кружок "Пластилиновое чудо"
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

Яр Екатерина Петровна


Дети дашкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве. деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dopol_obraz.docx33.95 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования 

«Пластилиновое чудо»

в младшей 

разновозрастной группе 

   

Воспитатель младшей группы: Яр Е.П.

с. Антипаюта

2013-2014г.


Пояснительная записка


     В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти.

Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован кружок художественной направленности «Пластилиновое чудо»- основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.
Изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения  детей.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.)
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Цель и задачи кружка «Пластилиновое чудо»
Цель: Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи:
Обучающие:

Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии; учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
Развивающие:
Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер; развивать изобразительную деятельность детей: развивать сюжетно – игровой замысел; развивать интерес к коллективной работе.
Воспитывающие: 

Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им; воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Участники кружка:  второй младшей группы, воспитатели, родители.
Направление: художественно-эстетическое.
Занятия проводятся 1 раз в неделю 15 минут.
Занятия проходят как фронтально, так и коллективно. В вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми.
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:
«Чтение художественной литературы», где используются произведения познавательной направленности.
«Коммуникация», где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем.
«Продуктивные» занятия, где осуществлялась закрепление образов.
«Познавательные» занятия, где осуществляется закрепление образов и понятия о живой и не живой природе.
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.
Этапы.
1.Подготовительный.
Подбор методической литературы, консультаций для родителей, приобретение необходимых материалов и оборудования; подбор художественной литературы.
2.Основной.
Продуктивная деятельность.
Организация выставок работ.
Выпуск консультаций для родителей.
3. Итоговый.
Оформление фотоальбома детских работ.
Работа с родителями.
В рамках реализации   кружка «Пластилиновое чудо» определена система работы с родителями воспитанников.
Организуются разные формы работы с родителями: консультаций по вопросам развития ручной умелости у детей младшего возраста, выставки   детских работ.

Интегрированные занятие более результативны, поскольку у детей возникает повышенный интерес к содержанию задач, которые решаются на них; проявляются разнообразные интересы; расширяются знания об окружающем мире.

Перспективный план кружка для детей   младшей разновозрастной  группы

месяц

Название занятия

Задачи

октябрь

«Божья коровка».

Учить  детей, надавливать указательным пальцем на заранее разложенные пластилиновые шарики, прикрепляя их к основе.

2. Развивать  мелкую моторику пальцев.

3. Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, умение сочувствовать, персонажем желание помогать им.

«Горошек в мешочке»

1. Учить детей самостоятельно раскладывать готовые пластилиновые шарики  на ограниченном пространстве.

2.Продолжать обучать приёму – надавливания.

3.Развивать согласованности в работе обеих рук.

4. Воспитывать желание работать самостоятельно.

«Витамины в баночке»

1.Учить детей самостоятельно раскладывать готовые пластилиновые шарики « в баночку».

2. Продолжать обучать детей приему – надавливания.

3. Воспитывать у детей отзывчивость, умение сочувствовать персонажу.

«Мухомор»

Продолжать учить детей самостоятельно раскладывать готовые пластилиновые шарики  на ограниченном пространстве.

2.Продолжать обучать приёму – надавливания.

3.Развивать согласованности в работе обеих рук.

4. Воспитывать желание работать самостоятельно.

 

ноябрь

«Листопад»

1.Учить размазывать пластилиновые шарики в разных направлениях.

2. Продолжаем обучать  детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина

3. Продолжать учить детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина.

4.Развивать  мелкую моторику пальцев.

5. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином

«Барашек»

Учить детей самостоятельно раскладывать готовые пластилиновые шарики  на ограниченном пространстве.

2.Продолжать обучать приёму – надавливания.

3.Развивать согласованности в работе обеих рук.

4. Воспитывать желание работать самостоятельно.

«Пуговицы для платья».

1.Учить детей самостоятельно выбрать цвет платья, использовать пластилин для пуговиц под цвет платья.

2. Учить детей самостоятельно раскладывать  пластилиновые шарики  друг, за другом (снизу вверх), у линии.

2.Закреплять прием  – надавливания.

4. Развивать чувства ритма.

«Дождик»

1. Учить детей  работать вместе, создавая коллективную работу и находить место своей работе на общем фоне.

2.Продолжаем учить  детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от основного куска.

3. Учить приему – размазывания.

4.Согласованность движений правой и левой рук.

декабрь

«Украсим кукле платье»

Учить  детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм.

