Консультация по работе с соленым тестом для воспитателей детей младшего возраста
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа) по теме

Дорофеева Ольга Алексеевна

 

Методические рекомендации для приобщения ребенка к игре с тестом. перечень игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация по работе с соленым тестом для воспитателей детей младшего возраста

РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ЛЕПИТЬ

Методические рекомендации для приобщения ребенка к игре с тестом.

Приготовьте тесто заранее: ребенок не сможет долго ждать начала игры, и, пока мама готовит тесто, его интерес угаснет. Приучайте играть с тестом за столом, на клеенке, а после игр обязательно мыть руки.

Тесто - своеобразный материал для лепки и может сначала не понравиться малышу. Начинайте игру вместе с ребенком, при первых же признаках снижения интереса займите его другой деятельностью, а к тесту вернитесь через день-два. Если все участники игры эмоционально положительно настроены и взрослый верит в способности дочки, сына, внука или внучки, все получится!

Игры с тестом особенно полезны для детей с повышенным или пониженным тонусом рук, так как они способствуют нормализации тонуса и активизации мелкой моторики.

Игры с тестом:

  1. обогащают опыт ощущений и восприятий (сенсорный опыт) ребенка;
  2. подготавливают руки к работе с более тугими материалами (пластилином и глиной), активизируют мелкую моторику рук;
  3. способствуют развитию воображения, памяти, внимания и могут стать мощным стимулом для интеллектуального развития ребенка;
  4. формируют эмоциональный и речевой контакт с взрослым;
  5. стимулируют понимание речи и активную речь самого малыша;
  6. приучают ребенка к аккуратной работе за столом.

Знакомство с тестом и элементарные действия с ним

ШЛЕПАЕМ ЛАДОШКАМИ.

 Выложите теплое тесто на разделочную доску или поднос - цвета теста и подноса не должны сливаться (лучше, если это будут контрастные цвета, например: поднос синий, а тесто розовое). Разомните тесто, пошлепайте по нему рукой. Попросите малыша сделать то же, аккуратно, взяв за локоток, подведите его ручку к тесту. Сопровождайте свои и его действия стихами. Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп, Ты, ладошечка! Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп, Моя крошечка!

Если вы заметили, что интерес к игре ослабел, уберите тесто. Внимание! В следующих играх предполагается использование некрупных предметов. Если предмет не входит в контейнер от фотопленки, значит, он безопасного размера - смело давайте его ребенку. Более мелкие предметы пригодятся позже, когда ребенок подрастет.

ИГРА С ТЕПЛЫМ ТЕСТОМ .

Возьмите пластмассовый шарик и покажите его малышу. У него на глазах накройте шарик носовым платком, а потом спросите: «Где шарик? Нет шарика! Где спрятался шарик?». Вместе снимите платочек: «Вот шарик! Ты нашел шарик!». Поиграйте так два—три раза.

Затем пусть малыш потрогает тесто, опять покажите шарик, а потом спрячьте его в тесте и спросите: «Где шарик?». (Шарик и тесто должны быть разного, желательно контрастного, цвета.) Ищите шарик вместе, месите тесто, шлепайте по нему руками, помогите крохе сжимать и разжимать кулачки.

ДОСТАЕМ ПРЕДМЕТЫ ИЗ ТЕСТА.

 Спрячьте в тесто несколько каштанов, шариков или кубиков, так чтобы края спрятанных предметов были видны. Спросите: «Что тут спрятали? Давай посмотрим!». Аккуратно, с интересом начните доставать предметы, освобождая их из теста. Называйте тот предмет, который достали вы, а потом тот, который нашел малыш. Можно спрятать однородные предметы: только каштаны или только шарики. Пусть ребенок достает предметы, а вы го ворите: «Один каштан, еще один каштан». Покажите, как складывать их в банку или на блюдце. Когда все каштаны будут найдены, скажите: «Много каштанов».

ОЛАДУШКИ.

