Статья "Методическая работа с семьей по вопросам здоровья детей младшего возраста".
статья (младшая группа) на тему
В статье речь идет о физическом воспитании детей, о раннем формировании у них культуры здоровья. Описаны методы, примеры видов деятельности, осуществляемые нами для достижения данной цели. А, самое главное,говорится о совместной работе с семьей, потому что только совместно с родителями малышей мы сможем добиться видимых результатов по уктеплению здоровья и профилактите заболеваемости в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kyullenen_lyashenko.docx | 12.99 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ ПО ВОПРОСАМ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
С.Л. Ляшенко, В.Г. Кюлленен
МАДОУ детский сад №25
Армавир
Детство – это уникальный период в жизни человека именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад. Здесь перед педагогами ДОУ стоит задача создания условий для обеспечения воспитания счастливых, физически, психически, психологически здоровых детей. В нашей статье пойдет речь о детях именно раннего возраста. Ранний возраст является важным для всего последующего, умственного, эмоционального и физического развития человека. В частности, мы будем говорить о физическом воспитании детей, о формировании у них культуры здоровья.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. На этапе дошкольного возраста важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения. Здесь важно заметить, что эта задача не может быть осуществлена без взаимодействия педагогов и родителей в интересах ребенка. Многочисленные исследования убедительно показали, что семья и детский сад – это воспитательный тандем, который создает оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой, сложный мир.
Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но в силу сложившихся экономических причин, занятости на работе, современные родители большую часть времени уделяют вопросам материального обеспечения семьи, в ущерб формированию у ребенка привычки к здоровому образу жизни, не говоря уже о семейном досуге, организованном в формах, побуждающих ребенка к физической активности, поддерживающих у него интерес к физкультуре, спорту, подвижным играм. В этой ситуации возрастает роль дошкольного образовательного учреждения как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми. Повышение уровня педагогической компетенции родителей в вопросах физического воспитания детей является одной из первостепенных задач, стоящих перед нами. Совместную работу с семьей в нашей группе мы строим на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:
1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателю, но и родителям.
2. Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду.
3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
4. Взаимное доверие и взаимопонимание педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики.
Каким же образом мы реализуем данные положения? В первую очередь, это индивидуальные консультации, беседы. С родителями каждого ребенка ведется беседа, даются рекомендации по улучшению адаптации его к условиям детского сада. Этого можно достичь только при установившемся контакте родителей и воспитателей ДОУ.И здесь от нас – педагогов – требуется терпение, тактичный подход и умение разнообразными способами объяснить родителям, что все наши рекомендации даются в интересах их ребенка, что нам важно состояние здоровья каждого из наших воспитанников. Организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка мы:
1.Знакомим родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
2.Проводим целенаправленную работу, пропагандирующую
общегигиенические требования, необходимость рационального режима и
полноценного сбалансированного питания, закаливания;
3.знакомим родителей с содержанием физкультурно - оздоровительной работы в детском саду;
4. обучаем конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК,
дыхательная гимнастика, элементам массажа разнообразным видам закаливания).
- Для ознакомительной, пропагандистской работы мы используем наглядный материал: информацию на стенде «родительский уголок», тематические буклеты, памятки (например «Как научить ребенка одеваться», «Массаж биологически активных зон, предотвращающий простудные заболевания», «Праздник здоровья: народные подвижные игры для детей раннего возраста», «Бодрый день: используем художественное слово во время режимных моментов»)
В рамках индивидуального консультирования родителей мы освещаем такие важные для воспитания ребенка раннего возраста темы, как «Задачи физического воспитания детей раннего возраста и особенности их физического развития», « Режим дня и его значение» ,« Развитие двигательных навыков и двигательной активности», « Формирование гигиенических навыков и привычек», « Организация прогулок с детьми»
Так же в качестве индивидуальных форм работы с родителями мы используем:
1.Приобщение родителей к жизни детского сада (дни открытых дверей,
показ открытых занятий или режимных моментов)
2.Видеозаписи. (имеется в виду распространение видеоматериалов педагогической копилки воспитателей среди родителей (занятия, режимные моменты, праздники)).
3.Совместная деятельность «педагог - родитель - ребёнок».
4.Совместное оформление альбомов, игр, пособий
5.Совместное выполнение рекомендаций педагога по развитию каких - либо индивидуальных качеств ребёнка.
