"Развитие творческих способностей в аппликации с использованием соломки"
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Горячкина Татьяна Викторовна

Мне очень нравится заниматься аппликацией из разных материалов: бумага, ткань, засушенные листья,  пенопласт ракушки, мех, яичная скорлупа, вата. Но особенно мне полюбилась аппликация из золотой соломки.

Соломка – замечательный материал для работы. Она оживает в умелых руках художника. Он может возродить золотые колосья, и они предстанут перед людьми в иной, невиданной красоте.

Древнее соломенное ремесло возрождается как вид народного декоративно - прикладного искусства. Чего только не делают из соломы люди : шляпы, корзины, сумки, коврики, мебель. Пластика, красота природного материала – соломы – в декоративной скульптуре любовно оценена народными умельцами Украины, Белоруссии, России. Приёмам изготовления, выверенным многими поколениями мастеров, может научиться каждый, если есть желание, любовь к делу и терпение. При освоении старшими дошкольниками свойств соломки,  при приобретении первых навыков народного ремесла дети смогут изготавливать простейшие поделки и аппликативные работы, использовать декоративные приёмы. И кто знает, может быть, первая кукла, сделанная из пучка соломы, станет началом пути народного мастера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение «Ромодановский детский сад»

Утверждаю

Заведующая МДОУ

___________ Н.Н. Борисова

Развитие творческих способностей в аппликации

с использованием соломки у детей дошкольного возраста

(Из опыта работы воспитателя Горячкиной Татьяны Викторовны)

Ромоданово 2012

Я закончила Зубово – Полянское педагогическое  училище. Первые навыки работы с соломкой я получила в училище. Мне очень нравится заниматься аппликацией из разных материалов: бумага, ткань, засушенные листья,  пенопласт ракушки, мех, яичная скорлупа, вата. Но особенно мне полюбилась аппликация из золотой соломки.

Каждому, наверное, приходилось видеть, как из года в год ранней весной появляются нежно – зелёные  всходы ржи, пшеницы. Позже, летом, сгибаются тяжелые колосья, волнуется, будто переливаясь, поле под дуновением ветра.

Идёт время, созревают плоды, меняет краски природа. Нежный, мягкий прежде стебель ржи становится крепким и упругим. Прочно стоит он среди сотен тысяч братьев своих, держа на тоненьких плечах пышный венец – колос. Пройдёт ещё немного времени – скосят рожь, уберут зерно. Грустно станет на поле, останутся только коротенькие, торчащие стебельки да скирды соломы, которую тоже скоро увезут …

Соломка – замечательный материал для работы. Она оживает в умелых руках художника. Он может возродить золотые колосья, и они предстанут перед людьми в иной, невиданной красоте.

Щедрость природы! Отдал стебель людям целый колос налитых зерен, а теперь и сам послушно сгибается в умелых руках мастера.

Древнее соломенное ремесло возрождается как вид народного декоративно - прикладного искусства. Чего только не делают из соломы люди : шляпы, корзины, сумки, коврики, мебель. Пластика, красота природного материала – соломы – в декоративной скульптуре любовно оценена народными умельцами Украины, Белоруссии, России. Приёмам изготовления, выверенным многими поколениями мастеров, может научиться каждый, если есть желание, любовь к делу и терпение. При освоении старшими дошкольниками свойств соломки,  при приобретении первых навыков народного ремесла дети смогут изготавливать простейшие поделки и аппликативные работы, использовать декоративные приёмы. И кто знает, может быть, первая кукла, сделанная из пучка соломы, станет началом пути народного мастера.

Аппликация из соломки – новый вид аппликации из при родного материала, которая расширяет возможности развития творческих способностей дошкольников.

Работа с соломкой – художественный ручной труд – оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта, речи и других психических функций ребенка, инициирует способность к самостоятельному творчеству. Красивые картинки, поделки, игрушки, которые ребенок сделает своими руками, можно дарить, они создадут уют в доме и детском саду, помогут приобрести первые трудовые навыки, развить фантазию, творческое мышление, трудолюбие, терпение и усидчивость.

Обучение соломенному ремеслу обогатит детей чувством гордости за родную страну, где иного умельцев и мастеров, заложит основы эстетического вкуса, разовьет художественно – творческие способности, желание вносить элементы прекрасного в окружающую обстановку, поможет в дальнейшем осваивать разнообразные виды художественной деятельности человека.

Занятие СОЛОМКА

Материалы: небольшие снопики ржи, пшеницы, овса на каждого, ножницы.

Ход занятия

Тесто замесить густое

Наблюдения за злаками. Рассматривание и сравнение колосков пшеницы, ржи и овса.

