Исследовательско-творческий проект "Мой город - Москва"
проект (старшая группа) по теме

Брагина Людмила Николаевна

Паспорт проекта

1.                Вид  проекта:  исследовательско - творческий.

2.                Участники проекта:  дети старшей группы

3.                Актуальность темы:  рассматривая энциклопедии, дети заинтересовались картинками Стародавней Москвы. Возникло множество вопросов – какая же она была раньше, как жили люди и чем занимались, как Москва стала такой, какая она сейчас.

4.                Цели проекта: познакомить с историей возникновения города, расширить и обобщить  знания и представления детей о Москве, символике и достопримечательностях города, воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою столицу, Родину.

6. Продукт проектной деятельности:

- фотоальбом «Старая и Новая Москва»;

- фото-проект «Как жили раньше»;

- коллективная работа - макет «Красная площадь»;  

- фото-коллаж «Я и мой город».

План реализации проекта  «Мой город - Москва»

I.                  Подготовительный этап проекта:

1.                Оснащение Уголка Знайки по данной тематике.

2.                Подбор подвижных и речевых игр.

3.                Составление конспектов тематических занятий  по разным разделам программы.

4.                Создание фотоальбома «Старая и Новая Москва», фото-проект «Как жили раньше».

II.               Выполнение проекта

 

Тематическое планирование занятий к проекту.

Образ-я область

Тема

Программные задачи

Познание (Познавательно-исследовательская деятельность)

 

 

Художественное творчество (Рисование)

«Ты стоишь, Москва святая, на семи своих холмах»

 

 

 

«Кремлевская стена»

Познакомить детей с историей возникновения города и его названия. древними постройками и основателем; воспитывать интерес к истории родного города.

 

Закреплять умение передавать в рисунке облик кремлевской стены, обратить внимание на форму, цвет, величину, пропорции частей.

Коммуникация

«Символика Москвы»

Уточнить знания детей о Москве, учить составлять рассказ о своем городе. формировать словарь; воспитывать в детях чувство привязанности и любви к столице нашей Родины.

Коммуникация

 

 

 

 

 

Художественное творчество (Лепка)

«Был похож наш город древний не на город, на деревню»

 

 

 

«Избушка»

 

Познакомить детей с условиями жизни и бытом москвичей в древние времена;  воспитывать интерес к истории; формировать умение составлять  предложения, формировать словарь.

 

Формировать умение детей передавать особенности древних построек, закреплять конструктивный способ лепки.

Познание

(Формирование целостной картины мира)

 

 

 

Художественное творчество (Аппликация)

«Памятники Москвы»

 

 

 

 

 

Макет «Красная площадь», коллективная работа

Закрепить с детьми знания о том, что влага необходима почве и растениям; развивать познавательные и поисковые способности, наблюдательность, любознательность

Воспитывать любовь к природе.

 

Формировать умение детей передавать облик Красной площади, создавая  общую композицию; аккуратно работать с клеем и ножницами.

Познание

(Формирование целостной картины мира)

 

 

 

«Кто в Москве не бывал, тот красы не видал»

Уточнить представления детей о географии родного города, развивать их речь, воспитывать чувство любви к своему Отечеству.

 

III.           Заключительный этап проекта

Итоговое занятие «Мой город - Москва»

Обобщение полученных знаний о Москве, ее истории.

Воспитание чувства любви к столице нашей Родины.

Оформление фото-коллажа  «Я и мой город».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_moy_gorod_-_moskva.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта «Мой город – Москва»

  1. Вид  проекта:  исследовательско - творческий.
  2. Участники проекта:  дети старшей группы
  3. Актуальность темы:  рассматривая энциклопедии, дети заинтересовались картинками Стародавней Москвы. Возникло множество вопросов – какая же она была раньше, как жили люди и чем занимались, как Москва стала такой, какая она сейчас.
  4. Цели проекта: познакомить с историей возникновения города, расширить и обобщить  знания и представления детей о Москве, символике и достопримечательностях города, воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою столицу, Родину.

6. Продукт проектной деятельности: 

- фотоальбом «Старая и Новая Москва»;

- фото-проект «Как жили раньше»;

- коллективная работа - макет «Красная площадь»;  

- фото-коллаж «Я и мой город».

План реализации проекта

 «Мой город - Москва»

  1. Подготовительный этап проекта:
  1. Оснащение Уголка Знайки по данной тематике.
  2. Подбор подвижных и речевых игр.
  3. Составление конспектов тематических занятий  по разным разделам программы.
  4. Создание фотоальбома «Старая и Новая Москва», фото-проект «Как жили раньше».
  1. Выполнение проекта

Тематическое планирование занятий к проекту.

Образ-я область

Тема

Программные задачи

Познание (Познавательно-исследовательская деятельность)

Художественное творчество (Рисование)

«Ты стоишь, Москва святая, на семи своих холмах»

«Кремлевская стена»

Познакомить детей с историей возникновения города и его названия. древними постройками и основателем; воспитывать интерес к истории родного города.

