кружок "Пластилиновое чудо"
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа) на тему
Дети дашкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве. деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopol_obraz.docx | 33.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования
«Пластилиновое чудо»
в младшей
разновозрастной группе
Воспитатель младшей группы: Яр Е.П.
с. Антипаюта
2013-2014г.
Пояснительная записка
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти.
Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован кружок художественной направленности «Пластилиновое чудо»- основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.
Изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.)
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Цель и задачи кружка «Пластилиновое чудо»
Цель: Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи:
Обучающие:
Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии; учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
Развивающие:
Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер; развивать изобразительную деятельность детей: развивать сюжетно – игровой замысел; развивать интерес к коллективной работе.
Воспитывающие:
Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им; воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Участники кружка: второй младшей группы, воспитатели, родители.
Направление: художественно-эстетическое.
Занятия проводятся 1 раз в неделю 15 минут.
Занятия проходят как фронтально, так и коллективно. В вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми.
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:
«Чтение художественной литературы», где используются произведения познавательной направленности.
«Коммуникация», где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем.
«Продуктивные» занятия, где осуществлялась закрепление образов.
«Познавательные» занятия, где осуществляется закрепление образов и понятия о живой и не живой природе.
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.
Этапы.
1.Подготовительный.
Подбор методической литературы, консультаций для родителей, приобретение необходимых материалов и оборудования; подбор художественной литературы.
2.Основной.
Продуктивная деятельность.
Организация выставок работ.
Выпуск консультаций для родителей.
3. Итоговый.
Оформление фотоальбома детских работ.
Работа с родителями.
В рамках реализации кружка «Пластилиновое чудо» определена система работы с родителями воспитанников.
Организуются разные формы работы с родителями: консультаций по вопросам развития ручной умелости у детей младшего возраста, выставки детских работ.
Интегрированные занятие более результативны, поскольку у детей возникает повышенный интерес к содержанию задач, которые решаются на них; проявляются разнообразные интересы; расширяются знания об окружающем мире.
Перспективный план кружка для детей младшей разновозрастной группы
месяц | Название занятия | Задачи |
октябрь | «Божья коровка». | Учить детей, надавливать указательным пальцем на заранее разложенные пластилиновые шарики, прикрепляя их к основе. 2. Развивать мелкую моторику пальцев. 3. Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, умение сочувствовать, персонажем желание помогать им. |
«Горошек в мешочке» | 1. Учить детей самостоятельно раскладывать готовые пластилиновые шарики на ограниченном пространстве. 2.Продолжать обучать приёму – надавливания. 3.Развивать согласованности в работе обеих рук. 4. Воспитывать желание работать самостоятельно. | |
«Витамины в баночке» | 1.Учить детей самостоятельно раскладывать готовые пластилиновые шарики « в баночку». 2. Продолжать обучать детей приему – надавливания. 3. Воспитывать у детей отзывчивость, умение сочувствовать персонажу. | |
«Мухомор» | Продолжать учить детей самостоятельно раскладывать готовые пластилиновые шарики на ограниченном пространстве. 2.Продолжать обучать приёму – надавливания. 3.Развивать согласованности в работе обеих рук. 4. Воспитывать желание работать самостоятельно.
