НОД "Шапочка для Незнайки". ОО: Художественное творчество и речевое развитие.
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) по теме
Поддерживать у детей потребность в познавательной и творческой деятельности. Продолжать учить детей работать в технике «торцевания». Продолжать развивать речь, обогащать словарь детей по теме «одежда, обувь, головные уборы», развивать память, воображение, мелкую моторику рук.
Задачи:
Образовательные:
1. Развивать и закреплять знания детей об одежде, обуви, головных уборах;
2. Закреплять знание названий предметов одежды, обуви, головных уборов и их частей, обобщающее слово «одежда»;
3. Закреплять навыки работы с ножницами, цветной бумагой, с неожиданным материалом (шерстяными нитками).
4. Формировать навыки практического применения полученной информации в игровой, речевой, изобразительной деятельности.
Коррекционные:
1. Укреплять артикуляционный аппарат;
2. Совершенствовать умения двигаться в соответствии с текстом;
3. Активизировать у детей память и внимание, в том числе и слуховое.
4. Развивать речевой слух.
5. Совершенствовать общую и мелкую моторику
6. Закрепить умение выполнять логоритмические упражнения, согласовывать координацию речи с движением, быстроту реакции.
7. Учить передавать своё настроение с помощью мимики;
Воспитательные:
Ø пробуждение чувства удовольствия и радости от созданных новых художественных форм на основе жизненных впечатлений, радости фантазирования, радости от успешно завершенной работы, умение общаться друг с другом; Воспитывать бережное отношение к одежде.
Художественно-творческие:
дать представление о деятельности художников-дизайнеров в оформлении витрин, художников-модельеров в шляпном производстве (беседы в предварительной работе);
Предварительная работа:
На занятиях по ознакомлению с окружающим, развитию речи работа над словарем по теме «одежда, обувь, головные уборы». Рассматривание одежды, обуви, головных уборов, разнообразных цветов, с разными узорами. Рассматривание одежды, головных уборов с мордовским орнаментом. Подготовка силуэтов шапок на каждого ребенка.вырезание элементов мордовского орнамента. Подборка и прослушивание музыкального сопровождения.
Материал:
карточки с изображением одежды, головных уборов, обуви;
разрезные картинки с одеждой для игры; картинки с одеждой, украшенной мордовскими узорами; силуэты шапок на каждого ребенка; цветная бумага; гофрированная бумага, нарезанная предварительно; нарезанные шерстяные нитки; элементы мордовского орнамента; стержни от авторучек; клеенки, кисти; клей; салфетки; ножницы; музыкальное сопровождение
Ход НОД
Проговори чистоговорку:
Сшил мишутка шубки мышкам, чтоб не зябли мышки слишком.
Жила в норе шиншилла и шлепки шилом шила.
Шарф на шею повяжу и в окошко погляжу.
Ходит наша Глаша в шортиках на пляже,
Башмачки и башмаки любят длинные шнурки.
У Кондрата куртка коротковата.
Дети, у нас сегодня гость! Скажите, отгадав загадку, кто это?
Он, конечно, самый главный
Озорник-шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа. ***
Да, правильно! Посмотрите, вот он ! (Показываю изображение Незнайки)
- Дети, давайте поздороваемся с ним по- мордовски. (Шумбрачи, Незнайка!)
Педагог. Вы заметили, как он интересно одет? Опишите, что на нем?
(Дети описывают одежду) (широкополая голубая шляпа с кисточкой, желтые широкие брюки, ярко-красная рубашка с длинными рукавами и зеленый галстук)
-Назовите одним словом эти предметы? (одежда, головной убор)
-Когда (в какое время года) можно носить такую одежду? (летом)
-Незнайка прибыл к нам из далекой, волшебной страны. У них там всегда тепло, поэтому, попав к нам, он замерз. Ведь сейчас мы носим, какую одежду?.... (осеннюю или демисезонную, теплую)
-Когда Незнайка шел по городу, он зашел в магазин и хотел приобрести себе что-то из теплой одежды. Но вот беда он не знает, что относится к демисезонной, зимней или летней одежде.
