Самоанализ занятия "Башкирская матрешка"
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Пасынкова Светлана Борисовна

В самоанализе занятия "Башкирская матрешка" изложены: цель, задачи, приемы и методы. использованные в ходе проведения занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanalikh_bashkirskaya_matreshka.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Cамоанализ занятия

 «Башкирская матрешка» - аппликация башкирского костюма»

объединения «Путешествие в прекрасное»

педагога дополнительного образования Пасынковой С.Б.

 

Общие сведения:

Объединение,

Дата проведения занятия

«Путешествие в прекрасное» (синтез искусств)

07.12.13.

Тема занятия, цель и задачи

Тема: «Башкирская матрешка» - аппликация башкирского народного костюма

Цель: создание ситуации «Успех» для детей объединения «Путешествие в прекрасное», через закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях по разделу «Аппликация» и выполнение практической работы: одевание башкирской матрешки в национальный народный костюм. Задачи: Образовательные: 

-продолжить знакомство с башкирским народным творчеством (народный костюм, женские украшения, уклад и традиции);

-закрепить понятия: ритм, симметрия, орнамент;

-ввести новые термины и понятия:   «Камзол» (женская безрукавка). «Елян» ( женская верхняя одежда). «Кушак» (пояс). «Селтер» (нагрудное украшение женщин). «Чекмень» (верхняя одежда из сукна). «Ичиги» (мягкие сапоги). «Сарык» (обувь из кожи). «Кашмау» (женский головной убор);

-учить проговаривать на башкирском языке слова, элементы башкирского женского костюма;

-учить применять полученные знания на практике;

-учить работать по образцу;

-закреплять навыки работы с ножницами, бумагой, клеем;

-освоить новые умения применять в аппликации правильное сочетание цветовой гаммы национального женского костюма.

Развивающие: 

-активизация словарного запаса на русском и башкирском языках;

-продолжить расширять знания о технических приемах аппликации;

-наблюдательность, чувство формы, пространства, цвета,

-развивать эмоциональность,

-развивать кругозор.

Воспитательные: 

-воспитывать уважение и любовь к башкирским традициям;

-воспитывать организованность, аккуратность, самостоятельность

 в работе;

-формировать коммуникативные качества: доброжелательность, отзывчивость; взаимоуважение, самоуважение, взаимопомощь;

-стимулировать культуру труда и творческую активность детей;

-формировать эстетический вкус.

Оборудование занятия:

Какие средства обучения использовал педагог

Рассказ, дидактическая игра, танец «Хоровод матрешек»; наглядные пособия: учебные плакаты, Литература, выставка башкирского костюма и украшений; музыкальный центр, диск с записями мелодии Курая, танцевальной башкирской музыкой; фотоплакаты с изображением девушек в башкирских костюмах, природы Башкортостана; кукла – башкирка, бумажная кукла – матрешка в башкирском народном костюме (образец работы), маркерная доска.

( для детей): эскиз фигуры матрешки для композиции, заранее вырезанные заготовки части одежды для башкирской матрешки, карандаш, резинка, цветная бумага, клей, ножницы.

Подготовлены ли наглядные пособия и технические средства

Репродукции картин  Шишкин «Утро в сосновой лесу», Айвазовский «Девятый вал» - пейзаж; портрет «Андрюша» Н.Жуков, Ж.-Б.Перроно «Девушка с кошкой». Фрагменты музыкальных классических произведений: Чайковский «Осенняя песня», Штраус «Голубой Дунай», Мусоргский «В пещере горного короля»,

  Рабочие тетради.

Как подготовлена кабинетная доска к занятию.

Сменяемое оформление на доске: репродукции картин Шишкин «Утро в сосновой лесу», Айвазовский «Девятый вал» -пейзаж; портрет «Андрюша» Н.Жуков, Ж.-Б.Перроно «Девушка с кошкой».

«Домашние животные», «Птицы». «Инструменты».

Содержание занятия:

Соответствует ли содержание программы

Содержание занятия соответствует программе «Путешествие в прекрасное» (первый год обучения)

Формированию каких знаний, умений и навыков оно способствует

Формирование знаний о картинах,; умение сопоставлять, проводить сравнения и аналогии в картинах

Развитие умений рисовать на альбомном листе воображаемый сюжет по тексту песни «По реке плывет кораблик». Формирование навыков наблюдательности; выполнения движений в соответствии с характером музыки.