| |
ноябрь | «Листопад» | 1.Учить размазывать пластилиновые шарики в разных направлениях. 2. Продолжаем обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина 3. Продолжать учить детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина. 4.Развивать мелкую моторику пальцев. 5. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином |
«Барашек» | Учить детей самостоятельно раскладывать готовые пластилиновые шарики на ограниченном пространстве. 2.Продолжать обучать приёму – надавливания. 3.Развивать согласованности в работе обеих рук. 4. Воспитывать желание работать самостоятельно. | |
«Пуговицы для платья». | 1.Учить детей самостоятельно выбрать цвет платья, использовать пластилин для пуговиц под цвет платья. 2. Учить детей самостоятельно раскладывать пластилиновые шарики друг, за другом (снизу вверх), у линии. 2.Закреплять прием – надавливания. 4. Развивать чувства ритма. | |
«Дождик» | 1. Учить детей работать вместе, создавая коллективную работу и находить место своей работе на общем фоне. 2.Продолжаем учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от основного куска. 3. Учить приему – размазывания. 4.Согласованность движений правой и левой рук. | |
декабрь | «Украсим кукле платье» | Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм. 2.Продолжать обучать детей использовать в своей работе несколько цветов. 3. Продолжать обучать работать на ограниченном пространстве. 4.Развивать мелкую моторику пальцев. 5.Поддерживать в детях желание доводить дело до конца, следуя игровой мотивации занятия. |
«Вот какая ёлочка» | Продолжать учить создавать образ ёлки в сотворчестве с педагогом: раскатывать жгутики и прикреплять к стволу – столбику. Закреплять умение детей раскатывать комок прямыми движениями ладоней. Знакомить с зелёным цветом. | |
«Пушистая ёлочка» | Учить детей через приём размазывания в разные стороны пластилиновых шариков создавать изображения «хвоинок». 2. Продолжать обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска 3.Развивать согласованности в работе обеих рук. 4. Воспитывать желание работать самостоятельно. Речевая задача: Активизация словаря – зелёная, пушистая, лохматая, колючая. | |
«Снежком её укутывал, смотри не замерзай.» (коллективная работа) | 1. Учить детей размещать «снежок» с изменением частоты размещения (снежок на небе – более редко, на ёлке близко друг к другу). 2.Продолжать обучать использовать все пространство работы. 3. Продолжать развивать у детей умение работать вместе, создавая коллективную работу и находить место своей работе на общем фоне. 4.Развивать согласованности в работе обеих рук. | |
Январь | «Украсим ёлку» | Обучение приёмам лепки: расплющивание комка пластилина ладонями, загибание краёв пальчиками. Отрывание маленького кусочка от большого комка, скатывание маленьких шариков. Формирование умения лепить предметы несложной формы. Развитие зрительного внимания. |
«Дед Мороз» (коллективная работа) | Учить детей выполнять техникой барельефной лепки элементы одежды деда Мороза (опушку у тулупа). Закреплять приёмы ощипывания и кругового раскатывания пластилина между ладонями. Развивать умение работать вместе. | |
«Хвост с узорами, сапоги со шпорами» | Помощь и сопереживание игровому персонажу. Создание яркого эмоционального отклика на необычный способ создания изображения - рисование пластилином. Обучение рисованию длинных изогнутых линий. Самостоятельный выбор цвета. Развитие творческих способностей. | |
Февраль | «Покормим птичек» | Продолжать учить детей в процессе лепки находить сходство с реальными предметами (хлебными крошками) и занимать определенное пространство работы (кормушку); упражнять в раскатывании пластилина между ладонями; воспитывать бережное отношение к птицам. |
«День рождения медвежонка» | Закрепление умения раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. Обучение преобразованию шарообразной формы в овальную путём надавливания и продвижения пальчика по вертикали вниз. Воспитание чувства сопереживания и совместной радости с игровым персонажем. Развитие эстетического восприятия. | |
«Разноцветные Рыбки». | Создание выразительного образа. Изображение рыбок в движении. Передача характерных особенностей раздвоенный хвостик. Закрепление приёма «скатывания» кругообразными движениями. Стимулирование активной работы пальчиков. Развитие пространственного восприятия. Внесение дополнений: разноцветные камушки, водоросли. | |
«Колесо для папиной машины» | Закрепить у детей навыки лепки палочек, столбиков, учить закруглять их как колесо; рассказывать о вылепленном предмете. Воспитывать самостоятельность, аккуратность. Продолжать знакомить с транспортом, его составными частями: кузов, кабина, колесо. | |
Март | «Бусы для мамы» | Упражнение в скатывании комочков круговыми движениями пальцев, сплющивании. Развитие мелкой моторики. Развитие речи детей. |
«Вот какие у нас сосульки» | Учить детей создавать ассоциативные образы природных объектов. Закрепить умение лепить цилиндры (столбики) и заострять один конец пальчиками. Продолжать учить пользоваться стекой. Вызвать интерес к моделированию сосулек разной длины и толщины. Развивать чувство формы, мелкую моторику. Воспитывать интерес к природе и передаче своих впечатлений в изобразительной деятельности. | |
