Ознакомление с гончарным ремеслом на Кубани
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме
. Приобщать к народным ремеслам посредством изготовления посуды из глины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
goncharnoe_remeslo.docx | 19.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
по познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию детей старшего возраста
Тема: «Ознакомление с гончарным ремеслом на Кубани».
Цель: Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, через ознакомление дошкольников с традиционной культурой кубанского казачества. Формировать знания о гончарном ремесле.
Пробуждать интерес к труду народных мастеров. Приобщать к народным ремеслам посредством изготовления миски из глины.
Вызвать у детей положительный эмоциональный отклик от соприкосновения с прекрасным.
Задачи:
- расширять знания детей об устройстве быта предков.
- познакомить с глиной, её свойствами; гончарным ремеслом.
- обогатить детский словарный запас народных терминов: горшок, гончар, глечик, миска, чугунок;
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, и труду других людей и его результатам; ОБЖ
Совершенствовать умения лепить из глины. Закреплять приемы лепки. Формировать навык аккуратной работы
Материал: современная и старинная посуда, глина, её образцы (белая, желтая, синяя), вода, фартуки, глиняные игрушки; черепки
Предварительная работа: Сюжетно–ролевые игры в казачьей хате. Чтение сказки «Горшочек, вари!» Д/И «Из чего сделано». Наблюдения на прогулке, игры с песком. Лепка.
Интеграция ОО: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество» «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Труд», «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность»
Методы и приемы: наглядность, использование народной атрибутики, экспериментирование (эвристический, практический), словесный, продуктивная деятельность.
Ход НОД.
Организационный момент.
Педагог в казачьем костюме, приглашает ребят к столу (перед ними накрыты два стола: 1- с современной посудой, другой – со стариной казачьей).
- Ну, ребята, за какой бы стол вы хотели бы присесть? /Дети отвечают на вопрос/
- Сегодня, парубки да девчата, познакомлю я вас со старинной казачьей посудой и замечательным мастером изготавливающим её.
Хозяюшка в дому, что оладушек в меду:
Она прибирает, она подавает,
Одним-одна за всех отвечает.
Ой, ты печка-сударыня,
Помоги нам, барыня:
Ты, свари, испеки,
Обогрей, освети,
Полечи и спаси,
В дом богатство принеси.
Казачка открывает заслонку печи и вынимает горшок. Это ребята старинный предмет, ни одна хозяйка на Кубани не могла обойтись без него при приготовлении пищи: каши гречневой и пшеничной, кулеша, лапши, картошки, гороха, мамалыги и др. блюд. А можно, ли вынимать его сразу из печи голыми руками?/ Нет/ Почему?
- А сейчас, ребята, обратите внимание вот на эти изделия: показывает глечик, кувшин, миску. Как вы думаете, из какого же материала они сделаны? /из глины / А кто знает, как называется профессия человека работающего с глиной.
- Правильно, ребята, это посуда глиняная и изготавливает её гончар – глиняная посуда, использовалась для хранения и приготовления пищи, так как была самой доступной и обладала волшебными свойствами. Пища в ней долго не портилась, оставалась свежей и вкусной. А, давайте ка, вместе с моей доченькой Оксиньей поиграем с глиной и все про неё узнаем!
Эксперимент.
Рассматривают образцы глины, погружают в воду, наблюдают, пробуют на прочность черепки посуды, растворяют глину. Вместе с педагогом делают вывод.
- Ну что, ребята, теперь вы понимаете, почему использовали глину в изготовлении посуды? - А, ну ка, Оксинья, напомни мне, какие волшебные свойства есть у глины?/ребята помогают/прочная, не пропускает воду, эластичная, полезная, легко добыть. - А еще ребята, Оксинья говорит, что слышала, что глину применяют даже в медицине.
Д/И «Выбери изделия из глины»
- Кто из вас знает, как называют мастера работающего с глиной? - Мастера, который лепит из глины посуду, называют гончар. Он вкладывает много сил и душу в свои изделия. Они для него как живые. Об этом говорят названия частей кувшина (показ): тулово, шейка, горлышко, носик, ручка.
Послушайте стихотворение:
Мастера не любят скуки,
Целый день в работе руки.
Лепят все: горшки и кружки,
Миски, глечики, игрушки.
Все стоит на полках в ряд –
Дружный глиняный отряд.
Минутка здоровья – пальчиковая гимнастика.(развитие мышления, координации)
Давайте и мы свами составим наши глиняные изделия на полку в таком порядке как в стихотворении./горшок, кружка, миска, игрушка, глечик, кувшин./
- Правильно, молодцы! Ну, а для того, чтобы лучше запомнить эти названия поиграем в игру. Перед вами конверты с осколками глиняной посуды. Вам нужно будет их собрать, чтобы узнать, что это за предмет.
Д/И «Собери предмет» - разрезные картинки, развивает внимание, фантазию, воображение, умение создавать целое из частей.
Дети вылепливают из глины посуду вместе Оксиньей, закрепляя знания на практике.
Продуктивная деятельность «Маленькие гончары»
Используя приемы лепки, и учитывая специфику материала, воспитанники вылепливают миску.
Устраивается выставка работ. Изделия выставляются на подоконник для сушки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление с гончарным ремеслом на Кубани
Занятие позволит дать представление детям о гончарном ремесле на Кубани....
Презентация проекта “Гончарное ремесло на Кубани”.
Формирование интереса к культуре и традициям казачества у детей дошкольного возраста через знакомство с гончарным ремеслом на Кубани....
Конспект в старшей группе детского сада " Ознакомление с гончарным ремеслом"
Какие профессии были в Древней Руси...
презентация проекта "Гончарное ремесло на Кубани"
Проект направлен на нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста....
Непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению детей с миром профессий «Знакомство с гончарным ремеслом»
Непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению детей с миром профессий «Знакомство с гончарным ремеслом»...
Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром "Мини-музей "Чудеса из глины." Гончарное ремесло"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром ""Мини-музей "Чудеса из глины". Гончарное ремесло"....
Нравственно-патриотическое воспитание детей старших дошкольников через ознакомление с народными промыслами России – гончарным ремеслом.
Гончарное дело – это вид декоративно–прикладного искусства, позволяющее соприкоснуться с культурным наследием русского народа, почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою ст...