Тестопластика. Соленое тесто. Планирование на старший дошкольный возраст.
календарно-тематическое планирование по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

          Соленое тесто как искусство, ремесло не такое новое, как может показаться на первый взгляд. На страницах книг по древней истории упоминаются поделки из теста. С древних времен считалось, что поделки из соленого теста, находящиеся в доме, - это символ богатства и благополучия в семье. В наши дни лепка из соленого теста стала очень популярным занятием. Делать изделия из соленого теста – модно, оригинально и дешево. Поделки из теста обладают своей особой целебной аурой, приносят в наш мир чувство уюта и умиротворения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ТЕСТОПЛАСТИКА. СОЛЕНОЕ ТЕСТО.

        Соленое тесто как искусство, ремесло не такое новое, как может показаться на первый взгляд. На страницах книг по древней истории упоминаются поделки из теста. С древних времен считалось, что поделки из соленого теста, находящиеся в доме, - это символ богатства и благополучия в семье.

        В наши дни лепка из соленого теста стала очень популярным занятием. Делать изделия из соленого теста – модно, оригинально и дешево. Поделки из теста обладают своей особой целебной аурой, приносят в наш мир чувство уюта и умиротворения.

        Заняться с детьми изготовлением изделий из соленого теста меня побудило то, что по-сравнению с пластилином,  соленое тесто – приятный на ощупь, экологически безвредный и не аллергенный материал. Его можно замесить в любое время. Оно легко отмывается и не оставляет следов. При соблюдении технологии изготовления не липнет к рукам и очень пластично. Поэтому кусок теплого, мягкого теста можно доверить любому ребенку.  

        Начиная заниматься по данной технологии, я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Расширить представление детей об окружающем мире.
  2. Учить сравнивать. Устанавливать причинно-следственные связи.
  3. Прививать детям основы экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, развитие познавательного интереса к ней.
  4. Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей.
  5. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений рук, глазомер.
  6. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

Так как лепить из соленого теста мы с детьми начали со старшей группы, и моей целью было продолжение экологического воспитания и образования детей,  то все занятия я разбила на два года. В течение первого года мы с детьми делаем поделки, связанные с растительным миром, а в следующем году мною запланированы занятия, связанные с животным миром.

1-ый год обучения «КРАСОТА РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА»

месяц

тема занятия

кол-во часов

методическое

орбеспечение

дата

сентябрь

  1. Как тесто оживает.

0,30

  1. Брелоки «Ягодка», «Бабочка», «Машинка» (по выбору детей).

0,30

Силаева,59

  1. Цветное тесто. Бусы.

0,30

  1. Цветное тесто. Браслеты.

0,30

Антипова, 24

октябрь

  1. Цветное тесто. Грибы.

0,30

Силаева,43

  1. Декоративные листочки.

0,30

Чаянова,81

Антипова, 34

  1. Композиция «Осень».

0,30

  1. Декоративные ягоды.

0,30

Силаева, 38

ноябрь

  1. Панно «Клубничка».

0,30

Хананова, 48,49

  1. Лепка цветов.

1

Силаева,30

Синеглазова, 38,39

  1. Панно «Цветы».

0,30

Чаянова,79

декабрь

  1. Лепка корзинки (плоскостная).

0,30

Силаева,45,73

Хананова, 54

  1. Корзина с цветами.

0,30

Силаева,73

  1. Подсвечник с цветами.

0,30

Чаянова,64

  1. Новогодний сюрприз.

1

январь

  1. Лепка цветов. Розы.

0,30

Силаева,35,37

  1. Лепка цветов. Бутоны роз.

0,30

Силаева, 34

  1. Подкова  с розами.

0,30

Синеглазова,66

февраль

  1. Панно «Каллы».

0,30

Синеглазова, 27

  1. Панно «Цветущий кактус». Цветное тесто.

0,30

Чаянова, 92

  1. Панно «Подсолнухи».