Закреплять умение передавать в рисунке облик кремлевской стены, обратить внимание на форму, цвет, величину, пропорции частей.

Коммуникация

«Символика Москвы»

Уточнить знания детей о Москве, учить составлять рассказ о своем городе. формировать словарь; воспитывать в детях чувство привязанности и любви к столице нашей Родины.

Коммуникация

Художественное творчество (Лепка)

«Был похож наш город древний не на город, на деревню»

«Избушка»

Познакомить детей с условиями жизни и бытом москвичей в древние времена;  воспитывать интерес к истории; формировать умение составлять  предложения, формировать словарь.

Формировать умение детей передавать особенности древних построек, закреплять конструктивный способ лепки.

Познание

(Формирование целостной картины мира)

Художественное творчество (Аппликация)

«Памятники Москвы»

Макет «Красная площадь», коллективная работа

Закрепить с детьми знания о том, что влага необходима почве и растениям; развивать познавательные и поисковые способности, наблюдательность, любознательность

Воспитывать любовь к природе.

Формировать умение детей передавать облик Красной площади, создавая  общую композицию; аккуратно работать с клеем и ножницами.

Познание

(Формирование целостной картины мира)

«Кто в Москве не бывал, тот красы не видал»

Уточнить представления детей о географии родного города, развивать их речь, воспитывать чувство любви к своему Отечеству.

  1. Заключительный этап проекта

Итоговое занятие «Мой город - Москва»

Обобщение полученных знаний о Москве, ее истории.

Воспитание чувства любви к столице нашей Родины.

Оформление фото-коллажа  «Я и мой город».

Конспекты занятий.

Познание. «Ты стоишь, Москва святая, на семи своих холмах»

Цели: познакомить детей с историей возникновения города и его названия, древними постройками и основателем; воспитывать интерес к истории родного города.

Оборудование и материалы: иллюстрации с видами родного города и его древних построек;   портреты   русских   князей – основателей.

Ход занятия.

Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о городе, в котором живем.

Кто знает, как называется наш город?

Что вы можете рассказать о родном городе? Какой он? (Ответы детей.)
Давайте посмотрим, какой наш город красивый. (Выставляет на стенд иллюстрации с видами родного города.)

Вы узнаете это место? Кто там был? (Дети рассказывают о том, где они
были, показывая на те иллюстрации, которые выставил воспитатель.)

Вы правильно сказали, что наш город очень красивый. Но он еще и очень
древний. Что значит «древний»? (Предположения детей.)

Древний - это значит, что он возник очень-очень давно. Давайте посмотрим на эти иллюстрации. Наверное, здесь вы все побывали. (Выставляет иллюстрации Кремля.)

Это центр нашего города. Когда-то, давным-давно, русские люди поставили здесь свои первые дома. Давайте попробуем и мы  вами построить дома:

Физкультминутка. «Тук да тук»

Тук да тук - раздается всюду стук (стучим кулачком о кулачок)

Строим дом, дом большой (показываем крышу дома ладонями над головой)

И с крылечком и трубой, (складываем ладошки вместе)

Из трубы идет дымок, (движениями губ показываем дым)

На двери висит замок, (руки в замок)

Кто его открыть бы мог?

Потянули, покрутили, (соответственно словам выполняем движения руками)

Постучали и открыли.

Отворяем ворота,

Проходите все сюда.(разводим ладони рук в стороны)

Раньше на месте современных домов и улиц некогда шумели дремучие леса, а вместо площадей были лесные поляны. И вот сюда пришли люди. Посмотрели. Места им понравились, и они решили здесь поселиться.

- А как вы думаете, что могло привлечь сюда людей? Почему именно здесь
они поставили свои первые дома? (Предположения детей.)

Люди селились там, где была вода, которая нужна для питья и приготовления пищи.

- А где можно было найти воду? (Предположения детей.)

- Да, в реке. В те времена в Москве-реке водилось много рыбы.

Люди селились там, где можно было найти еду, - недалеко от леса. В лесу много дичи, ягод, грибов. Около Москвы-реки шумели дремучие леса. И земля здесь была хорошая: можно было выращивать пшеницу.

Место было холмистым и  болотистой, а чтобы добраться до воды, людям приходилось строить маленькие мостики, или мостки. Поэтому реку они назвали Мостквой, а потом короче — Москвой.

В те времена на Руси правили князья. Князь - это главный, старейшина. (Показ портретов русских князей.) Все слушались князя, он руководил войском, когда приходилось воевать.

Однажды остановился в селении около реки Москвы князь Юрий Долгорукий. Долгорукий - это не фамилия, а прозвище князя. Как вы думаете, почему его так прозвали? (Предположения детей.)

