Творческое самовыражение детей в процессе изобразительной деятельности при помощи нетрадиционной техники "Пластилинография"
статья по аппликации, лепке по теме
Творческое самовыражение детей в процессе изобразительной деятельности при помощи нетрадиционной техники "Пластилинография"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sankt2.doc | 206 КБ |
Предварительный просмотр:
при помощи нетрадиционной техники
1) Введение
2) Основная часть. Что такое пластилинография.
3) Развитие творческих способностей при помощи пластилинографии
4) Примерное планирование
5) Заключение
6) Работы детей
7) Литература
Приобщение к художественному творчеству приобретает особую актуальность в настоящее время.
Изобразительное искусство прекрасно и многогранно. Путь в этот мир начинается в душе человека. Художественное творчество- это во многом работа, исходящая от сердца. Настоящим художником может стать только тот, кто всей душой проникается искусством и приложит максимум усилий для совершенствования своего мастерства.
Художественное творчество, пронизанное душевным теплом, создает прекраснейшие произведения.
В прямом смысле это касается работ с пластилином, потому что каждая частичка этого материала, прежде чем стать мазком картины, согревается теплом рук мастера.
Художественная обработка пластических материалов требует определенных знаний и умений в обращении, как с пластилином, так и с инструментами и представляет уникальную возможность соединить процесс создания картин с эстетическим развитием.
Изготовление своими руками красивых и нужных предметов из пластилина вызывает повышенный интерес к творческому процессу и приносит удовлетворения результатами, побуждая к последующей деятельности.
Рисование пластилином – редко встречающийся вид живописи, но этот способ изображения способствует творческому развитию и разнообразию художественных выразительных методов. Каждое новое творческое начинание для человека – это не просто умение, навыки, опыт; это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи « рука – мозг».
Факторы для развития художника – это постоянная практика, совершенствование мастерства, смелый эксперимент, поиск и творческий подход в процессе деятельности. Совокупность этих качеств, может способствовать созданию новых, неповторимых произведений искусств.
В детском творчестве окружающий его мир открывается по- разному, в зависи-
мости от его внутреннего состояния, только ему одному ведомых ощущений и желании. Дети особенно подвержены своим эмоциям Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают нас своим необъяснимым сочетанием цвета, формы.
При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять
внимание социально- эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление
детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.
Для развития творчества и систематизации знаний детей поставила перед собой
следующие задачи:
1. Развивать у детей эстетические чувства формы, цвета, композиции, пропорции.
2 . Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и в искусстве.
3. Воспитывать интерес к пластилинографии.
4. Формировать у детей знания, умение и навыки в области пластилинографии,
развивать у них творческую активность.
5. Воспитывать у детей умения работать индивидуально и создавать коллективные
композиции, развивать эмоционально - положительные эмоции.
Результатами работы в данном направлении должны быть:
- активность, и самостоятельность детей в пластилинографии;
- умение находить новые способы для художественного изображения;
Важно еще в детстве научить ребенка художественному видению,
которое дает ему возможность осмыслить образы действительности.
Анализируя результаты работы, можно сделать следующий вывод,
что эмоции, вызванные пластилинографией, способны творить чудеса, они приобщают детей к высшим духовным ценностям, развивают их способности и творчество.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется осуществление замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приёмов: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. Важное значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают приём «вливание одного цвета в другой».
Выпускаются следующие виды пластилина: парафиновый, восковой, флуоресцентный.
При работе с пластилином необходимо учитывать его свойства: мягкость, пластичность, клейкость, способность размягчаться под воздействием тепла, непрочность, способность сохранения придаваемой формы, водонепроницае- мость.
Но при работе с ним может возникнуть ряд отрицательных моментов:
- в состав пластилина входят жировые компоненты, и при наложении на бумажную основу со временем образует жировые пятна.
- При работе с пластилином следует использовать как основу не тонкие листы бумаги, а плотный картон, чтобы не происходило её деформации при выполнении приёмов придавливания, примазывания, сглаживания, расплющивания во время закрепления предмета на горизонтальной поверхности.
- Чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности, следует основу с предварительно нарисованным контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен; работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов. Так же возможно использование в качестве основы для работы пластиковых поверхностей. Контуры в данном случае выполняют обычным фломастером, который так же без труда стирается влажной салфеткой, если ребёнок вдруг ошибся в изображении объекта. Если нет возможности покрыть основу скотчем, контур рисуется простым карандашом.
- Если работа выполняется в качестве подарка или для оформления групповой комнаты, рекомендуется поверхность сделанной композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой плёнкой со временем твердеет, изделие становится более прочным и сохраняет яркость, с лакированной поверхности легче убирать пыль.
- На рабочем столе ребёнка обязательно должна быть влажная тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть руки водой с мылом.
- Работа с пластилином трудоёмкая, требует усилий, поэтому в процессе её выполнения детям необходим отдых в виде тематических физкультминуток и разминок.
Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии детей.
В зависимости от объемности деталей картины могут иметь плоскостное или барельефное изображение. У плоскостных картин поверхность ровная, подобная масляной живописи. В барельефном изображении фигуры выступают над поверхностью.
Подразделяют картины в зависимости от степени заполнения полотна. В одних картинах покрыта вся поверхность, а в других пластилином заполнена только часть, ограниченная контуром рисунка.
Формат картин может быть различными: вертикальным, горизонтальным, квадратным, круглым, овальным.
При разработки картин из пластилина необходимо соблюдать композицион -
ные законы. Для расположения элементов должны быть соблюдены правила одной трети статики, динамики и использоваться композиционные приемы: выделение центра, равновесия частей, симметрии и асимметрии. Следует применять композиционные средства: декоративность, цвет, светотень, контрастность, ритм, формат, пространство, открытость.
Собирать элементы картины лучше отдельно, первоначально не закрепляя их, и компоновать композицию из составляющих, выбирая удачное решение.
Преимущество пластилиновых картин заключается в возможности изображения выпуклых барельефных деталей, создающих особую зрительную реальность выполняемых художественных работ.
Плоскостное изображение пластилином подобно живописи масляными красками, но наносится пластичным материалом, но не кистями, а стеками или размазывается по картонной основе пальцами рук. Ручной способ нанесения пластилина более эффективен, потому что согретый пальцами материал ровно под давлением соединяется с основой.
Нанесение пластилина на основу следует начинать с верхней части, чтобы исключить касание ладони с покрытыми участками.
При создании объемных изображений применяются два способа лепки: конструктивный ( деталь составляется из отдельных частей) и пластичный (форма вытягивается из пластичной массы).
Детали круглых и овальных форм формируются скатыванием пластилиновых шариков с дальнейшим расплющиванием при закреплении на полотне картины.
Для изображения тонких полос выполняются валики, которые раскатываются ладонями на плоскости. Раскатывая валики, нужно иметь в виду, что при расплющивании на поверхности их поперечное сечение увеличивается.
Детали сложной конфигурации можно выполнить расплющенным пятном, от которого стекой отсекаются излишки.
Для создания прозрачности или объемности элементов пластилин растираются пальцами, и наносится на деталь тонким слоем. Излишки верхнего слоя соскабливаются стекой до получения необходимого зрительного эффекта.
Смешением пластилина разных цветов достигается разнообразие колорита. Белый пластилин добавляется для осветления красок, а примесь черного, синего, коричневого придает темный оттенок. Часто используется цвет охры, который получается смешением коричневого и желтого цветов.
Чтобы добиться эффекта «мраморности», т.е. изображения с разноцветными хаотичными разводами, пластилиновые валики разного цвета скручиваются жгутом, слегка перемешиваются. Колорит комбинируемых красок при нанесении на полотно должен просматриваться разноцветными разводами.
Пластилиновые изображения не следует подвергать деформации, нагреванию, не допускать попадания солнечного света.
Цель моего опыта - развитие творческих способностей, каждого ребенка средствами нетрадиционной техники, помочь реализовать себя. Для достижения этой цели я разработала перспективный план изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники «пластилинографии».
Критериями отбора материала послужило:
-необычность взгляда на известные вопросы - привлекательность с эстетической точки зрения - значимость материала для формирования творческих способностей детей.
Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционной техники в пластилинографии я осуществляю через совместную деятельность с ними. Во время совместной деятельности с детьми я использую личностно- ориентированный подход к каждому ребенку. Самое главное не навязываю ребенку свою помощь, даю ему возможность рисовать пластилином, так как ему нравится. Иначе рискую внушить ребенку, что он « ничего не умеет делать, так как надо ». А ведь передо мной творческая личность. Несформированность графических умений и навыков мешают ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира затрудняет развивать эстетическое восприятие. Ребенок осознает, что та или иная линия у него не получилась и поэтому стремиться ее исправить. А на бумаге незаметно это сделать очень сложно. Учитывая эту особенность детей я предложила технику пластилинового налепа, т.е. я ее назвала «Пластилиновая живопись». Барельефную картинку можно изменять дополнять деталями, а предметы получаются. Если вложить их в коробку из под конфет, то можно украсить детскую комнату.
Когда дети заканчивают свою работу, я прошу рассказать, что они хотели изобразить. Дети ждут одобрения. Им очень хочется, что бы работа всем понравилась. Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного творчества является выставка детского рисунка.
Выставка - очень важный момент сравнения своей работы с работой сверстников. В эти минуты ребенок лучше видит свою работу и лучше понимает другие. Оформляли выставки в детском саду. Одной из форм выставки, на которой можно использовать все работы, является украшение зала к праздникам и досугам. Такие выставки очень радуют детей и их родителей.
Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует "удовлетворению притязаний на признание". Я использовала возможность общения с родителями, и одна из задач наша - установить доверительное отношение с ними.
Взаимодействие с родителями делала индивидуальными и коллективными. Коллективная работа требовала особой деликатности и осторожности, так как неточно сказанное слово может глубоко ранить родителя. С родителями проводила следующую работу:
- учитывая разную исходную базу личностного развития ребенка, не сравнивать детей друг с другом;
- находить в каждом ребенке, что-то хорошее и хвалить от души детей;
- уметь устанавливать доверительные, доброжелательные отношения;
Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса. Они приобщают детей к высоким духовным ценностям, развивают их способности, творчество и развивают горизонты сознания.
№ | Тема | Программное содержание | Материалы |
Сентябрь | |||
1. | Игрушки для малышей | Доставить детям радость от встречи с любимой игрушкой. Выявить уровень развития художественных способностей к изобразительной деятельно сти умение принять и самостоятельно реализовать творческую задачу, владение пластическими умениями
| Пластилин, стека, салфетка для рук, основа, игрушки |
2 | Моя группа | Познакомить детей с жан-ром изобразительного искус-ства - портретом . Показать как при помощи нетрадицио-нной технике -пластилиногра фии выполнить свой портрет. Закрепить умение лепить мелкие детали ( глаза , губы, волосы , аксессуары . ) Закреплять умение соединять части в единое целое путем примазывания . | Пластилин, стека, салфетка для рук , картон, портреты людей |
Октябрь | |||
1 | Чудо плоды. | Показать как при помощи нетрадиционной технике -пластилинографии можно создать лепную картину. Упражнять в использовании разных приемов лепки (скатывание , расплющивание, размазывание) Развивать чувство композиции. | Пластилин, стека, салфетка для рук , картон, фрукты. |
2 | Хлебное поле | Развивать у детей эстетичес -кое восприятие, любовь к природе . Предложить детям посредствам технике- пласти-линографии создать колоски. Упражнять в использовании разных приемов лепки (ска-тывание , расплющивание , рас -катывание ) Развивать чувс- тво композиции, навыки работы с пластилином. | Пластилин, стека, салфетка для рук, картон, гербарий иллюстрации с колосками |
Ноябрь | |||
