Проект на тему "Елочные украшения"
проект по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

Никитина Олеся Николаевна

Краткосрочный проект к новому году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_elochnye_ukrascheniya.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества

(2013/14 учебный год)

Номинация конкурса:  Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование

 Название работы: Проект на тему  «Ёлочные украшения»

 Автор: Никитина Олеся Николаевна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 23» г. Новомосковск

 Место выполнения работы: МБДОУ «Детский сад № 23» Тульская область, г.Новомосковск, ул. Донская 1а

Паспорт  проекта «Ёлочные украшения»

Тема: «Ёлочные украшения»

Вид проекта: групповой, краткосрочный, творческий

Актуальность:

Какое чудо новогодние праздники! Рождество! Колядки! Крещение! И главный символ праздника елка, с ее нарядами, украшениями, такая разная и каждый год новая. Или живая с душистой смолой и чешуйчатыми шишками, или из магазина – пластиковая, или сделанная своими руками.

Наряжать елку - это предпраздничный творческий процесс, в котором, как правило, участвуют практически все члены семьи - родители, дети, бабушки и дедушки. И, как правило, у каждого члена семьи есть любимые  елочные  игрушки и конечно интересная история связанная с появлением этих игрушек. В ходе этого проекта мы познакомим дошкольников с возникновением традиции празднования Нового года, с историей появления первой  ёлочной  игрушки.

Чтобы елочка стала настоящим другом, которому каждый подарил частичку своего тепла, сердца, умелых рук и творческих фантазий! Тогда и праздник станет по настоящему дорогим, теплым и  семейным. А налету фантазий будет бескрайный простор. Чтобы порадовать детей, можно обратиться к традициям прошлого и развесить на еловых ветвях «сладкие» украшения – грецкие орехи, мандарины, конфеты, пряники в  фольге. А когда для нового года  останутся считанные дни, начинаем наряжать симпатичное, зеленое, колючие деревце - надо подержать в руках каждый шарик и каждую игрушку чуть подольше.

Цель: создать хорошее настроение и вызвать у детей желание самостоятельно украсить группу к новогоднему празднику, развитие свободной творческой личности ребёнка.  Развивать творческие способности, интерес, умение созерцать красоту окружающего мира.

Задачи:

Обучающие:

Формировать у  детей представление об  обычаях украшения елки, откуда они пришли, о традициях встречи нового года.

Формировать представление о различных видах и моделях елочных игрушек (показать разнообразие форм игрушек, округлые, конусообразные, спиралевидные)

Привлекать детей к художественному творчеству (рисование елочных украшений,  лепка, конструирование)

 Закреплять у детей полученные ранее навыки работы с бумагой, клеем, пластилином, кистью, красками.

Учить детей моделировать елочные игрушки из цветной бумаги и соленого теста (активизировать освоенные способы работы с бумагой и пластилином)

Учить делать игрушки из разного материала и бумаги.

Учить подбирать материал по цвету, фактуре, эстетически оформляя сделанные игрушки

Развивающие:

Развивать поисковую деятельность, творческую инициативу детей

Развивать чувство формы, пропорций, глазомер, согласованность в работе обеих рук

Развивать фантазию, изобразительность, стремление к творчеству, познанию свойств материалов, желание экспериментировать с ними.

Развивать наглядно-образное  и конструктивное мышление и воображение

Воспитательные:

 Воспитывать интерес к совместному труду и народным традициям.

 Воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками, бережное отношение к труду взрослых.

Воспитывать самостоятельность, инициативность

Возраст воспитанников: дети 3-4 лет

Время работы над проектом : 5 дней

Режим работы:  в рамках непосредственной образовательной деятельности и режимных моментах

Ожидаемый результат:

В процессе реализации проекта дети проявляют интерес к совместной деятельности при изготовлении новогодней игрушки и овладение знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушки. Проявление доброты, заботы, бережное отношение к игрушкам. Речевая активность детей в разных видах деятельности.

Дополнительные привлекаемые участники: музыкальный работник, инструктор по физической культуре, родители

Для реализации проекта, детям необходимые следующие ЗУН:

- знания основных цветов, оттенков, форм и величин предметов

- уметь читать небольшие стихотворения с небольшой помощью взрослого

- знать и называть материалы, которыми можно рисовать

- уметь изображать отдельные предметы и простые композиции

- уметь работать с глиной, знать ее свойства, раскатывать глину круговыми и прямыми движениями ладоней

- уметь создавать простые предметы из заготовок цветной бумаги, пользоваться клеем

- уметь слушать музыку и петь песни, танцевать в парах, кружиться

Для реализации проекта, детям необходимые специфические ЗУН:

- умение работать с соленым тестов, знать его свойства

Мотивация к работе: украсить елку в группе, что бы было красиво и необычно!