0,30

Чаянова, 86

  1. Подарок папе.

0,30

март

  1. Картина «Цветы и бабочки». Цветное тесто.

1

Антипова, 127

  1. Фоторамка с цветочным узором.

0,30

Антипова, 106

  1. Медальон  с самостоятельно выбранным цветочным узором.

0,30

Силаева, 67

  1. Подарок маме

0,30

апрель

  1. Лепка объемной вазы.

0,30

Хананова, 54

  1. Лепка объемных цветов.

0,30

Силаева, 34,35

  1. Объемная композиция «Цветы в вазе».

1

май

  1. Лепка дерева.

0,30

Чаянова, 96

  1. Панно «Цветущее дерево».

0,30

  1. Лепка композиции по выбору детей.

1

2-ой год обучения «НАШИ ЛЮБИМЫЕ ЖИВОТНЫЕ»

месяц

тема занятия

кол-во часов

методическое

орбеспечение

дата

сентябрь

  1. Гусеницы.

0,30

Чаянова,30

  1. Цветное тесто. Гусеницы – модницы.  

0,30

Хананова, 64

  1. Цветное тесто. Пчелка.

0,30

Хананова,65

  1. Цветное тесто. Божья коровка.

0,30

Чаянова,39

октябрь

  1. Мышка.

0,30

Антипова,62

  1. Птичка.

0,30

Силаева,125

  1. Уточка.

0,30

Силаева, 132

  1. Рыбка.

0,30

Силаева, 123

ноябрь

  1. Лисичка.

0,30

Силаева, 118

  1. Волчонок.  

0,30

Силаева,118

  1. Ежик.

0,30

Силаева, 131

  1. Зайчик.

0,30

Силаева,129

декабрь

  1. Петушок.

1

Силаева, 122

  1. Курочка – гжелка.

0,30

Силаева,127

  1. Новогодний сюрприз.

1

январь

  1. Коровушка.

0,30

Силаева,134

  1. Хрюша.

0,30

Силаева, 126

  1. Кошечка в корзиночке.

0,30

Силаева, 133

февраль

  1. Бегемот.

0,30

Силаева, 119

  1. Черепаха.

0,30

Силаева, 121

  1. Жираф.

0,30

Силаева, 130

  1. Подарок папе.

0,30

март

  1. Подарок маме.

0,30

  1. Медуза и звезды.

0,30

Хананова, 66

  1. Забавные рыбки.

0,30

Хананова,67

  1. Подарок маме

0,30

апрель

  1. Лисичка (плоскостная).

1

Хананова, 58

  1. Ежик (плоскостной).

1

Хананова, 59

май

  1. Веселая корова (плоскостная).

1

Хананова, 60

  1. Композиция «Веселые поросята».

1

Антипова, 66

Техника лепки из соленого теста проста, ее нетрудно освоить, если под рукой есть мука, соль и вода.

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ УКРАШЕНИЙ ИЗ  СОЛЕНОГО ТЕСТА

  1. МУКА. Для соленого теста лучше всего подходит пшеничная мука недорогих сортов.

                            

  1. СОЛЬ. Соль лучше всего использовать мелкую, «экстра». Крупную соль использовать не следует, так как тесто может рваться при лепке, а при просушивании – трескаться.

                             

  1. ВОДА. Воду добавляют только холодной, можно из-под крана. 

                             

  1. КЛЕЙ. Клей придает тесту эластичность, а готовым изделиям прочность. Более всего подходит сухой обойный клей, который перед добавлением в замешиваемое тесто разводят в чуть теплой воде (2 ст. л. клея на небольшое количество воды).                                     

