ТЕСТОПЛАСТИКА ДОШКОЛЬНИКАМ
консультация по аппликации, лепке на тему
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества, одно из полезнейших занятий для ребенка, так как оказывает огромное влияние на развитие детей с тяжелыми нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
testoplastika_doshkolnikam.doc | 192 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕСТОПЛАСТИКА ДОШКОЛЬНИКАМ
«Мир ребенка – сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных, тактильных ощущений и
эмоций, который, влияет на развитие всех способностей и дарований детей. «Истоки способностей и дарований детей – на
кончиках их пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли».
В.А. Сухомлинский
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества, одно из полезнейших занятий для ребенка, так как оказывает огромное влияние
на развитие детей с ТНР.
Особенности:
• Предметы имеют объем и воспринимаются ребенком со всех сторон.
• При лепке ребенок непосредственно ощущает материал, форму.
• В лепке предметы легко поддаются исправлению недостатков.
• Пластичность материала позволяет детям со страхами, тревожностью, агрессией, гиперактивным, необщительным и замкнутым подправить
свое эмоциональное самочувствие.
Преимущества соленого теста
• Сделано из экологически чистых материалов.
• Можно приготовить в любой момент.
• Не липнет к рукам, мало пачкает руки, очень легко отмывается.
• Безопасно при попадании в рот (если не добавлять клей).
• Прекрасно лепится.
• Мягкое, пластичное, приятное на ощупь.
• Можно регулировать пластичность теста.
• Сушится в духовке или на воздухе.
Детям была предложена работа с необычным материалом, пластичным и послушным – соленым тестом. Почему соленое тесто?
Потому что в процессе лепки из соленого теста у детей:
- Развиваются моторные функции;
- Повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций);
- Развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируется работа обеих рук;
- Дети получают возможность устанавливать физические закономерности, экспериментировать с соленым тестом, инструментами и дополнительными материалами;
- Обогащаются знания ребенка о свойствах материалов и
возможностях их применения;
- Формируется навык планирования своей деятельности, умение работать в коллективе, самостоятельно решать возникающие проблемы.
- Пробуждается интеллектуальная и творческая активность.
- Возникает потребность в поиске новых действий, в изменении технологии, конструкции изделий. Совершенствуется гибкость и смелость мышления.
- Появляется возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя, почувствовать себя творцом, способным подчинить собственной воле материал и создать из него задуманный образ.
- Возникает большой интерес к творческому процессу. Дети получают огромное удовольствие от совместного творчества и возможности выразить в пластическом виде искусства свои мысли, свое отношение к увиденному, услышанному, прочитанному.
Творчество - это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку.
Сухомлинский В. А.
Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов.
Старинный русский народный промысел - лепка из соленого теста - упоминается в летописях уже в XII веке. Центром промысла является Русский Север, Архангельская область. Фигурки из соленого теста были не простыми игрушками, они играли магическую, ритуальную роль - служили оберегами.
В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.
В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашиваются и имеют обычный для выпечки цвет.
В Греции и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами.
Во время Первой и Второй мировых войн искусство изготовления соленого теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта древняя традиция начала возрождаться. В последние двадцать лет оно вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.
Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе.
Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто - «хлебосол".
Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом
для детского творчества, развивает мелкую моторику рук, творческое воображение.
Хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки
Работа с ним доставляет удовольствие и радость.
Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия - это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.
Цели и задачи:
Знакомство детей с пластичными материалами: тестом.
Обучение разнообразным приемам действий с пластичны ми материалами: разминание, ощипывание, сплющивание и "шлепанье".
Формирование интереса к работе с пластичными материалами.
Развитие мелкой моторики.
Используемые приемы лепки:
Разминание - надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина или теста.
Ощипывание - отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.
"Шлепанье" - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.
Сплющивание - сжимание куска теста (пластилина) с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого воображения дошкольников в процессе занятий тестопластикой
Воображение является основой развития творческой, уникальной и неповторимой личности уже с ранних этапов онтогенеза. На протяжении дошкольного детства, воображение ребенка проходит существен...
Тестопластика в работе с дошкольниками
Лепим из солёного теста...
Развитие творческих способностей у дошкольников средствами тестопластики
Проблемы развития творческих способностей обусловлена соблюдением требований ФГОС ДО и отвечает ряду его задач .- создание благоприятных условий для развития ребёнка в соответствии с его возраст...
Тестопластика для дошкольников
Использование технологии тестопластика...
отчет по самообразованию."Влияние мелкой моторики на творческие способности дошкольников с использованием тестопластики"
Тестопластика -развивает творческие способности....
Формирование этнокультурной компетентности у дошкольников через продуктивный вид деятельности: тестопластики.
… Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев … Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем ...
Речевое развитие дошкольников средствами тестопластики
На становление детской речи большое влияние оказывает развитие мелкой моторики пальцев рук. Тестопластика - лепка из солёного теста может быть использована как эффективное средство активизации речевог...