«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях модернизации российского образования»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Невозможно воспитать чувство собственного достоинства без уважения к историям и культуре своего Отечества.

Реализация патриотического образования и воспитания невозможна без знаний о традициях своего народа, своей Родины, своего края.

Мы живём в сложное время, когда отклонения считаются нормой, когда мальчики перестают быть «мужественными», а девочки, зачастую, приобретают мужские черты характера.

Мы растеряли свои национальные черты, перестали быть терпимыми, милосердными, добрыми. А ведь именно эти черты личности всегда лежали в основе характера русского человека.

Как сохранить свою духовность, научиться любить свою Родину, как заинтересовать ребёнка и приобщить его к национальной культуре?  ответ на этот вопрос можно найти в предлагаемой работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ministerstvo_obrazovaniya_i_nauki_samarskoy_oblasti_2.docx29.65 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

Итоговая работа

по программе модуля вариативной части

 Именного образовательного чека

 «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях модернизации российского образования»

С 15.04.2013г. по 19.04.2013г.

Выполнила: Виноградова Марина Ивановна

Воспитатель МБДОУ детский сад

№193 г.о.Самара

Самара 2013

Педагогический проект по развитию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста «Как на Руси строили дома»

Оглавление

Анализ проблемы, ожидаемые результаты, условия реализации........................................……………………………………..…...2-6

Предварительная работа………………………………………………………6-7

Этапы работы………………………………………………………………….8-10

Заключение………………………………………………………..………….10-11

Список используемой литературы…………………………………………….12

Анализ проблемы

Воспитание, созданное самим народом и основанное

на народных началах, имеет ту воспитательную силу,

 которой нет в самых лучших системах, основанных на

абстрактных идеях или заимствованных у других народов.

К.Д. Ушинский

Мы живём в сложное время, когда отклонения считаются нормой, когда мальчики перестают быть «мужественными», а девочки, зачастую, приобретают мужские черты характера.

Мы растеряли свои национальные черты, перестали быть терпимыми, милосердными, добрыми. А ведь именно эти черты личности всегда лежали в основе характера русского человека.

Как сохранить свою духовность, научиться любить свою Родину, как заинтересовать ребёнка и приобщить его к национальной культуре?

В современных условиях, когда происходит переоценка ценностей, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из важнейших направлений работы с детьми становится патриотическое воспитание. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная как любили и берегли её наши предки. Это сложное чувство возникает в раннем детстве, когда начинают закладываться основы ценностного отношения к окружающему миру, своим близким, родным местам, наконец родной стране. Важным условием нравственно-патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с родителями.

Невозможно воспитать чувство собственного достоинства без уважения к историям и культуре своего Отечества.

Реализация патриотического образования и воспитания невозможна без знаний о традициях своего народа, своей Родины, своего края.

В последнее время возросло внимание к духовному наследию своего народа. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.

Цель:

-  Осознание обучающимися ценности, причастности к судьбе Отечества, его прошлому и будущему

- Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной и гражданской позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми

- Приобщать детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям

Задачи:

- Формировать историческое сознание, сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения (познакомить с жилищем русского человека – «избой рубленой», уточнить представления о природных богатствах своего края, о предметах домашнего обихода, их названием и назначением)

- Способствовать формированию у детей дошкольного возраста чувство сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

- Стимулировать положительные эмоции, желания и умения общаться со сверстниками и взрослыми, желание помогать ближнему

- Развивать познавательные процессы( мышление, память, воображение) и мыслительные операции(анализ, синтез, сравнение, обобщение)

- Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путём прикосновения к истории

- Исследовать, сравнить и выделить различия в воспитании мальчиков и девочек на Руси

Проект творческо-исследовательский долгосрочный.

В проекте участвуют дети старшего дошкольного возраста, воспитатель и родители.

Включает в себя 3 этапа: ориентировано-диагностический, поисковый и заключительный(создание мини-музея «Русская изба»).

Проект освещает изучение истории русского быта, устройство деревенской избы.

Выбор темы обусловлен интересом детей к образу жизни русского народа, к разделению труда в семье, к традициям народа в воспитании девочек и мальчиков.

Большое внимание уделяется опытно-поисковой деятельности детей. Все темы совместной деятельности педагога с детьми формулируются в форме вопроса: «Как строили на Руси? В какие игрушки играли наши прабабушки?» и т.д. Определяется проблема, решение которой воспитанникам нужно найти в процессе деятельности.

Наряду с этим обеспечивается связь поисковой работы с практической деятельностью детей – это рисование, лепка, конструирование, костюмированные игры – драматизации, народные подвижные игры, прослушивание в грамзаписи народного фольклора.

С целью эффективного взаимодействия в рамках приобщения детей к русским народным традициям было проведено анкетирование родителей(анкета прилагается). Ответы родителей позволили сделать вывод о том, что взрослые недостаточно знают об историческом прошлом своего народа. Таким образом, создание мини-музея «Русская изба» позволило организовать работу по ознакомлению детей с русской культурой, формированию культурно-исторической памяти не только у дошкольников, но и их родителей.

Ожидаемые результаты

У детей формируется осознанное отношение к ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему.

Заложены основы духовно-нравственной личности с активной жизненной и гражданской позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Условия реализации

  1. Наличие теоретических и практических знаний у педагога
  2. Накопление и систематизация педагогического материала, материально-технического обеспечения: историческая литература, наглядный материал (иллюстрации, фотографии), материал для продуктивной деятельности, предметы быта русского народа, образцы народно-прикладного искусства, фотоаппаратура, аудио-видео системы.
  3. Активное сотрудничество с родителями воспитанников.

Предварительная работа

  1. Беседа с детьми: «Культурно-историческое наследие нашего народа». Цель: познакомить детей с жизнью наших предков, обогатить их новыми знаниями об историческом наследии нашего народа.
  2. Чтение русских народных сказок. Цель: приобщение детей к настоящим богатствам устного народного творчества.
  3. Знакомство с русским фольклором. Конкурс поговорок, пословиц, потешек.
  4. Беседа «Внутренний мир избы». Цель: уточнить представление о предметах домашнего обихода, их названием и назначением.
  5. Конструирование из деревянного конструктора «Избушка». Цель: формировать представление о строительстве русской избы.
  6. Рисование «Русская изба». Цель: развитие творческих способностей.
  7. Дидактические игры «Построй избушку», «Укрась избушку узором».
  8. Знакомство детей с декоративно-прикладным народным искусством. Цель: познакомить детей с историей возникновения различных промыслов («хохлома», «гжель», «дымка»).
  9. Лепка из глины «Чудесный горшочек». Цель: знакомство детей с приёмами леки из глины.
  10.  Беседа «Какими ремёслами владели на Руси?». Цель: дать понятие о разделении женского и мужского труда, заложить основы гендерного воспитания детей.
  11.  Разучивание народных подвижных игр «Плетень», «Гори-гори ясно».
  12.  Рассматривание сундука с разного рода принадлежностями.
  13.  Беседа «Во что одевались на Руси?». Цель: обратить внимание детей на русский национальный костюм – это труд, творчество, мастерство русских женщин.
  14.  Дидактическая игра «Соберём приданное девице».
  15.  Беседа «Как на Руси праздники встречали?». Цель: познакомить с русскими праздниками, формировать интерес к жизни предков.

Этапы работы над проектом

Этапы работы

Цели и задачи

Деятельность педагога

Деятельность детей

Деятельность родителей

Ориентированно-диагностический

Выявить представление детей об истории, традициях и обычаях своего народа

Мини-опрос детей «Путешествие в историю». Примерные вопросы: 1.Кто были наши предки? 2.Где они жили, как одевались? 3.Из чего они строили дома? 4.Какие русские праздники и обычаи ты знаешь? 5.Каких традиций придерживается ваша семья?

Анкетирование родителей с целью выявления уровня знаний об историческом прошлом своего народа, о существовании в семьях национальна праздничных традиций

Поисковый этап

Цель: подготовка детей к проектной деятельности по теме: «Как на Руси строились дома?».