Возьмите половину теста и разделите его на четыре-шесть кусочков. Скатайте из них шарики (колобки) и положите их перед малышом в один ряд. Рядом посадите куклу. Шлепните ладонью по одному из шариков - он расплющится. Скажите: «Был колобок, а теперь получился оладушек. Сделай такой же оладушек сам. Мы его отдадим куколке. Ешь, куколка, вкусный оладушек». Сначала можно расплющивать шарики, хлопая по ним ладошкой. Более сложное задание для ребенка около 2 лет: взять шарик в руки, размять его пальчиками, превращая в оладушек. Действия малыша сопровождайте чтением стихов.

Ой, ладушки-ладушки, Испечем оладушки! На окно поставим, Остывать заставим. А остынут - поедим И воробушкам дадим. Воробушки сели, Оладушки съели, Оладушки съели. Шу-у-у!.. и улетели.

Е. Благинина

ДЕЛАЕМ БЛИНЫ

Скатайте четвертую часть теста в шар. Скажите: «Шар. Он круглый». Шлепайте ладонями по тесту, придавливая и расплющивая его. «Посмотри, получается блинчик». Пусть малыш повторяет ваши действия. В этой игре ему придется сильнее ударять по шару из теста. Прочитайте приговорку. Стала Варя (имя ребенка) Гостей угощать: И Ивану блин, И Степану блин, Да Андрею блин, Да Матвею блин. А Митрошечке - Мятный пряничек!

Можно сделать блины из теста разного цвета, а потом сложить их стопкой.

РУЧКА СПРЯТАЛАСЬ

Накройте свою руку платком и спросйте: «Где моя рука?». Когда малыш сдернет платок, скажите: «Вот она, моя рука!». Так же поиграйте с его рукой. А теперь дайте ему потрогать теплое и приятное на ощупь тесто. Раскатайте его, так чтобы на одну половину поместилась рука ребенка, а дру гой половиной вы смогли ее прикрыть.

Скажите: «Спряталась твоя ручка. Где она? Где твои пальчики? Где твоя ладошка? Возможно, он начнет размахивать рукой чтобы стряхнуть тесто. Подскажите ему: «Помоги другой рукой. Освободи спрятанную ручку». Помогите, сами снимите тесто. Поднимите вверх чистую ручку малыша: «Вот она, рука, которая пряталась!; Очень важно, чтобы во время игры вы были серьезны, когда будете заинтересованно спрашивать: «Где ручка?». Искренне радуйтесь, когда ребенок - пусть и с вашей помощью освободит руку от теста.

ОТОРВЕМ КУСОЧЕК ТЕСТА

 Сделайте из половины-четверти всего теста валик (колбаску). Держите валик, малыш пусть отрывает от него кусочки складывает их в определенное место (т пример, на тарелку). Скажите: «У меня бы большой кусок теста, а ты (имя ребенка) отрываешь маленькие кусочки». Соберите и скатайте все куски в один и скажите: «Мы собрали все маленькие кусочки. Помяли, помяли их - получился большой кусок».

ЗЕРНЫШКИ ДЛЯ КУРОЧКИ

 Поставьте на стол игрушечную курочку и спойте песенку «Курочка» (сл. Т. Волги ной, муз. А. Филиппенко). Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать, А за ней ребятки, Желтые цыплятки. Ко-ко-ко-ко-ко-ко-ко! Не ходите далеко, Лапками гребите, Зернышки ищите.

Скажите: «Давай сделаем зернышко для курочки!». От большого куска теста отщипывайте большим и указательным пальцами маленькие кусочки и кладите их перед курочкой. Помогайте ребенку делать то же самое. Эта игра помогает формировать умение работать двумя пальцами, так называемый пинцетный захват.

ГДЕ ГЛАЗКИ?

