Практико - значимый проект «Работа с нетрадиционным материалом – как средство художественного творчества детей»
презентация к занятию по аппликации, лепке (средняя группа) по теме

Павлова Людмила Петровна

Итоговый практико - значимый проект

«Работа с нетрадиционным материалом – как средство художественного творчества детей»

курсы КПК по программе:

«Современные стратегии реализации дошкольного образования. Внедрение ФГОС стандарта дошкольного образования»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Региональная система повышения квалификации

ГАОУ СПО МО ГПК


Итоговый практико - значимый проект

«Работа с нетрадиционным материалом – как средство художественного творчества детей»

курсы КПК по программе:

«Современные стратегии реализации дошкольного образования. Внедрение ФГОС стандарта дошкольного образования»

Выполнили:                                                                                    

Павлова Людмила Петровна

Воспитатель II КК

                          МАДОУ ЦРР д/с №7 «Семицветик»

г.о.Пущино

Научный руководитель

КПН Крылова Ольга Юрьевна

Серпухов 2013

ВВЕДЕНИЕ

      Приобщение ребенка к искусству – это приобщение к культуре народов, введение его в мир себе подобных, в жизнь духовную и социальную. Без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал, невозможно становление цельной, гармоничной личности.

Ручной труд является одной из наиболее любимых деятельностей ребенка. Дети проявляют большую заинтересованность в получении новых знаний и умений, хорошо успевают, и что особенно важно, меньше утомляются.  

Работа с природным материалом и другим дополнительным материалом поможет ввести детей в волшебный мир творчества. А для творчества необходимы любовь и желание, а также знания и навыки творческой деятельности.

Основная задача по ручному труду – научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы.

Актуальность

Ручной труд – конкретная занимательная деятельность, направленная на изготовление реального предмета, который можно использовать в игрой деятельности, развлечениях и быту, играющая важную роль в процессе развития художественного творчества детей.

Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то в последствии, в процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.

При планировании форм и методов работы с детьми учитывается активная познавательная и практическая деятельность детей, обеспечивающая развитие творческого воображения, эстетических чувств, развития речи.

Большое влияние на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления, речи оказывает труд (рассматривание, анализ структуры образца, способ его изготовления).

Благоприятный эмоциональный настрой, радость общения в труде, очень важны для общего развития ребенка.

Методика организации работы детей основывается на принципах дидактики, систематичности, последовательности, доступности и др.

Организуя работу, необходимо учитывать уровень знаний и практических умений детей, сформированный на таких занятиях, как конструирование, изобразительная деятельность, аппликация, ручной труд. Очень важно использовать при этом художественную литературу, музыку, произведения искусств. Дети дошкольного возраста отличаются большой восприимчивостью и впечатлительностью, художественные произведения воздействуют на ум и чувства ребенка, обогащают их словарный запас, художественный вкус, способствуют развитию эмоциональной сферы.

Цель : использование нетрадиционных техник ручного труда в процессе развития художественного творчества детей.

Задачи:

  1. Изучение и анализ научно-методической литературы  по тематике проекта.
  2. Технология работы  по ручному труду как средству развития художественного творчества детей Формировать умение выражать свою мысль с помощью объемных форм,
  3. Развивать интерес к творчеству и навыки работы нужными инструментами при работе с нетрадиционным материалом .
  4. Анализ и результативность работы и перспективность проекта

Принципы в реализации проекта

  1. Принцип комфортности. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации.

  2. Погружение ребенка в творческий процесс. Реализация творческих задач достигается использованием в работе активных методов и форм обучения.

  3. Опора на внутреннюю мотивацию. Учитывается опыт ребенка и создание эмоциональной вовлеченности в творческий процесс, что способствует повышению работоспособности.

  4. Принцип деятельности. Переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстника, к самостоятельным. От самого простого - до заключительного, максимально сложного задания.

  5. Принцип вариативности. Создание на занятиях условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий и т.п. 

  6. Принцип личностно-ориентированного взаимодействия. Предполагает создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое.