  1. Отрезать ножницами колосья от стеблей.
  2. Рассмотреть колоски пшеницы, ржи, овса и сравнить их. Как выглядит пшеница?

Результат: у нее плотный стебель, удерживающий «безусый» колос, полный зерна. Спелые зерна пшеницы желтовато-золотистого цвета, они окружены довольно твердой оболочкой, защищающей зерно от высыхания. Зерна имеют продолговатую форму. Из нее пекут пшеничный (белый) хлеб, пироги, делают макароны и вермишель, манную и пшеничную крупы.

Ломоть хлеба

Хлеба мягкого ломоть,

Свежего, пшеничного.

Хлеба белого ломоть.

Что в нем необычного?

Дело, может быть, простое

Белый хлебушек испечь —

Тесто замесить густое

И его поставить в печь.

Но сначала, детки, нужно
В поле вырастить зерно,
Летним днем трудиться дружно,
Чтобы налилось оно,

Чтоб поднялся колос спелый,
Полный зерен, золотой,

Чтоб пшеница зазвенела
На ветру тугой струной.

Надо в срок убрать пшеницу
И зерно в муку смолоть,

Чтобы мог на свет родиться
Хлеба белого ломоть.

Наблюдение за злаками.

Рассматривание колоска ржи. Как выглядит колосок ржи? Результат: у него высокий, плотный и жесткий стебель, на котором «усатый» колос, зерна в нем твердые. Из ржи пекут ржаной (черный) хлеб.

Ржаной хлеб

Вот тебе ломоть ржаной!

Ржаной хлеб

Вот тебе ломоть ржаной!

Он душистый, он живой.
Вкусен он с лучком зеленым
И с огурчиком соленым.
Хлебушек ржаной питает,
Нас от голода спасает,

Силу, крепость придает,
Любит хлебушек народ.

Он душистый, он живой.
Вкусен он с лучком зеленым
И с огурчиком соленым.
Хлебушек ржаной питает,
Нас от голода спасает,

Силу, крепость придает,
Любит хлебушек народ.

Наблюдение за злаками.

Рассматривание колоска овса. Как выглядит колосок овса?

Результат: он заметно отличается от предыдущих колосьев. Его раскидистые соцветия называют метелками, на веточках метелок располагаются колоски, каждый из которых содержит 2—3 продолговатых зернышка. Они похожи на девичьи сережки или погремушки. Из зерен овса и овсяной муки варят вкусную и полезную овсяную кашу (геркулесовую), пекут овсяное печенье и овсяные лепешки.

Овес

Любят ребята овсяную кашу,
Вкусная каша — кормилица наша!
Любит овес и гнедая лошадка:
Резвою станет, веселой и гладкой,
Если овсом я ее покормлю,
Пышную гриву рукой потреплю.

Дети делают вывод, что колоски пшеницы, ржи и овса отличаются внешним видом, но все наполнены зерном.

Игра «Мукомол»

Мукомол! Мукомол! Ты зерна нам намолол!

А теперь из муки Все, что хочешь, пеки!

Мишке — пышки, Зайке — сайки,

Для ежа — отличные Бублики пшеничные.

Всех обрадовал нас, Веселимся сейчас!

Круговыми движениями рук показать мельницу.

«Сыплет» руками муку сверху вниз.

Показать круг, менять левую и правую руки, изображая
высокую, пышную, сдобную булочку.

Показать длинные тонкие булочки округлой формы.
Описать в воздухе указательными пальцами
круговые движения от кисти.
Хлопают в ладоши.

Исследование соломенного стебля.

Результат: стебли круглые, гладкие, с продольными бороздками. На стеблях злаковых растений находятся перегородки или утолщения — узелки, между ними располагаются междоузлия. Длина и диаметр нижнего, среднего и верхнего междоузлий различны; среднее — ровнее, диаметр его одинаков по всей длине, а значит, он лучше подходит для поделок. Сухие стебли называют соломой.

Игровое упражнение

«Раз, два, три! Все к овсу (пшенице, ржи) беги!»

В разных местах помещения выставляют небольшие снопики. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три! Все к овсу (пшенице, ржи) беги!» дети подбегают к названному растению, различая злаки по внешнему виду колосков.

Занятие

Материалы: мини-выставка поделок из соломки «Удивительное рядом», «Сказка о царевне Золотой Соломинке»; по две соломенные трубочки на каждого ребенка, тазик с водой, утюг; дидактическая игра «Собери пирамидку».

Ход занятия

Экспериментирование с соломкой.

Превращение соломенной трубочки в ленточку

  1. Детям предлагается попробовать развернуть соломинку, чтобы получилась ленточка.

