Проект «Мой родной поселок Тоншаево»
проект (старшая группа)

Семенова Ольга Витальевна

Воспитание любви и уважения к родному поселку – важнейшая составляющая патриотического воспитания. В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача - углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

    Для успешности работы с детьми по ознакомлению с местом, где они живут, необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.

   Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю. Но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории поселка, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто прославил наш край, начнут проявлять интерес к событиям нашей жизни, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tonshaevo.docx86.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  

« Детский сад №2 «Колосок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект

«Мой  родной поселок Тоншаево»

 

 

Воспитатель: Семенова О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ты вспоминаешь не страну большую,

которую изъездил и узнал…

Ты вспоминаешь Родину такую,

какой её ты в детстве увидал.

К.Симонов

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги.

Вид проекта: творческо-исследовательский.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Сроки реализации проекта: 2022-2023 учебный год.

Пояснительная записка

 Кризисные явления в социально-экономической, политической, культурной и других сферах жизни нашего общества обострили многие нравственные проблемы, поставив их в разряд наиболее актуальных. Одним из приоритетных направлений является патриотическое воспитание дошкольников – направление актуальное и достаточно сложное. Основная причина этого – многоаспектность содержания работы, которая подразумевает воспитание любви к семье и близким, к родным местам, к Родине, формирование интереса к культуре своего народа, исторической памяти поколений, развитие чувства неразрывности с окружающим и желания не только сохранить, но и приумножить богатства своей страны.

Актуальность проекта:  Воспитание любви и уважения к родному поселку – важнейшая составляющая патриотического воспитания. В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача - углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

    Для успешности работы с детьми по ознакомлению с местом, где они живут, необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.

   Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю. Но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории поселка, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто прославил наш край, начнут проявлять интерес к событиям нашей жизни, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Цель проекта:  - Формирование у детей любви к Родине, к родному поселку и его истории, желание трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства.

Задачи:

- дать знания детям о родном поселке: истории, достопримечательности;

- расширить знания о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада;

- познакомить детей с географическим расположением села, природными ресурсами;

- познакомить детей с традициями, трудом и бытом людей поселка;

- воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили свой поселок;

- расширить знания детей о флоре и фауне родного края.

Гипотеза:  Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории поселка, края, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил край, начнут проявлять интерес к событиям сельской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Методы реализации проекта: Всю работу, предшествующую созданию проекта по ознакомлению дошкольников с родным поселком можно разделить на два этапа.

1. Анализ семейного воспитания по данному вопросу (анкетирование родителей).  

2. Изучение методических источников по вопросам ознакомления детей с поселком Тоншаево.

 

Проект реализуется по двум направлениям:

- совместная деятельность с детьми;

- взаимодействие с родителями.

Совместная деятельность с детьми проводится в несколько этапов: подготовительный, практический и итоговый.

Для знакомства дошколят с поселком в группе планируются проводить  наблюдения, непосредственно образовательную деятельность, дидактические игры, экскурсии, беседы, развлечения.

Для закрепления знаний использовать  наблюдения, беседы, чтение художественной литературы и пр.

Большое значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников.

Работа с родителями по формированию у детей знаний о родном селе включает следующие мероприятия:

- оформление информационных стендов, папок-передвижек, буклетов, рекомендаций и др.;

- участие родителей в изготовлении плана  поселка Тоншаево.

- заочные и очные консультации;

- анкетирование.

Ожидаемый результат:

- знают историю родного поселка, его достопримечательности;

- расширили знания о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада;

- познакомились с географическим расположением поселка, природными ресурсами;

- испытывают чувство гордости за своих земляков, которые прославили своё поселок;

- расширили знания о флоре и фауне родного края.

 

План реализации проекта

Работа с детьми

Работа с родителями

Месяц

- Рассказывание на тему: «Дом, в котором я живу».

- Рисование: «Мой дом». Приложение №3

- Игра: «Назови деревья, нашей местности».

Экскурсия по  родным просторам.

- Анкетирование «Знает ли Ваш ребенок?». Приложение №1

- Изготовление плана безопасного движения от дома до детского сада.

-Консультация «Знакомство детей с родным краем». Приложение №2

- Выставка книг о поселке

Сентябрь

- Экскурсия вокруг детского сада.

- Рисование «Наш детский сад». Приложение №5

- Экскурсия по  улицам нашего поселка (Центральная, Бусыгина, Героя СВО Ягидарова)

- Оформление альбома «Наш поселок»

-Консультация «Главные условия воспитания детей в семье». Приложение №4

-Выставки совместного творчества с детьми         « Что нам осень подарила»

Октябрь

- НОД «Моя малая Родина». Приложение №6

-Встречи с людьми разных профессий( сотрудник РЭС)

- Экскурсия к школе.

- Рассматривание диких животных, проживающих в нашей местности.

- Беседа «Зимующие птицы нашего поселка».

- Изготовление кормушек для птиц.

Выставки « Мамины руки не знают скуки»

Ноябрь

- Дидактическая игра «Наш поселок

-Лепка снежных фигур совместно с родителями

- Наблюдение за транспортом поселка.

- Рисование «Дорога для машин». Приложение №7

- Экскурсия к больнице.

- Выставка рисунков «Каким транспортом пользуется моя семья».

 

Январь

- Рисование на тему: «Моя семья». Приложение №8

-Показ спектакля родителями

- Развлечение «Коляда, коляда, отворяй ворота».
Приложение №9

Совместные мероприятия с ФОК « Старт»-« Папа, мама,я-спортивная семья»

- Рисование: «Домашняя утварь».

- Оформление альбома «Моя семья».

- Анкетирование «Нравственное воспитание детей в игре».
Приложение №10

Февраль

- Беседа «Знаменитые люди нашего поселка».

- НОД «Птицы в гости к нам спешат». Приложение №11

- Праздник «Сердце матери лучше солнца греет» (по плану музыкального руководителя)

- Экскурсия в пожарную часть.

- Изготовление скворечников.

Март

- Рисование: «Любимые места моей семьи».

Приложение №12

- Совместная экскурсияс родителями в музей поселка.

- Развлечение совместно с Домом культуры

- Экскурсия в полицию.

Фотоконкурс: «Мы и природа».

-Совместные детско-родительские прогулки по поселку

Апрель

- НОД «Человек без Родины, что соловей без песни». Приложение №13

- Экскурсия к памятнику землякам, павшим в годы Великой Отечественной войны.

-Беседа «Участник Великой Отечественной войны Шишмаков В.- наш земляк»

- Игра-викторина «Мой поселок».

- Озеленение участка детского сада.

- Сотворчество детей и родителей: выставка рисунков «Мой поселок в будущем».

-Фоторепортаж «Моё село»

Май

Литература.

1. Козлова С.А. «Теория ознакомления дошкольников с социальной действительностью» М.: ТЦ «Сфера», 2010.

2. Сухомлинский В.А «Как воспитать настоящего человека» М.: Мозаика-Синтез, 2009.

3. Алешина Н.В. «Знакомим дошкольников с родным городом» М.: ТЦ Сфера, 2011.

4. «Мой родной дом» /под ред. Араповой-Пискаревой Н. А. М.: Просвещение, 2009.

5. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. «Народные праздники в детском саду» М.: Детство-Пресс, 2010.

6. Ватаман В.П. «Воспитание детей на традициях народной культуры» М.: ТЦ Сфера, 2012.

7. Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В. «Как научить детей любить Родину» М.: Мозаика- Синтез, 2010.

8. «Дошкольникам о защитниках отечества» / под. ред. Кондрыкинской Л. А М.: ТЦ Сфера, 2009.

9. Воткинский район: 85 лет/ редкол.: А.А.Русинов (пред) и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                        Приложение №1

Анкетирование родителей


Уважаемые родители!