Организационные формы работы над проектом:

Формы работы

Виды деятельности

Непосредственно- образовательная деятельность

Работа с родителями

Познание:

Тема: «Что за праздник Новый год?»

         (история возникновения, традиции).

Тема: «Елочные игрушки»

  (История возникновения первой игрушки, виды игрушек).

Художественное творчество:

Тема: «Праздничная елочка»

  (рисование с элементами аппликации).

Тема: «Серпантин танцует»

   (рисование элементов вьюги-завирухи).

Тема: «Разноцветные гирлянды»

 (конструирование из цветной бумаги)

Тема: «Новогодние игрушки»

 (лепка из соленого теста).

Тема: «Волшебные снежинки»

(Вырезание из бумаги снежинок – работа с родителями)

Чтение художественной литературы:

Тема: А.Лукьянова «Сказка про начало зимы».

Тема: Г.Х.Андерсен «Елка», «Снеговик».

Тема: русские народные сказки «Морозко»,

         «Снегурочка»  из сборника А.И.Афанасьева.

Тема: загадки, пословицы и поговорки о зимнем времени года.

Физическая культура

Подвижные игры:

«Два мороза»,

«Веселая эстафета»,

«Мороз – Красный нос»,

«Попади в мишень»,

«Хоровод с санками»,

«Заморозка»

Социализация:

Организовать выставку елочных игрушек (старинных и современных)

Музыка:

«В лесу родилась елочка» (пение, хоровод)

«Маленькой елочке…»

Формы проведения презентации:

Выставка работ детей и совместных работ детей с родителями.

Тема непосредственно-образовательной деятельности «Что за праздник Новый Год?»

1. Организационный момент

Приветствие (дети стоят на ковре взявшись за руки)

Здравствуй, небо,

Здравствуй, солнце,

Здравствуй, земля,

Здравствуй, планета наша – Земля!

Здравствуй, наша большая семья!

- Ребята, отгадайте загадки,  и вы узнаете, о чем мы будем сегодня говорить.

 Красавица какая

Стоит, светло сверкая,

Как пышно убрана!

Скажите, кто она?   (Новогодняя елка)

(Воспитатель показывает изображение нарядной елки )

Он с седою бородой.

Шуба, посох со звездой.

Он подарки нам принес,

Кто же это?  (Дед Мороз)

(Демонстрация изображения)

Он на резвой тройке мчится,

Сам пока что маленький.

Громко в двери к нам стучится,

Снег сметая с валенок.  (Новый год)

Речевая разминка. Стихотворение «Снегопад» (И. Лопухина)

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю…СНЕГ.

С неба все скользят пушинки –

Серебристые …СНЕЖИНКИ.

Кружатся над головою

Каруселью …СНЕГОВОЮ.

На проселки, на лужок

Все снижается …СНЕЖОК.

Вопросы:

– О каком времени года говорится в стихотворении?

– Почему вы так думаете?

– А что такое зима?

А какой у нас самый большой праздник зимой?

(Воспитатель рассказывает детям историю возникновения праздника и традиции, дети рассаживаются на стульчики, стоящие полукругом)

Как отмечали Новый год на Руси

На Руси Новый год несколько веков начинался 1 марта, с весенним пробуждением природы, ведь весна – это символ начала новой жизни. Позже празднование перенесли на 1 сентября, так как именно в этот день заканчивали собирать урожай. Новый год отмечали очень торжественно, на Красной площади в присутствии царя. Всех поздравляли с Новым годом. Звонили в колокола.

В 1699 году Новый год в последний раз отмечали 1 сентября, в 1700 году по указу Петра I Новый год стали отмечать как в Европе - в полночь 1 января.

 В новогоднюю ночь устраивали народные гуляния, жгли костры, обменивались поздравлениями, устраивали фейерверки, запускали петарды, в каждом доме ставили елку или украшали дом еловыми ветками. Тогда же и появился Дед Мороз – как замена европейскому Санта Клаусу.

История Деда Мороза

Прототип Деда Мороза отыскали в русских сказках – Дед Мороз Красный нос, Дед Трескун, Морозко – царь всех зимних месяцев - облачённый в тулуп деревенский старик с красным носом.

Считалось, что Мороз живет в ледяной избушки в лесу и одаривает подарками тех, кто заглянет к нему на огонёк.