Результат: сухая соломенная трубочка ломается, расщепляется.

  1. Что необходимо сделать, чтобы соломинка стала мягкой, пластичной?

Взрослый погружает соломку в таз с теплой водой на несколько минут и предлагает ее развернуть вновь.

Результат: сырая соломка легко разворачивается, пластична, но не держит форму.

  1. Что сделать, чтобы соломинка не сворачивалась в трубочку, а оставалась ленточкой?

Взрослый разглаживает сырые соломинки горячим утюгом. Результат: трубочки разворачиваются, высыхают, выпрямляются, превращаясь в ленточки.

  1. Дети нюхают выглаженные соломенные ленточки. Результат: они пахнут хлебом, пирогами, печеньем.

Обследование соломенной ленты

  1. Дети рассматривают соломенные ленты.

Результат: лента имеет 2 стороны. Первая — блестящая,
желтая, гладкая; вторая — не блестит, белая, шершавая.

  1. Сравнение соломенных лент по оттенкам.

Результат: глянцевые поверхности имеют различные оттенки — от серебристо-белого, ярко-желтого до темно-коричневого.

Дидактическая игра «Собери пирамидку»

Пирамидки изготовлены из 3 квадратов разной величины, которые заклеены соломкой белого, желтого, светло-коричневого и темно-коричневого цветов.

Вариант 1. Дети собирают пирамидку с определенным цветом.

Вариант 2. Дети собирают пирамидку, располагая квадраты от темных оттенков к светлым и наоборот.

В скорости и правильности можно соревноваться. Выигравшему ребенку дети говорят; «Рома (Коля) удалец, игру выиграл, молодец!»

РЫБКИ В АКВАРИУМЕ

ДВА ЗАНЯТИЯ ПО АППЛИКАЦИИ

Цели: продолжать работу с трафаретами, учить детей складывать бумагу гармошкой и вырезать из нее; активизировать словарь:        

гармошка, чешуя,

тропические, обитают, море, океан; продолжать развивать мелкую моторику рук, творчество, фантазию, умение использовать различный материал в своей работе, работать сообща.

Материалы: подготовленный ватман, силуэты разных по форме и размеру рыбок, разноцветная бумага, клей, ножницы, мелкие ракушки, зеленый серпантин, соломка, черный фломастер.

Предварительная работа. Наблюдения за рыбками в аквариуме, рассматривание картинок с тропическими рыбками. Воспитатель заранее тонирует ватман, вырезанный в форме аквариума.

ЗАНЯТИЕ № 1

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Беседа воспитателя с детьми

Воспитатель. Ребята, мы с вами рассматривали картинки с тропическими рыбками. Какие они1' Одинаковые ли они по форме, цвету, размеру? Чем покрыты они? Где они обитают?

Сегодня мы с вами будем делать аппликацию «Рыбки е аквариуме».

  1. Практическая работа детей

Детям предлагается:

  1. Выбрать силуэты рыбок по желанию.
  2. Обвести силуэты на цветной бумаге, вырезать.
  3. Сложить цветную бумагу другого цвета гармошкой.
  4. Нарисовать кружочки на сложенной бумаге, вырезать.
  5. Сложить кружочки пополам, приклеивать к рыбке только одну половинку кружочка.
  6. Вырезать кружочки из соломки, приклеить к рыбке.

ЗАНЯТИЕ № 2

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Практическая работа детей Детям предлагается:
  1. Продолжать приклеивать «чешуйки» к рыбкам, можно чередовать по цвету: через одну, через ряд и т. д.
  2. Дорисовать глаз фломастером.
  3. Приклеить на ватман рыбок.
  4. Приклеить водоросли-серпантин, на дно «аквариума» — ракушки.

ЗАНЯТИЕ ИГРУШКА-ЗАБАВА «СОЛНЫШКО»

Предметная аппликация

Материалы: шаблоны с изображением круга диаметром 5 см и солнца, вписанного в круг диаметром 10 см; картон красный или алый, трубочка для коктейля длиной 25 см; соломка, клей ПВА, ножницы, кисточка, простой карандаш, стихотворение А.Бродского «Солнечные зайчики».

Ход занятия

Воспитатель вспоминает о предстоящем празднике Масленицы, когда на смену зиме весна приходит.

Вопросы для общения

  1. Почему наступает весна?

Солнце играет, льет тепло на землю, вся природа оживает.

  1. Какой месяц открывает весну?

Март с зимой борется.

  1. Какие первые приметы наступающей весны?

Много яркого солнца, много белого света, так что глаза слепит. Март — утро весны.

Воспитатель знакомит детей с народными заклинками, обращенными к солнцу. (Выучив их, во время прогулок можно использовать в играх при обращении к солнцу.)

Солнышко-ведрышко,

Красно колоколнышко!

Прикатись к нам на проталинку,

Прикатись к нам на привалинку.

Сядь на кочку, на пенек,

Погости еще денек!

Солнышко-ядрышко,

Выблесни, выгляни!

Твои детки плачут,

По камушкам скачут,

Колесом бегут,

Тебя в гости зовут.

Игровое упражнение «Солнечные зайчики»

Скачут побегайчики —        Подскоки на месте.

Солнечные зайчики.        Круговые движения

 прямых рук.

Мы зовем их — Не идут. Шагая назад, сгибать

руки в локтя на себя.

Были тут — И нет их тут. Разводят руками в

стороны.

Прыг, прыг по углам. Прыжки в стороны.

Были там — и нет их там.

Где же зайчики?        Разводят руками.

Ушли.        Круговые движения

прямых рук.

Вы нигде их не нашли? Повороты головы.

Последовательность выполнения аппликации

  1. Нанести клей на картонный круг диаметром 5 см.
  2. Заклеить его соломенными лентами, не оставляя просветов,

плотно подгоняя их друг к другу. Соломинки должны

выходить

за контуры круга.

  1. Переверну ть изделие и вырезать по контуру круга.
  2. Приклеить соломенный кружок на картонный шаблон спосо

бом наложения. Солнышко получится двухслойное.

  1. Приклеить одинаковые тонкие соломинки-лучики от соломенного солнышка в стороны.
  2. Трубочку для коктейля надрезать вдоль.
  3. Вставить в надрез поделку солнышко.

После работы можно подумать, как использовать поделку: она может служить стакером, украшением в букете, в цветочном горшке, с ней можно поиграть, позабавиться.

Игра «Солнечная семья»

Дети встают в круг. Педагог поднимает свою поделку «Солнце» на палочке. Дети держат в руках самодельные игрушки. Педагог — солнце-мама, воспитанники — солнышки-детки.

Педагог. Утро раннее. Солнышки еще спят. (Дети сидят на коврике с закрытыми глазами.) Солнце- мама проснулось раньше всех, разбудило лучами ребят. (Педагог своей игрушкой дотрагивается до детских поделок.) Солнышки открыли глаза и встали. (Дети выполняют.) У солнца, даже маленького, всегда есть работа. (Деты поднимают палочки как можно выше.) Что за работа у солнца? Конечно, согревать землю и все живое на ней. Солнечный свет льется повсюду. (Дети кружатся по комнате, стараясь поделками «осветить» все уголки, все и всех согреть: игрушки, цветы и т.д.

Через некоторое время педагог созывает детей в круг.) Весь день, дети мои, вы работали. Что полезного вы сделали?

Каждый ребенок отвечает. Удачный ответ остальные дети поощряют, высоко поднимая над головой свои солнышки и говоря:

Солнце, солнце, молодец,

Уработалось в конец,

Спасибо тебе!

Солнце-мама. Поработали с утра, а теперь нам спать

пора.

Дети садятся и закрывают глаза, ложатся на коврик, держа свои игрушки-солнышки.

ЗАНЯТИЕ ТЮЛЬПАН

Предметная аппликация

Материалы:        соломка темная, тонированная,

картон желтого цвета в форме овала, вырезанного ножницами «зигзаг», полоска плотного картона шириной 4 см, клей ПВА, кисточка, ножницы, калька, карандаш, живой тюльпан.

Ход занятия

Воспитатель беседует с детьми о первом весеннем празднике 8 Марта. Предлагает порадовать маму подарком, сделанным своими руками, и подарить ей самый красивый цветок. Это может быть тюльпан.

Солнце улыбается светло,

Дотемна сияет неустанно,

Наливая в чашечку тюльпана Золотое вешнее тепло.

Вопросы для общения

1. Посмотрите на тюльпан. Какой по форме у него цветок?

Тюльпаны чаще бывают красные, желтые. Цветы крупные, имеют форму перевернутой чаши или бокала. У них чашечка закруглена, а зубчики лепестков красиво

отходят в стороны.

  1. Как выглядит стебель и листья?

Один крупный цветок располагается на круглом стебле. Листья большие, продолговатые, светло-зеленые.