Проект реализуется 1 год  (с август 2013г по май 2014)

Участники: дети, педагог, родители,

Этапы реализации проекта:

  • Организационный – август –сентябрь

(изучение методической литературы, подготовка планов, анкет, конспектов  консультаций).

  • Содержательный – октябрь –апрель

(занимательная деятельность , игы , трудовая деятельность , выставки, анкетирование родителей).

  • Результативный –  май

(обработка анкет, проведение итоговых мероприятий).

                         

                         Модель взаимодействия участников проекта

                             

                           Модель интеграции образовательных областей

Технология работы по проекту

Содержание художественного труда дошкольников составляют:

Работа с тканью, нитками:

- декоративная аппликация,

- коллажи из ткани, бисера, бус,

- плетение,

- изготовление панно, одежды кукол, деталей костюмов для игр, сувениров;

  • Работа с природным материалом:

- изготовление мелких и крупных скульптур – анималистика,

- изготовление декоративных коллажей из сухих растений, соломки,

- плетение из прутьев, сухой травы,

- составление декоративных букетов,

- оформление живого уголка;

  • Работа с бумагой, картоном:

- аппликация из разно фактурной бумаги в сочетании с тканями, природным материалом,

- изготовление объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников, декораций, сувениров.

  • Работа с глиной, тестом, гипсом:

- создание декоративных украшений,

- создание панно для оформления интерьера,

- изготовление мелких скульптур, игрушек – сувениров, кукольной посуды;

  • Работа с бросовым и искусственным материалом:

- вязание и плетение из пряжи, декоративной тесьмы, цветной проволоки,

- изготовление декоративных украшений и предметов быта,

- изготовление из различных коробочек, остатков ткани, меха.

детей.

Методы и средства:

         Используя нетрадиционные формы обучения в совместной и самостоятельной деятельности, в индивидуальном общении с ребенком, а именно:

- работая с текстом, удивительно пластичным;

- бумагой разной фактуры;

- изонитью - техникой, напоминающей вышивание;

- нитками-стригушками – рисование цветными нитками;

- бумагопластикой – конструкции из чертежной бумаги – пластические композиции;

- оригами – искусство складывание бумаги (плоские и объемные).

Тематическое планирование

«Ручной труд» в среднем возрастной группе(4-5 лет)

I квартал

  1. «Цыплята на лужайке»-материал ватные диски  , клейстер, пластелин
  2. «Забавные игрушки»-бумага , клей
  3. «Фартуки для зайчиков- цветной картон , ткань, тесьма , клей

II квартал

  1. «Снежки»-вата клейстер
  2. «Снегурочка»-коробка из под йогурта, фольга, бумага , клей
  3. «Снежинки» макаронные изделия и клей пистолет

III квартал

  1. «Кот и пес» -спичечные коробки цветная бумага
  2. «Папочке любимому»- пластилин
  3. «Подарок маме»-пшено, клей

Дидактические игры

Название игры

Программные задачи

« Составь узор »

Учить составлять узоры из растительных форм на полосе, круге, квадрате,

развивать чувство ритма, творчество.

« Построим дом »

Учить составлять дома разных размеров из спичечных коробков, преобразовывать постройку в высоту, длину, ширину.

« Шкатулка со сказками »

Учить делать поделки из овощей, разыгрывать сюжеты знакомых сказок, развивать активность, фантазию.

« Мозаика »

Учить работать с бисером, создавать предметы украшения, несложные композиции, развивать художественно – творческие способности.

                         

         

Работа с педагогами ДОУ

        Консультации:

1 «Работа с нетрадиционным материалом – как средство художественного воспитания детей».

     2.  «Значение ручного труда».