 В средние века в деревнях даже «кормили» Мороза, чтобы задобрить. Сам глава семьи выходил на крыльцо с ложкой киселя.

 Сейчас Дед мороз живёт в Великом Устюге (Вологодская область). Можно съездить к нему в гости или написать письмо, вот адрес:162340, г. Великий Устюг, Деду Морозу.

- А теперь подойдите к столу и посмотрите, я вам приготовила разные новогодние открытки. Старые, которые были раньше, давным-давно и какие открыточки  у нас сейчас дарят на новый год

Тема «Ёлочные игрушки»

По данной теме детям было рассказано как наряжали елку наши предки, были показаны иллюстрации ёлочных игрушек, которые были в начале XX века. Организована выставка настоящих елочных игрушек, сохранившихся до наших дней и современных.

Как наряжали елку наши предки

Самые первые новогодние игрушки были съедобными: сладости, яблоки, орехи. Потом появились ёлочные игрушки из ткани, соломы, цветных ленточек, а уже позднее - из бумаги и фольги. Стеклянные игрушки, настоящие новогодние шары стали делать только в XIX веке. А вы знаете, почему на Новый год люди наряжают ёлку золотистым и серебристым дождиком?

Сказка о новогодней елочке

Давным-давно это было. Стояла в закрытой комнате в ночь перед Новым годом украшенная ёлка. Вся в бусах, в бумажных разноцветных цепочках, в маленьких стеклянных звёздочках. Ёлку заперли для того, чтобы её не увидели раньше времени дети. Но многие другие обитатели дома всё же видели её. Её видел толстый серый кот своими большими зелёными глазами. И маленькая серая мышка, которая опасаясь кошек, тоже взглянула на красавицу ёлку одним глазком, когда никого не было в комнате. Но был ещё кто-то, кто не успел посмотреть на новогоднюю ёлку. Это был маленький паучок. Ему нельзя было вылезти из своего скромного уголка за шкафом. Дело в том, что хозяйка перед праздником прогнала из комнаты всех пауков, а он чудом спрятался в тёмном углу.

 Но паучок тоже хотел увидеть ёлочку, а потому отправился к Деду Морозу и сказал: «Все уже видели новогоднюю ёлочку, а нас пауков, выгнали из дома. Но мы ведь тоже хотим посмотреть на праздничную лесную красавицу!»

 И дед Мороз сжалился над паучками. Он тихо-тихо отворил дверь в комнату, где стояла ёлочка, и все паучки: и большие, и маленькие, и совсем малюсенькие паучки стали бегать вокруг неё. Сначала они смотрели всё, что смогли видеть снизу, а потом полезли на ёлку, чтобы получше рассмотреть всё остальное. Вниз и вверх по всем веткам и веточкам бегали маленькие пауки и осматривали каждую игрушку, каждую бусинку близко-близко. Они осмотрели всё и ушли совершенно счастливые. А ёлка оказалась вся в паутинке, от подножия и до самой верхушки. Паутинки свисали со всех веток и опутывали даже самые малюсенькие веточки и иголочки.

 Что мог сделать Дед Мороз? Он знал, что хозяйка дома терпеть не может Паучков и паутину. Тогда Дед Мороз превратил паутинки в золотые и серебряные нити. Вот, оказывается, почему новогоднюю ёлку украшают золотистым и серебристым дождиком.

Один из символов праздника, новогодняя игрушка имеет свою, чрезвычайно интересную историю. Еще в конце средних веков жители европейских стран начали украшать свои дома к Новому году. Несмотря на неоднократный запрет властей, люди приносили в жилища вечнозеленые ветви. До середины XVIII века украшения были исключительно съедобными. К вышеописанным предметам добавились орехи, сладости и фрукты. Со второй половины XVIII века елочные украшения становятся более нарядными: бумажные цветы, позолоченные еловые шишки и пустые яичные скорлупки, а еще – фигурки из чеканной латуни – феи, ангелы и т.п.

После рассматривания игрушек детям было предложено самостоятельно раскрасить нарисованные контуры елочных игрушек, детям было очень интересно, они самостоятельно выбирали цвет игрушки, старались аккуратно все закрасить. Им хотелось показать друг другу свои работы, еще не закрасив до конца.

Тема: Праздничная елочка»

Дети подходят к доске, на доске тематический плакат «Наша елка», вместе с воспитателем разбирают, что у елки есть ствол, он коричневого цвета и ветки, зеленые, с колючими иголками. Веточки растут вниз симметрично, справа и слева на одном уровне. Понаблюдать в окно за растущей рядом елочкой.