       Перед началом игры спросите: «Где у тебя глазки? Покажи носик, ротик. Молодец! А где у мамы глазки, ротик?». Пусть малыш потрогает тесто, пошлепает руками по нему, помнет его. Скатайте колобок: «Вот Колобок. Помнишь сказку про него?». Указательным пальцем сделайте в те сте углубления: «Это глазки. Где у Колобка глазки? Покажи!». Сделайте еще две ямочки - носик и ротик. Еще раз скатайте шарик-колобок, предложите малышу сделать ему глазки, носик и ротик.

Лепка

Теперь ребенок будет учиться делать объемные фигурки (например, черепаху или самолет), которые можно подсушить в духовке на слабом огне. Поэтому лучше лепить сразу на противне. Цвет теста после выпечки сохранится. С мини-скульптурой можно будет поиграть и даже раскрасить ее. Помогайте малышу и всегда будьте рядом с ним.

Напоминаем: для игр все должно быть приготовлено заранее — малыш в силу незрелости нервной системы не может долго ждать приготовлений мамы.

УГОСТИМ СОБАЧКУ СОСИСКОЙ

 Посадите игрушечную собачку и скажите: «Давай угостим собачку сосиской». Возьмите небольшой кусочек розового теста (шестую-восьмую его часть) и на столе рукой раскатайте его в валик. «Вот сосиска для собачки. Сделай сам такую же». Помогите ребенку повторить ваши действия. Раска тывайте сосиску на столе сначала одной, потом двумя руками. Более сложное движение, которое по мере взросления освоит ребенок, - раскатывание валика между ладошками. Положите сосиску перед игрушкой: «Ешь, собака, сосиску». Пусть песик поблагодарит малыша за угощение. Слепите огурчик из зеленого, а морковку (один конец валика будет заострен) из оранжевого теста.

ПОРЕЖЬ КОЛБАСУ ДЛЯ КОШЕЧКИ

     На стол посадите игрушечную кошечку: «Угостим кошечку колбасой!». Из большего куска розового теста (четвертая часть) ребенок скатает валик «колбасу». Скажите: «Кошечка маленькая, всю колбасу съесть не может, давай ее порежем». Возьмите пластмассовый нож (специальный для пластилина, или игрушечный, или из набора разовой посуды) и покажите, как нужно отрезать кусочки. Ребенок будет с удовольствием резать «колбасу» для кошечки, складывать кусочки на тарелку, а вы поддерживайте интерес, продолжая сюжетную игру: кошечка поела и поблагодарила Сашу (имя ребенка).

ПИРОЖКИ И ПРЯНИКИ

 Возьмите кусочек теста, который помещается в руке. Перекладывайте его из одной руки в другую, имитируя лепку пирожка. «Вот какой слепили пирожок. Слепи и ты». Дайте малышу кусочек теста, который поместится в его ладошках. Может, он начнет подражать вам и сам освоит процесс изготовления пирожков. А если нет, обхватите своими ладонями его ладошки и сделайте пирожок вместе. В это время можно петь песенку «Пирожки» (сл. Н. Кукловской, муз. А. Филиппенко). Я пеку, пеку, пеку Деткам всем по пирожку. А для милой мамочки Испеку два пряничка. Кушай, кушай, мамочка, Вкусные два пряничка, А ребяток позову, Пирожками угощу.

БУЛОЧКА И ПИРОЖОК

 Сделайте из теста булочку (шарик) и пирожок и положите их на разные тарелки. Покажите их ребенку и скажите: «Вот булочка, а вот пирожок!». А потом прочитайте стихи.

Пошел котик на торжок, Купил котик пирожок. Пошел котик на улочку, Купил котик булочку.

- Самому ли съесть

Или Бореньке (имя ребенка) снесть?

Я и сам укушу,

Да и Бореньке снесу.

Спросите: «Где на тарелочке пирожок, а где булочка?». Пирожок малыш уже умеет делать, а булочку помогите ему сделать: скатайте из теста шарик, пусть он его слегка прихлопнет или придавит сверху - получится булочка. Предложите ребенку самому сделать булочку из заготовленного вами шарика, а затем и пирожок. Обратите его внимание на то, что булочка - круглая, а пирожок - овальный, длинненький и лепятся они разными способами.

ЗМЕЙКА

Возможно, малыш видел змею в зоопарке, на картинках, в мульт фильмах. Лепить змею можно, только если вы убедитесь, что ребенок знает это животное. Раскатайте из яркого цветного теста, например оранжевого или розового, длинный и тонкий валик. Хвост заострите, голову приплюсните чтобы она выделялась. Предложите ребенку показать, где у змеи голова, а где хвост. Напомните, как шипит змея: «Ш-ш-ш». Пусть малыш повторит. Сделайте спящую змею, свернув ее кольцами. Теперь попросите слепить для нее змею-подружку: «Им будет весело гулять вместе». Пусть малыш делает змею из теста другого цвета самостоятельно.

САМОЛЕТ

Рассмотрите вместе игрушечный самолет. Попросите ребенка показать, где у него крылья, хвост, кабина. Скажите: «Вот как гудит самолет во время полета: "У-у-у"». Предложите слепить его.

Раскатайте тесто и придайте ему форму валика. Валик должен быть длиной не менее 20 см, диаметром 1,5-2 см. Разделите валик на две равные части: одна - корпус, другая - крылья. Соедините их крест-накрест, а хвост загните вверх. Делайте это вместе с ребенком, а потом помогите ему проявить самостоятельность. Пусть действует сам, а вы помогайте ему вопросами («А что будем делать сейчас?»), подсказками и практическими действиями. Похвалите за старание, покажите самолет близким взрослым и детям.

СОЛНЫШКО

Покажите ребенку солнышко на картинке, обратите на него внимание во время прогулки. Лепите солнышко из желтого теста. Скатайте шарик, а малыш пусть раскатывает короткие валики - «лучики».

Положите шарик на стол и скажите: «Вот шарик, ударь по нему, и он расплющится — получится круг». Покажите, как подложить под него «лучики», а дальше пусть малыш действует сам. Восхититесь: «Получилось солнышко. Какое красивое! С лучиками! Помнишь, мы видели солнце на улице, на картинке в книжке».

ЧЕРЕПАХА

Для лепки черепахи, как и для лепки солнышка, нужны шарик из теста и пять коротких валиков - голова и лапы. Хорошо, если панцирь будет одного цвета, а голова и лапки другого. Перед тем как лепить черепаху, обязательно рассмотрите вместе с малышом игрушечную черепаху или ее изображение на картинках.

ОСЬМИНОГ

Из шарика и нескольких валиков можно слепить осьминога, предвари тельно познакомившись с его изображением на картинке, посмотрев мультфильм про него или рассмотрев игрушку. Круг из теста - тело, снизу прикрепите валики-ножки, их должно быть не менее четырех. На теле осьминога пальцем сделайте углубления - глаза, нос, рот.

БАРАНКИ ДЛЯ КУКЛЫ

Сделайте из теста баранку: раскатайте небольшой валик и соедините концы. Положите баранку на тарелку и поставьте ее перед куклой. Скажите: «Это кукла Катя. К ней должны прийти гости. Она хочет угостить их баранками. Давай сделаем много баранок!». Раскатайте вместе с ребенком еще один валик и сами соедините концы. Раскатывать тесто, как упоминалось выше, можно одной или двумя руками по столу или между ладошек. Все баранки аккуратно положите на тарелку и разыграйте ситуацию: к кукле приходят гости, она угощает их баранками, гости благо дарят куклу за вкусное угощение. Читайте стихи. Я баранки слепила, Свою куклу угостила: «Кукла, ешь баранку, Пей сладкий чай, Пей сладкий чай И друзей всех угощай!». Ой, качи-качи-качи, Глянь, баранки, калачиС пылу, с жару, из печи. Все румяны, горячи!

БУБЛИК, БАРАНКА, СУШКА

 Баранка, бублик и сушка имеют одну форму - кольцо, а вот размер у них разный. Бублик самый большой, баранка поменьше, а сушка самая маленькая. Слепите их вместе с ребенком и спросите: «Где бублик? Он самый большой. А где сушка? Она самая маленькая». Так малыш повторит понятия «большой-маленький» и познакомится с понятиями «большой- поменьше-маленький» .