Предлагаем Вам ответить на несколько вопросов, касающихся ознакомления детей с родным поселком.  Данная анкета позволит нам проанализировать и запланировать  работу  по данному направлению.

 

1. Знает ли Ваш ребенок название нашего поселка?
а) Да

б) Нет

2. Знает ли Ваш ребенок как называется главная улица нашего поселка?

а) Да

б) Нет

3. Знает ли Ваш ребенок свой домашний адрес?
а) Да

б) Нет

4. Знает ли Ваш ребенок название своей группы в детском саду, которую посещает?

а) Да

б) Нет

5. Знакомите ли Вы своего ребенка с достопримечательностями  поселка?

а) Да

б) Нет

6. Есть ли у Вас затруднения по ознакомлению Вашего ребенка со своим поселком?

а) Да (какие?) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Нет

7. Что интересного про наше село знаете Вы сами?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Благодарим за сотрудничество!

 

 

 

 

 

 

Приложение №2


Консультация для родителей «Знакомство детей с родным краем»

 

Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать – всё!

Все мы знаем, какая притягательная сила заключена в том, что окружает нас с детства. Почему, даже уехав из  родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а находясь вдали от родного дома, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своей малой родины? Думается, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

Дошкольное детство – это каждодневное открытие мира, это тот период, когда маленький человек постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу, народу, получает первые представления о своей стране, знакомиться с особенностями родного края. Это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. 

Нравственно-патриотическое воспитание детей – дело не только нас, воспитателей и педагогов. Неотъемлемой частью в этом деле является личный пример родителей. Вы, уважаемые родители – первые воспитатели ребёнка. Роль семьи в процессе ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает каждая семья и которые не может заменить ни одно дошкольное учреждение.

Есть Родина большая и родина малая. Большая Родина – это наша необъятная страна Россия. А малая родина – это место, где человек родился и живет.    «Малая Родина»  для маленького ребёнка  –  это,  прежде всего, его семья, дом, детский сад, природа, которая его окружает, родная улица. Там, на этих осваиваемых пространствах, делаются первые открытия, преодолеваются первые опасности, находятся первые друзья. И счастлив тот, кто приступает к их исследованию рука об руку с матерью, отцом, бабушкой, дедом, кто узнаёт, что по этим улицам, этими лесными дорогами проходили и они, старшие. И нет здесь для них пустого, незначащего; с каждым поворотом улицы, каждым холмом, перелеском, речной излучиной  что-то связано. Они — часть их жизни, они — родные. Так ощущение родства в детской душе выходит за стены родительского дома: начинается путь к познанию Родины.

Каждый край, город, даже небольшое село,  неповторимы в своей природе и славятся своей историей, традициями, памятниками, людьми. Пусть маленький человек с вашей помощью открывает красоту родного села, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно.

Одним из важнейших организованных видов детской деятельности, в ходе которой воспитываются любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются познавательные потребности ребенка, а также совершенствуются двигательные навыки и физические качества, являются прогулка-экскурсия, прогулка-поход. В процессе тематических экскурсий, прогулок, походов ребенок получает первые представления о своей стране, изучает особенности малой родины, ее культурные, трудовые и духовно- нравственные традиции. А это и есть начало и основа патриотического воспитания. При этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир.

Гуляя с дошкольником, каждый раз можно найти объект для наблюдения. Вот ребёнок видит свою улицу утром, когда идёт в детский сад. Это улица деловая, размеренно спешащая. Одна сторона улицы озарена солнцем, другая в тени. Вечерняя улица совсем иная: дома кажутся выше, небо на фоне ярких фонарей - бездонно тёмным. Ребёнок видит зимнюю улицу, когда выпал  первый снег, и весеннюю с искрящейся капелью, с лужицами – зеркалами, отражающими солнечных зайчиков, летнюю улицу, озарённую  светом, и осеннюю –  омытую серыми дождями. Всё это впечатления, помогающие ему знакомиться с улицей в разных ракурсах, открывая новое в привычном, обыденном. Так ребёнок с помощью близких всматривается в то, что его окружает, наблюдает за жизнью родного села. 

Внимание ребёнка полезно привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах, а так же таким социально значимым объектам как школа, дом культуры, больница, почта и др. Рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей вполне по плечу любому родителю. Ребёнку полезно объяснить, почему так назвали улицу, село.

Можно организовать прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами и памятниками погибшим воинам и первым поселенцам села, посещение музейной комнаты. При этом необходимо дать детям возможность не только воспринимать информацию, но и рассуждать, рассказывать из личного опыта, делиться своими впечатлениями с окружающими.

Уделяя время прогулкам, обращайте внимание на красоту села во все времена года, на чистоту улиц, своеобразие различных домов и дворов.  Воспитывайте в детях желание вносить свой вклад в облагораживание своего двора, улицы, села.

Непосредственные наблюдения, в сочетании с усвоением доступных знаний, способствуют развитию образного и логического мышления ребенка. Прогулки, походы и экскурсии по родным местам способствуют эмоционально-эстетическому развитию, помогают увидеть красоту и уникальность окружающей природы, бережно к ней относиться.

Если представиться возможность, посетите  производство, где работают папа, мама, бабушка или дедушка. Дети гордятся успехами своих родителей. Рассказывайте о труде людей, о своей работе, о людях разных профессий, характерных для родного края (рыбаках, охотниках, доярках  и др.) Знакомство с любой профессией даёт возможность показать ребёнку значение каждого вида труда для всех людей села, для всей страны.

Весь комплекс воздействия должен  быть направлен на то, чтобы вызвать у дошкольника чувство восхищения родным поселком, краем, воспитывать любовь и привязанность к тем местам, где он родился и живёт.

Однако было бы неверным, знакомя детей с родным краем, ограничится показом лишь его особенностей. Воспитывая у детей любовь к родному поселкуу, необходимо подвести их к пониманию того, что их поселок – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

  • Повсюду люди трудятся для блага других, они всегда готовы помочь друг другу;
  • В родном поселке, как и в других местах, соблюдаются народные традиции: отмечают общенародные и знаменательные даты, чтят память погибших героев, провожают новобранцев на службу в армию, чествуют знаменитых людей, ветеранов труда и т.д.;
  • В родном краю  живут люди разных национальностей,  они вместе  трудятся и отдыхают;
  • Когда говорят «односельчанин»,  «земляк» это указывает на принадлежность человека к тому краю, поселку, где он живёт;
  • Здесь, как и по всей стране, люди  берегут и охраняют природу, проявляют заботу о детях;
  • Каждый человек любит свою малую и большую  Родину и гордится ею. 


В.А.Сухомлинский говорил: «Красота родного края   - это источник любви к Родине. Но нельзя любить то, чего не знаешь. Поэтому наша задача – научить детей любить своё село, свой родной край, а следовательно, больше узнавать о нём, уметь ценить его историю. Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки. Были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!

 

                                                                                  Приложение №3

Конспект занятия по рисованию «Мой дом».

Задачи:

- продолжать формировать умение рисовать отдельные предметы.

- закреплять представление о форме предметов, величине.

- уточнить представление о родном селе.

- закреплять цвета и их оттенки.

- развивать творчество, умение работать самостоятельно.

-прививать любовь к родному селу.

- воспитывать аккуратность в работе.

Предварительная работа:

-чтение рассказов, сказок о родном крае.

- рассматривание иллюстраций, фотографий различных домов и родного села.

-конструктивные игры в свободное время.

Материалы и инструменты:

Альбомы, краски, кисточки, стаканчики с водой, салфетки, иллюстрации по данной теме.

Словарная работа: прямоугольный, высокий-низкий, прямая линия.

 

1. Ход НОД:

Воспитатель:

- Дети, вы знаете, что наш мир состоит из множества красок? Всё вокруг яркое. Наше настроение тоже бывает разным, оно раскрашено в разные краски. Вот у меня есть красивая коробочка – она волшебная. Мы сейчас в нее подуем, и в ней окажется наше хорошее разноцветное настроение.

Подумайте, какого цвета у вас сегодня настроение. У меня, например, зеленое настроение

Дети отвечают.

Воспитатель: -Вот как много красок, доброты, хорошего настроения появилось в волшебной коробочке.

- Ребята, как вы думаете, а в нашем детском саду живут краски?

Дети: -Да.

Воспитатель: -Правильно, много красок живет в садике. А в нашем селе живут краски? Да, ведь наше село разноцветное.

Загадки:

1. В кухне есть плита и кран,

Ванна есть и туалет,

Мебель в комнате, паркет.

Заходи в нее, живи,

Только слово назови. (Квартира)

2. Угадай, куда ведут

Малышей с утра.

Тут и завтрак, и уют,

Няня, медсестра. (Детский сад)

3. Надо хлеба нам купить,
Иль подарок подарить, -
Сумку мы с тобой берем,
И на улицу идем,
Там проходим вдоль витрин
И заходим в
…(Магазин)

Воспитатель:

- Скажите, как называется село, в котором мы с вами живём?

Дети:

- Поселок Тоншаево

Воспитатель:

-А в каком районе находится наше село?

Дети:

- В Тоншаевском районе

Воспитатель:

- Правильно. Скажите, что находится в нашем поселке?   Ответы детей.

Воспитатель:

- Вы всё правильно сказали, ребята, наше село большое, красивое, здесь много разных домов, есть магазины,  больница, школа, детский сад и многое другое. Нам очень приятно жить в поселке Тоншаево.

-Вот оно какое, наше село! (показ  на слайдах)

Воспитатель:

- Ребята, предлагаю вам нарисовать дом, котором вы живете. Наша волшебная коробочка превращает вас всех в художников. Рассаживайтесь за столы. Давайте, ребята, рассмотрим дома – какой они формы (прямоугольные). Правильно, они могут быть высокие, узкие, а бывают низкие, широкие (воспитатель показывает на листе бумаги рисование прямоугольного дома). Попробуйте нарисовать свой дом.

3. Физ. минутка.

Раз, два! Раз, два!

Мы шагаем по дорожке. (Ходьба на месте.)

Раз, два! Раз, два!

Дружно хлопаем в ладоши. (Хлопаем в ладоши.)

Раз, два! Раз, два!

Поднимаем ручки (Руки подняли вверх.)

К солнышку, к тучке.

Вдоль дорожки теремок.

Он не низок, не высок. (Присели.)

В нем живет мышонок Квак.

Быстро прячется

Вот так! (Прыжки.)

Раз, два — выше голова

Раз, два — выше голова,

Три, четыре - руки шире,

Пять, шесть — тихо сесть,

4. Выполнение работы.

Самостоятельная творческая деятельность детей. Помощь воспитателя затрудняющимся детям.

По мере выполнения, рисунки располагаются на доске.

5. Итог и анализ детских работ.

Воспитатель:

- Ребята, предлагаю рассмотреть ваши рисунки. Все они очень хороши.

- Дети, вам самим понравились ваши рисунки? И мне очень понравились. Вы все сегодня очень постарались. Что вам сегодня больше всего понравилось делать?

Ответы детей.

Воспитатель:

А свои рисунки мы покажем мамам, папам – как вы красиво изобразили наш поселок Тоншаево

 

 

Приложение №4

 

                 Главные условия  воспитания детей в семье.
                             
(консультация для родителей)
        Семья- это возникающая на основе брачного союза начальная организация членов общества, связанных между собой родственными и экономическими отношениями, совместно живущих и несущих друг за друга моральную ответственность. На протяжении всей истории человечества семья была хозяйственно-экономической ячейкой общества и служила целям подготовки детей к определенным ролям в обществе.

        Непосредственное влияние на процесс воспитания детей имеют следующие характерные признаки семьи: структура, условия жизнедеятельности и среды, культурный потенциал, сфера деятельности, внутрисемейные отношения, гражданская позиция. Большое значение имеет также уровень педагогической культуры родителей.

        Недостатки семейного воспитания являются следствием неправильных взаимоотношений между родителями и детьми: излишняя суровость или чрезмерная любовь к ребенку, отсутствие или недостаточность надзора за ним, низкая общая культура родителей, дурной пример с их стороны в быту и т. п.

        Воспитательное воздействие семьи на детей оказывается наиболее эффективным при наличии определенных условий.

Авторитет и личный пример родителей.

        Под авторитетом следует понимать глубокое уважение детьми родителей, добровольное и сознательное выполнение их требований, стремление подражать им во всем и прислушиваться к их советам. На авторитете основана вся сила педагогического влияния родителей на детей. Но он не дается от природы, не создается искусственно, не завоевывается страхом, угрозами, а вырастает из любви и привязанности к родителям. С развитием сознания авторитет закрепляется или постепенно снижается и отражается в поведении детей. Воспитательная сила личного примера родителей обусловлена психологическими особенностями детей дошкольного возраста: подражательностью и конкретностью мышления. Дети безотчетно склонны подражать и хорошему, и плохому, больше следовать примерам, чем нравоучениям. Поэтому так важен требовательный контроль родителей за своим поведением, которое должно служить детям образцом для подражания.

        Положительное влияние примера и авторитета родителей усиливается, если нет расхождений в словах и поступках родителей, если требования, предъявляемые к детям, едины, постоянны и последовательны. Только дружные и согласованные действия дают необходимый педагогический эффект. Важным в создании авторитета является также уважительное отношение родителей к окружающим людям, проявление к ним внимания, потребность оказывать помощь.

        Авторитет родителей во многом зависит и от отношения к детям, от интереса к их жизни, к их маленьким делам, радостям и печалям. Дети уважают тех родителей, которые всегда готовы их выслушать и понять, прийти на помощь, которые разумно сочетают требовательность с поощрением, справедливо оценивают их поступки, умеют своевременно учесть желания и интересы, наладить общение, способствуют укреплению дружеских отношений. Детям нужна разумная и требовательная родительская любовь.

Педагогический такт родителей.

        Авторитет родителей поддерживается их педагогическим тактом. Педагогический такт- это хорошо развитое чувство меры в обращении с детьми. Он выражается в умении найти наиболее близкий путь к чувствам и сознанию детей, выбрать эффективные воспитательные меры воздействия на их личность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, конкретные условия и обстоятельства. Он предполагает соблюдение равновесия в любви и строгости, знание действительных мотивов поступков детей, верное соотношение требовательности с уважением к достоинству личности ребенка.

        Такт родителей тесно связан с тактом детей- с ответным чувством меры в поведении, основанном на чутком и внимательном отношении к людям. Вначале он проявляется как подражание, вызванное примером старших, а позже становится привычкой вести себя тактично.

Культура быта в семье.

        В понятие культурного быта включаются правильные взаимоотношения между членами семьи, уважение друг друга, а также разумная организация всей жизни семьи. При этом дети учатся самостоятельно рассуждать и оценивать факты и явления, а родители передают им жизненный опыт, помогают утвердиться в правильном суждении и ненавязчиво направляют их мысли. Беседы с ребенком в свободной и сердечной атмосфере создают близость между родителями и детьми и становятся одним из средств родительского влияния.

        Неполадки в воспитании часто возникают там, где общая жизнь семьи недостаточно организована. Отрицательно сказываются на характере и нравственных качествах детей и пережитки старого быта, сохранившиеся в некоторых семьях: неправильное отношение к женщине, алкоголизм, предрассудки и суеверия.

        На воспитание детей в семье влияют и внешние условия: культура домашней обстановки, соблюдение гигиенических, общекультурных и эстетических требований.