 Долгорукий - это долгая, или, по-другому, длинная, рука. А дали князю такое прозвище потому, что он старался к своим землям, где он был главным, присоединить другие земли, те, которые находились от него далеко. Итак, Юрий Долгорукий остановился в селении у реки Москвы, и очень ему это место понравилось - богатое зверьем, рыбой, удобное по расположению. И решил он здесь построить город. А назвал этот город Москвой, как называлась река.

Вот так, ребята, сегодня мы с вами немного узнали об истории нашей Москвы, но это далеко не всё - впереди нас ждет еще много интересного.

Рисование. «Кремлевская стена».

Цели: закреплять умение передавать в рисунке облик кремлевской стены, обратить внимание на форму, цвет, величину, пропорции частей.

Оборудование и материалы: изображения сосновый частокол - при Юрии Долгоруком, дубовая крепость - при Иване Калите,  белокаменный кремль — при Дмитрии Донском, камнекрасный   кремль   -   при   Иване   III. Для работы – краски, кисти, бумага, стаканчики с водой.

Ход занятия.

Времена тогда были неспокойные, людям часто приходилось защищаться от врагов. Поэтому они обносили свои селения высокими стенами. Делали эти стены из дерева, ведь кругом были непроходимые леса. И маленькие селения превращались в крепость.

Шло время. Население росло, строились новые дома, места внутри крепости уже не хватало, и люди стали строить дома за крепостными стенами.

А когда нападали враги, жители перебирались в крепость и сражались с неприятелем. Такая крепость внутри, в центре города, называется кремль.

Сначала кремль был деревянным. (Показ иллюстраций с изображением деревянного кремля.) Но во время нападений врагов его не раз сжигали. Спустя много лет другой русский князь – Дмитрий Донской — решил построить в Москве кремль из белого камня. С тех пор Москву стали называть белокаменной. Этот кремль, конечно же, был прочнее деревянного. (Показ иллюстраций с изображением каменного кремля.) Он простоял сто лет, это очень много. Но со временем начал разрушаться.

Москва уже стала большим городом. Великий князь Иван III решил построить новый кремль. Но такой, чтобы он был не только мощной крепостью, но еще и самым красивым городом в России. В те времена самые лучшие в мире мастера-строители жили в Италии. Вот оттуда и пригласил Иван III мастеров. Начали они строить тот самый Кремль, который мы с вами видим на Красной площади. Строили более десяти лет. Итальянским мастерам помогали русские. И стоит этот Кремль-красавец до сих пор.

Пальчиковая гимнастика.

На моей руке пять пальцев, 

Пять хватальцев, пять держальцев. 

Чтоб строгать и чтоб пилить, 

Чтобы брать и чтоб дарить. 

Их не трудно сосчитать: 

Раз, два, три, четыре, пять! 

Рисование кремлевской стены  по образцу.

Коммуникация. «Символика Москвы»

Цель: уточнить знания детей о Москве, учить составлять рассказ о своем городе. формировать словарь; воспитывать в детях чувство привязанности и любви к столице нашей Родины.

Оборудование и материалы: иллюстрации с видами Москвы; изображение герба Москвы.

Ход занятия.

Воспитатель (выставляет перед детьми иллюстрации с видами Москвы). Ребята, посмотрите на виды города и скажите, что это за город? (Ответы детей.) Да, это наш родной город — Москва.

- Расскажите, что вы знаете о Москве? (Дети вспоминают, как возник город, кто был его основателем, почему у него такое название.)

Москва для нас с вами - город, в котором мы родились, родной  город. Но она еще является и главным городом нашей страны, столицей России.

- Чем отличается столица от других городов? (Предположения детей.) Да, столица обычно является одним из самых красивых городов страны. Столица отличается от других городов тем, что в ней работает Президент нашей страны. (Называет фамилию, имя и отчество Президента.)

- В Москве находится Белый дом, в котором работает Правительство страны. А еще здесь много разных вокзалов - железнодорожных, речных, а также аэропортов. (Выставляет иллюстрации с изображением зданий вокзалов.)

- Почему в Москве так много вокзалов? ( Потому что столица должна быть связана со всей страной)

У каждого города есть свой герб. Ребята, а это что такое?

Герб — это знак. Давным-давно в некоторых странах жили воины, которых называли рыцарями. Вы, наверное, слышали о них, смотрели  фильмы. Рыцари часто проводили турниры, то есть боролись друг с другом, сидя на коне. Одежда у рыцаря была металлическая, чтобы ее нельзя было проколоть мечом или копьем. В те времена это было основное оружие. (Показывает изображение рыцаря.) Так как одежда у всех рыцарей была одинаковой, во время проведения турниров трудно было определить, где свои, а где соперники. Поэтому рыцари стали прикреплять к шлемам различные знаки, по которым можно было их узнать, - султанчики, ленточки. Позже на шлемах стали рисовать различные символы. Вот такой символ и называли гербом.

Позже гербы стали придумывать не только воины, но и семьи, а потом - города и страны. На гербе старались изобразить что-то очень важное для семьи, города, страны.. Есть свой герб и у столицы нашей Родины — Москвы. Давайте его рассмотрим.

