Самоанализ занятия "Башкирская матрешка"
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
В самоанализе занятия "Башкирская матрешка" изложены: цель, задачи, приемы и методы. использованные в ходе проведения занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanalikh_bashkirskaya_matreshka.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Cамоанализ занятия
«Башкирская матрешка» - аппликация башкирского костюма»
объединения «Путешествие в прекрасное»
педагога дополнительного образования Пасынковой С.Б.
Общие сведения:
Объединение, Дата проведения занятия | «Путешествие в прекрасное» (синтез искусств) 07.12.13. |
Тема занятия, цель и задачи | Тема: «Башкирская матрешка» - аппликация башкирского народного костюма Цель: создание ситуации «Успех» для детей объединения «Путешествие в прекрасное», через закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях по разделу «Аппликация» и выполнение практической работы: одевание башкирской матрешки в национальный народный костюм. Задачи: Образовательные: -продолжить знакомство с башкирским народным творчеством (народный костюм, женские украшения, уклад и традиции); -закрепить понятия: ритм, симметрия, орнамент; -ввести новые термины и понятия: «Камзол» (женская безрукавка). «Елян» ( женская верхняя одежда). «Кушак» (пояс). «Селтер» (нагрудное украшение женщин). «Чекмень» (верхняя одежда из сукна). «Ичиги» (мягкие сапоги). «Сарык» (обувь из кожи). «Кашмау» (женский головной убор); -учить проговаривать на башкирском языке слова, элементы башкирского женского костюма; -учить применять полученные знания на практике; -учить работать по образцу; -закреплять навыки работы с ножницами, бумагой, клеем; -освоить новые умения применять в аппликации правильное сочетание цветовой гаммы национального женского костюма. Развивающие: -активизация словарного запаса на русском и башкирском языках; -продолжить расширять знания о технических приемах аппликации; -наблюдательность, чувство формы, пространства, цвета, -развивать эмоциональность, -развивать кругозор. Воспитательные: -воспитывать уважение и любовь к башкирским традициям; -воспитывать организованность, аккуратность, самостоятельность в работе; -формировать коммуникативные качества: доброжелательность, отзывчивость; взаимоуважение, самоуважение, взаимопомощь; -стимулировать культуру труда и творческую активность детей; -формировать эстетический вкус. |
Оборудование занятия:
Какие средства обучения использовал педагог | Рассказ, дидактическая игра, танец «Хоровод матрешек»; наглядные пособия: учебные плакаты, Литература, выставка башкирского костюма и украшений; музыкальный центр, диск с записями мелодии Курая, танцевальной башкирской музыкой; фотоплакаты с изображением девушек в башкирских костюмах, природы Башкортостана; кукла – башкирка, бумажная кукла – матрешка в башкирском народном костюме (образец работы), маркерная доска. ( для детей): эскиз фигуры матрешки для композиции, заранее вырезанные заготовки части одежды для башкирской матрешки, карандаш, резинка, цветная бумага, клей, ножницы. |
Подготовлены ли наглядные пособия и технические средства | Репродукции картин Шишкин «Утро в сосновой лесу», Айвазовский «Девятый вал» - пейзаж; портрет «Андрюша» Н.Жуков, Ж.-Б.Перроно «Девушка с кошкой». Фрагменты музыкальных классических произведений: Чайковский «Осенняя песня», Штраус «Голубой Дунай», Мусоргский «В пещере горного короля», Рабочие тетради. |
Как подготовлена кабинетная доска к занятию. | Сменяемое оформление на доске: репродукции картин Шишкин «Утро в сосновой лесу», Айвазовский «Девятый вал» -пейзаж; портрет «Андрюша» Н.Жуков, Ж.-Б.Перроно «Девушка с кошкой». «Домашние животные», «Птицы». «Инструменты». |
Содержание занятия:
Соответствует ли содержание программы | Содержание занятия соответствует программе «Путешествие в прекрасное» (первый год обучения) |
Формированию каких знаний, умений и навыков оно способствует | Формирование знаний о картинах,; умение сопоставлять, проводить сравнения и аналогии в картинах Развитие умений рисовать на альбомном листе воображаемый сюжет по тексту песни «По реке плывет кораблик». Формирование навыков наблюдательности; выполнения движений в соответствии с характером музыки. |
С какими материалами воспитанники работали впервые, какие знания, умения и навыки формировались и закреплялись | Впервые дети работали с рисунком по содержанию песни. В процессе практической работы развивалось творчество, воображение. Закреплялись знания и умения воспитанников по определению и сравнению жанров произведений искусств «Портрет», «Пейзаж»; по определению и сравнению классических музыкальных произведений. Исполняли движения под этюд-имитацию «Дождик песенку поет», где закреплялись знания переключения деятельности детей с одного вида действий на другой; формировались знания новых слов: «тембр», «композиция». Закреплялись знания по работе с рабочими тетрадями. |