Пластическое упражнение «Бутон»

Под тихую красивую музыку дети создают образ цветка: ставят локти на стол, соединяя руки. Кисти рук образуют закрытую чашу цветка — бутон, который сначала закрыт, в нем заключена красота, тайна. Солнышко ласкает тюльпан своим теплом. Бутон по- степенно начинает расцветать. Дети раскрывают свои ладошки — цветок распускается, тянется к солнышку, поворачивает свою головку, показывая свою необыкновенную красоту и свежесть.

Последовательность выполнения аппликации

  1. Подготовить рисунок тюльпана, состоящий из четырех частей: цветка, стебелька и двух листьев.
  2. Перевести эскиз на кальку, разделяя изображение на части.
  3. Нанести клей на каждую отдельную деталь на бумаге.
  4. Заклеить их тонированной соломкой, соломенные ленты располагать близко к друг другу, не оставляя просветов между ними, и хорошо прижать.
  5. Вырезать детали с обратной стороны бумаги.
  6. Воспитатель делает небольшие вырезки на листьях и цветке для выразительности изображения, используя разделочную доску и канцелярский нож.
  7. Составить тюльпан, наклеить детали на подготовленный фон — середину желтого картонного овала.
  8. Чтобы картинка стояла на столе вертикально, к обратной стороне овала приклеить полоску плотного картона шириной 4 см для упора.

В заключение воспитатель беседует с детьми о том, что подарок нужно преподносить глядя в глаза человеку, с улыбкой и теплыми словами.

ЗАНЯТИЕ ДОМ

Декоративная аппликация

Материалы:        иллюстрации с изображением крестьянских домов, разборный дом-конструктор с художественной росписью, фрагмент деревянного кружева резьбы оконного наличника настоящего деревенского дома, картонные шаблоны домиков темно-коричневого цвета с вырезанным окошком на каждого ребенка, 2 кусочка цветастого ситца, соломка, калька, ножницы, клей ПВА, ножницы «зигзаг», дырокол.

Ход занятия

Мастерица Ульяна рассказывает о том, что в старину по весне, когда потеплеет, русские люди выбирали местечко на берегу реки, рядом с лесом. Строили всей семьей деревянный дом — избу. В нем жили и деды, и отцы, и внуки. «Чем больше рук, тем легче труд», — говорили в народе. Для такой работы опыт нужен и мастерство — особое владение топором. Умелый плотник топором и лес валил, и даже ложку мог выстругать маленькую, деревянную. Рубили сосну, ель. Очищали от коры и сучьев. Брали четыре бревна, вырубали лунки, ставили венец. (Ульяна демонстрирует на разборном доме-конструкторе.) Бревна укладывали плотно друг с другом, венец на венец, щелочки не увидишь. Стены жилища утепляли соломой. Крышу возводили с двумя скатами, которые соединялись бревном, на конце которого выстругивали голову коня (конек). Считали, что конь оберегал дом от зла и являлся знаком устремления. Украшение в виде солнца олицетворяло добро и радость. Но иногда сооружали крышу дома и хозяй- ственных построек из соломы.

На сторону улицы выходило крыльцо, его поддерживали резные столбики. Крыльцо «распахнутые руки» дома, оно связывает его с улицей, с соседями. Теплыми летними вечерами собирались на крыльце посидеть, поговорить. «Жить в соседях — быть в беседах».

«Окна — глаза дома»; «Одно кривое окно весь фасад портит». Окна украшали козырьками — наличниками с деревянной резьбой. (Ульяна показывает фрагмент деревянного кружева.) От дождя и снега закрывали окна ставнями. С улицы каждый мог видеть: открыты ставни — хозяева уже встали, закрыты — спят или куда-нибудь ушли. Селяне украшали свои избы, у каждой был свой особый облик. (Рассматривают иллюстрации крестьянских домов.)

Вот так с помощью родных и соседей строили свои жилища русские люди.

Подвижная игра «Найди соседей»

Дети распределяются по тройкам — это соседи. Под русскую народную музыку разбегаются. По сигналу, которым служит окончание музыки, ищут своих соседей, берутся за руки в тройках.

Последовательность выполнения аппликации

  1. Подумать, как можно декорировать

(украсить) свой домик соломкой, чтобы он был нарядным.

  1. Наклеить на кальку несколько широких соломенных лент.
  2. Вырезать из них ножницами «зигзаг» полоски с зубчатым краем и соломенные кружочки при помощи дырокола.
  3. Оформить этими дополнительными деталями- заготовками на домике-шаблоне конек, крышу, окно, располагая детали декора по своему желанию.
  4. Акцентировать окно с помощью занавесок: подклеить 2 кусочка цветастого ситца с обратной стороны шаблона.

Ульяна помогает маленьким мастеровым советом и при затруднениях — делом. Хвалит поделки, отмечает интересные решения: «Мастера по работе видно».

