«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях модернизации российского образования»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Невозможно воспитать чувство собственного достоинства без уважения к историям и культуре своего Отечества.
Реализация патриотического образования и воспитания невозможна без знаний о традициях своего народа, своей Родины, своего края.
Мы живём в сложное время, когда отклонения считаются нормой, когда мальчики перестают быть «мужественными», а девочки, зачастую, приобретают мужские черты характера.
Мы растеряли свои национальные черты, перестали быть терпимыми, милосердными, добрыми. А ведь именно эти черты личности всегда лежали в основе характера русского человека.
Как сохранить свою духовность, научиться любить свою Родину, как заинтересовать ребёнка и приобщить его к национальной культуре? ответ на этот вопрос можно найти в предлагаемой работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ministerstvo_obrazovaniya_i_nauki_samarskoy_oblasti_2.docx | 29.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Итоговая работа
по программе модуля вариативной части
Именного образовательного чека
«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях модернизации российского образования»
С 15.04.2013г. по 19.04.2013г.
Выполнила: Виноградова Марина Ивановна
Воспитатель МБДОУ детский сад
№193 г.о.Самара
Самара 2013
Педагогический проект по развитию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста «Как на Руси строили дома»
Оглавление
Анализ проблемы, ожидаемые результаты, условия реализации........................................……………………………………..…...2-6
Предварительная работа………………………………………………………6-7
Этапы работы………………………………………………………………….8-10
Заключение………………………………………………………..………….10-11
Список используемой литературы…………………………………………….12
Анализ проблемы
Воспитание, созданное самим народом и основанное
на народных началах, имеет ту воспитательную силу,
которой нет в самых лучших системах, основанных на
абстрактных идеях или заимствованных у других народов.
К.Д. Ушинский
Мы живём в сложное время, когда отклонения считаются нормой, когда мальчики перестают быть «мужественными», а девочки, зачастую, приобретают мужские черты характера.
Мы растеряли свои национальные черты, перестали быть терпимыми, милосердными, добрыми. А ведь именно эти черты личности всегда лежали в основе характера русского человека.
Как сохранить свою духовность, научиться любить свою Родину, как заинтересовать ребёнка и приобщить его к национальной культуре?
В современных условиях, когда происходит переоценка ценностей, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из важнейших направлений работы с детьми становится патриотическое воспитание. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная как любили и берегли её наши предки. Это сложное чувство возникает в раннем детстве, когда начинают закладываться основы ценностного отношения к окружающему миру, своим близким, родным местам, наконец родной стране. Важным условием нравственно-патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с родителями.
Невозможно воспитать чувство собственного достоинства без уважения к историям и культуре своего Отечества.
Реализация патриотического образования и воспитания невозможна без знаний о традициях своего народа, своей Родины, своего края.
В последнее время возросло внимание к духовному наследию своего народа. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.
Цель:
- Осознание обучающимися ценности, причастности к судьбе Отечества, его прошлому и будущему
- Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной и гражданской позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми
- Приобщать детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям
Задачи:
- Формировать историческое сознание, сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения (познакомить с жилищем русского человека – «избой рубленой», уточнить представления о природных богатствах своего края, о предметах домашнего обихода, их названием и назначением)
- Способствовать формированию у детей дошкольного возраста чувство сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
- Стимулировать положительные эмоции, желания и умения общаться со сверстниками и взрослыми, желание помогать ближнему
- Развивать познавательные процессы( мышление, память, воображение) и мыслительные операции(анализ, синтез, сравнение, обобщение)
- Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путём прикосновения к истории
- Исследовать, сравнить и выделить различия в воспитании мальчиков и девочек на Руси
Проект творческо-исследовательский долгосрочный.
В проекте участвуют дети старшего дошкольного возраста, воспитатель и родители.
Включает в себя 3 этапа: ориентировано-диагностический, поисковый и заключительный(создание мини-музея «Русская изба»).
Проект освещает изучение истории русского быта, устройство деревенской избы.