1 | Лес , словно терем расписной | Развивать у детей эстетичес-кое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту. Показать детям как изобразить осеннее дерево с помощью техники пластилинографии , лепить отдельные детали -примазывать, придавливать их к основе. Развивать чувство композиции | Пластилин, стека, салфетка для рук, основа, репродукция картины И. Левитана “ Золотая осень |
2 | Животные в лесу | Вызвать интерес к миру при роды, формировать реалисти - ческое представление о ней. Показать как достигнуть выразительность образа через более точную передачу фор - мы,цвета . Научить исполь зовать стеку для придания шерсти необходимой струк-туры. Закреплять умение соединять части в единое целое путем примазывания, сглаживания | Пластилин, стека, салфетка для рук , основа, игрушки - дикие животные, иллюстрации |
Декабрь | |||
1 | Деревенский пейзаж | Развивать у детей творческое воображение. Развивать умение создавать деревенские дома, передавая особенности их строения, характерные детали. Закрепить способы работы в технике пластилинография: раскатывание , сплющивание ,выполнение мелких дет алей. Учить использовать стек для вырезания геометрических форм | Пластилин, стека, салфетка для рук, основа, иллюстрации с изображением деревенского пейзажа |
2 | Наши домашние животные | Вызвать интерес к миру при роды, формировать реалисти - ческое представление о ней. Показать как достигнуть выразительность образа через более точную передачу фор - мы,цвета . Научить исполь зовать стеку для придания шерсти необходимой струк-туры. Закреплять умение соединять части в единое целое путем примазывания, сглаживания | Пластилин, стека, салфетка для рук , основа, игрушки -домашние животные, иллюстрации |
| Январь | ||
1 | Снегири и синицы на кормушке | Показать детям как передо-вать свои наблюдения за живой природой в художест венно – изобразительной дея-тельности посредством пластилинографии. Закрепить умение изображать снегирей и синиц, передавать особенности их внешнего вида . Упражнять в использовании разных прие-мов лепки (скатывание , расплющивание, сглаживание и др | Пластилин, салфетка для рук, доска для лепки, иллюстрации с изображением снегирей и синиц, основа |
2 | Зимние забавы | Вызвать у детей желание соз давать картину из пластилина Предложить детям воплатить свой замысел с помощью нетрадиционной техники - пластилинографии. Создать условия для творческого применения освоенных приемов лепки(скатывание, расплющивание, размазывание , сглаживание и др ) Развивать навыки работы с пластилином и чувство композиции | Пластилин, стека, салфетка для рук, картон, картина Зимние забавы |
Февраль | |||
1 | Валентинки | Вызвать желание у детей создать при помощи пластилина валентинку. Закреплять умение детей самостоятельно определять содержание своей работы , доводить замысел до конца. Закрепить разнообразные приемы лепки( скатывание , расплющивание , оттягивание , сглаживание и др .) Развивать чувство композиции
| Пластилин, салфетки для рук, доска для лепки, открытки-валентинки, основа |
2 | Зимушка-зима | Развивать у детей эстетичес-кое восприятие, любовь к природе , желание передавать ее красоту . Показать , как при помощи пластилиногра-фии создать зимний пейзаж. Закрепить усвоенные ранее приемы лепки ( скатывание , расплющивание ,оттягивание , сглаживание , размазывание и др.) Развивать навыки работы с пластилином и чувство композиции. | Пластилин , салфетки для рук , доска для лепки , основа ,иллюстрации с изображением зимних пейзажей . |
Март | |||
1 | Букет для мамы | Воспитывать любовь и уваж-ение к близким людям, желание доставлять радость своей работой. Закреплять умение детей выполнять лепную картину, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы . Упражнять в использовании разных приемов лепки ( раскатывание, расплющива ние, придавливание к основе и др) Развивать воображение | Пластилин , салфетки для рук , доска для лепки , основа, иллюстрации с изображением цветов. |
2 | Традесканция | Развивать практические уме-ния и навыки детей при соз-дании заданного образа посредствам пластилиногра-фии. Упражнять в использова-нии разных приемов лепки ( расплющивание, размазыание, сглаживание и др.) Воспитывать аккуратность в работе с пластилином | Пластилин , салфетки для рук , доска для лепки , иллюстрации с изображением комнатных растений., основа |
Апрель | |||
1 | В далеком космосе | Вызвать интерес к изображе- нию космоса и средств пере движения в космическом про странстве. Упражнять в ис-пользовании разных приемов лепки (скатывание , расплющивание , сглаживание, придавливание к основе и др . ) Закреплять умение соединять части в единое целое путем прима зывания . Развивать чувство композиции | Пластилин , салфетки для рук , доска для лепки, основа , иллюстрации с изображением космоса |
2 | Чудо-писанки | Познакомить детей с искусст вом миниатюры на яйце (славянскими писанками) Дать представление о специфике композиции и орнамента. Вызвать желание у детей создать свою работу в технике пластилинографии. Упражнять в использовании разных приемов лепки (скатывание , расплющивание , размазывание сглаживание и др .) Развивать воображение. | Пластилин , салфетки для рук , доска для лепки , основа, иллюстрации с изображением пасхальных яиц |
Май | |||
1 | Мои друзья | Вызвать желание у детей соз дать образ своего друга в нетрадиционной технике-пластилинографии. Упражнять в использовании разных приемов лепки (скатывание , расплющивание , оттягивание, сглаживание и др .) Развивать воображение. | Пластилин , салфетки для рук , доска для лепки , основа фотографии ,
|
2 | Решетки нашего города | Развивать творческое вообра- жение.. Вспомнить с детьми приемы работы в технике пластилинографии. ( раскатывание, расплющивание ,придав ливание к основе ) Воспиты - вать аккуратность в работе с пластилином. | Пластилин , салфетки для рук , доска для лепки , основа , открытки с решетками С-Петербурга |
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике - пластилинографии . Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения. Работы детей стали более интересными, содержательными, идея и замысел богаче. Каждая работа кажется произведением искусства. А дети обрели уверенность в себе, робкие преодолели « болезнь чистого листа бумаги», и начинают чувствовать себя маленькими творцами.
Возрос интерес к изобразительной деятельности, а вместе с ним и желание.
Творчество обогатило жизнь ребенка новыми переживаниями и чувс- твами: преодолев трудности, ребенок испытывает удовольствие, его радует достигнутый результат- своей работой он доставляет удо- вольствие другим. Это порождало у детей новое желание, новое стремление к более полному, творческому выражению чувств, мыслей и настроений, способствовало всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческое самовыражение детей в процессе изобразительной деятельности при помощи нетрадиционной техники рисования пластилином.
Творческое самовыражение детей в процессе изобразительной деятельности при помощи нетрадиционной техники рисования пластилином. Путь в прекрасный и многогранн...
Создание условий для творческого самовыражения детей в процессе физической деятельности.
Роль физического воспитания для гармоничного раста и развития дошкольника....
Творческое самовыражение детей в процессе изобразительной деятельности.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.Психологи и педагоги пришли к вывод...
Родителям о творческом самовыражении детей в процессе изо-деятельности
Родителям о творческом самовыражении детей в процессе изо-деятельности...
Творческое самовыражение детей в процессе изобразительной деятельности. "Ознакомление детей с окружающем миром".
Развивать у детей доброту, чуткость души, действенную любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение и творческую активность, дать им первые ориентировки в эстетической и худ...
План самообразования воспитателя старше - подготовительной группы комбинированной направленности на тему: «Развитие творческих способностей детей в процессе изобразительной деятельности средствами декоративно - прикладного искусства».
План самообразованиявоспитателя старше - подготовительной группы комбинированной направленности на тему:«Развитие творческих способностей детей в процессе изобразительной деятельности средствами...
Картотека дидактических игр на развитие творческих способностей детей в процессе изобразительной деятельности.
Актуальность проблемы использования дидактических игр и упражнений в процессе обучения определяется необходимостью развития творческих способностей детей, повышения уровня и качества современног...