Перейдем к коллективной работе с родителями. Здесь самстой востребованной и подходящей формой работы являются родительские собрания. Организация родительского собрания при грамотном и творческом подходе дает огромные возможности для просвещения родителей в вопросах физического воспитания детей, позволяя не превратить это просвещение в сухое изложение методик, а, наоборот, преподнести его в нестандартной, интересной форме, благодаря чему мы сможем добиться наилучших результатов нашей работы. Родительское собрание можно провести в форме :
1.Конференции по обмену опытом организации рационального досуга детей, двигательного режима, оптимального питания.
2.Семинаров-практикумов по возрождению национальных традиций укрепления здоровья в семьях(или лекции-консультации "Народная педагогика о здоровом образе жизни").
3.Дискуссии "Роль родителей в формировании и укреплении здоровья детей".
4.Вечера вопросов и ответов "Методика воспитания здорового образа жизни: принципы и подходы"
5.Круглых столов (Например "Давайте разберемся вместе, что мешает нашим детям быть здоровыми"),
6.Семейного портрета (презентация) "Здоровый образ жизни в нашей семье".
Родительские собрания можно разнообразить конкурсами, творческими заданиями и т.п. Здесь простор для творчества безграничен.
Систематизировав и объединив формы работы педагогического коллектива дошкольного учебного заведения и семьи, можно убедиться, что нет такой части педагогического процесса, в которую нельзя было бы включить содержание о сохранение и укреплении здоровья детей.
Очень важно, чтобы каждое открытие для ребенка, связанное со знаниями о собственном здоровье, звало к самоанализу, дальнейшему развитию. Только в этом случае можно достичь положительного результата, выработать у малышей четкое и постоянное желание быть здоровыми, ловкими, бодрыми, веселыми, сделать здоровье предметом постоянной заботы ребенка, а не только родителей. Ребенок учится анализировать каждое явление, действие с точки зрения полезности или вредности, учится ценить жизнь и здоровье, что и является основной задачей дошкольного учебного заведения и семьи.
Обобщая все сказанное выше, мы хотим еще раз подчеркнуть, что одной из наиболее важных педагогических задач в воспитании ребенка раннего возраста мы ставим сохранение и укрепление его здоровья посредством, в первую очередь, сотрудничества с семьей. Очень важно, чтобы семейное воспитание привило ребенку ценности, которые помогут ему легче пережить этапы развития, выдержать трудности жизненного пути и сохранить свое физическое и моральное здоровье.
Использованная литература:
1.Абдульманова Л.В. Движение как способ жизни ребенка // Ребенок в мире культуры. – Ставрополь, 1998. – С.187-225.
2.Вильчковский, Э.С. Физическое воспитание дошкольников в семье. – Киев: Рад.шк., 1987. – 128 с.
3.Деркунская, В.А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников / В.А. Деркунская // Дошкольная педагогика. – 2006. - № 5, с. 49 – 51.
4. Лисицына И. А., Молева И. Б. « Взаимодействие с родителями детей раннего возраста» статья г. Москва
5. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний // Социальная педагогика – 2005. – № 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам воспитания детей младшего дошкольного возраста . Проект " Дружная семейка" (из опыта работы)
«От того , как прошло детство , кто вёл ребёнка за руку в детские годы , что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит , каким человеком станет сегодняшни...
Единство ДОУ и семьи в вопросах здоровья детей
консультация для воспитателей...
Единство ДОУ и семьи в вопросах здоровья детей.
Семья и детский сад – это неразлучные спутники жизни, которые должны идти в одном направлении, рука об руку, потому что воспитание полноценной личности возможно только при совместном сотрудничестве....
Сообщение из опыта работы "Формирование, сохранение и укрепление здоровья детей младшего возраста посредством здоровьесберегающих технологий"
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком ...
Методические материалы с 1 заседания ГМО " Развитие детей раннего возраста"«Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей раннего возраста»
Тема : «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей раннего возраста»...
ОСНОВЫ ПАРТНЕРСТВА ДОО И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Жизнь ребенка состоит из двух сфер: дошкольное учреждение и семья, которые подвергаются изменению, развитию. Большую часть времени ребёнок проводит в дошкольном учреждении и дома, поэтому важно, чтобы...