С какими материалами воспитанники  работали впервые, какие знания, умения и навыки формировались  и закреплялись

Впервые дети работали с  рисунком по содержанию песни. В процессе практической работы развивалось творчество, воображение.  Закреплялись знания и умения воспитанников по определению и сравнению жанров произведений искусств «Портрет», «Пейзаж»; по определению и сравнению  классических музыкальных произведений. Исполняли движения под этюд-имитацию «Дождик песенку поет», где закреплялись знания переключения деятельности детей с одного вида действий на другой; формировались знания новых слов: «тембр», «композиция». Закреплялись знания по работе с рабочими тетрадями.

Какие общеучебные и специальные умения, навыки развивались

Наблюдательность, память, пластика; умение слушать музыку, стихи. Рассматривать и обсуждать репродукции картин; творческое мышление, фантазия, эстетический вкус, любовь к музыке, живописи. Умение работать в коллективе. Расширялся общий кругозор детей.

Как осуществлялись межпредметные связи

Дети под музыку выполняли движения в соответствии с ее характером; рассматривали репродукции картин, слушали голоса природы; выполняли практические задания по рабочей тетради. (музыка, пластика, живопись; рисунок, стихи, игра)

Соблюдались ли внутрипредметные связи

Связь теории и практики; связь классической музыки с  живописью; связь музыки и пластики, пение и рисунок.

Способствовало ли содержание занятия развитию интереса к учению

Содержание занятия способствовало развитию интереса к учебе, к получению новых знаний и умений.

Тип и структура занятия:

Какой тип занятия избран.

Его целесообразность.

Комбинированный: повторение, изучение, усвоение нового материала, применение и закрепление полученных знаний, умений, навыков Этапы занятия  включали использование элементов интегрированной, игровой технологии, которые способствовали оптимально решить поставленные задачи.  

Место занятия в системе занятий по данному разделу

В системе календарно-тематического плана занятие находится в  первой части программы «Путешествие в прекрасное»  

Как осуществлялась связь занятия с предыдущими занятиями

Повторение полученных знаний о музыке, поэзии, картинах, пластике.

Полученные навыки по работе с рабочей тетрадью.

Каковы этапы занятия, их последовательность и логическая связь

Последовательный выбор этапов занятия и обсуждение их с воспитанниками.

1ч. Организационная часть(вступление), 2ч.основная часть(основное содержание; выполнение практической работы), 3ч.заключительная часть (подведение итогов).

Ведение в ход занятия образа куклы «Карандашкин». Озвучивание темы через игру  «Угадай чей голос» с озвучиванием голосов природы, животных, птиц.- работа с рабочей тетрадью (музыкальные инструменты, репродукции картин «Портрет», «Пейзаж», музыкальные произведения Чайковского, Штрауса, Мусоргского) – пластический этюд  под музыку песенки «По реке плывет кораблик», пластический этюд под музыку песенки «Мама с зонтиком идет» -  зарисовка сюжета песенки «По реке плывет кораблик», - практическая работа - вопросы для общения – подведение итогов (игровая технология).

Соответствие структуры занятия данному типу

Гибкая структура занятия полностью соответствовала типу

комбинированного занятия

Как обеспечивалась целостность и завершенность занятия

С учетом поставленной цели и задач на занятии четко выделялось главное, существенное; повышался уровень обобщенности, расширялись сферы применения конкретного содержания, поэтому обоснованным был выбор форм обучения и познавательной деятельности воспитанников; обсуждение в конце занятия не только успешности реализации поставленных задач, но и то, что понравилось ( не понравилось), почему, что лично для каждого было интересным, создание ситуации «Успех»

Реализация принципов обучения:

Принцип направленности обучения на комплексное решение задач

Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности воспитанников; целесообразное расходование времени занятия; применение разнообразных методов и средств обучения; практическая значимость полученных знаний и умений

В чем выразились научность обучения, связь с жизнью, с практикой

В содержании занятия: информация, творчество.

В усвоении понятий: тематические, общепредметные.

В формулировании понятий: копирование, существенные признаки, применение в практике, жизни.

В работе по индивидуализации и коллективизации: воспитанник, группа.

Как реализовался принцип доступности обучения

Занятие было комплексное, включало в себя различные виды деятельности (творческие и исполнительские; теоретические и практические; музыкальные и художественные) с учетом возрастных особенностей детей и их развития.