Герб Москвы появился очень-очень давно. Как об этом можно узнать? (Предположения детей.)

Об этом нам говорит одежда всадника. Так воины одевались в очень древние времена.

- А как вы думаете, почему на гербе Москвы изображен воин?

Я вам уже рассказывала, что русскому народу часто приходилось бороться с разными врагами, и поэтому, изобразив на своем гербе воина, население Москвы хотело сказать всем врагам: лучше на нас не нападайте, мы будем защищать свой город и все равно вас победим.

Физкультминутка.

Как солдаты на параде,

Мы шагаем ряд за рядом,

Левой – раз, левой – раз,

Посмотрите все на нас.

Все захлопали в ладоши –

Дружно, веселей!

Застучали наши ножки

Громче и быстрей!

По коленочкам ударим-

Тише, тише, тише.

Ручки, ручки поднимаем

Выше, выше, выше.

Завертелись наши ручки,

Снова опустились.

Мы на месте покружились

И остановились.

А всадник на коне — это не просто воин, это святой Георгий Победоносец. Когда русские воины уходили защищать Москву, оставшиеся в городе люди собирались в церкви и молились о победе наших воинов. Люди верили, что Георгий Победоносец обязательно поможет. Русский народ считает его хранителем Москвы, защитником от вражеского нашествия. Поэтому он и изображен на гербе Москвы.

А что вы еще видите на гербе? (Змея.)

Как вы думаете, что он обозначает? (Предположения детей.)

Да, так русский народ изобразил врага, страшного и злого. Георгий Победоносец копьем убивает змея, а конь топчет его копытами. Вот как много можно узнать, если внимательно посмотреть на герб.

У каждого народа есть не только герб, но и гимн. Гимн — это торжественная  есня, в которой народ славит свою страну, свой город. У нашего города тоже есть гимн. Слова гимна написал поэт Марк Лисянский, а музыку — композитор Исаак Дунаевский. Гимн слушают стоя'. (Звучит запись гимна Москвы.)

Заучивание слов Гимна Москвы.

Гимн Москвы.

Я по свету немало хаживал,

Жил в землянке, в окопах, в тайге,

Похоронен был дважды заживо,

Знал разлуку, любил в тоске.

Но Москвою привык я гордиться

И везде повторял я слова:

Дорогая моя столица,

Золотая моя Москва!

Я люблю подмосковные рощи

И мосты над твоею рекой,

Я люблю твою Красную площадь

И кремлевских курантов бой.

В городах и далеких станицах

О тебе не умолкнет молва,

Дорогая моя столица,

Золотая моя Москва!

Мы запомним суровую осень,

Скрежет танков и отблеск штыков,

И в веках будут жить двадцать восемь

Самых храбрых твоих сынов.

И врагу никогда не добиться,

Чтоб склонилась твоя голова,

Дорогая моя столица,

Золотая моя Москва!

Коммуникация. «Был похож наш город древний не на город, на деревню»

Цели: познакомить детей с условиями жизни и бытом москвичей в древние времена;  воспитывать интерес к истории; формировать умение составлять  предложения, формировать словарь.

Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением старой Москвы, фото-проект «Как жили раньше», М.А. Балакирев - музыкальная поэма «Русь».

Ход занятия.

Воспитатель (читает стихотворение Л.А. Мей «В низенькой светелке, со створчатым окном...»).

Людям всегда была интересна история своего города, как он строился, как в нем жили, какие события происходили. Об этом нам могут рассказать экспозиции музеев. В Москве много разных музеев. Но есть особенный, который рассказывает об истории нашего города, — это Музей истории города Москвы.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по старой Москве. Она имела совсем другой вид.

- В каких домах вы сейчас живете? (Ответы детей.)

- А как вы думаете, в каких домах раньше жили москвичи? (Деревянных.)

Действительно, раньше дома были деревянные, невысокие, с маленькими окнами, поэтому внутри было темно. Ставили такой дом все вместе, рубили лес, соединяли бревна очень прочно друг с другом. В те времена не было гвоздей. Как отапливаются ваши дома?

- А как вы думаете, чем отапливались дома раньше? (Ответы детей.)

Отапливались дома печами. Печь обогревала дом, на ней готовили еду и даже спали. В домах бедных людей не было трубы, и дым выходил через окна и двери. Поэтому стены и потолок были черными от копоти.

В каких сказках печи творили чудеса?  (В    русских    сказках    «Гуси-лебеди»,    «По    щучьему    велению»)

Богатые люди украшали свои печи изразцами. (Показ иллюстраций.) Окна в их домах расписывались фигурками зверей и птиц, растительным орнаментом.

Физкультминутка «Печка горяча»

Ча-ча-ча (три хлопка в ладоши).

Печка очень горяча (четыре полуприседа).

Чи-чи-чи (три хлопка над головой).

