Методическая разработка "Комплексное занятие по теме "Зима".
методическая разработка по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Куликова Светлана Владимировна

К середине учебного года дети много знают и умеют. Предлагаю вашему вниманию конспект комплексного занятия. Здесь воспитанники демонстрируют свои знания и навыки в следующих областях: окружающий мир, развитие речи, математика, художественный труд, социализация. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №32 Красносельского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

Конспект комплексного занятия по теме «Зима» для подготовительной к школе группы

Воспитатель первой квалификационной категории

Куликова Светлана Владимировна

Санкт-Петербург, 2015 год

Задачи:

  • Продолжать закреплять знания о временах года, а именно о зиме;
  • Продолжать учить детей слушать и понимать обращённую к ним речь и самим правильно пользоваться речью, отвечать полным предложением на вопросы;
  • Закреплять умение отличать рассказ, сказку и стихотворение;
  • Закреплять умение выразительного чтения стихотворения;
  • Активизировать и пополнять словарный запас;
  • Закреплять математические навыки: установление взаимно однозначного соответствия между множествами; соотнесение числа и количества предметов, обозначаемого этим числом; формирование умения делить квадрат на равные части. Закрепление представления о том, что часть меньше целого;
  • Развивать память, внимание, мышление;
  • Расширить представление детей о происхождении новогодних открыток;
  • Развивать творческие способности, эстетическое восприятие;
  • Закреплять навыки работы с картоном, бумагой, клеем, безопасным обращением с ножницами;
  • Учить применять различный материал (коктейльные трубочки, пуговицы, шерстяные нити, тесьма и др.) для оформления открыток.

Материалы и оборудование: экран для просмотра презентации, компьютер, диапроектор, конверт с заданием по координации на плоскости по количеству детей, волшебная палочка, ковролин или магнитная доска, ёлочки по количеству детей с различным количеством снежинок (в пределах десяти), снежинки с цифрами (в пределах десяти), знаки «меньше» и «больше», бумажные квадраты по количеству детей, заготовки для оформления открыток по количеству детей, пуговицы, коктейльные палочки, шерстяные нити, тесьма и т.д., клей и ножницы по количеству детей.

        

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Дети, сейчас я вам загадаю загадку, а вы её внимательно послушаете и скажете о каком времени года эта загадка.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

                                  (Зима)

Дети: отгадывают загадку.

Воспитатель: сегодня мы будем говорить о зиме. Ребята, какая зима?

Дети: белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, студёная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, весёлая.

Воспитатель: зима – это хорошо или плохо? Давайте в этом разберёмся.

Словесная игра «Хорошо – плохо» (ТРИЗ). Ставится контейнер с фишками и две корзины. В одну корзину помещают фишки, если доказывают словом, что зима – это хорошо, а в другую помещают фишки, если доказывают, что зима – это плохо.

Воспитатель: вот мы с вами и пришли к выводу, что зима – это хорошо.

Звучит музыка, в зал заходит «Зимушка-зима».

Зимушка-зима: Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости дорогие! Я – Зимушка-зима, в ваших краях хозяйничаю: на реках и озёрах ледяные мосты ставлю, снегом ели да сосны покрываю, стёкла окон узорами украшаю, детей за носы и щёки щипаю. Вот пролетала над вашим детским садом, да услышала, что речь обо мне ведёте. Конечно, зима – это хорошо! Но я только недавно вступила в свои права, впереди вас ждут и зимние забавы, и много испытаний на пути к познанию. Сегодня вам предстоит путешествие по страничкам «Страны знаний». Вручаю вам конверт, а в нём то, что поможет в путешествии. Ну, а мне уже пора возвращаться к зимним хлопотам. До свидания, удачи!

«Зимушка-зима» под музыку покидает зал.

Воспитатель: Интересно, а как же мы попадём в «Волшебную страну знаний»? Вспомните, как путешествуют герои сказок?

Дети: На ковре-самолёте, на печке, на ступе, на метле и т.д.

