального проекта «Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним" дошкольник...
Тухья — чувашский национальный головной убор.
Неотъемлемой частью чувашского костюма является головной убор.Головные уборы чуваш — уникальное явление в национальной культуре. Необычные женские шапочки, украшенные вышивкой, бисером, монетами...
Дорожная карта реализации в 2022 году регионального проекта «Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов", по теме «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через знакомство с национальными головными уборами".
Дорожная карта реализации в 2022 году регионального проекта«Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов образовательных организациях Иркутской области»МБДОУ г. Иркутска детский са...
Доклад по теме проекта на 2022г.: «Эти удивительные головные уборы»: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через знакомство с национальными головными уборами в рамках взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей.
Доклад по теме проекта на 2022г.:«Эти удивительные головные уборы»: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через знакомство с национальными головными уборами в рам...