Знание возрастных и индивидуальных особенностей детей.

        Знание особенностей детей позволяет родителям научиться правильно обращаться с ними, повышает ответственность за их воспитание и обеспечивает единство и последовательность в требованиях к детям со стороны всех членов семьи.

        Специальные педагогические знания помогают развивать детскую пытливость, наблюдательность, простейшие формы логического мышления, руководить игрой и трудом, разбираться в причинах детских поступков.

        Осведомленность родителей о физиологических и психологических особенностях детей раннего возраста помогает им не только заботиться об охране здоровья ребенка, но и целенаправленно развивать движения, культурно-гигиенические навыки, речь, деятельность общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 5

Конспект занятия по рисованию «Наш детский сад»

Задачи: развивать самостоятельность и творчество, учить отражать впечатления от окружающей жизни ; формировать представления о сотрудниках детского сада, о трудовых процессах, выполняемых каждым из них; воспитывать уважение к труду взрослых; совершенствовать умение ориентироваться в помещениях детского сада.

Материалы и оборудование: картинки с изображением дворника, повара, няни, прачки, музыканта и представителей других профессий в детском саду; предметные картинки с изображением предметов, необходимых людям этих профессий; цветные карандаши, листы бумаги.

        Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель. Ребята давайте проведем экскурсию по нашему детскому саду. Вы узнаете много нового и интересного, побываете в тех уголках здания, которые ещё ни разу не видели. Поймете, что наш детский сад, как и другие строения, является важной частью нашего поселка Тоншаево.

2. Экскурсия по детскому саду. Беседа.

Воспитатель показывает все группы и кабинеты, кухню, прачечную, музыкальный и спортивный залы, музей «Русская изба» и другие интересные помещения.

Воспитатель. В детском саду работают люди разных профессий:

воспитатель, медсестра, преподаватель физкультуры, музыкальный руководитель, повар, заведующая. А еще есть няня, прачка, дворник, сторож. Какую работу они выполняют? (Воспитатель называет профессию, а дети говорят, какую работу выполняет человек этой профессии. Например, няня – убирает в группе, накрывает на стол; прачка – стирает и т. д.) Как вы думаете, почему в детском саду нужна медсестра? А повар? А дворник? Все сотрудники нужны. Их работа важна. Мы должны уважать их труд и помогать им. Как мы можем помочь дворнику? (Не оставлять мусор на улице.) А прачке, няне? (Не пачкать постельное белье; накрывать на стол.)

3. Игра «Чьи предметы?».

Воспитатель. А какие предметы находятся в том или ином помещении детского сада? (Воспитатель показывает картинки на которых изображены гантели, мячи, пианино, русская печка, стиральная машина, варочная плита. Дети стараются дать правильные ответы.)

4.Физкультминутка.

На окне в горшочках

Поднялись цветочки,

            К солнцу потянулись,

Солнцу улыбнулись.

5. Чтение стихотворения.

Воспитатель. Предлагаю вам послушать стихотворение про детский сад:

Детки в садики живут,                              

Здесь играют и поют,                                

Здесь друзей себе находят,
 На прогулку с ними ходят.

Детский сад-второй ваш дом.

Вы его любите, дети,

Самый добрый дом на свете!                                                                                

Педагог просит детей рассказать, что представляет собой детский сад. План рассказа:

  1. Как называется наш детский сад?
  2. Сколько у него этажей?
  3. Как называется группа?
  4. На каком этаже она находится?
  5. Какие помещения есть в группе?

5. Рисование.

Воспитатель. Какое у вас сейчас настроение? Хорошее? Тогда в

хорошем настроение нарисуйте цветными карандашами рисунок на тему «Наш любимый детский сад». Для этого мы разделимся на три подгруппы: первая подгруппа будет рисовать здание нашего детского сада покрытое снегом, в окружении деревьев; вторая- нарисует спортзал и все соответствующие атрибуты лестницу, мячи, батут, беговые дорожки; третья-изобразит наш музей «Русская изба» постарайтесь передать основные черты русского дома такие как деревянные стены, колыбель, русская печь и т.д. Дети старательно рисует по заданным темам. Воспитатель помогает ребятам, учит правильно держать карандаш, заштриховывать в одном направлении, советует использовать больше цветов, чтобы рисунок получился более насыщенным.

 

6.Вывод.

Воспитатель. Молодцы ребята! Здорово нарисовали, все очень старались. А теперь давайте посмотрим на все рисунки. Дети обсуждают рисунки, стараются объективно оценить своё творчество. Педагог с ребятами организуют выставку рисунков на стенде детского сада.

 

 

 

 

 

 

Приложение №6

 

Конспект комплексного занятия

"Моя Малая Родина"

Задачи:

Уточнить и закрепить общие представления о родном селе (достопримечательности, здания, река)

 Развивать умения строить улицу села, отражая в ней свои представления об окружающей действительности;

 Развивать творчество, умение работать самостоятельно по заданной теме;

Формировать у детей чувство патриотизма и любви к малой Родине;

Прививать любовь к родному селу, воспитывать бережное отношение к природе;

 Развивать связную речь, логическое мышление, двигательную активность, создавая положительный эмоциональный настрой дошкольников.


Предварительная работа:
 Конструктивные игры в свободное время. Чтение рассказов, сказок о родном крае, рассматривание иллюстраций, фотографий различных домов и зданий родного села, животных нашего леса, обитателей реки Сива.

Словарная работ: малая Родина, архитектор, здания, рыжики.

Материал: макеты: дорога, пешеходный переход, дома и здания, конструктор-мозаика, картинки растений, игрушки животных, картинки рыб, аудиозапись.

Ход занятия:

Дети входят в зал здороваются с гостями. Слышится звук пропеллера,  в зале появляется Карлсон.

Карлсон: Ребята вы меня узнали? Я путешествую по вашей большой стране России  и прилетел в ваше село, но ничего о нем не знаю, ни улиц, ни зданий ни  адресов, не знаю на какую крышу лететь.

Воспитатель: Мы с ребятами тебе поможем узнать все о нашем селе, о нашей малой Родине.

Карлсон: Родина! Какое интересное слово Ро-ди-на. А что оно обозначает? (ответы детей)

Воспитатель: Это место, где человек родился в семье и живет. Ребята тебе сейчас расскажут стихотворение: «Что мы Родиной зовем» В. Степанова.

 1Что мы Родиной зовем?

  Дом, в котором мы живем

  И березки, вдоль которых

  Рядом с мамой мы идем»

2. «Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском

Наши праздники и песни

Теплый вечер за окном»

Карлсон: И как же ваше село называется? Ваша малая Родина (ответы детей)

Наше село называется Первомайский.

1.Очень я люблю село
Первомайское своё

Хоть все страны обойди

А такого не найти!

2. В Первомайском родном

Мы давно семьей живем.

Даже если будет худо,

Не уедем мы от сюда

3. Цвети село мое родное

 Цвети все краше сотни лет,

Ты на земле одно такое

Не знай ни горести, ни бед.

Воспитатель: Ребята! как же мы можем помочь Карлсону  познакомиться с нашим родным  селом? (ответы детей).

Мы можем отправиться в путешествие по нашему родному селу. Ребята,какие улицы в нашем селе есть? (ответы детей)

А вы знаете нашу главную улицу? Как она называется? (Центральная)

Мы можем с вами построить эту улицу и познакомить Карлсона?

Как называются люди, которые строят? А что они строят? (ответы детей)

Правильно: дома, здания, дороги, мосты. Сегодня мы побудем строителями и  построим главную улицу села Центральную.  Ребята, представьте, что мы идем с вами по улице Азина, что нам встречается?