Из законченных работ дети собирают композицию «Деревенька моя», придумывают ей название, рассказывают мастерице, в каких домах сейчас живут с родителями.

ЗАНЯТИЕ СКВОРЕЧНИК

Сюжетная аппликация

Материалы: соломка, картон темный для фона, иллюстрации с изображением птичьих домиков, репродукции с картин А. К. Саврасова «Грачи прилетели», И. И. Левитана «Март», голоса птиц в записи.

Ход занятия

Воспитатель предлагает полюбоваться двумя картинами художников-передвижников.

Вопросы для общения

  1. Что изобразили художники на своих полотнах?

Обыкновенную природу в трогательной красоте повседневной жизни.

  1. К какому жанру живописи относятся эти картины?

Это два пейзажа.

  1. Природа в какое время года привлекла внимание художников?

В первые мгновения весны. Весной наполнены

деревья, снег, вода и воздух. Уже прилетевшие грачи шумят, хлопочут около своих гнезд. Но в лучах согревающего солнца на высокой березе скворечник еще ожидает своих жильцов. Зачем скворечник оказался на березе?

Птичий домик смастерили люди, чтобы помочь скворцам. Скворцы — веселые певцы, спутники и помощники человека. За лето они дважды выводят потомство и уничтожают много вредных насекомых. В отличие от грачей эти перелетные птицы не умеют вить гнезда из прутиков и поэтому устраивают свое жилье в дупле дерева или скворечнике.

Последовательность выполнения аппликации

  1. Приготовить рисунок.
  2. Перенести эскиз на кальку, используя прием деления рисунка на части: первая — домик, вторая — крыша.
  3. Нанести клей на обе детали изображения и заклеить, располагая соломенные ленты в различных направлениях: горизонтально (крыша), вертикально

 (стены домика).

  1. Вырезать изображения по контуру со стороны бумаги.
  2. На деревянной доске канцелярским ножом воспитатель вырезает небольшое круглое отверстие в детали «стены».
  3. Составить изображение скворечника в верхнем углу подготовленного фона.
  4. Приклеить под скворечник шест — длинную соломинку-ленточку.
  5. Для выразительности картинку дополнить аппликацией веточки, используя тоненькие соломинки, которые наклеить непосредственно на фон.
  6. Обрамить пейзаж рамочкой. По краям фон окантовать 4 полосками соломки, отступая от края 1/2 см.
  7. Покрыть изделия бесцветным лаком.

Во время рассматривания поделок прочитать

стихотворение М. Карима «Прилетай же!»

Милый скворушка-скворец,

Прилетай же наконец!

Для тебя я дом построил —

Не скворечня, а дворец!

Прилетай и распевай Песню про зеленый май!

Прилетай в наш двор скорее!

Все готово! Прилетай!

Игра «Веселые скворцы»

Дети под запись птичьих голосов имитируют движения летающих птиц. По сигналу «Кошка!» — прячутся, улетают в свой скворечник, — над головой соединяя руки в виде «крыши домика».

ЗАНЯТИЕ НА ЛУГУ ПАСУТСЯ КОНИ

Коллективная силуэтная аппликация

Материалы:        репродукция картины Ц. С.

Сампилова «Аркан-щик», соломка, клей ПВА, ножницы, кисточка, подставка, тряпочка, клеенка, калька с эскизным изображением лошади на каждого ребенка, тонированный лист ватмана с наклеенными засушенными растениями и травой, соломенным солнышком, размещенным в углу неба.

Ход занятия

Воспитатель загадывает загадку.

Очень стройный и красивый,

С челкой и пушистой гривой,

Плавать может и скакать,

Ест овес, умеет ржать,

Прыгнет в воду и в огонь Верный человеку... (конь).

Вопросы для общения

  1. На чем вы сейчас ездите в гости, в парк, на дачу, например?

Правильно — на автобусе, поезде, теплоходе...

Даже летаете на самолете. А раньше только конь и выручал. Ведь самолетов и поездов тогда не было. Соберется человек на базар или по делам из одного города в другой, запряжет каурого и в путь.

  1. Как использовали лошадей в крестьянском быту?

Почему?

На лошадях раньше пахали, сеяли и урожай собирать ездили, а зимой за дровами в лес запрягали. Недаром | лошадь называли кормилицей. Случись с ней что — беда человеку.

Посмотрите на картину Ц.С.Сампилова «Аркангцик». Так называют человека, который отлавливает диких лошадей, чтобы потом приручить. К какому жанру живописи она относится? Как художник изобразил движение?