ЦВЕТОК

Серединка цветка - приплюснутый шарик из желтого теста, лепестки - расплющенные валики или длинные валики, сложенные пополам, из розового или голубого теста, ножка и листик - длинный и короткий зеленые валики. Валики ребенок уже может раскатывать самостоятельно, а вы помогайте ему и тут же собирайте детали воедино - прямо на глазах у малыша появится цветок.

Аппликация на тесте СОБЕРИ ТЕСТО

Равномерно распределите тесто по тарелке, пусть ребенок помогает вам. Оставьте на тесте отпечатки пальцев, ладоней. Затем попросите малыша собрать все в комочек. Желательно, чтобы он действовал двумя руками. Скажите: «Был у нас блинчик, а ты собрал все в комочек. Давай из него опять сделаем блинчик!». Играя, ребенок узнает о пластичных свойствах теста, знакомится с объемными формами, тренирует пальчики. Так вы подготавливаете фон для более сложных игр.

ДОРОЖКА

Распределите тесто по тарелке, подносу. Теперь на нем можно делать аппликацию из различных материалов: каштанов, морских камешков, ра кушек, больших пуговиц и т.п. Скажите: «Давай сделаем дорожку!» - и начните выкладывать дорожку из одного какого-нибудь материала, на пример каштанов, а ребенок пусть продолжит ее. Возьмите любую игрушку (кошечку, собачку или ежика) и покажите, как она идет по дорожке: «Топ- топ». Пусть малыш сам покажет, как по дорожке ходит его любимая игрушка.

ОТПЕЧАТОК РУК

   Тесто разомните и распределите на две тарелки: на одной оставьте свой отпечаток руки, на другой - помогите малышу оставить отпечаток его ручки. Спросите: «Где след от твоей руки? А где от маминой? У мамы большая рука, а у тебя маленькая». Тесто можно высушить в духовке на слабом огне, а потом вместе раскрасить его. В результате получится интересный сувенир!

Внимание! В следующих играх используется более мелкий материал: фасоль, горох, чечевица, семена подсолнуха. Это необходимо для развития мелкой моторики. Но помните: безопасность прежде всего. Будьте особенно внимательны.

РЫБКА

Это повторение игры «Яблоко», разница в выборе материала (возьмите горох или чечевицу) и в том, что в начале игры нужно показать ребенку игрушечную рыбку. Туловище, глаз и плавники можно сделать разного цвета.

От вашего воображения зависит, какой рисунок появится на тесте: мячик, груша, цветок, кораблик или машина.

ЯБЛОКО

Дайте ребенку подержать яблоко, скажите: «Яблоко круглое, красное, вкусное». Вместе с малышом распределите тесто по тарелке. А затем он будет с интересом следить, как вы выкладываете из темных фасолин контур яблока с листиком. Скажите: «Это тоже яблоко» - и его указательным пальчиком обведите контур «рисунка». Спросите: «Где настоящее яблоко, которое можно съесть? Правильно! Где яблоко, которое сделала я? Где листик? Правильно, это тоже яблоко, только есть его нельзя».

Вместе с ребенком указательным пальцем в середине изображенного яблока сделайте ямки и скажите, что сюда вы будете вкладывать фасолинки. Важно, чтобы малыш делал ямки именно пальцами. Может, он захочет действовать двумя руками. Покажите, как заполнить то, что ограничено контуром, - середину яблока. Порадуйтесь тому, что он вдавил всего несколько фасолин. По мере взросления ребенка совершенствуются крупные и мелкие движения.

Если вы через некоторое время вернетесь к этой игре, то увидите, что ребенок более умело заполняет ограниченное пространство, а еще через некоторое время малыш уже сможет заполнить фасолью все яблоко.

