Ознакомление с гончарным ремеслом на Кубани
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Енгибарян Ирина Александровна

. Приобщать к народным ремеслам посредством изготовления посуды  из глины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл goncharnoe_remeslo.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по   познавательно-речевому  и художественно-эстетическому развитию детей старшего возраста

  Тема: «Ознакомление с гончарным ремеслом на Кубани».

Цель: Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, через ознакомление дошкольников с традиционной культурой кубанского казачества. Формировать знания о гончарном ремесле.

Пробуждать интерес к труду народных мастеров. Приобщать к народным ремеслам посредством изготовления миски  из глины.

Вызвать у детей положительный эмоциональный отклик  от соприкосновения с прекрасным.

Задачи:

- расширять знания детей об устройстве быта предков.

- познакомить с глиной, её свойствами; гончарным  ремеслом.

- обогатить детский словарный запас народных терминов: горшок, гончар, глечик, миска, чугунок;

- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

-  воспитание ценностного отношения к собственному труду, и труду других людей и его результатам; ОБЖ

Совершенствовать  умения лепить из глины. Закреплять  приемы лепки. Формировать навык  аккуратной работы

Материал: современная и старинная посуда, глина, её образцы (белая, желтая, синяя), вода,  фартуки, глиняные  игрушки; черепки

Предварительная работа: Сюжетно–ролевые игры в казачьей хате. Чтение сказки «Горшочек, вари!» Д/И «Из чего сделано». Наблюдения на прогулке, игры с песком. Лепка.

Интеграция ОО: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество» «Социализация»,  «Чтение художественной литературы», «Музыка»,     «Труд», «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность»

          Методы и приемы: наглядность, использование народной атрибутики, экспериментирование (эвристический, практический), словесный, продуктивная деятельность.

                                   

                               Ход НОД.

  Организационный момент.  

   Педагог в казачьем костюме, приглашает ребят к столу (перед ними накрыты два стола: 1- с современной посудой, другой – со стариной казачьей).

- Ну, ребята, за какой бы стол вы хотели бы присесть? /Дети отвечают на вопрос/

- Сегодня, парубки да девчата, познакомлю я вас со старинной казачьей посудой и замечательным мастером изготавливающим её.

 Хозяюшка в дому, что оладушек в меду:

Она прибирает, она подавает,

Одним-одна за всех отвечает.

Ой, ты печка-сударыня,

Помоги нам, барыня:

Ты, свари, испеки,

Обогрей, освети,

Полечи и спаси,

В дом богатство принеси.

   Казачка открывает заслонку  печи и вынимает  горшок. Это ребята старинный  предмет,  ни одна хозяйка на Кубани не могла обойтись без него при  приготовлении  пищи: каши гречневой и пшеничной, кулеша, лапши, картошки, гороха, мамалыги  и др. блюд.  А можно, ли вынимать  его сразу из печи  голыми  руками?/   Нет/ Почему?

-  А сейчас, ребята, обратите внимание вот на эти  изделия: показывает глечик, кувшин, миску.  Как вы думаете, из какого же материала  они сделаны? /из глины / А  кто знает, как называется профессия человека работающего с глиной.

- Правильно, ребята, это посуда глиняная и изготавливает  её гончар  –  глиняная посуда, использовалась  для хранения и приготовления пищи, так как была самой доступной и обладала волшебными свойствами.  Пища  в ней   долго не портилась, оставалась свежей и вкусной.  А, давайте ка, вместе с моей доченькой Оксиньей поиграем  с глиной и все про неё узнаем!

Эксперимент.

Рассматривают образцы глины, погружают в воду, наблюдают, пробуют на прочность черепки посуды,  растворяют  глину.  Вместе с педагогом делают вывод.

- Ну что, ребята,   теперь вы понимаете, почему использовали глину в изготовлении посуды? - А, ну ка, Оксинья, напомни мне, какие волшебные свойства есть у глины?/ребята помогают/прочная, не пропускает воду, эластичная, полезная, легко добыть. - А еще ребята, Оксинья говорит, что слышала, что глину применяют даже в медицине.

Д/И «Выбери изделия из глины»

- Кто из вас знает, как называют  мастера работающего  с глиной? -  Мастера, который лепит из глины посуду, называют гончар. Он вкладывает много сил и душу в свои изделия. Они для него как живые. Об этом говорят названия частей кувшина (показ): тулово, шейка, горлышко, носик, ручка.

Послушайте стихотворение:

Мастера не любят скуки,

Целый день в работе руки.

Лепят все: горшки и кружки,

Миски, глечики,  игрушки.

Все стоит на полках в ряд –

Дружный глиняный отряд.

Минутка здоровья – пальчиковая гимнастика.(развитие мышления, координации)

Давайте и мы свами составим наши глиняные изделия на полку в таком порядке как в стихотворении./горшок, кружка, миска, игрушка, глечик, кувшин./

- Правильно, молодцы! Ну, а для того, чтобы лучше запомнить эти названия поиграем в игру. Перед вами конверты с осколками глиняной посуды. Вам нужно будет их собрать, чтобы узнать, что это за предмет.

Д/И «Собери предмет» - разрезные картинки, развивает внимание, фантазию, воображение, умение создавать целое из частей.

Дети вылепливают из глины  посуду вместе  Оксиньей, закрепляя знания на практике.

Продуктивная деятельность  «Маленькие гончары»

Используя приемы лепки,  и учитывая специфику материала, воспитанники вылепливают миску.

Устраивается выставка работ. Изделия выставляются на подоконник для сушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление с гончарным ремеслом на Кубани

Занятие позволит дать представление детям о гончарном ремесле на Кубани....

Презентация проекта “Гончарное ремесло на Кубани”.

Формирование интереса к культуре и традициям казачества у детей дошкольного возраста через знакомство с гончарным ремеслом на Кубани....

презентация проекта "Гончарное ремесло на Кубани"

Проект  направлен на нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста....

Непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению детей с миром профессий «Знакомство с гончарным ремеслом»

Непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению детей с миром профессий «Знакомство с гончарным ремеслом»...

Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром "Мини-музей "Чудеса из глины." Гончарное ремесло"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром ""Мини-музей "Чудеса из глины". Гончарное ремесло"....

Нравственно-патриотическое воспитание детей старших дошкольников через ознакомление с народными промыслами России – гончарным ремеслом.

Гончарное дело – это вид декоративно–прикладного искусства, позволяющее соприкоснуться с культурным наследием русского народа, почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою ст...