Выбор темы обусловлен интересом детей к образу жизни русского народа, к разделению труда в семье, к традициям народа в воспитании девочек и мальчиков.
Большое внимание уделяется опытно-поисковой деятельности детей. Все темы совместной деятельности педагога с детьми формулируются в форме вопроса: «Как строили на Руси? В какие игрушки играли наши прабабушки?» и т.д. Определяется проблема, решение которой воспитанникам нужно найти в процессе деятельности.
Наряду с этим обеспечивается связь поисковой работы с практической деятельностью детей – это рисование, лепка, конструирование, костюмированные игры – драматизации, народные подвижные игры, прослушивание в грамзаписи народного фольклора.
С целью эффективного взаимодействия в рамках приобщения детей к русским народным традициям было проведено анкетирование родителей(анкета прилагается). Ответы родителей позволили сделать вывод о том, что взрослые недостаточно знают об историческом прошлом своего народа. Таким образом, создание мини-музея «Русская изба» позволило организовать работу по ознакомлению детей с русской культурой, формированию культурно-исторической памяти не только у дошкольников, но и их родителей.
Ожидаемые результаты
У детей формируется осознанное отношение к ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему.
Заложены основы духовно-нравственной личности с активной жизненной и гражданской позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Условия реализации
- Наличие теоретических и практических знаний у педагога
- Накопление и систематизация педагогического материала, материально-технического обеспечения: историческая литература, наглядный материал (иллюстрации, фотографии), материал для продуктивной деятельности, предметы быта русского народа, образцы народно-прикладного искусства, фотоаппаратура, аудио-видео системы.
- Активное сотрудничество с родителями воспитанников.
Предварительная работа
- Беседа с детьми: «Культурно-историческое наследие нашего народа». Цель: познакомить детей с жизнью наших предков, обогатить их новыми знаниями об историческом наследии нашего народа.
- Чтение русских народных сказок. Цель: приобщение детей к настоящим богатствам устного народного творчества.
- Знакомство с русским фольклором. Конкурс поговорок, пословиц, потешек.
- Беседа «Внутренний мир избы». Цель: уточнить представление о предметах домашнего обихода, их названием и назначением.
- Конструирование из деревянного конструктора «Избушка». Цель: формировать представление о строительстве русской избы.
- Рисование «Русская изба». Цель: развитие творческих способностей.
- Дидактические игры «Построй избушку», «Укрась избушку узором».
- Знакомство детей с декоративно-прикладным народным искусством. Цель: познакомить детей с историей возникновения различных промыслов («хохлома», «гжель», «дымка»).
- Лепка из глины «Чудесный горшочек». Цель: знакомство детей с приёмами леки из глины.
- Беседа «Какими ремёслами владели на Руси?». Цель: дать понятие о разделении женского и мужского труда, заложить основы гендерного воспитания детей.
- Разучивание народных подвижных игр «Плетень», «Гори-гори ясно».
- Рассматривание сундука с разного рода принадлежностями.
- Беседа «Во что одевались на Руси?». Цель: обратить внимание детей на русский национальный костюм – это труд, творчество, мастерство русских женщин.
- Дидактическая игра «Соберём приданное девице».
- Беседа «Как на Руси праздники встречали?». Цель: познакомить с русскими праздниками, формировать интерес к жизни предков.