2.Продолжать обучать детей использовать в своей работе несколько цветов.

3. Продолжать обучать  работать на ограниченном пространстве.

4.Развивать  мелкую моторику пальцев.

5.Поддерживать в детях желание доводить дело до конца, следуя игровой мотивации занятия.

«Вот какая ёлочка»

Продолжать учить создавать образ ёлки в сотворчестве с педагогом: раскатывать жгутики и прикреплять к стволу – столбику. Закреплять умение детей раскатывать комок прямыми движениями ладоней.

Знакомить с зелёным цветом.

«Пушистая ёлочка»

Учить детей через приём размазывания в разные стороны пластилиновых шариков создавать изображения  «хвоинок».

 2. Продолжать обучать  детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска

3.Развивать согласованности в работе обеих рук.

4. Воспитывать желание работать самостоятельно.

Речевая задача:  Активизация словаря – зелёная, пушистая, лохматая, колючая.

«Снежком её укутывал, смотри не замерзай.»

(коллективная работа)

1. Учить детей размещать «снежок» с изменением частоты размещения (снежок на небе – более редко, на ёлке близко друг к другу).

 2.Продолжать обучать  использовать все пространство работы.

3. Продолжать развивать у  детей умение работать вместе, создавая коллективную работу и находить место своей работе на общем фоне.

4.Развивать согласованности в работе обеих рук.

Январь

«Украсим ёлку»

Обучение приёмам лепки: расплющивание комка пластилина ладонями, загибание краёв пальчиками. Отрывание маленького кусочка от большого комка, скатывание маленьких шариков. Формирование умения лепить предметы несложной формы. Развитие зрительного внимания.

«Дед Мороз»

(коллективная работа)

Учить детей выполнять техникой барельефной лепки элементы одежды деда Мороза (опушку у тулупа). Закреплять приёмы ощипывания и кругового раскатывания пластилина между ладонями. Развивать умение работать  вместе.

«Хвост с узорами, сапоги со шпорами»

Помощь и сопереживание игровому персонажу. Создание яркого эмоционального отклика на необычный способ создания изображения - рисование пластилином. Обучение рисованию длинных изогнутых линий. Самостоятельный выбор цвета. Развитие творческих способностей.

Февраль

 «Покормим птичек»

Продолжать учить детей в процессе лепки находить сходство с реальными предметами (хлебными крошками) и занимать определенное  пространство работы (кормушку); упражнять в раскатывании пластилина между ладонями; воспитывать бережное отношение к птицам.

«День рождения медвежонка»

Закрепление умения раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. Обучение преобразованию шарообразной формы в овальную путём надавливания и продвижения пальчика по вертикали вниз.

Воспитание чувства сопереживания и совместной радости с игровым персонажем.

Развитие эстетического восприятия.

«Разноцветные

Рыбки».

Создание выразительного образа. Изображение рыбок в движении. Передача характерных особенностей раздвоенный хвостик. Закрепление приёма «скатывания» кругообразными движениями. Стимулирование активной работы пальчиков.

Развитие пространственного восприятия.

Внесение дополнений: разноцветные камушки, водоросли.

«Колесо для папиной машины»

Закрепить у детей навыки лепки палочек, столбиков, учить закруглять их как колесо; рассказывать о вылепленном предмете. Воспитывать самостоятельность, аккуратность. Продолжать знакомить с транспортом, его составными частями: кузов, кабина, колесо.

Март

«Бусы для мамы»

Упражнение в скатывании комочков круговыми движениями пальцев, сплющивании. Развитие мелкой моторики. Развитие речи детей.

«Вот какие у нас сосульки»

Учить детей создавать ассоциативные образы природных объектов. Закрепить умение лепить цилиндры (столбики) и заострять один конец пальчиками. Продолжать учить пользоваться стекой. Вызвать интерес к моделированию сосулек разной длины и толщины. Развивать чувство формы, мелкую моторику. Воспитывать интерес к природе и передаче своих впечатлений в изобразительной деятельности.

«Красивый пирог» (декоративная лепка)

Формирование интереса детей к театрализованной деятельности и желания в ней участвовать. Ознакомление с некоторыми видами театральных игр (народный фольклор). Освоение приёмов лепки: раскатывание, сплющивание. Развитие зрительного восприятия.

«Сирень»

Учить детей создавать техникой барельефной лепки изображение цветков сирени; закрепить приёмы отщипывания и кругового раскатывания пластилина между ладонями; воспитывать любовь к мамам и бабушкам.