-Дети, я предлагаю помочь Незнайке, рассказать, какая бывает одежда. Давайте поиграем в игру «Магазин одежды».
Педагог. У меня есть изображение витрин для зимней (посмотрите – эта витрина со снежинкой), демисезонной (с желтым листом), летней (с солнышком) одежды. А у вас на столах есть картинки с одеждой. Давайте назовем одежду и поместим картинку в тот «отдел», где она должна продаваться и объясним почему. (дети выполняют задание с объяснением: - У меня сандалии и сарафан - это летняя одежда. Я помещу их на витрину с солнышком. Или: - У меня сандалии и сарафан. Я помещу их на витрину с солнышком, потому что, это летняя одежда.)
(дети выполняют задание)
Педагог. Молодцы! Помогли Незнайке узнать, какая одежда бывает по сезону.
- Но одежда бывает разная по назначению (показываю на витрину с картинками про спорт, семью, праздник, работа, ребенок, женщина, мужчина). Давайте уточним, какая еще бывает одежда? (домашняя - одежда: это – халат, тапочки, пижама и тд) , спортивная, праздничная, детская, мужская, женская)
Педагог. Молодцы дети! Я уверена, что Незнайка теперь разобрался, какая бывает одежда. Мы с вами еще знаем, как можно ухаживать за одеждой.
Ребята становитесь в круг, мы сейчас отдохнем и выполним упражнение «стирка».
Физминутка.
· Упражнение «Стирка» (на координацию речи с движениями)
Белочки белье стирали,
Полоскали, полоскали, (Имитация движений)
Выжимали, выжимали. (Имитация движений)
Ну а где сушить — не знали. (Развести руки в стороны, пожать плечами)
Там сучок, и здесь сучок.
Там грибок, и здесь грибок. (Указательным жестом поднять вверх правую руку, затем левую)
Зайчик к белкам подскакал — (Попрыгать, как зайки)
Голый кустик показал. (Присесть, поднять руки вверх, пальцы развести в стороны)
Хором. Стирали, стирали,
Стирали мы белье. (Имитация движений)
Повесили.
На кустике пусть сушится оно. (Имитация развешивания белья)
Давайте еще раз напомним Незнайке, что можно делать с одеждой, как за ней ухаживать. Поиграем в игру с мячом «Продолжи предложение » (стоя)
Педагог. Я буду бросать вам мяч, и говорить начало предложения, а вы продолжите его.
(Одежду можно шить, рубашку можно стирать, брюки можно гладить, покупать, аккуратно носить, рвать, зашивать, вешать, складывать и т. д.)
Как ухаживать за обувью? (Сушить, чистить). А если не ухаживать то, что произойдет? (Будет грязная, порвется, испортится).
Педагог. - Посмотрите, дети. Незнайка отобрал себе одежду, но какая-то она интересная. Что-то, в ней не так… (Работа около отдельного стола)
Подскажите, что не так? ( дети подсказывают: рубашка у которой нет 1 рукава и манжета на втором рукаве), (платье у которого нет кокетки), (сапоги у которых нет 1 каблука и 1 голенища). В этой одежде нет некоторых деталей.
- Я предлагаю поиграть в игру.
Дидактическая игра «Ателье»
Присаживайтесь за свои столы (дети подходят к столам, где лежат картинки с изображением предметов одежды и обуви без каких-либо деталей, и «ремонтируют» (найти недостающие детали одежды и обуви.)
Дети комментируют свою работу
- Молодцы, дети! Помогли Незнайке отремонтировать одежду! Теперь вся одежда красивая, удобная. Поиграем в игру:
«Мое настроение»
Педагог: Попробуйте показать, что вы чувствуете, если на вас надеты. Красивое платье или праздничный костюм, неудобная, маленькая одежда, мягкая, пушистая шубка, мятая кофта и сарафан или брюки, бальное пышное платье, а на мальчиках красивый праздничный костюм.
- Молодцы, дети!
Посмотрите, у Незнайки теперь есть теплая одежда и обувь. Но чего-то еще не хватает. Догадались, чего? (теплого головного убора). Скажите, какие головные уборы вы знаете. (ответы) (выставляю иллюстрации головных уборов)
Педагог. Как можно помочь Незнайне? О.д.