«Красивый пирог» (декоративная лепка) | Формирование интереса детей к театрализованной деятельности и желания в ней участвовать. Ознакомление с некоторыми видами театральных игр (народный фольклор). Освоение приёмов лепки: раскатывание, сплющивание. Развитие зрительного восприятия. | |
«Сирень» | Учить детей создавать техникой барельефной лепки изображение цветков сирени; закрепить приёмы отщипывания и кругового раскатывания пластилина между ладонями; воспитывать любовь к мамам и бабушкам. | |
Апрель | «Солнышко лучистое» | Продолжать учить детей в процессе лепки находить сходство с реальными предметами (солнцем); упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями; развивать эстетическое восприятие. |
«Верба» | Учить детей создавать техникой барельефной лепки изображение почки вербы, наносить стекой насечки для придания выразительности; закрепить приём отщипывания, кругового раскатывания; развивать интерес к природе. | |
Плывёт, плывёт кораблик | Освоение способа рисования волнистых линий, размещённых горизонтально. Создание коллективной композиции «кораблик плывёт по ручейку». Закрепление умений работы в технике «пластилинография». Развитие чувство формы и композиции. Воспитание любознательности. | |
«Домик с заборчиком» | Подводить детей в процессе лепки к изображению реальных предметов (столбиков для заборчика);закрепить приём раскатывания пластилина между ладонями прямыми движениями, развивать эстетическое восприятие | |
Май | «Вышла курочка гулять свежей травки пощипать» | Закреплять приём – размазывания, т. е. надавливание на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивания его вверх, для получения изображения травки и самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска Развивать согласованности в работе обеих рук. Воспитывать желание работать самостоятельно. Речевая задача: Активизировать речь детей :ко-ко-ко, пи-пи-пи. курочка, цыплята. Закреплять названия цвета – зеленый Познакомит детей с филимоновской игрушкой; закрепить приёмы отщипывания, раскатывания пластилина прямыми движениями рук, получая столбик, учить детей располагать столбики на ограниченной поверхности (изображении лошадки). |
«Гусеница». | Упражнять детей в умении делить кусок пластилина на части, раскатывать и сплющивать. Развивать воображение, развивать мелкую моторику. | |
«Ягодка – малинка». | Закреплять с детьми приёмы лепки: деление куска на части, учить работать аккуратно, развивать речь, воображение. | |
«Травушка-муравушка» | Воспитание интереса к природным явлениям. Закрепление техники рисования пластилином. Рисование прямых вертикальных мазков, создание композиции «лужок». Развитие чувства ритма и цвета. Поддержание интереса к созданию коллективной работы. |
Список литературы
- Бардышева Т.Ю. Забодаю, забодаю! Пальчиковые игры. - М.:Карапуз,1999.
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.- М.:ТЦ Сфера,2009.
- Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. – Скрипторий, 2003.
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» ранний возраст .
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младший возраст – М.:КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА: Творческий центр ”СФЕРА”,2007.
- Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. – М.:ОЛМА Медиа Групп,2007.
- Серебрякова Н.В. Диагностическое обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста. – СПб.:КАРО,2008
- Шницкая И.О. Аппликация из пластилина Д.:Феникс, 2008.
- 1,5 – 3 лет. – М. Теревинф,2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чудо-чудо Рождество
Расширять и углублять знания детей о православном празднике Рождества Христова, его значении и традициях празднования. Способствовать приобщению воспитанников, их родителей и сотрудников ДОУ к т...
Конспект игры - занятия во второй группе раннего возраста совместно с родителями. Тема: "Чудо, чудо Рождество".
Конспект игры - занятия во второй группе раннего возраста совместно с родителями.Тема: «Чудо, чудо Рождество» Программные задачи:- Познакомить детей с русскими народными традици...
«Чудо-звери, чудо-лес полон сказок и чудес»
Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта. Воспитание у детей любви и заботливого отношения к природе....
Конспект занятия по экспериментированию "Чудо-чудо водица"
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Чудо-чудо водица». Цель: Создание условий для развития познавательной деятельности детей посредством эксперименти...
Время читать. «Чудо-книжки – чудо-детям»
На русских народных сказках воспитано не одно поколение детей. Простые на первый взгляд сюжеты народных сказок воспитывают в детях очень важные качества: честность, трудолюбие, забота о ближнем, беско...
Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Чудо ручки, чудо штучки» (рабочая программа)
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные реш...
Мастер-класс для педагогов «Развивающие игры В.В.Воскобовича: «Чудо-крестики-1», «Чудо-крестики – 2», «Чудо-крестики -3», «Трафареты «Чудо-крестики»
Мастер-класс«Развивающие игры В.В.Воскобовича: «Чудо-крестики-1»,«Чудо-крестики – 2», «Чудо-крестики -3», «Трафареты «Чудо-крестики»...