Воспитатель: Давайте заглянем в конверт Зимушки-зимы, может быть найдём подсказку. (Вынимает из конверта листы и записку.) «Совершите маленькое волшебство. Возьмите волшебные фломастеры и на волшебных листах соедините цифры в порядке возрастания». Ребята, садитесь за столы, я дежурные раздадут волшебные листочки и волшебные фломастеры.

Дети: выполняют задание.

Воспитатель: Что у вас получилось?

Дети: Волшебная палочка.

Воспитатель: В конверте что-то есть. (Вынимает из конверта волшебную палочку.) Волшебная палочка, помоги нам в путешествии по «Волшебной стране знаний»! Рекс, фекс, пекс! (Звучит музыка в сопровождении свето-эффектов. На экране появляется надпись «Литературная страничка».)

Воспитатель и дети читают название странички.

Воспитатель: Ребята, чем отличаются сказка, рассказ и стихотворение?

Дети: отвечают на вопрос.

Воспитатель: Какие зимние сказки вы знаете?

Дети: Русские народные сказки: «По щучьему велению», «Волк и лиса», «Морозко», «Снегурочка», украинская сказка «Рукавичка», С. Маршак «Двенадцать месяцев», Х. К. Андерсен «Снежная королева».

Воспитатель: Какие зимние рассказы вы знаете?

Дети: К. В. Лукашевич «Зима», «Добрая девочка», А. П. Чехов «Шёл первый снег», Д. Н. Мамин-Сибиряк «Зима».

Воспитатель: А кто желает рассказать стихотворение о зиме?

Дети: рассказывают стихи о зиме.

Воспитатель: Выходите на физкультминутку.

Физкультминутка «Снеговик».

Давай дружок, смелей дружок,                      Дети идут по кругу, изображая, что катят

Кати по снегу свой снежок.                              перед собой снежный ком.                                                                                                

Он превратился в снежный ком                     Остановились, «рисуют» двумя руками круг.

И станет ком снеговиком.                                «Рисуют снеговика из трёх кругов разного                            

                                                                                 размера.

Его улыбка так светла,                                       Показывают руками на лице улыбку и

                                                                                   улыбаются.

Два глаза, шляпа, нос, метла,                            Показывают 2 глаза, прикрывают голову                                                                                                                                                                                                                                

                                                                                   ладошкой, показывают нос, встают прямо

                                                                                   и держат воображаемую метлу.

Но солнце припечёт слегка -                              Медленно приседают.

Увы! И нет снеговика!                                           Пожимают плечами, разводят руками.

Воспитатель: пора отправляться на другую страничку.

Дети: Взмахивают волшебной палочкой и говорят волшебные слова «Рекс, фекс, пекс!»

На экране появляется название другой странички «Математическая страничка».

Воспитатель: Ребята, прошу занять места за столами, а дежурных раздать пособия.

  1. Зимушка-зима украсила ели снежинками. Сосчитайте количество снежинок на ёлке и поместите её на доску под соответствующем числом.
  2. Посмотрите, кто пришёл к нам в гости?

Дети: Цыплята «Больше» и «Меньше».

Воспитатель: Правильно, значит что сейчас мы будем делать?

Дети: Будем сравнивать числа.

Воспитатель: сравните количество снежинок на ёлках.

  1. Возьмите по одному листу бумаги. Из каждого листа вы должны сделать восемь одинаковых флажков, то есть каждый лист вы должны разделить на восемь равных частей. Как же это сделать?

Дети: Сначала нужно сложить лист бумаги пополам.

Воспитатель: Сложите лист бумаги пополам.

Дети: Выполняют задание.

Воспитатель: На сколько частей вы разделили лист бумаги?

Дети: Мы разделили лист на две равные части.

Воспитатель: Как называется каждая из этих частей?

Дети: Одна вторая часть.

Воспитатель: Что больше – целый лист бумаги или одна вторая часть?