     3.  «Планирование художественной работы с различным материалом по ручному труду в детском саду

Работа с родителями :

  1. Анкетирование
  2. Родительское собрание « Ручной труд в домашних условиях»
  3. Консультации на тему:

-Развиваем творческие способности детей

-Работа с нетрадиционным материалом

  1. Выставки творчества детей

Практическая значимость:

  1. Разработан цикл образовательной деятельности с детьми 4-7 лет
  2. Практический материал для работы с родителями
  3. Теоретический и практический материал может быть использован   на ГМО

Заключение:

Совместная деятельность по художественному ручному труду комплексно действуют на развитие ребенка:

  • Развивают речь, повышают уровень речевого развития, звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя и связанной речи, т.е. устной речи (описание выполняемой работы, ознакомление с литературой и фольклором, обучение рассказыванию и пересказу, выразительное чтение стихов, потешек и т.д.; начальные формы словесного творчества).
  • Повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, цвета, веса, пластики.
  • Развивают воображение, пространственное и логическое мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику, глазомер.
  • Синхронизирует работу обеих рук.
  • Согласовывают в работе глаза и руки (сенсомоторика).
  • Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
  • Развивают волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца).
  • Способствуют развитию художественных способностей и эстетического вкуса.

Работа по ручному труду –это вид деятельности, основанный на созидании. Взрослым следует проявлять терпение своевременно хвалить , а порой и активно помогать ребенку в работе. Все это даст возможность  творческого общения как воспитателя так и родителя с ребенком и станет подарком тем кто любит творить и созидать

Список литературы:

1. Веракса Н.E,. Комарова Т.С, Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» [текст] Н.E Веракса , Т.С. Комарова, М.А. Васильева.- М. Мозайка- Синтез.,2010г.

2.Козлина А.В. Уроки ручного труда в д/с и начальной школе. [текст] Козлина А.В..- М. Мозайка- Синтез.,2006

3.Пантелеева А.В.. Художественный труд в детском саду и семье. [текст] А.В. Пантелеева –М.Просвещение .,2005г.

4.Пищпкова Н.Г.. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. [текст] Н.Г. Пищпкова.- Скриптолий 2003.,2006г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Итоговый практико - значимый проект ТЕМА: « Работа с нетрадиционным материалом – как средство художественного творчества детей» курсы КПК по программе « Современные стратегии реализации дошкольного образования. Внедрение ФГОС стандарта дошкольного образования » Выполнила : Павлова Людмила Петровна Воспитатель МАДОУ д-с №7 «Семицветик» г.о. Пущино Научный руководитель КПН Крылова Ольга Юрьевна Серпухов,2013г. Министерство образования московской области Региональная система повышения квалификации ГАОУ СПО МО ГПК

Слайд 2

Актуальность Ручной труд –конкретная занимательная деятельность, направленная на изготовление реального предмета, который можно использовать в игрой деятельности, развлечениях и быту, играющая важную роль в процессе развития художественного творчества детей.

Слайд 3

Цель : использование нетрадиционных техник ручного труда в процессе развития художественного творчества детей. Задачи: Изучение и анализ научно-методической литературы по тематике проекта. Технология работы по ручному труду как средству развития художественного творчества детей Формировать умение выражать свою мысль с помощью объемных форм, Развивать интерес к творчеству и навыки работы нужными инструментами при работе с нетрадиционным материалом . Анализ и результативность работы и перспективность проекта

Слайд 4

ЭТАПЫ ПРОЕКТА проект реализуется 1 год ( с август 2013г по май 2014) Организационный –август –сентябрь Содержательный –октябрь –апрель Результативный –май

Слайд 5

Модель взаимодействия участников проекта

Слайд 6

Модель интеграции образовательных областей

Слайд 7

Показатели развития интегративного качества «Любознательный, активный» Познавательные интересы Познавательные вопросы Познавательное экспериментирование Самостоятельность Обращение за помощью взрослому Участие в образовательном процессе

Слайд 8

Тематическое планирование «Ручной труд» в среднем возрастной группе(4-5 лет) I квартал «Цыплята на лужайке»-материал ватные диски , клейстер, пластелин «Забавные игрушки»-бумага , клей «Фартуки для зайчиков- цветной картон , ткань, тесьма , клей II квартал «Снежки»-вата клейстер «Снегурочка»-коробка из под йогурта, фольга, бумага , клей «Снежинки» макаронные изделия и клей пистолет

