ЛЕПКА СЮЖЕТНАЯ НА ЗЕРКАЛЕ ИЛИ ФОЛЬГЕ (С ОТРАЖЕНИЕМ) «ДЕДУШКА МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ». Старшая группа. (по программе И. А. Лыковой «Цветные ладошки»)
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме
Задачи. Учить составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных фигурок, передавая взаимоотношения между ними. Продол¬жать учить передавать несложные движе¬ния (наклон и поворот туловища, переме¬щение лап) и настроение героев (испуг, страх, надежда, радость). Анализировать особенности строения животных, соотно¬сить части по величине и пропорциям. Развивать глазомер, чувство композиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lepka._dedushka_mazay_i_zaycy.docx | 288.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Лепка сюжетная на зеркале иЛИ фольге (с отражением)
«Дедушка Мазай и зайцы». Старшая группа.
(по программе И. А. Лыковой «Цветные ладошки»)
Задачи. Учить составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных фигурок, передавая взаимоотношения между ними. Продол жать учить передавать несложные движе ния (наклон и поворот туловища, переме щение лап) и настроение героев (испуг, страх, надежда, радость). Анализировать особенности строения животных, соотно сить части по величине и пропорциям. Развивать глазомер, чувство композиции.
Предварительная работа. Чтение стихо творения Н.А. Некрасова « Дедушка Ма зай и зайцы», просмотр мультфильма по произведению. Рассматривание иллюстра ций в книжке. Беседа по содержанию ли тературного произведения. Рассматрива ние весенних пейзажей (по возможности, с изображением весеннего разлива или половодья).
Материалы, инструменты, оборудование. У детей: пластилин, стеки, доски для лепки. У воспитателя: вылепленная фигурка деда Мазая в лодке. Композиционная ос нова для коллективной работы: зеркало или прочная фольга с вылепленным деревом, пеньком, плыву щим бревном. Рисунки детей подготовительной к школе группы по сюжету.
Учебные пособия.
Пейзажи с изображением весеннего разлива или половодья.
Технологическая карта «Зайчик» (лепка).
Ход занятия.
Воспитатель зачитывает отрывки из стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»:
Я раз за дровами в лодке поехал...
Вижу один островок небольшой -
Зайцы на нём собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам...
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: «Прыгайте сами!»
Прыгнули зайцы мои, - ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой...
Столбик, не столбик, зайчишка на пне,
Лапки скрестивши стоит, горемыка,
Взял и его - тягота невелика!..
Не рано уж было.
Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя и стоя, и лёжа пластом,
Зайцев с десяток спасалось на нём.
«Взял бы я вас - да потопите лодку!»
Жаль их, однако, да жаль и находку –
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок...
К берегу плотно бревно я пригнал,
Лодку причалил - и «с Богом» сказал...
И во весь дух
Пошли зайчишки.
А я им: «У-ух!
Живей, зверишки»...
– Когда с зайцами произошла такая беда? (Весной.) Почему это случилось? (Начал таять снег, вода затопила лес. Было половодье.) Как добрый дедушка Мазай спас бедных зайчишек от гибели? (Он сажал их в лодку, прицепил бревно с зайчишками. А потом всех выпустил на берег.)
Затем педагог показывает детям подго товленную заранее основу для коллектив ной сюжетной композиции.
– Зеркало (или фольга) – это водоём, в котором видны затопленные пеньки, деревья, плывущие брёвна, на ко торых будут спасаться зайцы от бурной воды.
Выставляет на зеркало (фольгу) вы лепленную заранее лодку, помещает туда деда Мазая и обыгрывает ситуацию:
– Лодка плывёт по зеркальной воде, в которой отражаются деревья, и дедушка Мазай спасает зайчиков – поднимает их за уши и усаживает в лодку, а некоторые зай цы и сами спрыгивают в лодку со своих островков (пеньков).
– Давайте и мы с вами поможем деду Мазаю спасать зайчишек – вылепим своих зай чиков, которые будут сидеть на островках, пеньках или проплывающих мимо лодки Ма зая деревьях и дополним композицию.