Дети: Целый лист бумаги больше, чем одна вторая часть.

Воспитатель: Что нужно сделать дальше?

Дети: Нужно сложить бумагу ещё раз пополам.

Воспитатель: Сделайте это.

Дети: Выполняют задание.

Воспитатель: На сколько частей теперь разделен лист бумаги?

Дети: Теперь лист разделён на четыре равные части.

Воспитатель: Как называется каждая из этих частей?

Дети: Одна четвёртая часть.

Воспитатель: Что больше – целый лист бумаги или одна четвёртая часть?

Дети: Целый лист бумаги больше, чем одна четвёртая часть.

Воспитатель: Что нужно сделать дальше?

Дети: Нужно сложить бумагу ещё раз пополам.

Воспитатель: Сделайте это.

Дети: Выполняют задание.

Воспитатель: На сколько частей теперь разделён лист бумаги? Сосчитайте.

Дети: Лист разделён на восемь частей.

Воспитатель: Как называется каждая из этих частей?

Дети: Одна восьмая часть.

Воспитатель: Что больше – целый лист бумаги или одна восьмая часть?

Дети: Целый лист бумаги больше, чем одна восьмая часть.

(Далее дети разрезают лист по сгибам.)

Воспитатель: Вы выполнили моё задание и разделили лист на восемь равных частей. На занятии по конструированию мы будем делать из этих прямоугольников флажки, а потом соберём их в гирлянду.

Прошу дежурных убрать пособия.

Предлагаю немного отдохнуть и размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Снежок».

Раз, два, три, четыре,                                Загибают пальчики, начиная с большого пальца.

Мы с тобой снежок слепили                    «Лепят», меняя положение ладоней.

Круглый, крепкий,                                       Показывают круг, сжимают ладони вместе,

Очень  гладкий                                             гладят одной ладонью другую.

И совсем-совсем не сладкий.                   Грозят пальчиком.

Раз – подбросим,                                         Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый 

                                                                           снежок.                      

Два – поймаем,                                            Приседают, ловят воображаемый снежок.

Три – уроним                                                 Встают, роняют воображаемый снежок.

И. . . . . сломаем!                                           Топчат воображаемый снежок ногами.

Воспитатель: Пора отправляться на следующую страничку.

Дети: произносят волшебные слова и взмахивают палочкой.

На экране появляется название странички «Творческая страничка».

Воспитатель: Зима богата праздниками. Какие зимние праздники вы знаете?

Дети: Новый год, Рождество, Масленица.

Воспитатель: Какой праздник самый любимый, самый долгожданный, самый сказочный и волшебный?

Дети: Новый год.

Воспитатель: Мы уже начали подготовку к Новогоднему празднику, даже сделали заготовки для новогодних открыток. Сегодня я расскажу вам о возникновении традиции дарить новогодние открытки.

Известно, что аналоги современных поздравительных открыток китайцы использовали более тысячи лет назад. Но первоначально на них указывалось лишь имя человека, нанесшего визит хозяину дома, но не заставшего последнего на месте.

Считается, что обычай обмениваться к Новому году поздравительными открытками возник в Англии. Первым отправил новогоднее поздравление по почте англичанин Генри Коул, поздравляя своих друзей с наступающим 1843 годом. Позднее именно он обратился к своему другу Джону Герсли с просьбой нарисовать новогоднюю открытку. С этого эскиза в Лондоне была напечатана первая партия, состоящая из тысячи экземпляров новогодних открыток.

С тех пор обычай поздравлять своих близких и друзей с Новым годом почтовыми открытками завоевал весь мир. В Россию эта традиция пришла непосредственно из Англии. Прообразом отечественных поздравительных открыток можно считать популярные среди русского народа лубочные картинки.

В дореволюционной России, до 1917 года, на таких открытках изображались пейзажи зимней русской природы с занесенными снегом избушками, а также лихие русские тройки. К процессу создания поздравительных почтовых карточек привлекались лучшие профессионалы своего дела: художники, печатники, а позднее и фотографы.