Задачи: познакомить с жилищем русского человека – «избой рубленой», уточнить представления детей о природных богатствах своего края, сформировать у детей представления о предметах быта и жизненном укладе русских крестьян, обогатить словарный запас дошкольников: «изба рубленая», «сокостояние», «помочь», «бабий кут», «горница», «светёлка», «сени», «коник» и т.д.

Стимулировать положительные эмоции, желание и умение общаться со сверстниками и взрослыми

Организует обсуждение, наблюдения, определяет проблему. Формирует план работы, цели и задачи проекта. Вместе с детьми составляет лан проекта, предлагает, где можно взять информацию

Проявление интереса, желание узнать «Как на Руси строились дома, из чего они строились?», «Что из себя представлял внутренний мир избы?», «Какими предметами быта и обихода пользовались крестьяне?», «В какие игрушки играли наши прабабушки, во что одевались, из какой посуды ели?»

Помогают в поиске, хранении и систематизации информации

Заключительный этап

Учить детей представлять продукт своей деятельности

Помогает составить план экскурсии, разрабатывает общий сценарий презентации

Презентация проекта мини-музей «Русская изба». Рассказывают об этапах создания мини-музея «Русская изба». Проводят экскурсии для родителей и воспитанников других групп.

Принимают участие в презентации проекта мини-музея «Русская изба» в качестве гостей.

Итоговая диагностика проводится на материале анкетирования детей и родителей.

Заключение

В процессе реализации проекта дошкольники получили обширные знания об истории крестьянского жилища, избы, её внутреннем устройстве, о быте крестьян. Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами.

Словарный запас воспитанников обогатился названиями предмета русского быта, знаниями о различных родственниках, используемых для раскрашивания игрушек и росписи посуды.

Дети приобщились к основам ремёсел, считавшихся на Руси женскими и мужскими.

Организовали совместно с педагогом и родителями мини-музея «Русская изба».

Модель мини-музея основана на концепции интегрированного музея, позволяющего детям осваивать предметную среду через непосредственное взаимодействие с представленными в ней экспонатами.

Приложение 1

Анкета для детей и родителей

С целью выявления уровня знаний об историческом прошлом своего народа.

  1. Проявляет ли ребенок познавательный интерес к культуре и истории русского народа?
  • Ребенок задает познавательные вопросы.
  • Ребенок знает различные источники информации, владеет элементарными навыками их использования.
  • Объясняет связь фактов, используя рассуждения «потому что».
  1. Активно участвует в народных праздниках?
  • Умеет и импровизирует в процессе детских видов деятельности на тему русского народного творчества.
  • Умеет играть в народные игры.
  • Умеет рассказывать русские народные сказки, потешки.
  • Имеет представление о русской национальной одежде и обуви.
  • Имеет представление о старинных предметах быта и их назначении.
  • Имеет представление что такое «изба рубленая».
  • Умеет пользоваться предметами быта русского народа, представленными в мини-музее.

Список используемой литературы

  1. Г.Н. Данилина, Дошкольнику - об истории и культуре, изд. Москва, 2003г.
  2. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №4, изд. МЦФЭР, 2013г.
  3. http://www.МАААМ.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях модернизации современного российского образования»

Педагогический проект  на тему: "Развитие патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста в процессе подготовки и проведения праздника "Масленица"....

«Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Цель данной работы заключается в  реализации комплексного подхода к развитию ребенка и осуществлении интеллектуального, социального, нравственного, физического развития дошкольников посредством о...

нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях требование ФГОС ДО

Что такое патриотизм? Почему нравственно-патриотическое воспитание является одним из приоритетных напрвлений системы воспитательной работы ДОО? как вырастить из маленького человечка настоящего патриот...

Название проекта «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях модернизации современного российского образования»

Тема проекта «Этих дней не смолкнет слава!» Без памяти о Великой Отечественной войне, о великой Победе в этой войне, немыслимы ни достоинство России, ни гуманизация российского общест...

Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения...

Проект «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»

Проект разработан для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому восп...