кружок "Умелые ручки"
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

программа кружка по аппликации в первой младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_po_applikatsii.docx29.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

 г. Иркутска  МБДОУ детский сад № 124

Программа  работы кружка «Умелые ручки»

                                                                     Составила:

                                                                Зобнина Наталия Владимировна

Воспитатель МБДОУ г.Иркутска

                                          детского сада №124

                                                           1 квалификационной категории

 «Развивая мастерство рук, я развивал разум»

В.А. Сухомлинский.

Пояснительная записка.

       Каждый возраст характеризуется возрастающим интересом ко всему, что нас окружает (возрастает познавательная активность, стремление к наблюдению и сравнению). Аппликация в развитии мелкой моторики позволяет развивать умственную и речевую деятельность, способствует формированию координации движений пальцев на руках. Важнейшая задача аппликации заставить работать пальчики. Аппликация доступна абсолютно всем (даже маленьким детям). Она вносит определенную новизну в нашу деятельность, делает ее более интересной и увлекательной, быстро позволяет достичь желаемого результата.
      Аппликация весьма актуальна при работе с детьми. Ведь первые впечатления о величине предметов, их форм и расположения в пространстве у ребенка складываются при помощи тактильно-двигательного восприятия. Поэтому нужно с самого детства уделять малышам должное внимание по развитию мелкой моторики. Это помогает решить сразу несколько задач. Во-первых, способствует развитию интеллекта у детей, а во-вторых, готовит ребенка к более быстрому овладению навыком письма. Аппликация в развитии моторики позволяет ребенку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга. Очень важно уже в раннем возрасте развивать у ребенка навыки ручной умелости, формировать механизмы, которые необходимы для накопления практического опыта малыша, а также для овладения письмом в будущем.

Аппликацию  выбрала потому, что это хороший способ для развития гибкости и точности движений пальцев, который благотворно влияет на формирование личности ребенка.  При занятиях аппликацией у детей развиваются творческие способности, художественный вкус, тактильное восприятие, внимание, память, абстрактное и объектное мышление, речь.

Цель:

создание условий для целенаправленной работы по развитию мелкой моторики руки дошкольника.

Задачи: 

  1. Учить детей подбирать  и чередовать  предметы по форме, цвету, величине.
  2. Формирование умений, навыков работы с  разными материалами.
  3. Формирование умения работать коллективно для достижения общего результата, сотрудничать с  взрослыми в совместной деятельности.
  4. Развитие  внимания,  аккуратности, зрительного восприятия, воображения детей.
  5. Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до завершения.

       На данных занятиях младший дошкольник активно развивает творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получает навыки полноценного общения.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия в младшей группе:10 минут-15 минут.

Всего 34 занятие.

Срок программы 1 год. Реализация программы кружка основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей младшего дошкольного возраста позволяют ставить перед ними посильно выполняемые изобразительные задачи - аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Занятия носят как коллективные, так и индивидуальные формы работы. К концу года дети познакомятся с различными материалами и их свойствами; освоят навыки работы с  клеем; научатся некоторым приемам преобразования материалов; научатся видеть необычное в обычном предмете; разовьют мелкую моторику рук.

Принципы организации занятий

  1. Каждая аппликация  должна быть интересна детям по содержанию.
  2.  Содержание аппликация обязательно должно предусматривать применение  конструктивных (анализ образца) и технических (сгибание бумаги, скручивание,  склеивание) навыков,  которые дети получают на занятии и вне занятия.  
  3. В трудовом процессе необходимо предусмотреть усложнение предлагаемой детям работы. Выполнение работ идёт от простого,   к сложному.
  4. В изготовлении аппликации  должен принимать участие каждый ребенок.
  5. Используемые воспитателем педагогические приемы помогают детям осознать необходимость и значимость работы и выполнять ее с желанием.
  6. При выполнении детьми работы следует предусмотреть место и роль воспитателя в зависимости от степени овладения детьми различных навыков, а также их самостоятельности в организации, планировании и осуществлении трудового процесса.
  7. Необходимо сочетать время работы с кратковременным отдыхом (проведение физкультминуток или пальчиковой гимнастики).
  8. Использование метода синхронной работы, так как,  работая вместе с детьми, педагог быстро налаживает устойчивый эмоциональный контакт с ними, создавая,  таким образом,  творческую мастерскую, где все занимаются одним делом. Педагог, поэтапно показывая, как выполняется та или иная деталь, даёт детям нужные советы.
  9. На каждом занятии надо стараться сочетать слово, изображение и музыку. Это способствует более яркому, образному восприятию темы занятия, что, в свою очередь, развивает у ребёнка целостное восприятие мира, оказывает на него более сильное эмоционально-эстетическое воздействие. 
  10. Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы дети получали положительные эмоции. Первые неудачи вызовут разочарование. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность дошкольников была успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.

