Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе « Дымковская игрушка»
план-конспект занятия (аппликация, лепка, подготовительная группа) по теме

Васильева Анастасия Владимировна

 

 

 

Задачи обучения.

  • Продолжать знакомить  детей с народно-прикладным искусством Дымково.
  •  Продолжать знакомить детей  с  историей возникновения дымковской игрушки, её характерными особенностями.
  • Побуждать детей к  росписи объёмной формы (фигурку коня), выполняя работу в определенной последовательности: начиная с крупных основных элементов, располагая между ними более мелкие.

Задачи развития.

  • Развивать в игре у детей умение сравнивать элементы разных росписей, находить общее и отличие, вычленять из многих элементов, только те, которые относятся к дымковской росписи. Побуждать детей использовать речь-доказательство, объясняя  свою точку зрения.

Задачи воспитания:

  • Продолжать воспитывать у детей умение работать аккуратно, приводить в порядок свое рабочее место после окончания работы.
  • Воспитывать в детях чувство уважения к своему народу- труженику, чувство гордости за свою страну.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dymkovskaya_igrushka.docx19.74 КБ
Файл dokument_microsoft_office_word.docx693.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр  развития ребенка-детский сад №390 Дзержинского района г. Волгограда

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе

« Дымковская игрушка»

Автор: Васильева Анастасия Владимировна

воспитатель первой квалификационной категории.

Волгоград, 2013

Вид занятия. Интегрированное

Тип занятия.  Художественная деятельность.

Тема занятия:  «Дымковская игрушка»

Возраст детей: 6-7 лет /подготовительная к школе группа/

Способ организации детей на занятии: с подгруппой детей.

Предварительная работа:

  1. Знакомить детей с разными видами росписи (гжель, хохлома, дымка, городецкая роспись)
  2. Рассматривание альбома «Декоративно-прикладное искусство»
  3. Чтение и заучивание стихотворений о дымковских игрушках.

Материал:

демонстрационный

  1. Русские - народные костюмы.
  2. Дымковские  игрушки: индюк, барыня, лошадка.
  3. Печь, сделанная из большого картона.
  4. Стол с самоваром, глиняные горшки, деревянные ложки.

раздаточный

  1. Вылепленные из глины фигурки коней.
  2. Гуашь, кисточки, баночки с водой, салфетки.
  3. д\игра «Найди элемент дымковской росписи»

Словарь:

  1. народные умельцы, дымковская роспись, городецкая роспись, хохломская  роспись, элементы росписи: завиток, розан.

Педагогические задачи:

Задачи обучения.

  1. Продолжать знакомить  детей с народно-прикладным искусством Дымково.
  2.  Продолжать знакомить детей  с  историей возникновения дымковской игрушки, её характерными особенностями.
  3. Побуждать детей к  росписи объёмной формы (фигурку коня), выполняя работу в определенной последовательности: начиная с крупных основных элементов, располагая между ними более мелкие.

Задачи развития.

  1. Развивать в игре у детей умение сравнивать элементы разных росписей, находить общее и отличие, вычленять из многих элементов, только те, которые относятся к дымковской росписи. Побуждать детей использовать речь-доказательство, объясняя  свою точку зрения.

Задачи воспитания:

  1. Продолжать воспитывать у детей умение работать аккуратно, приводить в порядок свое рабочее место после окончания работы.
  2. Воспитывать в детях чувство уважения к своему народу- труженику, чувство гордости за свою страну.

Ход:

В-ль: 

- Ребята, к нам идут гости, давайте их встречать

В группу заходят мальчик и девочка в русских - народных костюмах.

В-ль: 

- Здравствуйте, гости дорогие! Откуда вы к нам пожаловали такие красивые и нарядные?

Дети:

-Здравствуйте! Мы ребята озорные,

Мы умельцы удалые.

Мы идём издалека

Аж из Дымково села

В-ль: 

- Из Дымково села?! Ребята, а я знаю про село Дымково интересную историю. Хотите послушать? ( «Да») Для этого надо закрыть глазки, и представить, что мы оказались далеко-далеко в селе Дымково, в одной русской избе. Откройте глазки, проходите.

Дети проходят к «уголку», где стоит печь, сделанная из картона. Стол с глиняными горшками и деревянными ложками, самовар. На другом столе расположены дымковские игрушки.

В-ль: 

-Ребята, вот и оказались мы с вами в русской избе. Посмотрите, какая русская печь, самовар, глиняные горшки, в которых раньше готовили еду (Дети рассматривают изделия )

В-ль: 

- С высокого берега реки Вятки, видно заречное село Дымково. Зимой, когда топят печки, летом, когда туман, всё село будто в дыму, в дымке. Отсюда и название. Здесь в далёкую старину и зародилась традиция – все жители делали весёлые глиняные игрушки, обжигали их, раскрашивали. Расскажи, пожалуйста, умелец, чем знаменито Дымково?

Умелец:

 …Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости

Гремящей, как басы.