– Постараемся показать настроение и ха рактер зайцев. Какое настроение у зайца, который сидит на пеньке посреди глубо кой речки? А как меняется настроение зайчишки, который запрыгнул в лодку? Как себя чувствует зайчонок, которого греет за пазухой добрый дедушка Мазай?
– Настроение можно показать не только выражением лица, как на портрете человека, но также через позу и движение туловища. Ребята, опишите разные позы слова ми. (Сидит, сжавшись в комочек, уши прижа ты, встал на задние лапки, вытянулся стол биком, уши навострил и пр.) Давайте с вами на минутку превратимся в зайчишек.
Физминутка.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит (дети показывают).
Вот так, вот так –
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть (дети встают и показывают).
Вот так, вот так –
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать (дети скачут).
Вот так, вот так –
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал —
Зайка — прыг — и убежал (дети садятся).
Вот так, вот так –
Зайка — прыг — и убежал!
– Ребята, вы уже учились лепить зайцев. Давайте вспомним, как это правильно сделать.
Дети, используя технологическую карту, рассказывают последовательность лепки зайца конструктивным способом. (Сначала лепим овальное туловище, потом – круглую голову, лапки маленькие и большие – передние и задние, уши – длинные, хвост – маленький.)
– Давайте договоримся о размере лепных фигурок, чтобы зайчики были примерно одинакового размера. Можно вос пользоваться условной меркой (например, мизинчик).
– Перед работой разомнём и пальчики тоже. (Пальчиковая гимнастика)
Де ти берут пластилин и начинают лепить. Они самостоятельно ищут способы пе редачи движения настроения зайчишек. Если они быстро справляются с заданием, воспитатель предлагает дополнить компо зицию по своему желанию деревьями, кустарниками. Можно пред ложить детям изменить позу вылепленно го зверька: поднять лапки, прижать ушки к туловищу, показать, что зайчонок сидит, лежит, стоит «столбиком», прыгает, пере прыгивает, выпрыгивает из лодки или бы стро бежит в лес.
В конце занятия дети переносят вылеп ленные фигурки на общую основу и со ставляют коллективную композицию.
– Посмотрите, какие из зайчиков самые выразительные. Как это получилось? (Показаны движения лап и интересные положения туловища.)
– Что ещё понравилось в этой работе? (Мы делали её вместе, она получилась большая, зайцев много, как в мультфильме! В зеркале всё отражается, как в настоящей воде.)
Дополнительный материал.
Загадки.
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы —
Уши больше головы? (Заяц)
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая — для лета,
Для зимы — другого цвета. (Заяц)
Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверёк живёт в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверёк зовётся?... (Зайка.)
Вариант физминутки
Уронила белка шишку, (кисти к плечам, вращение руками)
Шишка стукнула зайчишку, (ударяют кулачком о кулачок)
Тот пустился наутёк, (бег или прыжки на месте)
Чуть не сбил медведя с ног... (ходьба на месте вперевалку)
Под корнями старой ели (наклоны вперёд, округляя спину)
Размышлял медведь полдня: (наклоны головы в стороны, спина прямая)
"Что-то зайцы осмелели... (руки на поясе, наклоны туловища вправо-влево)
Нападают на меня". (прыжки на месте)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по ОО "Художественное творчество" (аппликация) по программе И.А.Лыковой "Цветные ладошки"
перспективный план...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ И.А.ЛЫКОВОЙ «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ» И НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ...
Дополнительная образовательная программа по художественному творчеству «Умелые ручки». Разработана на основе программы И.А. Лыковой « Цветные ладошки».
Перспективный план составлен с опорой на педагогические технологии:• И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», « Цветные лад...
Совместная деятельность в 1 младшей группе «Крот и зеленая звезда» (Разработана на основе авторской программы И.А.Лыковой «Цветные ладошки»)
Цель:«Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста для реализации задач художественно-творческого развития детей 2-3 лет»В ходе совместной деятель...
Конспект занятия В старшей группе по парциальной программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки»
Цель: Последовательное воспитание у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализации....
Ручной труд. «Дедушка Мазай и зайцы» (старшая группа)
Тема:"Дедушка Мазай и зайцы"Цель: учить детей дополнять поделку из пластилина природным материалом, показать возможность его применения.Продолжать учить дошкольников убирать за собой рабочее...