ТЕСТОПЛАСТИКА ДОШКОЛЬНИКАМ
консультация по аппликации, лепке на тему

Фаюрушина Лилия Салаватовна

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества, одно из полезнейших занятий для ребенка, так как оказывает огромное влияние на развитие детей с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon testoplastika_doshkolnikam.doc192 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕСТОПЛАСТИКА ДОШКОЛЬНИКАМ

 «Мир ребенка – сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных, тактильных ощущений и

эмоций, который, влияет на развитие всех способностей и дарований детей. «Истоки способностей и дарований детей – на

кончиках их пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают

источник творческой мысли».

                                                                                В.А. Сухомлинский 

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества, одно из полезнейших занятий для ребенка, так как оказывает огромное влияние

на развитие детей с ТНР.

Особенности:

• Предметы имеют объем и воспринимаются ребенком со всех сторон.

• При лепке ребенок непосредственно ощущает материал, форму.

• В лепке предметы легко поддаются исправлению недостатков.

• Пластичность материала позволяет детям со страхами, тревожностью, агрессией, гиперактивным, необщительным и замкнутым подправить

свое эмоциональное самочувствие.

Преимущества соленого теста

• Сделано из экологически чистых материалов.

• Можно приготовить в любой момент.

• Не липнет к рукам, мало пачкает руки, очень легко отмывается.

• Безопасно при попадании в рот (если не добавлять клей).

• Прекрасно лепится.

• Мягкое, пластичное, приятное на ощупь.

• Можно регулировать пластичность теста.

• Сушится в духовке или на воздухе.

Детям была предложена работа с необычным материалом, пластичным и послушным – соленым тестом. Почему соленое тесто?

Потому что в процессе лепки из соленого теста у детей:

  • Развиваются моторные функции;
  • Повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций);
  • Развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируется работа обеих рук;
  • Дети получают возможность устанавливать физические закономерности, экспериментировать с соленым тестом, инструментами и дополнительными материалами;

  • Обогащаются знания ребенка о свойствах материалов и

возможностях их применения;

  • Формируется навык планирования своей деятельности, умение работать в коллективе, самостоятельно решать возникающие проблемы.
  • Пробуждается интеллектуальная и творческая активность.
  • Возникает потребность в поиске новых действий, в изменении технологии, конструкции изделий.  Совершенствуется гибкость и смелость мышления.
  • Появляется возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя, почувствовать себя творцом, способным подчинить собственной воле материал и создать из него задуманный образ.
  • Возникает большой интерес к творческому процессу. Дети получают огромное удовольствие от совместного творчества и возможности выразить в пластическом виде искусства свои мысли, свое отношение к увиденному, услышанному, прочитанному.

Творчество - это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку.                                                                                                                                              

                Сухомлинский В. А.

Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства.  Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов.

Старинный русский народный промысел - лепка из соленого теста - упоминается в летописях уже в XII веке. Центром промысла является Русский Север, Архангельская область. Фигурки из соленого теста были не простыми игрушками, они играли магическую, ритуальную роль - служили оберегами.

В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.

В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашиваются и имеют обычный для выпечки цвет.

В Греции и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами.

Во время Первой и Второй мировых войн искусство изготовления соленого теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта древняя традиция начала возрождаться. В последние двадцать лет оно вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.

Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе.

Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто - «хлебосол".

Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом

для детского творчества, развивает мелкую моторику рук, творческое воображение.

Хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки

Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия - это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

Цели и задачи:

Знакомство детей с пластичными материалами: тестом.

Обучение разнообразным приемам действий с пластичны ми материалами: разминание, ощипывание, сплющивание и "шлепанье".

Формирование интереса к работе с пластичными материалами.

Развитие мелкой моторики.

Используемые приемы лепки:

Разминание - надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина или теста.

Ощипывание - отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.

"Шлепанье" - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.

Сплющивание - сжимание куска теста (пластилина) с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого воображения дошкольников в процессе занятий тестопластикой

Воображе­ние является основой развития творческой, уни­кальной и неповторимой личности уже с ранних этапов онтогенеза. На протяжении дошкольного детства, воображение ребенка проходит существен...

Развитие творческих способностей у дошкольников средствами тестопластики

Проблемы развития творческих  способностей обусловлена соблюдением требований ФГОС ДО и отвечает ряду его задач .- создание благоприятных условий для развития ребёнка в соответствии с его возраст...

Тестопластика для дошкольников

Использование технологии тестопластика...

Формирование этнокультурной компетентности у дошкольников через продуктивный вид деятельности: тестопластики.

… Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев …   Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем ...

Речевое развитие дошкольников средствами тестопластики

На становление детской речи большое влияние оказывает развитие мелкой моторики пальцев рук. Тестопластика - лепка из солёного теста может быть использована как эффективное средство активизации речевог...