Печет печка калачи (четыре прыжка на месте).

- Как освещаются ваш дом, квартира? (Ответы детей.)

В домах бедняков стекол не было, вместо них вставлялась слюда, которая плохо пропускала свет. Окна закрывались дощечками или куском ткани. Электричества тогда не было. Освещались дома лучинами - тонкими длинными щепками из березового или осинового полена. От лучин падало много искорок на деревянный пол или домотканые половики, и они загорались. Чтобы этого не происходило, под лучину наши предки ставили корыто с водой или песком. (Показ иллюстраций.)

- Какая мебель у вас дома? (Диван, стол, стулья, шкаф, стенка...)

В домах стояли деревянные столы и скамьи, на которых сидели и спали, были и сундуки для хранения вещей. «И стоит, покрыт ковром, ларь с хозяйкиным добром». На стол стелили скатерть ручной работы.

- Где у вас хранится одежда? (Ответы детей.) Раньше одежду аккуратно складывали в сундуки.

- Какую одежду вы носите? (Джинсы, куртки, юбки, платья, колготки...)

 Раньше носили длинную и широкую одежду. Ее делали своими руками: шили, вязали, вышивали, украшали. Основной одеждой у мужчин были рубахи с косым воротом, порты, которые подпоясывались поясом или кушаком, поверх надевали кафтан. Женщины надевали сорочки, сарафаны, юбки, называемые поневами. Маленькие дети носили рубахи. Одежда говорила о достатке в доме, она была наследством, приданым для дочерей. Чем больше одежды было у человека, тем богаче он считался. (Показ иллюстраций одежды для мужчин, женщин, детей)

- Какая посуда у вас дома?

- Где она хранится? (Ответы детей.)

Раньше посуда была деревянная и глиняная, у людей богатых — расписная, у самых богатых - железная, серебряная и золотая, ее покупали у иноземных купцов. Стояла посуда на столе, а самая дорогая - на отдельном столике, накрытом красивой скатертью.

- А что вы любите кушать, что готовят ваши мамы? (Ответы детей.)

Трудно себе представить сегодня, что у москвичей были огороды, свое хозяйство. Там выращивали овощи — морковь, репу, свеклу, капусту, огурцы. Огурцы солили в бочках. У кого была корова, тот пил молоко, ел творог, сметану, масло. В полях выращивали рожь, пшеницу. Из них в печи пекли хлеб. Москвичи любили варить кашу из овса и ячменя. В лесу собирали ягоды и грибы. В реках ловили рыбу. (Показ иллюстраций.)

- Знакомы ли вам эти продукты?  Где вы их приобретаете? Как они попадают к вам на стол? (Ответы детей.)

Проведение дидактической игры «Угадай на вкус».

- А что вы обычно делаете, когда к вам приходят гости? (Накрываем на стол, поем, танцуем.)

Сейчас исполняют современные танцы и слушают музыку современных композиторов, а раньше танцевали русские народные танцы и играли на народных инструментах.

- Какие народные инструменты вы знаете? (Дудка, бубен, трещотки, гусли, ложки, балалайки, рожок, свистульки...)

Музыкальный ряд: «Камаринская» — обрядовая русская народная песня (балалайка, гитара); «Уральская плясовая» (гусли, баян).

Лепка. «Избушка»

Цель: Формировать умение детей передавать особенности древних построек, закреплять конструктивный способ лепки.

Материал и оборудование:  изображения древних поселений, деревянной избы. Для работы: пластилин, картон, дощечки для лепки, стеки.

Ход занятия.

Игра «Будем вместе строить дом»

(Воспитатель читает загадки и выкладывает геометрические формы согласно тексту).

Пришел квадрат к квадрату

Помочь родному брату.

И построили вдвоем

Два квадрата новый ... (дом)

На квадрат кладем квадрат

Получается одно

В доме светлое ...(окно)

Треугольник видит - дом,

 - Можно поселиться в нём?

И залез повыше,

Дом накрыл он ...(крышей)

Прямоугольник на крыше

Буквой П. стоит всех выше.

Кольцами дымов клубы

Валят дружно из ...(трубы)

Прискакали линии

Черные и синие

И построили на спор

Вокруг домика ... (забор)      

В небо покатился круг,

Согревая всех вокруг

И лучом в оконце

Постучалось ...(солнце)

Воспитатель предлагает полюбоваться построенным домом.

- Ребята, давайте посмотрим в каких домах раньше люди жили? Из чего они сделаны, что в них примечательного?

Сейчас мы с вами превратимся в строителей и построим бревенчатую избу.

Физкультминутка. «Строим дом»:

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем строить и играть.

Дом большой, высокий строим.

Окна ставим, крышу кроем.

Вот какой красивый дом!

Будем дружно жить мы в нем!

Лепка по образцу.

