Конспекты занятий по лепке в первой младшей группе
план-конспект занятия по аппликации, лепке (младшая группа) по теме
Л Е П К А
О К Т Я Б Р Ь
1.Занятие (4).
«Покормим птиц»
Программное содержание. Знакомить детей с пластилином и его свойствами; научить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Материал. Пластилин, поднос или подкладная доска, влажные тряпочки, игрушечные птицы.
Прием лепки. Отщипывание.
Методика проведения занятия. Начните занятие с игры. Покажите игрушечных птиц, продемонстрируйте, как они летают и прыгают. Предложите покормить их крошками.
Раздайте детям небольшие кусочки пластилина - это «хлеб». Покажите, как можно отщипывать от куска маленькие кусочки — это «крошки». Предложите малышам отщипывать крошки и складывать их на поднос или доску, чтобы получилось много «крошек».
Обыграйте результат работы детей — покажите, как птицы клюют крошки, благодарят детей.
^
«Столбики» или «Палочки»
Программное содержание. Учить детей отрывать маленькие комки глины от большого, раскатывать их в длину вначале ладошкой на доске, а затем между ладонями.
Материал. Ком глины цилиндрической формы на доске, влажная тряпочка, палочки для рассматривания.
Методические приемы. Показать, как отщипнуть кусочек глины и раскатать его в длину вначале на доске, а затем между ладонями.
^
«Забор» или «Лесенка»
Программное содержание. Закреплять умение раскатывать глину; учить детей накладывать раскатанные палочки одна на другую; узнавать в комбинации форм знакомые предметы, называть их, играть с ними.
Материал: Ком глины цилиндрической формы на доске, влажная тряпочка, игрушки для рассматривания.
Методические приемы. Показать, как отрывать куски глины, раскатывать между ладонями и складывать в виде лесенки, забора.
^
«Заборчик для избушки»
Программное содержание. Развивать у детей сюжетно-игровой замысел, раскатывать комочки глины прямыми движениями (столбики).
Материал. Игрушка, глина, дощечки.
Предварительная работа. Рассмотреть картинки с изображением заборчика, рассказать сказку, потешку о петушке.
Методика проведения занятия. Воспитатель вносит избушку, в которой живет петушок. Ставит избушку на столик: «Чтобы петушка не утащила лиса, сделаем заборчик из бревнышек. Давайте сделаем столбики». Дети раскатывают глину. Из получившихся столбиков педагог делает заборчик, ставит его около избушки, загораживая петушка (см. форзац в начале книги).
^
"Столбики дли заборчика»
Программное содержание. Лепить удлиненные формы — палочки, из них составлять с помощью воспитателя (сотворчество) простейшие изображения.
Материал. Глина, дощечки, макет избушки, игрушки.
Методика проведения занятия. Воспитатель заранее берет елочки — пирамидки, из плотного картона делает фасад домика-избушки, фигурки зайчика, волка, петушка или вместо них берет мелкие игрушки — животных. С детьми проводится игра. Педагог ставит на столе, чтобы всем детям было видно, фасад избушки с декоративной росписью, около нее елочки. Получается простая композиция. «В домике живет петушок, — говорит воспитатель. — Вдруг из-за домика появился зайчик, он заглянул в окошко, прислушался. Из-за елочки выглянул серый волк, увидел петушка, хотел его поймать. Ребята, давайте мы сейчас сделаем из столбиков заборчик, чтобы волк не поймал петушка». Дети раскатывают в ладонях небольшие палочки из глины или пластилина. Вначале воспитатель показывает, как это надо делать. Дети раскатывают комочки и получают столбики. Воспитатель делает из них заборчик: «Теперь волк не сможет поймать петушка». Дети довольны. После занятия они могут самостоятельно продолжить игру с этими игрушками.
^
«Цветные карандаши»
Программное содержание. Учить детей отщипывать небольшие комочки пластилина, раскатывать их между ладонями прямыми движениями. Учить работать аккуратно, класть готовые изделия на доску. Вызывать желание лепить.
Материалы к занятию. Пластилин, доски, коробка для карандашей.
Методика проведения занятия. Предложить детям слепить разноцветные карандаши. Показать, как отщипнуть комочек пластилина, раскатать прямыми движениями. Предложить всем детям повторить движение раскатывания руками в воздухе. Детям, у которых оно не будет получаться, показать, взяв их руки в свои.
Н О Я Б Р Ь
^
«Самолет»
Программное содержание. Учить детей из готовых палочек составлять самолет; играть с ним подражая звуку летящего самолета: «р-р-р-р»; закреплять умение раскатывать глину в длину; воспитывать самостоятельность.
Материал. Ком глины шарообразной формы, доска, влажная тряпочка, игрушка для рассматривания, место для игры на столе.
Методические приемы. Рассматривание в игровой ситуации игрушки — самолета; показ последовательности изготовления самолета; пояснение (без показа) способа раскатывания глины; рассматривание работ детей в игре «Аэродром».