Дети и воспитатель строят улицу и все что на ней находится. Загадывает детям загадки:  

1. Стоит веселый светлый дом,

Ребят проворных много в нем.

Там пишут и читают,

Решают и считают. (Школа)

2. Если холодильник пуст,

Закончились продукты,

Ты сюда входи скорее,

Покупай, что повкуснее. (Магазин)

3. Сюда приходят в день воскресный,

А в праздник здесь порою тесно.

Здесь люди каются, спасаются.

Как это место называется? (Церковь).

Дорога,  памятник, здание администрации, магазины, церковь, музей,

 А дорога нас ведет дальше. Кто знает, куда она ведет? (ответы детей). Правильно в лес! Как наш лес еще называют? (лес)

Ребята, мы долго шли устали, давайте присядем на пригорке, отдохнем и послушаем песню о нашей малой Родине, о селе Тоншаево.

Чем славятся наши леса ? (ответы детей),

 Что там растет? (ответы детей)

Показ картинок: грибы: рыжики, маслята; ягода: земляника, клубника.

 Какие звери живут? (ответы  детей)

А сейчас мы с вами продолжим наше путешествие в лес (дети подходят к макету  и видят мусор). Ребята что это? Можно ли оставлять мусор в лесу?  Что нужно делать, когда мы уходим домой? (ответы детей)

Правильно убрать за собой весь мусор, не засорять лес!

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто, где живет?»

Дети выбирают животных и селят их в лес (медведь, заяц, лиса, волк, белка и соболь), не нужные оставляют (жираф, слон, тигр, лев)

Ребята посмотрите, а это что? (ответы детей) Да! Речка! А как она называется?(ответы детей). Правильно, река Пижма. Кто скажет какая рыба водится в нашей речке? (ответы детей) Да, лещ, карп, окунь,  давайте поселим рыб в реку (кит , дельфин, акула) остаются.

 Ребята, нам нужно возвращаться домой, а вы знаете свой адрес? (ответы детей).  А детский сад по какому адресу находится? (ответы детей) Правильно ул. Комсомольская, 12.

 Рефлексия:

Что мы с вами сегодня делали? Что больше всего понравилось? Карлсон  тебе понравилось?
Карлсон: Я узнал много о вашем селе, буду  к вам чаще прилетать или писать вам письма по адресу, где находится ваш  садик.

Воспитатель: А вы не забыли, как надо вести себя в лесу?  «Берегите лес -наше богатство!»

 

 

 

 

 

Приложение №7

Конспект НОД по изобразительной деятельности (рисование) «Дорога для машин».

Задачи:
-Продолжить учить аккуратно закрашивать поверхность рисунка красками; побуждать к дополнению готового рисунка различными деталями 
(дома, цветы, кустарники, деревья, и т. д.)

- Развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей; любопытство при встрече с объектами, удивление, сопереживание, сочувствие.
- Воспитывать доброжелательность в общении друг с другом, чувство коллективизма.
- Воспитывать усидчивость и внимание детей на занятиях.

Оборудование: альбомные листы, краски, кисточки, непроливайки, салфетки, макет светофора, игрушечные рули.

Предварительная работа: знакомство с светофором, его функциями, работой.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим в окно. Скажите мне, какая погода за окном?(ответы детей).

Воспитатель: Да ребята, погода на улице снежная. Идет снег, холодно, облачно. Посмотрите, а что делает дворник?

Дети: Расчищает дорожки от снега.

Воспитатель: Правильно ребята! А зачем он это делает? (ответы детей)

Воспитатель: Если на дорожках будет много снега, то ходить будет очень тяжело. А что же у нас происходит на дорогах нашего села? Вчера шел сильный снег и завалил все дороги сугробами, и машины вязнут в снегу, колеса крутятся на одном месте, машины не едут. Надо расчистить дорогу, чтобы машины могли поехать дальше. Есть специальная машина, чтобы убирать снег. Она так и называется- снегоуборочная. Только вот в чем беда- она сломалась. Что же нам делать? Ведь если мы не поможем расчистить дороги села от снега, весь транспорт остановится и не сможет продолжить движение.

Дети: Нужно помочь расчистить снег.

Воспитатель: Давайте поможем, и расчистим дороги от снега! А в этом тяжелом деле нам поможет наш друг Светофорик! (воспитатель обращает внимание детей на макет светофора).

Показ способа рисования. Воспитатель на укрепленном на мольберте образце показывает детям, как красками нужно закрашивать полосы дороги в одном направлении, с одинаковой силой нажима на кисть, не выходить за контуры дороги.

После того, как дети закончат рисовать, Светофорик предлагает проверить безопасность дорог.

Воспитатель: Ребята, скорее становитесь в круг, давайте проверим, хорошо ли мы расчистили дороги от снега, или нет (воспитатель раздает всем детям по игрушечному рулю).

Физкультминутка «Машины поселка».

На улице нашей машинымашины, (дети двигаются по кругу держа «руль»)

Машины малюткимашины большие, (присаживаются- показывают какие маленькие, встают- показывают большие)

Спешат грузовые, фырчат легковые, (топают)

Торопятся, мчатся, как будто живые (дети двигаются по кругу держа «руль»)

Эй, машины, полный ход (стоят, руки на поясе, выполняют приседания)

Я- примерный пешеход! Торопиться не люблю! Вам дорогу уступлю (грозят пальчиком).

Воспитатель: Молодцы ребята! Присаживайтесь за свои стульчики. Расскажите, вы хорошо расчистили дороги города от снега?

Дети: Да.

Затем воспитатель предлагает детям пофантазировать, спросив, что может находиться вдоль дорог. Ответы детей разнообразны: дома, цветы, кустарники, деревья, фонтаны и. т. д. затем воспитатель предлагает детям нарисовать то, что они представили. В это время воспитатель обращается к макету светофора, и от его имени подсказывает детям, делает поправки, замечания, хвалит детей, тем самым побуждая детей рисовать как можно лучше и красочнее.

Воспитатель: Ребята! Какие вы молодцы! Какие красивые рисунки у вас получились! Нам с Светофориком очень нравится. Сейчас мы с вами сделаем выставку ваших работ, чтобы Светофорик мог рассказывать другим деткам, какое важное дело вы сегодня сделали!

Воспитатель подводит итог занятия, основываясь на впечатления детей.

 

 

 

 

 

 

Приложение № 8

Конспект занятия по рисованию «Моя семья».

Задачи:

-Учить правильно называть всех членов семьи.

-Дать понятия «родственники»,«родня».
- Развивать представление о семье как о людях, которые живут вместе любят друг друга, заботятся друг о друге. 
- Воспитывать заботливое отношение к близким людям, чувство взаимопомощи в семье.

- Развивать воображение и умение выражать идеи в рисунке.

Предварительная работа:

Заучивание фамилии, имени, отчества родителей.  

- Разучивание стихотворений о маме, папе, семье.

Оборудование: семья медведей-кукол к сказке «Три медведя», фото семьи,  картинки с изображением: детей, взрослых, пожилых людей( для каждого ребенка), клей, листы бумаги, салфетки.

Ход занятия: 
Организационный момент. (Дети стоят в кругу) 
Мы сначала будем топать: 
Топ-топ-топ, топ-топ-топ. 
А потом мы будем хлопать: 
Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп. 
А потом мы повернемся 
И друг другу улыбнемся. 
(Дети рассаживаются на стульчики. )

Появляется медведь, рассказ медведя о своей семье. 
«Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня? Я Мишутка из сказки «Три медведя». Я еще маленький и поэтому пришел к вам не один, а вместе со свой семьей: мамой Настасьей Петровной и папой Михайло Потаповичем. Наша семья небольшая: нас всего трое. Я очень люблю маму и папу. Они меня тоже любят, они заботятся друг о друге и обо мне. А у вас, ребята, есть семья? Расскажите мне о вашей семье, о том как вы живете». Воспитатель помогает детям составлять рассказ о семье, задавая наводящие вопросы. (В помощь детям фотографии семьи). Ребята, я поняла, что вы много знаете о своей семье. Запомните! Мамы, папы, братья, сестры, дедушки, бабушки — это ваши близкие родственники, ваши родные, ваша семья. 

