Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа) на тему
Лепка – является одним из средств эстетического воспитания. Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют её на долгое время. В последние годы стало очень популярным материалом для лепки, солёное тесто.Этому виду творчества придумали современное название – «ТЕСТОПЛАСТИКА».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_2017.docx | 26.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ ЦРР – Д/с№7 «Остров сокровищ»
План углубленной работы по теме:
«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПОСРЕДСТВОМ СОЛЕНОГО ТЕСТА»
воспитатель: Васильева Любовь Владимировна
г. Якутск, 2017 г.
Цель: Развитие творческих способностей, мелкой моторики рук, образного видения у детей через занятия тестопластикой
Задачи:
1. Проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу по данной теме. 2. Изучить процесс развития творческого воображения.
3. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования.
4. Разработать перспективный план работы с детьми.
5. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
6. Организовать работу кружка в группе.
7. Раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями.
8. Обучать приемам лепки простых форм из соленого теста (цилиндр, диск, шар).
9. Формировать сенсорные эталоны: цвет, форма, величина, развивать тактильную чувствительность рук.
10. Развивать мелкую моторику, синхронизировать работу обеих рук.
11. Пополнить предметно-развивающую среду (изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр).
12.Воспитывать умение работать в коллективе.
Участники проекта: Дети 4-5 лет, педагоги, родители.
Методы, используемые во время кружковой работы тестопластикой:
1. Наглядный (показ образцов, поделок, иллюстрации).
2. Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово).
3. Практический
Формы работы с детьми: Индивидуальные. Подгрупповые. Групповые.
Формы работы с родителями:
● Конкурсы, выставки, мастер-классы
● Дни открытых дверей
● Совместные проекты педагогов, родителей и детей.
Ожидаемые результаты
• Познакомились с новым видом художественной деятельности – тестопластика.
• Развито сенсорное восприятие.
• Развито воображение, творческое мышление, мелкая моторика рук.
• Сформированы умения лепить предметы простых форм для использования готовых поделок в самостоятельной деятельности и в сюжетно-ролевых играх.
• Сформированы умения создавать коллективные работы.
Работа с детьми среднего дошкольного возраста
Актуальность
Соленое тесто - это замечательный материал для творчества:
• дешевое и доступное;
• если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;
• мягкое, пластичное, простое в использовании;
• легко отмывается и не пачкается;
• безопасно для детей, если не добавлять клей;
• на тесте легко оставлять отпечатки — спичкой, пуговицей, трубочкой от сока, тканью и т.п.
• добавив в само тесто краску, пищевой или продуктовый краситель можно делать его разноцветным;
• добавив в само тесто немного специй — ванилин, мускатный орех или корицу — можно придать тесту приятный запах;
• украсить изделие можно «впечатанным» в него бисером, крупами, бусинками в конце лепки или приклеенными уже на высушенное изделие с помощью обильного слоя клея ПВА.
• можно сушить в духовке, а можно просто на воздухе;
• тесто можно окрасить любой краской: гуашью, акрилом, акварелью;
• если покрыть лаком, то поделка сохранится на долгое время;
• с готовыми фигурками можно играть.
Лепка – является одним из средств эстетического воспитания. Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют её на долгое время. В последние годы стало очень популярным материалом для лепки, солёное тесто.Этому виду творчества придумали современное название – «ТЕСТОПЛАСТИКА». Почему же я решила заниматься тестопластикой с детьми среднего дошкольного возраста?
Тестопластика расширяет границы познания ребенка, учит создавать своими руками изделия, которые можно использовать в качестве подарков, сувениров, украшений. За время обучения расширяется общий кругозор воспитанников, развивается мелкая моторика, возникает желание творить своё, развивается эстетический вкус, фантазия.
Этот вид деятельности дает возможность разумно интегрировать разнообразные образовательные области при работе с детьми. Поэтому мой выбор остановился на работе с тестом
По данным исследованиям учёных доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Работа с тестом своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с маленькими детьми.
Для развития мелкой моторики рук широко использую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами не только на занятиях по тестопластики, а во всех видах деятельности.
На первых занятиях дети познакомились с тестопластикой, как видом народно – прикладного искусства, её особенностями, инструментами, которые необходимы для работы с тестом, простейшими технологическими приёмами (раскатывание, приплющивание, прищипывание).
В своей работе я всегда замешиваю тесто в присутствии детей. Даю возможность принять участие ребятам: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте (твёрдое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т. д.).
Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки сердечки, печенье, пироженные и т.д. В игровой форме угощали гостей, малышей, работников кухни. Для раскатывания использовались скалочки, а для вырезания – формочки для печенья.
После того как дети освоили лепку из двух или нескольких шаров, предлагала тему по «Замыслу». При организации выставок детских работ, поделок прослеживается степень усвоения навыков и приёмов, с которыми были ознакомлены.
Одним из этапов изготовления поделок является раскрашивание. Для этого используется краски гуашь. Работы получаются интересными, выразительными. Изделия из соленого теста универсальны в своем использовании: ими можно играть, можно их использовать как атрибуты для сюжетно-ролевых игр («Магазин», «Семья», «Кафе», «Пекарня» ), они могут быть предметами украшения интерьера.
Практика показывает, что лепка из солёного теста (тестопластика), как вид художественной деятельности, обладает большим развивающим потенциалом.
Во время работы с этим материалом дети испытывают радость и наслаждение от его пластичности, от результатов своего труда. Мы очень надеемся, что полученные навыки и умения преодолеть трудности при достижении своей цели, очень помогут ребятам в дальнейшем.
Перспективный план самообразования
№ п/п | Тема | Цель встречи | Оборудование |
Сентябрь - ноябрь | |||
Изучение литературы по данной теме | |||
Включение воспитателем пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физминутки, в свободную деятельность детей. | |||
Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры». | |||
Творчество | Прянички, калачики | Познакомить детей с новым материалом, дать возможность выполнить разные действия с тестом: отщипывать, мять, катать колбаски, катать шарики.сплющивать и т д Показать приемы лепки- исп.различные формочки для выпечки, скатывание шариков и проделывание в середине дырочек Развивать умение лепить из теста, приучать ребенка к аккуратной работе за столом, учить обыгрывать свою поделку Развивать мелкую моторику рук: вырабатывать ловкость, умение управлять своими движениями Обогащать сенсорный опыт детей | Образцы изделий из теста, формочки Соленое тесто Подложка Скалка |
Начало октября | |||
творчество | Учить раскрашивать готовые форм Учить росписи форм из теста гуашевыми красками; • Учить подбирать кисточки по замыслу росписи,развивать фантазию при выборе цвета и передавать характерные способности с помощью красок | Гуашь, кисти салфетки | |
В конце октября | |||
Воспитатель Психолог | Здравствуйте. Я пришел! | Знакомство с родителями и детьми в кругу: Все на ножки становись! Пальчиковая игра –разминка кистей рук: Я пеку-пеку! Прощальный круг, после творчества: Задуй фонарик! Оформление работ на выставку | Муз.сопровождениеЕ.Железновой Сенсорный мяч Именные бейджики Буклеты по теме |
Январь | |||
Снеговик | Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Показ приёмов лепки: раскатывания шаров разной величины, использовать дополнительный материал (глазки – крупа). | соленое тесто, окрашенное в голубой цвет, доски для лепки, аудиозапись. | |
« Угощенье для куклы Кати». | заинтересовать лепкой разнообразных изделий из солёного теста: булки, крендели, ватрушки, торт. Упражнять в умении использовать в своей работе приёмы для создания основных форм изделий (раскатывание, сплющивание, скручивание, сворачивание в кольцо, скатывание). Поощрять любые проявления творчества в процессе украшения формы путём налепа, процарапывания. | Образцы изделий из теста, формочки Соленое тесто Подложка Скалка | |
Февраль | |||