Какие общеучебные и специальные умения, навыки развивались | Наблюдательность, память, пластика; умение слушать музыку, стихи. Рассматривать и обсуждать репродукции картин; творческое мышление, фантазия, эстетический вкус, любовь к музыке, живописи. Умение работать в коллективе. Расширялся общий кругозор детей. |
Как осуществлялись межпредметные связи | Дети под музыку выполняли движения в соответствии с ее характером; рассматривали репродукции картин, слушали голоса природы; выполняли практические задания по рабочей тетради. (музыка, пластика, живопись; рисунок, стихи, игра) |
Соблюдались ли внутрипредметные связи | Связь теории и практики; связь классической музыки с живописью; связь музыки и пластики, пение и рисунок. |
Способствовало ли содержание занятия развитию интереса к учению | Содержание занятия способствовало развитию интереса к учебе, к получению новых знаний и умений. |
Тип и структура занятия:
Какой тип занятия избран. Его целесообразность. | Комбинированный: повторение, изучение, усвоение нового материала, применение и закрепление полученных знаний, умений, навыков Этапы занятия включали использование элементов интегрированной, игровой технологии, которые способствовали оптимально решить поставленные задачи. |
Место занятия в системе занятий по данному разделу | В системе календарно-тематического плана занятие находится в первой части программы «Путешествие в прекрасное» |
Как осуществлялась связь занятия с предыдущими занятиями | Повторение полученных знаний о музыке, поэзии, картинах, пластике. Полученные навыки по работе с рабочей тетрадью. |
Каковы этапы занятия, их последовательность и логическая связь | Последовательный выбор этапов занятия и обсуждение их с воспитанниками. 1ч. Организационная часть(вступление), 2ч.основная часть(основное содержание; выполнение практической работы), 3ч.заключительная часть (подведение итогов). Ведение в ход занятия образа куклы «Карандашкин». Озвучивание темы через игру «Угадай чей голос» с озвучиванием голосов природы, животных, птиц.- работа с рабочей тетрадью (музыкальные инструменты, репродукции картин «Портрет», «Пейзаж», музыкальные произведения Чайковского, Штрауса, Мусоргского) – пластический этюд под музыку песенки «По реке плывет кораблик», пластический этюд под музыку песенки «Мама с зонтиком идет» - зарисовка сюжета песенки «По реке плывет кораблик», - практическая работа - вопросы для общения – подведение итогов (игровая технология). |
Соответствие структуры занятия данному типу | Гибкая структура занятия полностью соответствовала типу комбинированного занятия |
Как обеспечивалась целостность и завершенность занятия | С учетом поставленной цели и задач на занятии четко выделялось главное, существенное; повышался уровень обобщенности, расширялись сферы применения конкретного содержания, поэтому обоснованным был выбор форм обучения и познавательной деятельности воспитанников; обсуждение в конце занятия не только успешности реализации поставленных задач, но и то, что понравилось ( не понравилось), почему, что лично для каждого было интересным, создание ситуации «Успех» |
Реализация принципов обучения:
Принцип направленности обучения на комплексное решение задач | Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности воспитанников; целесообразное расходование времени занятия; применение разнообразных методов и средств обучения; практическая значимость полученных знаний и умений |
В чем выразились научность обучения, связь с жизнью, с практикой | В содержании занятия: информация, творчество. В усвоении понятий: тематические, общепредметные. В формулировании понятий: копирование, существенные признаки, применение в практике, жизни. В работе по индивидуализации и коллективизации: воспитанник, группа. |
Как реализовался принцип доступности обучения | Занятие было комплексное, включало в себя различные виды деятельности (творческие и исполнительские; теоретические и практические; музыкальные и художественные) с учетом возрастных особенностей детей и их развития. |
С какой целью использовался каждый вид наглядности | Репродукции картин и музыкальных фрагментов: Шишкин «Утро в сосновой лесу», Айвазовский «Девятый вал» -пейзаж; портрет «Андрюша» Н.Жуков, Ж.-Б.Перроно «Девушка с кошкой»;«Домашние животные», «Птицы». «Инструменты» - закрепление полученных знаний: познакомить детей с картинами, учить внимательно, рассматривать произведение искусства, находить нужные детали. Учить слушать музыку, рассматривая картину, выполнять движения в соответствии с ее характером (пластический этюд) |