  Основные методы работы

  1. Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов.
  2. Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Составление плана работы по изготовлению изделия.
  3. Практической последовательности  – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.

Перспективный план работы по аппликации 1 младшая группа

Дата

Название

Программное содержание

Октябрь   занятие 1

Вот какие у нас листочки

Учить наносить клей на деталь и наклеивать ее на лист; продолжать знакомить с красным и жёлтым цветом, учить соотносить цвет с его названием; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Занятие 2

«Кап-кап дождик»

Рваная аппликация. Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон.

Занятие 3

Осенняя фантазия

Вызвать интерес к созданию аппликации из раскрошенных осенних листьев. Учить рассыпать раскрошенные листья на поверхность листа. Познакомить с техникой аппликации: наносить клей на поверхность листа. Затем стряхивать остатки  листьев с листа. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы.

Занятие 4

Пушистая тучка.

Продолжать учить детей создавать объёмные изображения  из ваты, прикладывать к фону и прижимать пальчиками. Вызвать интерес к созданию красивой пушистой тучки из кусочков  ваты. Развивать чувство формы, фактуры, тактильные ощущения. Укреплять пальчики и кисть руки.

Ноябрь

Занятие 5

Груши и

яблоки в вазе

Учить наносить клей на деталь и наклеивать ее на лист; продолжать знакомить с зеленым цветом, учить соотносить цвет с его названием; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Занятие 6

Флажок

 

Учит клеить флажок   из 2 элементов разного цвета.

Занятие 7

Дорожка для куклы

Учить детей наклеивать чередуя круг и квадрат по линии, развивая и  поощряя самостоятельность.

Занятие 8

Платье в горошек

Учить детей на данной заготовке наклеивать круги бумаги, развивая эстетику.

Ноябрь   занятие 9

Кружечка

Учить детей на данной заготовке наклеивать круги бумаги, развивая эстетику.

Занятие 10

Снеговик.

Учить детей наклеивать  круги друг на друга. Развивать чувство формы. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности.

Занятие 11

Падают снежинки

Познакомить с новым видом аппликации – обрыванием (отрывать от листа бумаги небольшие кусочки, наносить на них клей и наклеивать на картон); учить понимать и анализировать содержание стихотворения.

Занятие 12

Разноцветные камешки

Продолжать знакомить детей с бумагой и её свойствами, учить мять бумагу, скатывая из неё комочки, приклеивать их к картону, формировать интерес и положительное отношение к работе.

Декабрь занятие 13

Облака на небе

Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы приклеивать к картону.

Занятие 14

Праздничная ёлочка

Учить детей создавать образ нарядной праздничной ёлочки на основе незавершённой композиции (силуэта ёлки). Продолжать учить  приклеивать на силуэт ёлки (огоньки) или упорядоченно (бусы, гирлянды). Развивать чувство формы, цвета и ритма. Воспитывать самостоятельность, интерес к аппликации.

Занятие 15

Гусеничка

 Расположить фигуры на основе согласно образцу по линии разметки.
Наклеить поочередно части гусеницы.

Занятие 16

Цветочек

Развивать  чувство формы и цвета.  Учить наклеивать готовые формы;  учить работать с необычными материалами (макароны), закреплять  навыки ориентирования на плоскости листа.

Январь Занятие 17

Пирамидка

Пирамидка – одна из любимых игрушек малышей. Подобным образом придумывайте различные игры с ней, подключайте ваши игрушки.

Занятие18

Ветка рябины

Закреплять  навыки ориентирования на  листе. Учить составлять композицию из готовых элементов. Развивать чувство формы и композиции.

Февраль Занятие19

Воздушные шарики

 Развивать  умения ребенка различать основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый. Учить наклеивать фигуры круглой и овальной формы.

Занятие20

Салфетка

Продолжать  учить детей намазывать клей кисточкой, украшать  салфетку для куклы разными геометрическими фигурами, наклеивая их в хаотичном порядке.

Занятие21

Лесные приключения ёжика.  Коллективная работа

Учить детей наклеивать готовые фигуры на лист бумаги, развивать моторику рук.

Занятие22

Шарфик для мышки

Учить  располагать подготовленные фигуры по краям основы, чередуя по величине и по форме.

