Ниткография как средство развития мелкой моторики детей
консультация по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Как известно, формирование словаря ребёнка тесно связанно с развитием представлений об окружающей действительности, а также с развитием мелкой моторики пальцев рук ребенка.Комплексно подойти к проблеме развития речи ребенка позволяют игровые упражнения ниткографии.Данная техника заключает в себе большие возможности: это средство умственного, моторного, эмоционально – эстетического и волевого развития детей, совершенствование психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций, а так же эти упражнения могут быть использованы в качестве развития связной речи, лексической стороны речи. Выполняя под руководством педагога игровые задания, ребёнок знакомится с геометрическими фигурами, со способами схематичного изображения предметов, форм и учится их различать не только на глаз, но и через моторную память рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ниткография и мелкая моторика | 21.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Нам, как педагогам, которые работают с детьми дошкольного возраста, очень хорошо известна связь между развитием мелкой моторики и развитием речи. Другими словами, чем больше развиты пальчики малыша, тем успешнее будет формироваться его речь.
Комплексно подойти к проблеме развития речи ребенка позволяют игровые упражнения ниткографии.
Данная техника заключает в себе большие возможности: это средство умственного, моторного, эмоционально – эстетического и волевого развития детей, совершенствование психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций, а так же эти упражнения могут быть использованы в качестве развития связной речи, лексической стороны речи. Выполняя под руководством педагога игровые задания, ребёнок знакомится с геометрическими фигурами, со способами схематичного изображения предметов, форм и учится их различать не только на глаз, но и через моторную память рук.
Такие упражнения открывают детям широкие возможности для проявления творчества.
Основная цель: развить творческие способности и мелкую моторику пальцев рук детей дошкольного возраста при помощи техники «ниткография».
Работа с детьми по обучению технике «ниткография» позволяет решать следующие дидактические задачи:
- образовательные:
- обогащение знаний о декоративно-прикладном творчестве;
- формирование умений и навыков при выполнении работ в технике «ниткография»;
- обогащение словаря детей;
- развитие связной речи ребенка;
- развитие воображения, творческого мышления, ассоциативных образов, умения решать художественно-творческие задачи;
- формирование умения выполнять поставленные задачи;
- развитие умения подбирать материал, фантазировать, создавать интересные образы, композиции;
- развитие координации, плавности, ритмичности и точности движений, зрительно-моторной координации;
- развитие и совершенствование мелкой моторики рук и глазомера;
- развитие внимания, памяти, логического и пространственного воображения;
- подготовка руки ребенка к письму;
- освоение сенсорных эталонов и сенсомоторное развитие;
- расширение кругозора детей.
б) воспитательные:
- расширение коммуникативных способностей детей;
- совершенствование трудовых навыков, аккуратности, умения доводить начатое дело до конца, бережно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
- воспитание аккуратности в работе, самостоятельности, трудолюбия;
- развитие эстетического восприятия, художественного вкуса и умения видеть красоту окружающего мира;
- воспитание усидчивости, умение работать в коллективе и индивидуально.
Приемы, которые я использую в своей работе с нитками: игры, чтение и обсуждение литературных произведений, отгадывание загадок, показ образцов работ и др.
Организация детей для работы в данном направлении может быть как фронтальной, так и групповой или индивидуальной.
Место педагога в деятельности по обучению детей, меняется по мере овладения детьми навыками работы в технике «ниткография».
Организация проведения включает в себя как привлечение внимания детей, показ образца, объяснение, так и продуктивную деятельность детей. Данный вид деятельности позволяет научить ребенка не только практическим умениям, но и последовательности в работе, развить навыки самоконтроля. Сложность заданий подбирается с учетом возраста и опыта детей. Информационный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед выполнением «рисунка», так и во время работы.
Материалы, необходимые для выполнения работ:
– основа – картон, цветная бумага, бархатная бумага, фетр, ткань;
– нитки – шерстяные или акриловые;
– ножницы;
– клей или другая липкая основа.
Первым этапом работы с нитками были игры с клубочками, в основе которых лежит развитие умения разматывать и сматывать нить в клубок.
Следующий этап был наматывание нитки на катушку или другие специально заготовленные формы. Вырезанные из картона звездочки и цветочки, силуэты животных, а из деревянных палочек бабочки и гусеницы.
К концу учебного года дети в достаточной степени овладели навыками сматывания ниток в клубки, и от игр с клубками мы перешли к работе по выкладыванию на бархатной бумаге или фетре ровных и волнистых линий, кругов и квадратов.
В средней группе от выкладывания узоров толстой нитью мы постепенно перешли к рисованию «по представлению», то есть на основе ранее полученного опыта и воображения. Для этого можно детям предложить более тонкие нитки разнообразных цветов. Мы создали новую дидактическую игру «Занимательные ниточки». С помощью этой игры можно развивать не только мелкую моторику, но и фантазию, внимание и цветовое восприятие, мышление, что способствует развитию речи, обучение ориентированию на листе бумаги.
Это одна из любимых детских игр на сегодняшний день, которая позволяет развивать фантазию, воображение, и зрительно-моторную координацию.
Организованная деятельность ниткографией открывает для ребенка возможность выполнять игровые упражнения без страха допустить какую – либо ошибку, так как на «фланелеграфе» её очень легко исправить и добиться нужного результата. Это очень важно для ребёнка. В этом случае он не фиксирует своё внимание на неудачах, а ощущает психологический комфорт от быстрого исправления.
Разнообразие тем, предложенных детям, для работ в первом полугодии, позволило нам в полной мере отработать навыки выкладывания нитью различных форм, как простых, так и сложных. Дети научились передавать формы овощей и фруктов, предметов окружающего мира и природы; передавать не только форму, но и соответствующий цвет.
Со второго полугодия, от простого выкладывания рисунков к наклеиванию ниток по готовому контуру. Сначала это были легкие формы, такие как этот коврик.
В старшем дошкольном возрасте задачи в работе с техникой «ниткография» возрастают. Дети не только выкладывают нить по готовому контуру, но и заполняют пространство внутри контура обрезками ниток или цельными нитками.
Использование нетрадиционной техники «Ниткография» позволяет мне более успешно решать поставленные программой «От рождения до школы» задачи, а также дает возможность детям раскрыть свои творческие способности, увидеть красоту окружающего нас мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционная техника «Ниткография», как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Тренировка движений пальцев, и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, а такж...
«Ниткография» как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
Ниткография - великолепная нетрадиционная техника рукоделия, которая позволяет создавать картины без кисти и красок, только с помощью нитей и клея....
Консультация для воспитателей: «Ниткография, как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей: «Ниткография, как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»Воспитатель: Маркина А.И. Процесс развития мелкой моторики в дошкольном в...
Статья: Изобразительная деятельность как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является формирование мелкой моторики и координации движений рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показа...
Мастер -класс для педагогов ДОУ на тему: «Кинезиологические игры и упражнения на развитие межполушарных связей как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»
В данном мастер-классе я хочу поделиться своим опытом работы по использованию комплекса упражнений из цикла «гимнастика для мозга». Я использую эти упражнения на своих занятиях и счи...
Практикум для педагогов "Ниткография, как средство развития мелкой моторики рук"
Конспект практикума для педагогов ДОУ...
Статья: "Ниткография как средство развития мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста"
первый класс. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям.На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом:-быстро устает рука;-теряется ...