Детское творчество и его помощь в развитии полноценной, самостоятельной,гармоничной личности.
статья по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Таглина Ольга Николаевна

            .Детское творчество и его помощь в развитии полноценной, самостоятельной,гармоничной личности.

 

Под творчеством обычно понимают художественное творчество. Но творческий элемент имеет место в любом виде деятельности: в бизнесе, спорте, игре, в простом мыслительном процессе, в ежедневном общении, как говорит известный физик, академик П.Капица – везде, где человек действует не по инструкции.

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового.

Основной критерий творчества является, создание нечто, нового, уникального, не похожего ни на что.

 Сущность творчества – в открытии и создании качественно нового, имеющего какую-либо ценность.

В процессе творчества автор вкладывает в работу свои переживания, чувства, эмоции и мысли, домыслы, рассуждения, отношение к чему или к кому либо.

Для более полной передачи образа автор использует различные материалы и различные художественные средства.

Различные виды творчества отличаются по результатам, продуктам творчества, но подчиняются единым психологическим законам. Любой процесс творчества предполагает субъекта творчества, творца, побуждаемого к творчеству определенными потребностями, мотивами, стимулами, обладающего известными знаниями, умениями, творческими способностями.

Общими являются основные стадии процесса творчества: подготовка, созревание, озарение и проверка.

Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.

Детское художественное творчество — деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр.

Детское творчество- способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка.

 В раннем возрасте детское творчество носит импровизированный характер. Однако это не исключает участие и контроль взрослых за данным процессом.

 По мнению Л. С. Выготского и Б. Г. Ананьева различные виды детского творчества имеют тесную взаимосвязь, истолкование которой объясняется теорией о сензитивных периодах детского развития, суть которой заключается в том, что с возрастом предрасположенность ребёнка к тому или иному виду художественного творчества меняется.

 В детстве и юности ребёнок проходит последовательную смену интересов (так называемые, периоды актуальности) к изобразительной, танцевально-драматической, музыкальной и литературной деятельности.

 В 4-5 года ребёнок начинает изображать узнаваемые предметы, в 9-10 лет рисунок представляет собой осмысленный рассказ с игровым сюжетом.

 По мнению В. С. Щербакова, изобразительное детское творчество в подростковом возрасте достигает пика развития и формирует полноценное восприятие подростка мирового художественного наследия и профессионального искусства.

 Ещё Аристотель отмечал положительное влияние рисования на развитие личности ребёнка. Эта идея нашла подтверждение в работах Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци и Ф. Фрёбеля: изобразительное детское творчество создаёт основу полноценного и содержательного общения ребёнка со взрослыми, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий.

 

В творческой деятельности ребёнка выделяют три основных этапа:

Формирование замысла:

На этом этапе у ребёнка возникает идея (самостоятельня или предложенная родителем/воспитателем) создания чего-то нового. Чем младше ребёнок, тем больше значение имеет влияние взрослого на процесс его творчества.

Чем старше становится ребёнок, тем больший опыт творческой деятельности он приобретает и учится воплощать изначальную задумку в реальность.

Реализация замысла. Используя воображение, опыт и различные инструменты, ребёнок приступает к осуществлению идеи. Этот этап требует от ребёнка умения владеть выразительными средствами и различными способами творчества (рисунок, аппликация, поделка, механизм, пение, ритмика, музыка).

Анализ творческой работы. Является логическим завершением первых этапов. После окончания работы, ребёнок анализирует получившийся результат, привлекая к этому взрослых и сверстников.

 

Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданного ребёнком произведения искусства отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка. Детское творчество неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития.

Поэтому,необходимо, как можно больше привлекать ребёнка к творческому процессу. Учить детей экспериментировать с различными материалами и средствами выразительности.

Это будет способствовать развитию -познания окружающего, фантазии, воображения, развитию речи, анализу, синтезу .

По мере взросления, творчество может стать основной деятельностью ребёнка.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитии детского творчества с помощью хореографии.

Среди множества форм нравственно-эстетического цикла хотелось бы выделить хореографию, так как она, никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенст...

Преемственность детского сада и семьи в художественно-эстетическом воспитании дошкольников как средство создания условий для развития полноценной личности

Аннотация: в статье раскрываются актуальные вопросы воспитания у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.https://interactive-pl...

Детское творчество и его влияние на развитие ребенка.

Детское творчество-это отличный способ ребёнку проявить себя, направить нерастраченную энергию в "мирное" русло....

Взаимодействие детского сада и семьи – основа для обеспечения полноценного развития личности дошкольников с разными образовательными потребностями.

Выступление на проектной сессии "Поддержка семей, имеющих детей": от потребностей -  к созданию условий повышения родительской компетентности....

Консультация для родителей: "Детское творчество является неотъемлемым компонентом полноценного развития ребенка"

   Все необходимые творческие способности (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность, самостоятельность) возникают не спонтанно, а при условии систематического вли...