Конспект открытого занятия по аппликации в подготовительной группе на тему "Табасаранские ковры"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему
Конспект открытого занятия по аппликации в подготовительной группе на тему "Табасаранские ковры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_yarmarkayayaya.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ №65
Конспект занятия в подготовительной группе
«Развиваем творческий потенциал дошкольника через декоративно прикладное искусство»
Тема: «Табасаранские ковры»
Воспитатель: Манкаева Л. Т.
Дата проведения: 22.05.2015 г
Место проведения: МБДОУ № 65
Махачкала - 2015г.
Тема: «Табасаранские ковры»
Программное содержание:
Обучающие задачи: продолжать знакомство с Табасаранским ковроткачеством. Познакомить с инструментами, необходимыми для ковроделия. Закрепить умение вырезывать геометрические фигуры, подбирать их по размеру, цвету, наклеивать на фон. Закрепить знание основных элементов узора, умение самостоятельно составлять узор на ковре, передавать характерные элементы дагестанского орнамента и цветовую гамму с помощью разнообразного материала. Учить проявлять замысел, творчество.
Развивающие: Развивать наблюдательность, творческую способность и эстетическое восприятие окружающего.
Укреплять познавательные интересы детей к труду народных мастеров.
Воспитательные: Воспитывать у детей чувство причастности к культуре народов Дагестана. Воспитывать у детей уважение к традициям и обычаям разных народов Дагестана. Воспитывать интерес к составлению узора по мотивам народных орнаментов. Воспитывать умение радоваться результатам.
Интеграция образовательных областей: образовательная область «Речевое развитие», образовательная область «Познавательное развитие», образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», образовательная область «Физическое развитие», образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Словарная работа: артель, ткут , уют, ворсовые и безворсовые ковры, халачи, халав, бархал.
Предварительная работа: чтение произведений, рассматривание образцов узоров, заучивание отрывков Р. Гамзатова о народных промыслах Дагестана, беседы о труден мастеров ДПИ, дидактические игры «Укрась ковер», «Дорисуй элемент узора», «Составь орнамент», «Одень куклу в национальный костюм» , изготовление заготовок для ковров, экскурсия в Краеведческий музей.
Материал: нарезанные нитки разного цвета, полоски цветной бумаги, клейкая бумага, клей, ножницы, салфетки, разные формы бумаги для ковриков, заготовки для ковров.
Оформление зала: предметы ДПИ Дагестана, Карта Дагестана с предметами ДПИ по районам, фотовыставка ярмарки-майдана, посвященного дню города, маленькие коврики на каждого ребенка, орнаменты узоров, ковры, инструменты для ковроткачества и прочесывания шерсти, клубки ниток, станки для ковров, шерсть. Проектор, экран. Презентация, видеоклип Гюльназ Гаджикурбановой «Халачийн устад»
ХОД ОД:
Дети заходят в зал с песней «Автобус» Здороваются: Ассаламу алейкум! Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о труде мастеров Дагестана. Великий поэт Расул Гамзатов сказал: «Дагестан - не просто экзотическая страна, не просто красивые холмы и скалы. Дагестан - это республика, у которой три сокровища». Давайте их вспомним.
1 реб.Первое сокровище- земля, горы и равнины.
2реб. Второе сокровище- вода, реки, озера, море.
3 реб.Третье сокровище - люди: их дружба с другими народами мира и дагестанское гостеприимство.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на эту стену (фотографии с майдана) Сколько интересных фотографий! Эти фотографии были сняты на праздничной ярмарке в нашем городе Махачкале. Магомед, что ты видишь? (красивые украшения) Майсарат, а ты что увидела?( глиняные кувшины) Да, ребята, этот праздник был многонациональным, он объединял весь народ.
- Ребята, посмотрите, что это? (это карта нашей республики ) Правильно (обвести контур) посмотрите, какая она красочная, похожа на мозайку. Как вы думаете, что означает каждый кусочек мозайки? ( это районы Дагестана. В каждом районе живет свой народ. У каждого народа свой язык, обычаи, традиции) Каждый аул Дагестана чем-нибудь да славен. Вика, какой аул ты знаешь? (я знаю аулы Кубачи, Цумада, Цовкра) Полина, а ты какие аулы знаешь? (я знаю аулы Унцукуль, аул Цада, Балхар, Табасаран)
- Майсарат, чем славен Табасаран?
Табасаран славен ковроткачеством.
Девушки – табасаранки
Струны ниток разноцветных
Пальцами перебирают,
Словно музыку играют.
Переливы звуков этих
Ты увидишь на паркете,
На стенах внутри домов
Всюду музыка ковров
Воспитатель: Сегодня я хочу вам рассказать о труде мастеров ковроткачества.