^
«Самолет»
Программное содержание. Продолжать учить детей раскатывать на дощечке движениями вперед — назад пластилиновые столбики и соединять их. Учить детей сопровождать слова стихотворения соответствующими движениями. Развивать внимание.
Материал. Картинки с изображением самолета, машины и корабля.
Пластилин, картонка-подставка для готовой поделки, дощечка для моделирования.
Методика проведения занятия. Разложите на большом столе картинки с изображением самолета, машины и корабля.
Поиграйте с ребятами в игру «Чего не стало?»: дети закрывают глаза, а вы убираете одну из трех картинок. В последнюю очередь уберите самолет.
Предложите ребятам слепить самолет: отщипнуть кусок пластилина, скатать из него между ладоней шарик, а потом на дощечке раскатать столбик. Таким же образом надо сделать второй столбик и немного расплющить его — это будут крылья. Затем покажите, как нужно прикрепить расплющенный столбик сверху на первый столбик перпендикулярно (крест-накрест). Можно загнуть хвост самолета.
Получившиеся самолеты расположите на маленьких картонках-подставках.
^
«Самолет»
Программное содержание. Учить лепить предмет, состоящий из двух частей одинаковой формы, из удлиненных кусков глины. Закреплять умение делить ком глины на глаз на две равные части, раскатывать его продольными движениями ладоней и сплющивать между ладонями для получения нужной формы. Вызвать радость от созданного изображения.
Материалы к занятию. Игрушка самолет. Глина.
Методика проведения занятия. Рассмотреть игрушку самолет. Назвать части: корпус, крылья. Поговорить с детьми о том, как можно слепить части самолета, предложить показать прием раскатывания глины движением рук в воздухе. В конце занятия отметить, у кого получились хорошие самолеты, разрешить детям поиграть с ними.
^
Лепка по желанию
Программное содержание. Вызвать у детей желание лепить из глины, создавать изображения предметов из раскатанных столбиков глины, называть их, обыгрывать.
Материал. Ком глины шарообразной формы, доска, влажные тряпочки, игрушки для создания интереса к работе и выбора темы
Методические приемы. Рассматривание нескольких игрушек и рассказ о них с вопросом «Что вы хотите вылепить?», рассматривание детской лепки в игре («Самолет полетел на аэродром, пусть там сядет», «Забор поставь около домика», «На лестнице пусть сидит птичка»); игровую ситуацию создает воспитатель, интересно рассказывает о всех детских работах, предлагает поставить их туда, где стоят такие же игрушки.
^
«Шарики»
Программное содержание. Учить детей лепить круглые предметы, скатывая кругообразными движениями ладоней шарики, играть с ними.
Материал. Комки глины в виде шара, доски, влажные тряпочки, игрушки-шарики и горка для их прокатывания.
Методические приемы. Игра с шариками-игрушками; показ способа скатывания шара из глины; обыгрывание глиняных шариков, прокатывание их по горке или через воротца.
^
« Погремушки»
Программное содержание. Учить детей лепить игрушку из шарика и палочки; закреплять навык скатывания и раскатывания глины между ладонями.
Материал. Комок глины в виде шара, доски, влажные тряпочки, игрушки каждому ребенку.
Методические приемы. Игра с погремушками, обследование игрушки во время игры; показ способа ее лепки; рассматривание лепки в игровой ситуации «Погреми своей игрушкой».
^
«Орешки»
Программное содержание. Закреплять знания о форме разных предметов. Упражнять в лепке предметов круглой формы приемом раскатывания глины кругообразными движениями.
Материалы к занятию. Орехи, глина, доски.
Методика проведения занятия. Рассмотреть орешки и спросить детей, как нужно их лепить, предложить всем показать в воздухе движения раскатывания. Спросить, что круглое они уже лепили. Предложить слепить много маленьких круглых орешков.
Д Е К А Б Р Ь
^
Лепка по желанию
Программное содержание. Развивать у детей самостоятельность в лепке; закреплять умение скатывать и раскатывать глину, узнавать в своей лепке знакомые образы, называть их.
Материал. Глина любой формы, доски, влажные тряпочки, игрушки, коробки, корзинка и блюдо для готовых работ.
Методические приемы. Подготовить заранее место для лепки: коробочку для «карандашей», корзинку для «мячиков», полочку для игрушек, блюдо для «конфет» и «яблок»; рассмотреть все работы и рассказать о них детям (где лежат, какие красивые).
^
«Сделаем норку для мышки»
Программное содержание. Познакомить детей со свойствами глины (она мягкая, в нее можно вдавливать ямки).
Материал. Ком глины шарообразной формы на доске или пластике, влажная тряпичка, игрушки для обыгрывания (мышка).
Методические приемы. Показать детям, как можно пошлепать по глине, вдавливать пальцами.
^
«Снеговик»
Программное содержание. Учить детей составлять из простых форм (шариков) и дополнительного природного материала забавный образ снеговика; закреплять умение делить ком глины на большой и маленький и скатывать шар в ладонях.
Предварительная работа. До занятия понаблюдать за старшими детьми, как они лепят снеговика.
Материал: ком глины любой формы, доски, влажные тряпочки, природный материал (горошинки для глаз, соломинки для носа), игрушки для рассматривания и обыгрывания готовых детских работ (снеговик и елочка).
Методические приемы. Рассматривание игрушки-снеговика и показ способа его лепки; рассматривание детской лепки в игре «Снеговики водят хоровод вокруг елочки».
^
«Снеговик»
Программное содержание. Создавать у детей интерес к образу, учить раскатывать комочки глины круговыми движениями, соединять их вместе.
Материал. Игрушка снеговик, детские рисунки, склеенные в виде ширмы, краски, кисти.
Предварительная работа. Игры со снегом, лепка снежных комочков, рассматривание иллюстраций.
Методика проведения занятия. Воспитатель использует игровые приемы — игрушка снеговик появляется из-за ширмы (детские рисунки): «Меня слепили из снега. Я хочу, чтобы вы слепили много снеговиков, они будут моими друзьями». Воспитатель показывает приемы раскатывания шарика в ладонях. Дети лепят комочки, соединяют их вместе. В конце занятия дети рассматривают получившихся снеговиков, их расставляют вокруг большого снеговика.
^
«Ёлочка»
Программное содержание. Учить детей составлять елочку из раскатанных из глины столбиков: один столбик на середине, другие — справа и слева, наклонно; закреплять умение раскатывать глину в длину между ладонями.
Материал. Игрушка-елочка, глина, доски, влажные тряпочки, плитки для раскладывания на них столбиков в виде елочки.
Методические приемы. Загадка о елочке; рассматривание игрушки-елочки; показ способа составления елочки из столбиков глины, рассматривание детской лепки на столе («У кого елочка самая пушистая, больше веточек на ней?»).
Примечание. Задания типа: «Елочка, украшенная шариками», «Домик», «Самолет» и др.— для лепки из раскатанных в длину столбиков глины планируются в течение января. После каждой лепки по заданию планируется лепка по желанию.
^
«Бублики»
Программное содержание. Продолжать знакомить с материалом, учить свертывать палочку в кольцо (соединять концы, плотно прижимая их друг к другу). Закреплять умение раскатывать глину прямыми движениями, пользоваться материалом аккуратно. Развивать образное восприятие.
Материал. Глина, доски, влажные тряпочки.
Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми бублик. Предложить каждому слепить такой же. Вызвать кого-нибудь из детей показать, как вначале слепить большую толстую колбаску, потом свернуть ее в кольцо и скрепить два конца, плотно прижав их друг к другу. В процессе лепки обращать внимание на приемы, которые используют дети.
Я Н В А Р Ь
2 и 3 Занятие (6)
«Цыпленок» или «Птичка»
Программное содержание. Вызвать у детей желание вылепить маленького круглого цыпленка, скатывая шарики, накладывая один на другой, глаза — горошинки, хвостик — перышко, учить прищипывать пальцами, делая клюв.
Материал. Глина, доски, влажные тряпочки, природный материал: горошинки, перышки или соломинки, игрушки, место для обыгрывания работ.
Методические приемы. Загадка о цыпленке, вместо отгадки показать игрушку-цыпленка, рассмотреть его, посадить к игрушке-курочке и предложить детям вылепить для курочки много цыплят; показ способа лепки, сопровождаемый вопросами («Что я вылепила круглое — туловище, а маленький шарик — это голова, это глаза; он сразу увидел маму-курицу. Чем он ей помахал? Хвостиком (или крылышками)»); рассматривание детской лепки в игре «Где мои цыплятки, где мои ребятки?».
^
«Птичка»
Программное содержание. Создать из двух округлых форм фигурку птички, соединить части, лепить прищипыванием клюв, хвост.
Материал. Глина, доски, влажные тряпочки, игрушка птичка.
Методика проведения занятия. Воспитатель показывает игрушку, весело поет песню «Птичка» (слона Н.Найденовой, музыка Т. Попатенко):
«Маленькая птичка Маленькая птичка
Прилетела к нам, к нам, к нам. Зернышки клюем, клюет,
Маленькой птичке Маленькая птичка
Зернышек я дам, дам, дам. Песенки, поет»
На слова «зернышки клюет, клюет» воспитатель постукивает клювом птички по своей ладони — кормит ее, затем незаметно прячет игрушку — птичка улетает.
Педагог предлагает всем детям вылепить птичку и самим покормить ее зернышками, напоминает, что лепить надо из двух шариков (голова и туловище), клюв и хвост делают приемом прищипывания.
После того как дети выполнят задание, воспитатель вновь поет песенку. Дети подпевают ему, играют с птичками, кормят их зернышками. «Птички к нам прилетели и остались с нами жить», — говорит воспитатель и предлагает всем детям посадить птичек на одну общую подставку.
^
Лепка. «Птички и кормушки»
Программное содержание. Продолжать учить лепить дискообразную форму путем расплющивания шара между ладонями; учить лепить птичку, акцентируя их внимание на том, что при соединении головы и туловища надо плотно прижимать одну часть к другой и кончиками пальцев оттягивать от основной формы.
Материал. Птичка-игрушка, глина, доски.
Методика проведения занятия. Воспитатель предлагает детям вылепить кормушки и птичек.
Показ способа лепки кормушки нецелесообразен. Желательно только дать детям возможность рассмотреть кормушку на картинке.
Основное внимание воспитатель уделяет объяснению способа лепки птички.
Детям предлагается вылепить птичку из двух шариков. Необходимо показать им, как путем оттягивания глины от головы получить клюв, а путем оттягивания глины от туловища - хвост и крылья.
^
Лепка по желанию
Программное содержание. Воспитывать у детей самостоятельность в выборе темы и в создании выразительного образа с использованием природного материала; закреплять умение раскатывать и скатывать глину.
Материал: ком глины, доски, влажные тряпочки, природный материал: горошины, соломинки, травинки, палочки.
Методические приемы. Беседа с детьми о том, кто что хотел бы лепить. Если дети будут затрудняться, предложить посмотреть, какие игрушки стоят на столе и что для них можно вылепить; оценка детской лепки в игре «С какой игрушкой ты хотел бы поиграть?».
^
«Мишка-неваляшка»
Программное содержание. Упражнять в изображении предметов, состоящих из частей круглой формы, но разной величины. Отрабатывать прием скрепления частей.
Материал к занятию. Игрушка мишка-неваляшка, глина, доски.
Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми мишку-неваляшку. Уточнить форму и величину частей, их расположение. Спросить детей, как нужно лепить мишку. В процессе работы поощрять активность, самостоятельность, помогать тем детям, которые затрудняются, использовать напоминание, советы и в случае необходимости показ на отдельном кусочке глины. Всех вылепленных мишек собрать вместе, поставить в хоровод, спеть им песенку по желанию детей.
Ф Е В Р А Л Ь
^
«Колобок»
Программное содержание. Закреплять умение детей скатывать шар круговыми движениями между ладоней; учить доводить изделие до нужного образа с помощью дополнительного материала. Учить понимать содержание сказки. Развивать речь и мышление.
Материал. Резиновые или мягкие игрушки: заяц, волк, медведь, лиса.
Желтый пластилин, горох, фасоль, большая пуговица с ушком, дощечка для моделирования.
Предварительная работа. Прочитайте русскую народную сказку «Колобок».
Методика проведения занятия. В начале занятия расположите вместе с детьми героев сказки в нужном порядке (желательно, чтобы игрушки были соответствующего размера: заяц — самый маленький, медведь — самый большой).
Спросите у ребят: «Из какой сказки эти герои? Правильно, из сказки „Колобок». А кого не хватает, чтобы рассказать сказку? Конечно, самого Колобка!»
Предложите малышам скатать из пластилина шар между ладоней, воткнуть горошинки вместо носа и глаз.
Помогите каждому ребенку слепить из пластилина рот, прикрепить ножки из фасоли, надеть Колобку шляпу — пуговицу.
Инсценируйте сказку «Колобок», используя вылепленного Колобка и игрушки.
1.2 Занятие(1)
«Колобок»
Программное содержание. Учить детей передавать образ колобка пластическим способом, развивать сюжетно-игровой замысел.
Материал. Глина, дощечки, поднос.
Предварительная работа. Чтение сказки «Колобок». Рассматривание иллюстраций.
Методика проведения занятия. Воспитатель читает отрывок из сказки: «Покатился колобок в лес, ушел от бабушки и дедушки. Давайте, слепим колобка, положим на поднос, чтобы бабушка и дедушка обрадовались». Дети лепят (раскатывают шарик). Затем воспитатель с детьми рассматривают колобок-лепку.
^
«Зайка»
Программное содержание. Вызвать у детей интерес к забавному зайчишке (сидит, слушает длинными ушами); закреплять умение делить ком глины пополам, скатывать глину в шар, оставшуюся глину разделить еще раз пополам, скатать головку, оставшуюся глину разделить еще раз пополам, раскатать две палочки и прикрепить, как ушки, вместо глаз — горошины.
Материал. Глина, доски, влажные тряпочки, игрушки мелкие для обследования, большой заяц для создания игровой ситуации, место для обыгрывания детской лепки.
Методические приемы: рассматривание игрушки — зайца большого, а затем дать в руки для обследования маленькие пластмассовые игрушки, погладить головку, туловище, ушки, показать, как их вылепить; рассматривание детской лепки в игре с зайчиками и рассказ воспитателя о каждом (например: «Саша вылепил зайчика смешного, он прыгает, головка у него прочно прижата к туловищу, а ушки — непрочно; «Саша, прижми зайчику ушки покрепче, чтобы они не отламывались»).
^
По замыслу
Программное содержание. Развивать у детей желание лепить, находить сходство с предметами, персонажами, использовать полученные умения.
Материал. Глина (пластилин), дощечки.
Предварительная работа. Игры с шариками, пирамидками, матрешками. На прогулке узнавать по очертаниям сугробов, на что они похожи.
Методика проведения занятия. Воспитатель предлагает детям слепить кто что хочет. Помогает некоторым детям раскатывать комок в ладонях, использует знакомые приемы (сдавливание, сплющивание). В конце занятия вместе с детьми рассматривает работы, угадывает, на что похоже изображение, созданное ребенком.
^
«Пирожки»
Программное содержание. Делить комок глины на две части; передавать дискообразную форму, путем скатывания шара и сплющивания его между ладонями.
Материал. Глина, доски, влажные тряпочки.
Методика проведения занятия. Воспитатель берет комок глины, делает ритмичные движении руками, чтобы получилась круглую форма, и приговаривает: «Я пеку, пеку, пеку деткам всем по пирожку», затем сплющивает его между ладонями. Предлагает всем детям отделить от комка глины половину и лепить пирожки, в процессе лепки повторяй слова песенки «Я пеку, пеку, пеку». Дети выполняют такие же действия руками.
Все вылепленные пирожки воспитатель собирает на небольшой поднос (лучше жостовский). Все рассматривают пирожки, выбирают самые лучшие.
^
«Печенье»
Программное содержание. Учить детей раскатывать глину круговыми движениями, сплющивать шарик, сдавливая его ладонями. Воспитывать желание лепить. Продолжать отрабатывать навыки лепки.
Материалы к занятию. Печенье. Глина, доски.
Методика проведения занятия. Предложить детям слепить печенье для игры с куклами (в «магазин»). Рассмотреть его, уточнить форму: круглое, плоское. Спросить детей, как можно слепить печенье. Если никто не ответит, сказать, что сначала нужно скатать круглый шарик, а затем сдавить его ладошками. Показать, как это сделать. Детям, которые будут испытывать затруднения в сплющивании шарика, показать на отдельном комочке глины.
^
«Приглашаем мишку, зайку, лисичку в гости»
Программное содержание. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к персонажам, лепить угощение, используя полученные умения.
Материал. Игрушки, цветной пластилин, дощечки.
Предварительная работа. Рассмотреть с детьми книжку-игрушку «Маша обедает» С. Капутикян.
Методика проведения занятия. Воспитатель за кукольный столик рассаживает мишку, зайку, лисичку. Ставит посуду и спрашивает: «А где же угощение? Мы пригласили в гости мишку, зайку, лисичку, а забыли про угощение». Предлагает детям слепить конфеты, печенье, пирожки для гостей. Помогает тем, кто затрудняется лепить.
^
«Угощение для кукол, мишек, зайчиков, кроликов»
Программное содержание. Развивать умение выбирать из названного круга предметов содержание своей лепки. Воспитывать самостоятельность. Закреплять приемы лепки. Формировать желание лепить что нужно для игры. Развивать воображение.
Материал. Игрушки, цветной пластилин, дощечки.
Методика проведения занятия. Поговорить с детьми о том, что они любят гулять с куклами, ходить с ними в гости, угощать их. Предложить вылепить угощение для любимых кукол, мишек, зайчиков. Уточнить, что можно для них сделать. Поощрять самостоятельность выбора. В заключение отметить разнообразие вылепленного угощения.
М А Р Т
^
«Неваляшка»
Программное содержание. Научить детей действовать по поэтапному показу — скатывать из пластилина шарики и соединять их друг с другом в определенном порядке; закреплять знания детей о величине и пространственном расположении предметов; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Материал. Куски пластилина оранжевого или красного цвета: один большой (для туловища), другой поменьше (для головы), два маленьких кусочка (для рук), пластилиновые шарики черного, желтого и красного цвета (соответственно глаза, нос и рот, для последних деталей вместо пластилина можно использовать бусины); горох для «пуговиц» или другие подходящие материалы; игрушка — неваляшка; доски для моделирования.
Методика проведения занятия. Покажите детям неваляшку, предложите поиграть с ней.
Обратите внимание малышей на то, что неваляшка состоит из отдельных шариков разного размера, соединенных между собой в определенном порядке. Раздайте детям доски для моделирования и подготовленные кусочки пластилина и предложите слепить неваляшку.
Покажите детям, как это делается, объясняйте каждый этап работы, побуждая их повторять ваши действия. Сначала скатайте шарики из подготовленных кусочков пластилина (их можно скатывать в любом порядке). Когда все шарики будут готовы, предложите детям выбрать самый большой из них и попросите поставить его на дощечку. Затем предложите выбрать второй по величине шарик и попросите прикрепить его сверху (можно скреплять шарики, держа их в обеих руках). Оставшиеся маленькие шарики прикрепите с двух сторон — получатся руки. Затем раздайте детали для лица и покажите, как прикреплять глаза, нос и рот (чтобы детям было легче ориентироваться, можно наметить места для прикрепления деталей лица при помощи стеки). Затем раздайте по 2-3 горошины и предложите сделать пуговицы на животике у неваляшки. Готовые поделки обыграйте.