Познание. «Памятники Москвы»

Цель: закрепить с детьми знания о том, что влага необходима почве и растениям; развивать познавательные и поисковые способности, наблюдательность, любознательность. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением памятников известным людям, запись произведений П.И. Чайковского - «Неаполитанская песенка», «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро».

Ход занятия.

Воспитатель (вносит книги, иллюстрации с изображением памятников известным людям, установленных в родном городе). Ребята, мы с вами уже говорили о том, какой наш город красивый, — его украшают прекрасные храмы, здания. Но сегодня я хочу вас познакомить с некоторыми памятниками, установленными в Москве.

Для этого мы отправимся в путешествие по Москве на автобусе и будем делать остановки около каждого памятника. Но прежде, чем отправиться, мы должны вспомнить правила поведения в общественном месте. (Дети рассказывают как нужно вести себя в автобусе, на улице). Заходим в наш автобус.

Первая остановка.

 Вот этот памятник вы уже знаете. (Показ иллюстрации с памятником Неизвестному Солдату в Александровском саду Московского Кремля.)

Расскажите о нем. (Рассказы детей.)

А кому люди ставят памятники? (Ответы детей.) Памятники ставят тем людям, которые прославили свою страну или отдали жизнь за нее.

Вторая остановка.

Посмотрите, кто-нибудь из вас знает, кому воздвигнут этот памятник? (Показ иллюстрации с изображением памятника Юрию Долгорукому.)

Это памятник Юрию Долгорукому — первому московскому князю.

—        Почему ему поставили памятник в Москве? (Рассказы детей.) Памятник Юрию Долгорукому стоит в самом центре Москвы, в том месте, где были построены первые московские дома, - на Тверской улице.

Если мы пойдем от этого памятника по Тверской улице, то придем к другому памятнику. Он поставлен человеку, которого любят и знают не только в нашей стране, но и во всем мире. Его называют «солнце русской поэзии». А кому воздвигнут этот памятник, вы попробуйте догадаться сами. Я вам прочту отрывки из его произведений, и вы узнаете, кто этот человек. (Читает несколько отрывков из произведений А.С. Пушкина, знакомых детям.)

Многие композиторы писали музыку по его произведениям: Н.А. Римский-Корсаков сочинил оперу «Сказка о царе Салтане», П.И. Чайковский — оперу «Пиковая дама», Г. Свиридов - «Вальс» к повести А.С. Пушкина «Метель».

На Красной площади перед Покровским собором (или храмом Василия Блаженного) тоже стоит памятник. (Показ иллюстрации.)

На памятнике написано: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». За что же благодарит Россия Минина и Пожарского?

В те времена, когда жили эти люди, умер русский царь и не осталось у него наследников. Этим решили воспользоваться поляки. Они хотели захватить Москву и поставить править Россией польского царя. Нерусский народ во главе с Мининым и Пожарским встал на борьбу против поляков. Войско подошло к Москве и прогнало поляков. Народ их подвиг не забыл. Спустя много лет люди собрали деньги на памятник защитникам Москвы - Минину и Пожарскому, который стоит теперь на Красной площади.

Устали? Давайте отдохнем.

Физкультминутка.

А теперь всем детям встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Отдохнули все немножко

И отправились в дорожку.

Третья остановка.

Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением памятника М.В. Ломоносову.

— А знает ли кто-нибудь из вас, кому и где установлен этот памятник? (Ответы детей.)

Ребята, скоро вы пойдете в школу. Детей много, поэтому и школ очень много. А много-много лет назад в России школ было очень мало, и находились они только в больших городах. А в деревнях даже взрослые не у мели читать. Вот в те давние времена и жил на севере нашей страны, на берегу моря, один мальчик. Звали этого мальчика Михаил Ломоносов. В деревне, где он жил, был только один человек, который умел читать, у него-то Миша и научился. Он добрался до Москвы, где и начал учиться. Учителя заметили трудолюбивого юношу и через несколько лет отправили его учиться за границу, потому что в России в то время не было таких учебных заведений, как университет. Ломоносов выучился и вернулся на Родину.

Первый в России университет был открыт в Москве. (Показ иллюстрации с изображением здания университета в центре Москвы.) Спустя некоторое время это здание не стало вмещать всех желающих учиться. И у же в наше время было построено еще одно здание на Воробьевых горах. (Показ иллюстрации с изображением нового здания МГУ и памятника М.В. Ломоносову.)

Возможно, кто-нибудь из вас тоже станет знаменитым ученым и прославит Россию, как прославил ее Михаил Васильевич Ломоносов.

Четвертая остановка.

В центре Москвы можно увидеть и памятник композитору. Его произведения любят не только у нас в стране, но и за рубежом.

Послушайте одно из его произведений, оно вам знакомо.

Попробуйте вспомнить и назвать фамилию композитора.

Слушание знакомой детям мелодии — «Танец маленьких лебедей» из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро».

Узнали? Правильно, это музыка композитора Петра Ильича Чайковского. (Показ иллюстрации с изображением памятника композитору.)

Памятник П.И. Чайковскому установлен перед зданием консерватории.

 Консерватория - это высшее учебное заведение, где у чат играть на разных музыкальных инструментах, сочинять музыку, петь. В консерватории учились самые известные русские композиторы, певцы, музыканты-исполнители. Послушайте еще одно произведение П.И. Чайковского - «Неаполитанскую песенку».

Ребята, на сегодня наше путешествие закончено. Но еще очень много памятников тем людям, которые очень значимы для нашей страны. Поэтому вы можете и с родителями продолжить путешествие, а нам потом рассказать, что видели.

Аппликация. Коллективная работа «Макет Красной площади»

Цель: Формировать умение детей передавать облик Красной площади, создавая  общую композицию; аккуратно работать с клеем и ножницами.

Материал и оборудование: изображение красной площади, памятник Минину и Пожарскому, Собор Василия Блаженного, здание Большого Кремлевского дворца. Для работы: бумага, картон, ножницы, клей.

Ход занятия.

Чтение стихотворения И. Токмаковой «Красная площадь»

Мы с детства запомнили эти слова,

И нету прекрасней и проще

Для города имени - город Москва,

Для площади - Красная площадь.

 

На свете немало других площадей,

Героев на свете немало.

Но сколько здесь было отважных людей,

Пожалуй, нигде не бывало.

 

Кто в море уходит, кто в космос летит,

Маршрут пролагая опасный,

Но каждый считает началом пути

Прогулку по площади Красной.

Здесь встретишь людей из столицы любой:

Парижа, Варшавы, Алжира...

Давай же сегодня пройдёмся с тобой

По стартовой площади мира!

Ребята, о чем это стихотворение? Почему Красную площадь считают началом пути?

Что мы с вами можем увидеть на Красной площади?

Пальчиковая гимнастика.

Пошли пальчики гулять,

А вторые догонять,

Третьи пальчики – бегом,

А четвёртые – пешком.

Пятый пальчик поскакал

И в конце пути упал.

Аппликация, подгрупповая работа.

 Познание. «Кто в Москве не бывал, тот красы не видал»

Цели: уточнить представления детей о географии родного города, развивать их речь, воспитывать чувство любви к своему Отечеству.

Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением театров и цирков Москвы, фотографии знаменитых артистов, фрагмент записи музыкального спектакля для детей.

Ход занятия.

Ребята, предлагаю вам сегодня отправиться в поездку породному городу. Путешествовать мы будем на автобусе. Среди пассажиров не только жители нашего города, но и гости, которые впервые оказались в Москве. Поэтому нужно выбрать экскурсоводов, они будут рассказывать о тех местах, которые мы будем проезжать.

Дети строят из стульев автобус, выбирают водителя и экскурсоводов, а остальные участники — гости города. Воспитатель напоминает гостям, чтобы они не стеснялись и задавали вопросы, если им будет что-то непонятно во время путешествия. Дети занимают свои места в автобусе, и путешествие начинается.

Воспитатель показывает иллюстрации с изображением достопримечательностей города, с которыми дети уже знакомы, а экскурсоводы объясняют, где они находятся и что это такое.

Посмотрите, гости дорогие, куда мы приехали? (На Красную площадь.)

Экскурсоводы, расскажите, пожалуйста, гостям, что вы знаете о Московском Кремле. (Рассказ ребенка, другие дети дополняют.)

Мы подъехали к очень красивому зданию. (Показ иллюстрации с изображением Большого театра.)

Это Большой театр, один из самых лучших и знаменитых театров России. Ему более двухсот лет. В зале Большого театра звучит волшебная, чарующая музыка. Сюда приходят те, кто любит слушать оперу.

- Кто из вас знает, что такое опера? (Ответы детей.) Опера - это спектакль, где артисты не говорят, а поют. А еще в Большом театре можно посмотреть балет.

- А что такое балет? (Ответы детей.) Балет – это тоже спектакль, но артисты там не говорят и не поют, а танцуют. Наш балет - это гордость России. Взгляните на фотографии, на них самые известные артисты балета.

Большой театр - это театр для взрослых, но иногда там проходят спектакли для детей. (Звучит фрагмент музыкального спектакля для детей.)

А теперь настало время отправиться в театр, где можно послушать детскую оперу и посмотреть балет для детей. Обратите внимание на интересное сказочное здание. Это Детский музыкальный театр. Основала его замечательная женщина Наталья Ильинична Сац. А сегодня мы сами можем разыграть спектакль. (Показывает портрет П.И. Сац и иллюстрацию с изображением музыкального театра.

Дети инсценируют песню «Про козлика», музыка Г. Струве, слова В. Семернина.)

Вы заметили на здании музыкального театра синюю птицу? А теперь давайте представим себе, что мы в театре. Послушайте отрывок из детской оперы. (Звучит небольшой отрывок из детской оперы.)