Давайте сядем на коврики. (Дети садятся) Когда я была маленькой девочкой, я часто ездила к бабушке в село Хив. Это село славится табасаранскими коврами. Однажды мне захотелось с бабушкой поиграть, но она все время была занята каким-то делом. А как вы думаете, каким? (делала ковер) Правильно, но еще правильней сказать ТКАЛА ковер. И вот бабушка посадила меня рядом и показала, как ткать ковер. Она постоянно в руках держала вот такой ножик с крючком. У бабушки были еще и такие инструменты. Вот этот инструмент на табасаранском языке называется КЪЕНТ, я этот РЯГЪВ, а этот ГАРКЪАЛ, а этот УБРУЩ, а это УНИ. Эти инструменты помогают мастерам ткать ковер. И вот я своими неумелыми ручками ткала узелок за узелком. Так образовался орнамент ковра. Как вы думаете, что такое орнамент? (это один элемент узора) Мухаммад и Милана, расскажите, что вы знаете об орнаментах.
(во время рассказа воспитателя идёт показ слайдов)
Мухаммад : Эти ковры рассказывают нам о родном крае. Посмотрите, вот эти линии похожи на волны, которые бегут на море, а этот узор говорит о наших высоких горах.
Милана : Вот здесь поют птицы, а здесь бутоны распустились. Нужно большое мастерство и труд, чтобы создать такие красивые ковры, где каждая линия, каждый завиток был бы на своем месте.
Воспитатель: Молодцы. А еще в Хиве есть фабрика по изготовлению ковров, называется АРТЕЛЬ. Правда, ребята, необычное слово. В артели работают много людей. Чтобы соткать ковер, нужно приложить много усилий. Посмотрите на это разнообразие ковров. Давайте вспомним, какие бывают ковры?( ворсовые и безворсовые) Кто помнит, как на табасаранском языке называется ворсовый ковер? (ХАЛАЧИ), а безворсовый ? (ХАЛАВ) А еще они ткали паласы, их называют БАРХАЛ. Молодцы, вспомнили.
-А как вы думаете, для чего же нужны ковры? (для тепла, красоты, уюта и т.д.)
Молодцы. Я думаю, вы сможете стать мастерами по изготовлению ковров. А сейчас давайте поиграем.
Игра «Подними платок»
Воспитатель: Давайте представим, что мы находимся в Артели. Мы сегодня смастерим красивые ковры для малышей в Дагестанский уголок. А теперь слушайте внимательно, ковры мы ткать не будем, а будем выполнять необычным способом. Каждый из вас будет работать над таким ковром, который вам больше нравится. Ворсовый – за этим столом., безворсовый – за этим, а палас – за этим. (показывает) Не забывайте, ножницами пользуйтесь осторожно, аккуратно используйте клей, в артели должно быть тихо, чтобы вы не мешали друг другу. Пройдите на рабочие места.
Дети выполняют работу самостоятельно под музыку
Воспитатель: Кто закончил работу над своим ковром, убирайте свое рабочее место.
Воспитатель: « А теперь, ребята, полюбуйтесь, какие красивые, оригинальные ковры у вас получились. Мы их подарим малышам в их Дагестанский уголок».
Вопросы:
- Какой ковер вы смастерили?
- Магомед, расскажи, какой узор ты изобразил?
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Очень красиво передали узоры на коврах. Малышам они очень понравятся. Спасибо вам большое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по аппликации в старшей группе (развитие речевых умений на занятиях ИЗО) «Грибочки для белочки»
аппликация...
Открытое занятие по аппликации в подготовительной группе «На проталинке проснулся подснежник»
Цель: формировать умение детей передавать в аппликации характерные особенности цветов и листьев подснежника с помощью нетрадиционных материалов....
Открытое занятие по аппликации в подготовительной группе "Рыбки в Аквариуме"
Цель: Формировать у детей художественно- практические навыки и уменияЗадачи: · Учить детей вырезать шаблону·...
Методическая разработка открытого занятия по аппликации в подготовительной группе по теме "Рыжий кот"
Методическая разработка открытого занятия посвящена Дню рождения открытки в подготовительной группе по теме "Рыжий кот". На занятии используется художественное слово, демонстрация разных видов открыто...
Конспект открытого занятия по аппликации в подготовительной группе "Подснежники"
Конспект открытого занятия по художественно- эстетическому воспитанию в подготовительной группе "Подснежники". Аппликация...
Конспект открытого занятия по аппликации в подготовительной группе «Петух — символ года по восточному календарю»
МКДОУ «Сузунский детский сад №2»03.02.2017г.Конспект открытого занятия по аппликации в подготовительной группе «А» «Петух — символ года по восточному кале...
Конспект открытого занятия по аппликации в подготовительной группе «Матрешка»
Конспект ООД в подготовительной группе на тему:« Матрёшка»Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.Цель: воспитывать у детей стремление научится создавать изделия,...