Видите, как стремительно скачет конь по степи. У него красиво изогнута шея, грива развевается на ветру. А какие у коня сильные и стройные ноги! Они едва касаются земли. Уходя от погони, конь буквально летит. Какие у него внимательные глаза, немного грустные, но

добрые! Ноздри раздуты. Уши во время бега прижаты к голове, хотя кони очень любят двигать ушами из стороны в сторону, словно прислушиваясь.

Стоит только захотеть, коней можно увидеть самыми разными, самыми неожиданными, даже соломенными.

Соломенное лето,

Соломенный песок.

Соломенная шляпа

Спадает на висок.

Соломенные дали,

Соломенные дни.

Соломенные кони

На солнышке видны.

Соломенное небо,

Соломенный шалаш.

Соломинкой рисую,

Забыв про карандаш.

Воспитатель предлагает детям        сделать коллективную аппликацию «На лугу пасутся кони» из соломки силуэтным вырезанием.

Последовательность выполнения аппликации

  1. Кальку с эскизом — силуэтом коня — перевернуть изображением вниз.
  2. Подобрать соломенные ленточки одинакового цвета и необходимой длины: соломина должна закрывать изображение, выходить за его контуры.
  3. Нанести клей густо на кальку.
  4. Приклеить нужное количество соломинок близко друг к другу, не оставляя просветов-щелочек.
  5. Чтобы ленточки хорошо и крепко приклеились, нужно по каждой провести пальцем с усилием или колечками ножниц.
  6. После высыхания соломенного полотна перевернуть заклеенную плоскость блестящей стороной вниз.
  7. Вырезать ножницами изображение коня по контуру со стороны кальки.
  8. Соломенный силуэт коня намазать клеем и расположить на общем приготовленном фоне.

В процессе работы над аппликацией воспитатель следит за техникой безопасности, оказывает индивидуальную помощь, поощряет детей. При составлении композиции помогает дошколь- никам договариваться, находить место для своего коня на большом лугу, где должен разместиться целый табун лошадей.

По окончании дети любуются яркой красочной совместной композицией.

Воспитатель. Кони, кони, как живете?

Кони, кони, как живете?

Все дети. Хорошо пока живем,

На лугу траву жуем.

Русская народная подвижная игра «Кони»

В этой игре дети — кони, воспитатель — пастух. Он говорит:

Тары, тары, та-ра-ра!

Ушли кони со двора.

Со двора-то на село,

А село-то далеко,

На зелененький лужок Да во темный во лесок.

Дети имитируют движения копытами, машут головой.

Долго тех коней ловили,

Долго по лесу бродили.

А ловили-то уздой,

Золоченой, не простой,

А поймали — привязали,

Чтоб опять не убежали.

Дети-кони скачут галопом. Выбранный пастух их ловит.

Занятие

КОЛЛАЖ «ПЕРВЫЙ СНЕГ»

Сюжетная аппликация

Материалы: 1/2 листа серого картона для фона, небольшие прямоугольники неплотной бумаги белого, синего и коричневого цветов, соломка, ножницы, клей ПВА, кисточка, картина «Поздняя осень».

Ход занятия

Воспитатель разговаривает с детьми о приметах поздней осени, опираясь на репродукцию.

Вопросы для общения

  1. Откуда выпадает снег? Выпадает из туч, облаков.
  2. Как они образуются?

Из морей и океанов постоянно испаряется вода. Водяной пар поднимается высоко над землей, где всегда — летом и зимой — очень холодно. Там, на высоте, пар замерзает, превращаясь в кристаллики льда, они соединяются в снежинки. Миллионы снежинок образуют снеговую тучу, которую ветер далеко уносит. Снежинки медленно опускаются на землю — начинается снегопад.

Пластическое упражнение «Облака»

Под музыку детям предлагается руками показать разные по форме облака, плывущие по небу: большие, маленькие, объемные, легкие и огромные тяжелые тучи.

Последовательность выполнения аппликации

  1. Сообщить детям, что с помощью обрывания контурного рисунка, разрывания бумаги на кусочки и составления из них изображения можно передать пушистую фактуру облаков, снега.
  2. Оборвать полоску из бумаги коричневого цвета — это земля.
  3. Наклеить ее внизу подготовленного фона.
  4. Из белых и синих прямоугольников оборвать облака овальной формы разных размеров — это небо.
  5. Наклеить их в верхней части фона способом частичного наложения друг на друга.
  6. Приступить к аппликации из соломки, используя ножницы. Это будет дерево.
  7. Вырезать из широкой соломины ствол, заострив его на конце.
  8. Нанести клей по неблестящей стороне и приклеить на картинку.
  9. Нарезать тоненьких соломинок для веток.
  10. Приклеить соломинки-веточки по обеим сторонам ствола — большие и маленькие — проводя по ним крепко пальчиком или колечками ножниц.
  11. Дополнить картинку падающим снежком, нарвав для этого маленькие кусочки белой бумаги.