Апрель

«Солнышко лучистое»

Продолжать учить детей в процессе лепки находить сходство с реальными предметами (солнцем); упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями; развивать эстетическое восприятие.

«Верба»

Учить детей создавать техникой барельефной лепки изображение почки вербы, наносить стекой насечки для придания выразительности; закрепить приём отщипывания, кругового раскатывания; развивать интерес к природе.

Плывёт, плывёт кораблик

Освоение способа рисования волнистых линий, размещённых горизонтально. Создание коллективной композиции «кораблик плывёт по ручейку». Закрепление умений работы в технике «пластилинография». Развитие чувство формы и композиции. Воспитание любознательности.

«Домик с заборчиком»

Подводить детей в процессе лепки к изображению реальных предметов (столбиков для заборчика);закрепить приём раскатывания пластилина между ладонями прямыми движениями, развивать эстетическое восприятие

Май

«Вышла курочка гулять свежей травки пощипать»

Закреплять приём – размазывания, т. е. надавливание на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивания его вверх, для получения изображения травки  и самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска

Развивать согласованности в работе обеих рук.

Воспитывать желание работать самостоятельно.

Речевая задача:  Активизировать речь детей :ко-ко-ко, пи-пи-пи. курочка, цыплята. Закреплять названия цвета – зеленый

Познакомит детей с филимоновской игрушкой; закрепить приёмы отщипывания,  раскатывания пластилина прямыми движениями рук, получая столбик, учить детей располагать столбики на ограниченной поверхности (изображении лошадки).

«Гусеница».

Упражнять детей в умении делить кусок пластилина на части, раскатывать и сплющивать.  Развивать воображение, развивать мелкую моторику.

«Ягодка – малинка».

Закреплять с детьми приёмы лепки: деление куска на части, учить работать аккуратно, развивать речь, воображение.

«Травушка-муравушка»

Воспитание интереса к природным явлениям. Закрепление техники рисования пластилином.

Рисование прямых вертикальных мазков, создание композиции «лужок». Развитие чувства ритма и цвета. Поддержание интереса к созданию коллективной работы.

Список литературы

  1. Бардышева Т.Ю. Забодаю, забодаю! Пальчиковые игры. - М.:Карапуз,1999.
  2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и  упражнения.- М.:ТЦ Сфера,2009.
  3. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. – Скрипторий, 2003.
  4. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» ранний возраст .
  5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младший возраст – М.:КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА: Творческий центр ”СФЕРА”,2007.
  6. Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. – М.:ОЛМА Медиа Групп,2007.
  7. Серебрякова Н.В. Диагностическое обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста. – СПб.:КАРО,2008
  8. Шницкая И.О. Аппликация из пластилина Д.:Феникс, 2008.
  9. 1,5 – 3 лет. – М. Теревинф,2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чудо-чудо Рождество

Расширять и углублять знания детей о православном празднике Рождества Христова, его значении и традициях празднования. Способствовать приобщению воспитанников, их родителей и сотрудников ДОУ к т...

Конспект игры - занятия во второй группе раннего возраста совместно с родителями. Тема: "Чудо, чудо Рождество".

Конспект игры - занятия во второй группе  раннего  возраста совместно с родителями.Тема: «Чудо, чудо Рождество» Программные задачи:- Познакомить детей с русскими народными традици...

«Чудо-звери, чудо-лес полон сказок и чудес»

Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта. Воспитание у детей любви и заботливого отношения к природе....

Конспект занятия по экспериментированию "Чудо-чудо водица"

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе  «Чудо-чудо водица».  Цель: Создание условий для развития познавательной деятельности детей посредством эксперименти...

Время читать. «Чудо-книжки – чудо-детям»

На русских народных сказках воспитано не одно поколение детей. Простые на первый взгляд сюжеты народных сказок воспитывают в детях очень важные качества: честность, трудолюбие, забота о ближнем, беско...

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Чудо ручки, чудо штучки» (рабочая программа)

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные реш...

Мастер-класс для педагогов «Развивающие игры В.В.Воскобовича: «Чудо-крестики-1», «Чудо-крестики – 2», «Чудо-крестики -3», «Трафареты «Чудо-крестики»

Мастер-класс«Развивающие игры В.В.Воскобовича: «Чудо-крестики-1»,«Чудо-крестики – 2», «Чудо-крестики -3», «Трафареты «Чудо-крестики»...