-Давайте изготовим Незнайке и его друзьям подарки:– вязанные шапочки с помпоном, украшенные мордовским орнаментом. Дети, подскажите как можно сделать (изобразить) «вязанную» шапочку? (Какой материал можно использовать в работе?) (о.д.: шерстяные нитки)
-Правильно, надо наклеить на форму шапочки разрезанные шерстяные нитки. (показ воспитателем)
Я помещу перед вами образцы мордовского орнамента, скажите, какие основные цвета в этом орнаменте. (Красный , черный, желтый.)
- Назовите элементы мордовских узоров. (крест, уголок, квадрат, треугольник)
- Посмотрите внимательно, на столе у каждого из вас квадраты, сложенные пополам. На них отмечена часть, которую нужно вырезать. А теперь посмотрите, я покажу последовательность действий.
- Какой элемент у нас получился (крест), если крест разрезать по линиям сгиба, то получится…? (уголок)
-Если, квадрат согнуть пополам по диагонали, мы получим какую фигуру? (треугольник).
- Перед вами на столе прямоугольники. Согните их пополам, затем разверните и разрежьте прямоугольники по линии сгиба, так, чтобы получились квадраты.
-Вам останется составить свой узор из всех полученных элементов .
Дети, как мы можем украсить помпон? (приклеить шерстяные нитки, или в технике «торцевания» (Показ воспитателем техники «торцевания»).
-Молодцы, дети, все вспомнили. Вам осталось только придумать свой узор и изготовить шапочку.
Воспитатель: Ребята, перед тем как начать работать, давайте с вами немного разомнем пальчики, чтобы они были подвижными и хорошо выполняли работу.
Физминутка:
Две подружки, две портняжки. (Показать ладошки)
Взяли в руки по катушке, (Сжать пальцы в кулачки)
Даже сшили сарафан,
Деду вышили кафтан, (Разжать по одному пальчику на обеих руках
Бабушке зашит жакет,
Больше дырочек в нем нет,
Дядюшке из юбки новой
Перешит жилет лиловый.
А девчонкам и мальчишкам
Перешито по штанишкам.
Педагог. Сели, ровно, подвинулись к столу, выпрямили свои спины, ровно поставили ноги. Будьте внимательны и осторожны при использовании ножниц.
Вырежьте и составьте узор из полученных элементов.
Самостоятельная работа детей (выполняется аппликативная работа шерстяными нитками, торцевание, приклеивание элементов мордовского орнамента (играет мордовская народная музыка)( воспитатель помогает детям в процессе работы наводящими вопросами.)
Итог урока. Момент любования.
Итог: Молодцы, ребята, помогли Незнайке. Какие красивые шапочки получились у вас. Пусть наш подарок напоминает Незнайке о том месте, где он побывал. А побывал он где? (В Мордовии. В г. Саранске).
-Дети, скажите, чем вам понравилось заниматься сегодня?
(Кто к нам приходил за помощью? Как мы помогли Незнайке? )
- Давайте попрощаемся со всеми по «мордовски»: ВАСТОМАЗАНОК!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста
Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необход...
Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.
СОДЕРЖАНИЕ:1. Актуальность проблемы2. Русское народное творчество как средство народной педагогики....
Художественное творчество как средство развития мелкой моторики руки детей младшего дошкольного возраста.
Доказано, что одним из условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или мелкой моторики. По степени умелости детской руки...
Конспект интегрированного занятия художественное творчество (рисование)- сенсорное развитие-развитие речи
Конспект интегрированного занятия "Подарок кукле Катюше" для младших дошкольников...
Консультация для родителей о роли художественных произведений в речевом развитии детей с речевыми нарушениями
Полезная информация для консультационной работы воспитателя с родителями....
"Роль устного народного творчества в речевом развитии детей дошкольного творчества".
Актуальность проекта· Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество. Возможность испо...
Проект по изо-терапии «Волшебный мир красок» ОО «Художественно – эстетическое развитие» (рисование), (чтение художественной литературы) ОО «Речевое развитие» (развитие речи)
Актуальность проекта. В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель – моделирование эмоционального состояния и заботы о до...