                                 

  1. КРАСКИ. Для окрашивания теста лучше всего использовать пищевые или натуральные красители (какао – порошок, свекольный сок и прочие). Для раскрашивания готовых изделий используют гуашь или акварельные краски.
  2. ЛАК. Для закрепления красок и защиты изделия от влаги понадобится прозрачный лак.
  3. ИНСТРУМЕНТЫ.
  1. деревянная скалка или резиновый валик
  2. стеки, вилка, расческа
  3. формочки для выпечки печенья или из игр
  4. чеснокодавилка
  5. ситечко
  6. зубочистки
  7. кисточки
  8. пробки с резьбой
  9. стакан с водой (для склеивания деталей между собой)
  10. пуговицы, бусины, тесьма и др. вещицы

ЭТАПЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ

ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА.

  1. ЗАМЕШИВАНИЕ ТЕСТА
  2. ОКРАШИВАНИЕ ТЕСТА
  3. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ
  4. СУШКА ИЗДЕЛИЙ
  5. РАСКРАШИВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ
  6. ЛАКИРОВАНИЕ

Замешивать тесто необходимо строго соблюдая рецепт. По одному из рецептов, тщательно соблюдая все пропорции, замешивается тесто. Оно должно быть однородным, эластичным и тугим, т.к. в детских руках оно очень быстро становится слабым.

РЕЦЕПТЫ СОЛЕНОГО ТЕСТА

РЕЦЕПТ № 1

2 стакана муки

1 стакан соли

3/4 стакана воды

РЕЦЕПТ № 2

1,5 стакана муки

0,5 стакана крахмала

1 стакан соли

3/4 стакана воды

РЕЦЕПТ № 3

2 стакана муки

1 стакан соли

1 стакан клейстера

РЕЦЕПТ № 4

2 стакана муки

1 стакан соли

100 г клея ПВА

80 г стакана воды

РЕЦЕПТ № 5

2 стакана муки

1 стакан соли

3/4 стакана воды

2 ст. ложки сухого обойного клея

ОКРАШИВАНИЕ ТЕСТА

Для окрашивания теста лучше всего использовать пищевые или натуральные красители (какао – порошок, свекольный сок и прочие). Чтобы добиться нужного оттенка, следует исходить из следующих расчетов:

  1. для голубого теста: 2 капли голубого красителя – на 100 г теста;
  2. для розового теста: 5 капель красного красителя – на 100 г теста;
  3. для желтого теста: 2 капли желтого красителя – на 100 г теста;
  4. для зеленого теста: 2 капли зеленого красителя – на 100 г теста;
  5. для лилового теста: 3 капли красного красителя и 1 капля голубого  –  на 100 г теста.

В тех случаях, когда хотят придать тесту более интенсивный теплый естественный оттенок, используют натуральные красители, например какао-порошок. Перед добавлением в тесто его разводят в небольшом количестве теплой воды.

СПОСОБЫ СУШКИ

Изделия из теста сушат либо в духовке, либо на воздухе.

  1. Сушка в духовке электроплиты: изделие из теста толщиной 5 мм сушится в течение 1 часа при t – 75˚, затем 30 минут при t – 100˚, 30 минут при t – 125˚ и 1 час при t – 150˚.
  2. Сушка в духовке газовой плиты: она происходит таким же образом, что и в электроплите, только требует вдвое больше времени. Если по изделию видно, что температура еще велика, ее можно отрегулировать, оставляя дверцу духовки приоткрытой на определенную ширину.
  3. Воздушная сушка: этот способ сушки самый экономичный, но и самый длительный. За 1 день изделие просушивается не более чем на 1 мм толщины. Зимой на батарею изделия ни в коем случае класть нельзя!
  4. Комбинированная сушка: она более всего подходит для объемных лепных украшений: изделие несколько дней выдерживают на солнце, затем досушивают в духовке.

РАСКРАШИВАНИЕ ТЕСТА

Изделия из белого соленого  теста раскрашивают. Делают это водорастворимыми красками – гуашью или акварельными красками.

Приступая к окрашиванию, надо подумать, какие цвета будут использоваться. Неудачно раскрашенное изделие теряет свою оригинальность. А иногда неудачные сочетания цветов создают неприятное впечатление. Поэтому очень важно заранее продумать цветовое решение. Существует целая наука под названием «Цветоведение». Самое интересное, что цвета, расположенные определенным образом по отношению друг к другу, способны влиять на нас, вызывать у нас определенные эмоции.