^
«Кукла-неваляшка» или «Чебурашка», «Собачка»
Программное содержание. Вызвать у детей желание лепить куклу-неваляшку (собачку, Чебурашку), придавать ей выразительность дополнением некоторых деталей: нарезанной соломкой, украсить платья, из семян сделать ушки; закреплять умение делить ком глины на большой и маленький, скатывать мелкие куски в шарики и соединять (платье и головку).
Материал: глина, доски, влажные тряпочки, соломка, крупные семена, игрушки для рассматривания и обыгрывания лепки.
Методические приемы. Рассматривание куклы в игровой ситуации, песенка или две — четыре строчки из стихотворений о названных игрушках; показ способа лепки; обыгрывание результатов лепки («Куклы-неваляшки—в подарок маме, они умеют танцевать и петь песенку», «Чебурашки все собрались и пришли в гости к крокодилу Гене»).
Примечание. В течение марта планируются эти две темы, а после каждой из них — лепка по желанию (тоже два занятия).
2. Занятие(1)
«Испечем ладушки»
Программное содержание. Вызывать у детей интерес к результату работы, учить аккуратно пользоваться глиной.
Материал. Книжка-игрушка, глина, дощечки, небольшой жостовский поднос.
Предварительная работа. Прочитать народные потешки.
Методика проведения занятия. Рассматривание книжки-игрушки «Про нашу Машу» (русские народные потешки) воспитатель связывает с тем, как Маша помогала бабушке печь пирожки-оладушки. Читает потешки. Показывает приемы лепки (раскатывание и сплющивание комочка). Предлагает детям, так же как и Маша, испечь оладушки (слепить их из глины). Поощряет действия детей. Собирает оладушки на жостовский поднос.
^
«Угостим кукол конфетами»
Программное содержание. Воспитывать у детей положительное, заботливое отношение к окружающим, учить аккуратно работать с глиной, раскатывать комочки.
Материал. Глина, дощечки, жостовские подносы.
Предварительная работа. Рассмотреть с детьми иллюстрации в книгах.
Методика проведения занятия. Воспитатель предлагает детям слепить конфеты и угостить кукол: «Конфеты любят все, и наши куклы тоже. Конфеты бывают разные (и круглые, и длинные, как палочки)». Педагог показывает приемы лепки, чтобы конфеты получились разные. На каждом столе детискладывают вылепленные конфеты на тарелочки или жостовские подносы. Затем угощают ими кукол.
^
«Праздничное угощение для кукол»
Программное содержание. Учить отбирать из полученных впечатлений, что можно изобразить в лепке. Упражнять в правильных приемах работы с глиной. Развивать воображение.
Материалы к занятию. Глина (разогретый разноцветный пластилин).
Методика проведения занятия. Поговорить с детьми о том, какое праздничное угощение можно слепить для кукол и как это сделать. Напомнить детям об аккуратном пользовании глиной, о лепке на доске. Спрашивать, кто что лепит.
^
«Витамины для куклы»
Программное содердание. Продолжать учить детей скатывать из пластилина шарики небольшого размера; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Материал. Пластилин разных цветов, разделенный на маленькие кусочки; прозрачная пластмассовая банка (с крышкой) с широким горлышком; настоящие витамины (можно использовать аскорбиновую кислоту в драже); игрушки.
Методика проведения занятия. Воспитатель предлагает детям поиграть в доктора. «Что дает доктор детям, чтобы они не болели и росли крепкими и здоровыми? Витамины. А теперь давайте приготовим витаминки для куклы». Педагог раздает детям кусочки пластилина, показывает, как скатывать шарики диаметром около 1 см.
«Вот какие получились у нас витамины! Давайте дадим их куклам.
Педагог организует игру. Затем дети складывают все шарики-витаминки в банку и закрывают крышкой.
^
«Грибок»
Программное содержание. Раскатывать в ладонях комочки глины, соединить их, развивать замысел.
Материал. Игрушки грибочки, корзинка, глина, доски.
Методика проведения занятия. Воспитатель подбирает игрушки: деревянные грибки, корзиночку, расставляет их на полу, собирает малышей вокруг себя и говорит: «Мы в лесок пойдем, мы грибок найдем». Вместе с детьми он ходит по группе (по лесу) и говорит: «Мы в лесок пришли, мы грибок нашли». Дети собирают грибы, кладут их в корзинку.
«Все грибы собрали, нет их больше в лесу. Давайте вылепим много грибов из глины», — говорит воспитатель. Дети садятся за столы, берут по два комочка, раскатывают их и соединяют. Тому, кто вылепил, можно дать еще глину и предложить слепить еще один грибок. «Как много получилось грибов! Давайте соберем их в корзину», — говорит воспитатель и просит каждого ребенка положить в нее свои грибы.
А П Р Е Л Ь
^
«Башенка»
Программное содержание. Учить детей из простых форм приемом сплющивания составлять башенку.
