Интегрированное занятие "День и ночь"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Максимова Елена Владиславовна

Интегрированное занятие "День и ночь" для старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_integrirovannogo_zanyatiya_noch_i_den.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия

для детей старшего дошкольного возраста:

"День и ночь"

                                                                                                                       Подготовили и провели:

педагог-психолог Карпова С.С.

                                                                                                                                  воспитатель  Максимова Е.В.

Цель: способствовать умению детей самостоятельно делать выводы, исходя из полученного опыта в рамках совместной со взрослым деятельности.

 Задачи:

  • закрепить знания о явлениях природы ( день-ночь);
  • развитие мелкой моторики, пространственной ориентации;
  • закрепить представление детей о геометрической форме "шар";
  • способствовать развитию образного и логического мышления, аналитической и синтетической функции мышления;
  • дать представление детям о солнечном затмении и его отличии от ночи;
  • способствовать развитию у детей мотивации к самостоятельной исследовательской деятельности.

Оборудование: мячи по количеству детей, пластилин, маркеры, макет Солнечной системы, фонарики по количеству детей, лампа, картон с контурами круга, ножницы, фигурки из киндера, проектор, презентация "Солнечное затмение" и "Смена суток", музыкальное сопровождение.

Предварительная работа: дать детям представление о Солнечной системе, планетах, движении небесных тел, о Солнце, как звезде, Луне, как спутнике, наблюдение за солнечными  часами.

Ход занятия:

1. Сказка "Прятки с Солнышком"

Ведущий: "Жили-были два медвежонка Тип и Топ. Каждый вечер перед сном мама им рассказывала сказки о том, что все на свете ночью ложатся спать: и птички и зверушки и рыбки и цветочки и медвежата и только Солнышко никогда не спит. Медвежат это  очень удивляло, ведь ночью темно и на небе нет Солнышка. И вот, однажды вечером, когда мама уложила их спать, они решили проверить правду ли говорит их мама и выбрались на улицу. Они осмотрелись и увидели, что никого нет на улице, что зайцы спят в своих норках, пчелы спят в ульях, цветочки закрыли свои лепестки на ночь, всех нашли медвежата. А вот где Солнышко они так и не нашли. И решили они, что Солнышко играет с ними в прятки. Долго они искали Солнышко, а нашли его только под утро"

 Как вы думаете ребята, где пряталось Солнышко? ( ответы детей)

Куда оно девается ночью? А давайте мы с вами сейчас это и выясним.

 

2. Опыты с формами.

Ведущий: раздаем фонарики, мячики и заготовки кругов из картона, ножницы.

Вырежете из заготовки круг и положите его перед собой на стол. Положите мячик рядом с кругом и посветите на них сверху по очереди фонариками. Что вы видите?

(обратить внимание детей на то, что у мячика есть тень)

А можно ли, ребята, осветить круг полностью, а мячик? А почему?

А давайте вспомним какую форму имеет Земля  круг или шар?

Слайд №1

А теперь давайте представим, что наш мячик-это наша планета, а фонарик –это Солнце.  Посветите на вашу маленькую Землю и обратите внимание, что освещена ровно половина нашей планеты, а остальная половина в тени? Как вы думаете? Где на планете день? А где ночь и почему?

3.Задание «Экватор»

А теперь давайте разделим нашу планету на два равных полушария, а для этого поставим точку на нашем мячике и будем вести фломастер вниз по мячу, а мяч поворачивайте вслед за движением фломастера. Если вы будете аккуратно двигать фломастер, то скоро окажетесь в той же точке, откуда начали свой путь.

( дети проводят опыт)

4. Задание "Маленький принц" (раздаем пластилин темный и светлый и фигурки по выбору детей)

Давайте одну половину нашей планеты сделаем одним, а другую другим цветом. И поселим на ней маленького  жителя, там где ночь. ( игрушка из киндера).

(дети размазывают пластилин на половину мяча)

Теперь мы знаем, где день, а где ночь на нашей планете.

5.Опыт  с настольной лампой.

Ведущий: Посмотрите на макет Солнечной системы. Давайте вспомним, как движутся планеты и что неподвижно?