Сочетание цветов, их влияние на психику человека.

Цветовое сочетание

Эмоции человека

Красный и желтый

Приятное ощущение тепла и радости.

Красный и синий

Отталкивающее впечатление.

Красный и золотой

Роскошь и значительность.

Красный и черный

Чувство опасности и подавленности.

Оранжевый и голубой

Выявляет накопленную внутреннюю силу и энергию.

Оранжевый и

светло-зеленый

Производит впечатление мягкой обволакивающей теплоты.

Оранжевый и фиолетовый

Воздействует оглушающее и опьяняюще.

Оранжевый и черный

Негативное, отталкивающее впечатление.

Светло-зеленый и

розовый

Наиболее нежное и приятное сочетание.

Оранжевый и желтый

Вызывает ощущение напряжения и движения одновременно

        

ЛАКИРОВАНИЕ

        После того, как изделие уже полностью готово, его покрывают лаком. Лак не только придает блеск и законченность изделию, он предохраняет его от воздействия влаги и крошения. Для лакирования изделий используют прозрачный лак. Обязательно надо лакировать раскрашенные изделия – под защитным слоем лака краски не будут обсыпаться, крошиться, марать руки и выцветать.

ЛАКИРОВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ

Лакировать изделия рекомендуется для того, что бы сохранить их надолго.

        Так как технология для меня тоже новая, то в начале работы я столкнулась с определенными трудностями:

  1. сначала в тесто мы добавляли крахмал, потом стали добавлять клей ПВА, но, как оказалось, поделки из такого теста очень хрупкие и очень легко ломаются. Сейчас мы пользуемся наиболее приемлемым для нас рецептом: при замешивании добавляем разведенный обойный клей. Изделия из такого теста очень прочны и не ломаются при случайном падении;
  2. работать приходится с детьми небольшими группам (по 4-5 человек), т.к.
  1. изготовление некоторых деталей (например, цветов) вызывает у них затруднение и приходится показывать этапы изготовления каждому ребенку;
  2. на сегодняшний день у нас небольшой набор различных формочек;
  1. к одному и тому же изделию приходится возвращаться ни один раз, т.к. сушка изделия занимает достаточно много времени.

При изготовлении изделий из соленого теста мы используем различные технологические карты, рассматриваем альбомы с фотографиями цветов. И, не смотря на трудности, работа с соленым тестом доставляет и детям, и нам большое удовольствие.

                               

Литература.

  1. Антипова М. Соленое тесто. Необычные поделки и украшения.
  2. Силаева К. Соленое тесто. Большая книга поделок.
  3. Хананова И. Соленое тесто.
  4. Чаянова И. Соленое тесто для начинающих.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы " Использование технологии тестопластики для развития сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста"

Тема работы «Использование технологии тестопластики для развития сенсомоторики  детей старшего дошкольного возраста», выбрана не случайно. Сенсомоторное развитие дошкольника это ...

ТЕСТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,

РЕБЕНОК В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ ........

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕСТОПЛАСТИКЕ “ВОЛШЕБНЫЕ БУСЫ” ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР

КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ ПО ТЕСТОПЛАСТИКЕ “ВОЛШЕБНЫЕ БУСЫ” ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР Тема: Лепка  из соленого теста разноцветных бус-гирлянд и украшение их стра...

Тест для детей старшего дошкольного возраста "День Победы"

День Победы — самый великий и серьёзный праздник как для России, так и для многих других стран мира.22 июня 1941 года на нашу страну напали полчища врагов — фашистов. Фашисты думали, что о...

Тест для детей старшего дошкольного возраста "Правила дорожные- детям знать положено!"

Цель: закреплять и систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах.Задачи:• повторять правила дорожного движения;• сформировать элемен...