Проект "Секреты Волшебного Тестовичка"
методическая разработка (аппликация, лепка, старшая группа) по теме
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад №5 «Родничок»
г. Нолинск Кировской области
ПРОЕКТ
"СЕКРЕТЫ ВОЛШЕБНОГО ТЕСТОВИЧКА"
АКТУАЛЬНОСТЬ
В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, обществу необходим активный человек с высокоразвитым творческим потенциалом, гармонично взаимодействующий с окружающими.
Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10 – 15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но у них нет способности чувствовать, думать и творить, они значительно реже восхищаются и удивляются. Их интересы ограничены, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят как потребители, а не творцы. Это связано с целым рядом причин:
- во-первых, современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. Все стремятся детей научить как можно раньше – читать, писать, считать, но не уделяют внимания развитию социально-значимых качеств, столь необходимых для развития социально-активной и творческой личности;
- во-вторых, отсутствие системы в работе педагогов по социальному воспитанию детей;
- в-третьих, родители очень часто не знают и не умеют, как организовать свободную деятельность детей.
По мнению многих ученых (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин) первые годы жизни - это критически важный период для социального развития личности. Именно в детском возрасте у человека закладываются устойчивые формы межличностного взаимодействия с окружающими, формируется творческий потенциал, который развивается наиболее полно в процессе овладения детьми продуктивными видами деятельности.
Одной из форм продуктивных видов деятельности является тестопластика – лепка из соленого теста. Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка:
- повышает сенсорную чувствительность;
- развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
- формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
- развивается умение и желание бережно относиться к результатам своей деятельности и деятельности окружающих;
- приобретается самостоятельный опыт через овладение техникой тестопластики и способность переносить приобретенный опыт в жизнь;
- благодаря искусству тестопластики ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.
Именно поэтому мною был разработан проект «Секреты волшебного Тестовичка», который позволяет сформировать социально-значимые качества личности через занятия тестопластикой.
НОВИЗНА
Проект является интегрированным. Интеграция основывается на развитии индивидуальных возможностях детей, необходимых для успешного осуществления ими творческой деятельности и умению активно сотрудничать с социумом.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
Развитие художественно-эстетической компетентности всех участников образовательного процесса
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
Дети
Педагоги
Родители
АДРЕСАЦИЯ ПРОЕКТА
Доступен к применению в других образовательных учреждениях, имеет реальные перспективы дальнейшего развития
ВИД ПРОЕКТА
Практико-ориентированный, долгосрочный, цикличный
ЦЕЛЬ
Формирование социально-значимых качеств личности ребенка средствами тестопластики
ЗАДАЧИ
- Создать необходимые условия для формирования социально-значимых качеств личности ребенка средствами тестопластики
- Разработать программно-методическое обеспечение, необходимое для реализации проекта «Секреты волшебного Тестовичка»
- Организовать дополнительное бесплатное образование с воспитанниками по художественно-эстетическому образованию детей МДОУ ЦРР через кружок «Волшебный Тестовичок»
- Повысить компетентность педагогов и родителей по вопросам социализации и художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Подготовительный этап
Сроки: март - май 2009г.
Содержание работы
- Изучение методической литературы по социализации и художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста:
- Буре, Р. С. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников: пособие для воспитателей ДОУ / Р. С. Буре, М. В. Воробьева, В. Н. Давидович и др. – М.: Просвещение, 2004. – 141с.
- Рубцова, Е. Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки. / Е. С. Рубцова. – Ростов н/Д: Владис, 2009. – 240 с., с ил.
- Лыкова, И. А. Художественный труд в детском саду. / Лыкова И. А. – М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2009. – 160 с.
- Лыкова, И. А., Грушина, Л. В. Лепим с мамой из соленого теста / Лыкова И. А., Грушина Л. В. - М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2099.
- Создание условий необходимых для художественно-эстетического развития детей
- Оборудование уголка тестопластики, оснащенного необходимыми материалами
- Оформление стендовой информации для педагогов и родителей по теме проекта
- Разработка программно-методического обеспечения:
- Тематическое планирование работы кружка «Волшебный Тестовичок»
- Создание ЦОР:
- «Волшебный Тестовичок раскрывает секреты»
- «Панно из соленого теста»
- Разработка методов отслеживания результатов (уровень развития творческой деятельности, уровень сформированности социально-значимых качеств)
Планируемый результат: достижение всех видов готовности к реализации проекта
Основной этап
Сроки: 2009-2010, 2010-2011, 2011-2012 г.г.
