Как оценить интеллектуальное развитие ребёнка дошкольного возраста
занимательные факты
Неоспоримый факт, что интеллектуальные способности ребенка во многом зависят не от «наследственности», а от пытливости ума.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуальное развитие детей 5, 6, 7 лет
Как оценить интеллектуальное развитие ребёнка дошкольного возраста?
Интеллект — это не просто способности мышления. Это еще эффективные навыки мыслить творчески и глубоко, а также применять накопленные знания в решении жизненных задач. Интеллект — не ученость, которая пылится на дальней полке сознания, а живая, практическая работа ума.
Некоторые родители считают, что их ребенок интеллектуально готов к школе уже и только потому, что он умеет считать, читать, писать. Он обучен, это факт. Но обучаем ли он? Как он может применить тот объем знаний, которым владеет? Иногда случается, что у таких обученных детей запас базовых «формальных» знаний исчерпывается через два-три месяца, дальше им трудно усваивать школьную программу. У ребенка должны заработать связи между отдельными блоками информации, которая непрерывным потоком идет на него, особенно за школьной партой. Если представить наш мозг в виде огромного комода, то ребенок учится свободно открывать ящики этого комода, при необходимости перекладывать вещи из одного места в другое, сравнивать их, находить в них общие и отличительные черты, выбрасывать ненужную «ветошь» и т. д.
НОВЫЙ УРОВЕНЬ МЫШЛЕНИЯ. Не у всех детей к семи, а тем более к шести годам достаточно развит наглядно-образный тип мышления. Что говорить о словесно-логическом? Незрелость этих уровней мышления может тормозить учебный процесс. Это касается и других психических процессов (память, воображение, концентрация внимания, речь). Ребенок к школьному возрасту должен ясно выражать свои мысли, уметь пересказывать услышанное и прочитанное, делиться впечатлениями, выделять главное. Кроме того, у него должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы рука была готова к письму.
ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ. Неоспоримый факт, что интеллектуальные способности ребенка во многом зависят не от «наследственности», а от пытливости ума. Как он получает информацию? Прежде всего, в общении со взрослыми. Эти вечные беседы на тему: «А почему... снег белый? И утки не тонут? Земля круглая, а не квадратная?» желательно всегда поддерживать. Нужно стараться всячески поощрять эту любознательность, расширяя кругозор вашего малыша и давая ему некую систему знаний о мире. И не спешите отвечать на все вопросы. Чаще спрашивайте у вашего «почемучки»: «А как ты сам думаешь?» Пусть ребенок «покопается» в непонятной для него информации. Пусть выдвигает свои идеи, гипотезы, варианты. Известно, что запоминается лучше то, чему ребенок искренне удивляется и к чему он приходит путем самостоятельного исследования.
ЧТО ПОМОГАЕТ РАЗВИВАТЬ МЫШЛЕНИЕ? Это те упражнения и занятия, которые для детей, с одной стороны, интересны, а с другой, — приводят в тупиковую ситуацию и заставляют их искать решения. Во-первых, как можно чаще обращайтесь к загадкам — кладезю народной фантазии. Ведь часто они строятся на противоречии, «ловушках» для ума. Просите детей помочь по дому и усовершенствовать какие-то бытовые дела. Играйте в игры типа «Небылица», «Верю-не-верю», где придумываются какая-то история, явление, факт. Например, «В нашем лесу живут слоны». Ребенок должен это опровергнуть или подтвердить, обосновывая свой ответ. Затем он придумывает свою небылицу, а вы соглашаетесь или нет.
ОПЫТ ПИАЖЕ. Повторите эксперимент швейцарского психолога Ж. Пиаже. Скатайте из теста или пластилина два одинаковых по размеру шарика и попросите ребенка сравнить их. Малыш увидит очевидное — они абсолютно одинаковы. Затем в его присутствии из одного шарика сделайте лепешку. Покажите ему шарик и лепешку, спросите: «Где теста больше?» Ребенок, у которого преобладает наглядно-образное мышление, скажет, что лепешка больше (для него это будет очевидным фактом). Если он ответит, что шарик и лепешка одинаковы, значит, он уже умеет мыслить абстрактными понятиями. Пиаже проводил этот опыт с семилетними детьми. Далеко не у всех к этому возрасту развивается абстрактное мышление.
IQ-тест показывает далеко не все интеллектуальные способности. А главное — не раскрывает картину применения этих способностей. Этот тест отражает стандартную и статичную меру интеллекта, во многом опираясь на культурную и экономическую среду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/14/picture-124351-1350200736.jpg)
Схема "Педагогические условия успешного и полноценного интеллектуального развития детей дошкольного возраста"
При проведении мероприятия с педагогами (деловая игра, семинар-практикум и т.п.) по математическому развитию дошкольников можно познакомить педагогов с данной схемой, обратив внимание воспитателей на ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/21/picture-77291-1358796113.jpg)
Представление опыта работы по интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Представление опыта работы на конкурс по интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Педагог года 2013...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/06/picture-184953-1360161079.jpg)
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста. (Старшая группа).
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.(Старшая группа).Программное содержание:1. Обучать умение классифицировать предметы по цвету, форме, разм...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/18/picture-318981-1382114141.jpg)
Эссе на тему «Роль развивающих игр в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста»
Эссе на тему «Роль развивающих игр в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста» Дошкольное детство – это важнейший эт...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/10/picture-1243930-1591822763.jpg)
Салфеточная аппликация как средство развития мелкой моторики рук, способствующее интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста
Салфеточная аппликация как средство развития мелкой моторики рук, способствующее интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/15/picture-1386633-1663262468.jpg)
Игра- практикум для родителей, детей дошкольного возраста «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».
Современные методики воспитания и обучения сильно шагнули вперед. Они позволяют развивать мозг, формировать межполушарные связи, в результате чего дети показывают прекрасные результаты в освоении школ...