Плюшки- завитушки | Показать приемы лепки- исп.различные формочки для выпечки, скатывание шариков и проделывание в середине дырочек Развивать умение лепить из теста, приучать ребенка к аккуратной работе за столом, учить обыгрывать свою поделку | Образцы изделий из теста, формочки Соленое тесто Подложка Скалка | |
«Волшебные шарики, колбаски» | Учить лепить предметы круглой и овальной формы Развивать в детях тактильные ощущения нового пластического материала; · Развивать мелкую моторику рук; · Развивать координацию движений рук. Воспитывать в детях трудолюбие и аккуратность. | Образцы изделий из теста, формочки Соленое тесто Подложка Скалка | |
Март | |||
Творчество | Бусы для мамы | Показать приемы лепки- исп.различные формочки для выпечки, скатывание шариков и проделывание в середине дырочек Развивать умение лепить из теста, приучать ребенка к аккуратной работе за столом, учить обыгрывать свою поделку | Образцы изделий из теста, формочки Соленое тесто Подложка Скалка |
Здравствуйте, Я- пришел! | Знакомство с родителями и детьми в кругу: Все на ножки становись! Пальчиковая игра разминка кистей рук «Шишка»,» «На двери висит замок» Прощальный круг, после творчества: Задуй фонарик! Оформление работ на выставку | Муз.сопровождение Е.Железновой Сенсорный мяч Именные бейджики Буклеты по теме | |
Апрель | |||
Творчество | Лепим барельефы: бусы, шарики | Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Показ приёмов лепки: раскатывания и налеплять их рядом, по кругу. Учить разукрашивать изделие гуашью. | соленое тесто, доски для лепки, гуашь, кисти, аудиозапись. |
Кто пришел в гости Лев ,Подсолнух или Гриб | Развивать мелкую моторику рук: вырабатывать ловкость, управлять своими движениями Развивать умение нестандартно видеть (фантазировать) Показать применение приема крученного теста,использование различных фактурных украшений и круп | Соленое тесто Чеснокодавилка или мясорубка ручная Крупы стейки | |
Май | |||
Зелёная гусеница по листикам ползет… | Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Показ приёмов лепки: раскатывания нескольких шаров разной величины, использовать дополнительный материал (глазки – бусины). Учить разукрашивать гусеницу гуашью. | соленое тесто зелёного цвета, картон зелёного цвета в виде листика, доски для лепки, бусинки, аудиозапись. | |
Итоговая встреча | Обсуждение намеченной темы на след год | Фото- презентация Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей |
Использованная литература:
1.Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 64 с. — (Логопед в ДОУ).
2.Гатанова Н.В., Тунина Е.Г. Развиваю мелкую моторику — СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 144 с.
3.Ермакова К. М. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №2. — С. 22-25.
4.Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику / Т.А. Ткаченко; ил. Е. Нитылкиной. — М.: Эксмо, 2014. — 80 с.
5.Хананова И.И. Соленое тесто. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. — 106 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Развитие мелкой моторики рук посредствам тестопластики"
В статье рассказывается о мелкой моторики рук посредствам тестопластики....
творческий отчет по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики"
Предлагаю вам замечательный метод развития малышей с помощью тестопластики....
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ПОСРЕДСТВОМ ТЕСТОПЛАСТИКИ
Лепка может являтьсяодним из видов обучения, способствующей развитию мелкой моторики дошкольников, за счетиспользования пластичныхматериалов и разнообразных действий с ним.Из всех материалов я вы...
Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики рук посредством тестопластики «ТЕСТОЛЮБЫ»
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания дошкольника. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успе...
Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики
соленое тесто...
Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции на 2022-2023 г. Тема: «Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики»
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, ...
План по самообразованию воспитателя Ханьбековой А.А. На 2017-18 учебный год. Тема. «Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики»
План по самообразованию воспитателяХаньбековой А.А. На 2017-18 учебный год.Тема. «Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики»...