УКРАСИМ ПИРОГ

 Когда будете готовить настоящий пирог или пиццу, привлеките ребенка к их украшению: разрешите на пироге разложить дольки яблок, изюм или курагу, а на пицце - кусочки сладкого перца или оливки. Маму я свою люблю, Пирог украсить помогу.

Покажите, где центр пирога, а где край. Когда будете угощать членов семьи, обязательно в присутствии ребенка скажите, что он помогал вам украшать пирог или пиццу.

Реальные, жизненные события ребенок переносит в игру. Разомните те сто по всей площади тарелки. Скажите: «Давай украсим пирог для куклы. Кукла ждет гостей. Гости придут, и кукла их угостит пирогом». Украшать та кой пирог можно каштанами, фасолью, горохом, морскими камешками, скорлупой ореха. От имени куклы поблагодарите малыша. Скажите, что пирог ей очень понравился. Спойте песенки. Мы печем пшеничные Пироги отличные. Тесто замесили мы, Сахар не забыли мы, Пироги пшеничные В печку посадили мы. Печка весело горит, Наша мама говорит: Крошки, что останутся, Воробью достанутся.

Мы спросили нашу печь: Что сегодня нам испечь? Печку мы спросили, Тесто замесили. Начинили творогом И назвали пирогом! -Ну-ка, печка, Дай творожнику местечко.

Тюшки-тетешки! Овсяные лепешки! Пшеничный пирожок, На опарушке мешен, Высокохонько взошел!

ДОМ

Распределите тесто на клеенке, организуйте поле для аппликации, привлекая к этому ребенка. Из фасоли, каштанов или пуговиц выложите на тесте дом - квадрат и треугольник. Покажите ребенку готовый рисунок, обведите его пальчиком геометрические фигуры и назовите их. Треугольник можно пока называть проще - «крыша». Квадрат можно вместе с ребенком заполнить одним материалом, например фасолью, а треугольник - другим, скажем семенами подсолнуха, или треугольник - белой, а квадрат - темной фасолью.

ЕЛКА

После встречи Нового года детей переполняют эмоции. Они с удовольствием рассказывают о лесной красавице стихи, поют песни, рисуют ее. Самое время украсить елку из теста. Для этого зеленое тесто разомните на клеенке или подносе и придайте ему форму елки. Вспомните Новый год, елочку, которая стояла дома, стихи и песенки о ней. Скажите: «Давай украсим елочку!». Скатайте маленькие шарики из цветного теста. Возьмите один из них и приложите к елочке, слегка придавливая. Малыш с интересом будет делать то же. В конце работы скажите: «Какая красивая елка, какая нарядная! Сколько на ней красивых шаров!». Показывайте и называйте цвет шариков. А затем попросите: «Вот красный шарик, посмотри и найди такой же красный шарик». Так ребенок будет учить названия цветов.

Украшенную елочку подсушите в духовке на слабом огне. Она останется такой же яркой и нарядной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Методическая работа с семьей по вопросам здоровья детей младшего возраста".

В статье речь идет о физическом воспитании детей, о раннем формировании у них культуры здоровья. Описаны методы, примеры видов деятельности, осуществляемые нами для достижения данной цели. А, самое гл...

Сообщение из опыта работы "Формирование, сохранение и укрепление здоровья детей младшего возраста посредством здоровьесберегающих технологий"

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком ...

Обобщение опыта работы По теме: «Система сенсорного развития детей младшего возраста"

Развитие снсорных способностей у детей младших дошкольников. Этапы развития....

Применение эффективных методов и приёмов работы для развития творческого мышления у детей младшего возраста в процессе обучения математическим представлениям по методике Л.Г.Петерсон

Применение эффективных методов и приёмов работы для развития творческого мышления у детей младшего возраста в процессе обучения математическим представлениям по методике Л.Г.Петерсон...

План работы по самообразованию Тема: «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»

План работы по самообразованию  Тема: «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»...

Консультация по работе с соленым тестом для родителей и детей ясельного возраста.

Методические рекомендации для приобщения ребенка к игре с тестом:...