Игровое упражнение «Тихо падает снежок»

Под плавную музыку дети делают взмахи руками, приседают, дуют, плавно двигаются, кружась.

На полянку, на лужок Тихо падает снежок.

Улеглись снежинки,

Белые пушинки.

Но подул ветерок,

Закружился снежок.

Пляшут все пушинки,

Белые снежинки.

Занятие

ПЛЕТЕНАЯ КОРЗИНОЧКА

Переборное плетение

Материалы: экспресс-выставка изделий народных мастеров, выполненных в технике плетения из соломки и лозы, по 10 соломенных лент на каждого ребенка, клей ПВА, ножницы, кисточка, лист бумаги, карандаш, шаблон корзиночки, кусочки цветной тесьмы.

Ход занятия

Дети рассматривают изделия народных мастеров, выполненные в технике плетения из соломы и лозы: различные вазы, корзинки, тарелочки. Воспитатель обращает внимание на их легкость, изящество, красоту, сложность переплетения и прочность. Традиции соломоплетения восходят к глубокой древности. В прошлом из

соломы изготавливались преимущественно изделия утилитарного назначения — емкости для хранения зерна, предметы домашнего обихода — сундуки, сумки, коврики, мебель, шляпы.

Игра-упражнение для пальцев «Корзиночка»

Все корзиночку покажем,

Если пальчикам прикажем:

Пальчики,переплетайтесь

И тихонько разъезжайтесь.

И большие пальцы рук

Ручку наверху сплетут!

Наши пальчики все тут!

Дети медленно и четко переплетают пальцы обеих рук, большие соединяют сверху.

Последовательность выполнения аппликации

  1. Взять 10 слегка влажных соломенных лент и узкую полоску бумаги.
  2. Приклеить на полоску 5 лент, намазав только их концы.
  3. Начать переплетать: взять новую соломенную ленту и продеть ее между наклеенными так, чтобы она оказалась под первой, над второй, под третьей, над четвертой и под пятой.
  4. Следующую соломенную ленту вставить следующим образом: над первой, под второй, над третьей, под четвертой, над пятой. Так чередовать их до конца, пока не получится квадрат. Соломинки располагать близко друг к другу, чтобы плетение было плотным.
  5. Закрепить клеем крайние соломенные ленточки.
  6. Плетеное полотно наклеить на бумагу и перевернуть.
  7. Приложить шаблон корзиночки и обвести его по краю.
  8. Вырезать корзиночку по контуру изображения.
  9. Вновь закрепить клеем крайние соломинки.
  10. Высушить поделку под небольшим прессом.
  11. Завязать на ручке корзиночки бантик из цветной тесьмы.

Побеседовать с детьми о том, кому и как они подарят подарки.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Короткова, Е.А. «Рисование, аппликация, конструирование в детском саду» 2009г.
  2. Башарина, Н.Н. «Аппликация из соломки в детском саду», 2008г.
  3. Гомозова. Ю.Б. «Калейдоскоп чудесных ремёс», 1998г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Совершенствование физических качеств, развитие творческих способностей старших дошкольников посредством использования нетрадиционного физкультурного оборудования"

В опыте работы предложены возможности использования нетрадиционного физкультурного оборудования для совершенствования физических качеств и развития творческих способностей старших дошкольников. Матери...

Опыт работы "Совершенствование физических качеств, развитие творческих способностей старших дошкольников посредством использования нетрадиционного физкультурного оборудования"

Данный опыт посвящен повышению интереса старших дошкольников к непосредственно образовательной деятельности, сохранению и укреплению здоровья детей, развитию их физических качеств и выработки у них ус...

Консультация. " Развитие творческих способностей детей. Аппликация"

Материал предназначен для педагогов и родителей....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ НА СТЕКЛЕ

В соответствии с ФГОС дошкольного образования: • Сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которая позволяет сделать более эффективным процесс обучения и воспитания. • В процессе воспитан...

Мастер-класс «Развитие творческих способностей дошкольников средствами изодеятельности» Использование нетрадиционных техник рисования в программе И.А. Лыковой «Цветные ладошки»

Повышение компетентности педагогов в изобразительной деятельности. Поиск новых рациональных средств, форм и методов художественно – эстетического развития дошкольников....

Родительское собрание."Развитие творческих способностей посредствам аппликации"

Развитие творческих способностей посредствам аппликации"...