Занятие " Дымковская игрушка"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Дымковская игрушка
Цель: Знакомство детей с народной культурой.
Задачи:
-Познакомить с историей Дымковской игрушки.
-Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.
-Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом.
-Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).
-Учить расписывать дымковскими узорами.
-Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
Предварительная работа: составление презентации «Дымковская игрушка», оригинальные дымковские игрушки для демонстрации, напечатанные трафареты на белой бумаге(формат А4) и цветные карандаши.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята,у вас всех есть игрушки,а из чего они сделаны?
Дети: Наши игрушки сделаны из пластмассы, резины, металла, дерева, ткани.
Воспитатель: Давайте узнаем какие игрушки делают в селе Дымково?
Слайд 1
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
(В.Феофанов)
Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Родилось оно в заречной большой слободе Дымково близ города Вятка.
Слайд 2
В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи,обжигают игрушки.В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно ,от этого и возникло название Дымково,а игрушки стали называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника <Свистопляска>.Позднее ярмарка-праздник стала называться <Свистунья>. Что же это за игрушки,давайте посмотрим?
Слайд 3
Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий,желторогий
Мчится глиняный олень.
Слайд 4
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка,
Все расписаны бока.
Посмотрите,пышный хвост,
У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок,
Да алеет гребешок.
Слайд 5
Дымковская барышня вся в оранжевых,золотых,алых и зеленых узорах.
Посмотри, как хороша
Эта девица-душа,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
Слайд 6
Кони глиняные мчатся
На подставках,что есть сил.
И за хвост не удержатся,
Если гриву упустил.
Воспитатель: Давайте узнаем как создается игрушка.
Слайд 7
Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины.
Слайд 8
Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.
Слайд 8
Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. Происходит испытание огнем. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз.
Слайд 9
Воспитатель: и третий раз игрушка рождается когда ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающее еще большую нарядность игрушке. Красивые яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке.
Слайд 10
Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.
Слайд 11
Воспитатель: Что общего у всех этих игрушек?
Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.
Воспитатель: Какой краской сначала покрывают игрушку?
Слайд 12
Дети: Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются..
Воспитатель: А почему они яркие?
Дети: Потому что они делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками.
Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.
Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках?
Слайд 13
Дети: На игрушках кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы.
Воспитатель: Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?
Слайд 14
Дети: Лошадка, петушок, олень, баран, барышня.
Воспитатель: Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты дымковской игрушки.
Напечатанные трафареты раздаются детям. Карандашами они начинают с удовольствием <расписывать>.
В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце занятия подводим итог и устраивается выставка .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие " Дымковская игрушка"
Интегрированное занятие ...
Конспект занятия "Дымковская игрушка".
1. Знакомство детей с дымковской игрушкой. Формирование эстетических чувств и оценок. 2. Уточнить представление детей о специфике дымковской игрушки: из чего, как, кем сделана; как украшена (оформле...
Конспект занятия «Дымковская игрушка», с использованием презентации и раздаточного материала. Подготовительная группа.
Конспект занятия «Дымковская игрушка», сопровождающей презентацией, раздаточным материалом. Эти разработанные материалы могут быть использованы с детьми подготовительной группы в ходе...
Конспект интегрированного занятия «Дымковская игрушка» в подготовительной группе.
Конспект интегрированного занятия «Дымковская игрушка» в подготовительной группе....
Конспект занятия "Дымковская игрушка"
Конспект занятия "Дымковская игрушка" можно использовать во время путешествия в этномир с детьми старшего дошкольного возраста для ознакомления с данным промыслом. ...
Конспект занятия"Дымковская игрушка"
Нетрадиционная техника рисования. старшая группа....
презентация к занятию "Дымковская игрушка"
Продолжить знакомить детей с особенностями дымковской игрушки, историей возникновения, цветом, элементами....