Слайд 9

Тематическое планирование «Ручной труд» в среднем возрастной группе(4-5 лет) III квартал «Кот и пес» -спичечные коробки цветная бумага «Папочке любимому»- пластилин «Подарок маме»-пшено, клей

Слайд 10

Работа с бумагой

Слайд 11

Работа с ватой

Слайд 12

Работа с природным материалом

Слайд 13

Дидактические игры Название игры Программные задачи « Составь узор » Учить составлять узоры из растительных форм на полосе, круге, квадрате, развивать чувство ритма, творчество. « Построим дом » Учить составлять дома разных размеров из спичечных коробков, преобразовывать постройку в высоту, длину, ширину. « Шкатулка со сказками » Учить делать поделки из овощей, разыгрывать сюжеты знакомых сказок, развивать активность, фантазию. « Мозаика » Учить работать с бисером, создавать предметы украшения, несложные композиции, развивать художественно – творческие способности.

Слайд 14

Темы: 1. «Работа с нетрадиционным материалом – как средство художественного воспитания детей». 2. «Значение ручного труда». 3. «Планирование художественной работы с различным материалом по ручному труду в детском саду». Косультации для педагогов дошкольного учреждения

Слайд 15

Анкетирование Родительское собрание « Ручной труд в домашних условиях» Консультации на тему: -Развиваем творческие способности детей -Работа с нетрадиционным материалом Выставки творчества детей

Слайд 16

Практическая значимость Разработан цикл образовательной деятельности с детьми 4-7 лет Практический материал для работы с родителями Теоретический и практический материал может быть использован на ГМО

Слайд 17

Список литературы 1. Веракса Н. E ,. Комарова Т.С, Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» [текст] Н. E Веракса , Т.С. Комарова, М.А. Васильева.- М. Мозайка- Синтез.,2010г. 2.Козлина А.В. Уроки ручного труда в д/с и начальной школе. [текст] Козлина А.В..- М. Мозайка- Синтез.,2006 3.Пантелеева А.В.. Художественный труд в детском саду и семье. [текст] А.В. Пантелеева –М.Просвещение .,2005г. 4.Пищпкова Н.Г.. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. [текст] Н.Г. Пищпкова.- Скриптолий 2003.,2006г.

Слайд 18

Вывод Работа по ручному труду –это вид деятельности, основанный на созидании. Взрослым следует проявлять терпение своевременно хвалить , а порой и активно помогать ребенку в работе. Все это даст возможность творческого общения как воспитателя так и родителя с ребенком и станет подарком тем кто любит творить и созидать

Слайд 19

Итоговый практико - значимый проект ТЕМА: « Работа с нетрадиционным материалом – как средство художественного творчества детей» курсы КПК по программе « Современные стратегии реализации дошкольного образования. Внедрение ФГОС стандарта дошкольного образования » Выполнила : Павлова Людмила Петровна Воспитатель МАДОУ д-с №7 «Семицветик» г.о. Пущино Научный руководитель КПН Крылова Ольга Юрьевна Серпухов,2013г. Министерство образования московской области Региональная система повышения квалификации ГАОУ СПО МО ГПК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ АППЛИКАЦИЕЙ ИЗ НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ АППЛИКАЦИЕЙ ИЗ НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА1. Развитие личности ребенка средствами аппликацииВ детском саду изобраз...

Проект для средней группы на тему: «Развитие художественного творчества детей через нетрадиционные техники рисования». Авторы проекта: Бушмакина Е.Н. Юдина А.Г.

Участники  проекта:  воспитатель,  родители  и дети средней  группы.Целевая  группа:  дети  средней  группы.Срок  реализации: с  января  201...

Консультация для воспитателей на тему "Занятия аппликацией из нетрадиционных материалов, как средство развития творчества детей дошкольного возраста"

В детском саду изобразительная деятельность включает в себя такие виды занятий; как рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений...