Использование музейной педагогики в воспитании и обучении детей дошкольного возраста
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа) по теме
Музейная педагогики создает условия для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Технология музейная педагогика интегрируется с образовательными областями в различных видах деятельности:
Образовательная область «Познание» (ознакомление с окружающим, экологическое образование, ФЭМП).
Образовательная область «Социализация».
Образовательная область «Коммуникация» (развитие речи).
Образовательная область «Художественное творчество» (изобразительная
деятельность).
Образовательная область «Художественная литература».
Образовательная область «Здоровье».
Образовательная область «Безопасность» (безопасность в природе и быту).
Образовательная область «Музыка».
Совместная деятельность:
Организация выставок.
Опытно-экспериментальная деятельность.
Продуктивная деятельность.
Экскурсии.
Праздники, развлечения.
Театрализованная деятельность.
Самостоятельная деятельность:
Игровая.
Предметная.
Творческая.
Поисковая(музей книги: ставится проблема, а ребенок ищет ответ).
Коммуникативная.
Во взаимодействие с родителями
совместное создание мини-музея в группе,
клуб для родителей,
совместные театрализованные представления,
тематические праздники и развлечения,
викторины,
встречи с участниками и свидетелями исторических событий, «Литературная гостиная» и др.
Эта деятельность делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира, что соответствует требованиям ФГОС.
Мини-музей «Наши руки не для скуки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doshkolnyy_vozrast.docx | 44.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование музейной педагогики в воспитании и обучении детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст - сложный период жизни ребенка. Маленький человек начинает открывать для себя окружающий мир, делает первые шаги на пути познания. С каждым годом этот интерес возрастает и крепнет. Юный исследователь начинает задавать многочисленные вопросы «Как появилась жизнь на Земле?», «Всегда ли человек был таким, как сегодня?». Очень важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди, готовые прийти на помощь, вооруженные необходимыми знаниями и умениями, способные поддержать возникший интерес. Взрослые зачастую крайне мало внимания уделяется постановке и разъяснению подобных проблем. А задача наставника отнюдь не в том, чтобы дать однозначные ответы на подобные вопросы, а в том, чтобы совместно с ребенком искать пути их решения.
Одной из педагогических технологий позволяющей дать ответы на детские вопросы и способствующей познавательного интереса дошкольника является музейная педагогика. На протяжении нескольких лет наше учреждение и я работает по данной теме.
Напоминаю, что музейная педагогика это синтез музееведения, педагогики и психологии. Педагогика рассматривает музей как образовательную систему направленную на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя. Музейная педагогика - это область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности посредством раскрытия историко-культурных контекстов материальных и нематериальных реалий окружающего мира вне зависимости от их местоположения. Музейно-педагогическая деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом другом пространстве - детском саду, школе, учреждении дополнительного образования, дома, на улице, среди живой природы и т.д. И тогда не только музей приходит на помощь педагогу, но и сама предметная среда окружающего мира, обладающая глубокими историко-культурными смыслами, начинает играть роль Учителя и Воспитателя. Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребенка распознавать эти скрытые в предметах смыслы.
Музейная педагогики создает условия для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Технология музейная педагогика интегрируется с образовательными областями в различных видах деятельности:
Образовательная область «Познание» (ознакомление с окружающим, экологическое образование, ФЭМП).
Образовательная область «Социализация».
Образовательная область «Коммуникация» (развитие речи).
Образовательная область «Художественное творчество» (изобразительная
деятельность).
Образовательная область «Художественная литература».
Образовательная область «Здоровье».
Образовательная область «Безопасность» (безопасность в природе и быту).
Образовательная область «Музыка».
Совместная деятельность:
Организация выставок.
Опытно-экспериментальная деятельность.
Продуктивная деятельность.
Экскурсии.
Праздники, развлечения.
Театрализованная деятельность.
Самостоятельная деятельность:
Игровая.
Предметная.
Творческая.
Поисковая(музей книги: ставится проблема, а ребенок ищет ответ).
Коммуникативная.
Во взаимодействие с родителями
совместное создание мини-музея в группе,
клуб для родителей,
совместные театрализованные представления,
тематические праздники и развлечения,
викторины,
встречи с участниками и свидетелями исторических событий, «Литературная гостиная» и др.
Эта деятельность делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира, что соответствует требованиям ФГОС.
Мини-музей «Наши руки не для скуки»
Если мы рассмотрим Что-то,
Это Что-то - для чего-то,
Это Что-то из чего-то,
Это Что-то часть чего-то,
Чем-то было раньше Что-то,
Чем-то будет это Что-то.
Есть противники у Что-то,
Много есть друзей у Что-то,
Все нейтральное у Что-то
Делает свое чего-то.
Что-то ты теперь возьми
И в музее рассмотри.
(М. С. Гафитулин)
Создание музея в нашей группе это не новшество. В группе действует музей «Делу время, потехе час».
На сегодняшний день мы работаем с детьми 6-7 лет, а это предшкольный возраст-возраст особый. Начиная со старшего дошкольного возраста, развитие мелкой моторики становится составной частью большой работы по подготовке детей к школе, особенно детей группы «Солнышко».
Наша группа специфическая, так как дети собраны с трех групп детского сада, и миновали один год обучения. В связи с этим нам приходится решать больше проблем, чем педагогам «обычных» группам старшего дошкольного возраста с 6до 7 лет. Для этого мы ведем индивидуальные карты сопровождения, разрабатываем специфическую рабочую программу, проводим индивидуальную работу с учетом рекомендаций узких специалистов.
Поэтому данная работа должна быть выстроена в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.
Именно совершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук дает ребенку овладеть письмом. От степени развития моторики руки, овладения детьми нетрадиционными техниками рисования (рисование пальчиками, деревянной палочкой, оттисками печатками из картофеля, поролоновым тампоном, шерстяными нитками и др.) зависит степень успешности обучения ребенка в начальной школе. Так как изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте, является одним из естественных специфически детских видов деятельности и близка к игровой, я решила создать в группе еще один мини-музей – музей изотворчества «Наши руки не для скуки».
В него вошли следующие экспозиции: волшебная бумага (бумагопластика), веселая клякса (нетрадиционное рисование), чудо тесто (тестопластика), вторая жизнь (бросовый материал), живой пластилин (пластилинография), чудо из природы (природный материал), картинная галерея.
Вся моя работа осуществляется с учетом тематического планирования на неделю. В основе учебно-воспитательного процесса заложен проектный метод. Каждая неделя носит свое название. Учитывая специфику такой работы, придуман определенный механизм работы музея:
Понедельник – Садимся в круг. Выясняется тема недели (предположения детей). Ставится проблема: какой экспозицией воспользоваться, чтобы предать образную оболочку предмету о котором будем говорить на этой неделе. В течение дня проводится беседа.
Вторник – Садимся в круг. Делимся идеями. Принимаем решение об использовании экспозиции.
Среда, четверг – сбор материалов.
Пятница – реализация задуманного.
Родителям группы очень нравятся работы и технологии исполнения. Многие семьи пытаются дома освоить необычные техники. Появляются работы, которые хотелось бы показать всем. Эти работы можно будет выставлять в нашем музее - так появятся новые экспонаты.
Особенности мини-музея:
Участие в создании мини-музея воспитателей, детей и родителей.
Ребенок – активный участник оформления экспозиции музея.
Мини-музей – зона удивления, творчества и совместной работы детей и их
родителей.
Правила поведения в музее:
В нашем музее экспонаты разрешается изготавливать своими руками!
Экспонаты нужно возвращать на место и ставить аккуратно и красиво.
Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.
Можно и даже нужно: задавать вопросы, сочинять истории, придумывать игры.
Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами, творческими работами.
Актуальность: реализация целевых образовательных стандартов.
Обеспечение
личностного развития у детей шестого, седьмого года жизни двигательной координации кистей и пальцев рук, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, интеллектуального развития ребенка
Охрана жизни и укрепление здоровья детей
Приобщение детей к общечеловеческим ценностям
Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка
Цель:
Развитие мелкой моторики рук посредствам изо творчества
Развитие интересов и проявление инициативы детей;
Значение музейной педагогики в развитии детей;
Обогащение развивающей среды группы, ДОУ;
Я предполагаем, что мой музей поможет решить следующие задачи:
- приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям,
- побуждать к творческой деятельности способствующей развитию мелкой моторике рук;
- приобщать детей к искусству, знакомя их с экспозициями художественных музеев;
- развивать эстетическое восприятие, художественный вкус;
- повышать культурный уровень педагогов и родителей.
Программа, которая действует в нашем саду, предполагает использование интегрированных форм работы с детьми, а наличие такого музея позволяет полнее решить эту задачу. Кроме того в условиях детского сада мой мини-музей стал центром культурно-эстетического развития ребёнка.
Я очень ответственно подошла к дизайну каждого уголка музея, постаралась сделать интерьер гармоничным и уютным. План работы музея будем координировать с годовым планом работы детского сада. В план включены занятия, праздники, экскурсии. Музей стал «изюминкой» детского сада. Его посещают наши воспитанники, дети из других групп. Я провожу там разнообразную работу, которая позволяет поддерживать интерес у дошкольников на протяжении всего времени их пребывания в детском саду.
Работа в музее подчинена следующим принципам, таким как:
- Принцип интеграции: где содержание музея позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей, природой, культурой и т д.
- Принцип деятельности: музей предоставляет ребёнку возможность реализовать разные виды изодеятельности, такие как пополнение музея работами, выполненными своими руками, создание экспонатов непосредственно в мини – музее; рисование картин, изготовление глиняных игрушек, роспись посуды, игра с народными игрушками.
- Принцип культуросообразности: музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям (отношение к природе, к культуре, к социуму).
- Принцип гуманизации: музей создал условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании. Здесь созданы все условия для новых отношений в системе «ребёнок – педагог» и перехода на диалоговую форму обучения.
- Принцип разнообразия: экспонаты музея разнообразны с учетом направлений.
- Принцип экологичности: все экспонаты экологически безопасные для здоровья детей.
- Принцип безопасности: мини-музей не создаст угрозу здоровью и безопасности дошкольника. Ребёнок, свободно достаёт до любого уголка музея.
- Принцип непрерывности: музей, стал частью образовательного пространства детского сада, его работа строится с учетом календарно-тематического планирования детского сада.
- Принцип партнёрства: музей - результат сотрудничества взрослых и детей.
Детям интересно рассмотреть вблизи игрушку, посуду, картины – они чувствуют себя причастными к процессу и начнут интересоваться историей создания экспоната, легче усваивать материал. Организация занятий в мини-музее предполагает и различные вспомогательные средства. Загадки, стихи, пословицы, поговорки про экспонаты музея.
Я считаем, что ребёнок должен быть с раннего детства погружён в мир
красоты и добра, окружающий мир должен быть наполнен, пропитан этим.
Тогда культура естественным образом формирует сознание ребёнка, как бы
«прорастает» в нём и становиться потребностью. И в школьном возрасте
посещение музеев, выставок будет вызывать у него интерес, так как он вырос
в атмосфере творчества.
Педагогические функции музея
Образовательная
- Развитие зрительно - слухового восприятия, усвоение информации;
- Использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы , стимулирующих интерес к искусству;
Развивающая
- Активация мелкой моторики пальцев рук;
- Развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно- физиологических структур;
- Обогащение словарного запаса;
Воспитательная
- Формирование личностных качеств, взглядов, убеждений;
- Становление умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания;
Просветительская
- Формирование умений, навыков;
Формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации
Направления инновационной работы:
- Привлечение к сотрудничеству учреждений культуры и образования: детской школы искусств, центра внешкольной работы и др.
- Разработка тематики и содержания выставок и экскурсий для различных возрастных групп с учетом тематического планирования.
Формы работы мини-музея:
Выставки:
- Познавательные. Цель: расширять представления детей о разных материалах, о рукотворном мире, знакомить с образцами изделий, профессиями.
- Эколого-краеведческие. Цель: знакомить детей с родной природой, способствовать формированию экологической культуры, воспитывать нравственные и эстетические чувства.
- Художественные. Цель: познакомить с произведениями русских художников, жанрами изобразительного искусства, декоративно- прикладными ремёслами.
- Конкурсы. Цель: вовлечение в совместную деятельность детей, родителей и педагогов, укрепление семьи.
- Детское творчество. Цель: персональные выставки работ одарённых детей (лепка, рисунок, поделки из разных материалов, аппликация)
Выставки готовятся педагогами, в зависимости от темы, определяется продолжительность работы. Она может быть от 1 дня до 2 мес. Как правило, каждая длительная выставка постепенно обогащается и дополняется детскими работами, созданными в результате знакомства дошкольников с экспонатами выставки.
Творческая гостиная
- Встречи с творческими людьми: художниками, музыкантами, поэтами и т.д
- Экскурсии для родителей, школьников, детей и педагогов детских садов микрайона.
- Семинары и мастер – классы, для детей с родителями под руководством педагогов детского сада по направлениям: волшебная бумага (бумагопластика), веселая клякса (нетрадиционное рисование), чудо тесто (тестопластика), вторая жизнь (бросовый материал), живой пластилин (пластилинография), чудо из природы (природный материал).
В музее проводятся нетрадиционные и интегрированные занятия с дошкольниками по ручному труду, кружковую работу с детьми одарёнными или проявляющими большой интерес к художественно-продуктивной деятельности.
В результате проведённой в мини-музее работы у детей повысится интерес к произведениям живописи, народным игрушкам и декоративно-прикладного искусства, способность к эстетическому восприятию; существенно расширится представление об окружающем мире, о городе, крае. Выпускники захотят заниматься в детской школе искусств, кружках и студиях центра детского творчества. Возрастает интерес родителей, они активно принимают участие в жизни детского сада и, конечно же, оснащении музея. Наличие такого мини-музея позволяет активно привлекать детей, родителей к подготовке экспонатов, участию в экскурсиях, что поспособствует укреплению семьи и формированию желания изготавливать поделки и рисовать картины всей семьёй.
Чтобы отследить результативность своей деятельности и подтвердить степень реализации проектной деятельности проводится мониторинг. Все результаты заносятся в сводную таблицу. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала в ходе реализации программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование музейной педагогики в воспитании и обучении детей дошкольного возраста
1.1. Основные принципы музейной педагогики 1.2. Мини-музеи ДОУ1.3. Воспитание средствами музейной педагогики...
Использование музейной педагогики в воспитании и обучении детей дошкольного возраста
Цели и задачи создания мини-музеев в детском саду. Работа мини-музея "Солнышко"...
СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Общество, в котором живет современное дошкольное образовательное учреждение – это общество социальных перемен. Дошкольное учреждение – начальный этап социального института образования. В связи с этим ...
"Значение ТРИЗ-педагогики в воспитании и обучении детей дошкольного возраста"
Основная задача использования ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий. Целью использования данной технологии в детском саду яв...
Доклад на тему : «Использование сказкотерапии в воспитании и обучении детей дошкольного возраста».
Доклад на тему : «Использование сказкотерапии в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»....
Консультация для педагогов «Использование современных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, направленных на познавательно-поисковое развитие детей»
Слушали: Потапенко Н.Е, воспитатель, провела с воспитателями консультацию по теме: « Использование современных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, направ...
«Использование игровых технологии в воспитание и обучении детей дошкольного возраста»
Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра явля...