Физминутка. 
Три медведя шли домой. Дети имитируют ходьбу на месте. 
Папа был большой – большой, Тянут руки вверх. 
Мама чуть поменьше ростом, Наклоняются. 
А малыш малютка просто. Приседают. 
Очень маленький он был, 
С погремушками ходил. Изображают игру погремушками. 
Дзынь – дзынь – дзынь 
С погремушками ходил. 
Где живёт каждая семья? (дом, квартира)

Беседа. 
Ребята, а кто в вашей семье больше всех занимается домашними делами? (мама) 
-Что делает по дому мама? 
-А что делает папа? 
-Чем занимаются бабушка и дедушка? 
-Какие заботы по дому есть у вас?

Рисование:  А теперь каждый из вас нарисует свою семью. Обязательно не забудьте про ваших бабушек и дедушек, ведь они вас тоже очень сильно любят.

Затем, производим анализ творческих работ. Слушаем рассказы детей про свою семью изображенную на рисунке.

Итог. 
Детки, у нас у всех есть семья. У кого – то большая, у кого-то по меньше. Но в каждой семье вас любят и о вас заботятся. Вы — самые счастливые дети на свете.

(Ребенок рассказывает стихотворение. )
Я люблю свою семью.
Маму, папу я люблю, 
Люблю деда и бабусю 
И щенка и кошку Мусю! 
Всех кого я так люблю- 
Имеют право на семью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №9

Коляда-Коляда, отворяй ворота!

(развлечение)

Цель: Приобщение детей к русской традиционной культуре, знакомство с обрядом колядования на Руси.

Задачи:

  1. Создать условия для возникновения положительных эмоций у детей;
  2. Познакомить детей с русскими народными традициями (святки, обряд колядования);
  3. Разучивать музыкальный фольклорный материал, использовать его в повседневной жизни;
  4. Воспитывать любовь и уважение к русским народным традициям.

Предварительная работа:

  1. Беседа с детьми  о традициях колядования;
  2. Разучивание с детьми стихов, песен, игр;
  3. Рассматривание иллюстраций о традициях колядования;
  4. Подготовка костюмов, масок для колядования.

 Роли взрослых:

-Первый ряженый;

-Второй ряженый;

-Баба-Яга;

-Медведь;

-Глафира Матвеевна.

Роли детей:

- колядовщики – те, кто идут колядовать

- хозяева – те, кто принимает колядовщиков.

Материал: Костюмы, маски для колядовщиков;  шумовые инструменты-самоделки; сумки, пакеты под угощение; платок, веревка, музыкальные инструменты, магнитофон.

Форма проведения: Дети ходят колядовать из группы в группу: подготовительная группа- во вторую младшую группу; вторая младшая группа -в среднюю группу; средняя группа- в старшую группу; старшая группа- в подготовительную группаПосле посещения группы идут в музей к хозяйке Глафире Елисеевне. По возвращению в свою группу дети пьют чай с угощением, которое наколядовали.

 

 

ХОД: Ряженые, Баба-Яга, Медведь приходят к детям подготовительной группы.

1-ый ряженый:

Здравствуйте, дети!

Велено до вас

Довести в сей час указ,

Заготовленный самой

Нашей матушкой –Зимой.

 

2-ой ряженый:

Каждый год, сего числа,

Как гласит указник,

Людям города, села

Приходить на праздник!

 

Баба-Яга:

Непременно все должны

Быть на празднике Зимы.

 

Медведь:

Эй, спешите все сюда!

В гости Коляда пришла.

Будем мы шутить, кривляться,

Бегать, прыгать, забавляться!

 

Все (ряженые, Баба-Яга, Медведь):

Наряжайтесь детвора,

Колядовать идти пора!

 

   Дети подготовительной группы наряжаются в костюмы, берут с собой шумовые инструменты–самоделки, сумки, пакеты под угощение и под шум инструментов со словами «Коляда, коляда, отворяй ворота, подавай пирога! Не подашь пирога- возьмем корову за рога! Подашь пирога - будет рожь густа, будет рожь чиста, обмолотиста!» идут во вторую младшую группу, стучат в двери.

 

1-ый ряженый:

Пришла коляда,

Отворяй ворота!

Ворота отворяй,

И гостей принимай!

 

Как зашли мы, зашли

Да в хорошую хату.

Здравствуйте, ребята!

 

Щедрый день, добрый день!

Сеем, веем, посеваем,

С новым годом поздравляем!

 

Уж как наша коляда

Ни мала, ни велика,

Она в дверь к вам идет,

Да всем поклон шлёт!

Хозяев знает, добром величает.

 

2-ой ряженый (называет имена воспитателей группы):

А как первая звезда,

Да Елена Геннадьевна,

А вторая звезда помощница ваша

Татьяна Афонасьевна.

А деточки то ваши

Один другого краше.

Слава вам! Слава!

 

Прикатила коляда,

Коляда-то молода, ух-ух!

Что за славный денек,

Становись в хоровод,

Будем кругом ходить, да ребят веселить!

Дети танцуют под фонограмму песни «Светит месяц», выполняя движения по показу музыкального руководителя.

 

Баба-Яга:

Тай-тай, налетай,

В игру со мною поиграй!

Я Бабка-Ёжка, костяная ножка!

Буду вас развлекать,

Буду с вами играть!

 

Подвижная игра «Передай платок».

Дети встают в круг, под музыку передают платок по кругу, музыка останавливается, ребенок, у которого оказался в руках платок, выходит в середину круга. Стоящие в кругу хлопают, ребенок, держащий в руках платок танцует. Игра повторяется.

1-ый ряженый:

По лужочку я шёл,

Себе дудочку нашёл.

Это дудка-дуда, развесёлая!

Вы, ребята, поспешайте

Инструменты разбирайте!

Ну-ка, примемся за дело,

Поиграем с ними смело!

 

Игра на музыкальных инструментах.

   Дети берут приготовленные заранее музыкальные инструменты, исполняя знакомые русские народные мелодии.

 

Медведь:

Ну и я, медведь,

Не хочу реветь,

Буду деток искать,

Буду с ними играть.

Как по лесу я гулял,

Да всех деточек искал,

Искал, искал, да не нашёл,

Спать в берлогу я пошёл!

(делает вид, что уходит).

 

2-ой ряженый:

Детки Мишку увидали,

Тихо к мишке подбежали,

Громко, громко закричали:

«Миша, Мишенька, вставай,

И попробуй нас поймай!»

Играют с Мишкой несколько раз.

 

Медведь:

А такому не бывать,

Чтоб со мной не поиграть!

 

Подвижная игра «Перетяни веревку».

   На полу кладут два обруча и протягивают веревку от середины одного до середины другого. Участники игры делятся на две команды. В обручи входят по одному человеку от каждой команды. По сигналу они бегут и меняются местами. Прибежавший первым в обруч соперника и выдернувший веревку из другого обруча считается победителем. После первой пары бежит вторая, третья и так до последней.

 

Баба-Яга:

Не пора ли вам, хозяюшки колядовщиков одарить?

Не скупитесь, поделитесь,

Щедро всем распорядитесь!

 

Хозяева (ребенок):

А вы песенку пропойте,

Стих нам расскажите,

И тогда от нас от всех-

Подарки получите!

   Дети колядовщики читают стихи, поют песни..

Дети-хозяева:

Коли вы так добры,

Дарим вам подарки мы!