Как соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования ЗУН | Мотивация занятия – актуализация опорных знаний – восприятие, осмысление, закрепление – проверка усвоения – анализ и самоанализ. |
Как достигалась сознательность, активность и самостоятельность воспитанников, как осуществлялось руководство умением воспитанников | Выбор оптимального сочетания методов и средств обучения; мотивация содержания учебного материала, дали возможность достигнуть проявления активности, организованности, творчества у воспитанников объединения. |
В какой мере осуществлялось развитие воспитанников | Осознание воспитанниками познавательных задач, понимание и восприятие информации, способность сосредотачиваться на конкретном предмете, творчески выполнять задания. |
Какой характер познавательной деятельности преобладал (репродуктивный, поисковый, творческий) | Репродуктивный, творческий. |
Как реализовывались индивидуализация и дифференциация обучения | В ходе работы с рабочими тетрадями «Путешествие в прекрасное» часть2. |
Как стимулировалось положительное отношение воспитанников к учению | Поощрение: обсуждение картин, прослушивание музыки, участие каждого в пластических этюдах; коллективное обсуждение каждой творческой работы воспитанника. |
Методы обучения:
В какой мере применяемые методы соответствовали задачам занятия | В ходе занятия все применяемые методы соответствовали задачам занятия. |
Какой характер познавательной деятельности они обеспечивали | В ходе занятия, обеспечивая взаимосвязь цели, задач, содержания, методов, приемов поднималась мотивация у воспитанников к выполнению познавательных заданий; развивались положительные чувства и эмоции. |
Какие методы способствовали активизации учения у воспитанников | Словесной передачи и слухового восприятия информации; наглядной передачи информации и зрительного восприятия; методы передачи информации с помощью практической деятельности; методы стимулирования и мотивации воспитанников. |
Как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие познавательной самостоятельности воспитанников | Планировалась и проводилась самостоятельная работа по рабочей тетради - цель сосредоточение внимания на главных опорных пунктах материала, связь теоретических положений с практической деятельностью, выполнения творческих работ; формирование определенных учебных умений и навыков; она обеспечила развитие познавательной самостоятельности воспитанников на занятии. |
Какова эффективность использованных методов и приемов обучения | Применение разнообразных методов и средств обучения на занятии создали условия для организации познавательной деятельности детей, при которой учебный материал становился предметом активных мыслительных операций и практических действий. |
Организация учебной работы на занятии:
Как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе | Все задачи носили комплексный характер и решались в соответствии с типом учебного занятия, подчиняясь главной цели. Для успешного выполнения задач на всех этапах была эффективно организована учебно – познавательная деятельность воспитанников |
Как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, коллективная | Были созданы условия для коллективной деятельности детей и обучение приемам самостоятельной работы для применения знаний и умений. Эти формы организации работы на занятии взаимно дополняли друг друга. |
Осуществлялось ли чередование разных видов деятельности воспитанников | Чередование разных видов деятельности способствовало активности, развитию интереса, творчества у детей на протяжении всего занятия |
Как организовывался контроль за деятельностью воспитанников | Через беседу, наблюдение, выполнение практических заданий |
Правильно ли оценивались знания и умения воспитанников | Знания и умения воспитанников оценивались правильно, с учетом дифференцированного подхода. |
Какие приемы использовал педагог для организации воспитанников (развитие логического мышления, умений сравнивать, делать выбор и др.) | Беседа, рассказ, иллюстрация, наблюдение, прослушивание музыкальных фрагментов, практические упражнения, создание ситуации успеха, выполнение творческого задания, индивидуальный опрос. Каждый переход от одного приема к другому осуществлялся с обязательной фиксацией факта усвоения, сравнения, сопоставления. |
Как подводил педагог итоги этапов занятия | На каждом этапе занятия выделялось главное, подводились итоги (вопросы и ответы, обсуждение творческих работ) |
Система работы педагога:
Организация работы на занятии: распределение времени, логика перехода от одного этапа к другому, владение коллективом (коммуникабельность, авторитарность педагога и др.), соблюдение дисциплины | Результативное использование учебного времени; умение организовывать работу детей, управление группой; рациональное определение учебного материала для обучающихся; эмоциональное, коммуникативное поведение педагога, которое создает атмосферу доброжелательности и творчества на занятии. Владеет правилами дисциплины. |
Определение объема работы | Объем работы для детей не перегружен. Весь запланированный объем работы выполнен с учетом установленного времени |
Показ рациональных способов работы | Рациональное использование времени на каждом этапе занятия; воспитание трудолюбия, формирование ценностного отношения ко времени и труду. |
Поведение педагога на занятии: тон, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, объективность | Доброжелательный, соответствующие манеры и внешний вид, правильная и четкая речь, эмоциональная подача материала, объективное оценивание знаний и практических работ воспитанников |
Роль педагога в создании нужного психологического микроклимата | Общение между участниками учебного процесса межличностный; характер сотрудничества в атмосфере доброжелательности, пример поведения педагога. |
Организованность и активность на разных этапах занятия | На каждом этапе занятия дети были организованы и активны |
Адекватность эмоционального отклика | Воспитанники адекватно откликались на эмоциональность педагога |
Отношение педагога к предмету, домашнему заданию | Высокий профессиональный уровень знаний предмета, требовательное отношение к выполнению домашнего задания |
Уровень усвоения основных знаний | Высокий уровень усвоения воспитанниками основных знаний и умений по данной теме |
Наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков | Воспитанники проявляют творческий подход в пластике; при выполнении практического задания по рабочей тетради применяют оригинальные решения. |
Общие результаты занятия | Цель и задачи достигнуты, все этапы занятия успешно выполнены. |
Выполнение плана занятия | План занятия выполнен в соответствии установленному времени |
Меры реализации общеобразовательной, развивающей и воспитывающей задач занятия | Общеобразовательные, развивающие и воспитывающие задачи в ходе занятия выполнены |
Уровень усвоения знаний и способов, деятельности воспитанников | В ходе занятия был достигну высокий уровень усвоения знаний( решение познавательных задач, решение практических заданий, решение творческих задач, что способствовало накоплению знаний; развитию способностей, объединению детей и взрослых) |
1-й усвоение на уровне восприятия, понимания, запоминания | отличное |
2-й применение в аналогичной и сходной ситуации | отличное |
3-й применение в новой ситуации, т.е. творческое | отличное |
Общая оценка результатов и эффективности занятия | Успешная реализация всех поставленных образовательных задач; занятие творчески интересное, результативное |
Рекомендации по улучшению качества занятия | Продолжить планировать и проводить аналогичные занятия с элементами интеграции. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГА САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГА
Уровень профессиональной подготовки, реализуемый в сфере образования, и содержание современных концептуально - законодательных документов ориентируют педагогов на сохранение, совершенствование п...
«Кукла матрешка. История возникновения матрешки»
Презентация к проекту«Кукла матрешка.История возникновения матрешки»...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим тема: "Две матрешки, три матрешки и еще матрешечка" 2 младшая группа
ознакомление с окружающим тема: "Две матрешки, три матрешки и еще матрешечка" 2 младшая группа...
Конспект интегрированного занятия для детей 2–3 лет. «День рождения Матрешки». Самоанализ.
Знакомство малышей с народными промыслами русского народа - игрушкой матрешка....
Самоанализ музыкальной деятельности комплексного занятия в старшей группе «Цветочки». Музыкальный руководитель Белякова Т.М.. Тема: «Семеновская матрешка».
Тема: «Семеновская матрешка».Дата проведения: 15.02.2018Цели: приобщение детей к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть на...
Конспект интегрированного занятия для детей 2–3 лет. «День рождения Матрешки». Самоанализ.
Знакомство малышей с народными промыслами русского народа - игрушкой матрешка....
Алгоритм проведения самоанализа занятия. Схема самоанализа занятия.
Схема (Алгоритм) проведения самоанализа занятия предназначена для педагогов, осуществляющих образовательную деятельность сдошкольниками....