Содержание работы
Данный этап работы включает в себя три блока:
- работа с детьми
- работа с педагогами
- работа с родителями
Работа с детьми
Содержание работы с детьми | Сроки | Ответственные |
Диагностика уровня развития творческой деятельности, уровня сформированности социально-значимых качеств | Ежегодно Сентябрь-май | Воспитатель Горяева Е.В. |
Занятия в кружке «Волшебный Тестовичок» | Ежегодно 1 раз в неделю | Воспитатель Горяева Е.В. |
Организация и проведение Дня творчества | Ежегодно по плану | Воспитатель Горяева Е.В. Педагог дополнительного образования Андреева Н.Н. |
Организация выставок «Поделки из соленого теста» | Ежегодно В течение года | Воспитатель Горяева Е.В.
|
Изготовление подарков | ||
Оформление группы | ||
Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Магазин» |
Работа с педагогами
Содержание работы с педагогами | Сроки | Ответственные |
Анкетирование по теме проекта | В начале учебного года | Воспитатель Горяева Е.В. |
Индивидуальные консультации | Ежегодно По запросам | |
Консультация «Здравствуй, биокерамика» | В течение года По плану работы
| |
Практикум «Волшебный Тестовичок» | ||
Мастер-класс «Поделки из соленого теста своими руками» | Воспитатель Горяева Е.В. Педагог дополнительного образования Андреева Н.Н. |
Работа с родителями
Содержание работы с родителями | Сроки | Ответственные |
Анкетирование | Ежегодно Первая половина учебного года | Воспитатель Горяева Е.В. |
Консультация «Здравствуй тестопластика» | ||
Практикум «Секреты волшебного Тестовичка» | Ежегодно Январь | |
Совместное занятие детей и родителей «Фотография на память» | Ежегодно Апрель | |
Индивидуальные консультации | Ежегодно По запросам | |
Оформление уголка для родителей «В гостях у Тестовичка» | Ежегодно По плану работы |
Основной этап проекта носит цикличный характер, что предполагает ежегодную повторяемость мероприятий в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, направленных на достижение цели и задач проекта. Поэтому непосредственный срок мероприятий, связанных с реализацией проекта составляет 3 года (при необходимости с последующей коррекцией).
Планируемый результат:
- обеспечение условий для успешного осуществления планов
- реализация всех разработанных мероприятий
Заключительный этап
Сроки: май 2012г.
Содержание работы
- Анкетирование педагогов и родителей
- Диагностика уровня развития творческой деятельности и сформированности социально-значимых качеств детей
- Презентация итогов проекта для родителей и педагогов МДОУ ЦРР
- Оформление выставки «Я и волшебный Тестовичок»
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Дети
- наличие у детей представлений о тестопластике
- сформированность социально-значимых качеств личности (гармоничное взаимодействие с окружающими, умение принимать самостоятельные решения, конструктивно решать возникающие проблемы)
- повышение уровня развития творческой деятельности
- наличие у детей мотивации и интереса к лепке из соленого теста
- умение и желание бережно относиться к результатам своей деятельности и деятельности окружающих
- приобретение самостоятельного опыта через овладение техникой тестопластики и способность переносить приобретенный опыт в жизнь
Педагоги и родители
- повышение уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам социализации и художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста
МЕТОДЫ ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Для более оперативного диагностирования отобран ограниченный набор показателей. Разработаны диагностические карты:
- «Уровень развития творческой деятельности» (автор Комарова Т.С. – кандидат педагогических наук)
- «Уровень развития социально-значимых качества» (модификация методики автора Матвеевой Л.Г. – кандидата психологических наук)
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА
Реализация проекта позволит выпустить в школу ребенка, овладевшего интегративными качествами личности:
- любознательного, творческого и активного, имеющего представления о тестопластике;
- умеющего самостоятельно взаимодействовать с окружающими на основе сформированных социально-значимых качеств;
- овладевшего предпосылками учебной деятельности и способного применять приобретенный опыт в жизнь.
ПЕРСПЕКТИВА
- Выступление с проектом перед педагогами РМО
- Создание информационной копилки ЦОР по тестопластике
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовая методика "Графический диктант"
Предоставляется описание методики на определение школьной готовности дошкольников, бланк ответов, протокол, образец....
тестовые задания по ФЭМП для детей 5 - 6 лет
Выполнение предложенных заданий поможет воспитателю определить уровень знаний, умений и навыков детей 5 лет в области формирования элементарных математических представлений....
" Панно для Тестовичка"
Технологическая карта занятия по художественно-эстетическому направлению – лепка из соленого теста «Панно для Тестовичка» Этапы занятияДеятельность педагогаДеятельность детейОрганизация дет...
"Развитие детей 6 лет: тестовые задания".
В презентации представлены в игровой форме тестовые задания для оценки уровня развития детей 6 лет. Данная форма тестирования разработана специально для родителей....
Перспективный план работы кружка "Тестовичок" для детей средней группы
Дети любят лепить из теста....
Семинар - практикум "Использование тестовых заданий"
Педагогическое тестирование даёт объективную картинку реального овладения знаниями. Тесты представляют собой оптимальное средство педагогического измерения, что весьма актуальна при переходе на многоб...
Семинар - практикум "Использование тестовых заданий"
Педагогическое тестирование даёт объективную картинку реального овладения знаниями. Тесты представляют собой оптимальное средство педагогического измерения, что весьма актуальна при переходе на многоб...