(раздают детям угощение, приговаривают):

Колядовщики -дети:

Чтобы колос – с бревно,

А зерно-с ведро!

Кому песни поем-

Тому будет добро!

Тому сбудется, не минуется!

 

 (Уходят со словами):

Уродись, коляда,

Накануне Рождества!

Коляда, коляда,

Отворяй ворота!

1-ый ряженый:

А теперь, ребятушки, пойдемте в избу к Глафире Матвеевне погреться да поколядовать (идут в музейную комнату со словами «Коляда, коляда, отворяй ворота, подавай пирога! Не подашь пирога- возьмем корову за рога! Подашь пирога - будет рожь густа, будет рожь чиста, обмолотиста!»  идут в музейную комнату, стучат в двери).

Глафира Матвеевна:

Милости прошу, люди добрые! Проходите, присаживайтесь, отдохните (колядовщики присаживаются на лавочки).А я вам хочу рассказать про святки.

Праздник этот самый длинный,

Он веселый и старинный.

Наши предки пили, ели,

Веселились две недели.

От Рождества и до Крещения,

Приготовив угощение,

Пели разные колядки,

По дворам ходили в святки

Наряжались и шутили,

Праздник этот все любили.

Так давайте ж его  у нас

Песней встретим мы сейчас.

Глафира Матвеевна с колядовщиками поют песню «Коляда, коляда, на пороге Рождества»

Глафира Матвеевна:

А еще , мои ребятки,

Отгадайте-ка загадки. 

  • Их треплют, а зиму таскают (валенки).
  • Скатерть бела, весь мир одела (зима, снег).
  • Шуба в избе а рукав на улице (печь и труба).
  • Спереди пятачок, сзади крючок, посередине спинка, на спинке- щетинка (поросенок).
  • Не всадник, а со шпорами, не сторож, а всех будит (петух).
  • Сидит дед, в шубе одет, кто его раздевает, тот слезы проливает (лук)

Глафира Матвеевна:

Молодцы, песню спели,  загадки отгадали.

Вот вам угощение- пряники, печенье,

Бараночки, конфетки, кушайте, детки!

(дает детям угощение, дети благодарят, уходят в свою группу пить чай с угощением, которое наколядовали).

 

Затем ряженые, Баба-Яга, Медведь идут к детям второй младшей группы, сценарий повторяется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №10

Анкета для родителей «Нравственное воспитание детей в игре»

 

Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.

1. Ф.И.О. родителя_____________________________________________________________

2.Часто ли ваш ребёнок играет дома?

_____________________________________________________________________________

3. Во что, в какие игры ваш ребёнок играет?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какие игрушки наиболее интересны для него?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

https://documents.infourok.ru/6ecc78de-5ac9-4d60-a3da-c7385f738957/0/image004.gif

5. Какая любимая игра у вашего ребёнка.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

https://documents.infourok.ru/6ecc78de-5ac9-4d60-a3da-c7385f738957/0/image004.gif

6. Каковы источники сюжетов игры (телесериалы, мультфильмы, рассказы взрослых и другое)?______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Играете ли вы со своим ребёнком? С кем ребёнок чаще всего играет – с мамой или с папой?_______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Предлагаете ли вы своему ребёнку игры своего детства? Какие?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Во время прогулки с кем из детей предпочитает играть ваш ребёнок ( с мальчиками, с девочками) ?_________________________________________________________________

 10. Во что любит играть ваш ребёнок на улице?_______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.Если в семье есть дети разного пола: скажите, пожалуйста, как они взаимодействуют друг с другом: любят ли играть вместе, в какие игры; часто ли у них происходят конфликты, из-за чего; есть ли у них общие интересы, игры(какие)?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №11

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим: «Птицы в гости к нам спешат».

Задачи: закрепить приметы весны, познакомить детей с жизнью птиц в весенний период. Воспитывать любовь к живой природе, развивать наблюдательность, мышление.

Материалы: картинки с изображением птиц, макет скворечника.

 

Ход:
-Вот и наступила долгожданная весна. Прошли морозы, метели и бураны, которые были зимой. А как стала меняться погода весной?  

Ответы детей (выглянуло солнышко, стал таять снег).

А вы знаете, почему так говорят?

Вода с гор потекла – весну принесла.

Солнце светит, солнце сияет – вся природа воскресает.

Ответы детей.

Правильно.

Послушайте стихотворение:

Старый снег на солнце тает, ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса -  вот и к нам пришла весна.

О чем говорится в стихотворении?

Ответы детей.

Правильно.  Из теплых краев к нам стали прилетать….

Ответы детей.

А вы знаете, какие птицы к нам прилетают? Отгадайте загадки.

Черный, проворный, кричит: «Крак!»,

Червякам враг.                    (Грач).

Послушайте, какие поговорки народ сложил про прилет птиц.

Грач на горе — весна на дворе. 

Увидел грача — весну встречай.

По этим поговоркам мы можем узнать, что первые прилетевшие из теплых краев птицы это грачи.

Вот какой он грач.

Рассматривание изображения грача.

А теперь еще загадка.

Хвост раздвоен словно вилы. Если я летаю низко,

Значит, дождик где-то близко.   (Ласточка).

Рассматривание изображения ласточки.

Ласточка прилетает  около середины мая, строит гнездышко и откладывает яйца.

Игра «Подбери действие».

Детям предлагают встать в круг и, передавая друг другу мяч, называть отдельные действия, которые выполняют птицы.

Птицы что делают?

Летают, клюют (зерна) прилетают (на кормушки) прыгают, поют, чирикают, чистят перышки ,вьют гнезда, высиживают(яйца, птенцов), заботятся ловят.

А теперь следующая загадка.

Едва возвращается этот певец

В свой на шесте деревянный дворец,

Как все понимают – весна наступает,

И долгой зиме скоро будет конец.                     (Скворец).                             

Скворцы прилетают в начале марта. Первыми на место прибывают самцы, которые тут же начинают искать себе место для будущего гнезда — дупло, отверстие в стене дома или скворечник. Скворцы не вьют гнезда, как некоторые другие птицы. Они предпочитают селиться в дуплах деревьев ли в специальных домиках, построенных для них людьми. Знаете ли вы, как называются эти домики? Скворечники.

А что такое скворечник?

Ответы детей.

Рассматривание картинки скворечника.

Взгляните на изображение скворечника. Сверху на скворечнике крыша, круглый вход называется леток. Подумайте, почему вход в скворечник называется «леток»? Потому что птицы влетают в него. А вот эта жердочка под летком называется насест. Догадаетесь ли вы, почему? От слова «сесть», ведь на него садится птица. Скворцы возвращаются к своим прежним домикам. Натаскивают в него перышки, сухую траву, листочки. И начинают петь..

А кто делает скворечник? А зачем его нужно делать? А маленькие детки могут сделать скворечник?

Ответы детей.

Вот какое стихотворение я знаю про скворечник.

Он прилетает каждый год туда, где домик ждет:
Крепкий деревянный дом с круглым маленьким окном.

Прилетая из теплых краев птичкам нужны домики, и человек им помогает. В это время года нашим птичкам не хватает корма и места для укрытия, и поэтому многие люди вывешивают на деревьях домики для птиц — скворечники. Птицы в скворечнике устраивают гнезда и выводят птенцов.  Иногда в скворечники заселяются воробьи, мухоловки или другие птицы.

Посмотрите, какие оригинальные скворечники бывают.

Рассматривание иллюстраций.

Раньше почти в каждом дворе, где есть деревья, висели скворечники. Вешать у своего жилья домики-скворечники - старая народная традиция.

Люди еще с очень давних пор мастерили скворечники и вешали их около дома. А как вы думаете, почему около дома нужны скворечники?

Ответы детей.