В-ль: 

 - Правильно. Село Дымково знаменито своими игрушками, которые и назвали дымковскими, или ласково - дымкой. Посмотрите, какие они красивые (обращаю внимание детей на стол с игрушками). Ребята, а среди этих игрушек есть те, которые вам нравятся больше других? Расскажите, пожалуйста, о них». ( Дети выходят, и рассказывают)

-Вот индюк нарядный, весь такой он ладный.

У большого индюка все расписаны бока.

Всех нарядом удивил, крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост

Точно солнечный цветок, а высокий гребешок

Красный, высоко горя как корона у царя.

- Посмотри, как хороша

Эта девица-краса

Тугая чёрная коса

Щёки алые горят

Удивительный наряд

- Ходит конь по бережку

Вороной по зелёному

Он головушкой помахивает

Чёрной гривушкой потряхивает

Золотой уздой побрякивает

В-ль:

- Ребята, а из чего сделаны игрушки?» (из глины). Да, из глины. И мы с этим материалом знакомы. Но, как же глиняные фигурки искусные мастера превращали в весёлые игрушки? ( лепили, подсушивали, обжигали, красили белой краской и расписывали) Правильно.

- Привезли мы глину с дальнего бугра, взялись за работу чудо-мастера.

Слепим, высушим – и в печь, а потом распишем

Будем мы игрушки «печь», печка жаром пишет.

А в печи - не калачи, а в печи - не куличи.

Не пышки, не ватрушки, а в печи – игрушки.

В-ль: 

- Вот и мы с вами сделали лошадок, и теперь поставим их в печь – обжигать». (Ставлю в печь).

А пока они обжигаются, мы поиграем в русскую – народную игру « Ворон»

Проводится игра: 

-  Ой, ребята, та - ра - ра!

На горе стоит гора.

А на той горе дубок, а на дубе воронок.

Ворон в красных сапогах, в позолоченных серьгах.

Чёрный ворон на дубу, он играет во трубу,

Труба точеная, позолоченная»

Игра проводится два раза.

В-ль:

- Ребята, а наши умельцы пришли не с пустыми руками, посмотрите , что они нам принесли (обращаю внимание детей на игру) Вам надо из предложенных элементов выбрать  элементы дымковской росписи,  и объяснить почему вы думаете, что это элемент именно этой  росписи В-ль:

- Вот и наши лошадки готовы.( достаю лошадок из печи)  И сейчас мы с вами будем творить чудо. Скажите, какие элементы росписи характерны для дымковской игрушки?» (круги, яркие пятна, волнистые линии)

- Какие части у лошадки мы расписываем полностью?» (хвост, грива, копыта)

- Какие цвета краски используют дымковские мастера?» (красный, жёлтый, оранжевый, синий).

Дети садятся за столы, раздаю каждому лошадку. 

Вос-ль.

- Всё у нас есть для превращения обычной фигурки в настоящую расписную глиняную игрушку. Настроились?»

Под спокойную русскую – народную мелодию дети расписывают. По ходу рисования подсказываю, как держать работу и поворачивать при нанесении узора; обращаю внимание на ритмичность узора, выбор цвета. После окончания росписи предлагаю детям поставить своих лошадок на полочку красоты.

В-ль: 

- Посмотрите, какие красивые у нас получились кони. Анализируем работы.

Дети читают стихотворение:

«Кони глиняные мчатся

На подставках что есть сил.

И за хвост не удержатся

Если гриву упустил».

Умельцы прощаются с детьми, уходят.

Список литературы:

Т.Н. Доронова «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» Москва; Просвещение 2004

А.А. Грибовская «Народное искусство и детское творчество» Москва; Просвещение 2006

Н.В. Алёшина « Патриотическое воспитание дошкольников» Москва; ЦГК, 2004



Предварительный просмотр:

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Приятный сюрприз» Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие.

Данный конспект с презентацией демонстрирует широкий спектр возможностей использование ИКТ в качестве заданий и в качестве проверки выполнения заданий. Соответствует ФГОС....

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Дорога в школу"

Комплексное итоговое мероприятие в подготовительной группе...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности «Золушка» на тему: «Военная пилотка» по образовательной области «Познавательное развитие»

Цель: формирование представлений детей о защитниках Отечества.Основные задачи. Образовательные задачи:- дать представления о защитниках Отечества; об истории возникновения военного приветствия в Росси...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Экскурсия в музей доблести и славы воинов русской земли» (Образовательная область – познавательное развитие)

Цель:Воспитание духовно – нравственных качеств дошкольников через былинный эпосЗадачи:Образовательные:закреплять и расширять знания детей о силе и славе богатырской Руси;расширять словарный запа...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с нарушением речи по познавательно-исследовательской деятельности "Извержение вулкана"

Программное содержание: Познакомить детей с природным явлением - извержение вулкана;Расширить перспективу развития познавательно-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные,...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по исследовательской деятельности Тема: «Волшебные свойства соли»

Цель: научить детей определять свойства соли, используя простейшие приемы исследовательской деятельности.- систематизировать знания детей о том, что соль-минеральное вещество, о происхождении этого ми...