Материал. Пирамидка, глина, дощечки.
Предварительная работа. Игры с пирамидками.
Методика проведения занятия. Воспитатель показывает башенку, снимает с нее колечки, затем снова надевает. Предлагает детям слепить башенку. Показывает приемы сплющивания комочка. Малыши лепят, составляют башенки.
^
«Вот как мы умеем»
Программное содержание. Учить детей находить сходство с окружающими предметами, персонажами.
Материал. Глина, дощечки.
Предварительная работа. Игры с игрушками.
Методика проведения занятия. Воспитатель напоминает детям о том, что они научились лепить, предлагает каждому вылепить что-нибудь. В процессе лепки педагог индивидуально показывает приемы лепки, напоминает о знакомых предметах, которые лепили дети (конфеты, пирожки, оладушки, яблочки и т.д.).
^
Лепка по желанию
Программное содержание Развивать у детей воображение, дополняя простой вылепленный образ доступными средствами выразительности (природным материалом, речью, игрой); закреплять умение детей раскатывать и скатывать глину, накладывать одну часть на другую и прижимать.
Материал. Глина, дощечки.
Методические приемы. Вопросами вызвать у детей желание лепить («Чем бы вам хотелось поиграть? Можете ли вы вылепить это?»); напомнить, как можно лепить некоторые игрушки, предложить поиграть с ними. Для этого приготовить и дать настоящие игрушки: машинки, коробки, домик, кубики и др.
^
«Кошка» или «Мышка», «Собачка»
Программное содержание. Учить детей создавать выразительный образ кошки из глины и природного материала; закреплять умение скатывать глину в шарики (туловище и голова) и раскатывать в длину (хвостик) ладонями, прищипывать ушки, дополнять образ: горошины — глава, пластмассовый тонкий жгут — усы.
Примечание. Лепку животных лучше планировать после знакомства с ними на занятиях по ознакомлению с окружающим. После каждой лепки животных планируется занятие по желанию детей.
Материал. Глина, доски, влажные тряпочки, игрушка для рассматривания, мелкие пластмассовые игрушки для обследования, тонкий жгут пластмассовый (заранее нарезанный на короткие части); горошины (дают детям после того, как они вылепят туловище, голову и хвост); мягкий красивый коврик для «кошки с котятами».
Методические приемы. Рассматривание, обследование и игра с пластмассовыми игрушками (кошка): дети должны взять игрушку в руки и ощупать округлое туловище, круглую головку; показ крупной игрушки, у которой есть усы; рассматривание кошки, вылепленной воспитателем; указания, как ее лепить; оценка детской лепки в игре «Где мои ребятки, где мои котятки».
5. Занятие(8)
«Миски трех медведей»
Программное содержание. Учить детей лепить мисочки разного размера, используя прием раскатывания глины кругообразными движениями, учить сплющивать и оттягивать края вверх. Закреплять умение лепить аккуратно.
Материалы к занятию. Игрушечные медведи. Глина.
Методика проведения занятия. Показать детям трех мишек разной величины. Сказать, что это медведи из сказки. Предложить детям слепить миски: большую — Михаиле Ивановичу, поменьше — Настасье Петровне, маленькую — Мишутке. Объяснить, что вначале надо слепить лепешку (предложить кому-нибудь из детей слепить). Показать, как надо оттягивать края. Перед началом лепки всем детям напомнить, как надо разделить кусок глины, чтобы лепешки были разные по величине. В конце занятия дети сами относят миски каждому медведю и все вместе оценивают, правильно ли они расставлены.
М А Й
^
«Мисочка для собачки Жучки»
Программное содержание. Воспитывать у детей заботливое отношение к животному, лепить мисочку из комка, сплющивая его ладонями, делая углубление пальцем.
Материал. Игрушка, глина, дощечки.
Предварительная работа. Игры. Рассматривание картинок.
Методика проведения занятия. Воспитатель показывает игрушку собачку, говорит, что ее зовут Жучка, и поет песню «Жучка» Н. Кукловской. После этого обращается к детям: «Давайте покормим Жучку. А где же мисочка? Из чего мы будем кормить собачку. Нужно слепить мисочку». Показывает приемы лепки. Дети лепят. Воспитатель помогает некоторым сделать углубление на поверхности формы.
^
«Тарелочка с яблоками»
Программное содержание. Учить лепить плоские и круглые формы, использовать умения, полученные ранее, развивать самостоятельность.
Материал. Глина, дощечки.
Предварительная работа. Игры с куклами, шариками, рассматривание иллюстраций.
Методика проведения занятия. Учитывая уровень навыков, воспитатель дает детям простые и более сложные задания: одни лепят тарелочки, другие — яблоки. Если ребенок лепит и то, и другое, воспитатель поощряет его действия. В конце дети складывают яблоки на тарелочки, угощают ими кукол.
^
«Аи, качи, качи, качи...»
Программное содержание. Закрепление умения соединять детали из пластилина, сглаживая место соединения; формирование умения выполнять ритмические движения под музыку.