Птицы, живущие рядом, оказывают помощь садоводам в борьбе с насекомыми-вредителями. Например, один выводок скворчат за 5 дней может съесть около 1000 майских жуков и их личинок! А еще птицы радуют нас, жителей сел и крупных городов, своим видом и пением.

Физкультурная минутка.

Мы без дела не сидим –  птичкам домик мастерим.

Молотком мы застучали, громко гвозди забивали.

Вот готов для птичек дом. Заживет кто в доме том?

Тот, кто там летал, за морем, а теперь летит над полем

В деревянный свой дворец – это маленький скворец. 

Вот мы и познакомились с некоторыми птицами, которые прилетают к нам из теплых краев весной.

  Итог: О каких  птицах мы сегодня говорили

  В какое время года они прилетают?

  Как люди готовятся к прилету птиц?

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 12

Интегрированное занятие «Любимые места моей семьи»


Задачи:
 формировать у детей представление, что наше поселок Тоншаево– часть великой России. Развивать у детей чувство восхищения красотой природы родного края и России. Воспитывать чувства патриотизма.

 Материал: картины, фотографии с изображением поселка Тоншаево и городов России, игрушка мишка; белая бумага, кисточки, краски, стаканчики салфетки.

Ход занятия:
 Воспитатель: У каждого человека есть свой маленький уголок, его малая Родина. У каждого она одна. Как мама.

 Скажите, что такое Родина? (место, где мы живем, где родились, где живут мои родители и т. д.) Как называется наша большая Родина? (Россия)

 Стук в дверь. В гости к детям приходит Мишка-путешественник, приносит с собой фотографии с видами разных городов России.

 Мишка. Я много путешествую по стране, и вот добрался до вашего села. Привез вам фотографии, городов, сел, деревень, в которых побывал. (Дети рассматривают фотографии) А вы помните название городов, сел, деревень, куда ездили с родителями отдыхать? Назовите их (ответы детей) Что вы видели интересного в этих местах?

 Мишка. Вот какая наша страна большая, в ней есть и леса и моря и горы (показывает). Все это наша большая страна Россия.

 Воспитатель. Любовь к стране начинается с любви к своей малой Родине, где мы родились и выросли, где родные сердцу места.

 Мишка. А как называется ваша малая Родина?  А село в котором вы живете?

 Сейчас поиграем в игру «Что это?» с помощью которой мы познакомим Мишку с нашим селом.

 (На столе лежат картинки с изображением достопримечательностей поселка Тоншаево. Дети по очереди берут по одной карточке и рассказывают, что изображено на картинке.)

 Воспитатель. Ребята, мы с вами умеем играть в тоншаевские игры. Давайте сейчас поиграем в игру «Ворота».

 Воспитатель. А сейчас я узнаю, хорошо ли вы знаете природу родного края. Я буду загадывать загадки, а вы находить картинки-отгадки. (Воспитатель загадывает загадки о животных, птицах, растениях, дети находят картинки-отгадки)

 Мишка. Ребята, я очень рад, что вы хорошо знаете свой поселок. Вы с таким интересом рассказывали о нем, что сразу было видно, как сильно вы его любите.

 Воспитатель. Ребята у меня есть идея. Мишка – путешественник путешествует по разным городам и селам и рассказывает детям о разных уголках нашей страны. Мы очень бы хотели, чтоб он рассказал как красиво наше село. А для этого каждый из вас нарисует рисунок, изобразив там красоту природы нашего края. Нарисуйте свои любимые места родного поселка. (Дети рисуют) Дети дарят рисунки Мишке. Мишка благодарит.

 Мишка. А сейчас пришла пора нам прощаться. Мне пора продолжать свое путешествие по городам и селам России. Я всем покажу ваши рисунки и расскажу какой красивый поселок.

 Мишка прощается, уходит.

 Воспитатель. А закончить наше занятие мне хочется такими словами.

Удмуртия– часть нашей славной России.

 Прекрасная родина светлой мечты,

 Не сыщешь нигде в мире края красивей.

 Об этом всегда помню я, помни ты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №13

«Человек без Родины, что соловей без песни».

Конспект занятия.

Задачи:
- формировать представления детей о поселке, в котором они живут;

-закрепить  представление о ближайшем окружении детского сада (школа, магазин, дома);

-развивать познавательные интересы детей;

-воспитывать любовь к родному  поселку и своему детскому саду.

Ход занятия

1. Беседа «Наш детский сад».

Вопросы:

-Как называется наш детский сад? (Колосок).
-Хорошо ли вам живётся в детском саду?
-Есть ли у вас друзья в детском саду?
-Чем любите заниматься?

2. Игра «Расскажи, а мы отгадаем».

Детям раздаются конверты с фотографиями помещений детского сада (младшая группа, музыкальный зал, физкультурный зал, прачечная, кухня, русская изба). Дети по желанию или выбору воспитателя должны, не называя, какое изображено помещение, рассказать о нём, а остальные отгадывают.

Воспитатель. Почему так хорошо детям в детском саду?

(Потому что нас окружают любовь и забота всех взрослых).

3. Физкультминутка.

Дети хором произносят слова, сопровождая их движениями.

По селу мы все идём (маршируют),
Звонко песню мы поём (покачивание головой вправо-влево, напевая: ля-ля-ля).
Мы по улице шагаем (маршируют),
Ноги ровно поднимаем (оттягивают носочки каждой ноги).
Делай шаг- раз, два,
Взмах руками- три, четыре.
Повернулась голова (в любую сторону),
Руки вверх и ноги шире.
Прыгнем вместе высоко
И побегаем легко.

4. Беседа «Наш поселок».

Вопросы:

- В каком поселке мы живём? (Тоншаево)

-В каких местах нашего поселка вы были с родителями? (в магазине, в школе, больнице, на почте, в культурном центре, на речке  и т.д.)

- Что понравилось (запомнилось)? (ответы детей).

Беседа сопровождается показом картинок или фотографий, заранее принесённых детьми в детский сад.

5. Упражнение «Назови, что это».

Воспитатель показывает фотографии объектов ближайшего окружения ( школа, магазин, аптека, библиотека, жилые дома и т.п.). Дети должны вспомнить и назвать, что это за здания.

6. Конструирование из крупного строительного материала.

Воспитатель. Постройте макет микрорайона, в котором находится наш детский сад.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Любимый поселок»

«Любимый поселок»...

Конспект интегрированной деятельности в старшей логопедической группе «Наш поселок», проведенной на семинаре для слушателей курсов ИРО РТ на тему «Современные образовательные технологии в ДОУ».

Конспект интегрированной деятельности в старшей логопедической группе «Наш поселок», проведенной на семинаре для слушателей курсов ИРО РТ на тему «Совре...

нравственно-патриотическое воспитание дошкольников "Моя малая родина - поселок Газырь"

Познакомить детей с историей родного поселка. Воспитывать у детей любовь к своей малой родине....

Презентация проекта "Люби и знай свой поселок"

Автор: Балеевских Вера Анатольевна, Пермский край, п.Октябрьский Формат: ppt.+doc. в архиве rar. Размер: 6,07 Мб Презентация - скачать с narod.yandex.ru/ Знакомство детей старшего дошкольног...

Проект "Малая родина поселок Даровской"

В данном проекте речь пойдёт о значении истории    родного поселка и его влияние на   патриотическое воспитание дошкольников.   Успешность развития дошко...

Конспект открытого совместного мероприятия "Беркакит-мой любимый поселок"

Цель: Формировать понятие «малая Родина». Расширять знания детей о родном поселке, о его достопримечательностях. Учить узнавать знакомые места на фотографиях. Воспитывать любовь, чувство восхищения кр...

Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному развитию дошкольников на тему: « Мой посёлок Тоншаево»

Конспект организованной  образовательной  деятельности по духовно-нравственному развитию дошкольников на тему: « Мой посёлок Тоншаево»...