Прочитать стихотворение В. Шипуновой «Ёлочка»:

 Ёлочка пушистая,

Ёлочка зелёная.

Светится, искрится,

Будто заколдована.

Огоньки сверкают,

Шарики звенят,

Будто приглашают

В хоровод ребят.

Воспитатель предлагает полюбоваться елочкой, сказать ей добрые, ласковые слова и попробовать нарисовать ее портрет, а на Новый год подарить наши рисунки Дедушке Морозу.

Дети присаживаются за столы, воспитатель показывает последовательность и отдельные приемы работы:

- рисуем елочку по порядку: сначала прямой ствол (коричневого цвета), а потом по бокам ствола зеленые ветки – начинаем рисовать ветки сверху и «спускаемся вниз»: ветка справа – ветка слева, ветка справа – ветка слева, вот какая пышная зеленая елочка у нас получилась!

Перед началом работы разомнем наши пальчики.

 Пальчиковая гимнастика «На елке»

Мы на елке веселились,                 Ритмичные хлопки в ладоши.

Мы плясали и резвились.              Ритмичные удары кулачками.

После добрый Дед Мороз            «Шагают» средним и указательным

Нам подарки принес.                    пальцами по столу.

Дал большущие пакеты,               «Рисуют» руками большой круг.

В них же – вкусные предметы:     Ритмичные хлопки.

Конфеты в бумажках синих,                  Загибают на обеих руках по одному

Орешки рядом с ними,                           пальчику, начиная с большого.

Груша, яблоко, один

Золотистый мандарин.

(Дети начинают рисовать, воспитатель следит, что бы все правильно сидели, спинки ровные, правильно держали кисточку)

Пока детские рисунки подсыхали, детям было предложено вспомнить песню «В лесу родилась елочка»и поводить хоровод.

Дети возвращаются на рабочие места и предлагается украсить  елочку игрушками, на столах лежат нарезанные кружки разного цвета, дети самостоятельно украшали елочки, наклеивая игрушки-шары.

Фоном детского творчества звучит аудиозапись песни «Маленькой елочке…»

Тема «Серпантин танцует»

Воспитатель приносит детям сундучок и говорит, что это волшебный сундучок, в нем лежат волшебные ленточки. Послушайте стихотворение В. Шипуновой «Серпантин»:

Вьётся серпантин, летает,

Вьётся-развивается.

С люстры серпантин свисает,

Над столом качается.

То как змейка шейку выгнул,

То на ёлочку запрыгнул.

Серпантин везде-везде:

У Мороза в бороде

Он колечками свернулся,

На мешок подарков сел,

Яркой лентой обернулся

У Снегурочки в косе.

Воспитатель бросает 2-3 колечка серпантина разного цвета так, чтобы ленты свисали с светильников или тор и оставались в поле зрения детей. Просит детей «нарисовать» серпантин в воздухе – сначала пальчиком, затем кисточкой. «Дирижирует», раскрепощая и разнообразя движение детей, комментирует: «волны низкие», «волны высокие», круги, улитки, облака, вьюги-завихрухи… вот как красиво танцуют наши кисточки! Воспитатель приглашает детей вместе нарисовать несколько ленточек серпантина.

Затем детям предлагает взять листы бумаги и нарисовать серпантин красками. Воспитатель напоминает, что кисточка любит «пить» - тогда очень быстро и весело рисует, поэтому ее нужно почаще смачивать водой. На одном листе можно нарисовать много-много ленточек серпантина разного цвета!

Пальчиковая гимнастика «Новый год»

Наступает Новый год!                     хлопаем в ладоши

Дети водят хоровод.               кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу

Висят на елке шарики,                  поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар

Светятся фонарики.                  фонарики

Вот сверкают льдинки,         сжимать и резко разжимать кулаки по очереди

Кружатся снежинки.                  легко и плавно двигать кистями

В гости дед Мороз идет,           пальцы шагают по коленям или по полу

Всем подарки он несет.                  трем друг об друга ладони

Чтоб подарки посчитать, Будем пальцы загибать:        

хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем

1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О.          по очереди массажируем каждый палец

После того как дети нарисовали свои работы, воспитатель детям раздает колечки серпантина и все вместе подбрасывают их вверх, получается красивый «салют» и так несколько раз.

Тема «Новогодние игрушки»

Воспитатель приглашает в группу детей, на небольшом столике стоит елочка накрытая чехлом и говорит: «к нам в садик пришла гостья, отгадайте загадку и скажите что это

Один раз в году одевают наряд

 Из бус разноцветных, шаров и гирлянд.