Ребята, давайте представим, что наша лампа-это Солнце. Она тоже не движется.  Возьмите ваши планеты так, чтобы житель оказался на теневой стороне. Это значит как нужно расположить ваши планеты около лампы-Солнца?

Сейчас, наш житель –спит, так как на его половине планеты –ночь. Ребята, а как сделать так, чтобы он проснулся и у него наступил день? (ответы детей ( повернуть планету с другой стороны )

Слайд №2

6. Выводы

 Молодцы , у вас получилось. Теперь мы знаем, как меняется день на ночь. Мама медвежат была права, что Солнышко никогда не спит. Так где же оно пряталось ночью от медвежат? ( с другой стороны Земли)

7.Игра- разминка

( про космос)

На полу раскладываются планеты по количеству детей.

Ребята давайте каждый из вас займет понравившуюся планету, встаньте на нее. Под музыку вы будете  улетать со своих планет в открытый космос, а когда музыка закончиться, вы должны занять любую понравившуюся свободную планету, кому планеты не хватит -тот выходит из игры.

8. Ведущий:  Давайте вспомним, что такое Луна? ( ответы детей) Правильно, это спутник Земли. Луна, как спутник всегда движется вместе с Землей. Они движутся всегда парой.

Слайд №3

 А когда лучше всего видно Луну?

А поверите ли вы мне, если я скажу, что ночь может наступить посреди дня?

А вот сейчас мы это и проверим.

Слайд №4

Давайте вспомним, что самое большое: Земля, Луна или Солнце? Правильно-Солнце. А самое маленькое? Правильно – Луна. А может ли маленькая Луна закрыть собой большое Солнце? Давайте это узнаем.

Опыт"Солнечное затмение": дети берут круги из картона, и встают в шахматном порядке на ковре, ведущий показывает им солнце, дети закрывают один глаз и на вытянутой руке проносят перед лицом картонный круг до тех пор, пока он им закроет солнце.

У вас получилось закрыть солнце?

Значит может маленькая Луна закрыть собой большое Солнце. Это явление называется Солнечное затмение. Посмотрите, как это бывает в природе.

Слайд № 5

9. Подведение итогов: с чем мы познакомились сегодня?

Презентация слайды:

1.Земля из Космоса,

2. Освещение Земли,

3.Движение Луны вокруг Земли. (лучше видео)

4. Солнце- Земля – Луна на одном слайде,

5. Солнечное затмение.(лучше видео)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру во второй младшей группе: "Где ночует солнышко? Большие и маленькие яблочки на тарелке".

Формировать интерес к явлениям неживой природы: солнцу, месяцу, звездам.Побуждать устанавливать простейшие связи явлений неживой природы: на небе солнышко-наступило утро, на небе месяц и звезды-наступ...

Интегрированное занятие в старшей группе ИЗО "Зимняя ночь."

Интегрированное занятия в старшей группе с применением нетрадицонных методов рисования " Зимняя ночь "Цель:Познакомить детей с физическими свойствами снега;Научить детей решать познавательные за...

Интегрированное занятие в старшей группе ИЗО "Зимняя ночь."

Интегрированное занятия в старшей группе с применением нетрадицонных методов рисования " Зимняя ночь "Цель:Познакомить детей с физическими свойствами снега;Научить детей решать познавательные за...

Интегрированние занятие для детей второй младшей группы "Светлячок" "Ознакомление детей с временами суток: вечер и ночь, с помощью иллюстраций и книг"

Формирование представлений о частях суток: вечер, ночь; закрепление понятий: утро, день, развитие мыслительных процессов; обогащение словаря....

Интегрированная НОД в подготовительной группе с применением нетрадиционных методов рисования "Зимняя ночь"

Техника «солевого» рисования в детском саду - один из приемов нетрадиционного метода  рисования для детей дошкольного возраста....

План- конспект интегрированного занятия( аппликация, развитие речи) младшая группа "Ночь за окном".

Открытое интегрированное занятие (развитие речи и аппликация) для младшей группы                ...

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в младшей группе тема: "Где ночует солнышко? Большие и маленькие яблочки на тарелке".

эмоционально-заинтересованно наблюдает на прогулке за явлениями неживой природы, участвует в обсуждении увиденного, в игровой ситуации «Одевание куклы», отвечает на вопросы педагога, активен при ...