Что ж, пришло время отправиться дальше. Мы покидаем Детский музыкальный театр и скоро подъедем к... (Показ иллюстрации с изображением цирка.) Думаю, что вы все узнали это здание.

- Что это? (Цирк.)

- А в Москве один цирк? (Два.)

- А где находится второй цирк? (На Цветном бульваре.)

Давайте подъедем и к нему. (Выставляет иллюстрацию с изображением цирка на Цветном бульваре.)

А теперь выйдем из автобуса, чтобы немножко размяться. Так разминаются гимнасты и акробаты перед выступлением. Пусть кто-нибудь из вас изобразит артиста цирка, а мы попытаемся угадать.  (Один из детей изображает, а остальные угадывают.)

А сейчас пройдемся немного пешком. Мы выйдем к еще одному очень любимому детьми театру. (Показ иллюстрации с изображением Театра кукол имени С.В. Образцова.)

Сергей Владимирович Образцов очень любил детей и специально для них создал театр. Его можно узнать по необычным часам. Посмотрите на фотографию этих часов. Видите, вместо цифр - окошки. Каждый час звучит музыка, окошки открываются, и из них показываются герои разных кукольных спектаклей.

 Прохожие останавливаются перед часами и ждут, когда заиграет музыка и откроются окошки.

Внутри театра тоже очень интересно. Там есть выставка кукол и зимний сад с аквариумом, где плавают необыкновенно красивые рыбки. (Показ иллюстраций.)

—        Кто из вас был в этом театре? Расскажите, что вы там видели. (Рассказы детей.)

В нашем детском, саду тоже есть театр. И артисты в нем - вы. Сегодня вечером мы покажем спектакль. Подошло к концу наше путешествие по родному городу. Мы не только рассказали гостям о тех местах, которые знали сами, но и познакомились с некоторыми театрами Москвы. С какими? (Дети отвечают, опираясь на иллюстрации.) Попросите родителей, чтобы они побывали с вами на спектаклях в этих театрах и показали вам красивейшие здания города.

Итоговое занятие «Мой город - Москва» 

Цель: обобщение полученных знаний о Москве, ее истории; воспитание чувства любви к столице нашей Родины.

Материал и оборудование: фотографии детей с достопримечательностями Москвы, изображения Москвы.

Ход занятия.

Стихотворение «Москва - Великий город» О. Высотской.

Москва – великий город, 

Столица всех столиц,

Гудят над ней моторы 

Могучих наших птиц.

Москва шумит и строит

С утра и до утра,

Она красивей втрое

Сегодня, чем вчера.

И днём, и на рассвете,

И ночью голубой

Москва над миром светит

Рубиновой звездой.

Огни кремлевских башен,

Как солнце, всем видны.

Москва, ты слава наша,

Ты сердце страны!


Ребята, сегодня у нас с вами заключительное занятие о Москве, давайте поделимся друг с другом, что нового мы узнали о Москве, где мы успели побывать, что увидеть?

Рассказы детей и оформление фото-коллажа  «Я и мой город».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по ФЭМП в средней группе"Веселый паровозик"Автор: Полещук Елена Леонидовна, воспитатель, Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа с углубленным изучением иностранного

Цель: Закрепить умение считать от 1 до 5 в специально-созданной обстановке, пользоваться понятиями больше, меньше, равно. Продолжать учить различать и называть круг и квадрат. Дидактический материал: ...

Годовой план работы воспитательно-образовательной деятельности Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы СОШ № 2012 ЮВОУ ДО г. Москвы дошкольное подразделение на 2014-2015 учебный год

Годовой план работы воспитательно-образовательнойдеятельностиГосударственного бюджетногообразовательного учреждения города МосквыСОШ № 2012ЮВОУ ДО г. Москвы дошкольное подразделение на ...

Краткосрочный групповой межпредметный исследовательско-творческий проект «Москва-Столица России. Красная площадь Москвы»

Сидоренко Елена ЕвгеньевнаПроект ««Москва-Столица России. Красная площадь Москвы»»Вид проекта:краткосрочныйгрупповоймежпредметныйисследовательско-творческийАктуальность темы:Па...

Конкурс рисунков "Питомцы в моем городе". Департамент образования и науки г.Москвы. Восточный административный округ. Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Москвы "Центр творчества имени А.В.Косарева"

Работа Балахонской  Марии "Заботливая Маша" приняла участие в конкурсе рисунков, организатором корого являлся  Департамент образования и науки г. Москвы, восточный административный...

Исследовательско-творческий проект "Мой город родной"

Исследовательско-творческий проект "Мой город родной" для детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи...

Исследовательско - творческий проект «Мой город родной"

Исследовательско - творческий проект «Мой город родной" для детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи...

Групповой, познавательно-исследовательский, творческий, игровой проект «Зимующие птицы Москвы»

Групповой, познавательно-исследовательский, творческий, игровой проект «Зимующие птицы Москвы» направлен на формирование экологической культуры дошкольников через ознакомление с зиму...