С какой целью использовался каждый вид наглядности

Репродукции картин и музыкальных фрагментов: Шишкин «Утро в сосновой лесу», Айвазовский «Девятый вал» -пейзаж; портрет «Андрюша» Н.Жуков, Ж.-Б.Перроно «Девушка с кошкой»;«Домашние животные», «Птицы». «Инструменты» - закрепление полученных знаний: познакомить детей с картинами, учить внимательно, рассматривать произведение искусства, находить нужные детали.

Учить слушать музыку, рассматривая картину, выполнять движения в соответствии с ее характером (пластический этюд)

Как соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования ЗУН

Мотивация занятия – актуализация опорных знаний – восприятие, осмысление, закрепление – проверка усвоения – анализ и самоанализ.

Как достигалась сознательность, активность и самостоятельность воспитанников, как осуществлялось руководство умением воспитанников

Выбор оптимального сочетания методов и средств обучения; мотивация содержания учебного материала,  дали возможность достигнуть проявления активности, организованности, творчества у воспитанников объединения.

В какой мере осуществлялось развитие воспитанников

Осознание воспитанниками познавательных задач, понимание и восприятие информации, способность сосредотачиваться на конкретном предмете, творчески выполнять задания.

Какой характер познавательной деятельности преобладал (репродуктивный, поисковый, творческий)

Репродуктивный, творческий.

Как реализовывались индивидуализация и дифференциация обучения

В ходе работы с рабочими тетрадями «Путешествие в прекрасное» часть2.

Как стимулировалось положительное отношение воспитанников к учению

Поощрение: обсуждение картин, прослушивание музыки, участие каждого в пластических этюдах; коллективное обсуждение каждой творческой работы воспитанника.

Методы обучения:

В какой мере применяемые методы соответствовали задачам занятия

В ходе занятия все применяемые методы соответствовали задачам занятия.

Какой  характер познавательной деятельности они обеспечивали

В ходе занятия, обеспечивая взаимосвязь цели, задач, содержания, методов, приемов поднималась мотивация у воспитанников к выполнению познавательных заданий;  развивались положительные чувства и эмоции.  

Какие методы способствовали активизации учения у воспитанников

Словесной передачи и слухового восприятия информации; наглядной передачи информации и зрительного восприятия; методы передачи информации с помощью практической деятельности; методы стимулирования и мотивации воспитанников.

Как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие познавательной самостоятельности воспитанников

Планировалась и проводилась самостоятельная работа по рабочей тетради - цель сосредоточение внимания на главных опорных пунктах материала, связь теоретических положений с практической деятельностью, выполнения творческих работ; формирование определенных учебных умений и навыков; она обеспечила развитие познавательной самостоятельности воспитанников на занятии.

Какова эффективность использованных методов и приемов обучения

Применение разнообразных методов и средств обучения на занятии создали условия для организации познавательной деятельности детей, при которой учебный материал становился предметом активных мыслительных операций и практических действий.

Организация учебной работы на занятии:

Как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе

Все задачи  носили комплексный характер и решались  в соответствии с типом учебного занятия, подчиняясь главной цели. Для успешного выполнения задач на всех этапах была эффективно организована учебно – познавательная деятельность воспитанников

Как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, коллективная

Были созданы условия для коллективной деятельности детей и обучение приемам самостоятельной работы для применения знаний и умений. Эти формы организации работы на занятии взаимно дополняли друг друга.

Осуществлялось ли чередование разных видов деятельности воспитанников

Чередование разных видов деятельности способствовало активности, развитию интереса, творчества у детей на протяжении всего занятия

Как организовывался контроль за деятельностью воспитанников

Через беседу, наблюдение, выполнение практических заданий

Правильно ли оценивались знания и умения воспитанников

Знания и умения воспитанников оценивались правильно, с учетом дифференцированного подхода.

Какие приемы использовал педагог для организации воспитанников (развитие логического мышления, умений сравнивать, делать выбор и др.)

Беседа, рассказ, иллюстрация, наблюдение, прослушивание музыкальных фрагментов, практические упражнения, создание ситуации успеха, выполнение творческого задания, индивидуальный опрос. Каждый переход  от одного приема к другому осуществлялся с обязательной фиксацией факта усвоения, сравнения, сопоставления.

Как подводил педагог итоги этапов занятия

На каждом этапе занятия выделялось главное, подводились итоги (вопросы и ответы, обсуждение творческих работ)

Система работы педагога:

Организация работы на занятии: распределение времени, логика перехода от одного этапа к другому, владение коллективом (коммуникабельность,

авторитарность педагога и др.), соблюдение дисциплины

Результативное использование учебного времени; умение организовывать работу детей, управление группой; рациональное определение учебного материала для обучающихся; эмоциональное, коммуникативное поведение педагога, которое создает атмосферу доброжелательности и творчества на занятии. Владеет правилами дисциплины.

Определение объема работы

Объем работы для детей не перегружен. Весь запланированный объем работы выполнен с учетом  установленного времени

Показ рациональных способов работы

Рациональное использование времени на каждом этапе занятия; воспитание трудолюбия, формирование ценностного отношения ко времени и труду.  

Поведение педагога на занятии: тон, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, объективность

Доброжелательный, соответствующие манеры и внешний вид, правильная и четкая речь, эмоциональная подача материала, объективное оценивание знаний и практических работ воспитанников

Роль педагога в создании нужного психологического микроклимата

Общение между участниками учебного процесса межличностный; характер сотрудничества в атмосфере доброжелательности, пример поведения педагога.

Организованность и активность на разных этапах занятия

На каждом этапе занятия дети были организованы и активны

Адекватность эмоционального отклика

Воспитанники адекватно откликались на эмоциональность педагога

Отношение педагога к предмету, домашнему заданию

Высокий профессиональный уровень знаний предмета,  требовательное отношение к выполнению домашнего задания

Уровень усвоения основных знаний

Высокий уровень усвоения воспитанниками основных знаний и умений по данной теме

Наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков

Воспитанники проявляют творческий подход в пластике; при выполнении практического задания по рабочей тетради применяют оригинальные решения.

Общие результаты занятия

Цель и задачи достигнуты, все этапы занятия успешно выполнены.

Выполнение плана занятия

План занятия выполнен в соответствии установленному времени

Меры реализации общеобразовательной, развивающей и воспитывающей задач занятия

Общеобразовательные, развивающие и воспитывающие задачи в ходе занятия выполнены

Уровень усвоения знаний и способов, деятельности воспитанников

В ходе занятия был достигну высокий уровень усвоения знаний( решение познавательных задач, решение практических заданий, решение творческих задач, что способствовало накоплению знаний;  развитию способностей, объединению детей и взрослых)

1-й усвоение на уровне восприятия, понимания, запоминания

отличное

2-й применение в аналогичной и сходной ситуации

отличное

3-й применение в новой ситуации, т.е. творческое

отличное

Общая оценка результатов и эффективности занятия

Успешная реализация всех поставленных образовательных задач; занятие творчески интересное, результативное

Рекомендации по улучшению качества  занятия

Продолжить планировать и проводить аналогичные занятия с элементами интеграции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГА САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГА

Уровень профессиональной подготовки, реализуемый в сфере образования, и содержание современных концептуально - законодательных  документов ориентируют педагогов на сохранение, совершенствование п...

«Кукла матрешка. История возникновения матрешки»

Презентация к проекту«Кукла матрешка.История возникновения матрешки»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим тема: "Две матрешки, три матрешки и еще матрешечка" 2 младшая группа

ознакомление с окружающим тема: "Две матрешки, три матрешки и еще матрешечка" 2 младшая группа...

Конспект интегрированного занятия для детей 2–3 лет. «День рождения Матрешки». Самоанализ.

Знакомство малышей с народными промыслами русского народа - игрушкой матрешка....

Самоанализ музыкальной деятельности комплексного занятия в старшей группе «Цветочки». Музыкальный руководитель Белякова Т.М.. Тема: «Семеновская матрешка».

Тема: «Семеновская матрешка».Дата проведения: 15.02.2018Цели: приобщение детей  к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть   на...

Конспект интегрированного занятия для детей 2–3 лет. «День рождения Матрешки». Самоанализ.

Знакомство малышей с народными промыслами русского народа - игрушкой матрешка....

Алгоритм проведения самоанализа занятия. Схема самоанализа занятия.

Схема (Алгоритм) проведения самоанализа занятия предназначена для педагогов, осуществляющих образовательную деятельность сдошкольниками....