 Сверкают огнями цветные иголки,

 Как звать тех красавиц, скажите мне?

(Елки)

Стою в тайге на одной ноге,

 Сверху шишки, снизу мишки,

 Зимою и летом зеленого цвета,

 Платьице в иголках, а называюсь ...

(Елка)

Правильно! Воспитатель снимает чехол и дети рассматривают елочку.

Ребята, но наша елочка очень-очень грустная, как вы думаете почему? (нет игрушек, ведь скоро новый год)

Где же нам взять игрушки? (купить в магазине, из дома принести и т.п.)

Но нам нужно елочку сегодня украсить, как же нам быть?

А можем мы сами смастерить игрушки? (да)

А из чего мы их можем смастерить? (из бумаги, нарисовать, слепить, повесить конфеты, яблоки ….)

Давайте подумаем, из бумаги что мы можем сделать?

А нарисовать какие игрушки?

А слепить из чего? (из пластилина) а каким образом? На что могут быть похожи игрушки? Какой формы? Цвета? А чем можно украсить игрушки?

А еще можно лепить игрушки из теста и вот сегодня мы попробуем это сделать!

Воспитатель читает детям стихотворение «Пряничные человечки» (из шведской народной поэзии)

Нас трое. Мы явились

Из пряничной страны:

На нас рубашки сладкие

И сладкие штаны.

Мы пробыли сегодня

В дороге целый день.

У нас глаза-изюминки

И шапки набекрень.

Нас трое человечков,

Мы в гости к вам пришли,

Но пряничного козлика с собой не привели.

Ему не захотелось

Из печки вылезать.

Просил он вам горячий

Привет свой передать.

Воспитатель показывает детям три фигурки разной формы, вылепленные накануне из соленого теста: яблоко, шишку и улитку. (с петельками-подвесками) Просит угадать, что на что похоже. Поясняет, что это елочные украшения, и предлагает слепить свои игрушки для новогодней елки. Показывает шар из теста и подсказывает, что он может превратиться в разные игрушки: мяч, яблоко, мандарин, нарядный шарик и т.д. Затем показывает конус и помогает «увидеть» в этой обобщенной форме морковку, шишку, сосульку, ягодку. Наконец, демонстрируя спираль вызывает ряд ассоциаций – улитка, бублик, крендель, цветок и т.д.

Пальчиковая гимнастика – «Сидит белка на тележке»

 Сидит белка на тележке,

Продает она орешки.

 (Дети хлопают в ладоши и попеременно ударяют кулачок о кулачок)

 Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

 (Дети загибают пальчики)

Дети берут кусочки теста и начинают лепить елочные игрушки.

После того как игрушки высохли, детям предлагают раскрасить игрушки.

 После занятия, воспитатель раскатывает тесто скалкой в пласт высотой 1,5-2 см. и оставляет на столе, рядом выкладывает формочки для выпечки и предлагает детям вырезать фигурки, которые тоже могут стать елочными игрушками.

После того, как игрушки готовы, дети берут и украшают елочку, вешают на нее поделки, а так же сладости – конфеты.

Встают в круг и водят хоровод «В лесу родилась елочка….»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Деревья - Земли украшенья"

Лес – наше богатство. Эту фразу мы слышим регулярно. Но при этом не осознаем, что любое богатство, если его не приумножать, рано или поздно иссякнет. В настоящее время особенно остро стоит вопро...

Детский проект Успенский собор - украшение нашего города

Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтом...

Экологический проект "Берегите первоцветы-украшение планеты" в подготовительной группе

Экологический проект "Берегите первоцветы-украшение планеты" в  подготовительной группе...

Экологический проект «Берегите первоцветы – украшение планеты»

Формирование у детей старшего дошкольного возраста  экологически грамотного поведения в природе весной, понимать значение и необходимость сохранять первоцветы своего города и ближайшего окружения...

«Новогодние украшения» Фото отчёт о новогодних украшениях, сделанных родителями к Новому году

laquo;Новогодние украшения»Фото отчёт о новогодних украшениях, сделанных родителями к Новому году...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ручному труду бумажной пластики. Изготовление новогодних украшений .Специфика приемов обучения ручному труду детей с общим нарушением речи . «Тема НОД- Новогоднее украшение для елочки»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ручному труду бумажной пластики. Изготовление новогодних украшений .Специфика приемов  обучения ручному труду детей с общим нарушением реч...

Проект «Создание новогодних украшений с использованием техники моделирования 3D ручкой, как способ развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

Проект«Создание новогодних украшенийс использованием техники моделирования 3D ручкой,как способ развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»....