Этапы работы над проектом
Этапы работы | Цели и задачи | Деятельность педагога | Деятельность детей | Деятельность родителей |
Ориентированно-диагностический | Выявить представление детей об истории, традициях и обычаях своего народа | Мини-опрос детей «Путешествие в историю». Примерные вопросы: 1.Кто были наши предки? 2.Где они жили, как одевались? 3.Из чего они строили дома? 4.Какие русские праздники и обычаи ты знаешь? 5.Каких традиций придерживается ваша семья? | Анкетирование родителей с целью выявления уровня знаний об историческом прошлом своего народа, о существовании в семьях национальна праздничных традиций | |
Поисковый этап | Цель: подготовка детей к проектной деятельности по теме: «Как на Руси строились дома?». Задачи: познакомить с жилищем русского человека – «избой рубленой», уточнить представления детей о природных богатствах своего края, сформировать у детей представления о предметах быта и жизненном укладе русских крестьян, обогатить словарный запас дошкольников: «изба рубленая», «сокостояние», «помочь», «бабий кут», «горница», «светёлка», «сени», «коник» и т.д. Стимулировать положительные эмоции, желание и умение общаться со сверстниками и взрослыми | Организует обсуждение, наблюдения, определяет проблему. Формирует план работы, цели и задачи проекта. Вместе с детьми составляет лан проекта, предлагает, где можно взять информацию | Проявление интереса, желание узнать «Как на Руси строились дома, из чего они строились?», «Что из себя представлял внутренний мир избы?», «Какими предметами быта и обихода пользовались крестьяне?», «В какие игрушки играли наши прабабушки, во что одевались, из какой посуды ели?» | Помогают в поиске, хранении и систематизации информации |
Заключительный этап | Учить детей представлять продукт своей деятельности | Помогает составить план экскурсии, разрабатывает общий сценарий презентации | Презентация проекта мини-музей «Русская изба». Рассказывают об этапах создания мини-музея «Русская изба». Проводят экскурсии для родителей и воспитанников других групп. | Принимают участие в презентации проекта мини-музея «Русская изба» в качестве гостей. |
Итоговая диагностика проводится на материале анкетирования детей и родителей. |
Заключение
В процессе реализации проекта дошкольники получили обширные знания об истории крестьянского жилища, избы, её внутреннем устройстве, о быте крестьян. Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами.
Словарный запас воспитанников обогатился названиями предмета русского быта, знаниями о различных родственниках, используемых для раскрашивания игрушек и росписи посуды.
Дети приобщились к основам ремёсел, считавшихся на Руси женскими и мужскими.
Организовали совместно с педагогом и родителями мини-музея «Русская изба».
Модель мини-музея основана на концепции интегрированного музея, позволяющего детям осваивать предметную среду через непосредственное взаимодействие с представленными в ней экспонатами.
Приложение 1
Анкета для детей и родителей
С целью выявления уровня знаний об историческом прошлом своего народа.
- Проявляет ли ребенок познавательный интерес к культуре и истории русского народа?
- Ребенок задает познавательные вопросы.
- Ребенок знает различные источники информации, владеет элементарными навыками их использования.
- Объясняет связь фактов, используя рассуждения «потому что».
- Активно участвует в народных праздниках?
- Умеет и импровизирует в процессе детских видов деятельности на тему русского народного творчества.
- Умеет играть в народные игры.
- Умеет рассказывать русские народные сказки, потешки.
- Имеет представление о русской национальной одежде и обуви.
- Имеет представление о старинных предметах быта и их назначении.
- Имеет представление что такое «изба рубленая».
- Умеет пользоваться предметами быта русского народа, представленными в мини-музее.
Список используемой литературы
- Г.Н. Данилина, Дошкольнику - об истории и культуре, изд. Москва, 2003г.
- Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №4, изд. МЦФЭР, 2013г.
- http://www.МАААМ.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях модернизации современного российского образования»
Педагогический проект на тему: "Развитие патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста в процессе подготовки и проведения праздника "Масленица"....
«Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»
Цель данной работы заключается в реализации комплексного подхода к развитию ребенка и осуществлении интеллектуального, социального, нравственного, физического развития дошкольников посредством о...
нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях требование ФГОС ДО
Что такое патриотизм? Почему нравственно-патриотическое воспитание является одним из приоритетных напрвлений системы воспитательной работы ДОО? как вырастить из маленького человечка настоящего патриот...
Педагогический совет на тему: «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОО»
Педагогический совет...
Название проекта «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях модернизации современного российского образования»
Тема проекта «Этих дней не смолкнет слава!» Без памяти о Великой Отечественной войне, о великой Победе в этой войне, немыслимы ни достоинство России, ни гуманизация российского общест...
Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения
Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения...
Проект «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»
Проект разработан для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому восп...