Материал. Кукла в нарядной одежде; пластилин желтого цвета; подносы, тарелочки; салфетки для рук, музыкальный фрагмент из сборника А. И. Бурениной «Топ-хлоп, малыши»; баранки (угощение для детей).
Методика проведения занятия. Воспитатель приглашает детей в гости к кукле Тане, обращает их внимание на наряд куклы, сообщает, что Таня ждет гостей. Воспитатель интересуется у детей, чем можно угощать гостей (чаем, конфетами, вареньем, печеньем, тортом и т. д.). А еще можно испечь для гостей баранки-калачи.
Педагог предлагает детям, показать Тане, как правильно надо делать калачи
Дети поют песню «Аи, качи, качи, качи...», сопровождая слова движениями.
Аи, качи-качи-качи.
Вот баранки,калачи. (Дети «катают» между ладошками тесто.)
Вот баранки-калачи,
С пылу, с жару, из печи. (Дети показывают круг пальчиком.)
С пылу, с жару, из печи,
Так румяны, горячи. (Дети открытыми ладонями кверху «подают» угощение.)
Таня боится, что у нее все равно не получится, гости ее вот-вот придут. Воспитатель предлагает детям помочь кукле — сделать баранки из пластилина, вот и будет угощение.
Воспитатель напоминает детям правила работы с пластилином, как правильно его раскатывать между ладошками, как соединять концы.
Дети начинают выполнять работу. Воспитатель акцентирует их внимание на том, что у баранки есть внутри дырочка, поэтому лепить нужно колечко.
По окончании работы дети кладут свои баранки на поднос и отдают его кукле, чтобы она угощала своих гостей. А воспитатель говорит, что, пока дети делали угощение для Таниных гостей, она испекла баранки для детей, приглашает малышей за столы угоститься настоящими баранками.
^
«Крендельки»
Программное содержание. Закреплять прием раскатывания глины прямыми движениями ладоней. Учить по-разному свертывать получившуюся колбаску. Учить рассматривать работы, выделять сходство и различие.
Материалы к занятию. Крендельки, глина, доски.
Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми крендельки (настоящие или заранее слепленные из глины), спросить, как их можно слепить. Уточнить приемы лепки. Сказать, что свернуть длинную колбаску в кренделек можно по-разному. Предложить слепить крендельки для игры с куклами.
^
«Что мы научились лепить?»
Программное содержание. Развивать у детей замысел, учить самостоятельно лепить простейшие формы, узнавать в них изображение знакомых предметов, персонажей.
Материал. Глина, дощечки.
Предварительная работа. Игры. Рассматривание иллюстраций, альбомов для раскрашивания, игрушек.
Методика проведения занятия. Спросить детей, что они умеют лепить. Если малыши затрудняются назвать, напомнить, какие предметы они лепили в течение года. Педагог по мере необходимости показывает отдельным детям приемы лепки. Затем готовые, работы рассматривают, воспитатель помогает найти сходство с предметами.
Примечание. Дети могут слепить просто шарики. Воспитатель дает небольшую палочку на подставке, ее вставляет в шарик и прикрепляет сделанную из бумаги юбочку — получилась матрешка.
Используемая литература:
Казакова Т.Г. Развиваем у дошкольников творчество.
Доронова Т.Н. Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре.
Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет.
Янушко Е.А. Рисование и лепка с детьми раннего возраста.
Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников.
Воспитание и развитие детей раннего возраста. Под редакцией Ляминой Г.М.
Жукова
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ по лепке в первой младшей группе
Продолжать учить детей отрывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладоней и расплющивать пальцем сверху на ограниченном пространстве. Учить слушать сказку и понимать ее содержание....
Конспект занятия по лепке в первой младшей группе "Украсим ёлочку"
Занятие для детей первой младшей группы по лепке "Украсим елочку". При работе используется приём надавливания.На занятии дети закрепляют полученные ранее знания и умения в игровой фо...
Конспект занятия по лепке в первой младшей группе «Пирамидка для куклы Юли»
Конспект занятия по лепке в первой младшей группе «Пирамидка для куклы Юли»...
Конспект занятия по лепке в первой младшей группе на тему: "Заборчик вокруг домика"
Занятие по лепке в 1 младшей группе.Тема: «Заборчик» Приоритетно-образовательная область: художественное творчество (лепка). Интеграция образовательных областей: художествен...
Конспект занятия по лепке в первой младшей группе на тему «Осеннее дерево» (налеп из пластилина).
Программное содержание:1. Учить детей отрывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладоней, и расплющивать пальцем сверху, прикрепляя их к листу бумаги. 2.Закрепить знание детей о ц...
Конспект занятия по лепке в первой младшей группе. Тема "Мухомор".
Цель занятия: знакомить детей с пластилином и его свойствами, научить различным приемам лепки....
Конспект занятия по лепке в первой младшей группе "Снег идет"
Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы занятий и формы организации (индивидуальные и колле...