Март Занятие23

Полотенце для зайчат

Учить детей  при наклеивании чередовать геометрические фигуры (круг, треугольник), располагая их на середине листа;  закреплять навыки ориентировки на плоскости альбомного листа.

Занятие24

Крошки для птичек, коллективная работа

Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы приклеивать к картону, формировать интерес и положительное отношение.

Занятие25

Вот какой у нас букет!

Коллективная работа

Вызвать интерес к созданию красивого букета в сотворчестве с педагогом и другими детьми. Учить составлять композицию из готовых элементов-цветов и листиков: выбирать их по своему желанию и размещать на сложной форме (силуэте букета). Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать чувство заботы о маме.

Занятие26

Утята

Формировать у детей пространственные представления – учить правильно, располагать изображения на листе бумаги, формировать положительный интерес.

Апрель Занятие27

Цыплёнок

 

Продолжать формировать умение наклеивать готовые шаблоны на картон, обыгрывая их.

Занятие28

Грибы

 

Закреплять умение составлять силуэт предмета из 2 готовых заготовок, наклеивая их на основу.

Занятие29

Зонтик

Закреплять умение составлять силуэт предмета из 2 готовых заготовок, наклеивая их на основу.

Занятие30

Божьи коровки»

Продолжать учить детей наклеивать готовые круги на предмет

Май Занятие31

Цветочная поляна. Коллективная работа

Закреплять практические навыки, умение составлять цветок из нескольких кругов цветной бумаги, наклеивая их на картон, правильно располагая.

Занятие 32

Земляничка

Учить детей наносить  клей на изображение, прикладывать проклеенной стороной к бумаге, прижимать ладонью и разглаживать тряпочкой, закреплять знания о различных цветах.

Занятие33

Красивая бутылка

Научить наклеивать кусочки клейкой бумаги на объёмный предмет, формировать интерес к аппликации.

Занятие 34

Салют

Закреплять умение правильно наклеивать на фон кусочки рваной бумаги.

Показатели эффективности

  1. Приобретение навыков работы в коллективе.
  2. Овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками.
  3. Формирование  трудовых и специальных умений.
  4.  Развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения.
  5.  Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
  6.  Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии.
  7. Овладение навыками культуры труда.

Формы подведения итогов реализации данной программы являются:  творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете,  участие в  конкурсах детского сада.

Диагностика

1. Создает изображения предметов из готовых фигур.

2. Украшает заготовки из бумаги разной формы.

3. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; умеет аккуратно использовать материалы.

Результаты:

- низкий уровень—1 балл;

- средний уровень- 2 балла;

- высокий уровень- 3 балла

Литература:

1. Янушко Е,А. «Аппликация с детьми раннего возраста» методическое пособие для воспитателей и родителей.-М.:-Мозаика-Синтез .: 2006.-64 с.

2.Волшебные комочки: Пособие для занятий с детьми / Авт.-сост. А.В.Белошистая, О.Г.Жукова.— М.: АРКТИ, 2006

3.Волшебная аппликация: Пособие для занятий с детьми / Авт.-сост. Н. Ю. Зубрилин, Е.М. Богатырская, Н.И. Карманова – М.: АРКТИ,2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для родителей на тему" Ручки-ручки, золотые!"

Техника рисования пальчиками позволяет создаватьпрекрасные образы, знакомит ребенка с цветовой гаммой, дает понимание результатасоединения цветов,развивает мелкую моторику, а также является прекрасным...

Открытый музейный урок "Русь ремесленная. Русь мастеровая" в младшей группе №3 дошкольного подразделения "Надежда" ГБОУ СОШ№2092.

6.10.15 в рамках открытого музейного урока "Русь ремесленная. Русь мастеровая"в младшей группе №3 прошел тематический день.Цель - приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре и народным т...

Открытый музейный урок «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»

расписание мероприятий к открытому музейному уроку «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»...

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста по теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».Образовательные задачи:·       Вызвать интерес к зан...

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста по теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая»....

Пост-релиз открытого музейного урока "Русь ремесленная. Русь мастеровая"

В пост-релизе  можно ознакомиться с формами работы , которые проводились с детьми дошкольного возраста во всех возастных группах  в рамках  открытого музейного урока "Русь ремесленная. ...

Мастер - класс для детей и родителей "Подготовим ручки к ручке"

Мастер - класс для детей и родителей "Подготовим ручки к ручке" в подготовительной к школе группе (6 - 7 лет)...