(Демонстрация слайдов с изображением дореволюционных открыток.)

Октябрьская революция, к сожалению, разрушила уже окончательно сложившуюся и полюбившуюся традицию дарить новогодние и рождественские открытки и наряжать в домах елки. Были запрещены даже любые упоминания о любимых зимних праздниках.

(Демонстрация слайдов с изображением открыток в послереволюционное время.)

Новогодние открытки этого периода помогали воинам и их семьям верить в победу, объединяли людей, ведь вместо обычных пожеланий писали такие надписи: «Новогодний привет героическим защитникам Родины!», «С Новым годом, товарищи бойцы, командиры и политработники! Во имя Родины вперед, на полный разгром врага!».

(Демонстрация слайдов с изображением открыток военного времени.)

1960-е годы – настоящий расцвет новогодней открытки. Наряду с привычными мотивами, стали появляться современные сюжеты на тему освоения космоса, развития техник. Например, Дед Мороз вез свои подарки на самолете или космической ракете.

Новогодние открытки 1960-х годов отражали реалии своего времени.

Именно тогда на открытках начали изображать кремлевские куранты и радостные семьи, встречающие Новый год на Красной площади.

(Демонстрация слайдов с изображением открыток 60 – 90-х годов.)

В современных магазинах можно найти самые разные новогодние и рождественские открытки: и на русском, и на английском языках, выполненные в стиле ретро и музыкальные, сделанные в соответствии с восточным календарем. Все они великолепно оформлены, прекрасны уже написанные добрые пожелания… Важно только не забыть отправить поздравительную открытку, как в старые добрые времена, по почте, с небольшим подарком – тому, кто Вам дорог. Но всегда самыми дорогими и любимыми являются открытки, сделанные собственными руками.

Ребята, выходите на танец-игру «Снег-снежок».

Физкультминутка «Снег-снежок». Выполняется по музыкальное сопровождение.

Предлагаю закончить работу над нашими новогодними открытками.

Прошу дежурных раздать материал для поделок.

Дети: Оформляют новогодние открытки.

Воспитатель: Ребята, вам нравятся новогодние открытки, выполненные вашими руками?

Дети: отвечают на вопрос.

Воспитатель: А какое у вас настроение?

Дети: отвечают на вопрос.

Воспитатель: Давайте поделимся хорошим настроением с нашими гостями, подарим открытки.

Дети: дарят открытки.

Пока дети дарят открытки, воспитатель прячет волшебную палочку. Звучит волшебная свето-музыка.

Воспитатель: Ребята, волшебная палочка куда-то исчезла. Посмотрите, появилась красивая коробка, а в ней открытка. (Читает содержание открытки.) «Молодцы! Спасибо за прекрасные знания о зиме. Эти подарки для вас. С уважением Зимушка-зима».

Ребята, благодарю вас за работу. Вы просто умники и умницы. Пора возвращаться в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Занятия по развитию речи «Сундук волшебника» Для детей 6 лет

Данная методическая разработка хороша тем, что позволяет в игровой форме решить множество лексических задач, опираясь на положительные эмоциональныепереживания детей, их творческие работы, спосо...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЙ Для школы раннего развития «УМКА» «РАЗНОЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЯ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ     РАЗРАБОТКА        ЗАНЯТИЙДля школы раннего развития«Страна Знаний»«РАЗНОЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЯ»...

методическая разработка:занятие "Наш город и его транспорт"

Занятиеконспект занятия"НАШ ГОРОД И ЕГО ТРАНСПОРТ"Образовательные задачи:познакомить с историй развития нашего города, с движением транспорта и пешеходов.Развивающие задачи:дать представление о том, к...

Методическая разработка занятия в условиях детского сада. Тематическое занятие по познавательному развитию ТЕМА НОД: «Космическое путешествие».

Пояснительная записка            12 апреля  - один из праздников в нашей стране. В подготовительной группе  узнают про первого космонав...